Составители: С.А. Мозеров, О.В. Красовитова, М.Г. Федорова — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Составители: С.А. Мозеров, О.В. Красовитова, М.Г. Федорова

2017-06-09 430
Составители: С.А. Мозеров, О.В. Красовитова, М.Г. Федорова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЧАСТНОЙ ГИСТОЛОГИИ

 

ЧАСТЬ I

 


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ МОРФОЛОГИИ С КУРСОМ ОНКОЛОГИИ

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЧАСТНОЙ ГИСТОЛОГИИ

 

ЧАСТЬ I

 

Ф.И.О студента__________________________________________

№ группы ______________________________________________

Ф.И.О преподавателя______________________________________

 

 

УДК 616-018

Печатается по решению редакционно–издательской комиссии медицинского института Пензенского государственного университета.

 

Рабочая тетрадь по частной гистологии составлена в соответствии с действующим учебным планом и программой по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии и предназначена для самостоятельной работы студентов II курса медицинского института на практических занятиях.

 

 

Составители: С.А. Мозеров, О.В. Красовитова, М.Г. Федорова

 


дата «___» ________201__

ЗАНЯТИЕ № 1

Нервная система.

 

Цель занятия: Изучить морфологические особенности периферических нервных стволов, ганглиев и окончаний, а также строение спинного и головного мозга.

 

Студенты должны знать:

особенности строения периферических нервных стволов, нервных ганглиев чувствительных окончаний;

особенности строения, расположения и функции нейронов в центральной нервной системе на примере коры мозжечка и коры большого мозга;

 

Студенты должны уметь:

определять тканевые элементы органов периферической и центральной нервной системы на микроскопическом уровне.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Морфо-функциональная характеристика нервной системы. Состав структурных элементов ЦНС и ПНС.

2. Спинномозговые ганглии: развитие, строение, функции.

3. Строение периферического нерва.

4. Рефлекторные дуги: чувствительные, двигательные и ассоциативные звенья.

5. Регенерация нервов.

6. Спинной мозг. Строение белого и серого вещества. Нейронный состав и типы глиоцитов. Ядра серого вещества. Строение белого вещества.

7. Ствол мозга. Нейронная организация серого вещества. Продолговатый мозг. Ретикулярная формация.

8. Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп.

9. Функции промежуточного мозга.

10. Головной мозг. Общая морфо-функциональная характеристика больших полушарий.

11. Цитоархитектоника и нейронный состав коры больших полушарий. Представление о модульной организации коры.

12. Миелоархитектоника. Возрастные изменения коры.

13. Мозжечок. Строение и функциональная характеристика. Нейронный состав коры мозжечка. Межнейронные связи. Афферентные и эфферентные нервные волокна мозжечка.

14. Автономная (вегетативная) нервная система. Общая морфо-функциональная характеристика и подразделение на отделы.

15. Ядра центральных отделов автономной нервной системы. Пре- и постганглионарные нервные волокна.

16. Особенности строения рефлекторных дуг автономной нервной системы.


Задания

 

1. Запишите в таблице виды нервных волокон и соединительнотканных оболочек нервов.

Виды нервных волокон Соединительнотканные оболочки нервов
   

 

2. Указать нервные образования, в которых проходят дендриты и нейриты спинномозговых узлов, и чем заканчиваются дендриты и куда приходят нейриты этих клеток.

Отростки Где проходят? Чем заканчиваются дендриты? Куда приходят нейриты?
       

 

3. Что называется «ядрами» спинного мозга, укажите основные из них?

Топография Морфологический тип нейроцитов Функциональное значение
     

 

4. Цитоархитектоника коры мозжечка

Слои коры мозжечка Виды нейроцитов
   
   
   

 

5. Запишите слои коры больших полушарий головного мозга и характерные для них нейроциты?

Слои коры головного мозга Нейроциты слоев головного мозга Участие в образовании пирамидного пути (указать «+»)
     
     
     
     
     
     

 

6. Запишите основные виды нервных волокон больших полушарий головного мозга, и укажите их роль?

Виды нервных волокон коры больших полушарий головного мозга Функциональное значение
   

 


Практические навыки

Препарат № 41. Поперечный срез периферического нерва.

Поперечный срез нерва представляет собой срезы многочисленных нервных волокон – отростков нейроцитов. Волокна отделяются друг от друга тонкими соединительнотканными прослойками – эндоневрием, более крупные пучки нервных волокон охвачены периневрием, сам нерв снаружи покрыт эпиневрием.

 

 

Препарат № 77. Вегетативный ганглий в капсуле надпочечника.

В плотной соединительнотканной капсуле надпочечника виден нервный ганглий – скопление светлых базофильных нейроцитов. Сам ганглий также окружен капсулой из рыхлой волокнистой соединительной ткани.

 

 

Препарат № 43. Кора мозжечка.

В коре мозжечка отчетливо видны три слоя клеток: наружный – молекулярный, в нем содержится два вида нейронов (корзинчатые и звездчатые), средний ганглионарный, в котором в один ряд лежат крупные грушевидные нейроны со светлой цитоплазмой и внутренний зернистый, содержащий большое количество мелких нейронов. Под зернистым слоем лежит белое вещество, образованное волокнами.

 

Препарат № 42. Кора больших полушарий головного мозга.

Из шести слоев коры больших полушарий отчетливо различаются клетки ганглионарного слоя. Это крупные пирамидные нейроны, вершины которых повернуты в сторону поверхности коры. В остальных слоях видны мелкие отростчатые клетки.


Тестовые задания для определения итогового уровня знаний

1. К вегетативной (симпатической) нервной системе относится:

1) грудное ядро

2) медиальное промежуточное ядро

3) собственное ядро

4) латеральное промежуточное ядро

2. Периферические нервные волокна и периферические нервы:

1) обладают способностью к регенерации после повреждения

2) не обладают такой способностью

3. Белое вещество мозжечка образовано:

1) нейронами

2) афферентными нервными волокнами

3) эфферентными нервными волокнами

4) ассоциативными нервными волокнами

5) параллельными нервными волокнами

4. Аксоны корзинчатых нейронов взаимодействуют с грушевидными нейронами, образуя:

1) аксодендритические синапсы

2) аксосоматические синапсы

3) аксоаксонные синапсы

5. В коре больших полушарий головного мозга лучше всего развиты следующие виды глии:

1) микроглия

2) астроглия

3) олигодендроглия

4) эпендимная глия

6. В состав гематоэнцефалического барьера входят:

1) сплошная эндотелиальная выстилка с хорошо развитыми десмосомами

2) прерывистая базальная мембрана

3) непрерывная базальная мембрана

4) фенестрированная эндотелиальная выстилка

5) пластинчатые окончания отростков астроглиоцитов

6) пластинчатые окончания отростков олигодендроглиоцитов

7) отростки нейронов

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________

дата «___» __________201__

ЗАНЯТИЕ № 2

Практические навыки

Препарат № 55. Роговица.

В препарате отчетливо видны: передний эпителий роговицы, представленный многослойным плоским неороговевающим эпителием, состоящим из пяти слоев клеток, передняя пограничная мембрана, собственное вещество роговицы, задняя пограничная мембрана и задний эпителий. Задний эпителий – однослойный плоский.

 

 

Препарат № 56. Хрусталик.

Под соединительнотканной капсулой хрусталика расположен однослойный плоский эпителий, клетки которого участвуют в образовании волокон хрусталика. Сами хрусталиковые волокна располагаются циркулярно, за исключением ядра, где они лежат параллельно.

 

Препарат № 67. Зрительный нерв.

Поперечный срез зрительного нерва состоит преимущественно из нервных волокон (отростков ганглиозных клеток сетчатки) и соединительнотканных прослоек.

 

Препарат № 57. Глаз.

На поперечном срезе глазного яблока видны все его оболочки. Хорошо различим угол глаза, цилиарное тело, ресничные отростки, радужка и роговица.

 

 


Тестовые задания для определения итогового уровня знаний.

1. Органы чувств соответствуют части анализатора:

1) центральной

2) периферической

3) промежуточной

2. Цепь нейронов сетчатки:

1) фоторецепторы

2) горизонтальные

3) биполярные

4) амакринные

5) ганглиозные

3. Тканевой состав радужной оболочки:

1) рыхлая соединительная ткань

2) плотная соединительная ткань

3) эпителий

4. Тканевой состав ресничного тела:

1) эпителий

2) рыхлая соединительная ткань

3) поперечнополосатая мышечная ткань

4) плотная соединительная ткань

5) гладкая мышечная ткань

5. Внутренний ядерный слой образован нейронами:

1) фоторецепторными

2) биполярными

3) ганглиозными

4) горизонтальными

5) амакринными

 

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________


дата «___» __________20__

ЗАНЯТИЕ № 3

Задания

1. Строение органа слуха и равновесия. Топография и функция рецепторных клеток.

Органы чувств Локализация рецепторных клеток Функция
Орган слуха    
Орган равновесия    

 

2. Назвать каналы улитки и выстилающие их ткани. Указать, чем заполнен просвет каналов.

Каналы улитки Ткани, выстилающие стенки каналов Чем заполнен просвет
     

3. Типы рецепторных клеток органа равновесия. Специальные структуры, принимающие участие в рецепции.

Орган равновесия Типы рецепторных клеток Структуры принимающие участие в рецепции
Ампулярный гребешок    
Рецепторное пятно    

 

4. Вкусовая луковица, ее клетки их функция и происхождение.

Виды клеток Функция Происхождение
     

 


Практические навыки

Препарат № 89. Вкусовые почки в желобоватых сосочках языка.

В толще многослойного плоского частично ороговевающего эпителия, покрывающего поверхность желобоватого сосочка лежат вкусовые почки – округлые скопления светлых клеток.

 

 

Тестовые задания для определения итогового уровня знаний

1. Тканевой состав сосудистой полоски:

1) многослойный плоский эпителий

2) многорядный эпителий

3) рыхлая соединительная ткань

4) гладкая мышечная ткань

2. Источники образования эндолимфы в улитке:

1) поддерживающие клетки

2) клетки-столбы

3) сосудистая полоска

4) спиральная связка

3. К органу равновесия относится:

1) эллиптический мешочек

2) ампулярные гребешки полукружных каналов

3) спиральный орган

4) сферический мешочек

4. Нейроны спирального ганглия по строению в основном:

1) мультиполярные

2) биполярные

5. Покровная мембрана образована волокнами:

1) коллагеновыми

2) мышечными

3) эластическими

 

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________


дата «___» __________20__

ЗАНЯТИЕ № 4

Задания

1. Указать тканевой состав оболочек артерий различного типа.

Тип артерий Оболочки
внутренняя средняя наружная
       

 

2. Указать клеточные элементы в составе артериол, капилляр и венул, и их функции.

Сосуды Клеточный состав Функции
Артериолы    
Капилляры    
Венулы    

 

3. К какому типу относятся вены.

а) вены мозговых оболочек, костей

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) верхняя полая вена

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) вены верхних конечностей

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) вены нижних конечностей

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) нижняя полая вена

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Типы капилляров. Указать для каких органов они характерны. И их функциональное значение.

Тип капилляров Органы Функции
     

5. Какого типа капилляр, если у него в цитоплазме эндотелиальных клеток имеются истончения, а базальная мембрана сплошная.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Указать тканевой состав оболочек стенки сердца

Эндокард:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Миокард:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпикард:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Практические навыки

Препарат №45. Аорта

В препарате отчетливо видны три оболочки аорты: внутренняя, состоящая из эндотелия (однослойного плоского эпителия на базальной мембране) и подэндотелиального слоя (рыхлая волокнистая соединительная ткань). Средняя оболочка состоит из окончатых эластических мембран и гладкомышечных клеток. Наружная оболочка представлена рыхлой волокнистой соединительной тканью.

 

 

Препарат №28. Сосудисто-нервный пучок

Препарат состоит из артерии, вены и нерва. Артерия мышечного типа, в стенке ее присутствуют внутренняя и наружная эластические мембраны. Стенка вены тоньше стенки артерии, но можно различить все три слоя. Поперечный срез нерва представлен нервными волокнами в соединительнотканной оболочке. Также в препарате присутствует лимфатический узел.

 

 

Препарат №38. Микроциркуляторное русло

В стенке артериол различимы продольно лежащие ядра эпителиальных клеток и поперечные ядра отдельно лежащих гладкомышечных клеток. Артериола переходит в прекапилляр, затем в капилляр. В стенке капилляров видны эндотелиальные клетки. Посткапилляр без видимых границ переходит в венулу.

 

 

Препарат №37. Сердце человека

Стенка сердца состоит из эндокарда, включающего эндотелий, подэндотелиальный и мышечно-эластический слои. В миокарде кардиомиоциты, соединяясь при помощи вставочных дисков, образуют трехмерную сеть. Эпикард покрыт мезотелием, под ним видна жировая клетчатка.

 

 


Тестовые задания для определения итогового уровня знаний

1. В зависимости от морфологического строения различают следующие типы артерий:

1) мышечный

2) безмышечный

3) эластический

4) смешанный (мышечно-эластический)

2. Перициты располагаются:

1) на базальной мембране капилляра

2) кнаружи от базальной мембраны капилляра

3) в расщеплении базальной мембраны

3. Стенка лимфатических капилляров образована:

1) эндотелиальными клетками, расположенными на базаль-
ной мембране

2) эндотелиальными клетками, расположенными на базаль-
ной мембране и перицитами

3) эндотелиальными клетками, связанными с окружающей
соединительной тканью стройными филаментами

4. Клапаны сердца образованы:

1) сердечной мышечной тканью

2) плотной волокнистой соединительной тканью

3) эндотелием

4) рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью

5. Вставочный диск образуют:

1) десмосомы

2) щелевые контакты

3) плотные контакты

4) места вплетения миофибрилл

 

 

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________


дата «___» __________20__

ЗАНЯТИЕ № 5

Задания

1. Запишите основные функции иммуннокомпетентных клеток.

Иммунокомпетентные клетки Функции Где развиваются
Т - лимфоцит    
В – лимфоцит    
Т – хелперы    
Т - киллеры    
Т - супрессоры    
Макрофаги    

 

2. Какие клетки содержит в себе красный костный мозг и их функция.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3. Какие процессы происходят в основных функциональных зонах лимфатического узла.

а) лимфатический узелок:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) паракортикальная зона:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) мозговые тяжи

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) синусы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какие процессы происходят в основных функциональных зонах селезенки.

Функциональные зоны селезенки Процессы
Белая пульпа
Лимфатический узелок  
Периартериальная зона  
Центр размножения  
Красная пульпа
Пульпарные тяжи  
Синусы  
Маргинальная зона  

 

 


Практические навыки

Препарат №35. Красный костный мозг.

Среди костных балок в ретикулярной ткани располагаются гемопоэтические островки. Созревшие клетки крови проникают в синусоидные капилляры с очень широким просветом и перфорированной стенкой.

 

 

Препарат №28. Тимус

Соединительнотканная капсула тимуса отдает перегородки, делящие орган на дольки. В каждой дольке различается более темное корковое вещество и более светлое мозговое. Встречаются розоватые тельца Гассаля.

 

Препарат №28. Лимфатический узел

Под соединительнотканной капсулой находятся краевые синусы и корковое вещество лимфатического узла, состоящее из лимфатических фолликулов – шаровидных скоплений лимфоцитов. От фолликулов вглубь узла идут мозговые тяжи из лимфоцитов и плазмоцитов.

 

 

Препарат №46 Селезенка

Капсула и трабекулы селезенки представлены плотной соединительной тканью. Белая пульпа состоит лимфатических узелков с центральными артериями и периартериальных лимфатических влагалищ. Красная пульпа занимает пространство между трабекулами и лимфатическими узелками.

 


Тестовые задания для определения итогового уровня знаний

1. Корковое вещество тимуса содержит:

1) клетки-предшественники Т-лимфоцитов

2) клетки-предшественники В-лимфоцитов

3) Т-лимфобласты

4) В-лимфобласты

5) Т-лимфоциты

6) В-лимфоциты

7) рециркулирующие Т-лимфоциты

2. Слоистые тельца тимуса образованы:

1) Т-лимфоцитами

2) макрофагами

3) эпителиоретикулоцитами

3. В лимфатическом узле имеются следующие ткани:

1) рыхлая волокнистая неоформленная соединительная ткань

2) ретикулярная ткань

3) эпителиальная ткань

4. Тимусзависимой зоной в лимфатическом узле является:

1) паракортикальная зона

2) реактивные центры лимфатических узелков

3) мозговые тяжи

5. Тимусзависимой зоной в селезенке является:

1) мантийная зона

2) реактивный центр

3) краевая зона

4) периартериальная зона

 

 

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________


Список литературы

1. «Гистология» под ред. В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной – М.Медицина, 1983г

2. «Гистология» под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной – М.Медицина, 2001г

3. «Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии» под ред. Ю.И. Афанасьева, А.Н. Яцковского – М.Медицина, 1999г

4. «Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии» для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов под ред. В.К. Верина – С-Пб, Санкт-Петербургская Государственная Медицинская академия им. И.И. Мечникова, 2008г

 


Приложение №1 Схема описания микропрепарата

 

1. Определить орган (ткань), представленный в микропрепарате;

2. Описать форму и размер составляющих ткань клеток и их ядер, обратить внимание на количество ядер;

3. Описать цвет цитоплазмы и ядра;

4. Рассказать об имеющихся в цитоплазме включениях;

5. Описать взаимоотношения клеток с соседними клетками;

6. Охарактеризовать состав и количество межклеточного вещества.


Приложение №2 План занятия с хронометражем

1. Определение исходного уровня знаний – 5 минут

2.Объяснения преподавателя – 10 минут.

3.Самостоятельная работа студентов с микропрепаратами – 45 минут.

5 Определение итогового уровня знаний – 20 минут.

 

 

Приложение №3 Оснащение занятий

Световые микроскопы, набор микропрепаратов по теме занятия, плакаты по теме, морфологические атласы. Информационные материалы для работы на занятии: конспект лекции по теме, основная и дополнительная литература.


Оглавление

Нервная система. 4

Органы чувств. Орган зрения, орган обоняния. 12

Органы чувств. Орган слуха и равновесия. Орган вкуса. 18

Органы сердечно-сосудистой системы. Артерии. Вены. Сосуды микроциркуляторного русла. Лимфатические сосуды. Сердце. 22

Органы кроветворения и иммуногенеза. 30

Список литературы.. 37

Приложение №1 Схема описания микропрепарата. 38

Приложение №2 План занятия с хронометражем. 39

Приложение №3 Оснащение занятий. 39

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЧАСТНОЙ ГИСТОЛОГИИ

 

ЧАСТЬ I

 


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ МОРФОЛОГИИ С КУРСОМ ОНКОЛОГИИ

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЧАСТНОЙ ГИСТОЛОГИИ

 

ЧАСТЬ I

 

Ф.И.О студента__________________________________________

№ группы ______________________________________________

Ф.И.О преподавателя______________________________________

 

 

УДК 616-018

Печатается по решению редакционно–издательской комиссии медицинского института Пензенского государственного университета.

 

Рабочая тетрадь по частной гистологии составлена в соответствии с действующим учебным планом и программой по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии и предназначена для самостоятельной работы студентов II курса медицинского института на практических занятиях.

 

 

Составители: С.А. Мозеров, О.В. Красовитова, М.Г. Федорова

 


дата «___» ________201__

ЗАНЯТИЕ № 1

Нервная система.

 

Цель занятия: Изучить морфологические особенности периферических нервных стволов, ганглиев и окончаний, а также строение спинного и головного мозга.

 

Студенты должны знать:

особенности строения периферических нервных стволов, нервных ганглиев чувствительных окончаний;

особенности строения, расположения и функции нейронов в центральной нервной системе на примере коры мозжечка и коры большого мозга;

 

Студенты должны уметь:

определять тканевые элементы органов периферической и центральной нервной системы на микроскопическом уровне.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Морфо-функциональная характеристика нервной системы. Состав структурных элементов ЦНС и ПНС.

2. Спинномозговые ганглии: развитие, строение, функции.

3. Строение периферического нерва.

4. Рефлекторные дуги: чувствительные, двигательные и ассоциативные звенья.

5. Регенерация нервов.

6. Спинной мозг. Строение белого и серого вещества. Нейронный состав и типы глиоцитов. Ядра серого вещества. Строение белого вещества.

7. Ствол мозга. Нейронная организация серого вещества. Продолговатый мозг. Ретикулярная формация.

8. Гипоталамус. Характеристика основных ядерных групп.

9. Функции промежуточного мозга.

10. Головной мозг. Общая морфо-функциональная характеристика больших полушарий.

11. Цитоархитектоника и нейронный состав коры больших полушарий. Представление о модульной организации коры.

12. Миелоархитектоника. Возрастные изменения коры.

13. Мозжечок. Строение и функциональная характеристика. Нейронный состав коры мозжечка. Межнейронные связи. Афферентные и эфферентные нервные волокна мозжечка.

14. Автономная (вегетативная) нервная система. Общая морфо-функциональная характеристика и подразделение на отделы.

15. Ядра центральных отделов автономной нервной системы. Пре- и постганглионарные нервные волокна.

16. Особенности строения рефлекторных дуг автономной нервной системы.


Задания

 

1. Запишите в таблице виды нервных волокон и соединительнотканных оболочек нервов.

Виды нервных волокон Соединительнотканные оболочки нервов
   

 

2. Указать нервные образования, в которых проходят дендриты и нейриты спинномозговых узлов, и чем заканчиваются дендриты и куда приходят нейриты этих клеток.

Отростки Где проходят? Чем заканчиваются дендриты? Куда приходят нейриты?
       

 

3. Что называется «ядрами» спинного мозга, укажите основные из них?

Топография Морфологический тип нейроцитов Функциональное значение
     

 

4. Цитоархитектоника коры мозжечка

Слои коры мозжечка Виды нейроцитов
   
   
   

 

5. Запишите слои коры больших полушарий головного мозга и характерные для них нейроциты?

Слои коры головного мозга Нейроциты слоев головного мозга Участие в образовании пирамидного пути (указать «+»)
     
     
     
     
     
     

 

6. Запишите основные виды нервных волокон больших полушарий головного мозга, и укажите их роль?

Виды нервных волокон коры больших полушарий головного мозга Функциональное значение
   

 


Практические навыки

Препарат № 41. Поперечный срез периферического нерва.

Поперечный срез нерва представляет собой срезы многочисленных нервных волокон – отростков нейроцитов. Волокна отделяются друг от друга тонкими соединительнотканными прослойками – эндоневрием, более крупные пучки нервных волокон охвачены периневрием, сам нерв снаружи покрыт эпиневрием.

 

 

Препарат № 77. Вегетативный ганглий в капсуле надпочечника.

В плотной соединительнотканной капсуле надпочечника виден нервный ганглий – скопление светлых базофильных нейроцитов. Сам ганглий также окружен капсулой из рыхлой волокнистой соединительной ткани.

 

 

Препарат № 43. Кора мозжечка.

В коре мозжечка отчетливо видны три слоя клеток: наружный – молекулярный, в нем содержится два вида нейронов (корзинчатые и звездчатые), средний ганглионарный, в котором в один ряд лежат крупные грушевидные нейроны со светлой цитоплазмой и внутренний зернистый, содержащий большое количество мелких нейронов. Под зернистым слоем лежит белое вещество, образованное волокнами.

 

Препарат № 42. Кора больших полушарий головного мозга.

Из шести слоев коры больших полушарий отчетливо различаются клетки ганглионарного слоя. Это крупные пирамидные нейроны, вершины которых повернуты в сторону поверхности коры. В остальных слоях видны мелкие отростчатые клетки.


Тестовые задания для определения итогового уровня знаний

1. К вегетативной (симпатической) нервной системе относится:

1) грудное ядро

2) медиальное промежуточное ядро

3) собственное ядро

4) латеральное промежуточное ядро

2. Периферические нервные волокна и периферические нервы:

1) обладают способностью к регенерации после повреждения

2) не обладают такой способностью

3. Белое вещество мозжечка образовано:

1) нейронами

2) афферентными нервными волокнами

3) эфферентными нервными волокнами

4) ассоциативными нервными волокнами

5) параллельными нервными волокнами

4. Аксоны корзинчатых нейронов взаимодействуют с грушевидными нейронами, образуя:

1) аксодендритические синапсы

2) аксосоматические синапсы

3) аксоаксонные синапсы

5. В коре больших полушарий головного мозга лучше всего развиты следующие виды глии:

1) микроглия

2) астроглия

3) олигодендроглия

4) эпендимная глия

6. В состав гематоэнцефалического барьера входят:

1) сплошная эндотелиальная выстилка с хорошо развитыми десмосомами

2) прерывистая базальная мембрана

3) непрерывная базальная мембрана

4) фенестрированная эндотелиальная выстилка

5) пластинчатые окончания отростков астроглиоцитов

6) пластинчатые окончания отростков олигодендроглиоцитов

7) отростки нейронов

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________

дата «___» __________201__

ЗАНЯТИЕ № 2


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.