Гноссеологические и психологические корни религии. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Гноссеологические и психологические корни религии.

2024-02-15 19
Гноссеологические и психологические корни религии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религиозные верования возникают у человека в связи с бессилием и беспомощностью человека в борьбе с природой. Почему же они не возникают у животных? У животных нет гносеологической основы возникновения религии. Только при условии существования некоторых особенностей нашего мышления возникают религиозные верования.

Гносеологические корни означают саму возможность возникновения того или иного идеологического явления.

Впервые понятие гносеологических корней и вопросы, связанные с ними, осветил в « Философских тетрадях» Ленин.

 

Особенности гносеологического механизма:

1) Абстрактность мышления.

Абстрагирование- отвлечение мысли от тех предметов, свойств, связей, которые в данный момент не существенны. Абстракция ведет к познанию сути вещей. Друг от друга отделяются чувственные и рациональные ступени.

 Ступени чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ступени абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение.

В ощущение нет фантазии, в восприятии- фантазия играет небольшую роль, а в представлении фантазия уже играет важную роль.

 Понятие без фантазии просто немыслимо. Именно фантазия дает возможность отвлечься от конкретно-чувственного, единичного понятия, и построить понятие общее. Сознание дошло до того, что получило возможность строить понятия, в каждом из которых сливаются единичные и общие качества. Образовывать понятия помогает обобщающая способность мышления.

Понятие неразрывно связано со словом.

Абстрагирование качеств предмета от самого предмета может привести к превращению этого качества в самостоятельную сущность ( гипостазирование). Смерть может рассматриваться как старуха с косой, объективируется в фантастическом представлении сна, обиды, болезни людей- чума, чахотка.

 

2) Стремление к олицетворению.

Человеку, в силу самой природы его сознания присуще стремление к олицетворению того, с чем он сталкивается. Психологические корни стремления к олицетворению заключаются в том, что человек может толковать все явления только в свете своего опыта. Он сравнивает все новое с тем, что уже знает.

Умозаключение по аналогии присутствует в мышлении человека всех времен. Когда нельзя объяснить явление, исходя из него самого, человек объясняет его по аналогии с другим явлением. На основании совпадения некоторых признаков 2 разных явлений делается вывод о тождестве этих явлений. Всякая аналогия условна.

Олицетворение предметов и явлений природы заключается в том, что человек предписывает им свое сознание, волю, мысли.

Антропоморфизм- придание явлениям человеческого облика.

 

 

3) Ассоциативность психической деятельности.

Впервые вопрос о значении ассоциаций для возникновения религиозного верования выдвинул Дж.Фрейзер.

Различают ассоциации по принципу сходства, смежности и контраста.

Сходство солнца с глазом дало повод народам рассматривать его как «глаз неба». Можно привести много примеров, свидетельствующих о том, что религиозное объяснение мира очень часто пользуется ассоциациями по сходству.

Не меньше значение в образовании религиозных представлений имеет ассоциация по контрасту. Так , осознание человеком своей слабости, может вызвать у него по контрасту представления о существах исключительной силы.

Большинство религиозных представлений имеют в своей основе ассоциации по смежности. Если человек встретил женщину с пустым ведром и через некоторое время упал и вывихнул ногу, то ассоциация по смежности может связать два эти действия причинно-следственной связью.

 

4)Любознательность и стремление к объяснению мира.

Человек постоянно размышлял о причинах всего им наблюдаемого. Человек не мог не задавать себе вопрос, что означают эти явления, кто их создал? И не будучи в силах дать правильный ответ на эти вопросы, он оказывался вынужденным придумывать ответы.

В центре деятельности первобытного человека находились вопросы, связанные с удовлетворением его материальных потребностей. Множество мифов разной народности носит характер объяснительных явлений. У племен, занимающихся охотой, большинство мифов связанно с животными.

 

 

5) Леность человеческого мышления.

Это стремление мыслить стереотипами. Зачем объяснять явления природы? Так создал Бог. Вот и все.

 

 

6)Чувства.

В возникновении и в поддержании религиозного верований роль чувства исключительно велика. Все проявления человеческого сознания эмоционально окрашены.

 В возникновении религиозных верований и в поддержании всегда большую роль играли такие чувства, как страх, вожделение, радость. Достигая под влиянием тех или иных условий сильной степени развития, эти чувства могут способствовать развитию религии. С другой стороны религиозные верования сами вызывают чувства.

Почти во всех религия Боги и богоподобные существа как внушающие страх и трепет. Но не всякий страх способен породить религиозные чувства. Только безысходный страх перед непреодолимыми препятствиями способствует возникновению религии.

Не малую роль играет чувство вожделения. Под этим термином следует понимать крайнюю степень стремления, острое желание добиться результата.

Радость и горе, доведенные до крайности нередко заставляют человека изливать эти свои чувства на причину, вызвавшую их.

Чувства относятся к психологическим корням религии.

 

 

6) Биологические факторы.

Поскольку на протяжении огромного периода человек не имел достоверных знаний о структуре и работе своего организма, многие явления толковались им неправильно.

Аристотель и Тейлор указывали на особенное значение неправильного истолкования сна, сновидений, обморока и т.п. Все это порождало фантастические догадки об их сущности, способствующих возникновению религиозных верований. И еще большее значение имели явления эпилептических и истерических припадков ит.п.

Во всех этих состояниях человек выпадал из колеи нормального жизненного поведения. Это могло и должно было наталкивать людей на представлении о существовании другого мира, с другим рядом закономерности.

В ходе развития общества человек получает возможность абстрагировать свои психические переживания и оперировать понятием психологической деятельности.

 

 

7) Логические ошибки.

Неверное отражение объективной действительности в человеческом сознании- логические ошибки. Они довольно тщательно изучены и расклассифицированы.

  1. Когда временная последовательность принимается за причинно-следственную ( пустое ведро- сломанная нога)
  2. « Порочный круг»- призыв мышления по пути порочного круга.
  3. Первичная ложь- строится умозаключение, в котором все казалось бы правильно. Но одна из посылок ложна по существу.

 

 

8) Ограниченность познания.

Процесс познания не имеет конца, познание безгранично. С расширением знаний человечества об окружающем мире растет и круг загадок, которые предстоит еще решать. Непознаваемое религиозное сознание и включает в сферу сверхъестественного. Соединяются знания с заблуждениями, догадками.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.