Политико-правовой режим: понятие и виды — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Политико-правовой режим: понятие и виды

2023-02-16 18
Политико-правовой режим: понятие и виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политико-правовой режим: понятие и виды

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры.
Виды государственных режимов
1. Демократический - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.

2. Антидемократический - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

· Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режима осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.

· Авторитарный политический режим также характеризуется недемократическими методами управления, однако с относительной свободой экономической деятельности, с «урезанным» набором прав и свобод.

Авторитарный режим:

· Режим личной власти одного человека.

· Диктаторские методы управления.

· Частичный контроль над сми.

· Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

· Запрещена или ограничена деятельность политических партий.

· Разрешено всё, кроме политики.

Тоталитарный режим:

· Общество полностью отчуждено от власти, но не осознает этого.

· Лидер опирается на партию или группу.

· Режим репрессий.

- всеобщий контроль и насилие.

- формирование власти бюрократическим способом.

- полный контроль над всеми сми.

- демократические права и свободы носят формальный характер.

· Структура общества: управляемые и управляющие.

· Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций.

· Запрещено все, кроме того, что разрешено.

Демократический режим:

· Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законом.

· Деятельность политической оппозиции находится вне прямого контроля со стороны власти, если не нарушается закон.

· Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

· Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

· Публичность власти.

· Сми свободны и независимы.

· Права и свободы граждан гарантированы законом.

· Сменяемость властей.

· Конкуренция политических взглядов, идей.

· Возможность прихода к власти оппозиции.

· Сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества.

· Разрешено все, что не запрещено законом.

 

Понятие и типы правопонимания

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленных мыслей деятельности человека, включающих в себя: познание права, его восприятие и оценку, а также отношение к нему как к феномену.

Существует два методологических подхода к определению права:

1) Эмпирический

2) Рационально – идеалистический

Эмпирический подход изучает право в его историческом многообразии и выделяет на этой основе существенные отличия признаков права. Право понимается как совокупность норм, обладающих нормативностью; оно исторически изменчиво и его реализация обеспечивается принудительной силой.

Теории происхождения права

Теория естественного права

Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.

Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за­ложенные самой природой человека.

На­пример, Цицерон говорил, что закон государства, противо­речащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Логически завершенную форму и распро­странение эта концепция получи­ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

Фундаментальную разработку эта теория по­лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят­ственно осуществляться, источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека.

Основными положениями теории естественного права являются:

» право и закон - не одно и то же;

» законы (писаное, "позитивное" право) созданы законода­телями (людьми) и приняты государственными органами;

» право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

» право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

» фактически право и мораль едины, ос­нову права составляют нравственные ценности;

» не всегда законы соответствуют естественному праву;

» права человека имеют естественный характер, принад­лежат человеку от рождения и не зависят от воли зако­нодателя.

Достоинствами теории естественного права яв­ляются:

~ прогрессивность;

~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

~ допущение, что официальные законы не всегда соот­ветствуют естественному праву (то есть, нормам справед­ливости).

~ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

· прямое отождествление права и морали;

· противопоставление писаного (позитивного) и неписа­ного (естественного) права, то есть конкретных формаль­но-определенных юридических норм и абстрактных идей;

· преувеличение роли неписаного права;

· различное понимание людьми идей справедливости.

· отрицание роли государства в правотворче­ском процессе.

Историческая школа пра­ва

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народно­го духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

» право возникает само по себе и формируется посте­пенно (подобно языку и нравам);

» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

» официальные законы являются юридическим оформле­нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

К достоинствам теории права можно отнести те фак­ты, что:

~ обычай действительно предшествовал появлению права;

~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные осо­бенности;

~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на есте­ственность развития права.

Главным недостатком теории является ее обра­щенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

Реалистическая школа

Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг).

Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защи­щенный государством интерес личности. Государство выступа­ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

Отрицательные стороны правового ре­ализма:

— отсутствие прочной юридической основы предпринимае­мых действий и уверенности в конечных их результатах;

— решение юридических дел в пользу экономически и полити­чески сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не сто­ящим у кормила политической власти;

— опасность некомпетентного решения и откровенного про­извола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Марксистская теория права

Эта теория зародилась во вто­рой половине XIX - начале XX в. и являлась господ­ствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).

В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господству­ющего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-норма­тивное выражение. Право — явление производ­ное от государства, в полной мере определяется его волей.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отноше­ний. Оно не могло быть выше, чем экономический и куль­турный строй, породивший его.

Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.

Суть марксистской теории права составляют сле­дующие положения:

» в основе теории лежит классовый подход;

» право - возведенная в закон воля правящего класса;

» право отражает существующие производственные от­ношения, где основная масса средств производства со­средоточена в руках небольшой группы собственников;

» право устанавливается и охраняется государством.

Положительные стороны теории:

~ подведение эконо­мического базиса под вопрос изучения права;

~ трезвая оценка роли государства и государственной элиты в соз­дании права;

~ показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

~ обращает внимание на тесную связь права с государством, ко­торое устанавливает и обеспечивает его.

Основные недостатки теории:

· преувеличение роли классовых антагонизмов,

· недооценка интегрирующей функ­ции права (или средства решения противоречий в обще­стве);

· отсутствие общечеловеческих критериев;

· игнорирование культурных факторов,

· ограниче­ние существовавшего права историческими рамками клас­сового общества.

Сущность позитивистского типа правопонимания. Определения права, исходя из позитивистского правопонимания

Позитивистское понимание права предполагает, что право и закон отождествляется, а под правом понимаются любые властные акты, исходящие от государства, правовые по формам и процедурам принятия( в позитивизме, право – это закон).

Государство, исходя из позитивизма, первично, так как именно оно создает и охраняет право. Причем само государство этим правом может быть и не связано.

Естественные права человека, если они не закреплены в законе, не признаются.

Признаки позитивного права:

1) нормативность (любое право состоит из норм);

2) формальная определенность;

3) системность;

4) всеобщность;

5) обязательность;

6) устанавливается, охраняется и гарантируется государством;

7) обязательная внешняя форма (источник) выражения;

Позитивизм представлен:

· нормативизмом;

· легизм;

· марксизм;

Основоположником нормативизма был Кельзин. Суть своей теории он изложил в работе «Чистая теория права». Право, по мнению Кельзина, выглядит как иерархическая ступенчатая система норм, представленных в виду лестницы или пирамиды, где каждая верхняя ступень обуславливает нижнюю, а нижняя «вытекает» из верхней и подчиняется ей.

Легизм

Сводит право к позитивному закону государства. Все действующие в данном государстве, в данный исторический период правовые акты.

Право – это приказ верховной государственной власти, а государство – это тот источник, из которого берут начало все правовые нормы.

Право, в соответствии с легизмом, - это система формальноопределенных санкционируемых государством общеобязательных правил регулирования общественных отношений, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

В марксизме под правом понимается совокупность общеобязательных норм, установленных либо санкционируемых государством, выражающих волю и интересы господствующего класса, определенных материальными условиями его жизни, то есть право – это возведенная в закон воля господствующего класса.

Сторонники этого правопонимания рассматривают право, как временно необходимое явление для регулирования общественных отношений, которое как и государство отомрет, поскольку исчезнет потребность в нем.

Легистское понятие права отождествляет его с нормативно - правовыми актами.
Социологическое понятие права отождествляет его с актами применения права.
Другими словами государство является единственным и исключительным источником права и все то, о чем говорит государство через свои законы и есть право, т.н. отождествление права с законом.

Соотношение права и закона

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Суть данной проблемы кратно сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и считаются «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям, а, значит, с правом не совпадают. В данном случае для разрешения проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных подхода.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право.

Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права, социально—исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях. В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, и наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не только устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально—политической и иной действительности. Государство, в этом случае, творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.

Но в этом случае возникают вопросы: каков критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых?

В литературе в качестве критерия для разграничения права и закона предлагалась «общая воля», моральные основания – справедливость, добро, гуманность, зло. В этих целях использовалось и понятие – правовой идеал, «закон законов». Но все это все-таки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящее время констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем.

Политико-правовой режим: понятие и виды

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры.
Виды государственных режимов
1. Демократический - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.

2. Антидемократический - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

· Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режима осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.

· Авторитарный политический режим также характеризуется недемократическими методами управления, однако с относительной свободой экономической деятельности, с «урезанным» набором прав и свобод.

Авторитарный режим:

· Режим личной власти одного человека.

· Диктаторские методы управления.

· Частичный контроль над сми.

· Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере.

· Запрещена или ограничена деятельность политических партий.

· Разрешено всё, кроме политики.

Тоталитарный режим:

· Общество полностью отчуждено от власти, но не осознает этого.

· Лидер опирается на партию или группу.

· Режим репрессий.

- всеобщий контроль и насилие.

- формирование власти бюрократическим способом.

- полный контроль над всеми сми.

- демократические права и свободы носят формальный характер.

· Структура общества: управляемые и управляющие.

· Происходит слияние государственного аппарата с аппаратом правящей партии и аппаратом общественных организаций.

· Запрещено все, кроме того, что разрешено.

Демократический режим:

· Пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законом.

· Деятельность политической оппозиции находится вне прямого контроля со стороны власти, если не нарушается закон.

· Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.

· Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.

· Публичность власти.

· Сми свободны и независимы.

· Права и свободы граждан гарантированы законом.

· Сменяемость властей.

· Конкуренция политических взглядов, идей.

· Возможность прихода к власти оппозиции.

· Сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества.

· Разрешено все, что не запрещено законом.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.