Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1979. С.20-25; С.202-281. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1979. С.20-25; С.202-281.

2017-06-09 1077
Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1979. С.20-25; С.202-281. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979. С.295-307; 330-333; 345-365.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990. С.175-212.

4. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. С.79-81.

5. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 2003.

Дополнительная:

1. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. М., 1973

2. Ахманова О.С., Краснова И.Е. О методологии языкознания // Вопр. языкознан.1974. №6. С.32-47.

3. Лукин В.А. Некоторые проблемы и перспективы компонентного анализа // Вопр. языкознан. 1985. №3. С. 58-66.

4. Белецкий А.А. Задачи дальнейшего сравнительно-исторического изучения языков // Вопр. языкознан. 1955. №2. С.3-27.

5. Методы изучения лексики. Минск, 1965.

6. Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998.

7. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987.

8. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962. С.81-151.

9. Арнольд И.А. Начала статистики для лингвистов. М., 1990.

10. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика. М., 1976 (раздел 4).

 

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы углубить у студентов навыки самостоятельной работы с лингвистическими источниками разных типов (в том числе монографическими), научить их использованию всего комплекса источников, имеющихся по данной теме, особенно в научных лингвистических журналах и вузовских сборниках научных работ.

В процессе изучения данного курса студент может написать реферат на избранную тему и защитить его на одном из семинарских занятий.

Реферат – это студенческое сочинение на избранную научную тему. Однако он не должен превращаться в изложение содержания главы учебника или монографии или сводку данных, собранных из различных научных трудов. Реферат должен основываться прежде всего на анализе источников.

Реферат обычно состоит из введения, двух глав и заключения. В работе обязательным является наличие плана и списка использованных источников научной литературы.

Введение включает постановку темы, характеристику источников и использованной литературы, определение цели и задач реферата. В главах реферата решаются частные задачи исследования, а в заключении формулируются выводы, относящиеся ко всей работе в целом. В реферате необходимо избегать описательности. Изложение должно быть ясным, логичным и аргументированным, с опорой на источники.

Библиография реферата должна включать не менее 5 источников. Авторы располагаются в ней в алфавитном порядке по образцу:

 

1. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. М., 2001.

2. Клевакина Е.Б. Истина, значение и речевая деятельность// Концептуализация и смысл. Сб. н. тр. Новосибирск, 1990. С.139-146.

3. Толстой Н.И. SLAVIA ORTHODOXA и SLAVIA LATINA – общее и различное в литературно-языковой ситуации// Вопросы языкознания. 1997. №2. С.16-23.

4. Чебанов С.В., Мартыненко Г.Я. Основные типы представлений о природе языка// Учен. зап. Тартусск. Ун-та, 1990. Вып. 911. С.112-133.

Сноски в процессе изложения, указывающие на цитаты или авторскую мысль, можно оформить следующим образом:

Феномен церковнославянского литературного языка заключается в том, что «он с самого начала замышлялся и создавался как язык сакральный, богослужебный, обращенный к Богу, во-первых, и как язык общеславянский, предназначенный для всех славян, во-вторых» /2: 17/.

Объем реферата строго не ограничивается. Не следует искусственно увеличивать объем работы за счет пространного вступления или абстрактных рассуждений. Представляется, что небольшую тему можно раскрыть на 20 рукописных страницах. Большее количество страниц сделает реферат излишне громоздким.

Работа считается полностью оформленной лишь тогда, когда она имеет титульный лист, когда все ее разделы снабжены надлежащими заголовками и все листы работы пронумерованы.

Титульный лист – включает в себя следующие сведения: головное ведомство; учебное заведение; факультет; кафедра; полное наименование работы; фамилия, инициалы, курс, группа, отделение, факультет студента; ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя, город и год.


Темы рефератов к курсу теория языка:

1. Проблемы языка и речи в современных исследованиях.

2. Тождество и различие в языке и речи.

3. Слово в языке и речи.

4. Функционирование системы языка в речи.

5. Язык как знаковая система.

6. Направления в современной семиотике: Биосемиотика.

7. Направления в современной семиотике: Этносемиотика.

8. Система языка в свете современной лингвистики.

9. Проблема языкового знака.

10. Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах.

11. Язык и личность.

12. Основные единицы языка и мышления (концепция профессора П.В. Чеснокова).

13. Лингвистика и философия.

14. Взаимодействие языковых и неязыковых факторов в процессе речевого общения.

15. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка.

16. Язык и общество.

17. Методы исследования языка.

18. Язык как коммуникативная деятельность человека.

19. Языковые уровни и их взаимодействие.

20. Исчезающие, мертвые и возрожденные языки.

21. Специфика процессов пиджинизации и креолизации языков.

22. Проблемы типологии изолирующих языков.

23. Основные проблемы лингвистической географии.

24. Проблема индоевропейского праязыка.

25. Сравнительное языкознание в истории языков.

26. Общие языковые черты восточных славян.

27. Общие языковые черты западных славян.

28. Общие языковые черты южных славян.

29. Пиктография, или рисунчатое письмо.

30. Письменность и ранняя цивилизация.

31. Языки народов России.

32. Языки народов Кавказа.

33. Клинопись: происхождение, развитие, народы ее употреблявшие.

34. Основные теории происхождения алфавита.

35. Происхождение кириллицы и глаголицы.

36. Расхождения между Петербургской и Московской фонологическими школами.

37. Антропоцентричный подход к исследованию языкового материала.

38. Системоцентричный подход к исследованию языкового материала.

39. Теория лексико-семантического поля.

40. Государственные языки в Российской Федерации.

41. Исторические изменения значений слов.

42. Теория происхождения языка Ж.Ж. Руссо.

43. Дарвинская теория происхождения языка.

44. Мифологические и религиозные теории происхождения языка.

45. Семантические типы фразеологизмов.

46. Языки межэтнического общения: лингва франка, пиджины.

47. Проблема креольских языков.

48. Проблемы двуязычия.

49. Словосочетание и предложение: структурные и функциональные отличия.

50. Проблемы классификации частей речи.

51. Артикль как особая часть речи в германских и романских языках.

52. Язык народности и язык нации.

53. Структура речевого акта.

54. Семантика, синтактика и прагматика как составные части семиотики.

 

 

Контрольная работа

 

Указания и методические замечания к выполнению контрольной работы:

1. Исполнять текст работы можно либо в форме распечатки компьютерного набора либо в рукописном виде (в этом варианте работа должна быть написана разборчиво и только ручкой заправленной черной или синей, фиолетовой пастой);

2. В любой форме работа должна быть написана орфографически, пунктуационно и стилистически грамотно;

3. В работе допускаются только стандартные сокращения;

4. Без выполненной своевременно и зачтенной работы студент к экзамену по теории языка не допускается;

5. При выполнении контрольной работы не допускается механическое переписывание фрагментов каких-либо учебников, учебных пособий, а также запрещается списывание несобственных текстов – работ, выполненных не самостоятельно, а заимствованных у студентов сокурсников;

6. Контрольная работа состоит из 7 заданий-вопросов; выполнять задания (отвечать на вопросы) надо только в последовательности, указанной преподавателем, т.е. начиная с первого задания заканчивая седьмым заданием.

 

Задание 1.

Дайте краткую характеристику системы и структуры языка, осветив вопросы:

· Какими признаками и свойствами обладает система?

· Что такое структура языка?

· В чем состоит различие между системой и структурой языка?

· Какие можно обнаружить общие черты системы и структуры языка?

 

Задание 2.

Изложите кратко основные положения знаковой теории языка, ответив на вопросы:

· Что такое языковой знак?

· Какова структура языкового знака?

· Почему язык может рассматриваться как система знаков?

· Какими свойствами обладает языковой знак?

· Какие существуют типы языковых знаков?

· Почему различаются структурные и функциональные языковые знаки?

 

Задание 3.

Кратко охарактеризуйте проблему взаимосвязи сознания, языка и мышления, раскрыв следующие вопросы:

· Как сознание связано с языком?

· В чем проявляется единство языка и мышления?

· Чем и как отличается язык от мышления?

· В каких формах выражается мышление в языке?

· Какие языковые средства используются для выражения форм мышления?

 

Задание 4.

Раскройте понятие методологии языка, кратко изложив позиции отечественных (русских) ученых-языковедов в исследовании языковых методологических проблем языка как важнейшего средства общения.

 

Задание 5.

Определите различие между понятиями направления в языкознании как науки и метода изучения различных явлений в языке как средстве общения и особом общественном явлении, охарактеризовав любое (по собственному выбору) направление и любой (по собственному выбору) метод.

 

Задание 6.

Ответьте на вопрос: чем различаются приемы, правила и методы изучения языка как системы и структуры? Приведите примеры приемов и правил исследования языка.

 

Задание 7.

Перечислите основные методы изучения языка, сжато охарактеризовав каждый из них.

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

а) Основная:

41. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

42. Ахунзянов Э.М. Общее языкознание. Казань, 1981.

43. Баранников Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973.

44. Белл Р.А. Социолингвистика: Цели. Методы. Проблемы. М., 1980.

45. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.

46. Березин Ф.М. Русское языкознание конца Х1Х - начала ХХ в. М., 1976.

47. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

48. Будагов Р.И. Введение в науку о языке. М., 1965.

49. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001.

50. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

51. Звегинцев В.А. История языкознания Х1Х - ХХ вв. В очерках и извлечениях. Ч. 1-2. М., 1964-1965.

52. История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980.

53. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999.

54. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

55. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974.

56. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.

57. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.

58. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1987.

59. Мейе А. Сравнительно-исторический метод в историческом языкознании. М., 1954.

60. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М., 2001.

61. Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. М., 1976.

62. Общее языкознание / Под ред. Б.А. Серебренникова. АН СССР. М., 1970.

63. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1960; 2000.

64. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1974.

65. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 2000.

66. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

67. Русский язык. Энциклопедия./Гл. ред. Ф.П. Филин. М., 1979.

68. Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

69. Советское языкознание за 50 лет. М., 1967.

70. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.

71. Степанов Ю.С. Основы языкознания. М., 1966.

72. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1968.

73. Теоретические проблемы современного языкознания. М., 1968.

74. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М., 1982.

75. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. М., 1977.

76. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998.

 

б) Дополнительная:

1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975.

2. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1976.

3. Березин Ф.М. История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1981.

4. Блумфилд Л. Язык. М., 1968.

5. Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. М., 1963.

6. Будагов Р.А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. М., 1978.

7. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М.,2000.

8. Ельмслев Л. Пролегомены к теории зыка | НЛ. Вып. I, М., 1960.

9. Есперсен О. Философия грамматики. М., 1958.

10. Звегинцев В. А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962.

11. Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1968.

12. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. М., 2001.

13. Касевич В. Б. Семантика. Синтаксис. Морфологи. М., 1988.

14. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1977.

15. Основные направления структурализма. М., 1964.

16. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

17. Панфилов В.З. Философские проблемы языкознания. Гносеологические аспекты. М., 1977.

18. Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.

19. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.

20. Пражский лингвистический кружок. М., 1976.

21. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986.

22. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. М., 1934.

23. Слюсарева Н.А. Теория де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975.

24. Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. М., 1955.

25. Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. М., 2002.

26. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

27. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977.

77. Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991.

28. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. Т. 1-2. М., 1959.

29. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.

30. Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.

31. Щерба Л.В. Избранные труды по языкознанию и фонетике. Л., 1958.

32. Язык и мышление. М., 1967.

33. Язык и общество. М., 1967.

34. Ярцева В.Н. Контрастивная грамматика. М., 1981.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Принципы периодизации истории языкознания. Основные этапы.

2. Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини.

3. Философский период в греческом языкознании. Дискуссия о «правильности имен».

4. Лингвистические идеи Аристотеля.

5. Александрийская школа грамматики.

6. Языкознание Средних веков и эпохи Возрождения.

7. Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Ф. Бопп.

8. Сравнительно-историческое языкознание. Труды А.Х. Востокова.

9. Лингвистические идеи В. Гумбольдта.

10. Натуралистическое направление. А. Шлейхер.

11. Психологическое направление в языкознании. А.А. Потебня.

12. Логическое направление в языкознании. Ф.И. Буслаев.

13. Московская лингвистическая школа.

14. Казанская лингвистическая школа. Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме и ее альтернациях.

15. Учение о грамматической форме и частях речи в трудах Ф.Ф. Фортунатова.

16. Русский синтакс в работах А.М. Пешковского и А.А. Шахматова.

17. Общелингвистические и филологические идеи Л.В. Щербы.

18. Лингвистические идеи В.В. Виноградова.

19. Лингвистические идеи Ф. де Соссюра.

20. Основные направления структурализма.

21. Пражский лингвистический кружок.

22. Глоссематика. Л. Ельмслев, Г. Ульдалль.

23. Дескриптивная лингвистика.

24. Теория лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа.

25. Отечественная грамматическая наука.

26. Советское языкознание.

27. Языкознание 20-50 годов. Н.Я. Марр.

28. Достижения отечественной лексикографии.

29. Основные черты современного языкознания.

30. Проблемы взаимосвязи языка и мышления.

31. Знаковая теория языка.

32. Язык и речь, речевая деятельность.

33. Система и структура языка.

34. Парадигматика, синтагматика и иерархия как принцип организации языковой системы.

35. Проблема системности лексики.

36. Система, узус, норма. Типы норм.

37. Специфика фонетико-фонологического уровня.

38. Специфика морфологического уровня.

39. Специфика лексического уровня.

40. Специфика синтаксического уровня.

41. Математическое языкознание. Частотные словари.

42. Типологическое изучение языков мира.

43. Основные проблемы функциональной лингвистики.

44. Основные направления социолингвистики.

45. Роль экстра- и интралингвистических факторов в развитии языка.

46. Типология языковых ситуаций.

47. Основные проблемы лингвистической прагматики.

48. Языковая картина мира.

49. Методология, метод, методика и приемы исследования языка.

50. Основные методы языкознания.

 


Глоссарий

Языковое значение – это идеальное содержание (единица мышления), представляющее собой отражение в человеческом сознании определённого факта объективной действительности вместе с возможными эмоционально-оценочными и волевыми наслоениями и закреплённое за языковой единицей.

Денотат (референт, экстенсионал, номинат) –это факт объективной действительности, обозначаемый языковой единицей?

Логическим коррелятом значения слова является понятие.

Логическим коррелятом значения предложения является логема.

«Треугольника отнесённости» был разработан С. Огденом и И. Ричардсом.

«Треугольника отнесённости» называется еще гносеологическим треугольником.

Философским основанием методологии отечественного языкознания является материалистическая теория отражения.

Сигнификат (десигнат, интенсионал) – этомысль, стоящая в центре значения.

Значение языкового знака – это его свойство, способность выражать и возбуждать информацию о чём-то, что отличается от него самого.

Наименьшей формальной единицей мыслительного процесса является концепт.

Логическим коррелятом значения сложного предложения является сложная логема.

Логическим коррелятом значения сверхфразового единства является логическая цепь.

Локутивный акт в теории речевых актов – это основная единица человеческой коммуникации, которая представляет собой многоплановые по своей структуре определённые речевые действия.

Иллокутивный акт – это локутивный акт, выступающий в качестве носителя определённых коммуникативных заданий.

Перлокутивный акт – это локутивный акт, выступающий в функции иллокутивного акта и направленный на достижение определённых эффектов.

Ассертивы (репрезентативы), директивы, комиссивы, экспрессивы и декларативы – это типы иллокутивных актов.

В основе генеалогической классификации языков лежитродство языков.

Общность или различие происхождения языков устанавливается на основе общих родственных языковых элементов.

Происхождение языка связано с вопросом антропогенеза.

Непрерывность в развитии языка обеспечивается непрерывностью развития общества.

Речевой аппарат – это система взаимосвязанных органов, принимающих непосредственное участие в производстве звуков речи.

Живые фонетические процессы – это процессы, которые происходят регулярно в результате взаимодействия звуков в потоке «живой» речи.

Комбинаторные изменения звуков основаны на комбинировании и взаимовлиянии звуков.

В основе ассимиляции звуков лежит явление уподобления.

Словосочетание – это сочетание двух и более полнозначных слов.

Словосочетание отличается от предложения отсутствием смысловой и интонационной законченности.

Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью, коммуникативной функцией, наличием категорий модальности, пропозиции, предикации, функциональной направленности и т.д.

Коммуникативная функция языка – это функция сообщения.

Законченность мысли – это соответствие содержания предложения логической единице – суждению.

Коммуникативная и когнитивная функции языка реализуются предложением.

Слова без значения не существуют.

Предметы и явления отождествлять со словами, их называющими, нельзя.

Синтагматические и парадигматические отношения – это отношения по горизонтали, отношения по вертикали.

 

 

Существуют виды ассимиляции по глухости, звонкости, твёрдости и т.п.

Ассимиляция не всегда отражается на письме.

Морфема – это минимальная значимая единица языка, имеющая свою стабильную форму и несамостоятельное содержание.

Различие между словообразовательными и словоизменительными аффиксами заключается в следующем: результатом использования первых является продуцирование нового слова, вторых – новой формы слова.

Грамматическая форма слова – это слово в совокупности своих грамматических признаков.

Парадигма – это соположение однотипных языковых единиц, имеющих общую сопоставительную базу и различающихся лишь одним признаком.

Грамматическое значение – это дополнительное значение, указывающее на самые общие содержательные признаки языковой единицы.

Разница между синтетическими и аналитическими способами выражения грамматического значения заключается в следующем: синтетические присутствуют в самой языковой единице, аналитические располагаются за её пределами.

Внутренняя флексия – это морфема, находящаяся в середине слова, но выражающая грамматическое значение окончания, например, значение числа.

Супплетивизм – это способ выражения грамматического значения и образования новой грамматической формы слова, связанный с полной заменой начальной формы.

Принадлежность слова к той или иной части речи устанавливается по содержанию и формальным показателям.

Части речи в разных языках не всегда совпадают, потому что языки различаются грамматическим строем и набором средств выражения грамматического значения

Синтагматические отношения – это отношения сочетаемости на горизонтальной оси.

Украинский, итальянский, ирландский, португальский языки относятся к индоевропейской семье языков.

Индийская группа языков относится к индоевропейской семье языков.

Санскрит, осетинский, цыганский, таджикский язык относится к индоевропейской семье языков.

Китайский язык относится к китайско-тибетской семье языков.

Чукотский язык относится к палеоазиатской семье языков.

Транскрипция – это способ однозначной фиксации на письме звуковых характеристик отрезков речи.

Транслитерация – это побуквенная передача текстов и отдельных слов, записанных с помощью одной графической системы, средствами другой графической системы.

Фонология – это раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка.

Грамматика – это строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства.

Акцентология – это раздел языкознания, изучающий природу и функционирование ударения, а также система связанных с ударением явлений языка.

 

Артикуляция – это совокупность работ произносительных органов при образовании звуков речи.

Функция языка – это предназначение языка в человеческом обществе.

Билингвизм – это употребление нескольких языков в пределах определенной социальной общности в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией.

Заимствование – это элемент чужого языка, перенесенный из одного языка в другой в результате.

Гаплология – это один из видов комбинаторных изменений, заключающийся в выпадении вследствие диссимиляции одного из двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов.

Метатеза – это один из видов комбинаторных изменений звуков, заключающийся во взаимной перестановке звуков или слогов в пределах слова.

Эпентеза – это один из видов комбинаторных изменений звуков, заключающийся в возникновении в слове дополнительного, неэтимологического звука.

Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями.

Грамматическое значение – это обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение.

Грамматическая форма – языковой знак, в котором грамматическое значение находит свое регулярное выражение.

Апресян Юрий Дереникович (1930) – российский языковед, исследующий проблемылексической семантики.

Леонард Блумфилд (1887-1949) – крупнейший американский языковед, основатель дескриптивной школы в лингвистике изучал языки американских индейцев.

Книгу «Язык» написал Л. Блумфилд.

И.А. Бодуэн де Куртенэ является представителем Казанской лингвистической школы.

«Грамматика русского языка» в двух томах (1952-1954) вышла под редакцией В.В. Виноградова.

Книгу «Русский язык (Грамматическое учение о слове)» (1947) написал В.В. Виноградов.

Книгу «Мышление и речь» (1934) написалЛ.С. Выготский.

Основатель натуралистического направления в лингвистике А. Шлейхер.

Статью «Об асимметричном дуализме языкового знака» (1929 г.) написал С.О. Карцевский.

Основателем Тартуской школы семиотики является Ю.М. Лотман.

Толковый «Словарь русского языка» (1949) создал С.И. Ожегов.

Труд «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) написал А.М. Пешковский.

Книги «Мысль и язык» (1862) и «Из записок по русской грамматике» (1874) создал А.А. Потебня.

Книгу «Курс общей лингвистики» (1916) написал Ф. де Соссюр.

Э. Сепир и Б. Уорф авторы теории лингвистической относительности.

Н.С. Трубецкой основатель Пражского лингвистического кружка.

Н. Хомский американский лингвист, автор порождающей (генеративной) грамматики.

Ш. Балли французский лингвист, один из основоположников общей теории фразеологии, предложивший первую классификацию ФЕ.

В.В. Виноградов – русский лингвист, основатель фразеологии как лингвистической дисциплины, предложивший деление русских ФЕ на сращения, единства и сочетания.

Аристотель автор лингвистических трудов «Поэтика» и «Риторика».

И.А. Мельчук стоял у истоков разработки лингвистической модели «Смысл – Текст» вместе с Ю.Д. Апресяном.

М.М. Бахтин (1895-1975) – литературовед и мыслитель, автор ряда оригинальных концепций: диалогической структуры текста, полифонии романа, карнавальной, или народно-смеховой, культуры и др.

Л. Блумфилд (1887-1949) – крупнейший американский языковед, основатель дескриптивной школы в лингвистике.

И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) – один из создателей теории фонем.

Ж. Вандриес (1875-1960) – специалист по кельтскому, классическому и общему языкознанию; представитель французской социологической школы в лингвистике.

В.В. Виноградов (1895-1969) – крупнейший языковед, автор работ по истории русского литературного языка, лексикологии и фразеологии, языку художественной литературы и т.д.

Л.С. Выготский (1896-1934) – выдающийся психолог, один из создателей психолингвистики; занимался изучением проблемы соотношения мышления и речи.

В. Гумбольдт (1767-1835) – выдающийся немецкий ученый, изучавший природу и сущность языка, его системную организацию, соотношение языка и духа народа.

С.О. Карцевский (1884-1955) – русский языковед, один из создателей знаковой теории языка.

А. Мартине (1908-1999) – французский языковед, представитель функциональной школы; занимался изучением проблем фонологии, морфологии, соотношения синхронии и диахронии в языке.

А.М. Пешковский (1878-1933) – русский языковед, занимавшийся проблемами грамматики (особенно синтаксиса и интонации) и методики преподавания языка.

А.А. Потебня (1835-1891) – яркий представитель психологического направления в отечественной лингвистике.

Ф. де Соссюр (1857-1913) – швейцарский языковед, основатель структурной лингвистики.

Э. Сепир (1884-1939) – американский языковед, основатель антропологического направления в лингвистике (этнолингвистики).

Н.С. Трубецкой (1890-1938) – русский языковед, основатель фонологии, автор книги «Основы фонологии» (1939).

Б. Уорф (1897-1941) – американский этнолингвист, занимался изучением языков американских индейцев, проблем соотношения языка и культуры, языка и мышления.

Л.В. Щерба (1880-1944) – крупнейший русский лингвист 20 века, занимавшийся проблемами фонетики, грамматики, лексикологии, один из пионеров применения экспериментальных методов в лингвистике.

Р.О. Якобсон (1896-1982) – русский и американский языковед, один из основателей Московского и Пражского лингвистических кружков, занимался вопросами фонологии, морфологии, соотношением синхронии и диахронии, поэтикой и теорией литературы.

Александрийская школа грамматики является местом рождения спора аналогистов и аномалистов.

Сравнительно-историческое языкознание объединяет таких лингвистов, как Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков.

В.Л. Архангельский (1915-1977) – русский лингвист, представитель Ростовской фразеологической школы, занимался изучением фразеологического состава языка.

Прагматика – область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи.

Казанская лингвистическая школа объединяет таких лингвистов, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.В. Крушевского, В.А. Богородицкого.

Н.Я. Марр является автором «Яфетической теории языка».

Г. Штейнталь и А.А. Потебня относятся к психологическому направлению в языкознании.

Г. Пауль и Б. Дельбрюк относятся к младограмматическому направлению в языкознании.

Е.Д. Поливанов, Л.В. Щерба, Р.И. Аванесов внесли существенный вклад в развитие фонетики и фонологии.

Л.А. Булаховский, А.И. Смирницкий. Р.А. Будагов, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, Ф.П, Филин внесли существенный вклад в развитие лексикологии, фразеологии, лексикографии.

Теория семиозиса Ч. Пирса, культурно-историческая теория Л. Выготского, концепция “языковых игр” Л. Витгенштейна, глоссематика Л. Ельмслева являются базовыми для современной семиотики.

Византийское языкознание относится к средневековому периоду развития языкознания.

Вильгельм фон Гумбольдт относится к европейскому языкознанию 19 века.

Психолингвистика и нейролингвистика относится к современному этапу развития языкознания.

Коммуникативно-деятельностные теории языка относятся к современному этапу развития языкознания.

Метод статистического подсчета относится к математическим методам лингвистических исследований.

Дистрибутивный, трансформационный и компонентный анализ относятся к структурным методам лингвистических исследований.

Менталингвистика относится к проблеме соотношения языка и мышления.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.