Тема 2. Основные лингвистические традиции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 2. Основные лингвистические традиции

2017-06-09 446
Тема 2. Основные лингвистические традиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лингвистические традиции 1-го тысячелетия до н.э.: индийская, европейская (античная, греко-римская, средиземноморская), китайская.

Индийская лингвистическая традиция. Грамматика Панини (“Восьмикнижье” Astadhyayi), 4в. до н.э. – описание грамматики санскрита. 14 фонетических класса Шивасутры. Фонетические классы Пратьяхара (41). Описание морфологической системы (4 тыс. сутр). Учение о синтаксических функциях. Порождающий характер грамматики Панини.

Античная традиция. Диалог Платона (427-347 гг. до н.э) “Кратил”. Спор о характере отношения между вещью и ее наименованием. “Первые имена” и “позднейшие имена” (производные имена). Понимание Платоном внутренней формы слова как идеи, образа имени. Платон о соотношении между мыслью и речью (речь – это обнаружение мысли, звучащая мысль). Понимание предложения как логоса, самой маленькой и простой речи. Говорящий не только произносит наименование, но и достигает чего-то. Выделение двух компонентов выказывания – онома и рема

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) об условной связи между предметом и наименованием. Посредствующее звено в этой связи – представление о предмете в сознании человека. Слова – символы представлений в душе. Многозначность слов, падежей. Понимание имени как имени в форме именительного падежа и глагола, как глагола в форме настоящего времени. Представление о более высоком ранге имени по сравнению с глаголом. Выделение знаменательных и служебных слов. Выделение частей текста: элемент, имя, глагол, слог, член, падеж, предложение. Значение учения Аристотеля для логистики.

Школа стоиков (Зеннон 336-264 гг. до н.э., Хрисипп 280-210 гг. до н.э., Диоген Вавилонский 240-150 гг. до н.э.) как основатель учения о языке в европейской научной традиции. Выделение в философии логики, физики (натурфилософии) и этики. Логика как учение о речи. Выделение в логике диалектики и риторики. Высшее организующее начало бытия – логос. Внутренний логос человека – его разум адекватно выражается в речи. Изучение речи может привести к постижению законов бытия. “Первые слова” отражают природу обозначаемых вещей. Установление закономерностей переноса наименования (на основании сходства, смежности и контраста). Выделение 4-х начал в слове: 1) звучание слова, 2) представление в душе, 3) предмет, которому соответствует представление в душе, 4) обозначаемое, высказываемое (лектон), смысловая, содержательная сторона речи. Лектон как образование, лежащее между мыслью как чисто психическим образованием и звуком. Обозначаемое как специфически языковое явление и представление в душе как независимое от языка. Учение стоиков о частях речи (имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз,, член, наречие). Учение о падеже как о грамматической категории склоняемых слов (именительный, родительный, дательный, винительный, звательный). Разработка падежной терминологии. Введение термина “синтаксис”. Рассмотрение предложения как полного самодовлеющего высказывания. Классификация предложений по типу предиката (категорема, паракатегорема, неполная категорема, неполная паракатегорема), по активности/пассивности и по цели высказывания (два вида аксиом –повествовательных предложений (утвердительные и отрицательные), два типа вопросительных предложений, повелительные предложения). Разработка классификации сложных предложений.

Китайская лингвистическая традиция. Систематизация иероглифов в словаре “Эръя” (3-1 в. до н.э.). Слово как раскрытие всеобщего закона мироздания (дао). Словарь Сю Шеня “Шовэнь цзецзы” (100 г н.э.). Разработка теории категоризации иероглифов.

 

Тема 3. Теории языка в средние века. Европейская лингвистика

Веков. Грамматика Пор-Рояля

История средних веков. Появление мировых религий, различных культурных миров. Выделение двух сфер языков – канонических, правильных и “варварских”, неправильных. Создание письменности для неправильных языков. Языковая ситуация письменно-устного билингнвизма. Латынь как язык науки и религии в Западной Европе. Развитие герменевтики и экзегетики. Создание новых канонических языков.

Китайская фонологическая система. Метод чтения слов фаньюй. Система транскрипции цеюнь (сечение рифм) как способ фонетической записи иероглифов. Деление слога га инициаль и рифму. Фонологические таблицы. Применение дистрибутивного анализа в слогоразделе.

Арабское языкознание в средние века. Создание военно-теократического государства - Арабского халифата (632 г.). Распространение ислама. Теория о превосходстве арабского языка. Басрийская, Куфийская и Багдадская школы. Спор об исходной глагольной форме. Труд Сибавейхи “Аль-Китаб” (Книга) – первая научная арабская грамматика. Выделение трех областей описания языка: нахв – учение о развертывании, сарф – учение об изменениях, таджвид – учение о произношении звуков (харфов).

Становление языкознания как самостоятельной науки. Появление книгопечатания. Утверждение национальных языков как языков литературы и науки. (17 в.). Языковое строительство под лозунгом “единство речи и письма”. Первые славянские и русские грамматики. Две линии развития теории языка – теоретическая и прагматическая. Соединение двух линий в грамматике “Пор-Рояль”. Спор между номинализмом и реализмом. Три концепции философии языка, в которых нашли отражение: английский эмпиризм Бэкона и Локка, французский рационализм Декарта и научно-философская концепция Лейбница. Ф.Бэкон (1561-1626) с идеей сравнения всех языков, установления их достоинств и недостатков, выработка единого человеческого языка. Р.Декарт (1596-1650). Идея разработки философского языка. Сведение сложной системы человеческих понятий к небольшому числу элементарных единиц. Конструирование слов по строгим правилам. Г.Лейбниц (1646-1716). Идея создания логики как инструмента исчисления на основе логического анализа языка. Создание универсальной логической символики для всех предметов мышления. Выделение “атомов” смысла. Проект формализованного языка. Идея о разложимости логической основы языка на дискретные единицы. Проекты создания искусственных языков.

Всеобщая рациональная грамматика (Грамматика “Пор-Рояль”) А. Арно (1612-1694), К. Лансло (1616-1695). Стремление научно осмыслить строение и функционирование естественного языка, представленного в многообразии языков мира. Попытка отыскать универсальные свойства и категории языка, рационального объяснения языка. Выделение системы основных значений, общих для нескольких языков, и перенесение этих категорий на анализ других языков. Постулирование единых фундаментальных (глубинных) правил функционирования грамматического строя языков на основе общности логических законов. Конкретные языки как видоизменения универсальной схемы. Установление принципов основных различий языков. Материализация мысли в речи. Специфичность кодирования смысла в единицах речи в различных языках. Наличие определенных моделей распределения смысла в речи. Выделение универсальной номенклатуры таких моделей. ГС/ПС –абстрактная структура/конкретная структура

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.