Конспект занятия «В гостях у бальзамина» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Конспект занятия «В гостях у бальзамина»

2024-02-15 18
Конспект занятия «В гостях у бальзамина» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинарско-практическое занятие №2

Тема: Наблюдение как основной метод в работе по экологическому воспитанию дошкольников

Цель: систематизировать знания о наблюдение, как основном методе при ознакомлении с живой и неживой природой.

Учебно-исследовательские задания:

1. Опираясь на исследования Е.И. Тихеевой, С.А. Веретенниковой, П.Г.Саморуковой, А.М. Васильевой и др. докажите роль наблюдений в ознакомлении дошкольников с природой.

Метод наблюдения имеет большое значение в познании детьми сезонных изменений в природе, так как он основывается на чувственном восприятии, обеспечивает живое взаимодействие детей с реальными объектами природы, в результате чего у дошкольников формируются подлинные знания об объектах природы и связях между ними.

С. А. Веретенникова дала следующее определение сезонным изменениям в природе – это «периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности».

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

Фундаментальные исследования были развернуты на кафедре дошкольной педагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, основная часть которых посвящалась наблюдению (Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Е.К. Мелькичева, Н.И. Ветрова) как сложному виду психической деятельности, включающему различные сенсорные и мыслительные процессы, опирающемуся на эмоционально-волевые свойства личности ребенка. В процессе наблюдений дошкольников можно научить замечать существенные стороны явлений (что способствует повышению уровня обобщенности знаний), моделировать характерные и значимые признаки наблюдаемых объектов, что также оказывает влияние на умственное развитие.

По П. Г. Саморуковой, изучением сезонного развития природы, обусловленного сменой времен года и изменениями погодных условий занимается наука фенология, а наблюдения за наступлением данных явлений называют фенологическими.

Важную роль в формировании представлений о природе во время регулярных наблюдений играют мыслительные процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, обеспечивающие необходимый уровень наблюдательности детей, вычленение не только изменений объекта, но и их закономерностей, а в итоге прогнозирование . Поэтому наблюдательность тесно связана с логическим мышлением, что в совокупности будет содействовать успешному развитию дальнейшей умственной деятельности ребенка. А развитая наблюдательность и логическое мышление необходимы как в школе, так и во взрослой жизни.

Окружающий мир является наилучшим средством развития наблюдательности у детей, так как природа – это доступное средство обучения, потому что окружает ребенка с первых дней жизни. Кроме того она наполнена множеством разнообразных объектов, которые способны реализовать процесс формирования наблюдательности у дошкольников в полной мере. Дошкольный возраст является самым восприимчивым к активному познанию природы, поэтому одно из основных требований – организация прогулок, во время которых ребенок находится в тесном взаимодействии с окружающим миром. Поэтому основной формой познания природы является– непосредственное наблюдение в природе во время прогулки.

Разработать конспект эпизодического наблюдения за растением бальзамин для детей младшей группы.

Конспект занятия «В гостях у бальзамина»

Программное содержание:

- Дать детям знания о внешнем виде бальзамина, о его строении - стебель листья, цветки; знания о величине, количестве и характере поверхности листьев.

- Закреплять знания детей о способах ухода за растениями (полив), о потребности растений в воде.

- Развивать деятельность наблюдения, сенсорные способности.

- Воспитывать интерес к миру растений.

Материал: комнатное растение - бальзамин, картинки - модели, наборное полотно.

Словарная работа: бальзамин, стебель, листья, цветки, гладкие, лейка.

Ход занятия:

1. Игровой момент: Пришла посылка от друзей из другого детского сада. А там цветок – бальзамин. Полюбуйтесь, посмотрите, какой он красивый, нарядный.

2. Художественное слово: «Цветок – огонек»

3. Рассматривание цветка:

Воспитатель: Посмотрите внимательно, ребята, на бальзамин, какие яркие у него цветочки! Поэтому его еще иногда называют цветок - огонек. Цветки у бальзамина яркие, их много, они похожи на огоньки. Какого цвета цветки у бальзамина? (красные).

Воспитатель выставляет на наборное полотно модель цвета.

4. Обследование:

Воспитатель: А что еще есть у бальзамина? (стебель). А на стебле что растет? (листья). Какого они цвета? Листочков много или мало?

Воспитатель показывает карточки, обозначающие численность, выставляет на наборное полотно карточку, обозначающую большое количество.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, (их много) листья у бальзамина большие или маленькие? Давайте проверим.

5. Сравнение величины листка со своей ладошкой: дети подставляют ладонь под листок и говорят: листочек маленький и воспитатель выставляет на наборное полотно соответствующую карточку.

6. Обследование, вопросы:

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, стебель у бальзамина гладкий или шероховатый (шершавый)? Как мы можем это проверить? (потрогать). Трогать нужно аккуратно, осторожно, не повредив растение.

Воспитатель: Потрогай стебель бальзамина и скажи, какой он? (гладкий). Найди карточку с гладкой поверхностью, покажи мне.

Выставляет на наборное полотно.

Воспитатель: Потрогай лист и скажи, какой он (гладкий). Найди карточку с гладкой поверхностью, покажи мне.

7. Пояснение: бальзамин - это комнатный цветок, потому что он живет в комнате; бальзамин живой, также как и мы, он дышит листочками; у бальзамина свой дом - горшок с землей.

Воспитатель: А еще бальзамин питается? Вы знаете чем? (водой). Да, мы поливаем бальзамин, и он пьет воду корнями; корни находятся в земле.

8. Трудовое поручение: Возьмем леечку и польем наш бальзамин: леечку ставим на край горшка и аккуратно льем воду в землю. Вот так, правильно! Как бальзамину понравилось, он стал веселым (в землю можно воткнуть картинку с улыбающимся личиком).

9. Подведение итога: У нас появилось новое комнатное растение - бальзамин. Мы много о нем узнали и научились за ним ухаживать (поливать). Ребята, смотрите, бальзамину у нас понравилось, он стал веселым ( в землю можно воткнуть картинку с улыбающимся личиком). Поставим его вот здесь, у окна. Оставайся у нас, бальзамин, мы рады тебе!


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.