Утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики

2017-06-09 446
Утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики

Протокол №

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
А.С. Пушкин и поэты его эпохи

Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Профиль подготовки: Отечественная филология

Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом

высшего образования

Кострома 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины «А.С.Пушкин и поэты его эпохи» - обеспечить углубленные знания студентов о литературном процессе первой трети XIX века, сформировать умение анализировать литературные явления в сопоставлении, с учетом историко-культурного контекста.

Задачи:

- сформировать полноценные представления студентов о литературной жизни золотого века, о роли Пушкина, как её центра, о творчестве тех поэтов и писателей, которым уделяется недостаточно внимания в основном историко-литературном курсе;

- развивать умение самостоятельно работать с научной литературой, анализировать информацию, конспектировать и реферировать, составлять собственные сообщения с элементами литературоведческого исследования.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО

 

Данная дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору студента вариативной части Блока 1 («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Изучается в 5 семестре. При освоении дисциплины студенты опираются на знания и умения, полученные при изучении дисциплин «История русской литературы первой трети 19 века», «История зарубежной литературы», «Введение в литературоведение». Результаты изучения данной дисциплины будут востребованы при освоении курсов «Теория литературы», при прохождении производственной практики, а также в ходе самостоятельной исследовательской работы студента при подготовке квалификационной работы.

1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: признаки художественной общности и творческой индивидуальности поэтов первой трети XIX века, факты их биографии и творчества, содержание наиболее масштабных произведений, особенности мировоззренческой и литературно-критической позиции.

2) Уметь: анализировать произведения поэтов пушкинского круга в историко-культурном контексте, сопоставлять их по содержательным и формальным признакам; создавать научные сообщения и рефераты по различным аспектам изучаемой темы с использованием разных источников информации.

3) Владеть навыками составления библиографии по широким и узким научно-исследовательским темам, относящимся к творчеству Пушкина и поэтов его круга, а также к проблемам историко-литературного процесса данного периода.

Изучение дисциплины способствует формированию компетенции:

 

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах  
Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа в часах  
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет (в 5 семестре)

2.3. Объем контактной работы на 1 студента

Виды учебных занятий Количество часов
Лекции  
Практические занятия  
Лабораторные занятий  
Консультации 0,9
Зачет/зачеты  
Экзамен/экзамены  
Курсовые работы  
Всего 54,9

2.4. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела, темы Всего з.е/час Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
Лекции   Практические Лабораторные
               
  Предшественники и «учителя» А.С.Пушкина в литературе начала XIX века           Оценка доклада. Проверка конспектов.
  А. С. Пушкин и его роль в литературном процессе 20-х-30-х годов XIX века           Собеседование Коллективный проект
  В.К.Кюхельбекер           Оценка доклада
  П.А. Вяземский           Оценка доклада
  Д.В. Давыдов           Оценка доклада
  А.А. Дельвиг           Оценка доклада
  Н.М. Языков           Оценка доклада
  Е.А. Баратынский           Оценка доклада
  А.В. Кольцов           Оценка доклада
  Значение пушкинской плеяды в истории русской литературы           Собеседование

3. Содержание дисциплины

Тема 4. П.А.Вяземский.

Арзамасские истоки дружбы Пушкина и Вяземского. Образ «Асмодея» - Вяземского в переписке поэтов периода ссылки Пушкина. Сатира П. Вяземского («Негодование»), «роскошный слог» его элегий («Первый снег»). Оценка Пушкиным литературно-критической прозы Вяземского. Следы творческого взаимодействия Пушкина и Вяземского в романе «Евгений Онегин». Различия в политических и эстетических взглядах поэтов, отразившиеся в их переписке и сочинениях. Поздние стихотворения и статьи П.А.Вяземского.

Тема 5. Поэт-гусар Д.В.Давыдов.

«Гусарская» лирика Д.Давыдова, автобиографичность и конкретность ее содержания. Роль поэзии Д.Давыдова как «противовеса» романтической лирике Жуковского и Батюшкова в творческом становлении Пушкина. Стихи Пушкина, посвященные Д.Давыдову и навеянные его образом. Сотрудничество Д.Давыдова в «Современнике». Сатирические стихи и военная проза.

 

Тема 7. Н.М.Языков

Вольнолюбивые «студентские» песни Н.М.Языкова, «хмель» его стихотворений. Реалии пушкинской биографии, запечатленные в стихотворениях Языкова и посланиях к нему Пушкина. Мировоззренческая эволюция поэта.

 

Тема 8. Е.А.Баратынский

Е.Баратынский как «поэт мысли», психологический анализ в его любовных элегиях («Разуверение», «Уныние», «Признание»). Поэмы Баратынского («Пиры», «Эда», «Бал»). Пушкин о поэте – современнике. Объединяющая поэтов тема «железного века».

Тема 9. А. В. Кольцов

Становление творческого дарования и жизненная судьба Кольцова. Традиции литературного жанра русской песни и органичная народность стихотворений Кольцова. Пушкинский опыт освоения фольклорных жанров и оригинальный творческий путь Кольцова. Стихотворение «Урожай» в пушкинском «Современнике». Поэзия земледельческого труда, цельность народной души в стихах Кольцова, жизнелюбивая религиозность; мотивы удали, богатырства, природной мощи. Отклик А.В.Кольцова на гибель Пушкина. Образ поэта в стихотворении «Лес».

 

Фонд оценочных средств

4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции/ этапы, уровни Начальный этап/базовый уровень Основной этап/средний уровень Завершающий этап/итоговый уровень
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); Введение в литературоведение История зарубежной литературы История русской литературы Устное народное творчество История русской литературной критики Актуальные проблемы литературы ХХ в Литература Костромского края Литература русского зарубежья Традиции и новаторство русской поэзии ХХ века Текстология Русская литература XIX века в историко-функциональном освещении Типология речевых жанров Христианская традиция в русской литературе ХIХ века Поэзия Серебряного века Современная русская литература Современная зарубежная литература Пушкин и поэты его плеяды Преддипломная практика Курсовые работы

Шкала оценивания

 

При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Пушкинские традиции в литературе 19 в.» используется оценка «зачет» - «незачет».

«Зачет» ставится, если студент демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями умениями как на практических занятиях, так и при выполнении самостоятельной работы или в целом демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности при анализе ранее не изучавшихся текстов или затруднения в интерпретации новых историко-литературных фактов.

«Незачет» ставится, если студент демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний по истории русской литературы 11-18 веков и начала 19 в., студент испытывает значительные затруднения при анализе текстов, подготовке конспектов, докладов, сообщений по указанной теме, а также если студент демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствии с приведенными показателями.

 

4.4. Типовые контрольные задания

 

 

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);
Критерии/Уровни Минимальный Средний Итоговый
Когнитивный (знания)   Охарактеризовать эстетическую и мировоззренческую позицию А.А.Дельвига. Подготовить сообщение о литературно-критической деятельности В.К.Кюхельбекера  
Инструментальный (умения, навыки)   Проанализировать стихотворение Е.А.Баратынского «Муза», выявить сходство и различия в представлении Пушкина и Баратынского о предназначении поэта.  

Примерные темы рефератов

Трагикомедия жизни и творчества В.К.Кюхельбекера

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига»…

Денис Давыдов: поэт в бою, боец в мирной жизни.

Пушкин и Баратынский – Моцарт и Сальери?

Николай Языков – русский вагант.

Пушкин и Вяземский: единомышленники, соперники, друзья.

Алексей Кольцов: драма судьбы и её поэтическое преображение.

Вопросы для зачета

  • Влияние личности, идей, творчества Карамзина на становление жизненной позиции и художественных принципов творчества Пушкина.
  • Пушкин и Жуковский.
  • Пушкин и Батюшков
  • Пушкин и поэты-декабристы
  • Критика и публицистика Пушкина. Участие в «Литературной Газете».
  • В.К. Кюхельбекер Оригинальность его литературной позиции. Образ Пушкина в стихотворениях его лицейского друга.
  • Пушкин и Вяземский: разнообразие творческих взаимодействий.
  • Поэт-гусар Д.В.Давыдов.
  • Дружба и сотрудничество Пушкина и Дельвига.
  • Особенности поэзии Н.М.Языкова.
  • Е.Баратынский как «поэт мысли». Пушкин о поэте – современнике.
  • Становление творческого дарования и жизненная судьба Кольцова.
  • Понятие «пушкинская плеяда», наследие пушкинской плеяды в истории становления отечественной литературы.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

5.1. Планы практических занятий (примеры)

Литература

а) основная:

 

Основная литература

Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Учебник для вузов. В трех частях. Часть 1. 1800 – 1830-е годы. М., 2007.

Фортунатов Н. М. История русской литературы XIX века: учеб. для бакалавров / Н.

М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. - 2-е изд. - М., 2012.

б) дополнительная:

История русской литературы XIX века 1800-1830-е годы. В двух частях /

Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001.

Русские писатели: Биобиблиографический словарь: В двух частях. – М., 1996.

Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. – М., 1989-2009. – Т..1 – 5 (издание продолжается).

Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

Онегинская энциклопедия / под ред. Н.И.Михайловой. Т. I – 2.– М., 1999-2001.

Альми И.Л. Элегии Е.А. Баратынского 1819-1824 годов // Альми И.Л. О поэзии и прозе. – СПб., 2002.

Бочаров С. Е.А. Баратынский // Баратынский Е.А. Стихотворения. – М., 1986.

Бухмейер К.К. Н.М. Языков // Языков Н.М. Полное собрание стихотворений. – Л., 1964.

Вацуро В. Антон Дельвиг – литератор // Дельвиг А.А. Сочинения. – Л., 1986.

Вацуро В.Э. Денис Давыдов – поэт // Давыдов Д. Стихотворения. – Л., 1984.

Гиллельсон М.И. Вяземский. Жизнь и творчество. – Л., 1969.

Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский // Вяземский П.А. Стихотворения. – М. – Л., 1962.

Гинзбург Л. Вяземский и его записная книжка // Гинзбург Л. О старом и новом. – Л., 1982.

Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.

Друзья Пушкина. Переписка, воспоминания, дневники. – М.,1985.

Исакович И.В. А.А. Дельвиг // Дельвиг А.А. Стихотворения. – М. – Л., 1963.

Коровин В.И. Позты пушкинской поры. – М., 1980.

Купреянова Е.Н. Баратынский // Баратынский Е.А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1957.

Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.

Нечаева В.С. Записные книжки П.А. Вяземского // Вяземский П.А. Записные книжки (1813-1848). – М., 1963.

Орлов Вл. Пути и судьбы. – Л., 1971.

Перельмутер В. «Звезда разрозненной плеяды!..» Жизнь поэта Вяземского, прочитанная в его стихах и прозе, а также в записках и письмах его современников и друзей. – М., 1993.

Пигарев К. Е.А. Баратынский.// Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. – М., 1951.

Рассадин Ст. Спутники. – М., 1983.

Рождественский Вс. В созвездии Пушкина. Книга о русских поэтах. – М., 1972.

Руденская М.П., Руденская С.Д. С лицейского порога. – Л., 1984.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – М., 1970.

Фризман Л. Декабристы и русская литература. – М., 1988.

Языкова Е.В. Творчество Н.М. Языкова. – М., 1990.

 

5.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Пушкинская энциклопедия в электронном варианте

http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=0yek1EAdhCc%3d&tabid=2018

Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10183

5.5. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для проведения занятий не требуется специальное техническое оснащение. Во время самостоятельной работы студентам необходим доступ к ресурсам электронных сетей.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
А.С. Пушкин и поэты его эпохи

Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Профиль подготовки: Отечественная филология

Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом

высшего образования

Кострома 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины «А.С.Пушкин и поэты его эпохи» - обеспечить углубленные знания студентов о литературном процессе первой трети XIX века, сформировать умение анализировать литературные явления в сопоставлении, с учетом историко-культурного контекста.

Задачи:

- сформировать полноценные представления студентов о литературной жизни золотого века, о роли Пушкина, как её центра, о творчестве тех поэтов и писателей, которым уделяется недостаточно внимания в основном историко-литературном курсе;

- развивать умение самостоятельно работать с научной литературой, анализировать информацию, конспектировать и реферировать, составлять собственные сообщения с элементами литературоведческого исследования.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО

 

Данная дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору студента вариативной части Блока 1 («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Изучается в 5 семестре. При освоении дисциплины студенты опираются на знания и умения, полученные при изучении дисциплин «История русской литературы первой трети 19 века», «История зарубежной литературы», «Введение в литературоведение». Результаты изучения данной дисциплины будут востребованы при освоении курсов «Теория литературы», при прохождении производственной практики, а также в ходе самостоятельной исследовательской работы студента при подготовке квалификационной работы.

1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: признаки художественной общности и творческой индивидуальности поэтов первой трети XIX века, факты их биографии и творчества, содержание наиболее масштабных произведений, особенности мировоззренческой и литературно-критической позиции.

2) Уметь: анализировать произведения поэтов пушкинского круга в историко-культурном контексте, сопоставлять их по содержательным и формальным признакам; создавать научные сообщения и рефераты по различным аспектам изучаемой темы с использованием разных источников информации.

4) Владеть навыками составления библиографии по широким и узким научно-исследовательским темам, относящимся к творчеству Пушкина и поэтов его круга, а также к проблемам историко-литературного процесса данного периода.

Изучение дисциплины способствует формированию компетенции:

 

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах  
Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа в часах  
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет (в 5 семестре)

3. Содержание дисциплины

Предшественники и «учителя» А.С.Пушкина в литературе начала XIX века

Н.М.Карамзина как писатель, журналист, историк. Влияние личности, идей, творчества Карамзина на становление жизненной позиции и художественных принципов творчества Пушкина. Пушкин и Жуковский. Батюшков в процессе оформления школы «гармонической точности». Дружба Пушкина с поэтами-декабристами.

А. С. Пушкин и его роль в литературном процессе 20-х-30-х годов XIX века

Воздействие Пушкина на последующее развитие русской литературы и русской духовной культуры в целом. Гоголь, Белинский, Достоевский о Пушкине. Пушкин в оценке русской философской критики начала XX века.

Оригинальность литературной позиции Кюхельбекера.

Арзамасские истоки дружбы Пушкина и Вяземского. Различия в политических и эстетических взглядах поэтов, отразившиеся в их переписке и сочинениях. Поздние стихотворения и статьи П.А.Вяземского.

«Гусарская» лирика Д.Давыдова, автобиографичность и конкретность ее содержания.

Творчество А.А.Дельвига. Пушкин и Дельвиг как издатели «Литературной газеты». Н.М.Языков. Мировоззренческая эволюция поэта.

Е.Баратынский как «поэт мысли». Становление творческого дарования и жизненная судьба Кольцова.

Утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики

Протокол №

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
А.С. Пушкин и поэты его эпохи

Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Профиль подготовки: Отечественная филология

Квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом

высшего образования

Кострома 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины «А.С.Пушкин и поэты его эпохи» - обеспечить углубленные знания студентов о литературном процессе первой трети XIX века, сформировать умение анализировать литературные явления в сопоставлении, с учетом историко-культурного контекста.

Задачи:

- сформировать полноценные представления студентов о литературной жизни золотого века, о роли Пушкина, как её центра, о творчестве тех поэтов и писателей, которым уделяется недостаточно внимания в основном историко-литературном курсе;

- развивать умение самостоятельно работать с научной литературой, анализировать информацию, конспектировать и реферировать, составлять собственные сообщения с элементами литературоведческого исследования.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ОП ВПО

 

Данная дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору студента вариативной части Блока 1 («Дисциплины») образовательной программы бакалавров филологии. Изучается в 5 семестре. При освоении дисциплины студенты опираются на знания и умения, полученные при изучении дисциплин «История русской литературы первой трети 19 века», «История зарубежной литературы», «Введение в литературоведение». Результаты изучения данной дисциплины будут востребованы при освоении курсов «Теория литературы», при прохождении производственной практики, а также в ходе самостоятельной исследовательской работы студента при подготовке квалификационной работы.

1.3. Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать: признаки художественной общности и творческой индивидуальности поэтов первой трети XIX века, факты их биографии и творчества, содержание наиболее масштабных произведений, особенности мировоззренческой и литературно-критической позиции.

2) Уметь: анализировать произведения поэтов пушкинского круга в историко-культурном контексте, сопоставлять их по содержательным и формальным признакам; создавать научные сообщения и рефераты по различным аспектам изучаемой темы с использованием разных источников информации.

3) Владеть навыками составления библиографии по широким и узким научно-исследовательским темам, относящимся к творчеству Пушкина и поэтов его круга, а также к проблемам историко-литературного процесса данного периода.

Изучение дисциплины способствует формированию компетенции:

 

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3);

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах  
Общая трудоемкость в часах  
Аудиторные занятия в часах  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа в часах  
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет (в 5 семестре)

2.3. Объем контактной работы на 1 студента

Виды учебных занятий Количество часов
Лекции  
Практические занятия  
Лабораторные занятий  
Консультации 0,9
Зачет/зачеты  
Экзамен/экзамены  
Курсовые работы  
Всего 54,9

2.4. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела, темы Всего з.е/час Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
Лекции   Практические Лабораторные
               
  Предшественники и «учителя» А.С.Пушкина в литературе начала XIX века           Оценка доклада. Проверка конспектов.
  А. С. Пушкин и его роль в литературном процессе 20-х-30-х годов XIX века           Собеседование Коллективный проект
  В.К.Кюхельбекер           Оценка доклада
  П.А. Вяземский           Оценка доклада
  Д.В. Давыдов           Оценка доклада
  А.А. Дельвиг           Оценка доклада
  Н.М. Языков           Оценка доклада
  Е.А. Баратынский           Оценка доклада
  А.В. Кольцов           Оценка доклада
  Значение пушкинской плеяды в истории русской литературы           Собеседование

3. Содержание дисциплины


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.