Архитектура и искусство Древнего Египта периода Древнего царства. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура и искусство Древнего Египта периода Древнего царства.

2023-02-16 32
Архитектура и искусство Древнего Египта периода Древнего царства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.)

В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.

Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V, и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. В период конца V — VI династий, с усилением позиций местной знати, их мастабы превращаются в настоящие погребальные дворцы со множеством ритуальных помещений. Таковы, например, мастабы Мерерука, Ти, Кагемни, Нефера, выделяющиеся своей грандиозностью и роскошным убранством.

Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. — Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена).

Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.

Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, остальные 20 лет велось строительство самой пирамиды. На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.

Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона на ладьях переправлялась на западный берег Нила. Здесь, в нижнем заупокойном храме, происходила первая часть погребальной церемонии. От нижнего храма по крытому коридору участники церемонии проходили в верхний храм, где продолжались погребальные церемонии, главной из которых была церемония «открытия рта», посредством которой ка усопшего воссоединялось с его телом (мумией). Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона по потустороннему миру. Из храмовых сооружений Гизы сохранился лишь нижний заупокойный храм фараона Хефрена. Храм представляет собой прямоугольный зал с двумя рядами четырехгранных колонн из розового мрамора, на которые опиралась плоская кровля с узкими прорезями для освещения. Стены зала с внутренней стороны украшали 23 статуи фараона.

К концу Древнего царства композиция заупокойных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окруженный внутри рядом монументальных колонн с капителями, воспроизводящими различные растения Египта — пальму, папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся главному божеству Египта — богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, отражает господствовавшие в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, так же как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона располагались мастабы царских приближенных, влиятельных сановников и высших должностных лиц, для которых возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, величайшей честью, ибо таким образом и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.

Частью архитектурного ансамбля в Гизе является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 м, высота — 20 м. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается естественным образом включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса «Отцом Ужаса».

Скульптура в храмах и погребениях

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».

С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.

Египетские скульпторы начинали свою работу с того, что из каменных глыб изготавливали призмы правильной формы. На лицевой стороне призмы намечалась сетка, которая служила разметкой при изготовлениии фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.

Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.

В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг. Примером стоящей модели фараона может служить статуя фараона Микерина, богини Хатхор и богини — покровительницы нома из заупокойного храма в Гизе. Как правило, фараоны изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку и с головой, покрытой двумя коронами — белой, в форме кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрической красной, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). Атрибутами фараона были также : жезл и плеть — символы власти; клафт — полосатый платок со спускающимися на плечи концами; немес — головная повязка. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. Непарадный головной убор, хепреш, имел вид синего шлема.

При наличиии определенного портретного сходства изображения фараонов идеализированы: в изваяниях фараоны всегда предстают молодыми, с крепкими, идеально сложенными телами.

Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы — ваялись с большим реализмом. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения.

В одной из гробниц Саккары была найдена статуя писца Каи. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.

Одним из прекраснейших образцов деревянной скульптуры является статуя вельможи Каапера из мастабы Каапера в Саккаре. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох из египетской смоквы. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название — «Сельский староста».

Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя (чаще всего мужчина изображается сидя, а женщина — стоя). Нередко супруги обнимают друг друга за талию. Примером семейной группы могут служить статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, восседающих на тронах.По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины — в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза.

Иногда в семейных группах фигурируют дети. Как, например, в семейной группе карлика Сенеба, найденной в одной из гробниц в Гизе. Карлик сидит, поджав под себя ноги, со сложенными на груди руками. Его жена сидит рядом, обнимая мужа за плечи. Дети — мальчик и девочка — стоят, прислонившись к каменному сиденью в том месте, где располагались бы ноги Сенеба, не будь он карликом. Скульптор придал членам группы разные выражения лиц: у Сенеба оно серьезное, у его жены — сладострастное, у детей — робкое.

В гробницах достаточно часто встречаются небольшие статуэтки, изображающие прислугу в момент совершения ею разнообразных хозяйственных работ. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов. Таковы относящиеся ко времени V династии статуэтка служанки, стоящей на коленях и перемалывающей зерно, а также статуэтка женщины-пивовара, наклонившейся над чаном для выжимки ячменя.

Настенная живопись и рельефы

Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Столь очевидная утилитарность объясняет отсутствие художественного интереса как такового. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи — отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей. В настенные росписи органично включались надписи, поясняющие изображаемые сцены.

Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ.

Создание рельефов и росписей на стенах гробниц, храмов и погребальных часовен подчинялось строгим нормам, диктовавшимся жрецами. При изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи — в фас, нижняя часть туловища — в трехчетвертном развороте Таким образом художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами.

По канону изображение человека должно было быть вневременным, то есть художник не должен был передавать ни чувств, ни действий. Однако, как и в случае со скульптурой, неподвижность и невозмутимость фигуры прямо пропорциональны ее социальному рангу. Чем ниже общественное положение персонажа, тем большая степень свободы наблюдается в формах и композиции. По сравнению с фараонами и знатью, ремесленники, слуги, дровосеки, пастухи и крестьяне обретают большую живость — как во взглядах, так и в жестах и позах.

Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Так, в рельефе гробницы Мерерука жена Мерерука едва достает ему до колена.

В отличие от изображения человека, при воспроизведении зверей и птиц использовались все возможные средства для достижения максимального натурализма. Животные выписаны в живой и естественной манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз человеческих фигур. Достоверно и узнаваемо передается окружающий человека мир предметов: орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения и т.п.

Весьма распространенной в мастабах является сцена охоты в болотистых водах. Одним из наиболее красивых является рельеф гробницы чиновника Ти в Саккаре. Ти изображен плывущим в лодке, его слуги, вооруженные копьями, преследуют речных гиппопотамов Фоном картины служат заросли папируса.

В египетской настенной живописи изображение делилось на полосы, располагавшиеся одна над другой; каждая представляла собой повествовательный ряд (рельеф гробницы Нефера). Фигуры располагались вереницами — в схожих позах, с одинаковыми жестами (рельеф гробницы Мерерука); на светлом фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые — женщин (рельеф гробницы Мерерука).

В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Стена предварительно зачищалась и покрывалась слоем штукатурки. Затем опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. После этого резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.

В древнеегипетском искусстве использовались две различные техники рельефа — барельеф и углубленный рельеф. Процедура создания барельефа сводилась к тому, что с поверхности стены удалялся материал вокруг очерченного контура фигуры или предмета; таким образом получалось, что фигура немного выступает над поверхностью, служащей ей фоном. При углубленном рельефе, наоборот, лишний материал удалялся таким образом, что силуэты фигур и предметов оказывались углубленными в плоскость, служившую им фоном

В правление VI династии, последней династии Древнего царства, государство распалось; начался так называемый Первый период распада, характеризовавшийся частыми войнами между представителями знати, правившими страной.

8. Архитектура и искусство стран Передней Азии.

Искусство народов древней Передней Азии на первый взгляд может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приемы изображения людей или событий, отображение пространственно-временных отношений — все это основывалось на специфических представлениях и верованиях древних людей. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т.п. Для выражения этих понятий художники прибегали к языку символов, разобраться в котором современному человеку не так просто. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий, которые понимались древними как отчет человека перед богами за совершенные им деяния.

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных данных. Известно, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый из них был самостоятельным государством, имевшим своего правителя и армию.

 

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Адорантов обычно дарили храму. Характерная особенность шумерской скульптуры — в условности изображения. В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба (совр. Телль Асмар, Ирак) и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.

Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человекобыка. В древнейшие времена это сказочное существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом почиталось скотоводами в качестве защитника стад от болезней и нападения хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевернутых вниз головами леопардов или львов. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов. Не исключено также, что под видом человекобыка изображали Энкиду, который, имея человеческий облик, прожил часть своей жизни в лесу, привычками и поведением не отличаясь от животного. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.
В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в глубокой древности в Центральной и Северной Месопотамии. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство — царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н. э. Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

 

В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре. Позднее зиккурат в Уре перестроили, увеличив число ярусов до семи. Символически вселенная состояла из семи уровней; семь ярусов зиккурата отождествлялись с уровнями вселенной. В последующие годы зиккурат испытал лишь незначительные изменения, несмотря на разнообразие культур и народов, населявших Месопотамию.

 

Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.

В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII вв. до н. э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Его правитель Хаммурапи после ожесточенной борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники.

 

В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, детали их внешнего облика не разработаны. Именно в таком, «официальном» стиле выполнена базальтовая стела царя Хаммурапи из Суз. Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.
В произведениях искусства, изображающих жизнь обычных людей, изобразительная манера совершенно иная. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: та, что стоит, играет на лире, та, что сидит, — на ударном музыкальном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров — самая интересная часть старовавилонского скульптурного наследия.

 

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Однако в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.
Ассирия — мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства.

 

Типичным примером провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета является Стела с богиней Иштар, открытая в 1929 г. во время раскопок, проводившихся в Телль Асмаре (древн.Тиль Барсиб) археологической миссией Лувра.. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. Иштар изображена стоящей на спине льва (лев — анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной — два колчана со стрелами. На голове у Иштар — рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера. Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.

 

Ассирийцы практиковали декорацию в виде барельефов, но почти не использовали обособленную скульптуру. Изображение на барельефах в большей степени отвечало их воинственному духу, т.к. позволяло увековечить собственные победы в военных походах. Редкие сохранившиеся фигуры ассирийских монархов не обладают индивидуальностью и сводятся к цилиндрическим формам, в которых выделяются детали одежды и царских эмблем, как видно на примере статуи царя Ашшурнасирапала II. Ни одна черта не выступает из цилиндрической структуры этой статуи, представляющей сплошную неподвижность и культовость. Фигуру покрывает туника, доходящая до ступней и полностью скрывающая тело. Голова, со своей стороны, также характеризуется симметрией бороды и волос, которые ниспадают по обе стороны невозмутимого лица.
В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники — Мидия и Вавилония. В 612 г. до н. э. была разрушена столица Ассирии Ниневия, в 605 г. до н. э. в битве под Каркемишем погибли остатки ассирийской армии. В искусстве древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание. В частности, они оказали сильное влияние на скульптуру Древнего Ирана.

Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений. История Вавилонии — это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. От блистательной эпохи Навуходоносора II сохранилось крайне мало памятников. Однако благодаря историческим источникам, ученые сумели частично восстановить архитектурный облик города. Самым знаменитым сооружением Вавилона был зиккурат Этеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. В высоту зиккурат достигал девяноста метров, именно его принято считать прототипом легендарной Вавилонской башни. Навуходоносор II построил в городе огромный дворец с висячими садами царицы Семирамиды, который греки считали одним из семи чудес света. Лучше всего сохранился тронный зал дворца, стены его были декорированы великолепно стилизованным глазурованным кирпичом. В нижней части стены находился фриз со львами, в центре были изображены колонны, украшенные завитками, образующими цветочные фризы, колонны со всех четырех сторон обрамлялись бордюрами с растительным орнаментом. Реконструированный фрагмент облицовки стены тронного зала хранится в Государственных музеях Берлина.


В город вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных божеств. От каждых ворот была проложена священная дорога к храму, посвященному одноименному божеству. Таким образом, вся территория города воспринималась как священное, храмовое пространство.

 

До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение — от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX — начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа Сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.

10. Архитектура и искусство Древней Греции периода архаики и классики

Греческая архаика

VII—VI века до н. э.—время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов —называются архаическими (от греческого «архайос» —древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. В это время уже четко прослеживается социальное неравенство и борьба демоса с аристократами, эвпатридами. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Из Сицилии, с Апеннинского полуострова, Египта, Северного Причерноморья они ввозят рабов и хлеб, вывозят же в провинции в основном произведения художественного ремесла, керамики.
Период архаики —время возникновения греческой письменности (на основе финикийской), медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, театра и, конечно, изобразительных искусств. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.
Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем. На главной площади города, где происходили собрания и религиозные празднества, возвышался храм, посвященный обычно божеству — покровителю города.
В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Греческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Размещение храма в центре акрополя или на городской площади уже определяло его роль в общественной жизни. Простейший тип архаического храма — храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения — наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен — актами — на фасаде были помещены две колонны. Простиль — более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма явился периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций.
В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей — ордер (от лати


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.