Этнокультурные и политические проблемы возрождения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Этнокультурные и политические проблемы возрождения

2017-06-09 459
Этнокультурные и политические проблемы возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСХАКОВА София Мунзировна

ВАЛЕЕВ Фоат-Тач Ахметович

г. Казань

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ:

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Томилов Н.А. Сибиртарю// Земля сибирская и дальневосточная. 1992. N 7/8, С.8.

2. Томилов Н.А. Этническая история тюркоя­зычного населения Западно-Сибирской рав­нины в конце XVI - начале ХХ вв. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени доктора ист. наук. Омск. 1983; он же, Тюркоязычное на­селение Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX вв. Томск. 1981; он же, Очерки этнографии тюркского насе­ления Томского Приобья// Этническая исто­рия, быт и духовная культура. Томск. 1983; он же, Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца XVI - начала ХХ в. Новосибирск. 1992.

3. Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX - начале ХХ вв. (Историко-этнографические очерки). Казань. 1980; он же, Сибирские татары: культура и быт. Казань. 1992 и 1993; он же, Сибирские татары (проблемы этнокультурного развития во второй половине XIX - начале ХХ вв.). Автореф. дисс. на соиск. учен. степени док­тора ист. наук. М. 1987. С.19-20; он же, К вопросу о развитии языка и культуры татар, проживающих за пределами ТаССР в совре­менных условиях// Актуальные проблемы развития межнациональных отношений, ин­тернационального и патриотического воспи­тания. Материалы республиканской научно-практической конференции, состоявшейся 16-17 мая 1989 г. в г. Казани. Казань. 1989. С. 138-143.

4. Соколова З.П. Из выступления "Круглый стол: сибирские татары между прошлым и будущим"// Тюменская правда. 1989. 22 июля.

5. Батьянова Е.П. Самостоятельный народ// Янарыш. 1990. 1 декабря.

6. Головнев А.В. Об этнической истории сибир­ских татар// Сибирские татары: история и современность. Материалы научно-практиче­ской конференции. Тобольск. 1990. С. 19-23.

7. Сулейманов Б. Сибирские татары - кто мы?// Тюменская правда. 1988. 2 июня; он же, Нет языка, нет народа// Тюмень лите­ратурная. 1990. N3/4; Сулейманов Б., Гаи­тов А. Всяк сущий в ней язык// Тобольская правда. 1989. 7 июня; Гаитов А. За нацио­нально-территориальный статус// Янарыш. 1990. 6 октября; он же, Так не этак// Яна­рыш. 1991. 27 апреля и др.

8. Тобольская правда. 1989. 13 апреля, 15 мая.

9. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань. 1993.; он же, Алтайские этни­ческие элементы у западносибирских татар// Этнография народов Алтая и Западной Сиби­ри. Новосибирск. 1978.

10. Исхакова С.М. Лексика сибирских татар. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. филологич. наук. Ташкент. 1970; она же, К вопросу о взаимоотношении языка татар-або­ригенов Сибири и казанских татар// Из ис­тории Сибири. Вып. XVI. Томск. 1975, С.220; она же, Кодекс куманикус и язык си­бирских татар// Этногенез и этническая ис­тория тюркских народов Сибири и сопре­дельных территорий. Омск. 1983. С. 3-12; она же, К вопросу о роли фольклора в исто­рико-этнографическом изучении сибирских татар// Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск. 1978; Исхакова С.М., Валеев Б.Ф. Языковые проблемы западносибирских татар// Языковая ситуация в Российской Федерации. 1992. Москва. 1992. С. 78-82.

11. Закиев М.З. Русско-татарский словарь. Ка­зань. 1989// Янарыш. 1990. 3 ноября.

12. Исхаков Д.М. Расселение и численность та­тар в Среднем Поволжье и Приуралье в XVIII-XIX вв. (Этностатистическое исследо­вание). Автореф. дисс. канд. ист. наук. М. 1980. С.14.

13. Исхаков Д. Татар миллэте оешуы hэм милли ан усеше (Формирование татарской нации и развитие национального самосознания). Ми­рас. 1992. N 1. С.96.

14. Закиев М.З. Указ. раб.; Валеев Ф.Т. Си­бирские татары: культура и быт. Казань. 1993. С. 12-43; Исхакова С.М. К вопросу о взаимоотношении татар-аборигенов Сибири и казанских татар// Из истории Сибири. Томск. 1975. Вып. XVI. С. 220-222; она же, Узбекский элемент в языке сибирских та­тар// Учен. зап. КГПИ. Вып. 74. 1970. С. 140-150; она же, Древнетюркские элементы в народно-разговорном языке западносибир­ских татар// Сов. тюркология. 1973. N 6. С. 36-39; она же, Языковые контакты западно­сибирских татар с алтайскими племенами// Сов. тюркология. 1975. N 5. С. 33-38; она же, Арабизмы и фарсизмы в языке сибир­ских татар и пути их проникновения// III ВТК. Ташкент. 1980. С. 260-261.

15. Вечерний Омск. 1989. Сентябрь.

16. Галиуллин Т., Магдеев М. За каменным поясом// Татар иле. 1991. N 12.

17. Семенов А.А. Бухарский шейх Бахауд-дин (накшбанд)// Восточный сборник в честь А.Н. Веселовского. М. 1914. С. 203-211; Ка­танов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Запад­ной Сибири// Ученые записки Казанского университета. Кн. 12. 1903. С. 133-146.

18. Фахрутдинов Р.Г. История Татар и Татар­стана, Казань. 1995.

19. Айди Тауфик. Кулэгэсэ hэм узе (Его тень и он сам)// Янарыш. 1992. 5 октября. Статья посвящена жизни и деятельности сибирского бухарца Абдерашита Ибрагимова.

20. Он же, Себер узебезнеке (Сибирь - наша)// Янарыш. 1992. N 47, 48.

21. Тумашева Д.Г. Конбатыш себер татарлары теле (Язык западносибирских татар). Ка­зань. 1961; она же, Язык сибирских татар. Казань. 1968; она же: Диалекты сибирских татар. Казань. 1977.

22. Тумашева Д.Г. Диалекты сибирских та­тар...С. 5.

23. Она же, Восточный диалект татарского языка и его отношение к татарскому литера­турному языку и другим его диалектам// Во­просы диалектологии тюркских языков. Казань. 1960. С. 45.

24. Она же, Язык сибирских татар...С. 20-21.

25. Она же, там же. С. 174.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОГРАММА

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Современный этап социально-экономического развития делает проблематичным само этническое существование сибирских татар, со свойственным этому этносу традиционным укладом, языком и культурой. Итоги переписей последних десятилетий показывают резкое сужение сферы функционирования родного языка среди татарского населения, реальной становится угроза его постепенного исчезновения из жизни рода. Так, например, по переписи 1959 г. родным языком татарский называло 96,2% татар области, в 1970 г. - 92%, в 1979-1988 и 1989 гг. - не менее 80% татарского населения.

В целях радикального решения проблемы сохранения этнического единства и самобытной культуры сибирских татар необходимо глубокое изучение и обобщение имеющихся материалов и литературы. Все это должно позволить выработать комплексную программу социального, культурного и экономического возрождения сибирских татар. Изучение, широкая пропаганда научных представлений об истории, национальных традициях местных жителей будут способствовать гармонизации национальных отношений и окажут содействие в удовлетворении духовных запросов граждан.

Только на основе предполагаемых экономических и политических преобразований возможно возродить самобытную культуру и национальное самосознание сибирских татар, создать условия для возрождения и сохранения культуры всех групп татар, проживающих в Тюменской области.

Ассоциация выступает с позиций защиты прав человека и уважения национальных культур. Основой нормальных отношений между народами может быть:

- достижение единогласия при решении вопросов межнациональных отношений;

- полная реализация права наций на самоопределение;

- ликвидация последствий тоталитарной политики;

- создание подлинной научной истории сибирских татар;

- создать предпосылки для введения двуязычия в национальных сельсоветах, районах. Расширить сферу применения литературного татарского языка в области образования, культуры, делопроизводства и т.д.;

- восстановить сеть традиционных татарских национальных школ;

- разработать программу непрерывного обучения родному языку “Детский сад-средняя школа” - высшие и средние учебные заведения.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

 

1. Создать реальные гарантии по охране многодетных семей, имеющих несовершеннолетних детей. Эти гарантии должны включать в себя оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет; в условиях рыночной экономики должны быть увеличены компенсации на детские товары в соответствии с ценами.

2. Удовлетворить спрос на товары народного потребления, в том числе на малогабаритную механизацию.

3. Обеспечить нетрудоспособное население материально на уровне не менее прожиточного уровня среднереспубликанского.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

 

На современном этапе развития общества все более актуальным становится решение земельного вопроса, который предполагает денационализацию государственной собственности и возврат ее истинным владельцам. В этих условиях нужно определить приоритетные направления развития хозяйственной жизни. Для этого необходимо добиваться признания юга Тюменской области зоной преимущественного развития традиционных промыслов сибирских татар.

Во всех случаях, когда в использовании земли пересекаются интересы коренной национальности и ведомств, предпочтение отдавать первым. В рамках сельских Советов, сельских районов исключительное право на установление границ освоения и решения освоения имеют сельские исполкомы (сход граждан). В современным условиях коренного обновления советского общества, необходимо пересмотреть, с учетом исторически сложившегося образа жизни коренных народов, существующую сеть колхозов и совхозов. По предложениям населения восстановить закрытые в 60-70-е годы села, развивать традиционные промыслы, дав возможность самим жителям выбирать характер ведения хозяйства. Добиваться введения для коренных жителей частного землевладения. Предоставить приоритетное право при наделении землей лицам коренной национальности.

Отчуждение земли и строительство предприятий возможно только с согласия местных Советов и после народного референдума с обязательным сохранением заповедных жилых зон, без права продажи или залога. Сельский Совет, сельский район устанавливает размеры компенсации за пользование этими землями.

Считать обязательным расширение зон, выводимых из промышленного освоения с последующей рекультивацией, за счет использовавших их предприятий. Повышать экологическую культуру должностных лиц и других граждан. Учитывать вопросы экологии во всех стадиях разработки любого проекта с гласным обсуждением результатов экспертизы. Требования по охране природной Среды должны соответствовать международным нормам.

Членам Ассоциации, проживающим в северных регионах области, необходимо оказывать поддержку местным Ассоциациям северных народов, совместными усилиями восстанавливать экологический и социально-экономический баланс области.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ

ИСХАКОВА София Мунзировна

ВАЛЕЕВ Фоат-Тач Ахметович

г. Казань

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ:

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

IS'HAKOVA S.M., VALJEEV F.-T.

Siberian Tatars: the ethnocultural and political problems of revival.

 

Коренные сибирские татары прожи­вают в основном в сельских районах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Таре и других городах За­падной Сибири. По переписи населения 1926 г., коренных сибирских татар на­считывалось 90 тыс., а всех татар За­падно-Сибирской равнины (т.е. включая поволжско-приуральских переселенцев и их потомков) - 118,3 тыс. человек. Но после этой переписи в официальных государственных статистических доку­ментах СССР перестали сообщать дан­ные о численности коренных сибирских татар, они "исчезли" из этих документов так же, как многие другие малочислен­ные национальные группы. В 1959 г. здесь жили 147,1 тыс. татар, из них 110 тыс. - сибирских. В 1970 г. соотношение этих групп было 191,2 тыс. и 143 тыс.; в 1979 г. - 208 тыс. и 156 тыс.; в 1989 г. - 225 тыс. и 170 тыс. человек. В 1992 г. всех татар в этом регионе насчитыва­лось около 240 тыс., сибирские татары составляли среди них около 180 тыс. человек. Всего же сибирских татар в России, Казахстане, Средней Азии в начале 90-х гг. ХХ в. проживало при­мерно 200 тыс. человек. Часть из них живет в Турции1.

Этническая история и этнокультурное развитие тюркоязычного населения За­падно-Сибирской равнины, в том числе сибирских татар, за последние 25-30 лет нашли всестороннее освещение в трудах известного этнолога Н.А.Томилова и представителей возглавляемой им школы омских ученых2. Проблемам этнокуль­турного развития коренных сибирских татар были посвящены и труды Ф.-Т.Валеева, в которых коренные си­бирские татары рассматриваются как самостоятельный этнос, с присущими ему устойчивыми признаками и свойст­вами, такими как язык и территория, экономическая общность, этническое самосознание, конфессиональная общ­ность, эндогамия, а на раннем этапе развития этого этноса - и социально-политическая общность, связанная с существованием Сибирского ханства, представлявшего собой самостоятельное государство3.

Аналогичного мнения о коренных си­бирских татарах придерживаются и другие ученые-сибиреведы. Так, из­вестный исследователь народов Западной Сибири З.П.Соколова писала, что сибир­ские татары как народ имеют свой соб­ственный язык, cамосознание, культуру, обычаи, искусство. Развитие этой этни­ческой общности в дальнейшем будет проходить в направлении все большей консолидации. По всей вероятности, постепенно утратятся диалектные и некоторые культурные различия отдель­ных групп сибирских татар, укрепится их самосознание, шире распространится общее самосознание: себер татарлары - сибирские татары4.

Этнограф Р.Сатлыкова, изучавшая в 1970-х годах социально-экономические процессы среди тарских татар, прожи­вающих по среднему течению Иртыша, писала, что сибирские татары, как и другие народы, этнически уникальны, и эту уникальность надо любыми путями сохранить. Нельзя более мириться со сложившимся положением, когда многие не знают о существовании такого наро­да, как сибирские татары, думая, что это - часть поволжских татар.

Заслуживает внимания статья Е.П.Батьяновой, в которой автор утвер­ждает, что коренные сибирские татары представляют собой самостоятельный народ5. Используя малоизвестные широ­кому кругу читателей исторические ма­териалы, аргументированно излагает свою точку зрения о коренных сибир­ских татарах как самостоятельном наро­де А.В.Головнев. Он считает, что совре­менные сибирские татары являются потомками древнего тюркского народа савиры /сибиры/, которые в последний раз упоминаются в источниках VI века н.э.6 Сибирско-татарский этнос состоит из ряда тюркских этнических групп, отличающихся друг от друга некоторыми особенностями в разговорном языке, различиями в хозяйственной деятельно­сти, обусловленными экологическими условиями.

* * *

В условиях начавшихся в стране де­мократических преобразований и поли­тических реформ, в особенности в конце 1980-х - начале 1990-х гг., среди корен­ных сибирских татар наблюдается рост национального самосознания, живой интерес к своему происхождению, исто­рии развития своей культуры и родного языка, к деятелям науки и культуры из сибирских татар, оставившим заметный след в истории своего народа. Стремле­ние к возрождению своей национальной культуры, языка и государственности постепенно приобрело характер нацио­нального движения. В него включились представители различных социальных слоев коренных сибирских татар - уче­ные, преподаватели высших учебных заведений, учителя, работники государ­ственных учреждений и культуры, рабо­чие, колхозники и т.п.

В 1988 г. в Тюменской области был создан Комитет по возрождению сибир­ских татар во главе с поэтом Булатом Сулеймановым. В 1988-89 гг. и позднее на страницах периодический печати на русском и татарском языках были опуб­ликованы статьи, посвященные различ­ным аспектам возрождения этого народа. Написанные эмоционально, эти статьи иногда страдали излишней категорично­стью суждений. Но главное в них - это призыв сибирских татар к активным действиям за возрождение своей нацио­нальной культуры, родного языка и, в конечном счете, - за сохранение себя как самостоятельной исторической общно­сти7.

В марте 1989 г. в г.Тобольске прошел "круглый стол" представителей общест­венности, на котором обсуждались про­блемы национального возрождения си­бирских татар8. Другой, более предста­вительный "Круглый стол" - "Сибирские татары между прошлым и будущим" - был организован по инициативе газеты "Тюменская правда" летом 1989 г. в г.Тюмени, на котором присутствовали ученые из Москвы, Казани, Тюмени, Тобольска, работники культуры и про­свещения, журналисты, профсоюзные, партийные работники. Он прошел под девизом: "Межнациональные отношения на принципах равноправия". Участники встречи высказывали различные мнения о современных межнациональных отно­шениях, о путях возрождения сибирских татар. При этом особенно активно дис­кутировался вопрос о предоставлении сибирским татарам статуса коренного народа Сибири и территориальной авто­номии в рамках Российской Федерации.

В Тюменской области стали возникать коллективы татарской художественной самодеятельности, началось националь­ное вещание на радио, телевидении (на татарском языке), были организованы центры национальной культуры в гг.Тюмени, Тобольске. Общественные организации татар появились во многих районах области, в том числе в таких городах Тюменского Севера, как Ниж­невартовск, Нефтеюганск, Сургут. Среди них - такие крупные общественные ор­ганизации, как Тюменская областная организация "Идегей" и "Комитет воз­рождения сибирских татар". В Тюмени инициативная группа по проблемам возрождения сибирских татар в составе Б.Сулейманова, А.Гаитова, Г.Ниязовой, И.Шарапова, И.Рафикова и др. при поддержке Администрации области, с осени 1990 г. начала издавать газету "Янарыш" ("Обновление"). Материалы на страницах этой газеты будут печа­таться на татарском (в том числе на языке сибирских татар) и на русском языках. Газета должна отражать глав­ным образом жизнь татарского населе­ния региона. В 1990 г. вышло в свет "Положение об общественных организа­циях Тюменской области", на основе которого было принято решение создать единую организацию, объединяющую все общественные силы и регулирующую их деятельность.

29 сентября 1990 г. в Тюмени была созвана учредительная конференция татар Тюменской области, на которой присутствовало более 120 делегатов. Конференция решила создать Ассоциа­цию татар Тюменской области, которая должна была стать организацией, объе­диняющей все татарские общественные организации области. 20 ноября 1990 г. состоялось заседание организационного Комитета Ассоциации татар области, на котором были рассмотрены вопросы о сроках проведения съезда, повестке дня, порядке проведения и о принимаемых на съезде документах. Делегатами съезда стали лица, выбранные на официальных собраниях, конференциях, проведенных до 10 декабря 1990 г. в деревнях, селах и городах области. Норма представи­тельства - один делегат примерно на 100 жителей.

Важным событием в политической жизни области явился первый учреди­тельный съезд Ассоциации татар Тюмен­ской области, состоявшийся 14-15 де­кабря 1990 г. в г.Тюмени. На съезде были приняты Программа, Устав Ассо­циации и избраны ее руководящие орга­ны (см. Приложение). В программе Ассоциации отмечается, что Сибирь является исторической родиной, единст­венным местом в мире, где могут сохра­ниться и развиваться как этнос сибир­ские татары, их язык и культура. По­этому одной из первоочередных задач Ассоциации должно быть законодатель­ное признание на государственном уров­не статуса коренной национальности для сибирских татар. В качестве гарантии национального самоопределения корен­ных сибирских татар необходимо созда­ние местных автономий в форме нацио­нальных районов или национальных сельских советов.

Эта идея была отчасти поддержана и Администрацией Тюменской области. Так, в своем интервью газете "Янарыш" заместитель председателя Тюменского облисполкома (ныне заместитель главы Администрации) Ю.М.Конев подчерки­вал, что если действительно заботиться о возрождении народа (коренных сибир­ских татар - С.И., Ф.В.), то первым этапом на этом пути является создание для них национально-культурной авто­номии (см. Приложение).

Особое значение в Программе Ассо­циации придается проблеме экономиче­ского суверенитета сибирских татар. Программа предлагает денационализа­цию государственной собственности на землю. В ней предусматривается при­знание юга Тюменской области зоной преимущественного развития традицион­ных промыслов сибирских татар. По предложениям населения было принято решение восстановить ликвидированные в 1960-70-е годы татарские села, доби­ваться введения для коренных жителей региона, в том числе сибирских татар, частного землевладения, предоставления им права выбора хозяйственной деятель­ности, расширять зоны, выводимые из промышленного освоения с последующей рекультивацией за счет использовавших их предприятий и т.д.

* * *

Современная этноязыковая ситуация среди коренных сибирских татар - это органическая составная часть сложной проблемы их возрождения и сохранения как самостоятельной этнической общно­сти. Язык сибирских татар представляет собой самостоятельный тюркский язык, в котором сохранилось много древне­тюркских (кыпчакских) элементов и элементов языков хантов и манси (угров), арабских, персидских, монголь­ских, а также заимствований из совре­менных тюркских языков Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана, татар По­волжья, башкир и других народов. В языке татар Сибири наблюдается также большое количество заимствований из русского языка. По нашему мнению, русские слова и термины начали прони­кать в язык сибирских татар через нов­городских ушкуйников (XI-XII вв.), подчинивших Новгороду Югорскую землю, где обитали предки современных хантов и манси, а с последними предки сибирских татар поддерживали культур­ные и экономические контакты.

В научной литературе коренные си­бирские татары считаются бесписьмен­ным народом. Однако такое утверждение является верным только для современ­ного состояния языковой ситуации среди сибирских татар. Сибирские татары поддерживали длительные исторические контакты с тюркскими народами Саяно-Алтая, более того, часть древнего насе­ления Саяно-Алтая, возможно, стала одним из древних этнических компонен­тов этого народа9. Можно предполо­жить, что в прошлом сибирские татары, как и другие тюркские народы региона, пользовались енисейским и орхонским алфавитами. Так, находясь в орбите Второго Восточно-Тюркского каганата, существовавшего в 682-745 годах, пред­ки сибирских татар, возможно, пользо­вались орхонским алфавитом, а в 745-840 годах, оказавшись в составе Уйгур­ского каганата - уйгурским.

После принятия ислама в конце XIV в. сибирские татары перешли на пись­менность, основанную на арабской гра­фике. Словарный фонд сибирских татар обогатился большим количеством араб­ских, персидских слов и терминов. Об­разовавшийся на этой основе литератур­ный язык носил название "тюрки", ко­торый существовал до Октябрьской ре­волюции. В первые послереволюцион­ные годы была проведена реформа араб­ского алфавита, направленная на упро­щение письменности тюрков-мусульман, проживавших в СССР. Арабская графи­ка письменности тюркских мусульман­ских народов СССР, в том числе у татар, использовалась до 1928 г., затем с 1928 по 1933 гг. их письменность существо­вала на основе латинского алфавита, а с 1939 г. - на русской графической осно­ве. Частые изменения алфавита литера­турного тюркского языка нанесли боль­шой ущерб развитию духовной культуры не только сибирских татар, но и татар Поволжья. В результате представители молодого поколения татарского населе­ния лишились доступа к общественно-политической, художественной и другой литературе, напечатанной на татарском языке при помощи арабской графики. Они лишились также возможности зна­комства со средневековыми памятниками "мусульманской" или "арабской" культу­ры, проникшей к сибирским татарам вместе с исламом. Речь здесь идет о произведениях великих узбекских, тад­жикских поэтов и ученых - Абул Касым Фирдоуси, Абу-Райхан Бируни, Алишер Навои и др. Кроме того, они лишились возможности чтения произведений та­тарских, башкирских, казахских и дру­гих родственных тюркских народов, написанных на основе арабской графи­ки. Алфавит, основанный на русской графике, также не удовлетворял татар, хотя бы потому, что в нем отсутствуют буквы (знаки) для передачи ряда спе­цифических звуков, характерных для фонетической системы тюркских языков.

Современный язык коренных сибир­ских татар представляет собой единый, оригинальный тюркский язык, состоя­щий из нескольких близких диалектов, располагающий богатым лексическим фондом. Но этот язык, в отличие от других тюркских (казахского, башкир­ского, узбекского, языка поволжских татар и т.д.), не имеет собственной нормативной грамматики, выражающей его фонетико-морфологические и лекси­ческие особенности, т.е. специфику языка. Именно в этом смысле он являет­ся бесписьменным языком. Носители языка, коренные сибирские татары, обслуживаются языком казанских татар, признанным литературной нормой, как для диалектов поволжских татар, так и диалектов языка сибирских татар, хотя разговорный язык сибирских татар явля­ется самостоятельным тюркским языком, а его носители самостоятельным этно­сом. Язык казанских татар в его лите­ратурной форме играет лишь обслужи­вающую роль (термин этот был введен в научный оборот С.И.Исхаковой в 1969 г.)10.

Наши многолетние исследования ис­тории, культуры и языка сибирских татар привели к выводу о том, что со­хранение этого народа как самостоя­тельной этнической общности органиче­ски связано с сохранением и развитием его языка. Важнейшими задачами в этой области являются:

- выбор алфавита (арабский, латин­ский или русский) для сибирских татар, возможно, путем проведения референ­дума среди взрослого населения, причис­ляющего себя к этому народу;

- научная разработка избранного ал­фавита с учетом фонетических особенно­стей диалектов, входящих в состав языка сибирских татар;

- разработка нормативной грамматики будущего литературного языка, создание литературных норм для письменного языка сибирских татар, на котором могли бы печататься школьные учебни­ки, периодическая печать и художест­венная литература, публиковаться раз­личные жанры фольклора татар региона и вестись деловая переписка. В основу литературного языка сибирских татар, разумеется, должен лечь родной язык самих сибирских татар в его народно-разговорной форме, бережно храня­щийся и передающийся из поколения в поколение в течение многих веков.

* * *

За последние 5-6 лет общественными организациями Тюменской области и прежде всего Ассоциацией татар Тюмен­ской области при активной поддержке руководящих работников Администрации области (Л.Ю.Рокецкий, Ю.М.Конев, А.К.Ушаков, В.Г.Новиков, Н.Ф.Гольцов, К.А.Каюмов и др.) была осуществлена значительная работа по возрождению культуры и языка сибир­ских татар. В основу деятельности Ад­министрации Тюменской области по возрождению культуры татарского насе­ления в этот период была положена Всероссийская программа "Народы Рос­сии: возрождение, сохранение и разви­тие социально-экономического, демогра­фического, культурного потенциала и совершенствование межнациональных отношений", разработанная группой ведущих ученых, утвержденная Минву­зом Российской Федерации в первой половине 1990 г. и рассчитанная на 1990-1995 гг.

В указанный период Ассоциация татар вместе с другими общественными орга­низациями при активной поддержке со стороны Администрации провела работу по претворению в жизнь задач, наме­ченных в ее программе. На заседаниях Совета Ассоциации обсуждались вопросы возрождения традиционной хозяйствен­ной деятельности татарского населения отдельных районов области, заслушива­лись отчеты руководителей местных (районных) организаций Ассоциации. Ассоциация обращала серьезное внима­ние на постановку народного образова­ния, возрождение национальной культу­ры и языка сибирских татар. Так, при содействии Ассоциации Комитетом на­родного образования Администрации Тюменской области была издана (третьим изданием) книга Ф.Т.Валеева "Сибирские татары: культура и быт" в качестве учебного пособия по истории и краеведению для учащихся татарских школ Сибири. Доцент Казанского педа­гогического Университета С.М.Исхакова, заведующая лабораторией национальных (татарских) школ при Тюменском обла­стном институте повышения квалифика­ции учителей разработала альтернатив­ный алфавит на основе латинской гра­фики, учитывающей фонетические осо­бенности языка коренных сибирских татар, и букварь для обучения детей сибирских татар. К сожалению, труд этот оказался напрасным главным обра­зом из-за противодействия отдельных ученых-лингвистов из числа казанских татар.

Более обнадеживающей оказалась за эти годы деятельность Ассоциации татар Тюменской области и Администрации, направленная на признание сибирских татар самостоятельным этносом автори­тетными научными учреждениями и государственными органами Российской Федерации (см. Приложение).

В подготовленном Институтом языко­знания РАН письме за подписью его директора члена-корреспондента АН В.М.Солнцева от декабря 1990 г. в Ми­нистерство народного образования Рос­сийской Федерации сказано: "По мне­нию основных специалистов по этногра­фии и истории сибирских татар профес­соров Томилова Н.А. (Омский госуни­верситет) и Валеева Ф.Т. (Казанский инженерно-строительный институт), сибирские татары исторически и факти­чески являют собой самостоятельный, отличный от казанских татар, беспись­менный этнос с присущей ему специфи­ческой материальной и духовной культу­рой". Далее, ссылаясь на мнения лин­гвистов-тюркологов члена-корреспонден­та РАН Э.Р.Тенишева (институт языко­знания РАН), академика Академии наук Республики Татарстан М.З.Закиева и др., В.М.Солнцев писал, что казанские и сибирские татары не являются близкими и в языковом отношении, несмотря на то, что последние длительное время более или менее удовлетворительно об­служивались казанско-татарским нацио­нальным литературным языком. В своем выводе по данной проблеме В.М.Солнцев указывает, что "по сооб­ражениям гуманитарного порядка, а также при условии желания большин­ства самих сибирских татар, создание для них собственной письменности можно считать целесообразным"(см. Приложение).

Следующим документом, относящимся к проблеме возрождения сибирских та­тар, явилось письмо директора Инсти­тута этнологии и антропологии РАН д.и.н. В.А.Тишкова Президенту Ассо­циации татар Тюменской области от 24 апреля 1994 г., в котором отмечается, что сибирские татары представляют самостоятельное этническое образование с выраженными признаками этничности (самобытная культура, язык, самосозна­ние). Являясь самостоятельным наро­дом, сибирские татары имеют локальные этнографические и языковые подразде­ления. Говоря о взаимоотношениях между сибирскими и казанскими татара­ми, автор отмечает, что между этими народами существовали длительные языковые, культурные, брачные контак­ты, которые в значительной степени сблизили их между собой. Но сибирские татары не слились с поволжскими, со­хранив особенности своей культуры, языка, самосознания. Общий вывод В.А.Тишкова сводится к тому, что си­бирские татары должны быть обеспе­чены гарантированными правами разви­тия их национальной культуры, для чего им необходимо предоставить статус са­мостоятельного народа и включить в список народов Российской Федерации. Это расширит их возможности для ре­шения многих проблем политического, экономического и культурного развития (см. Приложение).

Наконец, в августе 1991 г. на обра­щение Ассоциации татар Тюменской области к Президенту РСФСР и Предсе­дателю Верховного Совета РСФСР о включении сибирских татар отдельной строкой в список народов Сибири был получен ответ из Госкомстата Россий­ской Федерации, в котором говорится, что при проведении последующих пере­писей и обследований населения эта просьба будет учтена (см. Приложение).

Вдохновляющим фактором для сибир­ских татар в их движении за возрожде­ние своей национальной культуры и своего родного языка явились документы и материалы 1-го Учредительного съезда Конгресса тюркских народов России "Возрождение и согласие", состоявше­гося 20-21 сентября 1995 г. в г.Москве. На съезде с докладом выступил министр по делам национальностей и региональ­ной политики Российской Федерации В.А.Михайлов. В его докладе был сделан глубокий анализ происходящего в Рос­сийской Федерации процесса возрожде­ния тюркских народов, говорилось о трудностях этого процесса и актуальных задачах по его дальнейшему развитию. В докладе профессора Д.М.Гилязитдинова среди других тюркских народов Россий­ской Федерации упоминались и сибир­ские татары как самостоятельная нация, остро нуждающаяся в предоставлении ей государственного образования в рамках многонационального Российского госу­дарства для обеспечения гармонического возрождения национальной культуры, родного языка и т.д.

* * *

Однако на пути к возрождению си­бирских татар еще встречаются большие трудности и препятствия, некоторые из которых настолько серьезны, что делают его проблематичным. Поэтому мы, лю­ди, посвятившие делу возрождения си­бирских татар несколько десятков лет жизни, считаем своим моральным долгом сделать эти проблемы достоянием преж­де всего научной общественности и Ми­нистерства по делам национальностей и региональной политики Российской Федерации, Администраций Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской облас­тей, на территориях которых проживают компактно сибирские татары. У нас нет каких-либо националистических пред­рассудков и амбициозности в подходе к проблеме взаимоотношений между си­бирскими и поволжскими татарами. Мы хотим лишь одного, чтобы судьбоносные проблемы сибирских татар решались с позиции современной науки и с учетом реальной ситуации.

Прежде всего следует остановиться на употреблении широко распространенного в настоящее время термина "возрождение" применительно к татарам, проживающим в различных регионах Сибири. Этот термин в научной, публи­цистической литературе, а также в дело­вой переписке государственных, общест­венных организаций о сибирских татарах начал употребляться расширительно, распространяясь на все группы тюрк­ского населения, носящих этноним "татары". Как известно, в Сибири, кроме коренных сибирских татар, проживает значительное количество поволжских татар, переселившихся в Сибирь в раз­ные периоды истории. Довольно большое количество поволжских татар пересели­лось в Сибирь в 1921-1922 годах во время голода в Поволжье. Однако чис­ленность поволжских татар-переселенцев никогда не превышала численности коренного татарского населения региона.

По нашему глубокому убеждению, термин "возрождение" должен приме­няться прежде всего по отношению к коренным сибирским татарам, так как именно эта группа тюркского населения Сибири остро нуждается в возрождении своего родного языка и национальной культуры на земле своих предков - Си­бири. Что же касается поволжских та­тар, проживающих в Сибири, то они представляют собой диаспору поволж­ских татар, родным языком которых является язык казанских татар, приня­тый в качестве литературной нормы для среднего и мишарского диалектов татар­ского языка. Своей родиной они законно считают ныне существующую в составе Российской Федерации суверенную Рес­публику Татарстан. Движение коренных сибирских татар за свое возрождение, в особенности стремление последних к собственной национальной государствен­ности, вызвали среди части представите­лей казанских татар в Сибири негатив­ное отношение. Это мы наблюдали, при­сутствуя на съездах Ассоциации татар Тюменской области, на различных науч­но-практических конференциях, совеща­ниях, а также в публикациях на страни­цах газеты "Янарыш". Подобные высту­пления казанских татар, проживающих в Сибири, были вызваны их ошибочным опасением того, что возможное предос­тав<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.