Определение понятия «церковное разделение». Исторические формы церковных разделений. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Определение понятия «церковное разделение». Исторические формы церковных разделений.

2024-02-15 18
Определение понятия «церковное разделение». Исторические формы церковных разделений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рамки понятия церковного разделения следует включить всякий разрыв канонического общения между Поместными Церквями, в результате которого ни одна из сторон не перестает быть частью единой кафолической Церкви. Церковные разделения могут быть обусловлены развитием конфликта религиозных ценностей, конфликта нерелигиозных ценностей или конфликта интересов. Средством преодоления церковных разделений является исключительно примирение, предполагающее восстановление утраченного межцерковного общения.

В своих внешних проявлениях церковные разделения могут приобретать следующие формы:

ü Временный разрыв канонического общения между Поместными Церквями, обусловленный доктринальными противоречиями. (Катализатором такого рода разделений являлись обострения разногласий в вопросах христианского вероучения или канонической практики. Иными словами, в основе рассматриваемых разделений лежит конфликт религиозных ценностей).

ü Кратковременный разрыв канонического общения между Поместными Церквями, обусловленный противоречиями взаимоотношений. (Резкие обострения во взаимоотношениях Поместных Церквей могут быть вызваны их разногласиями в вопросах политического, церковно-административного или территориального характера. Таким образом, у истоков рассматриваемого типа разделений лежат конфликт интересов и/или конфликт нерелигиозных ценностей).

ü Длительный разрыв канонического общения между Поместными Церквями, обусловленный противоречиями взаимоотношений. (Одной из возможных причин разрыва богослужебно-канонического общения между автокефальными Церквями может быть крайнее осложнение взаимоотношений между ними, обусловленное конфликтом интересов и/ или конфликтом нерелигиозных ценностей).

ü Отделение церковных областей от Поместной Церкви по причине догматического конфликта. (Развитие конфликта религиозных ценностей, выраженное принципиальной разностью подходов к исповеданию христианских догматических истин, может привести к отделению от Поместной Церкви крупных церковных областей).

ü Административно-каноническое отделение церковной области от Церкви при сохранении церковного общения с другими Поместными Православными Церквями. (В большинстве случаев разделения такого рода бывают обусловлены конфликтом нерелигиозных ценностей и/или конфликтом интересов, то есть противоречиями политического, национального или церковно-административного характера).

 

 

Временный разрыв канонического общения между Поместными Церквями, обусловленный доктринальными противоречиями.

В истории христианства неоднократно возникали ситуации, при которых доктринальные противоречия во взаимоотношениях Поместных Православных Церквей приводили к временному разрыву евхаристического и канонического общения между ними. В основе рассматриваемых разделений лежит конфликт религиозных ценностей.

Восстановление богослужебно-канонического общения между Поместными Церквями, разделенными доктринальным спором, всегда происходило после возвращения заблуждавшейся стороны к общепринятой церковной традиции.

Исторические примеры:

В конце II ст. произошло первое церковное разделение между греческим Востоком и латинским Западом, вызванное несогласием сторон в вопросе принципа вычисления дня празднования Пасхи. В это время малоазийские христиане при определении пасхальной даты акцентировали значение праздника на «таинстве страдания», а подавляющее большинство других христианских областей придерживалось римской практики и видело в пасхальном торжестве «таинство воскресения». Между 190 и 192 гг. епископ Римский Виктор осудил малоазийскую традицию и призвал христиан этого региона усвоить общепринятые принципы пасхальных исчислений. Встретив отказ, папа Виктор наложил формальное отлучение на Малоазийскую Церковь. Окончательное разрешение вопроса о времени празднования Пасхи произошло на I Вселенском Соборе 325 г.

 

 

Кратковременный разрыв канонического общения между Поместными Церквями, обусловленный противоречиями взаимоотношений. Длительный разрыв канонического общения между Поместными Церквями, обусловленный противоречиями взаимоотношений.

Помимо доктринальных причин, резкие обострения во взаимоотношениях Поместных Церквей могут быть вызваны их разногласиями в вопросах политического, церковно-административного или территориального характера. Таким образом, у истоков рассматриваемого типа разделений лежат конфликт интересов и/или конфликт нерелигиозных ценностей.

Единственным способом преодоления рассматриваемого типа церковных разделений является проведение дипломатических переговоров на предмет примирения и восстановления утраченного единства. Яркими иллюстрациями этому могут служить многократные схизмы между латинским Западом и греческим Востоком, возникавшие в первом тысячелетии христианской истории и всегда заканчивавшиеся примирением сторон.

Исторические примеры:

Происходившее в середине IX ст. противостояние патриархов Константинопольских Фотия и Игнатия породило крупные нестроения в Византийской Церкви. Вмешательство римского первосвященника во внутренние вопросы Константинопольского Патриархата привело к временным разрывам церковных отношений между Востоком и Западом (867, 881–886 гг.). Несмотря на взаимные анафемы, Рим и Константинополь впоследствии восстановили мирные отношения, отбросив всякие сомнения в канонической полноценности друг друга.

Наиболее опасным явлением является перерождение конфликта интересов и/или конфликта нерелигиозных ценностей в конфликт религиозных ценностей, он всегда чреват длительным (многолетним или даже многовековым) разрывом отношений между автокефальными Церквямя. Длительное отсутствие общения между разделившимися частями кафолической Церкви способно закрепить возникшее разделение и привести к возникновению реальных доктринальных разногласий.

Исторический пример:

Начало второго тысячелетия христианской истории было ознаменовано трагическим расколом 1054 г., разделившим Церковь Христову на западный католицизм и восточное православие. Причиной данного разделения, получившего наименование Великой схизмы, явилось обострение политических, межцерковных, культурных и иных противоречий, веками накапливавшихся в отношениях между греческим и латинским христианством.

Окончательное закрепление Великой схизмы произошло после варварского разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г. Этот предательский поступок со стороны западных собратьев по вере на многие столетия определил неприязненный характер взаимоотношений между двумя ветвями некогда единой Церкви Христовой.

Немаловажно отметить, что Великой схизме предшествовали неоднократные эпизоды разрыва церковного общения между Востоком и Западом. Такие разделения всегда завершались примирением. В ходе своего дальнейшего исторического развития Римо-Католическая Церковь внесла ряд существенных доктринальных изменений (учений о Filioque, о примате Римского первосвященника и его безошибочности, непорочном зачатии Девы Мариии т.д.). Принятие новых догматов в значительной степени отдалило католицизм от исповедания Древней Церкви, неизменно хранимого Православием.

11.  Отделение церковных областей от Поместной Церкви по причине догматического конфликта.

Развитие конфликта религиозных ценностей, выраженное принципиальной разностью подходов к исповеданию христианских догматических истин, может привести к отделению от Поместной Церкви крупных церковных областей.

В отличие от уклонения в ересь, рассматриваемый тип церковных разделений не предполагает фундаментального повреждения ортодоксального исповедания отделяющейся стороны. Отличность ее богословских методов и терминологии может создавать иллюзию ереси, но не являться таковой по существу. Для преодоления церковных разделений подобного рода необходимо не только достижение взаимопонимания, но и разрешение основных противоречий, сделавших возможным данное разделение.

Исторический пример:

В эпоху Вселенских Соборов, когда в полемике с ересями формулировалась система православного богословия, от единства церковного отошли значительные группы восточных христиан (Коптская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь). Произошедшее в ХХ ст. развитие межхристианского диалога стимулировало более углубленное изучение богословской традиции Древних Восточных Церквей. Результаты современных исследований позволили пересмотреть традиционное отношение к христианству, многие века пребывавшему вне общения с Вселенским Православием. Как выяснилось, существующее разделение между Поместными Православными Церквями и Древними Восточными Церквями базируется не столько на разности исповеданий, сколько на различии богословской терминологии и методологии, что обусловлено лингвистическими и ментальными особенностями восточных христиан.

 

 

12.  Административно-каноническое отделение церковной области от кириархальной Церкви при сохранении церковного общения с другими Поместными Православными Церквями.

Церковной истории известны эпизоды возникновения разделений между Поместной Церковью и пребывающими в ее составе церковными областями (епархиями, митрополиями, экзархатами). В большинстве случаев разделения такого рода бывают обусловлены конфликтом нерелигиозных ценностей и/или конфликтом интересов, то есть противоречиями политического, национального или церковно-административного характера.

Разрыв отношений церковной области с кириархальной Церковью может классифицироваться как разделение, а не как раскол, в том случае, если в конечном итоге эта область не лишается канонического общения с другими Поместными Православными Церквями.

Исторический пример:

В результате октябрьской революции 1917 г. пределы России покинуло более 1 миллиона человек. Для организации духовного окормления русской эмиграции в конце 1920 г. было образовано Высшее Церковное Управление Заграницей, в 1922 г. преобразованное во временный Архиерейский Синод Русской Заграничной Церкви. Последовательная антибольшевистская позиция РПЦ Заграницей (РПЦЗ) привела ее в 1927 г. к полному разрыву церковных отношений с кириархальной Церковью. Более того, в 1934 г. было принято решение Патриаршего Священного Синода РПЦ о запрещении в священнослужении Первоиерарха и архиереев РПЦЗ, с одновременным отстранением их от всех церковных должностей. Объявив епископат Русской Зарубежной Церкви раскольническим, священноначалие РПЦ категорически запретило православным архипастырям, клиру и мирянам всякое общение с ними.

Несмотря на это, на протяжении всей своей дальнейшей истории Русская Зарубежная Церковь не порывала евхаристического общения с другими Поместными Церквями. К середине 2000-х гг. она сохраняла молитвенное общение с Иерусалимским и Сербским Патриархатами.

В мае 2007 г. произошло восстановление канонического общения между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Существовавший многие десятилетия разрыв между двумя частями РПЦ был преодолен.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.