Основные научные школы и направления зарубежного регионоведения (немецкая, французская, англо-американская), особенности методологии, отличия и сходства. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные научные школы и направления зарубежного регионоведения (немецкая, французская, англо-американская), особенности методологии, отличия и сходства.

2024-02-15 38
Основные научные школы и направления зарубежного регионоведения (немецкая, французская, англо-американская), особенности методологии, отличия и сходства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К концу 19-началу 20 века сформировалось несколько крупных национальных страноведческих традиций:

более кратко:

а) немецкой

Воскресенский (учебник):

В немецкой школе традиционно были сильны “классификаторские” тенденции и опора на статистические данные. Немецкая школа сформировала идею единства и целостности человечества при всем богатстве и разнообразии национальных культур, а в 1-й пол. XX в. породила две теории:

  1. теория геополитического развития и трансформаций (теория влияния географического фактора на внешнюю политику, включая псевдонаучную концепцию “жизненного пространства (lebensraum)” и антинаучную концепцию расового превосходства).
  2. теория пространственной экономики, впоследствии получившей второе дыхание в США в XX в.

Яркие представители немецкой школы: Ратцель, Гердер, Фихте, фон Гумбольдт, Риттер, Хаусхофер.

Основатели школы этнопсихологии: Лараус, Штайнталь, Вундт, историки Ранке, Дройзен, Бругш, Моммзен, философы Шпенглер, Шпан и др.

 

Мироненко:

“Немецкая школа описательного государствоведения или “камеральная статистика” (зародилась в XVII-XVIII вв.). Характерные черты: перегруженность фактами и слабость пространственного анализа между ними.

“Коммерческая география” и “коммерческое страноведение”: товароведение в его географической интерпретации.

“Антропогеография” (оформилась в начале XIX в.). Название введено немецким ученым Ф.Ратцелем (хотя раньше это направление исследовал К.Риттер). Ратцель: задача антропогеографии - изучение рассленеия в связи с различиями окружающей географической среды, а также складывающегося в процессе расселения образа жизни людей.

 

б) французской:

Воскресенский (учебник):

Французская школа сформулировала понятия “география человека” и “региональные характеристики”, но концентрировала свое внимание на природной среде без учета явлений социально-экономического характера

В XX в. эта описательность была преодолена в двух оригинальных комплексных направлениях - военной геополитике (Лакост, Готтман, Энсель) и комплексном картографическом регионоведении, составляющих своеобразие французской школы вплоть до начала настоящего времени.

 

Мироненко:

“Французская школа географии человека” (конец XIX-нач. XX вв.). Страноведческо-краеведческое направление.

Главный представитель: Видаль де ла Бланш, его труд - “Картины географии Франции”. Отличительная черта: гуманистический подход.

Особенность методов: почувствовать “аромат территории” - выбирались наиболее впечатляющие детали, порой далекие друг от друга факты (политические, археологические, климатические).

Еще интересно понимание гармонии. По де ла Бланшу - это бесконфликтность между ландшафтом и человеческой деятельностью.

География человека базировалась на природной среде, в ее кргу допускались социально-экономические явления лишь постольку, постольку они находят отражение в ландшафте. Де ла Бланш: “образ жизни” - первичный предмет исследования.

Развитие идей Бланша - Ж.Брюн. Выделил два основных принципа географии:

  1. принцип человеческой деятельности, в процессе которой непрерывно изменяются географические факты;
  2. принцип взаимосвязанности, означающий ф-е географического объекта в результате взаимодействия данного района или страны с другими районами, странами, с мировым хозяйством.

Развитие школы Бланша - Элизе Реклю (это мужик). Его труды “Новая всемирная география” и “Земля и люди”.

 

 

в) англо-американской:

Ключевые имена и методы (если они упомянуты):

Воскресенский (учебник):

В английской школе известность получили идеи Ф.Коломба, Х.Маккиндера и др.

 

Американская школа получила мощный интеллектуальный импульс в конце XIX в. (А.Мэхэн), финансовый и интеллектуальный толчки во второй половине XX в., когда были опубликованы крупные работы геополитического характера в основном в области МО и МирПол (Спайкмэн, Вайджерт, Э.Хантингтон, О.Хантингтон и др.).

Для американской школы комплексных макрорегиональных исследований характерна опора на количественные методы, необходимость которых не оспаривается и в исследованиях, преимущественно основанных на качественных методах.

 

Воскресенский (учебник):

Предметным полем европейских (European Studies) и американских исследований (American Studies) является комплексный политико-экономический анализ региональных моделей развития двух крупнейших и теснейшим образом связанных геопространственных сегментов единого западного мира и их влияния на остальной мир.


г) китайской:

Воскресенский (учебник - стр.74):

Китайская школа международно-региональных исследований - одна из самых молодых среди современных мировых школ.

Эта школа хоть и ввела в номенклатуру международного профиля понятие регионоведения (цююйсэю), в целом пока развивает его пока в классическом русле исследований международно-региональной или экономической проблематики Европы и Азии.

Китайские ученые ввели понятие архитектоники (шицзе гэцзюй) - мировая структура, в рамках которой крупные государства или группы стран, объединенные в коалиции или на основе интеграции в новые мировые общности - макрорегионы, исходя из интересов стратегической безопасности и экономической выгоды, формируют относительно стабильное соотношение сил в мире и поддерживают взаимные отношения.

Китайская школа понимает мировой порядок как отражение соотношения сил в мировой архитектонике, т.е. в исторически сложившейся на данный момент мировой структуре, внутри которой конкурируют и сотрудничают государства разных классов (сверхдержавы, центры силы, ведущие государства, крупные и средние государства).

· про китайцев - китайская школа занимается как традиционной проблематикой геополитических взаимосвязей, так и совершенно новой группой мирополитических проблем. Теория и практика влияния внутриполитических процессов на МО и в целом на мирополитическую сферу.

Представители: Ху Цзинтао, Ли Юйтань, Е Цзычэн, Ван Ичжоу, Цюй Личжу и др.

 

Характерные особенности мирового комплексного регионоведения как научно-образовательного направления: перечислить и прокомментировать.

1) Синтез и комплексность: междисциплинарность (знание между двумя и более дисциплинами), трансдисциплинарность (неотделимость одной дисциплины от другой – иначе теряется логика исследования), постдисциплинарность, свойственная “сложному обществу” (по Кравченко) (этап, когда нельзя вычленить дисциплину, в которой проведено исследование).

2) Пространство и время – опора, физическое понимание их как единой категории (пространство – трехмерная разверстка плоскости, существующая в разных временных интервалах).

3) Связь внутренней и внешней политики.

4) Кроссрегиональный анализ как стержневой метод.

Регионоведение, по Ю.Н.Гладкому и А.И.Чистобаеву, это синтез научных знаний, междисциплинарный конгломерат, связывающий полярные науки (экономика, философия, медицина). В связи с геологической, физической, экономической, философской дифференциацией пространства регионоведение выполняет функцию «перекрестного опыления». Регионоведение в этом смысле выходит за рамки географии и служит средством интерпретации идей в философии, социологии.

Учебное регион-ие. МКР явл междисциплинарным знанием, формой объединения разных наук, которая связана понятием регион. Именно учебное рег-ие выполняет функцию перекрестного опыления.

Научное р-ие. Оно не явл-ся полностью научной дисциплиной, т.к. теоретического регионоведения не существует. Есть лишь элементы научно-синтетического анализа. Изучает регионализацию пространства как инструмент познания, как средство обыкновенной целостной и комплексной геохар-ки регионов различного ранга. При помощи географии и смежных наук формируется запоминающийся, своеобразный облик региона.  

Отсутствие собственной методологии не означает невозможность выделить научно-образовательное направление.

Регионоведение как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер. Это не только теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его “на месте”, в полевых условиях, а также применить свои знания на практике.

Задача: комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны.

Регионоведение как научное междисциплинарное направление сосредотачивает свое внимание на конкретных проблемах (особенности деловой культуры региона, изучение особенностей развития городской среды, истории культурных связей и межкультурного взаимодействия разных регионов, проблем взаимовосприятия) и на общих (пути и методы региональных исследований, теория и практика регионоведения и многие другие).

Задача: разработка теоретических принципов региональных исследований.

Основные подходы к определению понятия «регион», варианты определений и авторские варианты определений, иллюстрация определений научной литературой. Научный смысл определения универсализированного типа.

 

В самом общем виде регионом можно назвать «большую область, группу соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-либо общим признакам». Однако это достаточно широкое определение, главным недостатком которого является его неконкретность.

Во-первых, данный термин может относиться как к внутристрановому делению пространства (административно-юридическое понимание региона частично синонимично понятию «район»)1, так и к делению мирового пространства (внешнеполитическое или

международно-политическое понимание региона)2.

Во-вторых, регион может определяться по группе признаков либо по базовой функции, которая является основной для того или иного исследования (географические, экономические, геополитические, социокультурные регионы)4. Следовательно, региональное деление как «средство отбора и изучения пространственных сочетаний

сложных комплексов явлений»5, как правило, будет зависеть от поставленных исследовательских задач и иметь характер социального конструкта6.

(Воскресенский)

 

Философская трактовка региона обычно указывает либо на утраченную со временем идентичность (Галиция, Трансильвания, Буковина, Банат и т.п.), либо на какие-то генетические признаки (привязку в прошлом к определенным церковным приходам, епархиям, муниципалитетам).

       Геополитическое понимание региона исходит из пространственной дифференциации различных политических сил и движений, центров мощи и слабости. Здесь обычно регион представляет собой группу стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с другими странами.

Экономический регион это в большинстве случаев территория, обладающая четко выраженной специализацией производства и определенной хозяйственной целостностью.

 

Существуют и синтетические определения: «Регион - это исторический эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социоэкономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от других регионов и территориальных единиц, таких как город или нация ». Или: Регион - гомогенное (т.е. однородное по составу) пространство; при этом гомогенность устанавливается на основе таких критериев, как: физико-географическая общность; этническая, языковая, конфессиональная или культурная общность населения; совместное прошлое; одинаковость структур хозяйственного профиля

 

Таким образом, универсального определения региона пригодного на все случаи жизни не существует,

 

Имеются и другие определения региона. Вот некоторые из них:

Регион – это комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли .

Также:

- зоны, которые заключают в свои рамки существенную однородность доминирующих физических условий и, соответственно, преобладающих укладов обитания .

- это географический термин для описания такого типа окружающей среды, в котором географические элементы объединены друг с другом определенными и постоянными отношениями.

- группа отдельных стран, представляющих собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу и культуре или однотипный по общественно-политическому строю район мира.

 

В международных отношениях термин регион имеет совершенно особенное содержание. Авторы учебника «Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений» под регионом в широком смысле понимает определенную территорию, представляющую собой сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть ограничен признаками наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географических, природных экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию. 

       В соответствии с учебником, под регионом в международных отношениях понимается «совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, объединенных общей логикой таким образом, что эта логика и координаты ее существования являются взаимообусловленными ». Такое широкое толкование региона позволяет авторам книги провести членение мира на региональные подсистемы и регионы. Так, выделаются географические макрорегионы (Азия, Африка, Америка, Европа, Австралия и Океания), мезорегионы (Центральная, Северная и Южная Америка, Европа, Австралия и Океания, Северо-Восточная, Юго-Восточная, Южная, Западная и Центральная Азия, Северная Африка и Африка южнее Сахары), субрегионы (основанные на еще более детальном членении в рамках мезорегионов) и т.п.

       Выделяется также историко-культурные регионы – китайский, корейский, вьетнамский, индийский, индоиранский, тюркский, арабский, российский и т.д.

       Можно также говорить о культурно-религиозных макрорегионах, которые также называют цивилизационным комплексами или социокультурными системами. Это конфуцианско-буддистский, индуистский, мусульманский, православный, западно-христианский, латиноамериканский, африканский, тихоокеанский регионы.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.