Карта «Крымская война 1853-1856» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Карта «Крымская война 1853-1856»

2024-02-15 22
Карта «Крымская война 1853-1856» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

7.Общественное движение второй четверти ХIХ в. Поражение восстания декабристов дало толчок к развитию нового этапа общественной мысли России. Она развивалась по нескольким направлениям. Одним из них было консервативное.

Консервативное направление было представлено министром народного просвещения С.С. Уваровым (сформулировал теорию « официальной народности» и предложил основать воспитание детей на трех истинно-русских охранительных началах - православии, самодержавии, народности), журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем (издавали газету « Северная пчела»), профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым (критиковали Запад, превозносили российское самодержавие, оправдывали власть помещика над крестьянами).

Кружки и тайные общества. Студенчество и некоторая другая часть русского образованного общества критиковали официальную идеологию, призывали продолжить дело декабристов. Так, в Московском университете возник кружок братьев Критских, пытавшихся наклеить изображения декабристов на памятник Минину и Пожарскому в день коронации Николая I. Подверглись аресту и разным мерам наказания. Арестованы были и участники кружка Н.П. Сунгурова (выпускник Московского университета), пытавшиеся объявить о введении конституционного правления в России. Подверглись гонениям и студенты университета В.Г. Белинский (за сочинение пьесы антикрепостнического характера), А.И. Герцен и Н.П. Огарев (создали свой кружок).

Неудачные попытки революционных выступлений вынудили образованную общественность задуматься о закономерностях общественного развития. В связи с этим стали довольно популярными труды немецких философов Шеллинга и Гегеля. В 1831-1837 гг. работал кружок Н.В. Станкевича в Москве. Его взгляды разделяли К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Т.Н. Грановский, М.Т. Катков, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский. Они развернули дискуссии по основным проблемам развития России. Масла в огонь добавил П. Я. Чаадаев (друг Пушкина и декабристов, в прошлом блестящий гусарский офицер, глубоко размышлявший над судьбами России после поражения декабристов), изложивший свои идеи в «Философическом письме», которое опубликовал в журнале «Телескоп». В частности, он критиковал Россию за отрыв от Европы и православное мировоззрение, утверждал, что замкнутость в религиозной сфере не позволяла российскому государству уделять должного внимания развитию культуры, образования, не решались социальные проблемы. Такая критика вызвала шок в российском обществе и навлекла на автора репрессии. По приказу царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим и оказался под домашним арестом. Общество бурлило: были и сторонники автора и его противники. Сам же П.Я. Чаадаев вскоре пересмотрел свои пессимистические взгляды на русскую историю и заявил, что у России блестящее будущее, т.к. она молода, в отличие от дряхлеющего Запада, и перед ней стоят большие задачи.

Западники. На рубеже 1830-1840-х гг. сформировалось движение общественной мысли, которое принято называть «западники». К ним можно отнести историков Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева, юристов К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина, литераторов  В.П. Боткина, П.В. Анненкова, В.Г. Белинского, которые считали, что у России и Запада единый путь развития. Выступали за конституционную монархию, политические свободы (слова, совести), за отмену крепостного права, развитие предпринимательства. Призывали не забывать заветы Петра Великого. Были уверены в том, что преобразования должны быть организованы «сверху», тогда Россия сможет избежать многих ошибок, допущенных за рубежом.

Славянофилы высказывали противоположные взгляды. К их числу можно отнести философов и публицистов А.С. Хомякова, братьев И.В. и П.В. Киреевских, братьев К.С. и И.С. Аксаковых, Ю.Ф. Самарина, князя В.А. Черкасского. Они считали, что Россия развивается по особому пути, отличному от европейского. Выступали за отмену крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм. Власть царя не должна быть ограничена, т.к. этот акт свидетельствует о недоверии между властью и народом и может привести к революции. Но народ может выражать свое мнение - в печати, на Земских соборах. Горячо поддерживали православную веру, которая призывала, прежде всего, к духовному совершенствованию. Вместе с тем, славянофилы не отвергали возможности научных и технических заимствований у запада, но считали, что эти заимствования не должны приводить к ломке устоявшихся российских традиций.

Несмотря на явные противоречия в их программах, славянофилы и западники любили Россию и желали ей великого будущего. Они не принимали такие явления как бюрократизм, деспотизм, крепостничество. Оба эти течения относятся к разновидностям либерального движения.

Революционно-социалистическое течение. Выделилось как самостоятельное с 1840-х гг. В основу движения легли идеи социализма, зародившиеся на Западе (теоретики А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). Сторонники критиковали капитализм, порождением которого стала эксплуатация человека человеком и разделение общества на классы. Значит, надо было отменить частную собственность, что можно сделать как мирным путем, так и в ходе революции. Ярым проводником этих идей стал В.Г. Белинский, выступавший против крепостнических порядков, уничтожение самодержавия революционным путем. Он написал письмо к Н. В. Гоголю в 1847 г., в котором критиковал книгу писателя «Выбранные места из переписки с друзьями» (Н.В. Гоголь призывал к терпению, духовному самосовершенствованию), требовал радикальных перемен, которые привели бы к прозрению русский народ. Правительство запретило издание письма, но оно распространялось в рукописных текстах. Активно обсуждали письмо и в кружке В.М. Буташевича – Петрашевского (кружок возник в 1845 г. в Петербурге и состоял из литераторов, студентов, журналистов, гимназистов, мелких чиновников, в заседаниях участвовали и Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин), участники выступали за республиканское устройство, полное освобождение крестьян без выкупа. В 1849 г. был разгромлен. 21 участник приговорен к смертной казне, замененной затем каторгой, около 100 человек подвергли другим наказаниям.

На Украине было создано Кирилло-Мефодиевское общество, в котором принимал участие и великий украинский поэт Т. Г. Шевченко. Предлагали установить всеславянскую республиканскую федерацию. Был разгромлен в 1847 г.

Постепенно в России среди прогрессивной общественности стало формироваться свое течение, опирающееся на своеобразие и традиции России. У истоков этой теории стоял А.И. Герцен и его соратник Н.П. Огарев. Они покинули Россию и там развернули борьбу против самодержавия. Считали, что социализм победит не на Западе , а в отстающей крепостнической России, минуя капитализм. Зародышем будущего социалистического государства станет община, в которой нет частной собственности на землю, проводятся периодические переделы земли, выборы общинной власти. Такая теория А.И. Герцена получила название крестьянского социализма. С целью пропаганды своих идей он в Лондоне создал «Вольную русскую типографию», в которой издавал запрещенную в России литературу.

В целом, в условиях жесткого реакционного режима в 30-40-е годы формируются основные направления в развитии общественного движения в России: консервативное, либеральное (западники и славянофилы) и революционно-социалистическое. Их представители пытались ответить на вопросы о будущем России, о ее связи с Европой, о необходимости революционных преобразований.

Польское восстание 1830-1831 гг. Присоединение Польши к Российской империи после победы над Наполеоном вызвало усиление революционного движения, которое возглавило польское дворянство. Его целью было восстановление польской государственности. Многочисленные нарушения польской Конституции 1815 г., произвол русской администрации, полицейские репрессии создали в Польше взрывоопасную ситуацию. Офицеры, студенты, интеллигенция напали на резиденцию великого князя Константина в Варшаве. Началось создание национальной гвардии. В Польшу вступила 120-тысячная русская армия . В ряде сражений обе армии понесли значительные потери. Только 27 августа (8 сентября) 1831 г. русская армия вступила в Варшаву. Конституция 1815 г. была отменена. Польша стала неотъемлемой частью России.

8. Культура первой половины ХIХ в.

Данный период принято называть "золотым веком" русской культуры. Изменения, произошедшие в стране после экономических и социальных реформ, не поставили Россию в ряд высокоразвитых государств, но ее культурные достижения порой даже опережали европейские страны. Это было связано с возросшей потребностью страны в образованных людях, сопровождалось ростом национального самосознания русского народа. Однако политика, во многом консервативная, Александра I и Николая I, крепостное право ограничивали возможности разных слоев русского народа пользоваться культурными достижениями.

Образование  и наука. В начале ХIХ в. количество грамотных людей, особенного среди низших слоев населения, было крайне незначительным. Не случайно, Александром I была перестроена система народного образования: Европейская часть страны  разделена на шесть учебных округов с четырьмя разрядами учебных заведений: церковно-приходские школы (один год обучения), уездные училища для горожан, купцов и мещан (три года обучения), гимназии в губернских городах(семь классов) и университеты для дворян и чиновников. Открывались специальные учебные заведения для дворянства (например, кадетские корпуса). Содержание училищ возлагалось на городские органы управления, помещиков и государственных крестьян. Предполагалось установить преемственность в системе получения образования. Но в 1804 г. последовал запрет принимать детей крепостных в гимназии.

В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет. В 1804г. появились новые университеты - в Казани, Харькове и Вильно. В апреле был открыт Педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразован в университет). Университетский устав (1804) предоставил автономию российским университетам, они стали центрами подготовки педагогических кадров и методической работы в учебном округе, однако Устав 1835 г. лишил университеты автономии, привел к повышению платы за обучение, что сократило возможности малоимущих слоев населения к получению высшего образования.

В 1811 г. в Царском Селе по инициативе М.М. Сперанского был открыт лицей - привилегированное закрытое учебное заведение для дворян. Среди его первых выпускников были А.С. Пушкин, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, А.М. Горчаков, В.К. Кюхельбеккер и др. Лицеи появились в Ярославле, Нежине, Одессе.

Основаны специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве, Медико-хирургическая академия.

Также широко практиковалось домашнее образование. Упор делался на изучение иностранных языков, словесности, музыки и пр. Положено начало женскому образованию. По образцу Смольного института благородных девиц открыты несколько средних учебных заведений для дворянок. В течение 7-8 лет шло обучение (изучали арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство). Образование в столицах также могли получать в специальных школах дочери обер-офицеров, а в некоторых школах дочери гвардейских солдат и матросов-черноморцев.

В период аракчеевщины реакция обрушилась и на сферу образования. В 1817г. Александр I дал указание положить в основу образования религиозные принципы. Увольнялись неблагонадежные профессора, для студентов устанавливалась казарменная дисциплина. В 1821 г. был "очищен" Петербургский университет. Однако процесс демократизации проник и в сферу образования. Выходцы из недворянских слоев стремились попасть в университеты, занимались самообразованием и пополняли ряды интеллигенции (среди них поэт А. Кольцов, А.В. Никитенко, бывший крепостной, ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук).

Распространению просвещения способствовала издательская деятельность. В 1813 г. в России было 55 казенных, появились частные типографии. Росло число периодических изданий, в том числе журналов. Первым из них был "Вестник Европы" , основанный Н.М. Карамзиным, с 1812г. в Петербурге стал издаваться исторический и политический журнал "Сын Отечества". Очень популярными были журналы "Современник" и "Отечественные записки (в них сотрудничали В.Г. Белинский, А.И. Герцен).

В 1814 г. была открыта первая Публичная библиотека в Петербурге, а затем появились библиотеки и в других городах.

Открывались музеи в разных городах: в Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе, Румянцевский музей в Петербурге (1831 г., представлены книги, рукописи, монеты, после смерти графа переданы государству и на их основе создана в 1861 г. Румянцевская библиотека в Москве).

Огромная заслуга в реформировании русского литературного языка принадлежит Николаю Михайловичу Карамзину(1766-1826). Известный писатель, публицист и историк, он стремился создать единый литературный язык, чтобы писать как говорят, и говорить, как пишут (многие дворяне не умели писать по-русски и не читали книги на родном языке). Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику".

Наука. Для ХIХ в. характерно выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных), внедрение некоторых научных открытий в практическую жизнь. Ученые пытались проникнуть в глубь основных законов природы. Большой вклад в геометрию внес Н.И. Лобачевский (создал теорию "неевклидовой геометрии", в области медицины хирург Н.И. Пирогов впервые сделал операции под эфирным наркозом, а профессор А.М. Филомафитский стал использовать микроскоп для исследования элементов крови и совместно с Н.И. Пироговым наркоз стал вводить внутривенно. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал первый пригодный электромотор. П.Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. На Урале отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. В текстильной промышленности стал широко использоваться анилин (употреблялся для закрепления красок в текстильной промышленности, технология разработана химиком Н.Н. Зининым).

В 1839 г. построена Пулковская астрономическая обсерватория, оснащенная современной аппаратурой (возглавил В.Я. Струве).

Активно исследовались территории, прилегающие к российским границам, и более отдаленные районы земли. Так, мореплаватели И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803-1806, от Кронштадта до Камчатки и Аляски, исследовали острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка), а Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819г. открыли Антарктиду. Г.И. Невельский открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин – остров, а не полуостров.

Успешно развивалась биологическая наука, велись исследования флоры и фауны, чему немало способствовало открытие Никитского ботанического сада в Крыму (1812), Ботанического музея и Ботанического сада в Москве (1824).

Значительными были достижения гуманитарных наук и, в частности, исторической науки. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских, активно проходили поиски памятников древнерусской письменности, организовывались археологические экспедиции. В 1800 г. было опубликовано "Слово о полку Игореве» (обнаружил и опубликовал граф А.И. Мусин-Пушкин), литературный памятник Древней Руси.

Н.М. Карамзин написал «Историю государства Российского» в 12 томах. В его трактовке личность монарха определяла собой исторический процесс. Своим примером он подвиг многих писателей к освещению событий отечественной истории (А.С. Пушкин - трагедия "Борис Годунов" и др.). В 50-70-е годы активно развернулась деятельность С.М. Соловьева. Он создал 29-томную "Историю России с древнейших времен" и др. работы. На лекции виднейшего историка Т.Н. Грановского стекалась вся Москва (он был специалистом по европейскому Средневековью).

На духовную жизнь России в 30-40-е годы большое влияние оказывала немецкая классическая философия и, в частности, диалектика Гегеля (признавал неизбежной смену одних форм организации общества другими).

Литература и искусство. В первой половине ХIХ в.  особого расцвета достигла литература, в ней были заложены принципы народности, гражданственности, сформировались гуманистические идеалы, патриотизм, что во многом и определило этот период как "золотой век" русской культуры.

Классицизм уступает место сентиментализму (характерен интерес к внутренним переживаниям человека). Представитель Н.М. Карамзин (повесть "Бедная Лиза"). Затем, после победы в Отечественной войне, появляется романтизм (уход от реальности, стремление к возвышенному). Представители: поэт В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранние А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Романтизм сменяется реализмом. А.С. Грибоедов « Горе от ума» (комедия была запрещена цензурой и распространялась только в списках), роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов (написал стихотворение "Смерть поэта", роман "Герой нашего времени"), Н.В. Гоголь ("Ревизор", "Мертвые души"), Н.А. Некрасов ("Родина"), И.С. Тургенев("Записки охотника"), И.А. Гончаров ("Обыкновенная история") и др. В этих произведениях правдиво отображалась действительность, в том числе и отрицательные стороны жизни, уделялось внимание простому человеку.

 В 1809 г. появился первый сборник басен И.А. Крылова.

Зарождалось в России и такое явление как литературная критика. Талантливые писатели и поэты группировались вокруг журналов "Современник" и "Отечественные записки". На страницах этих журналов отражались разные общественно-политические взгляды. Однако жесткий ("чугунный") цензурный устав позволял цензорам править тексты по своему усмотрению и применять к авторам суровые меры (А.И. Герцен и Н.П. Огарев сосланы, Т.Г. Шевченко отдан в солдаты).

Театр. Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. Очень популярны были пьесы И.А. Крылова, высмеивавшие нравы дворянского общества.

На столичной театральной сцене выступали П.С. Мочалов, М.С. Щепкин (создал образы Фамусова в «Горе от ума» и Городничего в «Ревизоре»), Е.С. Семенова. В 1824 г. открылся Малый театр, в 1825г. - Большой театр оперы и балета, в 1832 г. открыт Александринский театр в Петербурге.

Развивалась музыкальная культура. Важное место в ней принадлежало романсам  А.А.  Алябьева, М.И. Глинки (оперы "Жизнь за царя", "Руслан и Людмила") и других композиторов.

Различные направления преобладали и в живописи.

В классицизме преобладает религиозная и мифологическая тематика (картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»), романтизм нашел отражение в портретной живописи О.А. Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В.А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»). Распространяется бытовой сюжет – А.Г. Венецианов («На пашне», «На жатве»). Реализмом отличаются картины П.А. Федотова «Свежий кавалер», « Сватовство майора». Особое место занимает картина А.А. Иванова « Явление Христа народу».

Архитектура и скульптура. В начале ХIХ в. расцвет получил русский ампир (от французского слова «империя»).  П.А. Мартос создал монументальную скульптуру – памятник Минину и Пожарскому, воздвигнутый в Москве. В Петербурге создаются величественные официальные здания, призванные символизировать несокрушимость Российской империи. Так, архитектор К.И. Росси построил здание Генерального штаба (ансамбль Дворцовой площади), здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца, таланту А.А. Монферрана принадлежит Александровская колонна, Исаакиевский собор, А.Н. Воронихин возвел здание Казанского собора, А.Д. Захаров – Адмиралтейство. В Москве О.И. Бове работал (здание Манежа, ансамбль Театральной площади), Д.И. Жилярди – здание Московского университета. И.А. Клодт на Аничковом мосту в Петербурге установил свои знаменитые группы "Укротителей коней". Здесь господствует русский ампир.

В связи с началом промышленного переворота в России в 30-40-е годы изменилось и назначение архитектуры: понадобились банки, доходные дома, здания вокзалов и пр. Русско-византийский (неовизантийский) стиль наиболее ярко проявился в творчестве архитектора К.А. Тона, создавшего Большой Кремлевский дворец, Храм Христа Спасителя, здания вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге.

Традиции русской культуры первой половины ХIХ в. были продолжены во второй половине столетия.

Термины и понятия: неовизантийский стиль; "чугунный" устав; "западники" и "славянофилы"; декабристы; мюридизм; месячина

 

Даты. 1801-1825-царствование Александра I Павловича,1803- Указ «О вольных хлебопашцах», 1804-1813-русско-иранская война, 1805, ноябрь-сражение при Аустерлице, 1806-1812- русско-турецкая война, 1807- Тильзитский мир, 1808-1809 - русско-шведская война, присоединение Финляндии к России; 1812,12 июня-21 декабря - Отечественная война, 1813- «битва народов» при Лейпциге, 1814- Венский конгресс, 1825 (14 декабря)- восстание декабристов, 1825-1855-царствование Николая I; 1826-1828- война России с Персией; 1828-1829 - русско-турецкая война; 1851 - открытие Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой; 1853-1856-Крымская война.

Проблемные задания

1. Сперанский М.М. считал, что изменение формы правления в России должно быть увязано с ликвидацией крепостничества. Но разве можно было осуществить это в начале ХIХ в.? Ведь сам Сперанский писал, что крепостничество "...связано со всеми почти частями политического устройства и с воинской системою, и где сия воинская система необходима по пространству границ и по политическому положению"... Так как же это можно было осуществить?

2. При Александре I служили А.А. Аракчеев, М.М. Сперанский, Н.Н. Новосильцев? Какие реформы они предлагали провести и было ли что-то общее в их реформистских начинаниях?

3. Была ли в России буржуазия, если даже Н.Г. Чернышевский отрицал в России наличие капитализма? Если да, то из каких слоев населения формировалась российская буржуазия?

4. Было ли сходство во взглядах "западников" и "славянофилов"? Если да, то в чем оно проявилось?

5. Наполеон провел в Москве 38 дней. За это время М.И. Кутузов поставил под ружье 60 000 новобранцев, раздобыл 30 000 лошадей. С этих пор примерное равновесие в силах Наполеона и Кутузова нарушилось, и восстановить французам его не удалось. Почему Наполеон медлил с уходом из Москвы?

6. После победы над Наполеоном союзники России забирали у Франции порты, корабли, территории. Александр I не брал ничего. Почему? Ведь это был царь самой бедной страны, чья столица обращена в пепел, чьи восемь губерний разорены дотла, чья и без того слабая экономика подорвана, чей народ истекал кровью после небывалой в истории войны?

7. Подготовительную работу по организации судебного процесса над декабристами Николай I начал уже в январе 1826 г., когда в разгаре было еще следствие по их делу. К этому времени в распоряжении императора были показания декабристов о причастности М.М. Сперанского к их заговору. И тем не менее, Сперанский привлекается государем в ближайшие свои сотрудники по разработке процедуры суда над восставшими. Почему?

 

Справочные материалы

Основные события истории зарубежных стран

1810-1826 - войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке

1814-1815 - Венский конгресс

1848-1849 - революции в странах Западной Европы

1861-1865 - Гражданская война в США

1862-1890 - деятельность О. Бисмарка во главе Пруссии и Германии

1864 - создание Международного товарищества рабочих (I Интернационал)

1866 - Австро-прусская война

1867 - преобразование Австрийской империи в двуединую монархию Австро-Венгрию

1870 - объединение Италии

1870-1871- Франко-прусская война

1870, 2-4 сентября - падение Второй империи и создание Третьей республики во Франции

1871 - образование Германской империи

 

 


Глава ХIII. Россия во второй пол. ХIХ в.

1. Александр II. Реформы.

Правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом радикальных преобразований российского общества. Поражение в Крымской войне ставило Россию перед необходимостью и неизбежностью реформирования государственного строя. Но в силу особенностей исторического развития и общественного устройства России радикальные преобразования могли осуществляться лишь при содействии самодержца.

Александр II получил хорошее образование (знал и любил историю, владел четырьмя языками) и воспитание. Его учителями были В.А. Жуковский, М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин. Воспитатели отмечали в нем доброжелательность, общительность, неплохие способности к наукам, но вместе с тем - склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, вполне сложившимся человеком, имея опыт государственной деятельности. Только через год он пришел к мысли о том, что крепостное право лучше отменить сверху, чем дождаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу.

Александр произвел кардинальные изменения в правительстве, исключив из него сановников николаевского царствования, отменил некоторые репрессивные меры, оставшиеся в наследство от николаевской эпохи (снято ограничение на количество студентов в университетах, разрешен свободный выезд за границу, амнистированы осужденные декабристы и петрашевцы, что позволило гораздо свободнее обсуждать многие общественно-политические проблемы).  Помощником Александру стал его брат Константин Николаевич (высокообразованный человек, либерал по убеждениям), возглавивший Морское Министерство (сделал его прогрессивным ведомством, в котором поощрялась гласность, инициатива, изучение европейских языков, критика административных порядков).

Отмена крепостного права стала центральным событием царствования Александра II Освободителя ибо главным для России был крестьянский вопрос (в России было 22 млн. крепостных, 110 тыс. помещиков, 22 млн. государственных и 2 млн удельных крестьян). Труд крепостных был непроизводительным. Помещики, в погоне за прибылью, ужесточали эксплуатацию, что озлобляло крестьян и могло привести к революции (многие историки утверждают, что только отсутствие лидера в виде пролетариата не привело к трагическим событиям раньше), к тому же Россия уже не могла соперничать с развитыми странами на международной арене (слабые темпы развития промышленности из-за отсутствия свободной рабочей силы). Итак, именно государство в лице самодержца возглавило процесс проведения крестьянской реформы. Его начинания были поддержаны теми молодыми государственными чиновниками, которые рассматривали государственную власть как силу, стоящую над классами, и обязанную воплощать общенациональные интересы (П.Д. Киселев и его племянники, братья Дмитрий и Николай Милютины, А.В. Головнин – будущий министр народного просвещения, М.Х. Рейтерн – будущий министр финансов).

Итак, в 1857г. был учрежден Секретный комитет для подготовки реформы. Александр ожидал инициативы в этом вопросе от помещиков, но те медлили. Тогда главой  комитета был назначен великий князь Константин, которому удалось сломить сопротивление помещиков. Дворяне литовских губерний ходатайствовали о безземельном освобождении крестьян, чем и воспользовался царь. Он опубликовал рескрипт, предписавший литовским дворянам создавать губернские комитеты для выработки проектов крестьянской реформы. Таким образом, дворяне и других областей обязаны были создавать подобные комитеты. Теперь Секретный комитет перестал быть таковым и был переименован в Главный.

В обществе началось обсуждение условий освобождения крестьян.

Дворяне Нечерноземья предлагали освободить крестьян с землей за выкуп, так как земля здесь большой ценности не имела. Дворяне Черноземья были против и соглашались на освобождение крестьян без земли или с маленьким наделом.

Царь склонен был освободить крестьян с землей. Эту идею поддерживал Н.А. Милютин, ставший главным в правительстве по крестьянскому вопросу и великий князь Константин Николаевич. Так, к 1858 г. и сформировалась правительственная программа крестьянской реформы.

В 1859г. были созданы Редакционные комиссии для обработки проектов и издании законов.  Помещики имели право вносить свои предложения по изменению проектов будущих законов, но в реальности все эти попытки царь авторитарными мерами пресекал. И все же некоторые уступки в пользу помещиков власть допустила: увеличены платежи, взимаемые с крестьян, уменьшены размеры крестьянских наделов.

Так, 19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и « Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В них значилось следующее:

1. Крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия). Однако полноправным сословием крестьян назвать было нельзя, т.к. они по-прежнему несли рекрутскую повинность, платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, были прикреплены к конкретному месту жительства.

2. Учреждалось крестьянское самоуправление, которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. Сохранялась община и общинное землевладение. Осуществлялись регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей.

3. Мировые посредники фактически поставили под контроль крестьянское самоуправление, т.к. обладали широкими судебными и административными правами. Вместе с тем, бывшие крепостные входили в земства, суд присяжных, вовлекаясь, таким образом, в общественную жизнь. Предполагалось, что община и ее власть над крестьянами будут сохраняться только на первых порах, чтобы оградить крестьян от произвола помещиков.

4. Крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, которые были в среднем на 20% меньше тех участков, которыми крестьяне пользовались при крепостном праве (размеры наделов устанавливались по соглашению между помещиком и крестьянином, но в рамках размеров, определенных государством). Условия выкупа определялись в уставных грамотах, за их составлением наблюдали мировые посредники из местных дворян. Крестьяне не имели права отказаться от своих наделов в течение девяти лет, а иногда и дольше. Помещики забирали себе наилучшие земли, отрезали от их участков по 20% земли («отрезки»). За землю крестьяне платили помещикам выкуп. До перехода на выкуп крестьяне считались «временнообязанными» и продолжали работать на помещика. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне погашали долг в течение 49 лет государству с процентами (6% годовых). Выплату долга прекратила лишь революция 1905 - 1907 гг. К этому времени крестьяне выплатили государству сумму, вдвое превышающую первоначальный выкуп. Освобождение крестьян, принадлежавших помещикам, повлекло за собой освобождение (в 1858 по 1863гг.)  удельных (принадлежащих императорской фамилии), а в 1866г. и  государственных крестьян.

Реформа сохранила ряд пережитков, требовала в будущем дальнейшего развития и, вместе с тем, способствовала развитию капитализма в деревне. Она была проведена мирным путем, что повысило авторитет царя внутри страны и за ее пределами. Крестьяне были благодарны царю-батюшке, что позволило почти до конца века избежать крупных волнений. Вместе с тем, она нуждалась в дальнейшей доработке: в первую очередь, требовал решения вопрос о малоземелье крестьян, об ослаблении власти общины над крестьянским населением.

Миллионы крестьян получили свободу и влились в общественную жизнь. Данный факт потребовал внесения изменений во все сферы жизни общества: структуру управления, суд, систему комплектования армии и пр.

Земская реформа (1864г.) стала одной из важнейших. Было введено местное самоуправление-земство (разработал проект Н.А. Милютин). Представители всех сословий один раз в три года  избирали уездные земские собрания, председателями которых были предводители дворянства. Собрания формировали земские управы. Ведали земства хозяйственными вопросами, школами, медициной, благотворительностью. Земства не подчинялись местной власти, но в реальности губернатор наблюдал за законностью земских решений. Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансирование, осуществляемое за счет местных налогов, при реализации принятых решений приходилось обращаться к губернатору, который не всегда шел навстречу. В волостях отсутствовали органы местного самоуправления, что мешало решать проблемы крестьян, неравная система выборов, искусственно создающая перевес в земствах дворян, а также отсутствие высшего органа самоуправления, что позволило бы сделать важный шаг к парламентской монархии. И, вместе с тем, работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции.

Продолжением реформы земского самоуправления стала Городская реформа(1870г.). Проведена подобно земской реформе. Городские избиратели избирали городскую думу (распорядительный орган) один раз в четыре года, которая формировала управу(исполнительный орган). Во главе думы и управы стоял городской голова. Выборы в думу производились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза.

В компетенцию городского управления входило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Губернатор или министр внутренних дел могли приостанавливать решения городской думы.

Судебная реформа (1864г.). Вовлечение миллионов крестьян в общественно-правовые отношения требовало изменения и судебной системы. Суд стал всесословным, а судебный процесс - устным, публичным, состязательным (прокурор, адвокат). Решение о виновности подсудимого выносили присяжные заседатели – представители общества (по стране, кроме столиц, около 60 % присяжных составляли крестьяне, около 20 % - мещане).. Вводилась несменяемость судей, их независимость от администрации (ранее дела рассматривались в отсутствие обвиняемого, нередко их истязали, процветало взяточничество).

Страна была разделена на 108 судебных округов, вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

Расследование осуществляли следователи.

В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян, каторжных и штрафных солдат. Недостатком судебной реформы можно считать сохранение сословного суда (по мелким преступлениям) для крестьянства и духовенства.

Реформа образования. Проведенные преобразования увеличили потребность в образованных кадрах, что дало толчок к развитию образования. Большую роль в проведении реформы сыграл министр народного просвещения А.В. Головнин.  В 1863г. утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию (университеты могли сами решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а попечитель учебного округа наблюдал за их работой), но студенты корпоративных прав не получили, что вело к периодическим студенческим волнениям.

В 1864г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому, образованием народа совместно должны были зани


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.