Соединение работы над усвоением знаний с работой над развитием ученика — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Соединение работы над усвоением знаний с работой над развитием ученика

2024-02-15 25
Соединение работы над усвоением знаний с работой над развитием ученика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Л. В. Занков отмечал, что развивающее значение имеет само обучение: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника – как следствие».

Система Л.В. Занкова имеет огромный развивающий потенциал. И этот потенциал имеют все учебники, входящие в нее.

Духовно-нравственное, личностное развитие обучающего находит свое воплощение в содержании, постановке процесса обучения и в той атмосфере, в которой протекает жизнь ребенка в школе. Его спокойное и уверенное самочувствие в классе является основным условием для продуктивной деятельности и показателем здоровьесберегающего характера обучения.

        К примеру, содержание курса «Русский язык» включает учебный материал, позволяющий не только успешно освоить все необходимые знания, но и несущий в себе большой потенциал для развития каждого ученика. Ребята учатся понимать нравственное содержание поступков окружающих людей, развитие этических чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе текстов, в них воспитывается чувство сопричастности и гордости за свою родину и народ, представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России; они учатся понимать чувств одноклассников, учителей, выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).

В учебниках по курсу «Математика» множество заданий, предусматривающих вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельность; создание таких ситуаций, в которых возникает познавательная трудность, неожиданное задание и или учебная ситуация. Для учеников это является мощным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности. Выполняя предложенные задания, шаг за шагом открывая тайны математики, причём чаще открывая их самостоятельно, у ребят формируется понимание роли математических знаний в жизни человека; возникает интерес к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире; интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; формируется умение работать парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; использовать в общении правила вежливости; контролировать свои действия в коллективной работе; строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию.

Не первый год работая по данной системе, сталкиваюсь с тем, что для ребят одним из любимых предметов является именно математика, даже несмотря на высокий уровень сложности учебного материала. Задания для ребят интересны, увлекательны; процесс поиска действия, способа решения активизирует, подпитывает их интерес к предмету. Тексты задач часто содержат интересную информацию, касающуюся окружающего мира. К примеру, совсем недавно, повторяя умение работать с именованными числами, сами того не ожидая, ученики открыли для себя новые знания: о том, сколько весит и сколько молока выпивает детеныш кита, сколько весит маленький слоненок, каков размах крыльев разных птиц.

Содержание учебников по математике построено таким образом, что обучающиеся не сразу открывают для себя «новое сложное знание». Задания предполагают постепенное включение этого знания в учебный процесс.

       В становлении духовно-нравственной культуры богатым и содержательным является курс «Окружающий мир», который знакомит учеников с географией, культурой народов мира и России, проводит идею их равенства и значимости. На уроках они узнают о героизме людей, о великих открытиях и войнах.  Ученики узнают историю своей родины, осмысливают ее, что, несомненно, воспитывает в них чувства патриотизма, сопереживания, сопричастности и гордости за свою страну и людей, ценностного отношения к окружающему миру, бережному отношению к природе, к своему здоровью. По мнению многих родителей, темы по окружающему миру являются сложными для ребят. Присутствуя на открытых уроках, видя, как их дети оперируют понятиями, как много они знают про окружающий мир, как они умеют «читать» карту, глобус, с каким интересом они ждут новых знаний, увлеченно и умело проводят опыты, родители меняют своё мнение. (В приложении 2 можно познакомиться с мнением некоторых родителей моих нынешних учеников о системе Л.В. Занкова в целом).

Достижение учащимися личностных результатов возможно также и в курсе «Литературное чтение», изучение которого способствует осознанию обучающимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитию нравственно-эстетического опыта. Содержание данного курса позволяет воспитать культуру восприятия художественной литературы разных жанров; обогатить мир чувств, эмоций детей; развивать интерес детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора - интересным; развивать творческие способности детей; научить ребенка переживать и сопереживать, ценить, любить мир людей, мир искусства.

Ребята с удовольствием выполняют задания творческого характера, инсценировки, поиска и сбора информации, создание проектов, сочинение сказок и стихов, написание отзывов. Наличие в учебниках подобных заданий позволяют ребятам раскрыть себя с разных сторон, поэтому они увлеченно их выполняют. К примеру, в мае 2021 года 2 книжки-сказки, созданные ребятами на уроке литературного чтения, стали призерами Межрайонного фестиваля «Увлеченные чтением».

Во всех вышеперечисленных предметных курсах прослеживается теснейшая взаимозависимость духовно-нравственного развития обучающихся, их личностных качеств, метапредметных и предметных умений. Это выражается в том, что задания, представленные в учебниках, носят многофункциональный характер: они решают проблемы воспитания, развития обучающегося, а в своей совокупности учат его учиться.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.