О славных и счастливых многократных победах русских князей над половцами, и о вторжении литовцев с пруссами на Русь в году от Господа Христа 1103. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

О славных и счастливых многократных победах русских князей над половцами, и о вторжении литовцев с пруссами на Русь в году от Господа Христа 1103.

2023-02-16 37
О славных и счастливых многократных победах русских князей над половцами, и о вторжении литовцев с пруссами на Русь в году от Господа Христа 1103. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

O чем Меховский (кн. 3, гл. 15, стр. 82), Винцентий Кадлубек

 

и Бельский из Ваповского в книге Chronicon,

 

издание второе (стр. 245).  

 

Ясновельможному пану,

 

пану Миколаю Радзивиллу,

 

князю на Биржах и Дубинке,

 

воеводе новогрудскому, старосте мозырскому, мерецкому и прочее  118 .

 

 

Стачов. Русский мир с половцами. Русские князья Святополк, Владимир, Давид, Олег, Ярослав устроили съезд с половцами в Стачове (Stachowie) 119 и установили мир и перемирие между собой, а для более крепкого (mocniejszemu) подтверждения этого постановления дали в заложники знатных людей c обеих сторон. Однако половцы недолго хранили мир, ибо наезжали на русские княжества постоянными вторжениями, по неприятельскому обычаю угоняя полоны и награбленное к своим шатрам. Поэтому киевский князь Святополк и русские князья Давид Святославич, Давид Всеславич, Мстислав, внук князя Игоря (Hreorego), Вячеслав Ярополчич и Ярополк Владимирович вооружились, собрались и послали за другими князьми, черниговскими и переяславскими, Давидом и Олегом 120 , чтобы вместе с ними устроить совместный военный поход против их врагов половцев. Русские князья собрались на половцев.  Князь Давид со своими людьми сразу приехал к ним при оружии, а Олег отговорился вымышленной болезнью.

 

Сутень (Schuten).  Итак, в году от рождения спасителя Господа Христа 1103 все эти князья со своими войсками, не дожидаясь лета, подступили к урочищу Сутень и к половецкому замку. Когда половцы услышали об этом, то собрались в огромном множестве, гордые, пышные и надутые спесью, желая сразу разбить (potlomic) полки христианские. Но Господь Бог напустил на половцев великий страх, так что и они сами, и их кони в смятении дрожали в строю и шли на бой, жалобно свесив головы. Меховский. Immisit autem Dominus terrorem Polowcis.  (Но Господь вызвал у половцев тревогу).  Русаки же, прося Господа Бога о помощи и подмоге, призывали его внутренней молитвой и убогим в церквях подавали милостыню, и шли против половцев с радостью, с веселыми мыслями и полные надежды, и даже кони их весело ржали. Меховский. Rutenis preces Deo et elemosinas Ecclesiis porrigentibus.  (Русские молились Богу и жертвовали на церковь).  И как только половцы их увидели, то, пораженные леденящим и огромным страхом, обратились в бегство, а конные русские напустились на них, били, секли, рубили, топили, убивали, вязали, а поля, дороги, реки были полны их трупов. И убили 20 половецких князей: Урусобу (Rusobe), Кчия (Kocza), Арсланапу (Harslonopa), Китанопу (Kiltanopa), Кумана (Kumana), Азупа (Azupa), который тогда владел замком Азов, Куртка (Kurtaka), Ченегрепу (Chernierpa), Сурьбаря (Sarbora) и многих других у реки Лубны 121 . 20 duces Polovcenum eo precio cesi.  (Половцы заплатили жизнями 20 князей). Меховский, Ваповский.   А с ними полегло много тысяч людей. Победители христиане разграбили их обозы, где набрали великое изобилие злата, жемчугов, скота, верблюдов, коней и пленников и с триумфом вернулись на Русь.

Но в том же году литовцы, пруссы и ятвяги, язычники, которые были одного происхождения с половцами, мстя за своих побратимов, повоевали русские княжества с другой стороны и с большими полонами отступили к своим лесным лежбищам. Меховский (стр. 83) и Ваповский с Бельским.  

Русские гетманы Иванко Захарьич и Козарин поразили половцев второй раз.  Половцы, тоже желая отомстить за свое поражение, собрались и тайком вторглись в ту часть русской земли, которая звалась Зареческом (Zarzeczkiem). Киевский князь Святополк сразу же послал против них свое войско, над которым поставил Иванка Захарьича и Козарина 122 . И те, догнав половцев у Дуная, погромили их и отбили все награбленное на Руси. Оказывается, половцы в то время жили и над Дунаем, где ныне [живут] валахи.

Согласие творит великие дела из малых.  Потом половцы, грозя и дальше мстить за свое поражение, с Боняком, Шаруканом и другими князьями вторглись в русскую землю в великом множестве полков и расположились лагерем у реки Лубны 123 . Киевский князь Святополк и русские князья Владимир, Олег, Святослав, Мстислав, Вячеслав и Ярополк со своими войсками тогда сразу же переправились через реку Сулу и в году Господнем 1107, 12 августа, внезапно ударили на беспечных (nieopatrznych) половцев. Пораженные великим страхом, те [даже] не смогли построиться для дела, но одни пешими, другие побыстрее похватав коней, рассыпались по ближайшим лесам. Там же с другими убили их князя Таза (Tasza), родного брата Боняка, а Ваповский пишет, что там же тогда полегли и князья Боняк с Шаруканом. Руссаки поразили половцев в третий раз.  Русаки, забрав их обозы, добычу и все пожитки и снаряжение, с великим весельем и радостью триумфаторами воротились на Русь, каждый князь в свои края.

 

Где находится страна Хорелла (Chorella). Хорела (Chorela) или Корела, где русаки побили половцев, это земля к северу за Великим Новгородом в сторону Финляндии 124 , где жители говорят на латышском (lotewskim) и ижорском (igowskim) языках, похожих на литовский, чему я и сам свидетель. Из этого следует, что половцы, которые в то время жили в Кореле (Koreli), были одного народа с литовцами 125 . Еще и ныне их остатки перемешаны с москвой, но перед тем, как перейти в подданство к московскому князю, они говорили на своем старом половецком языке, а москва зовет их ижорянами (Igowiany) и вожанами (Woskami) 126 .

Руссаки в четвертый раз поразили половцев.  Устроив половцам эти три разгрома, русские князья [на том] не остановились, а в четвертый раз собрали войска из русских земель, собираясь до основания повоевать половцев (от которых прежде с трудом оборонялись). Итак, во второе воскресенье наступившего поста 1108 года все они с пешими и конными войсками охотно выступили против половцев. И прибыв на реку Сулу, построили полки и возы в надлежащий для битвы порядок, и в таком порядке через реки Голтву (Olhe) 127 и Ворсклу прибыли к реке Дону, которую Птолемей называет Танаисом. Оттуда, развернув знамена и княжеские хоругви, походным порядком (porzadnie) пришли под замок Руканя (Rukanie) 128 , где подкрепились рыбами и вином 129 , и подступили к другому половецкому замку, Сугрову (do Suworowa), который сожгли. Сюда же прибыло множество половцев, готовых к битве для защиты своих земель. Русаки, порешив держаться вместе и поклявшись лучше храбро умереть, чем бежать, ударили на половцев и, прорвав их строй, побили, погромили и разогнали 130 .

 

Руссаки в пятый раз поразили половцев.  Потом через несколько дней половцы собрали новое и свежее войско, умноженное многими прибавившимися полками. Но когда дошло до схватки, русаки с тем же счастьем, что и в первый раз, поразили всех половцев наголову и целых четыре дня били, рубили, брали в плен и гнали разбегающихся. И, забрав их женщин, детей, обозы, шатры, стада скота и свиней, коней, верблюдов и все их снаряжение, с огромной радостью и триумфом, поразивши половцев в пятый раз, воротились на Русь. И там они были встречены митрополитом, владыками и всем духовенством и народом, в каждом городе и на дорогах [выходившими] с процессиями, славя Господа Бога, что дал им верх над погаными, набегам которых сперва подвергались. И надолго потом русские княжества были обезопашены от половцев. Хорошая война принесла хороший мир.

 

Киевский князь Святополк умер.  Потом в году от рождения Господа Христа 1112, 16 дня месяца апреля или квитня, умер Святополк, князь и монарх Киевский, свекр польского князя Болеслава Кривоустого 131 , и был погребен в Киеве в церкви Святого Михаила, которую сам построил и позолоченным верхом украсил. После его смерти в Киеве началась великая разруха от рыцарства и солдат, которые, собравшись, обобрали двор киевского воеводы Путяты и ограбили евреев, живущих в Киеве, забрав все их имущество, как ныне у турок привыкли чинить янычары после смерти своих императоров, пока им не выберут нового. Из-за этих беспорядков (rostyrku) на престол монархии и княжества Киевского как можно скорее был избран и возведен Владимир Всеволодович, прозванный Мономах, князь переяславский и черниговский, который, спешно приехав в Киев, все эти смуты усмирил и успокоил.

 

 

Глава девятая  

О поражении ятвягов, побратимов литовских, от русаков, об искоренении их поляками, и кто изначально были эти ятвяги.  

Ярослав, сын киевского князя Святополка, после отцовской смерти завладел Владимирским княжеством, а его родную сестру Сбыславу (Zbislawe) взял в жены польский князь Болеслав Кривоустый. А когда ятвяги с пруссами и с литовцами [стали совершать] частые набеги на его владимирское и волынское княжество, князь Ярослав собрался на них [в поход] с помощью других русских князей. Ятвяги поражены руссаками. Ятвяги тоже собрались и, жаждая битвы с русаками, стояли наготове. Ярослав ударил на них и, поразив их более тысячи, разорил часть ятвяжской земли и отступил с победой 132 .

Хотя о ятвягах или ячвингах (jaczwingach) уже говорилось выше среди [нашего описания] происхождения древних пруссов, литовцев, латышей, жмуди и половцев, однако не помешает (nie zawadzi) и отдельно представить и описать их народ. Эти ятвяги, как пишут Ваповский и Бельский на стр. 246 в конце второй книги Chronicorum  , были одного происхождения и языка с древними пруссами, литовцами и с половцами 133 , хотя в их языках и были различия в словах из-за различий в границах и положении земель. Свое истинное происхождение и начало народа они, как и литовцы, выводят от готов и от остатков воинственных кимвров. Меховский, как и Ваповский, тоже зовет их conformes Lituanis et Prutenis etc.  , то есть во всем подобные литовцам и прусакам  (кн. 3, гл. 15, стр. 84).

 

Дрогичин.  Их стольным городом и замком был Дрогичин, существующий и ныне. Начиная с Волина, они заселили все Подляшье до самой Пруссии, а также владели замком Новогрудок и окрестными волостями в Литве. В году от Христа 970 их силой подчинил (zholdowal) сначала Владимир Святославич, самодержец или монарх всех русских земель. О чем Кромер, книга 3. Потом, в 1041 году, взятый из монастыря польский король Казимир Первый поразил их [вместе] с Маславом и язычниками пруссами, когда их полегло 15 000. Об этом [сообщают] Длугош, Винцентий Кадлубек, Меховский (кн. 2, гл. 14, стр. 40), Ваповский, Кромер и другие.

Длугош же в своей хронике считает их пограничными пруссам и литовцам. Эти ятвяги могли также быть одного происхождения с языгами-метанастами (Jazygami Metanasti) 134 , частично оставшимися в Венгрии над рекой Тиссой или Тибиском (Cissa albo Tibiskiem), мужики чистые гайдуки (chlopi czysci hajduci), которых до сих пор зовут тем же прозвищем Языгов или Ятвязей (Jatwiezow).

Потом о них пишет Кромер (издание второе, кн. 8, стр. 145): Jaziges vero sive Jazvingi, ejusdem cum Litvanis linguae, ut volunt nonnuli, eorundumquae morum et religionis fuere, etc.  (Языги или Язвинги [говорили] с Литовцами на одном языке, в то время как мораль и религия у них были общие, и прочее).  

Где жили ятвяги.  Языги или язвинги, как утверждают некоторые историки, были одного языка с литовцами и тех же обычаев и языческой веры, а жили в литовских лесах, соседних с поляками. Откуда  [пошло] название Подляшье. Ныне этот край из-за соседства с лесами зовется Полесье или Подляшье, или же русаки прозвали Подляшьем соседний с поляками край, [потому что тот] якобы под ляхами. Народ ятвягов был столь воинственным, что не заботились [они] ни о смерти, ни о гибели, поэтому и сгинули (wygineli) из-за желания воевать и воевать и чрезмерной охоты к битве.

Конрад, князь Мазовецкий, когда имел битвы с теми ятвягами, с литовцами и с древними пруссами, поразил их, а некий Готард, граф Лукашович, захватил пять ятвяжских князей и привел их связанными к князю Конраду Мазовецкому, которых потом выпустил за выкуп, когда каждый заплатил за себя 700 гривен настоящего весового чистого серебра 135 . За этот подвиг (dzielnosc) граф Готард, предок Уханских 136 , получил Служев (Sluzew) 137 или Слухов с окрестной волостью и всеми вольностями и оттуда пишутся графами из Служева.

 

Упорная битва ятвягов с поляками.  Потом польский монарх Болеслав Пудыка или Стыдливый в 1264 году собрал большое войско против тех ятвягов. И когда 21 июня [он] вторгся в их землю, ятвяги со своим князем Коматом (Comatem) с варварской смелостью и упорством так охотно и с веселыми криками бились с поляками, что при неравном числе несколько раз давали им отпор. И хотя убили их князя Комата, они, как и прежде, отважно защищались, пока поляки не перебили их всех до единого при своей кровавой победе на том поле. С тех пор [ятвяги] действительно сгинули, как пишут Длугош, Кромер (кн. 9 ), Меховский (кн. 3, гл. 45, стр. 145), Ваповский и Бельский  (стр. 252 во втором издании ). Ita fortiter dimicantes ad intentionem usquae caesi sunt adeo ut ex eo tempore nomen quoquae Jasygum pene deletum sit, qouniam illa natio pedem referre, nec unquam pugnam etiam intiquam detrectare voluit.  (В этом жестоком бою они были истреблены так, что с того времени имя языги почти стерлось, ибо для этого народа было невозможно выйти из боя и прекратить воевать). Меховский и Кромер.   Вот так этот мужественный народ ятвягов, побратимов и единородцев литовских, храбро воюя против поляков, [был] так жестоко побит и поражен до [полного] уничтожения, что с того часу и самое имя ятвягов изгладилось [из памяти]. Ибо они не только не собирались бежать из боя, но и с места не сдвинулись и не прекращали битву, хотя и видели ее проигранной и [свое] поражение. И слепо шли на вражеские мечи и на кровопролитие, как на свадьбу, что означало, что они не выродились по сравнению с теми кимврами и готами, которые в Италии сражались (broili) с римлянами и от которых они произошли вместе с литовцами и половцами, что правдиво и достоверно. Ныне они еще частично остались около Новогрудка Литовского, также около Райгарда (Rajgrodu) и Инстербурга (Isterboka) в Пруссии, а также в Курляндии и Лифляндии. А еще их землица есть около Великого Новгорода Московского, [там] они зовутся ижорянами (Igowiany), чему я и сам свидетель. А что раньше их звали ятвягами и языгами, а ныне ижорянами 138 , то это из-за изменяемости варварских слов за давностью лет, прошедших [со времен] языгов.

 

Поляки и мазуры поселены в Подляшье на месте убитых ятвягов. Когда Болеслав Польский Пудыка (Pudicus) так сильно поразил мужественных и упорных ятвягов, то остаток их народа под страхом смерти мечом вынудил принять христианскую веру. А чтобы та их земля, где ныне Подляшье, пуста не лежала, поселил там поляков и мазуров. Из золотой буллы от римского папы Урбана Четвертого (а Меховский пишет, что от Александра) к архиепископу гнезненскому [известно, что] тот же Болеслав Пудыка получил указание, чтобы поставил в Дрогичине нового ятвяжского епископа. Копия этой папской буллы есть у Длугоша 139 ; но в то время до [какого-либо] результата так и не дошло. Кромер домысливал, что это могло быть Луцкое или Луцеориское (Luceoryskie) епископство, которое было потом основано венгерским и польским королем Людовиком. Остаток этих ятвягов польский монарх Лешко Черный так изничтожил, что вскоре после этого уже не могли [вспомнить], где он поразил их вместе с литовцами между Наревом и Неманом в 1282 году от Христа 140 . Об этом Длугош, Меховский (кн. 3, стр. 175) и Кромер (кн. 10), где говорит: In eo praelio reliquarum Jasygum, qui pertinatius nostris resisterant, et a suscepta religione defecerant, penitus deletae sunt.  В этой битве остатки языгов 141 , которые упорно противостояли нашим и отступились от принятой христианской веры, были искоренены до основания. Об этом [сообщают] Меховский, Ваповский и Бельский во втором издании всемирной истории (historiae totius mundi), стр. 255. Обо всем этом в свое время опишем ниже в соответствии с порядком деяний литовских князей, сейчас же об этом достаточно. [Мы же], как и прежде (a pioro), обратимся к делам и киевских монархов и русских князей.

 

О ссорах между русскими князьями.  

 

Меховский (кн. 3, гл. 15, стр. 84)  

Владимир Мономах, великий князь киевский, подозревая владимирского князя Ярослава, [своего] племянника (synowca), [в намерении] выгнать его из киевского княжества, осадил его во Владимире 142 с киевским войском и с помощью других князей: Василька, Ростислава, Володаревича 143 и сынов Олеговых.

 

Наушники.  Ярослав же, князь Владимирский, не чуя за собой никакой вины перед свом дядей, вышел из замка без охраны и покорными и мирными словами склонял на свою сторону (przejednal) и убеждал своего дядю Владимира Мономаха, князя Киевского, чтобы он не верил нашептываниям наушников (pochlebcy), которых полно бывает при княжьих и панских дворах. И Владимир, убежденный своим племянником Ярославом, снял осаду, распустил войско и отъехал к Киеву. Но потом, снова прослышав, что тот же владимирский князь Ярослав опять задумал согнать его с киевского стола либо смертью извести, Владимир сразу же прислал ему письмо, чтобы приезжал к нему в Киев. Однако рыцари Владимира 144 предупредили князя Ярослава об опасности, из-за чего он не захотел ехать в Киев, а, поручив Владимирский замок своему рыцарству, сам с женой, сыновьями и со всем скарбом и имуществом уехал в Польшу, где был прекрасно принят и достойно устроен своим шурином (od swagra) 145 Болеславом Кривоустым. А киевский князь Владимир захватил его столицу, замок Владимир, и завладел Владимирским княжеством.

 

Глава десятая  


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.