Краткая история паразитологии и роль отечественных ученых в ее развитии. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Краткая история паразитологии и роль отечественных ученых в ее развитии.

2024-02-15 20
Краткая история паразитологии и роль отечественных ученых в ее развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Паразитология.

Общая паразитология:

1. Паразитология и ее составные части.

Паразитология – комплексная биологическая наука, изучающая систематику, морфологию, биологию, экологию различных паразитических организмов; взаимоотношения между паразитом и хозяином; болезни, вызываемые паразитом у человека, животных и растений; методы борьбы с паразитическими организмами. Различают общую, медицинскую, агрономическую и ветеринарную паразитологию. Кроме того, ветеринарная: общая и частная (гельминтология, протозоология, акарология-паукообразные, энтомология-насекомые). Общая изучает теоретические основы паразитологии, взаимоотношение живых существ, систематику, патогенез при болезнях, принципы лечебно-профилактических мероприятий.

Краткая история паразитологии и роль отечественных ученых в ее развитии.

В древности были известны паразиты, причинявшие вред здоровью человека и животных. Упоминания об отдельных паразитах имеются в трудах знаменитых греков - Гиппократа (460-375 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), римлянина Варрона (116-27 гг. до н. э.) и других авторов. До XVII столетия паразитологические исследования носили эмпирический характер. С XII до XVIIIв. паразитология была описательной. Изобретение голландцем Левенгуком (1632-1723) микроскопа возвестило новую эру в истории биологии. Паразитология как наука сформировалась в XIXстолетии. С этого времени началось изучение жизненных циклов гельминтов (экспериментальная паразитология).

Велика роль отечественных ученых в развитии паразитологии. В дореволюционный период исследования по паразитологии преимущественно проводили зоологи и представители других специальностей. П. С. Паллас (1741-1811) впервые описал возбудителей макраканторинхоза свиней, тениоза гидатигенного плотоядных, фимбриариоза птиц, а также многих других представителей животного мира. Н. А. Холодковский (1858-1921) успешно изучал строение, развитие и систематику цестод и других гельминтов, составил первый русский атлас паразитических червей человека. Д. Л. Романовский (1861-1921) предложил новый метод окраски простейших и форменных элементов крови, изложил основные положения химиотерапии. Однако паразитологические исследования, проводимые отечественными учеными до Октябрьской революции, были малочисленными и разрозненными. Только при Советской власти паразитология начала быстро развиваться по линии общей, ветеринарной и медицинской. Созданы научно-исследовательские институты, опытные станции, лаборатории, а в вузах - кафедры паразитологии. Подготовлены кадры ученых различного профиля. В Советском Союзе сформировались четыре научные школы паразитологов - академика К. И. Скрябина, академика Е. Н. Павловского, профессора В. Л. Якимова и профессора В. А. Догеля.

Профессор В. А. Догель (1882-1955) -основоположник эколого-паразитологической школы, выясняющей зависимость инвазированности животных от условий внешней среды и физиологического состояния организма хозяев. Создатель данной школы разработал методику паразитологического вскрытия рыб, организовал изучение паразитов этого вида животных в стране. Он написал около 300 научных работ, в том числе несколько учебников и монографий. За книгу «Общая протистология» В. А. Догель был удостоен лауреата Ленинской премии. По образованию В. А. Догель биолог, а по специальности паразитолог. Ближайшие ученики В. А. Догеля - профессора А. П. Маркевич, Ю. И. Полянский, Г. С. Марков, И. Е. Быховская-Павловская, Е. М. Хейсин и др

3. Учение академика Павловского Е.Н. о природной очаговости трансмиссивных болезней.

Академик Е. Н. Павловский (1884-1965) -основоположник школы, изучающей проблемы общей паразитологии. Он создал учение о природной очаговости трансмиссивных болезней. За выдающиеся заслуги в развитии паразитологии Е. II. Павловскому присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он удостоен звания лауреата Ленинской и двух Государственных премий, награжден орденами и медалями, избран действительным членом Академии наук СССР и Академии медицинских наук. Перу этого ученого принадлежит свыше 600 научных работ, в том числе несколько учебников. По образованию Е. Н. Павловский врач, по специальности - паразитолог. Ученики Е. Н. Павловского - профессора П. А. Петрищева, А. С. Мончадский, Г. С. Первомайский, Г. Г. Смирнов, И. Г. Галуз и др. Многие инвазионные и инфекционные болезни, возбудители которых паразитируют у диких животных, представляют опасность для сельскохозяйственных животных и человека. Они названы Е. Н. Павловским природно-очаговыми заболеваниями и разделены на две группы. Возбудители первой группы болезней передаются от больного животного (донора) к здоровому (реципиенту) при помощи специфических переносчиков (кровососущих насекомых и клещей), поэтому вызываемые ими заболевания называются трансмиссивными (трансмиссия - передача).

Природная очаговость трансмиссивных болезней - явление, когда возбудитель, специфический его переносчик и животное (резервуары возбудителя) в течение смены своих поколении неограниченно долгое время существуют в природных условиях независимо от деятельности человека и наличия домашних животных. В качестве примера трансмиссивного природно-очагового заболевания можно назвать борреллиоз, пли спирохетоз птиц, при котором специфическим переносчиком боррелий (спирохет) является персидский клещ, часто обитающий в дикой природе, а также в птичниках.

Для второй группы природно-очаговых (нетрансмиссивных) болезней характерен алиментарный путь заражения (описторхоз, альвеококкоз, трихинеллез и другие гельминтозы). При этих заболеваниях факторами передачи заразного начала являются корм, вода, почва. Природный очаг - участок территории (нередко в тайге, тундре, полупустыне) определенного географического ландшафта, на котором сложились определенные межвидовые взаимоотношения между возбудителем болезни, животными - носителями заразного начала, восприимчивыми животными при наличии благоприятных условий впеганей среды (например, очаг альвеококкоза в тундре). Синантропный очаг (греч. syn - вместе, рядом, anthropos - человек) - участок территории (населенный пункт), на котором носителями возбудителя болезни являются домашние п некоторые дикпе животные, связанные в своем существовании с деятельностью человека (очаг неоаскаридоза в определенном селе).

Роль академика Скрябина К.И. в развитии паразитологии.

Академик К. И. Скрябин (1878-1972) создал научную гельминтологическую школу, объединяющую научных работников исследовательских учреждений, преподавателей учебных заведений и специалистов - производственников ветеринарного, медицинского, биологического и агрономического профиля. Эта школа проводит всесторонние исследования гельминтов и вызываемые ими заболевания (гельминтозы), разрабатывает и проводит профилактические и оздоровительные противогельминтозные мероприятия. Организатор гельминтологической школы в СССР разработал учение о девастации (полное уничтожение возбудителей гельминтозов и других инвазионных болезней).За большие заслуги в развитии гельминтологии К. И. Скрябину присвоены звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и двух Государственных премий, он награжден десятью советскими орденами (шесть орденов Ленипа) и многими медалями. Был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР, Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) и Академии медицинских наук, а также ряда зарубежных академий. К. И. Скрябин написал свыше 700 научных работ, среди которых много монографий несколько учебников по паразитологии для вузов. По образованию К. И. Скрябин ветеринарный врач, по специальности гельминтолог. Ближайшие ученики К. И. Скрябина - профессора В. С. Ершов, К. М. Рыжиков, И. В. Орлов, Н. П. Шихобалова, К. И. Абуладзе и др.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.