Русская библейско–историческая школа — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Русская библейско–историческая школа

2023-02-16 24
Русская библейско–историческая школа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поскольку рационалистическая экзегеза XVI–XIX веков сделала из библейской критики инструмент для разрушения фундаментальных догматов Церкви, ортодоксальные богословы всех конфессий долгое время считали, что апология Библии заключается в борьбе против историко–литературной критики как таковой. Как было уже указано, синтез веры и научно–исторического метода решался первоначально лишь путем неоправданных компромиссов, ведших к отрицанию боговдох–новенности. Поворот в сторону позитивного синтеза, сохранившего догмат об инспирации, на Западе связан с именами Франца Делича у протестантов и о. М. Ж. Лагранжа у католиков. Русские православные толкователисначала придерживались принципов докри–тической исагогики, однако уже в прошлом веке появились и такие экзегеты, которые раньше инославных вышли на путь здравой и осторожной рецепции методов «высшей критики». Эти экзегеты и составили русскую библейско–историческую школу. Их подход к Писанию не был отступлением от церковной, патристической традиции, ибо, как отмечал протоиерей С. Булгаков, «Церковь не только не преграждает пути изучения слова Божия всеми доступными способами, в частности, современными средствами научной критики, но и н е п р е д р е ш а е т (разрядка наша— А. М.) наперед выводов этой критики. Православному сознанию нет оснований бояться библейской критики или смущаться перед ней, потому что через нее лишь конкретнее становятся постижимыми пути Божии и действия Духа Божия» [119]. Исторический анализ, пересмотр привычных датировок и компаративно–религиозное исследование помогли устранить многие неясности в Священном Писании и уточнить его прямой смысл.

Родоначальниками русской библейско–ис–торической школы были митрополит Филарет (Дроздов) и протоиерей Г. Павский. Последний сделал особенно много в сфере граммати–ческо–исторической. По их стопам, соблюдая должную научную и богословскую осмотрительность, последовали и другие толкователи. Так, епископ Филарет (Филаретов; 1824–1882) и профессор В. Н Мышцин отнесли Книгу Екклезиаста к послепленному времени, профессор Петербургской Духовной Семинарии П. С. Тычинин обосновал датировку Книги Премудрости последними веками перед Рождеством Христовым, протоиерей Александр Петровский подтвердил справедливость выводов критики о более позднем происхождении речей Елиуя в Книге Иова [120]. А. А. Жданов предпринял историческое толкование первых глав Апокалипсиса, направленное против, как он выражался, «экзегетических плевел и терний». Он настаивал на том, что исторический подход не препятствует подходу религиозно–богословскому, а, напротив, ему помогает. Однако по цензурным условиям труд Жданова вышел в урезанном виде [121]. Цикл статей профессора С. Н. Трубецкого, частично вошедших в его книгу «Учение о Логосе» (М., 1906), явился эталонным образцом единства научно–критического и верующего, благоговейного подхода к Библии. Ученик А. Гарнака, он многим был обязан немецкой библеистике, но в то же время подверг основательной критике принципы либеральной теологии. Прослеживая развитие библейского учения в контексте восточной и античной культур, Трубецкой дал глубокое богословское осмысление этого развития, чего так часто недоставало инославной экзегетике. Его анализ евангельской христологии подкупает верностью православным основам и широким привлечением историко–критических данных. В начале XX века выводы новой исагогики были подытожены Александром Ельчани–новым (1881–1934) и Иваном Дмитриевичем Андреевым (1867–1927), профессором Московской Духовной Академии и Московского университета, редактором «Богословского вестника» [122].

Исключительную роль в формировании русской библейско–исторической школы сыграл академик Борис Александрович Тураев (1868–1920), ученый с мировым именем, знаток иероглифов и клинописи, исследователь коптского и египетского христианства, специалист по литургике. По словам его ученика, советского академика В. В Струве: «Б. А. Тураев был горячим и искренним патриотом, и поэтому он прилагал всемерные усилия, чтобы поднять уровень и престиж русской науки о древнем Востоке» [123]. Он преподавал в Петроградском богословском институте, сотрудничал в «Православной богословской энциклопедии», участвовал в богослужебной комиссии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Митрополит Евлогий говорит о нем как о «святом человеке, знавшем богослужение лучше духовенства». Тураев полностью принимал концепции новой исагогики (постепенное формирование Пятикнижиявокруг Моисеева ядра, теорию Второисайи, датировку Книги пророка Даниила II веком до рождества Христова), не считая, что они могут затрагивать догмат о боговдохновен–ности. Эту точку зрения он последовательно провел в ветхозаветных разделах своей «Истории древнего Востока» (3–е изд., Л., 1936), этом «единственном в мировой историографии труде, который довел историю Вавилонии, Ассирии, Сирии, Палестины, Ирана, Египта, Карфагена, Нубии, Аксума вплоть до позднейшего эллинизма» (В. Струве). Установки, выработанные С. Трубецким, Б. Турае–вым и их предшественниками, были усвоены почти всеми русскими православными биб–леистами, работавшими после первой мировой войны. Среди них укажем на Б. И. Сове и А. В. Карташева [124]. В программной речи на академическом акте 1944 года в Православном богословском институте Преп. Сергия в Париже Карташев предложил православное обоснование для рецепции новой исагогики. В сфере новозаветной традиции этой школыпродолжил епископ Кассиан (Безобразов), профессор этого же института, редактор перевода Нового Завета, изданного в Лондоне в 1970 году. Епископ Кассиан осуществил православную реинтерпретацию популярной в послевоенные годы методики «формгеших–те», хотя отверг исторический скептицизм Р. Бультмана [125]. В настоящее время ведущим последователем школы является ректор Православного богословского института в Париже протопресвитер Алексий Князев (р. 1913) [126], автор ряда работ по православному осмыслению данных новой исагогики [127]. Он подчеркивает, что православные библеисты стоят перед задачей обогатить историко–литературную и компаративную критику богословской интерпретацией в духе исконных церковных традиций.

 

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

БВ — Богословский Вестник;

ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения;

ЖМП — Журнал Московской Патриархии;

МДА — Московская Духовная Академия;

НЭС — Новый энциклопедический словаре изд. Брокгауза и Ефрона;

ПБЭ — Православная богословская энциклопедия;

ПО — Православное обозрение;

ПС — Православный собеседник;

ТКДА — Труды Киевской Духовной Академии;

ХЧ — Христианское чтение;

ЧОЛДП — Чтения в Обществе любителей духовного просвещения.

 


[1] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. В 2 т. СПб: Изд–во Сойкина П.П., б.г. T.II. С. 353.

 

[2] Там же. С. 354.

 

[3] Там же. С. 54.

 

[4] Там же. С. 355.

 

[5] Там же. С. 77.

 

[6] Там же. С. 47.

 

[7] Там же. С. 123

 

[8] Там же. С. 41

 

[9] Там же. С. 175.

 

[10] Там же. С. 225

 

[11] Там же. С. 359.

 

[12] Там же. С. 66

 

[13] Там же. С. 363.

 

[14] Там же. С. 379.

 

[15] Митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (31 декабря 1891/13 января 1892, Ков–но — 13 декабря 1961, Москва) — первый председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (с апреля 1946) (Прим. ред.)

 

[16] Иннокентий (Борисов), архиеп. О религии откровенной. В кн.: Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского. Т. XI. СПб., 1877. С. 243.

 

[17] Введенский А. И. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. т. I. М.: Унив. тип., 1902. С. 210.

 

[18] Тураев Б. История древнего Востока. T.I. Л

 

[19] Авдиев В. Древнеегипетская реформация. М., 1924. С. 91.

 

[20] См.: ЖМП. 1962. № 2

 

[21] Геккель Э. Чудеса жизни. СПб., 1908. С. 175. 205

 

[22] Лейри М. Раса и цивилизация//Расовая проблема и общество. М., 1957. С. 21.

 

[23] Обермайер Г., свящ. Доисторический человек. СПб., 1913.

 

[24] Wright Ernest G. Biblical Archaeology, Philadelphia: Westminster Press, 1957.

Рус. пер.: Райт Дж. Э. Библейская археология. М.: Библиополис, 2003 г. (Прим. Ред.)

 

[25] См.: ЖМП 1961, №№ 5–7 229

 

[26] Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. II. СПб., 1907–1918. С. 92.

 

[27] Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. СПб: Изд–во Сойкина П.П., б.г. Т. II. С. 132.

 

[28] См.: Фаррар Ф. Первые дни христианства. Пер. с англ. СПб., 1888.

 

[29] Патриарх Сергий и его духовное наследство. М.: Издание Московской Патриархии, 1947 г. С. 68.

 

[30] См.: Богословские труды. Вып. I. С. 65; ЖМП. 1955. №12. С. 65.

 

[31] Трубецкой С. Учение о Логосе. М., 1906. 278

 

[32] Dr Albert J. Rasker. Wir wahlen das gefahrliche Le–ben. Munchen, 1961. (Д–р Альберт Раскер. Мы избираем жизнь, полную опасностей.)

 

[33] Аллар П. Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия. Пер. с франц. СПб., 1898.

 

[34] Самуилов В. История арианства на латинском Западе. СПб., 1890. С. 19. Прилож. Г.

 

[35] Блаж. Иероним Хроника//Творения блаженного Иеронима Стридонского. Т.1–17. Киев, 1893 — [1903], Т. V. С. 367.

 

[36] Болотов В. Либерий, епископ Римский, и Сирмийские Соборы. СПб., 1893. С. 2–5.

 

[37] Дюшен Л. История Древней Церкви. Пер. с франц. т. II. М., 1914, с. 189)

 

[38] История триадологического догмата в IV в. // Мелиоранский Б. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. Вып. 1–3. СПб., 191013. С. 174.

 

[39] Цит. по сборнику: Русская религиозно–философская мысль XX века. Питтсбург, 1975. С. 78.

 

[40] Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. М., 1977. С. 359.

 

[41] Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения православной церкви. Paris: YMCA–Press, [1964]. С. 51.

 

[42] Глаголев С. С. Задачи русской богословской школы. Сергиев Посад, 1905.

 

[43] Сове Б. И. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета // Путь. 1936–1937. № 52.

 

[44] Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. С. 72.

 

[45] Иларион (Троицкий), архиеп. Священное Писание и Церковь. М., 1914. С. 17.

 

[46] Булгаков С. Православие. С. 58.

 

[47] Хомяков А. С. Сочинения. СПб., 1909. С. 135.

 

[48] См. обзорные работы: Сольский И. С. Употребление и изучение Библии в России // ПО. 1868. № 10–11; его же. Обозрение трудов по изучению Библии с XV в. до настоящего времени // ПО. 1869. № 4–5; Никольский М. В. Наша библейская наука // ПО. 1875. № 2; его же. Успехи библейской науки в России // ПО. 1877. № 3; Троицкий Я. И. Русская библейская наука и ее современные задачи // ЧОЛДП. 1877. № 10; Михаил (Лузин), архиеп. Столетие из истории толкования Библии у нас в России // Годичный акт в МДА 1 сентября 1877 г. М., 1877; его же. Библейская наука. Кн. 1. Очерк истории толкования Библии. Тула, 1898; Мышцин В. Я. Обзор русской духовной журналистики. Статьи по Священному Писанию Ветхого Завета // БВ. 1906. №10, 12; Елеонский Ф.Г. Отечественные труды по изучению Библии в XIX в. // ХЧ. 1901. №5; 1902. №1, 4; Глубоковский Я.Я. Русская богословская наука в ее историческом развитии. Варшава, 1928; Шмеман А., прот. Русское богословие за рубежом // Русская религиозно–философская мысль XX века. Питтсбург, 1975; История русской литературы X–XVII веков. Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980; Флоровский Г. П. ,прот. Пути русского богословия. Париж, 1980; Строганов В., свящ. Вклад Московской Духовной Академии в герменевтику Нового Завета // ЖМП. 1985. № 8; Иванов М. С. Академическое богословие // ЖМП. 1986. №1; Kyrill (Gundiaev) Erzb. Eingebunden in die Tradition und offen neu Wege // Stimme der Ortodoxie. 1985. № 8–9.

 

[49] См.: Труды отдела древнерусской литературы АН СССР. Т. II. М. — Л., 1955. С. 323.

 

[50] Рижский М. И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1978. С. 31.

 

[51] См.: Казакова Я. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М. — Л., 1955; Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. М., I960.

 

[52] См.: Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983 (там же указана библиография).

 

[53] См.: Экономцев И. Основание Славяно–греко–латинской Академии // ЖМП. 1985. №2. С. 67–78. Духовные школы были главными центрами библейской науки в России. См.: Смирнов С. История Московской Славяно–греко–латинской Академии. М., 1855; его же. История Московской Духовной Академии. М., 1879; Чистович И. А. История Санкт–Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857; его же. Санкт–Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет. СПб., 1889; Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии. Т. 1–3. Казань, 1891–1892; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна, 1908–1909.

 

[54] Михаил (Лузин), архиеп. Библейская наука. Т. 1. С. 117.

 

[55] Платон (Левшин), митр. Творения. Т. 2. СПб., 1913. С. 691.

 

[56] Ему принадлежит один из первых в России иса–гогических курсов («Руководство к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета». СПб., 1799). О нем: Странник. 1860. №5–6.

 

[57] Толкование Иринея переиздавалось вплоть до XX в. О нем см.: Андреев В. А. О толковании на Псалтирь Иринея, архиепископа Псковского. М., 1910; Русский архив. 1869; ПБЭ. Т. 5.

 

[58] См.: Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 77. По истории переводов см. следующие обзорные работы: Чистовик И. А. История перевода Библии на русский язык. СПб., 1873; Астафьев Я. Опыт истории Библии в России. СПб., 1889; Евсеев И. Е. Очерки по истории славянского перевода Библии. Пг., 1916; его же. Столетняя годовщина русского перевода Библии. Пг., 1916; Логачев К. И. Русский перевод Нового Завета // ЖМП. 1969. №11; его же. Издания русских переводов Библии // ЖМП. 1975. № 7, 11; Рижский М. История переводов Библии; Bryner E. Bible translation in Russia // The Bible translator. 1974. №3.

 

[59] См.: Логачев К. И. Профессор И. Е. Евсеев // ЖМП. 1971. №12; его же. Труды профессора И. Е. Евсеева по истории славянской Библии // ЖМП. 1972. №8; его же. Работы профессора И. Е. Евсеева по русскому переводу Священного Писания // ЖМП. 1973. №2.

 

[60] См.: Веретенников Я. Святитель Геннадий Новгородский //ЖМП. 1981. № 1, 6.

 

[61] См.:: Подокшин С. А. Франциск Скорина. М., 1981 (там же указана библиография).

 

[62] См.:: Немировский Е. Л. Федоров // Книговедение. Энциклопедический словарь. М., 1982 (там же указана библиография); Владимиров Я. Первопечатник диакон Иван Федоров // ЖМП. 1984. №6.

 

[63] См.: Пыпин А. Я. Российское библейское общество // Вестник Европы. 1868. №8, 9, 11, 12; Добронравин К., прот. Российское библейское общество // «Странник». 1869. № 8, а также: Чистовик И. А. История перевода Библии на русский язык; Астафьев Я. Опыт истории Библии в России.

 

[64] Источники по биографии и трудам прот. Г. Пав–ского указаны в кн.: Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых 28 курсов СПб Духовной Академии. СПб., 1907. С. 343 след.

 

[65] См.: Родосский А. С. Указ. соч. С. 255.

 

[66] Введенский Д. И. Митрополит Филарет как биб–леист // Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения — по случаю празднования столетнего юбилея дня рождения Филарета, митрополита Московского. Т. 2. М., 1883; Троицкий Н. И. Митрополит Филарет как истолкователь Священного Писания // Там же; Симон (Новиков), архим. (впоследствии митр.) Основоположник русской экзегетической школы // ЖМП. 1968. № 2 (там же указаны библейские труды митр. Филарета).

 

[67] Елеонский Ф. Г. Отечественные труды по изучению Библии в XIX веке // ХЧ. 1901. №5. С. 635.

 

[68] Симон (Новиков), архим. (впоследствии митр.) Указ. соч. С. 61.

 

[69] См.: Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 344 след.; полный перечень экзегетических трудов Бухарева приведен в готовящейся для МДА работе: Мень А., прот. Словарь по библиологии. 1984. Т. 1 (машинопись). [Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. М.: Фонд имени прот. Александра Меня, 2002. В дальнейшем все ссылки на тома Словаря даны по данному изданию. — Ред.]

 

[70] Флоровский Г. Указ. соч. С. 196.

 

[71] См. о нем: Вениамин (Яковенко), архим. Филарет, архиепископ Черниговский // ЖМП. 1966. № 10 (там же приведена библиография трудов Филарета).

 

[72] О нем см.: Буткевич Т., прот. Иннокентий, архиепископ Херсонский. СПб., 1887.

 

[73] О нем см. в сб.: У Троицы в Академии. М., 1914.

 

[74] Цит. По: Астафьев Я. А. Указ. соч. С. 146. 342

 

[75] См.: ЖМП. 1977. №1. С. 78.

 

[76] О нем и его трудах см.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II.

 

[77] Михаил (Лузин), архиеп. Библейская наука. Кн. 1. Тула, 1898. С. 149.

 

[78] См.: Соловьев И. Заслуженный профессор богословия Московского университета Н. А. Елеонский // БВ. 1910. №12; перечень трудов Елеонского см.: Мень А., прот. Библиологический словарь. т. I.

 

[79] См. о нем: ПБЭ. Т. 2.

 

[80] См. о нем и о его трудах в Энциклопедическом словаре Брокгауза—Ефрона. 1–е изд. Т. 33. Т.4 дополнит.

 

[81] О Муретове см.: Симон (Новиков), архим. (впоследствии митр.) Профессор Московской Духовной Академии М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию // ЖМП. 1872. № 4 (там же указана библиография).

 

[82] См.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I; ПБЭ. Т. II (статья: Богдашевский Д. И.).

 

[83] О Глаголеве см.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I. Список трудов Рыбинского приведен в его работе: Самаряне. Киев, 1913; главная библейская монография С. М. Зарина: Мифологическая теория Древса и ее разбор. СПб., 1911; о нем см: Мень А., прот. Библиологический словарь. т. I.

 

[84] Перечень основных трудов П. А. Юнгерова приведен в дополнении к русскому пер. кн.: Вигу–ру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Т. 1. М., 1916. С. 323–324.

 

[85] О проф. МДА Г. Воскресенском см: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I.

 

[86] О нем см.: Агафангел (Саввин), архим. (впоследствии митр.). Епископ Порфирий (Успенский) // ЖМП. 1975. №5–6; ЯстребовМ. Епископ Порфирий Успенский // ЖМП. 1957. №8.

 

[87] См. о нем. Венгеров С. Критико–биографический словарь русских писателей. Т. 1. Пг., 1915.

 

[88] О Воронцове и его трудах см.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I.

 

[89] См.: Вронский В. Профессор А. И. Иванов // ЖМП. 1977. №11.

 

[90] Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб., 1873—1875; см. о нем: Знаменский П. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 гг.). Т.1–3. Казань: Тип. Имп. ун–та, 1891–1892.

 

[91] См. о нем: Липин Л. А. М. В. Никольский — отец русской ассириологической науки // Ученые записки Ленинградского гос. университета, 1954. Вып. 4; перечень его трудов см.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II.

 

[92] См. о нем и его трудах статьи в ТКДА. 1907.

 

[93] Савваитов П. И. Православное учение о способах толкования Св. Писания. СПб., 1857; его же. Библейская герменевтика. СПб., 1859. О нем см.: Исторический вестник. 1895. № 9; ЖМНП. 1895. №9.

 

[94] См.: Cyprien (Kern). Les Traductions Russes des textes patristiques. Chevetogne, 1957.

 

[95] О нем см.: Колосов Я., свящ. Профессор Н. И. Корсунский // У Троицы в Академии. М., 1914. С. 722—724.

 

[96] Бердяев Н. Самопознание. Париж, 1949. С. 193. О нем см.: Зеньковский В., прот. История русской философии. Т. 2. Париж, 1950. С. 298 след.; Лосский Я. О. История русской философии. М., 1954. С. 236 след.; Библиография Н. А. Бердяева, составленная Т. Ф. Кле–пининой: Bibliographie des oeuvres de Nicolas Berdiaev / Etablie par Tamara Klepinine; Introd. de Pierre Pascal. Paris: YMCA–Press, 1978.

 

[97] Безобразов С. Принципы православного толкования слова Божия // Путь. 1928. № 13. См. о нем ниже.

 

[98] Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. Париж, 1966. С. 113.

 

[99] О С. Сольском см.: ТКДА. 1900. №12; о Н. Дроздове: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I; об Иринее Орде и А. Верховском — там же; о В. Михайловском — там же, т. 2; об А. Жданове в предисловии к его книге: Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета. Вып. 1. Сергиев Посад, 1914; о П. Соллярском — Церковный вестник. 1890. №19.

 

[100] О Лопухине см.: Церковный вестник. 1904. №36; Странник. 1905. №9.

 

[101] О Скабаллановиче см.: А. Н. Профессор М. Н. Скабалланович и его вклад в православную богословскую науку // ЖМП. 1973. № 3 (там же указана библиография его трудов). Н. Розанов кроме комментариев для «Толковой Библии» написал «Обозрение посланий св. ап. Павла» (М., 1886). Проф. А. И. Покровскому принадлежит работа «Библейское учение о первобытной религии» (Сергиев Посад, 1901) и ряд статей на библейские темы.

 

[102] Властов Г. К.. Священная летопись первых времен мира и человечества. СПб., 1876–1878. Т. 1–3. О других трудах Властова см.: ПБЭ. Т. 3.

 

[103] О еп. Виталии (Гречулевиче) см.: Антоний (Мельников), архиеп. (впоследствии митр.). Епископ Могилевский и Мстиславский Виталий Гречулевич // ЖМП. 1975. №9. Перечень трудов еп. Феофана Говорова см.: БТ. Сб. 14; о нем: Корсунский И. Н. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М., 1895. О Никаноре Каменском см.: ПС. 1910. №12; Церковные Ведомости. 1910. №49; Исторический Вестник. 1911. №1. Прот. А. Полотебнов был редактором единственного в России библейского журнала «Радость христианина» и автором «Руководства к последовательному толковательному чтению Евангелия» (М., 1906. Кн. 1).

 

[104] О еп. Палладии Пьянкове, авторе толкований на пророков, см.: Московские Церковные Ведомости. 1882. №4. Еп. Петр Екатериновский написал «Объяснение книги св. пророка Исайи» (М., 1887). О еп. Виссарионе (Нечаеве), авторе толкования на «паремии», ветхозаветные церковные чтения, см.: Вольгин А. Памяти епископа Виссариона (Нечаева) // ЖМП. 1972. №2. Об архиеп. Иоанне (Смирнове), авторе толкований на пророков, см.: Родосский А. Указ. соч. С. 186. О еп. Димитрии (Вознесенском), авторе толкования на Псалтирь и Апокалипсис, см.: ЖМП. 1947. №2.

 

[105] Толкование Евангелия. СПб., 1913 (4–е изд.). О прочих трудах Гладкова см.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I.

 

[106] Юнгеров Я. А. Книга пророка Аввакума. 1885. Книга притчей Соломоновых. Казань, 1908; Книга пророка Исайи. Казань, 1909; Книга пророка Иеремии и Плач иеремии. Казань, 1910; Книга пророка Иезекииля. Казань, 1911; Книга пророка Даниила. Казань, 1912; Книги XII малых пророков. Казань, 1913. Проч. труды Юнгерова указаны в приложении В. Воронцова к кн.: Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Т. 1. М., 1916. Митр. Харьковскому Антонию принадлежит толкование на пр. Михея (М., 1887) и кн. «Творения св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова» (Варшава, 1928); об Антонии см.: Никон (Рклицкий). Биография Антония, митрополита Киевского. Т. 1–10. Нью–Йорк, 1956–1964. Еп. Феофану Быстрову, ректору СПб. Духовной Академии принадлежит монография «Тетраграмма, или ветхозаветное Божественное имя». СПб., 1905. О нем см.: Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. МДА. 1966 (машинопись). Прот. Александру Рождественскому, проф. Петербургской Академии, а затем проф. в Софии, принадлежит монументальный экзегетический труд «Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова. Введение, перевод и объяснение по еврейскому тексту и древним переводам» СПб., 1911). О прот. Платонове и прот. В. Четыркине см.: ЖМП. 1948. №12; 1949. №11. Об архиеп. Варфоломее (Ремове), толкователе книги пр. Аввакума (1913) см.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. I.

 

[107] См.: Знаменский И. С. Систематический указатель статей, находящихся в русских духовных журналах по предмету Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета. Полтава — Казань, 1880–1890; указатели к БВ, ХЧ, ПС, ТКДА, ЧОЛДП и труды, указанные в прим. На с. 319.

 

[108] Лопухин А. П. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Т. 1–3. СПб., 1889–1895. Второе издание, начатое в 1915 г., завершено не было.

 

[109] О Богородском см.: ПБЭ. Т. 2. М. Э. Поснов был профессором Священного Писания в Киевской Академии, а затем в Софии. Перечень трудов его см. в его книге «История христианской Церкви» (Брюссель, 1964). О митр. Иосифе Петровых см.: ПБЭ. Т. 7; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. Т. 3.

 

[110] Главная работа прот. А Смирнова: «Мессианские ожидания и верования иудеев около времени Иисуса Христа» (Казань, 1899). Им переведены Кн. Еноха, Юбилеев, Завет XII Патриархов и Псалмы Соломона.

 

[111] О прот. П. Матвевском см.: Мень А., прот. Библиологический словарь. Т. II. О М. Богословском: П. Юнгеров. Памяти проф. М. И. Богословского. Казань, 1916. О прот. И. Артоболевском см.: ПБЭ. Т. 1; о еп. Евдокиме (Мещерском) см.: митр. Мануил (Лемешевский). Русские Православные иерархи. Т. 3; об архим. Григории Борисоглебском см.: Мидовский Н., свящ. Воспоминания об о. архим. Григории (Борисоглебском). М., 1897; труды М. Муретова указаны в ЖМП. 1972. №4; из работ проф. МДА М. Иванова укажем следующие: Язык Библии // ЖМП. 1975. №8; его же. Особенности библейской терминологии // ЖМП. 1975. №10; его же. Псалтирь — книга молитвы // ЖМП. 1979. № 9; его же. Библейская стилистическая симметрия // ЖМП. 1981. №7.

 

[112] См. о нем: Церковный вестник. 1913. №2.

 

[113] См.: Лосев А. Ф. Вл. Соловьев. М., 1983. Там же указана и основная библиография; наиболее полная приложена к 12 тому 3–го изд. Собрания сочинений философа (Брюссель, 1970).

 

[114] Сочинения С. Н. Трубецкого изданы в 6 томах (М., 1906–1912). Библиографию о нем см. в ст. А. Полякова (Философская энциклопедия, М., 1970, т. 5), а также в указ. трудах по русской философии Н. О. Лосского и прот. В. Зеньковского.

 

[115] См.: Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Глубоковс–кого. — ЖМП, 1966, №8. Уже после опубликования этой статьи вышла книга Глубоковского об Апокалипсисе «Откровение славы Божией». Джорданвиль, 1966.

 

[116] О нем см. НЭС, т. 28; Мень А., прот. Указ. Соч., т. 2.

 

[117] Впоследствии — митр. Волоколамский и Юрьевский (Ред.).

 

[118] Оксиюк М. Ф. Учение ап. Павла об оправдании. Киев, 1914 (о митр. Макарии см. ЖМП, 1961, №4); Пи–тирим (Нечаев), архиеп. Пастырская дидактика апостола Иоанна Богослова. — ЖМП, 1984, № 3; Михаил (Мудьюгин), архиеп. Любовь к Богу и к людям в Ветхом и Новом Завете. — ЖМП, 1964, №10; его же. Вера в богословии ап. Павла. — ЖМП, 1982, № 12.

 

[119] Булгаков С., прот. Православие. Очерки учения православной церкви. Paris: YMCA–Press, [1964], с. 67. Экзегеты русской православной библейско–ис–торической школы не оставили цельного библейского курса, в котором были бы суммированы их концепции. В какой–то мере этот пробел заполнен автором данной статьи в работе «Опыт изложения ветхозаветной исагогики в свете работ русской библейской исторической школы и новейших исследований». Загорск, 1983 (машинопись МДА) и др. его книгах на темы Священного Писания.

 

[120] Филарет (Филаретов), еп. Происхождение книги «Екклезиаст». Киев, 1885; экзегетические работы В. Н. Мышцина, П. С. Тычинина, прот. А. Петровского опубликованы в «Толковой Библии».

 

[121] Жданов Л.. Откровение Господа Иисуса Христа о семи азийских церквах. М., 1891.

 

[122] Ельчанинов Л. История религии. М., 1909 (о нем см. в предисловии к его книге «Записи», 4–е изд. Париж, 1978). Статьи И. Д Андреева помещены в НЭС, где он вел библейский отдел.

 

[123] Древний Восток. Памяти академика Бориса Александровича Тураева. М., 1980, сб. 2, с 25. В том же сборнике приведена полная библиография работ Тураева и литература о нем.

 

[124] О Б. И Сове см.: БТ, 1968, сб. 4, с. 37; об А. В. Карташеве см.: Кассиан (Безобразов), еп. Антон Владимирович Карташев. — Православная мысль, 1957, №11.

 

[125] О еп. Кассиане см.: Мень А., прот. Указ. Соч., т. 2.

 

[126] Ум. в 1991 г. (Ред.)

 

[127] Труды прот. А. Князева публиковались главным образом в «Православной мысли» (Париж); перечень их см. в указ. соч. прот. А. Меня, т. 2.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.