ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕДМЕТОВ ДЕТСКОГО ОБИХОДА И МЕБЕЛИ ШКОЛЬНЫХ И ДОШКОЛЬНЫХ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕДМЕТОВ ДЕТСКОГО ОБИХОДА И МЕБЕЛИ ШКОЛЬНЫХ И ДОШКОЛЬНЫХ

2023-02-16 58
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕДМЕТОВ ДЕТСКОГО ОБИХОДА И МЕБЕЛИ ШКОЛЬНЫХ И ДОШКОЛЬНЫХ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕДМЕТОВ ДЕТСКОГО ОБИХОДА И МЕБЕЛИ ШКОЛЬНЫХ И ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

       ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться проводить текущий и предварительный санитарный надзор и уметь давать заключение о возможности использования в детском обиходе игрушек, книг, одежды, правильности использования классной мебели.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Значение детских игрушек для гармонического развития детей.

2. Форма, конструкция, материалы, используемые для изготовления игрушек, способы окраски и требования, предъявляемые к форме, конструкции, материалам и красителям.

3. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде детей в зависимости от возраста ребенка.

4. Гигиенические требования к классной мебели в зависимости от роста ребенка ( маркировка и т.д.)

5. Гигиенические требования, предъявляемые к детским книгам и школьным учебникам. (Бумага, шрифт, оформление и т.д.)

6. Деятельность врача-педиатра по текущему надзору за детскими игрушками, одеждой, книгами, школьной мебелью.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КНИГАМ И

УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ

 

В учебной работе учащиеся более всего имеют дело с книгой. Нагрузка на зрение во всем периоде обучения постоянна и значительна, поэтому гигиенические рекомендации относительно учебников, а также других учебных пособий (карты, атласы и т.д.) даются с целью создания наиболее благоприятных условий для зрительной работы, охраны зрения учащихся. Возрастные особенности развития органа зрения, а также постепенность формирования навыка чтения требует реализации возрастного принципа при разработке гигиенических рекомендаций по оформлению школьных учебников и книг.

Бумага для изготовления книг и учебников должна быть белого цвета, возможен слегка желтоватый оттенок; не должна просвечивать текста оборотной стороны листа, а тем более подлежащей страницы. Поверхность бумаги должна быть гладкой, матовой. От качества бумаги во многом зависит качество печати.

Печать – это интенсивность, равномерность и четкость окраски каждой буквы текста и рисунков. Кроме оценки бумаги при гигиенической характеристике книги оценивается также формат, масса, переплет книги, шрифт и набор. Наиболее удобны в пользовании книги небольшого объема и массы. Небольшой формат книги позволяет легко держать ее в руках. Гигиенические требования к полиграфическому оформлению книги также применяют и к детским диафильмам. Требования к внешнему оформлению книг приобретают большое значение при обучении слабовидящих детей, для них издаются специальные учебники с крупным шрифтом.

Набор подразумевает под собой расположение букв, слов в тексте, плотность текста, длина строк, высота страницы, плотность набора, обусловленная расстоянием между строками, между словами и между буквами, в среднем составляет количество, не превышающее 15 знаков на 1 кв.см. При использовании же шрифта (см ниже по тексту) более высоких (14 -20 знаков при нормативе 10 -16, в зависимости от возраста, кеглей) – 10 знаков. Кегль – величина, используемая в типографской практике наряду с мм для определения размера шрифта. Кегль – высота площадки литеры, выраженная в типографских пунктах (1 пункт равен 0,376 мм).

Оптимальные условия для работы глазодвигательной мускулатуры создаются при строке длинной 106-110 мм, при чтении которой происходит благоприятное сочетание прерывистых движений глаза и шеи. Боковое и верхнее поле должно быть не менее 18-20 мм, нижнее – 25-30 мм.

 Широкие промежутки между строками, а также словами, отражая больше света и создавая большую контрастность, облегчают чтение, что особенно важно при обучении чтению.

Интерлиньяж – расстояние между строками должно быть в 2 раза больше высоты буквы, изменяясь соответственно характеру шрифта, но не должно быть в любом случае меньше 3 мм.

Апрош – промежуток между словами не должен быть меньше высоты букв, т.е. должен составлять около 2 мм, для 5 класса, 3 мм для 3-4 класса, 4-11 мм – для 2-1 классов, в букварях этот размер должен составлять около 5 мм – минимум. Апроши между буквами должны быть около 0,5 – 1 мм.

Гарнитура - рисунок шрифта должен способствовать максимальной четкости каждого элемента буквы, что особенно важно при обучении детей 6-7 летнего возраста. При издании учебников рекомендуется использовать шрифты с простым четким начертанием букв и четкими внутри буквенными просветами. Для 1 класса рекомендуется букварная гарнитура, азбука и рубленая журнальная гарнитура прямого начертания. Для 2 класса – журнальная рубленная и школьная гарнитура. Для средних и старших классов можно пользоваться литературной гарнитурой. В следующей таблице представлены основные размеры шрифта, рекомендуемые для набора учебников.

 

Учебники Примерный кегль основного шрифта Высота строчной буквы ²н²,мм Толщина основных штрихов, мм Толщина соединительных штрихов горизонт. и накл., мм
Новые буквы подготовки- Тельной части букваря 48-36 8,0-6,0 1,5 1,2
Букварная часть букваря 28-24-20 4,5-4,0-3,5 0,5 0,5
Послебуквенная часть бук- варя, учебники для 1 класса 16 2,8 0,5 0,45
Учебники для 2-го класса 14,16 н/ш 2,3-2,0 0,3 0,15
Учебники для 3-4 класса 12,14 н/ш 2,2-2,0 0,3 0,15
Учебники для 5-7 класса 10 н/ш 1,75 0,25 0,15
Учебники для 8-10 класса 10 1,75-1,7 0,25 0,15

 

       Примечание: н/ш. Шпоны – пробельный материал, устанавливаемый между строками для увеличения интерлиньяжа.

       Для усиления четкости рисунка можно использовать серифы – маленькие горизонтальные черточки, которыми заканчиваются вертикальные штрихи букв. Эти черточки препятствуют иррадиации зрительного раздражения.

       Курсив – наклонный шрифт, предназначенный для выделения чего-либо в тексте, не воспринимается в младшей школе, поэтому в этом случае рекомендуется необходимые выделения делать жирным шрифтом или разрядкой. В более старшем возрасте наряду с курсивом применяется петит – мелкий шрифт, которым чаще набирают дополнительные тексты (примечания, указания, списки литературы и т.д.). В учебниках для старших и средних классов петитом допускается набирать дополнительные тексты, не превышающие 12 строк.

В букварный период обучения следует максимально ограничить разнообразие шрифта. Основные размеры шрифта для различных возрастов приведены в таблице (см. выше), они отражают основные требования: вертикальные штрихи букв должны быть больше толщины вертикальных штрихов. Чем меньше усвоен учащимся механизм чтения, тем больше должна быть величина каждой буквы и ее элементов. Высота букв должна быть около 1,5-1,6 мм. По мере овладения техникой чтения высота букв может уменьшаться. Более упрощенная схема размеров шрифта представлена на таблице ниже:

 

Возраст школьников Высота букв, мм Толщина основных штрихов, мм Толщина соединительных штрихов, мм Расстояние м/ду основными штрихами, мм
Начинающие 3 0,3 0,15 0,6
Младший 2-2,5 0,3 0,15 0,6
Средний 1,75 0,25 0,08 0,05
Старший 1,5 0,25 0,08 0,05

 

Набор однотипных элементов – заголовков, формул, таблиц, подписей к иллюстрациям – должен быть единообразным во всем издании.

Все иллюстрации в учебнике должны быть четкими. Между текстом и иллюстрациями должны быть пробелы. Минимальный пробел для тоновых и штриховых иллюстраций – 4,5 мм, для цветных – не менее 6,5 мм.

Для заголовков, выводов, правил и т.д. может использоваться цветная печать: цветной шрифт на белом фоне, а также черный шрифт на цветном фоне - ² плашке ² (светло-голубой, светло-зеленый, желтый, оранжевый). Возможно использование белого шрифта на красной плашке.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ

ИГРУШКАМ

 

С помощью игр и игрушек ребенок постигает окружающий мир. Игрушки служат источником положительных эмоций, поэтому очень важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка. В первый год жизни развиваются зрительные и слуховые восприятия, голосовые реакции и основные движения, позволяющие изменять положение тела: садиться, вставать, спускаться, цепляться руками. Игрушки для этого возраста должны быть достаточно крупными, ярко окрашенными, издающими звуки и удобными для захватывания. Распространенными являются погремушки, кольца, разного рода резиновые игрушки. С развитием самостоятельного передвижения интерес приобретают различные машины, игрушки – каталки и пр. На втором и третьем году жизни ребенка игра отличается отобразительным характером. Вызывает интерес рассматривание картинок, ребенок познает окружающий мир, развивает речь. Игры становятся разнообразнее, появляются кукольные наборы мебели, посуды, звуковые игрушки – барабаны, бубны и т.д. Для развития речи организуются игры для нескольких детей, построенные по принципу вопросов и ответов – картинное лото, диафильмы и т.д.

Начиная с дошкольного возраста, ребенок переходит к настоящей ролевой игре. Среди игрушек должен быть увеличен набор конструктивных игрушек (кубики, палочки, мозаика и т.д.); для спортивных игр и игр, имитирующих труд взрослых необходимо использовать специальный набор игрушек (мячи, скакалки, лопатки, ведра и т.д.). Далее набор и конструкция игрушек усложняются. Добавляются оптические игрушки, игрушки с более сложной конструкцией, модели и т.д.

Таким образом, все игрушки подразделяются по принадлежности по возрастам:

- до 1 года – ранний период;

- от 1 года до 3-х лет – ясельный;

- от 3-х лет до 6-ти лет – дошкольный;

- от 6-ти до 10 лет – младший школьный;

- от 10 до 14 лет – средний школьный.

Причем этот возраст должен обязательно указываться либо на упаковке, либо на вкладыше наравне с названием игрушки и инструкцией. Требования, предъявляемые к качеству материала, из которого изготавливается игрушка, ее форма, конструкция и т.д. представлены ниже в Приложении №1 к методической разработке.

       Материалы, применяемые для изготовления игрушек, не должны включать ядовитые, вредные для здоровья вещества. Такие материалы, как дерево, металл, картон, ткань применяют только новыми. Использование утиля не допускается. Из новых синтетических материалов, игрушки можно изготавливать только в том случае, если эти материалы прошли контроль и разрешены органами санитарной инспекции. Такие материалы, как мех, кожа, волос, применяют после соответствующего разрешения ветеринарной службы и предварительной дезинфекции.

Игрушка по форме и конструкции должна быть удобной и безопасной, с гладкими поверхностями и хорошо заделанными краями, без выступающих острых углов и мелких легко отделяемых деталей. Составные части игрушек для детей ясельного возраста должны быть не менее 30 мм. Для наполнения погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм.

При оценке оптических игрушек (бинокли, фильмоскопы и др.) следует убедиться, что использование их не вызывает напряжения зрения, исключает искаженное изображение предмета, мелькание и т.п. В озвученных игрушках сила шума не должна превышать 65 дБ. В игрушках с применением микро электродвигателей электрическое напряжение не должно превышать 12 В.

Масса игрушки должна соответствовать силе ребенка – для детей дошкольного возраста не превышать 400 г, для младших школьников – 800 г.

При окрашивании игрушек соблюдают следующие требования: лаки и краски должны давать прочную и не липкую пленку, не имеющую запаха и не сползающую при мытье горячей водой (температура 60 градусов) с мылом, а также 2% раствором хлорной извести в течение 5 минут. Пленка должна быть устойчива к слабым растворам кислоты и щелочи как аналогам слюны и желудочного сока.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

 

Одежда используется человеком для защиты тела от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Одежда также выполняет определенные воспитательные функции, формируя эстетические представления ребенка и подростка. Но основная ее роль заключается в снижении тепло потерь организма и обеспечении его оптимального теплового состояния.

Учитывая климатические особенности отдельных районов территории России, предложена схема зонирования, выполненная с целью типизации одежды и обуви.

1. Зона особой трудности. Характеризуется низкими значениями температуры воздуха зимой на фоне повышенной скорости ветра. Требуется особенная высококачественная одежда и особо утепленная обувь. Ношение зимней одежды (меховая шуба, арктическая одежда) длится 33 – 39 недель в году.

2. Зона повышенной трудности. Отличается низкими значениями температуры воздуха зимой. Ношение зимней одежды до 24 недель в году. Рекомендуется пользоваться меховой зимней одеждой и утепленной обувью.

3. Зона обычной трудности. Расположена в пределах умеренного пояса с широким диапазоном климатических условий холодного и теплого сезона. Зимой рекомендуется теплая ватная одежда.

4. Относительно благоприятная зона.

5. Благоприятная зона. Как правило, зимой теплая одежда не требуется. В летнее время возможен радиационно-тепловой перегрев. Желательно обеспечение специальной летней одеждой.

Разрабатываются специальные рекомендации по набору одежды в зависимости от погодных условий, например, для средней полосы во время прогулки рекомендуется:

- при температуре -6°С – рейтузы, теплая кофточка, меховое или ватное пальто, шапка, шарф, валенки с галошами;

- при температуре от +5°С до -6°С то же самое, за исключением рейтузов и теплой кофточки;

- при температуре от +5°С до 10°С – демисезонное пальто с теплой кофточкой, ботинки с ботами;

- при температуре от 10°С до 15°С – летнее пальто без кофточки;

- при температуре выше 15°С – без пальто.

При поведении гигиенической экспертизы одежды определяют, в первую очередь, свойства ткани, из которой эта одежда изготовлена. Оценивается характер волокон и структура ткани, масса ткани, толщина, гигроскопичность, воздухо- и паропроницаемость, влагоемкость и др. Например, в материалах, из которых шьют белье для новорожденных не должно быть синтетических и ацетатных волокон. Одежда для детей старшего возраста может быть сделана из капровискозного волокна и полотна хлопколавсановой пряжи, но с содержанием капрона и лавсана не более 40%. Запрещается применение синтетических тканей для производства летней, для производства зимней одежды (2-й слой) для новорожденных и детей ясельного возраста. Для утепления одежды детей младшего ясельного возраста используются только натуральные материалы, в других возрастных группах допускается применение материалов, содержащих до 50% синтетических и искусственных волокон. В качестве прокладки для 3-го слоя одежды применяют только натуральные ткани.

 

Самостоятельная работа студентов.

 

Группы дошкольной мебели

 

 

Группы роста детей, см

Размеры стола, см

Размеры стула, см

1 2 3 4 5 6 7
А до 80 34 45 60-70 17 16 22 15
Б 80-90 38 45 60-70 20 18 24 17
В 90-100 43 45 60-70 24 20 26 19
Г 100-115 48 45 55-70 28 23 28 21
Д 115-130 54 45 55-60 32 26 30 24
Ж выше 130 60 45 55-60 36 29 32 27

 

Основные размеры шрифта

 

Учебники

Примерный кегль основного шрифта

Высота строчной буквы, мм

Толщина штрихов, мм

Основ-ных Соедини-тельных
Новые буквы подготовительной части букваря 48-36 8,0-6,0 1,5 1,2
Букварная часть букваря 28-24 4,5-3,5 0,5 0,5
Послебукварная часть букваря, учебники для 1 класса 16 2,8 0,5 0,5
учебники для 2 класса 16, 14н/ш 2,3-2,52 0,3 0,45
учебники для 3-4 классов 14, 12н/ш 2,3-2,0 0,3 0,15
учебники для 5-7 классов 10н/ш 1,75 0,25 0,15
учебники для 8-10 классов 10 1,75-1,7 0,25 0,15

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

1. Гигиена детей и подростков. В.Р. Кучма. М.: Медицина, 2003. 383 с.

2. Гигиена. Покровский В.А.. М.: Медицина, 1979.

3. Общая гигиена. Г.И. Румянцев, Е.Н. Вишневская, Г.А. Козлова. М: Медицина, 1985.

4. Гигиена. Под общей редакцией РАМН Г.И. Румянцева. М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. С. 483

5. Гигиена и основы экологии человека. Пивоваров Ю.П., В.Вю Королик, Л.З. Зиневич М: Академия, 2004. 522 с.

 

Дополнительная

 

  1. Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / под ред. Сердюковской Г. Н. и Сухарева А. Г. – М.: Медицина, 1986.- 496 с
  2. Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. Под ред. В.Р. Кучма М., 2001 364 с.

Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетия В.Р. Кучма. М., 2001. 376 с.

  1. 4. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. Ю.П. Пивоваров. М. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 431 с.
  2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. – Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 Минздрав России. – Москва 2003.53 с.
  3. Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля. МУ № 9 от 1.09.1993 года

 

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРЕДМЕТОВ ДЕТСКОГО ОБИХОДА И МЕБЕЛИ ШКОЛЬНЫХ И ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

       ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться проводить текущий и предварительный санитарный надзор и уметь давать заключение о возможности использования в детском обиходе игрушек, книг, одежды, правильности использования классной мебели.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Значение детских игрушек для гармонического развития детей.

2. Форма, конструкция, материалы, используемые для изготовления игрушек, способы окраски и требования, предъявляемые к форме, конструкции, материалам и красителям.

3. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде детей в зависимости от возраста ребенка.

4. Гигиенические требования к классной мебели в зависимости от роста ребенка ( маркировка и т.д.)

5. Гигиенические требования, предъявляемые к детским книгам и школьным учебникам. (Бумага, шрифт, оформление и т.д.)

6. Деятельность врача-педиатра по текущему надзору за детскими игрушками, одеждой, книгами, школьной мебелью.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.