Актуальность разработки Концепции — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Актуальность разработки Концепции

2023-02-07 27
Актуальность разработки Концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общие положения

Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (далее – Концепция) развивает основные положения государственной политики в области образования и воспитания, определенные Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, Концепцией формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики,Концепцией развития дополнительного образования детей.

Современное общество Донецкой Народной Республики формирует для системы образования новый социальный заказ: ему необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества. В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования.

Предметом воспитательной деятельности становятся не только теоретические знания, различные компетенции, практические навыки, но и физическое и духовное здоровье, чувственно-эмоциональная сфера, ценностное восприятие себя и окружающего мира, стратегия поведения в социуме и конкретная просоциально ориентированная деятельность. Новое время требует от нас понимания воспитания как главного условия динамичного развития и расцвета общества.

Согласно п.2. ст.2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося наоснове социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил,и норм поведения в интересах человека, семьи, общества игосударства.

Концепция призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на формирование гражданской, культурной, исторической и национальной идентичности подрастающего поколения Донецкой Народной Республики,последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, усиление единения общества.

Концепция определяет основные требования к организации воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике:

осуществление воспитания на уровне, обеспечивающем его высокое качество (эффективность /результативность);

соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам, государственной идеологии;

реализация концептуальных подходов к воспитанию;

преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуально-личностных, гендерных особенностей детей и учащейся молодежи, их здоровья, потребностей и интересов;

профилактика противоправного и небезопасного поведения, зависимостей, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

применение активных форм и методов работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

создание условий для развития творческих способностей детей и учащейся молодежи, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

педагогическая поддержка органов самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив;

включение вопросов воспитания в содержание дополнительного образования педагогических работников всех уровней системы образования.

Концепция утверждает ведущую рольсемьи в вопросах воспитания как планомерного воздействия на личность, направленного на изменение связей ребёнкас миром, с людьми, формирующего егоактивную жизненную и гражданскую позицию. Концепция закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.

Концепция ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-историческийи системно-деятельностный подходык развитию личностного потенциала детей и подростков.

Реализация Концепции предполагает качественные изменения в системе воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей и молодежи, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную жизненную самореализацию – профессиональную и общественную.

Ожидаемые результаты

Реализация Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике должна обеспечить:

укрепление гражданской идентичности, устойчивости и сплоченности общества Донецкой Народной Республики;

повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;

доступность для всех категорий детей и учащейся молодежи качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

разработка и успешная реализация республиканских и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

утверждение в детской и молодежной среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;

повышение эффективности научных исследований в сфере воспитания;

повышение уровня информационной безопасности детей и учащейся молодежи;

формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Концепции.

Понятийный аппарат

Волонтёрство (добровольчество) – институт формирования и развития социальной активности, повышения уровня осознанности жизни и личностной ответственности, воспитания честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра. Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых объединений молодежи.

Воспитание–деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил,норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Детское общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление участников объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания иобучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый винтересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупностьприобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целяхинтеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)профессионального развития человека, удовлетворения его образовательныхпотребностей и интересов.

Одаренность (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм предполагает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

 

 

Общие положения

Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (далее – Концепция) развивает основные положения государственной политики в области образования и воспитания, определенные Конституцией Донецкой Народной Республики, Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, Концепцией формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики,Концепцией развития дополнительного образования детей.

Современное общество Донецкой Народной Республики формирует для системы образования новый социальный заказ: ему необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества. В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования.

Предметом воспитательной деятельности становятся не только теоретические знания, различные компетенции, практические навыки, но и физическое и духовное здоровье, чувственно-эмоциональная сфера, ценностное восприятие себя и окружающего мира, стратегия поведения в социуме и конкретная просоциально ориентированная деятельность. Новое время требует от нас понимания воспитания как главного условия динамичного развития и расцвета общества.

Согласно п.2. ст.2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для социализации и самоопределения обучающегося наоснове социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил,и норм поведения в интересах человека, семьи, общества игосударства.

Концепция призвана консолидировать усилия государства и общества, направленные на формирование гражданской, культурной, исторической и национальной идентичности подрастающего поколения Донецкой Народной Республики,последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, усиление единения общества.

Концепция определяет основные требования к организации воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике:

осуществление воспитания на уровне, обеспечивающем его высокое качество (эффективность /результативность);

соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам, государственной идеологии;

реализация концептуальных подходов к воспитанию;

преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуально-личностных, гендерных особенностей детей и учащейся молодежи, их здоровья, потребностей и интересов;

профилактика противоправного и небезопасного поведения, зависимостей, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

применение активных форм и методов работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

создание условий для развития творческих способностей детей и учащейся молодежи, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

педагогическая поддержка органов самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив;

включение вопросов воспитания в содержание дополнительного образования педагогических работников всех уровней системы образования.

Концепция утверждает ведущую рольсемьи в вопросах воспитания как планомерного воздействия на личность, направленного на изменение связей ребёнкас миром, с людьми, формирующего егоактивную жизненную и гражданскую позицию. Концепция закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.

Концепция ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-историческийи системно-деятельностный подходык развитию личностного потенциала детей и подростков.

Реализация Концепции предполагает качественные изменения в системе воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей и молодежи, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную жизненную самореализацию – профессиональную и общественную.

Актуальность разработки Концепции

Проблема воспитания детей и молодежи постоянно находится в центре внимания государства, так как воспитание является главным средством передачи подрастающему поколениюсоциально-исторического опыта, культуры, духовно-нравственных традиций, накопленных каждым отдельным этносом и человечеством в целом.

Особенностью современногосистемно-деятельностного подхода к оценке воспитательной деятельности образовательных организаций, направленного, в том числе, на воспитание стремления к самостоятельному непрерывному образованию и развитие творческих способностей, является системное видение процесса воспитания, охватывающего различные уровни образования (дошкольное, общее, дополнительное и профессиональное), и выделение целостного комплекса необходимых условий и факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.

В системе образования Донецкой Народной Республикиреализацию воспитательного процесса обеспечивают все категории педагогических работников.

Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики осуществляется организационное и научно-методическое сопровождение воспитательной деятельности в системе образования по следующим направлениям:

патриотическое, в том числе гражданское и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения (воспитание активной гражданской позиции через максимальное вовлечение обучающихся в социально полезную деятельность);

профилактика противоправного поведения обучающихся;

профилактика злоупотребления алкоголем, табаком, наркотиками и их незаконного оборота, воспитание потребности ведения здорового образа жизни;

профилактика суицидального поведения детей и учащейся молодёжи;

организация летнего отдыха, оздоровления детей и подростков.

Во многих образовательных организацияхДонецкой Народной Республики разработаны и внедрены воспитательные системы, ориентированные на потребности обучающихся,педагогов и родителей (законных представителей), учитывающие конкретные социально-педагогическиеусловия, что позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность. Вместе с тем в системе образования Донецкой Народной Республики сохраняются определённые проблемы в воспитании детей и учащейся молодежи:

1. Девальвация в современном социуме общечеловеческих ценностей, потеря им исторической памяти, ощущения долга перед Отечеством. В связи с этим необходима работа по восстановлению утраченной системы основополагающих для нашего народа источников нравственности, складывающейся из патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества, науки, традиционной религии, искусства и литературы, природы, человечества.

2. Слабая взаимная заинтересованность семьи и образовательной организации в сотрудничестве, в том числев вопросах осуществления просветительской работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей). Как следствие, современных родителей волнуют только проблемы успеваемости ребенка, поведения ребенка в школе, взаимоотношений ребенка с одноклассниками, отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми, особенно подросткового возраста.

3.Недостаточная роль управленческого аппарата на муниципальном уровне и в образовательных организациях по вопросам реализации управленческих функций: анализу, планированию, организации, контролю воспитательной деятельности. Так, проведенный анализ планов воспитательной работы в образовательных организациях позволил выявить следующие проблемы в планировании и анализе воспитательной работы:

формализм (отсутствие системного подхода и соответствия потребностям обучающихся, анализ количества вместо качества, боязнь афишировать недостатки в работе, отсутствие выводов в изложении аналитической части);

отсутствие продуктивного целеполагания (расхождение целей и задач, их глобализация, бесцельное и инертное (по привычке, традиционное) планирование мероприятий и др.);

невыполнимость планов в связи с их перегруженностьюмероприятиями.

Отсутствие продуктивного педагогического анализа ведет к искажению истинных целей и задач воспитания, что, в свою очередь, не позволяет продуктивно планировать воспитательную работу образовательной организации.

4. Недостаточная работа управленческого аппарата на муниципальном уровне и в образовательных организациях по вопросам внедрения инновационных технологий, форм и методов изучения состояния и эффективности воспитательной деятельности, в том числе в образовательном процессе.

5.Низкий уровень мотивации педагогов к осуществлению воспитательной деятельности, обусловленный рядом факторов:

воспитательная деятельность личностно и профессионально не значима для педагога;

приоритет в образовательном процессеработы над формированиемзнаний, умений и навыков над личностным развитием ребенка;

отсутствие оценки результатов воспитательной деятельности на уровне образовательной организации;

значительная отсроченность результатов воспитательной деятельности во времени по сравнению с результатами обучения.

Следствием такой мотивации является формальный подход педагогов к организации воспитательной деятельности.

Исходя из вышеобозначенных проблем, следует рассматривать воспитаниеподрастающего поколения Донецкой Народной Республики как неотъемлемую, приоритетную составляющую республиканской образовательной политики.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.