Два способа обозначения мягкости согласных на письме — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Два способа обозначения мягкости согласных на письме

2017-06-09 494
Два способа обозначения мягкости согласных на письме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1-й способ — посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных

Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него).

1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):

а о э у ы
я ё е ю и

Можно ли считать парными звуки у и я, ы и ё? Какие звуки называют парными и почему?

2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):

о —? э —? и т.д.

3) Прочитать записанные на доске слова; указать, являются ли гласные в данном слове парными; затем выписать лишь те слова, которые содержат парные гласные звуки:

Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:

Заяц спасся от волка.

Плыть в бурю опасно.

На ветке поёт чижик.

Козёл пошёл к ручью напиться.

Мы споём эту песню вдвоём.

Дуют сильные ветры.

5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.

Различие парных гласных

Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

1) Хором прочитать прямые слоги, сочетая согласный попарно с гласными первого, затем — второго ряда.

При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично — с согласными л, с и др.

2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):

б — б', в - в', г —г'и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;

б) в слогах (перекидывая мяч):

да - дя

до - дё

ду – дю

её - во

ды-ди

ро-рё

со - сё

лю-лу

фы - фи

ту – тю

ня -на

бибы

3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный):

а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;

б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...

4) Прочитать пары слов; устно составить предложения; уточнить звучание первого согласного звука (твердый — мягкий); объяснить разницу в написании слов:

мал — мял; лук — люк; мыл — мил; нос — нёс; вол — вёл.

5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

начинать — начинять; потомки — потёмки;

поток — потёк; слог — слёг.

6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда — красным:

Я во двор вела вола.

За рога вола вела.

Я вела во двор, а вол

В огород меня завёл.

7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный.

Образец: ф' — фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...

8) Прочитать и записать данные предложения, вставляя пропущенные гласные. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные разными цветными карандашами:

ая

Цветы у В-ли зав-ли.

Мы вчеригр-ли в пр-тки.

Сын гл-дит, как мама гл-дит.

Нади Д-ша ед-т кашу.

Юрбыл р-д, что попал в первый р-д.

У Пети ут—т—, у Вити кот-т-.

Я с-ду в с-ду.

о - ё

Мы услыхали р-в кор-вы.

Брат прив-з целый в-з сена.

У Ал-ши новые гал-ши.

Л-ня л-вит рыбу.

У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка.

В р-ще светло от бер-з.

У-ю

Отец послал Петна почт-.

Л-ся л-бит л-к.

Павл-ша ел спел-ю кл-кву.

Ил-ша водит в школЛ-шу.

Н-жно полить вишн-.

Дифференциация Ы - И

1) Прочитать хором слоговую таблицу (вспомнить о свойстве гласных второго ряда):

мы - ми

ни - ны

ди - ды

бы - би

лилы

ры-ри

вы-ей

ти-ты

2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы):

пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.

3) Прослушать стихотворение.

ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ!

- Что глядишь, корова,

Строго и сурово?

- Мишка-лодырь через а

написал «карова».

- Напишите вы

«Мишка» через ы.

Проучите Мишку —

Превратите в мышку.

Кошка мышку хвать —

Будет лодырь знать!

(С. Погореловский)

4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:

нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.

5) Прочитать и записать слова, вставляя буквы ы, и:

к-т

н-тк-

л-п-

р-б-

в-шн-

м-ш

п-л-

в-лк-

пл-т-

л-ж

хр-п

с-льн-й

с-т-й

х-л-й

м-л-й

ж-р

ш-н-

6) Игра «Один — много» (с перекидыванием мяча).

Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук — ы или и, например:

рама —рамы (ы), тетрадь — тетради (и), стена — стены (ы) и т.д.

7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:

столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ...

8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:

У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.

9) Прочитать и записать текст, вставляя буквы ы, и:

а) Эти в-шн~, эти ел—в— саммсажал-.

Эти куст-кмал-нсампол-вал-.

б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.

10) Текст для графического диктанта:

Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.

2-й способ — посредством буквы ь

1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, — буква ъ (мягкий знак):

кони — конь лоси —
степи — голуби —
гуси — двери —

2) Прослушать стихотворение:

Мягкий знак — хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь —

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно:

Мягкий знак перечеркнуть —

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.

(Е.Измайлов)

— Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.

3) Прочитать текст упражнения. Сравнить по смыслу и звучанию выделенные слова; выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь — хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги.

4) Прочитать слова; сравнить их по звучанию и написанию.Устно составить с ними словосочетания:

стал — сталь кон — конь плакат — плакать
был — быль вес — весь цел — цель
кров — кровь мыл — мыль лез — лезь

5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):

конь — коньки огонь — огоньки
пень — пеньки день — деньки
окунь — окуньки зверь — зверьки

6) Прочитать пары слов. Выяснить разницу в их значении, звучании и написании:

банька — банка; полька — полка; галька — галка.

Бабка баньку затопила,

Мягкий знак позвать забыла.

Тут же банька банкой стала —

Вот как бабка сплоховала!

(Е. Измайлов)

7) Записать слова парами, изменяя их по образцу:

встань — встаньте сядь— верь —
надень — кинь — вынь —

8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь:

банька, полька, галька, зорьки, горьки?

9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта:

а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать.

б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына.

10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку:

У пенька опять пять опят.

Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.