Третье указание, даваемое «несокрытостью» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Третье указание, даваемое «несокрытостью»

2017-06-09 241
Третье указание, даваемое «несокрытостью» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАК ПЕРЕВОДОМ СЛОВА ΑΛΗΘΕΙΑ:

БЫТИЙНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СФЕРА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

ΑΛΗΘΕΙΑ И ΛΗΘΗ

 

Первое размышление об изменении сущности истины

И о ее противосущности

 

а) Спорное в не-сокрытости. Третье указание: внутреннее борение, совершающееся в истине.

Отголосок ἀλήθεια в «субъективности». Гегель и Шеллинг.

О противоположности сокрытости и несокрытости, ложности и истины

 

«Истина» никогда не наличествует «в се­бе», но завоевывается. Несокрытость отвое­вывается в споре с сокрытостью. Причем не­сокрытость отвоевывается не только в расхожем понимании этого слова, то есть в том смысле, что люди ищут истину и борются за нее. Скорее само искомое, составляющее предмет борения, в себе самом, безотносительно к борьбе человека за него, в своем существе является спором, борением: «несокрытость». Неясно, правда, кто именно здесь сражается и как это борение протекает. Необ­ходимо, наконец, осмыслить это исполненное внутренней борьбы существо истины, которое уже две с половиной тысячи лет светит в са­мом тишайшем из всех огней. Необходимо постичь именно то борение, которое совер­шается в самом существе истины.

Пока, правда, сущность этого спора оста­ется спорной. Можно предположить, что здесь «спор» подразумевает нечто отличное от простой ссоры и распри, нечто непохожее на слепое препирательство, равно как отличное от «войны» и непохожее на «состязание». Быть может, все перечисленное — лишь по­верхностные смысловые вариации того спора, изначальная сущность которого сокрыта в существе истины, понимаемой как ἀλήθεια, том существе, которую мы надеемся однажды постичь. Быть может, лишь в увечном виде приводимое изречение Гераклита, которым довольно часто злоупотребляют («Πόλεμος πάντων... πατήρ ἐστι», «война есть отец всего сущего») лишь внешним образом созвучно греческому мышлению.

Можем ли мы хоть в какой-том мере пра­вильно осмыслить сущность греческого πόλεμος, который в словаре буквально перево­дится как «война», можем ли хоть в какой-то степени хотя бы предощутить упомянутую здесь сущность «полемического», если ничего не знаем о том борении, которое даже в суще­стве истины остается родным ему? Как нам узнать то изначально борющееся, которое присуще сущностному борению, совершающемуся в истине, если мы не пережили ее су­щество как несокрытость, если, в лучшем случае, об ἀλήθεια мы знаем по дословному переводу, появляющемуся то здесь, то там? Уже давно существо истины как чего-то внут­ренне противоречивого, борющегося в самом себе, стала чуждой нам и всему западноевро­пейскому мышлению. «Истина», напротив, воспринимается как нечто такое, что нахо­дится по ту сторону всякого внутреннего спо­ра, и потому должно оставаться бес-спорным.

Мы не понимаем, каким образом существо самой истины в себе самой является внутрен­ним борением. Если же в начальном мышле­нии греки действительно постигают внутрен­не противоречивую природу истины, тогда нет ничего удивительного в том, что в изрече­ниях иначальных мыслителей мы слышим как раз о «борении». Якоб Буркхардт и Фрид­рих Ницше научили нас помнить об «агональном начале» в эллинстве и усматривать в «состязании» тот существенный «импульс», который играл важную роль «в жизни» этого народа. Однако не мешает спросить, на чем именно основывается «агон» и откуда сущ­ность «жизни» и человека получает свое опре­деление, становясь «агональной». Ведь «со­стязательное» может пробудиться только там, где борение уже постигнуто как нечто дейст­вительно существующее. Если же нам начи­нают говорить о том, что агональная природа эллинства обусловлена «состязательным» нра­вом этого народа, то такое «объяснение» по своей бессмысленности равнозначно тому, как если бы, решив «объяснить», в чем за­ключается сущность мышления, мы ответили: в способности мыслить.

Мы уже отмечали, что, во-первых, несокрытость принадлежит той сфере, в которой совершается сокрытие и сокрытость, и, во-вторых, не -сокрытость обнаруживает свою внутренне противоречивую природу, то есть, когда в ней начинает проявляться то, что противоборствует сокрытию, она предстает как раскрытие (Entbergung).

Третий аспект указания, даваемого «несокрытостью», заключается в том, что в силу своей внутренне противоречивой природы истина пребывает в отношении «противопо­ложности» к себе самой[2]. Согласно распро­страненному учению об истине, ее противо­положностью является только «не-истина» в смысле ложности. Нечто может быть либо ис­тинным, либо ложным. Правда, в эпоху пер­вого завершения западноевропейской мета­физики мысль, в философии Шеллинга и Гегеля, приходит к тому, что нечто одновременно, хотя и в разных отношениях, может быть как истинным, так и ложным. Здесь так­же (а именно в форме «негативности») в сущ­ности истины проявляется нечто находящееся во внутреннем противоречии. Однако мнение о том, что все сказанное о внутренне проти­воречивой природе истины, целиком находит свое отражение в учениях Шеллинга и Гегеля или, по крайней мере, позволяет верно себя осмыслить с помощью этой метафизики, будет еще более роковым, чем простое незнание этих связей. Ведь в новоевропейской метафи­зике Шеллинга и Гегеля основной особенно­стью истины никогда не была ἀλήθεια в смыс­ле несокрытости: там ее основной чертой всегда была достоверность в смысле certitudo, которая со времен Декарта определяет сущ­ность истины, предстающей как veritas. Мысль о самодостоверности самосознающего субъекта чужда эллинству. Наверное, в совре­менной «субъективности духа» — которая, если ее правильно понимать, не имеет ничего общего с «субъективизмом» — еще слышится отголосок видоизмененной греческой ἀλήθεια, но, как известно, никакой отголосок не соразмерен исконному звучанию. Изначальное обращается только к изначальному. Одно не может быть вобрано в себя другим. В то же время и первое, и второе есть одно и то же — даже тогда, когда, казалось бы, они уходят друг от друга в несоединимое. Это имеет силу для четвертого аспекта нашего указания, ко­торое приоткрывает вслушивающемуся разду­мью смысл греческого сказывания об ἀλήθεια.

Этот в данном случае необходимый, но, правда, довольно краткий экскурс в историю сущности истины в западноевропейском мышлении одновременно дает понять, что мы можем пасть жертвой грубых фальсификаций, если решим, так сказать, упорядочить мысль Парменида и Гераклита с помощью новоев­ропейской «диалектики», ссылаясь на то, что в начальном мышлении греков «противопо­ложное» и даже основная противоположность бытия и ничто «играют определенную роль». Вместо удобного и на первый взгляд вполне философского подхода, суть которого заклю­чается в том, чтобы, опираясь на Шеллинга и Гегеля, толковать греческую философию, мы должны учиться чуткому бдению мысли и следовать тем указаниям, которые открывают нам истину в форме несокрытости. Можно было бы, конечно, сразу же возразить, сказав, что, живя сегодня, мы и начальное греческое мышление понимаем только через его толко­вание из наших представлений, причем тогда все-таки пришлось бы задаться вопросом, не стоит ли мышление Шеллинга и Гегеля и весь их труд несравненно выше сегодняшнего мышления. Кто, будучи человеком рассуди­тельным, станет это отрицать? Надо также признать: начало, о котором мы говорим, об­наруживается, если оно обнаруживается вооб­ще, конечно же, не без нашего содействия. Однако вопрос в том, каково это содействие, откуда и как оно определяется и становится. Кроме того, кажется, что наше теперешнее рискованное стремление помыслить начало — не что иное, как попытка, исходя из настоящего и ради настоящего, упорядочить про­шлое в плане одной только историографии. Наверное, было бы бесполезно, а главное не­правильно — высчитывать, что потребует более существенных усилий и подготовки: обоснование и раскрытие основной мета­физической позиции в контексте всего за­падноевропейского мышления или простое внимание началу. Разве кто-нибудь станет от­рицать, что, предпринимая такую попытку, мы постоянно рискуем слишком забегать вперед со всеми своими представлениями? И все-таки мы стремимся прислушиваться к тем указаниям, которые дает нам едва ли помысленное и во всех отношениях трудно под­дающееся осмыслению существо несокры­тости.

Несокрытость указывает на «противопо­ложность» сокрытости. Обычно о противопо­ложности истине говорят как о не-истине в смысле ложности. В западноевропейском мышлении и сказывании, в том числе и в по­эзии, такая противоположность обнаружива­ется довольно рано, однако после того, что мы сказали об истине как несокрытости, не стоит слишком скоро привносить поздней­шие понятия ложного и ложности в ранние «представления». С другой стороны, мы толь­ко тогда сможем в достаточной мере осмыс­лить ранние значения «ложного» как противоположности истинному, когда осмыслим истинное в его истине, то есть осмыслим несокрытость. Однако эта несокрытость (ἀλήθεια), в свою очередь, в достаточной мере улавливается только в ракурсе противополож­ной ей сущности, то есть в ракурсе не-истины и в данном случае — ложности, причем улав­ливается в той сфере сущностного опыта, которую намечает сама ἀλήθεια. Отсюда ста­новится ясно, что мы никогда не можем мыс­лить порознь «истинное» и «ложное», «исти­ну» и «ложность» и тем более обособленно мыслить истину как «несокрытость», ибо в самом ее именовании как «несокрытости» уже обнаруживается связь с «сокрытостью». Таким образом, если в раннем мышлении ложность, помимо прочего, уже выступает как противоположность истине в смысле не­сокрытости, тогда сущность этой ложности как противоположности несокрытости долж­на являть собой нечто похожее на сокрытость. Если несокрытость накладывает свой отпечаток на существо истины, тогда нам надо попытаться понять ложность как сокрытость.

 

b) Вопрос о сущности, противоположной сущности ἀληθές.

Отсутствие слова ληθές и наличие слова ψεΰδος.

Прикровенность основных, значений.

Антоним λαθόν и по-гречески осмысленное λανθάνομαι.

Забвение, постигнутое в ракурсе сокрытия.

Гомер, «Илиада», XVIII, 46; X, 22.

«Одиссея», VIII, 93

 

Итак, следуя этому указанию, мы прежде всего должны спросить, как звучит слово, ко­торым обозначается сущность, противопо­ложная сущности ἀλήθεια. Τò ἀληθές переводится как «истинное», но в соответствии с истолкованием ἀλήθεια как несокрытости дан­ное τò ἀληθές означает «несокрытое». Однако до тех пор, пока не ясно, как именно следует мыслить «несокрытость», переводить τò ἀληθές как «несокрытое» надо с большими оговор­ками. Противоположность «несокрытому», а именно «сокрытое» как именование появля­ется легко: достаточно отбросить α-privativum, упразднить устранение сокрытого и дать воз­можность существовать ему самому, «сокры­тому». Если иметь в виду буквальное написа­ние, то, отбросив упомянутую привативную альфу, мы получаем ληθές, однако все дело в том, что нигде нельзя найти это слово как обозначение ложного. Более того, у греков ложное обозначается другим словом — τò ψεΰδος. У него совсем иное происхождение, другой корень и к тому же другое основное значение, которое сразу не определить. Если в корне «λαθ» слышится «сокрытие», то ψεΰδος такого сокрытия не подразумевает, по край­ней мере, сразу оно не выступает на первый план. Хочется вспомнить о том, что и в на­шем языке антоним к слову «истина» (Wahrheit), а именно «ложность» (Falschheit), тоже выглядит по-своему, хотя можно пред­положить, что греческие антонимы ἀλήθεια — ψεΰδος по смыслу ближе друг другу, чем соответствующие немецкие. Возможно, начав ос­мыслять природу ἀλήθεια в контексте уже упо­мянутого нами ψεΰδος, мы поймем его, то есть ψεΰδος, более точно, а тот факт, что именно ψεΰδος остается распространенным антони­мом к ἀλήθεια, даст нам определенные намеки на то, как понимать саму ἀλήθεια.

Стремясь уловить основные значения слов и речений, мы нередко руководствуем­ся недостаточно обоснованными представ­лениями о языке как таковом, что приводит к распространенным ошибкам. Не надо ду­мать, что слова имеют какое-то изначальное

 

53
чистое значение, которое со временем иска­жается и утрачивается. Основное корневое значение остается сокрытым и проявляется лишь в том, что мы зовем «производными словами», однако такой термин уже вводит в заблуждение, потому что предполагается, будто где-то в чистом виде существует некое «основное значение», из которого потом «выводится» все остальное. Эти неверные представления о слове, которые и сегодня еще господствуют в языкознании, появля­ются потому, что первое размышление о природе языка (греческая грамматика), осу­ществленное под водительством «логики», то есть учения о высказывании суждений, оформилось как учение о предложении. В соответствии с ним принято считать, что предложения состоят из слов, а слова обо­значают «понятия», которые сообщают о том, что мы «в общем» представляем при появлении того или иного слова. Затем это «общее», характерное для понятия, воспри­нимается как «основное значение» слова, а «производные слова» предстают как особен­ности этого общего.

Однако когда в своем вопрошании мы на­чинаем вникать в природу основного поня­тия, руководящим остается совершенно иное понимание слова и языка. Очень удобно, ко­нечно, считать, что мы разрабатываем так на­зываемую «лингвистическую философию», которая все «вытаскивает» из одних только значений слова, но это мнение настолько по­верхностно, что иначе как ложным его просто не назовешь. То, что мы называем основным значением слова, есть его изначальное (An­fängliches), которое появляется не в первую, а в последнюю очередь и даже тогда ни в коей мере не предстает как некая обособленная и препарированная структура, которую мы мог­ли бы представить как таковую. Так называе­мое основное значение скрыто господствует в любой форме сказывания того или иного речения.

Итак, антоним к «несокрытому» (истинно­му) (ἀληθές) звучит совершенно по-другому: ψεΰδος. Мы переводим τò ψεΰδος как «ложное», не слишком вникая, что здесь означает «лож­ный» и каково — прежде всего — греческое значение данного слова. Самое время, навер­ное, подумать, наконец, о том, что антоним к ἀληθές — не ληθές, не λαθέςили что-либо по­добное (что, собственно, и напрашивается само собой), а именно ψεΰδος. Однако, указав на это обстоятельство, мы еще не в полной мере показали загадочность данной связи. Дело в том, что для слова ψεΰδος как обозна­чающего «ложное», имеется то, чего нам, правда, в обратном отношении, недостает, когда мы обращаемся к слову ἀληθές: мы име­ем в виду однокоренной антоним с привативной α — τò ἀψευδές, то есть «неложное». Это то, что «не имеет ложного» и, таким образом, есть истинное. В восемнадцатой песне «Илиа­ды» Гомер описывает плач Ахилла и его мате­ри Фетиды по павшему другу Ахилла Патроклу. Вместе с Фетидой утрату оплакивают и богини моря Нереиды, среди которых упоми­нается ἡ Ἀψευδής, то есть «неложная» богиня. Остается сравнить оба именования, и важный намек налицо. Если у греков антонимом к «несокрытости» является «ложность» и, сле­довательно, истина выступает как не-ложность, тогда сокрытость должна определяться в ракурсе ложности. Если, кроме того, в сущ­ности несокрытости господствует сокрытость, тогда мы имеем дело с загадочным фактом: у греков сущность ложности как бы налагает свой отпечаток (Gepräge) на сущность исти­ны. Это может показаться диковинной бес­смыслицей, если мы привыкли считать, что «позитивное» никогда не может возникнуть из негативного и самое большее, что возмож­но, — это обратный процесс, то есть возник­новение негативного из позитивного. Однако теперь мы знаем, что уже в греческом слове, обозначающем сущность истины, выражается это загадочное: в этой сущности сокрытость и борение с нею не перестают играть решаю­щую роль. Именно поэтому мы могли бы ожидать, что и в антониме к «несокрытости» столь же ясно проявит себя «сокрытость», од­нако вместо этого мы имеем ψεΰδος, и скла­дывается впечатление, что антоним к ἀλήθεια, который был бы того же корня (λαθ), просто исчез.

Но так кажется только потому, что хорошо известное нам греческое слово λανθάνομαι (однокоренное слову ἀλήθεια) мы переводим таким образом, что существенное за­туманивается. В словаре мы читаем, что λανθάνομαι означает «забывать» (vergessen), а что такое забывать, знает каждый. Мы стал­киваемся с этим каждый день. Но что это такое? Что имели в виду греки, когда то, что мы называем словом «забывать», они выражали словом λανθάνεσθαι?

Прежде всего нам необходимо прояснить смысл глагола λανθάνειν. Λανθάνω означает: «я сокрыт». Аористное причастие к этому глаголу – λαθών, λαθόν. Здесь мы и обнаруживаем искомый антоним к ἀληθές. Λαθόν есть су­щее-сокрытым (Verborgenseiende); λάθρα озна­чает «сокрытым образом», «тайно». Λαθόν означает то, что остается сокрытым, скрыва­ется. Однако мы все-таки не можем сказать, что λαθόν, то есть сущее-сокрытым, в полной мере является антонимом к ἀληθές, «несокры­тому», поскольку в антониме к несокрытому подразумевается ложное, а сокрытое мы не можем тотчас назвать ложным. Но, быть мо­жет, наоборот ψεΰδος, ложное, в своей сущно­сти всегда остается неким видом сокрытого и сокрытия? Быть может, ψεΰδος нам надо по­нимать в ракурсе сокрытия и бытия-сокрытым (Verborgensein), особенно если в грече­ском мышлении и сказывании слова с основой, в которой слышится «скрывать» и «сокрытое», имеют определяющую смысло­вую силу? А они ее на самом деле имеют. Дело только в том, что во всем римском и ро­манском, а также нашем, немецком, способе говорить и мыслить она совершенно утрати­лась. Прежде чем прояснить, как именно гре­ки мыслили ψεΰδος, надо узнать, почему и в какой мере λανθάνειν, то есть бытие-сокры­тым, играет для грека существенную роль во всяком проявлении сущего. Итак, λανθάνω оз­начает: я остаюсь сокрытым. В восьмой песне «Одиссеи» мы читаем о том, как после праздничной трапезы, устроенной во дворце феакийского царя, певец Демодок в своем пес­нопении рассказывает о тяжелой участи, по­стигшей греков у ворот Трои. Вспомнив о тех временах и будучи не в силах совладать с ох­ватившей его печалью, Одиссей покрыл голо­ву мантией. Мы читаем:

 

ἔνθ̕ ἄλλους μὲν πάντας ἐλάνθανε δάκρυα λείβων,

Ἀλκίνοος δέ μιν οἰος ἐπεφράσατ̓ ἠδʼ ἐνόησεν ἥμενος

ἄγχʼ αὐτοΰ.

 

«Тогда он [Одиссей] незаметно для других про­слезился,

И только Алкиной заметил его печаль...».

 

На первый взгляд кажется, что перевод Иоганна Фосса ближе оригиналу, потому что глагол ἐλάνθανε, стоящий в 93 стихе, опреде­ленным образом вобран в его немецкую ре­дакцию:

 

«От всех прочих гостей он сокрыл набежавшие слезы...»

 

Однако ἐλάνθανε не является переходным (он сокрыл (слезы), a λανθάνω означает не «я скрываю», а «я сокрыт». Таким образом, ἐλάνθανε, сказанное об Одиссее, означает: «он (Одиссей) оставался сокрытым». Итак, «до­словно» и в соответствии с греческим пони­манием ситуации Гомер говорит следующее: «Тогда по отношению ко всем остальным он остался сокрытым как проливающий слезы». Согласно нашему способу говорить и мыс­лить было бы правильнее сказать, что Одиссей незаметно для других прослезился. Греки же мыслят наоборот: у них определяющим словом является «сокрытие» в смысле пребывания-сокрытым (Verborgenbleiben). Таким образом, греки говорят: как проливаю­щий слезы Одиссей оставался сокрытым для других.

Приведем еще один отрывок, на сей раз из «Илиады», который подтверждает сказанное. В двадцать второй песне рассказывается о по­единке Ахилла с Гектором. Ахилл бросает в него копье, Гектор наклоняется, и копье, пролетев мимо, вонзается в землю (277 стих):

 

ἀνὰ δʼ ᾕρπασε Παλλἀς Ἀθήνη,

ἂψ δʼ Ἀχιλήϊ δίδου, λάθε δʼ Ἕκτορα, ποιμένα λαών.

 

Фосс дает такой перевод:

 

«Быстро копье то схватив, протянула его Пелеиду,

И не узрел того Гектор, борьбой увлеченный».

 

Сказано в соответствии с «добротной» не­мецкой мыслью и речью: Афина, незаметно для Гектора, возвращает Ахиллу его копье. Но если мыслить по-гречески, то рисуется иная картина: возвращая копье, Афина остается сокрытой от Гектора. Мы видим, что «сокрытость» является основной особенностью пове­дения богини, и эта особенность и наделяет ее своеобразные действия характером «бы­тия». Тот факт, что в сравнении с греками мы как раз наоборот переживаем, мыслим и гово-

 

59
рим, четко и ясно подтверждается нашим осмыслением известного эпикуровского деви­за, который гласит: λάθε βιώσας. Используя «правильный немецкий», мы переводим: «Живи незаметно» (для других). Грек же гово­рит: «Пребывай сокрытым в том, как ты ве­дешь свою жизнь». Здесь сокрытость опреде­ляет характер присутствия человека среди людей. «Сокрытое» и «несокрытое» — это ха­рактер самого сущего, а не особенность вос­приятия и улавливания. Тем не менее и у гре­ков слушание и сказывание имеют основную черту «истины» и «не-истины».

Итак, из сделанных нами немногочислен­ных ссылок становится, наверное, ясно, сколь решительно и властно в сознании гре­ков область сокрытия и сокрытость, а также само событие сокрытия и сокрытости прони­кают собою сущее и отношение человека к нему. Если теперь, в свете сделанных ссылок мы еще раз попытаемся осмыслить самое привычное для нас греческое слово с основой λαθ, а именно глагол λανθάνομαι, нам станет ясно, что расхожий и «правильный» его пере­вод словом «забывать» вообще никак не пере­дает самобытности греческого мышления.

Если мыслить по-гречески, тогда глагол λανθάνομαι означает: я пребываю сокрытым по отношению к обычно несокрытому для меня. Тем самым оно, со своей стороны, сокрыто, как и я в моем отношении к нему. Сущее по­гружается в сокрытость таким образом, что при таком его сокрытии я пребываю сокры­тым по отношению к самому себе. Вместе с тем это сокрытие, со своей стороны, тоже скрывается. Это происходит тогда, когда мы говорим: я позабыл то-то и то-то. Когда мы забываем, у нас не просто что-то выпадает из памяти: само забывание впадает в такое со­крытие, при котором мы сами в нашем отно­шении к забытому попадаем в сокрытость. Поэтому, заостряя ситуацию, греки употреб­ляют глагол ἐπιλανθάνομαι, чтобы сокрытость, в которую попадает человек, одновременно удерживалась в ее отношении к тому, что че­рез нее ускользает от человека. Вряд ли в од­ном единственном слове можно еще необыч­нее помыслить сущность забывания.

В том, как греческий язык вообще удержи­вает глагол λανθάνειν («быть сокрытым») как «управляющий», а также в истолковании сущ­ности забывания именно через событие сокры­тия уже достаточно ясно видно, что в «вот-бытии» греков, то есть в их внутри-стоянии посреди сущего как такового, сущность сокры­тия имеет первенствующее значение. Учитывая это, мы скорее начинаем предугадывать, поче­му истина постигается и осмысляется как «несокрытость». Но если сокрытие столь явно за­являет о себе, то не следует ли и сущность самого известного антонима к «истине», а именно сущность «ложности», то есть ψεΰδος, определять в ракурсе этого сокрытия, даже если в упомянутом антониме и нет корня λαθ -?

Мы только укрепимся в этом предполо­жении, если подумаем, что ложное и неистинное, например, неправильное суждение, представляют собой некий вид незнания, в котором «истинное» положение дел от нас ус­кользает, причем это ускользание похоже, хотя и не полностью, на «забывание», «забве-


 

ние», постигаемое греками в ракурсе сокрытия. Вопрос о том, осмысляли ли греки сущность ψεΰδος в смысловом контексте сокрытия, мы сможем решить только тогда, ко­гда прислушаемся к тому, как вообще они выражали свой опыт познания, и на первых порах не будем вникать в то, что именно греческие мыслители говорили о ψεΰδος как та­ковом.

 

ПОВТОРЕНИЕ

 

Τò ψεΰδος как противоположность ἀληθές.

Корневое родство между ἀλήθεια и λανθάνω.

Ссылка на «Одиссею» Гомера (VIII, 93). Ускользание забвения

 

Итак, мы пытаемся прислушаться к рече­нию Парменида из Элеи — мыслителя, писавшего и мыслившего приблизительно в то время, когда в соседней Посейдонии, потом ставшей Пестумом, строился храм Посейдо­на. В речении этого мыслителя говорится о богине Ἀλήθεια, чье имя мы обычно перево­дим как «истина». Благодаря строению всего речения сущность богини «Истины» заявляет о себе в каждом предложении, но особенно явно — в ведущем, где ее имя не упоминает­ся. Поэтому прежде чем приступить к разъ­яснению отдельных фрагментов, мы должны что-то знать о сущности этой богини; с другой стороны, только в результате основа­тельного продумывания всей «поэмы» царствующая здесь ἀλήθεια предстанет в своей из­начально запечатленной форме.

Итак, первым делом мы пытаемся осмыс­лить имя данной богини (Ἀλήθεια), которое означает «несокрытость». Зная, что в грече­ском языке «истина» — это «ἀλήθεια», мы, ко­нечно, еще ничего не знаем о ее сущности: ведь мало что можно узнать о коне, зная, что на латыни он зовется equus. Однако если мы переводим ἀλήθεια как «несокрытость» и к тому же пере -водим в соответствии с теми указаниями, которые это слово нам дает, мы расстаемся с одним только словесным обо­значением и оказываемся в сфере той сущностной связи, которая целиком захватывает наше мышление. Следуя четырем указаниям, которые дает нам имя Ἀλήθεια, переведенное как «несокрытость», мы в какой-то мере узна­ем, как греки мыслили начальную сущность истины.

Во-первых, не- сокрытость указывает на сокрытость. Таким образом, сокрытость властно проникает собою начальную сущность исти­ны.

Во-вторых, не -сокрытость указывает на то, что она отвоевана у сокрытости и находится в борении с нею. Начальная сущность истины внутренне противоречива, и остается узнать, что здесь означает это «борение».

В-третьих, в соответствии с уже данными определениями не-сокрытость отсылает в об­ласть «противоположностей», в которых нахо­дится «истина». Поскольку внутренне проти­воречивая сущность несокрытости становится явной прежде всего через отношение противоположности, мы должны основательнее осмыслить вопрос о «противоположности», в которой находится истина. В западноевро­пейском мышлении единственной противо­положностью истины принято считать не­-истину. «Не-истина» отождествляется с «лож­ностью», которая, понятая как неправиль­ность, образует вполне ясную и напрашиваю­щуюся противоположность «правильности». Это господствующее противостояние извест­но нам под именами ἀλήθεια καί ψεΰδος, veritas et falsitas, истина и ложность. Противополож­ность, упомянутую последней, мы понимаем в ракурсе истолкования правильности и не­правильности, но истина как «правильность» неравносущна истине как «несокрытости». В более позднем и прежде всего новоевропейском мышлении противоположностью правильности и неправильности, действи­тельности (Gültigkeit) и недействительности (Ungültigkeit) внутренне противоречивая сущ­ность истины исчерпывается, и потому здесь не выносится никакого решения относитель­но возможных противоположностей «несо­крытости», осмысленной по-гречески.

Поэтому надо спросить, как в начальном мышлении греков выглядит противополож­ность «несокрытости». Задавшись этим во­просом, мы сталкиваемся с удивительным фактом, суть которого сводится к тому, что противоположностью ἀλήθεια и ἀληθές высту­пает τò ψεΰδος, которое мы правильно пере­водим как «ложное». Таким образом, про­тивоположностью несокрытости является не сокрытость, а ложность. Слово ψεΰδος имеет другую основу и напрямую ничего не говорит о сокрытии. Это удивительно, особенно если мы признаем и утверждаем, что начальной сущностью истины является «несокрытость». Ведь в таком случае должна появиться проти­воположность, соответствующая ей лексиче­ски, то есть нечто похожее на «сокрытость». Однако поначалу мы ничего такого не нахо­дим, ибо одновременно с появлением слова ἀληθές появляется и его антоним — τò ψεΰδος. Кажется, можно окончательно признать: сущ­ность истины ни в коем случае не определя­ется в ракурсе противостояния несокрытости и сокрытости. Но, быть может, мы торопим­ся? Люди ведут себя слишком безрассудно, отдаваясь во власть с давних пор распростра­нившегося и ставшего привычным предубеждения, согласно которому истине может про­тивостоять только ложность, причем при таком противопоставлении нас даже не удив­ляет, что здесь мы имеем дело с различными наименованиями, которые постоянно, не вда­ваясь в раздумья, используем как некую смыслоразличительную формулу во всех на­ших суждениях и окончательных решениях. Наверное, мы не просто слишком поспешны, когда, принимая во внимание первенствую­щее положение термина ψεΰδος, утверждаем, что сущность истины все-таки не имеет ника­кого отношения к несокрытости и сокрыто­сти. Быть может, здесь совсем не надо делать «выводы», а надо просто раскрыть глаза и смотреть по-настоящему. Проявив такую «ос­мотрительность», мы, конечно же, сразу уви­дим, что нам ни в коем случае нельзя гово­рить, будто антоним к слову ἀληθές и вообще слово, от которого образуется эта привативная форма, отсутствует у греков. В слове ἀλήθεια можно разглядеть корень «λαθ», обо­значающий «сокрытие». Этот же корень про­сматривается и в глаголе λανθάνω, что означа­ет «я сокрыт». Аористное причастие λαθών, λαθόν означает «сущий (сущее) сокрытым». Однако пока все это лишь констатация язы­ковых особенностей. Главное в том, что мы видим, какие отношения в самом сущем вы­ражает это слово λανθάνω. Они таковы, что мы вряд ли можем их воспроизвести, и, пере­водя данное слово по-своему, мы совершенно их затемняем.

В восьмой песне «Одиссеи» (VIII, 93) Го­мер так говорит о своем главное герое: ἐλάνθανε δάκρυα λείβων. Прибегая к «правиль­ному немецкому» способу изложения мысли, мы переводим сказанное следующим обра­зом: «Он [Одиссей] прослезился незаметно для присутствующих». Однако если мыслить по-гречески, тогда надо сказать так: «Он [Одиссей] как проливающий слезы оставался в сокрытом». Равным образом известный призыв Эпикура «λάθε βιώσας» мы переводим как «живи незаметно», хотя по-гречески это означает: «Пребывай сокрытым в том, как ты ведешь свою жизнь». Глядя на эти примеры, хочется сказать, что здесь мы сталкиваемся с интересной языковой особенностью: в сравнении с немецким греческий язык выражает себя как-то наоборот. Однако на самом деле здесь нечто большее, чем просто «интересный» языковой факт. Отмеченная особенность имеет решающее значение для постижения начальной сущности истины, греческое именование которой (ἀλήθεια) является однокоренным с глаголом λανθάνω. Только теперь до нас начинает доходить смысл его употребления. Ведь именно тот способ, в соответствии с которым в приведенных примерах глагол λανθάνω становится определяющим, свидетельствует, что то, о чем в этом глаголе говорится («сокрытое»), является первостепенным в постижении сущего и — как особенность самого сущего — становится возможным «предметом» постижения. В случае с плачущим Одиссеем грек думает не о том, что присутствующие на пиру, будучи «субъектами», в своем субъективном поведении не заметили слез Одиссея, а о том, что вокруг таким образом сущего (seiende) мужа расположилась сокрытость, приводящая к тому, что они оказываются отъединенными от него. Речь идет не о восприятии со стороны других, а о наличии сокрытости Одиссея, каковая сокрытость теперь держит присутствующих в стороне от него. Таким образом, постигаемость и уловимость сущего (в данном случае плачущего Одиссея) зависит от того, что именно в данный момент совершатся: сокрытость или несокрытость.

В свете сказанного мы глубже, чем обычно, осмысляем и известные нам глаголы с корнем λαθ-, а именно λανθάνομαι и ἐπιλανθάνομαι. Обычно мы переводим эти слова – и опять правильно — как «забывание». Но что оно означает? Современный человек, все делающий для того, чтобы как можно скорее все позабыть, должен, казалось бы, знать, что это такое — забывание (das Vergessen). Но это этого не знает. Он позабыл сущность забвения (die Vergessenheit), если вообще когда-нибудь думал о ней, то есть мыслью проникал в его сущностную сферу пытаясь из-думать его. Это равнодушие к «забыванию» ни в коей мере нельзя объяснять лишь спешкой и небрежностью, характерными для его способа «жить». То, что здесь происходит, берет начало в сущности самого забвения, то есть в том, что оно само ускользает и скрывается.

Может быть, потому незримое облако забвения, забвения бытия, окутывает весь земной шар и живущее на нем человечество — облако того забвения, в котором забывается не только то или иное сущее, но и само бытие; облако, в которое никогда не сможет ворваться никакой самолет, как бы высоко он ни поднимался. Потому может случиться, что в это же время постижение именно этого забвения, то есть забвения бытия, предстанет как необходимость и станет необходимым и перед лицом этого забвения пробудится припоминающее мышление, которое думает о самом бытии и только о нем, осмысляя его самое в его истине: мысля истину бытия, а не одно лишь сущее в его отношении к бытию, как это делает всякая метафизика. И для этого прежде всего потребуется опыт сущности забвения, то есть опыт того, что скрывается в сущности ἀλήθεια[3].

Греки постигали забывание как событие сокрытия.

 

§ 3. Об изменении ἀλήθεια и изменении противоположной ей сущности

(veritas, certitudo, rectitudo, iustitia, истина,

справедливость — λήθη, ψεΰδος, falsum, неправильность, ложность)

а) Различные значения слов ψεΰδος и «ложный».

Скрывающе-раскрывающая сущностная сфера антонима ψεΰδος.

«Илиада» (В 348 и след).

За-ставляющее скрывание: основное значение слова ψεΰδος.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.