Скончался основоположник русского классицизма 5 апреля 1808 года после тяжелой продолжительной болезни. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Скончался основоположник русского классицизма 5 апреля 1808 года после тяжелой продолжительной болезни.

2023-02-16 28
Скончался основоположник русского классицизма 5 апреля 1808 года после тяжелой продолжительной болезни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чарльз Камерон

Любимец Екатерины II , создатель классических интерьеров Царскосельского дворца и знаменитой Галереи, примыкающей к Агатовым комнатам — архитектор Чарльз Камерон прожил долгую и интересную жизнь. В России с его именем связаны дворцово-парковые ансамбли в Павловске и Царском Селе, великолепные интерьеры в лучших традициях классицизма.

Между тем, биография архитектора содержит противоречивые факты. Одни источники утверждают, что носитель звучной фамилии Чарльз Камерон — сын знаменитого вождя шотландцев Эвена Камерона, возглавившего борьбу против ганноверской династии в 1745-46 гг. Другие указывают, что отцом будущего создателя дворцовых интерьеров был простой строительный подрядчик, и карьеру свою Чарльз Камерон начал с Гильдии плотников. Так или иначе, юноша приобрел полезные навыки и знания в области строительства и архитектуры, которые последствии принесут ему почет и славу.

Будущий великий архитектор был еще и талантливым художником, знатоком истории искусств. Под руководством Исаака Веара, известного строителя и архитектора XVIII века, он стал соавтором серьезного труда «Термы римлян». После смерти учителя в 1766 году Камерон продолжил работу самостоятельно. Он много путешествовал по Италии, изучал древнеримские памятники, делал чертежи и зарисовки. Огромный том с великолепными иллюстрациями работы Чарльза Камерона был напечатан на двух языках — английском и французском — в 1772 году и имел успех в Лондоне и Париже. Это был блестящий трактат, где говорилось об истории и философии Древнего Рима, сокровища архитектуры были подвергнуты глубокому научному анализу. О молодом архитекторе заговорили.

В 1779 голу он прибыл в Россию по приглашению самой императрицы Екатерины II. Чарльз Камерон был к тому времени уже известный архитектор с мировым именем. Ему было поручено создать новые интерьеры Царскосельского дворца взамен затейливых творений Растрелли. Екатерина II была увлечена эстетикой древнего Рима. Ей хотелось создать в Царском селе «проект античного дома, распланированного как в древности». Она восхищенно отзывалась о способностях нового главного архитектора: «В настоящее время я увлечена мастером Камероном, архитектором… Великий рисовальщик. Это голова, голова, вызывающая воображение…».

Интересно, что до приезда в Россию знаменитый архитектор не построил ни одного здания, но за последующие десять лет он создал немало шедевров. Ему удалось воплотить в жизнь античные принципы построения зданий. Новый стиль — классицизм — отличался строгостью линий и особой легкостью, изяществом. Интерьеры дворцов, созданные Чарльзом Камероном, до сих пор являются эталоном вкуса и гармонии. Изящная Лионская гостиная со стенами, обитыми шелком, живописные орнаменты Арабесковой комнаты и приватная спальня в белых и синих тонах, похожая на коробочку-табакерку — эти заново отделанные помещения Царскосельского дворца заслужили высокую оценку самой императрицы. Все придворные приходили любоваться ими даже в то время, когда работы были еще не закончены.

Он спроектировал и отделал Большой дворец в Павловске — архитектор вписал основное здание и многочисленные павильоны в окружающий пейзаж с большим искусством. Фактически он создал поразительные по красоте пейзажные панорамы, сохранившиеся до нашего времени. Уединенный Храм Дружбы на берегу речки Славянки стал эмблемой дворцово-паркового ансамбля Павловска и эталоном градостроительства той поры. Он вдохновил архитекторов всей тогдашней России на создание подобных стилистических решений. А очаровательный Вольер — не просто птичник, но классический павильон с колоннами и зеркальными стенами, украшенный цветами и уютными диванчиками. К зданию примыкала открытая галерея для прогулок и уголок с певчими птицами в клетках.

Он спроектировал и отделал Большой дворец в Павловске — архитектор вписал основное здание и многочисленные павильоны в окружающий пейзаж с большим искусством. Фактически он создал поразительные по красоте пейзажные панорамы, сохранившиеся до нашего времени. Уединенный Храм Дружбы на берегу речки Славянки стал эмблемой дворцово-паркового ансамбля Павловска и эталоном градостроительства той поры. Он вдохновил архитекторов всей тогдашней России на создание подобных стилистических решений. А очаровательный Вольер — не просто птичник, но классический павильон с колоннами и зеркальными стенами, украшенный цветами и уютными диванчиками. К зданию примыкала открытая галерея для прогулок и уголок с певчими птицами в клетках.

В 1803 году Камерон был назначен главным архитектором Адмиралтейства, он проектировал и строил сооружения Галерной гавани на Васильевском острове, Андреевский собор в Кронштадте. Умер великий архитектор, мыслитель и художник, исследователь античной культуры, в 1811 году, оставив после себя немало прекрасных творений в стиле классицизма. Многие их них и поныне являются памятниками великолепной эпохи Просвещения, царившей при дворе Екатерины II.

Кваренги Джакомо

Джакомо Кваренги родился в 1744 году в Италии в аристократической семье. Уже с детских лет у него проявился художественный талант, он учился живописи у лучших художников Бергамо, а потом уехал в Рим, где изучал архитектуру. У него сложилась хорошая карьера архитектора в Италии, он работал в Риме, Бергамо, быстро вошел в круги римской знати.
В 1780 году его пригласили работать в Россию на должность «архитектора двора ее величества», что подразумевало выполнение заказов Екатерины II. Невозможно представить Петербург без творений Кваренги, до наших дней сохранилось около 30 построек - Екатерининский институт, Смольный институт, здание Конногвардейского манежа, Александровский дворец в Царском Селе, Английский дворец в Петергофе, Мариинская больница для бедных, Ассигнационный банк, дом Салтыкова, Юсуповский дворец.
Один из шедевров его творчества - здание Академии наук. Этот храм науки поражает совершенными пропорциями, ясностью образа, сильной пластикой главного фасада. В 1787 г. он создал роскошное здание Эрмитажного театра, после постройки зодчий попросил разрешения поселиться в одном из помещений здания, где и жил до смерти.
Очень скоро его известность, как выдающегося архитектора екатерининского двора, вышла за пределы России. Кваренги работал самозабвенно, всего себя отдавая работе и справляясь с огромным числом заказов, выбирая в помощники русских архитекторов, приглашая итальянских. Как писал зодчий в своих мемуарах, в его творчество нередко вмешивалась Екатерина II, и все высочайшие предначертания ему удавалось заключить в архитектурные рамки. Он сохранил авторитет и у преемников - Павла I и Александра I.
В 1812 году, когда велась подготовка к российскому походу Наполеона, итальянский король приказал всем своим подданным вернуться на родину, Кваренги решительно отказался, за что был приговорен к смертной казни. Теперь у него оставалась одна родина - Россия. С необыкновенным подъемом и воодушевлением он построил Триумфальные Нарвские ворота в честь победоносного возвращения русской армии из Франции.
За 37 лет жизни в России Кваренги вошел в число самых выдающихся русских зодчих, в 1814 году получил потомственное дворянство за свои заслуги. Он скончался в 1817 году и был похоронен наВолковом кладбище. Через 150 лет останки были перезахоронены в Некрополе Александро-Невской лавры.


Баженов Василий Иванович (1 (12) марта 1737 – 2 (13) августа 1799). Архитектор, действительный статский советник. Масон. Баженов был первым русским образованным зодчим и являлся выдающимся деятелем искусства XVIII века

Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете. Продолжил образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.

С 1767 года работал в Москве в Экспедиции Кремлевских строений. Автор двух грандиозных, но незавершенных проектов. Первый – проект Кремлевского дворца, работать над которым Баженов начал в 1767 году по приказу Екатерины II. По замыслу зодчего перестройке и реконструкции должны были подвергнуться весь Кремль и Красная площадь: стены и башни снесены, новый торжественный дворец долженствовал стать центром Кремля, а на площади перед ним должны были сойтись все основные радиальные улицы. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.

Второй проект постигла та же участь. В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины II на сооружение дворца в Царицыне под Москвой. Баженов с семьей переселился в сырые места Царицына и несколько лет посвятил работе над дворцом. Им были выполнены Большой дворец и еще более десяти построек, входивших в ансамбль, заложен пейзажный парк, построены живописные мосты. В 1785 году Екатерина II прекратила и эту стройку, приказав сломать уже построенный дворец. Баженов, оставшись без средств, вернулся в Москву и открыл Архитектурную школу.

Для императрицы не осталась незамеченной связь Баженова с масонами и близость его к великому князю Павлу Петровичу, что во многом объясняет ее недовольство архитектором.

В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, где он занял скромную должность архитектора при Адмиралтействе. Строил он теперь, главным образом, в Кронштадте.

С восшествием на престол Павла – покровителя Баженова, его жизнь резко изменилась. В 1799 году он был назначен первым вице-президентом Академии художеств. Но этот год оказался последним в его жизни.

Архитектором В.И. Баженовым построены дворец в Павловске, крепость в Гатчине, дом Пашкова в Москве, Петровский дворец и др. Не меньшую ценность, чем его осуществленные постройки, имеют его чертежи и рисунки, где воплотились идеи и проекты архитектора.

Учеником, помощником и достойным продолжателем замыслов Баженова был архитектор М. Казаков.

Женат на дочери московского купца Аграфене Лукиничне Долговой. Имел детей: Ольгу, Надежду, Веру, Константина, Владимира, Всеволода. Один из сыновей умер в Царицыне.

Архитектор умер в Санкт-Петербурге от паралича. Погребен в селе Глазово.

 

Казаков Матвей Федорович

Родился Матвей Федорович в 1738 году. Выдающийся русский архитектор эпохи классицизма М. Ф. Казаков известен как один из авторов уникальных типов московских жилых домов для богатой знати и монументальных общественных зданий в столице. Многое из созданного Казаковым испепелил пожар 1812 г., но немало и сохранилось до наших времен: здание Сената в Кремле, Голицынская больница (сейчас это первая городская больница) и некоторые другие здания.

Ученичество

Отец Казакова был из рода крепостных, работал копиистом в Главном Комиссариате, семья жила бедно. Когда отец умер (1751), мать устроила двенадцатилетнего сына в известную архитектурную школу Дмитрия Васильевича Ухтомского, где Матвей проучился до 1760 года, получив чин «архитектурии прапорщика». Затем – перевод на учебу и работу к городовому архитектору Никитину. Под его руководством юный зодчий начал свои первые шаги в архитектуре: был участником строительства Коловинского дворца, восстановления Черниговского собора, а также церкви «Спаса на бору». Но первой крупной работой Матвея Казакова как зодчего было участие в восстановлении сгоревшей в пожаре 1763 года Твери: составление плана города, проект и строительство Путевого дворца для императрицы Екатерины Второй (1763 – 1767).

Работа с Баженовым

В 1768 г. определилась творческая судьба Матвея Казакова – его взяли на работу по реализации проекта «Экспедиция строения Кремлевского дворца», которым руководил знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов. Для молодого зодчего это был счастливый случай. В сотрудничестве с Баженовым Казаков учился на практике принципам применения полученных ранее знаний о классических формах и пропорциях. Пять лет они вместе работали над баженовским проектом Большого Кремлевского дворца. Это было для Казакова самым серьезным периодом учения – высшим архитектурным образованием. На этом этапе Казаков в тандеме с Баженовым разрабатывал проект перестройки Ходынского поля, где планировались празднества по случаю завершения русско-турецкой войны (1768 – 74) Кючук – Кайнарджийским миром.

Самостоятельная деятельность

С 1775 года Казаков начал свою самостоятельную архитектурную деятельность. И первой крупной работой зодчего стало проектирование и сооружение здания Сената на территории Московского Кремля(1776 – 1787). Это величайшее произведение зодчего. В нем впервые воплощена идея купольного покрытия огромного диаметра. А в знаменитом круглом зале Сената, одном из красивейших в Москве, автор воплотил идеи гражданственности, равенства и согласия, выраженные в торжественной и высокой архитектонической композиции. Великолепные коринфские колонны, поддерживающие грандиозный купол, гармоничные архитектурные формы зала Сената – все это как бы переносит нас в мир эпохи Просвещения, в мечту о мироустройстве, где безгранично развитие, где царит разум и всеобщее согласие. Работа Казакова была высоко оценена специалистами и самой Екатериной Второй, а заодно поставило зодчего в число лучших архитекторов эпохи.

Второе крупное творение Казакова – Московский университет, который стал опорным сооружением центра города (1786 – 1793). Позже университет перестраивал Д. И. Желярди. Императрица лично заказала Казакову возведение подъездного дворца – Петровского замка (ныне здесь располагается военно-воздушная академия). Декор фасадов дворца сохранил классическую основу, но был оживлен Казаковым псевдоготическими и древнерусскими элементами.

Расцвет творчества

Рос успех М. Казакова и у частных заказчиков. Все чаще они стали заказывать ему проекты домов и дворцов. И поскольку работы становилось все больше, Казаков стал брать учеников и помощников. Старые городские усадьбы планировались таким образом, что дом на ней был окружен служебными и подсобными постройками и оказывался в центре участка. Казаков внес в такую традицию свое новшество, делающее усадьбу более красивой и удобной: он ставил дом на линию улицы, а прочие постройки – позади него, вглубь усадьбы. Поэтому красивые и роскошные дома, построенные Казаковым, выгодно вписывались в общий вид улицы и города. Эти дома и дворцы по всей Москве были свидетельством профессионального мастерства зодчего и его своеобразного художественного языка, поэтому все, созданное им, было узнаваемым.

Его здания во многом определяли облик Москвы до пожара 1812 г. и даже повлияли на характер ее последующей застройки. За десять лет (1780 – 1790) Казаков построил несколько десятков дворянских усадеб, богатых особняков, церквей и общественных зданий. Вот некоторые из них: дом на Петровке по заказу заводчика Губина, усадьба Барышникова на ул. Мясницкой, Голицынская и Павловская больницы.

Последние годы

В 1800 – 1804 годах Казаков создавал генеральный план Москвы и ее «фасаднический» план, т. е. с «высоты птичьего полета», а параллельно работал над серией архитектурных альбомов, содержащих наиболее значительные московские здания. Несколько сохранившихся альбомов Казакова позволяют судить об эволюции типов московских усадеб и жилых домов. Казаков открыл свою архитектурную школу, в которой учились многие выдающиеся русские зодчие: О. И. Бове, И. В. Еготов и другие. Когда в 1812 г. французская армия стала приближаться к Москве, семья Казакова уехала в Рязань. Здесь и узнал великий зодчий ужасную весть: сгорела Москва. Все, что с такой любовью он создавал на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 г. великий строитель Москвы покинул этот мир.

 

48. Архитектура высокого русского классицизма (стиль "ампир"). Творчество А.Н. Воронина, Ж.Т. де Томона, А.Д. Захарова в архитектур

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО КЛАССИЦИЗМА (1800-1840)
В архитектуре Петербурга начата XIX пека на первое место выдвигаются градостроительные задачи – создание архитектурных ансамблей и площадей. Большая протяженность зданий с крупными деталями, четкость’ и простота ордерных форм меняли внешний облик центра города.

Возрастает роль скульптуры в декоративном убранстве зданий. Скульптура не только дополняет архитектурные произведения, но и подчеркивает идеи патриотизма и гражданственности. Тесное сотрудничество архитекторов и скульпторов способствовало созданию неповторимых архитектурных шедевров.

В XIX веке в России происходит рост металлургической промышленности, который привел к созданию новых конструкций из чугуна и стали, что позволило зодчим создавать новые архитектурные формы.

В Петербурге был создан Комитет для строений и гидравлических работ (1816-1843), который рассматривал и утверждал все строительные работы. В Комитете работали К. И. Росси и Ан. А. Михайлов.

Подобный орган был создан в Москве – Комиссия для строения города Москвы (1813 1843). Возглавлял ее И. О. Бове. Комиссия руководила работами по восстановлению и реконструкции города после пожара 1812 года.

Период высокого классицизма в России был отмечен произведениями известных архитекторов А. Н. Воронихина. Л. Д. Захарова, К. И. Росси, Тома де Томона, О. Монферрана, которые завоевали мировое признание.

Николай Николаевич Воронин родился 13 декабря 1904 г. во Владимире в семье земского техника. Здесь же он окончил в 1918 г. среднюю школу. Впечатления от города бессмертных творений русских зодчих XII в., книги о владимирских памятниках привели юношу научно-техническим сотрудником в местный Исторический музей (1918—1920), где и определился его интерес к культуре древней Руси. Отсюда шел путь во Владимирский институт народного образования (1920—1923), а затем в Ленинградский университет (1923—1926). По окончании университета Н. Н. Воронин поступает в аспирантуру ГАИМК (1928—1931), где сближается с такими замечательными учеными, как Д. В. Айналов, К. К. Романов. У последнего и проходил аспирантуру Н. Н. Воронин.

В то время ГАИМК была форпостом новых веяний в археологической науке, ее перестройки под влиянием идей марксизма.

Уже аспирантская работа Н. Н. Воронина «К истории русского зодчества XVI в.» (1929) отмечена чертами этой новизны. Социальные характеристики заказчиков и мастеров; детали производственного процесса даны на широком историческом фоне. Соединение исторически конкретного с четким теоретическим обобщением будет свойственно в дальнейшем всем работам Н. Н. Воронина. Новые «идеи и направления», а также обусловленные «веяниями и велениями эпохи» задачи изложены Н. Н. Ворониным в кандидатской диссертации «Очерки по истории русского зодчества XVI в.» (М.— Л., 1934). Эта книга до сих пор является настольной для историков русского зодчества. В ней вскрыта основа основ древнерусской строительной практики: строительные материалы, организация рабочей силы, роль мастера-строителя, вопрос о строительном чертеже, т. е. все то, что ранее эстетски-пренебрежительно оставалось «вне архитектуры». В 1932 г. Н. Н. Воронин зачисляется старшим научным
сотрудником ГАИМК. Вероятно, именно рано сложившаяся четкость методологии обусловила удивительную цельность научного пути Н. Н. Воронина.

В результате интенсивных работ у Н. Н. Воронина выработалась глубоко обоснованная концепция о владимиро-суздальском наследии в русском зодчестве. На этой базе в 1941 г. была написана докторская диссертация, защищенная им в 1945 г. Владимиро-суздальское зодчество рассматривалось в ней как общеевропейское явление, национальное по содержанию и форме. Сведения летописи о «мастерах из всех земель» введены в точные хронологические рамки; для времени Всеволода III доказано образование широких местных кадров мастеров; окончательно опровергнуто державшееся в науке со времен Ключевского мнение о сугубо деревенском характере Владимиро-Суздальской Руси. Все это было большим вкладом в науку.

Разразилась Великая Отечественная война, и Н. Н. Воронин ушел в 1941 г. в народное ополчение. В боях на Ленинградском фронте он был ранен и после отчисления в запас (1942 г.) вернулся на работу в ИИМК (Москва). За годы войны Н. Н. Воронин развил кипучую деятельность по пропаганде и популяризации памятников национальной культуры. Им было написано для Совинформбюро около 100 статей.

В 1945 г. начинается энергичная работа Н. Н. Воронина по изучению и восстановлению архитектуры древнерусских городов. Им делается доклад об изучении древнерусских городов на I Всероссийском археологическом совещании и публикуется ряд статей и книг на эту тему. При этом Н. Н. Воронин остается историком в широком смысле. Город для него — сложный комплекс материальной культуры и социальной жизни. Поэтому не случайно, что именно Н. Н. Воронин пишет в двухтомнике «История культуры древней Руси». М.— Л., 1948—1951, главы не только об архитектуре (совместно с М. К. Каргером), но и о поселении, жилище, пище и утвари, путях сообщения, крепостных сооружениях. За эту работу Н. Н. Воронин был удостоен Государственной премии. Еще в 1946 г. он получил звание профессора. Н. Н. Воронин — один из главных авторов двух академических «Историй русского искусства» (Академии наук — т. I, 1953; т. III, 1955 и Академии художеств — т. I, 1957), в которых его перу принадлежат главы о киевском и владимиро-суздальском зодчестве.

В результате исследований Н. Н. Воронина возрождены исчезнувшие с лица земли и забытые памятники древнего зодчества Твери, Старицы, Ростова, Ярославля, заново изучаются памятники древней Коломны. Теперь речь идет уже не только о владимиро-суздальском зодчестве, а о зодчестве Северо-Восточной Руси вообще. Н. Н. Воронина все более интересует большая тема становления национальных форм русской архитектуры. С этой целью им привлекается деревянное зодчество киевского Вышгорода, памятники Полоцка, Пскова, ранней Москвы. Выявляются имена и творческие облики забытых зодчих. Под давлением новых фактов рассыпается старая «теория» А. И. Некрасова о романских истоках раннемосковского зодчества. Ранее выработанная Н. Н. Ворониным концепция о владимиро-суздальском наследии постепенно превращается в широко развернутую теорию о генеральной линии развития национальной архитектуры с XI до XVI в., прочно вошедшую во все работы по истории русской художественной культуры.

Популяризация древнерусской культуры неустанна ведется Н. Н. Ворониным в форме докладов и лекций, а также рецензий на труды других ученых по вопросам археологии, архитектуры, древнерусской живописи, миниатюры, литературы, военно-оборонительного дела, народного жилища, градостроительства, музейного дела, истории древнерусской техники, реставрации и т. д.

Совершенно самоотверженно Н. Н. Воронин работает в области охраны памятников древнерусского зодчества. Его квартира — это своего рода всероссийский диспетчерский пункт, куда по почте и телефону стекаются просьбы о консультации и помощи от множества ценителей прекрасных произведений русских мастеров.

Трудовая деятельность Н. Н. Воронина отмечена двумя орденами Трудового Красного Знамени (1945 и 1954) и рядом медалей.

Н. Н. Воронин пользуется всеобщим уважением как исследователь и пропагандист идей демократических и социалистических элементов культуры, имеющихся, по словам Ленина, в «каждой национальной культуре», в том числе и в древней Руси. Им глубоко воспринят ленинский завет о том, что произведения особого художественного и исторического значения должны охраняться как культурные сокровища народа. Он твердо стоит на этом посту и сегодня.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.