Тест Тьюринга и интуитивный подход — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тест Тьюринга и интуитивный подход

2023-02-03 25
Тест Тьюринга и интуитивный подход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная статья: Тест Тьюринга

Эмпирический тест был предложен Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные машины и разум» (англ. Computing Machinery and Intelligence)[19], опубликованной в 1950 году в философском журнале «Mind». Целью данного теста является определение возможности искусственного мышления, близкого к человеческому.

Стандартная интерпретация этого теста звучит следующим образом: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор». Все участники теста не видят друг друга.

· Самый общий подход предполагает, что ИИ будет способен проявлять поведение, не отличающееся от человеческого, причём в нормальных ситуациях. Эта идея является обобщением подхода теста Тьюринга, который утверждает, что машина станет разумной тогда, когда будет способна поддерживать разговор с обычным человеком, и тот не сможет понять, что говорит с машиной (разговор идёт по переписке).

· Писатели-фантасты часто предлагают ещё один подход: ИИ возникнет тогда, когда машина будет способна чувствовать и творить. Так, хозяин Эндрю Мартина из «Двухсотлетнего человека» начинает относиться к нему как к человеку, когда тот создаёт игрушку по собственному проекту. А Дейта из «Звёздного пути», будучи способным к коммуникации и обучению, мечтает обрести эмоции и интуицию.

Однако последний подход вряд ли выдерживает критику при более детальном рассмотрении. К примеру, несложно создать механизм, который будет оценивать некоторые параметры внешней или внутренней среды и реагировать на их неблагоприятные значения. Про такую систему можно сказать, что у неё есть чувства («боль» — реакция на срабатывание датчика удара, «голод» — реакция на низкий заряд аккумулятора, и т. п.). А кластеры, создаваемые картами Кохонена, и многие другие продукты «интеллектуальных» систем можно рассматривать как вид творчества.

Можно выделить два направления развития ИИ:

· решение проблем, связанных с приближением специализированных систем ИИ к возможностям человека, и их интеграции, которая реализована природой человека (см. Усиление интеллекта);

· создание искусственного разума, представляющего интеграцию уже созданных систем ИИ в единую систему, способную решать проблемы человечества (см. Сильный и слабый искусственный интеллект).

Но в настоящий момент в области искусственного интеллекта наблюдается вовлечение многих предметных областей, имеющих скорее практическое отношение к ИИ, а не фундаментальное. Многие подходы были опробованы, но к возникновению искусственного разума ни одна исследовательская группа пока так и не подошла. Ниже представлены лишь некоторые наиболее известные разработки в области ИИ.

 

6. СОЗНАНИЕ, ОСОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ

Знание возникает благодаря работе органов чувств: нос сигнализирует о неприятном запахе, кожа — о том, холодно или горячо телу, а уши сообщают о том, не слишком ли тихим или громким был звук. однако такое знание не всегда приводит к действию. Знание связано с ощущением изменения среды. С констатацией факта. Не более того. Это всего лишь извлечение данных из ощущений и впечатлений.

Осознание — другое явление. оно связано с работой мозга. Вы извлекаете данные из ощущений и обдумываете их (преобразуете их в уме), желая понять, что же они означают.

При переходе от знания к осознанию человек от данных переходит к информации.

Данные — это воспринимаемые организмом факты; информация же несет в себе понимание того, что может из них последовать. Мы экстраполируем последствия полученных данных и систематизируем их, чтобы принять решение.

Сознание — нечто иное. Оно не является продуктом деятельности мозга, а идет от сердца, вместилища души.

Сознание сопоставляет некую абсолютную ценность с тем, как она велит нам поступить с полученной информацией, и с тем значением, которое она для нас имеет.

· Знание возникает как отчет об изменении.

· Осознание проявляется в понимании последствий того, о чем мы узнали.

· Сознание — это понимание значения и ценности того, что мы осознали.

Человек может знать о чем-то, но не осознавать это знание. Так, ребенок, понимающий, что ему холодно, не осознает реальную возможность заболеть, не надев свитера.

Человек может осознавать последствия своих действий, но подходить к ним с несознательной позиции. Как менеджер компании, который осознает, что его производство загрязняет окружающую среду, но не мучается угрызениями совести, даже понимая, что при этом могут пострадать люди.

Знание является предпосылкой осознания, а осознание — предусловием сознания; невозможно что-то осознать, не зная об этом, и сознательно отнестись к чему-то, не осознавая последствий своих действий.

Полагаю, что все три составляющие присущи нам от рождения, но развиваются последовательно. Сначала приходит знание. С возрастом мы учимся преобразовывать свои впечатления. Этот навык позволяет нам видеть последствия и вырабатывать ответные действия. Так развивается осознание.

Аналогично пара «знание — осведомленность» служит первым этапом развития в бизнесе. Оно начинается с обучения ведению отчетности о прибылях и убытках, извлечения из первичных документов данных об оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности.

 

7. СОЗНАНИЕ КАК ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Анализ структуры сознания издавна принято начинать с созерцания, т. е. с ощущений, восприятий. Все, что содержится в сознании, имеет в ощущении свой источник и свое первоначало. В форме созерцания человек относится к объекту непосредственно: ощущает его и чувствует достоверность его существования. На этом уровне сознания объект — будь он внешний или внутренний — не имеет еще никакого другого мысленного определения. Особенность созерцающего сознания и заключается в том, что оно в силу своей природы неизбежным образом убеждает нас в чувственной достоверности вещей. Фиксация чувственной достоверности — начальный и необходимый момент сознания. Уже ребенок с помощью своих органов чувств убеждается в бытии внешнего мира: материальные предметы оказывают ему сопротивление и противодействие. Он начинает соотносить свои впечатления с внешними предметами, научается глазомеру, различает близкие и далекие предметы и пр.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств; это элементарное, далее психологически неразложимое, не имеющее структуры познавательное явление. В ощущении отражается качество: «Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...». Это выражается и в речи: называя какое-либо ощущение, мы имеем в виду именно «качество», данное в ощущении (красное, голубое, сладкое и т. п.).

Известно, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Вместе с тем ощущения обладают разной степенью ясности осознания. Ощущение выступает как факт сознания не только в смысле его осознанности, но и в том смысле, что оно, как элемент психики, становится содержанием сознания. Все, что выступает в сознании, имеет своим источником ощущения. Они обеспечивают практическое различение между, например, сном и бодрствованием. При помощи ощущений человек как субъект отличает себя от объекта.

Ведущую роль в чувственном познании действительности занимают зрительные ощущения. Человеческий глаз — самый тонкий, универсальный и могучий орган чувств.

Ощущения человека относительно верно отображают реальный мир, в том числе разнообразные свойства окружающих нас предметов. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром.

Целостный чувственно-конкретный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств единичные предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Оно вырастает на основе ощущений, которые предшествуют восприятию. Ощущение может существовать и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения.

Восприятие — это уже структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Так, осязательное восприятие состоит из таких разнородных ощущений: кожно-осязательных, температурных ощущений кожи, болевых ощущений кожи и мышечно-суставных ощущений.

Восприятие есть уже более высокая ступень развития сознания и существенно отличается от ощущений. В живом конкретном восприятии происходит осознание предмета в его нерасчлененной целостности. В дальнейшем процессе осознания предмета мы уже «погружаемся» в частности, познаем отдельные свойства, связи, которые вычленяются путем аналитической мысли из целого. Затем сознание поднимается на более высокий понятийный уровень, отражая сущность предмета в целом, но при внутренней его дифференциации. Восприятие человека нельзя рассматривать как чистую копию того, что существует вне нас. На характер восприятия оказывает влияние социальный опыт, воздействие других людей. Восприятие не только избирательно, но и конструктивно. Стержневым условием формирования, скажем, осязательного образа является активное действие рукой.

Для ощущений и восприятий характерен момент обобщения.

Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти.

Память — это форма познавательной деятельности, направленная на запечатление, сохранение, воспроизведение и переработку поступающей в мозг информации. Память выступает как мощный аккумулятор всей духовной деятельности человека. Богатство памяти является как бы мерой того, насколько человек освоил мир материальной и духовной реальности. Данные памяти вовлекаются в активную деятельность разума, и она всегда связана с сознанием. Без памяти невозможно никакое узнавание. Человек, лишенный памяти, утрачивает всякую способность к сознательной деятельности.

Представление — это такое психическое явление, в котором сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. В нем уже теряется непосредственная чувственная данность объекта сознания. Представление осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения.

Психический процесс, ведущий к созданию представлений и мысленных ситуаций, непосредственно не воспринимавшихся в целом в действительности, составляет воображение. Воображение ориентировано на созидание образов желаемого, возможного будущего, а также образов того, что отсутствует в наличном опыте, но что может быть воссоздано по имеющимся элементам. Эти образы могут просто воспроизводить то, что есть или было, а могут и предвосхищать грядущее новое, направлять практические действия к его реальному созиданию.

Внимание — это сознание, направленное на объект, и потому оно представляет собой единство объекта и субъекта. Внимание связано с активным воздействием субъекта на объект, и тем самым оно тесно связано с волей, практическим действием. Внимание есть форма обнаружения воли, направленной на изменение вещей.

Ощущения и восприятия не достигают уровня сознания, не становятся фактом сознания и в том случае, когда человек, переживая то или иное воздействие, не соотносит свое переживание с вызвавшей их причиной. Однако в определенных условиях неосознанные ощущения могут превратиться в факт сознания.

Мышление — это такая ступень сознания, которая заключается в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном отражении человеком существенных свойств и отношений вещей, в творческом созидании новых идей, в постановке проблем и их решении. Для мышления характерно четкое различение и противопоставление элементов объекта, их объединение в синтетическое целое, обобщение данных чувственного опыта и установление закономерности. Решение проблемы — отличительная особенность мышления.

Решение проблемы в процессе мышления осуществляется посредством операций образами, понятиями, символами. При этом мышление включает в себя сравнение, абстрагирование, обобщение, оценку и конечный выбор.

Мышление индивидуально, личностно, поскольку осуществляется в контексте опыта и способностей данного субъекта (другие не имеют прямого доступа к его мыслям), но оно в то же время социально и по своему содержанию, и по логической форме, и по своей символической основе. Логика мышления складывалась под влиянием логики действий и логики вещей. Мышление — это организованный поисковый процесс, требующий сосредоточенной направленности и собранности на одном предмете, на разрешаемой проблеме.

 

 

 

8. РАССУДОК И РАЗУМ. УМ И МУДРОСТЬ

По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум.

Рассудок – низшая ступень логического понимания. Это, скорее, житейское, расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Большинство представлений, понятий повседневной жизни состоит из того, что именуется рассудком или здравым смыслом.

Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Мышление на уровне разума, освобождается от застывших рассудочных форм и становится осознанно свободным. На уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всесторонности понимания, а также в смысле единства теоретического и практического мышления. На этом уровне знания носят наиболее глубинный и обобщенный характер. Разумное сознание – глубоко диалектический процесс.

Ум. Эффективность мышления зависит от прошлого опыта, реалистичности оценки и умственных способностей человека, что, в свою очередь, предполагает способность оптимальной организации мыш­ления, чувств и поведения человека. Чем совершеннее такая орга­низация, тем совершеннее ум. Умный – значит, хорошо мыслящий. Мышление – это процесс, а ум – способность. Умен и мудр тот, кто об­ладает способностью разобраться и найти решение в сложной, за­путанной, темной обстановке. Глупым же называют человека, мышление которого примитивно, сумбурно. Его суждения непродуманны, бес­порядочны, непоследовательны. В таких случаях говорят: «концы с концами не сведены».

Мудрость. Мера человеческого ума и его эффективность определяются степенью адекватности логике вещей, событий и целесообразности их преобразования. По Демокриту, «от мудрости получаются сле­дующие три [плода]: [дар] хорошо мыслить, хорошо говорить и хо­рошо делать». Умный человек – не просто много знающий. Еще Гераклит подметил, что многознание не научает уму. Желая под­черкнуть отличие мудрости от ума, Аристотель писал, что мудрость есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей. Потому Фалеса, Анаксагора и им подобных называют мудрецами, а не просто умными, что они в своем творчестве игнорируют собственную выгоду. Смысл мудрости, её цель – в истине, в правде и добре. Мудрость невозможна без знания, но знание не равно мудрости: не всякий много знающий мудр. Мудрость придаёт внутреннюю стройность мыслям и добрым поступкам. Мудрость можно кратко определить так: мудрость – это незаурядный ум, нравственно санкционированный. Бандит, вор может быть умным и хитрым, но в нем нет и грана мудрости.

 

9. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ В СОЗНАНИИ

Сознание – это свойство психики человека, которое отвечает за субъективные переживания тех событий, что происходят во внешней среде или же в теле самого человека.

В широком смысле под сознанием понимают отражение действительности в психике человека, не зависимо от того на биологическом, социальном, рациональной или чувственном уровне оно осуществляется.

В узком смысле под сознанием понимают функцию мозга, которая занимается тем что отражает в нашей психике события и явления действительности. Сознание связано с речью человека, а также отвечает за целеполагание и планирование.

Эмоционально сознание несет ответственность за:

· рефлексы

· эмоции

· желания

· накопленный опыт

· мысли

Мысли связаны как с глубинным сознанием, так и с интеллектом.

Эмоциональное сознание представляет собой достаточно сложную систему связей. Эмоциональное сознание берет на себя большую часть работы всего сознания.

Роль осознанных эмоций достаточно велика в нашем сознании. Практически на все что мы встречаем в своей жизни мы первостепенно реагирует именно эмоциональным образом. Эмоции дают нам первое представление о предметах и явлениях действительности, они также определяют и наше дальнейшее отношение к окружающему миру. Помимо всего прочего есть в окружающем мире и вещи, которые для определённого человека могут вообще не существовать, так как эти предметы и явления не вызывают у человека вообще никаких эмоций. Эмоции так де еще отражают и нашу взаимосвязь с определенными людьми и предметами. Чем сильнее эмоции, тем крепче связь. Кроме того, чем сильнее связи, тем мы будем сильнее вовлечены и заинтересованы в процессе кооперации с важными для нас людьми, предметами, явлениями. Исходя из того какую эмоциональную оценку, мы даем явлениям окружающего мира, мы строим свои представления о нем. Безусловно это может быть не всегда объективным.

Этапы развития эмоционального сознания. В развитии сознания можно выделить три основным этапа:

1.На первом этапе наше сознание чувствует мир через ощущения, иными словами на этом этапе для человека существует только то что он в состоянии увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, осязать. На этом этапе человек еще не способен связать впечатления и образ. Человек реагирует только на самый сильный раздражитель. На этом этапе «я», которое мыслит и принимает решения не существует. Поведение регулируется ощущениями, рефлексами и привычками. Данный этап характерен для детского возраста, но некоторые проявления могут встретится и во взрослой жизни, например, когда человек сталкивается с какой-то проблемой, полностью на ней зацикливается и не видит вокруг ничего кроме нее, для человека в этот момент» проблема» - это весь мир.

2. На втором этапе индивидуальное «Я» становится более сильным и независимым. Переход к этому этапу происходит достаточно постепенно и неосознанно. На втором этапе человек может разделить свои ощущения и свое «я». Наша жизнь уже перестает быт разделенной на два противоположных полюса, на черное и белое, теперь в центре нашего мира стоит наше «Я». На данном этапе эмоции связывают нас и то что происходит вокруг. Эмоции отражают наше отношение к окоряющим событиям. Такой мир является субъективным и эгоцентричным. Для этого тапа характерны механизмы психологической защиты. Цель нашего сознания получать максимальное удовольствие и ограждаться от негативного воздействия. Так или иначе на этом этапе нашим сознанием все еще руководят эмоции.

3. Третий этап называется этапом зрелости. Теперь человек стремится не к удовольствиям, а к реальности жизни. Психически и эмоционально зрелый человек в состоянии отделить свое сознание от своих потребностей, эмоций и чувств. На этом этапе человек умеет разграничивать свои собственные субъективные ощущения и мысли от реального мира. Он может сознательно контролировать свои эмоции и чувства. Эмоции на этом этапе становятся элементами творчества. Такие способности наблюдаются у музыкантов, художников, поэтов. Они могут передавать через свои произведения искусства глубокие идеи другим людям.

На этом этапе человек преодолевает власть эмоций, начинает понимать и осознавать суть вещей. Теперь проводниками становятся не эмоции, а разум, интеллект.

 

 

10. ЧТО ТАКОЕ «Я»

В психологии понятие «я» определяют как: «я есть», «я существую». В чем-то это совпадает с дефиницией личности Х. Вольфа (1734 г.): «То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь». Можно сказать, что человеческая особь, или индивид, представляет собой «я» в физической оболочке тела.

В разные периоды жизни человек по-разному ощущает и понимает свое «я», и на это понимание влияет реакция социума на поведение индивида. Словосочетаниями: «Я добрый», «Я умный», «Я способен покорить эту вершину», индивид характеризует себя, свое «я» как бы со стороны, сопоставляя свои возможности с возможностями выбранного им социального образа. Наблюдая за ответами социума, человек как в зеркале, формирует понимание самого себя, своего «я». Возникает многоплановость и изменчивость «я».

В простейшем варианте «я» всегда содержит в себе черты двойственности (дуальности). Важность двойственности удачно подчеркнул социолог Э. Дюркгейм, метко окрестив Homo sapiens — Homo duplex (человек двойственный). Двойственность можно сравнить с двумя сторонами медали.

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

«Я-концепция» определяется как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

 

11. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

2) смысл.

Функции сознания:

1. отражательная,

2. порождающая (творчески-креативная),

3. регулятивно-оценочная,

4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: 1. отражение мира, 2. мышление о нем, 3. способы регуляции человеком своего поведения, 4. сами процессы рефлексии, 5. свое личное сознание.

Самосознание. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функ­ция — защитная.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

 

Критерии самосознания таковы:

1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;

2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

- самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

- самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

1) непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний
психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация лич­ности;

2) целостно-образный, личностный уровень: осознание себя как деятельного субъекта; он проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная
и положительная идентификация и поддержание идентичности Я;

3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень: осознание личностью
содержания собственных мыслительных процессов, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

4) целенаправленно-деятельный уровень: своеобразный синтез трех указанных
уровней, выполнение регулятивно-поведенческих и мотивационных функций
благодаря многочисленным формам самоконтроля, самоорганизации, саморе­гламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокри­тики, самопознания, самовыражения.

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям и осознание его бывают различными:

1. Эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как к самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»)).

2. Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит
к моей группе, он — хороший»).

3. Просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и принимай его таким, каков он есть», «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы
поступили с тобой»).

4. Эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек определенным образом соотнесен с духовным миром, с Богом», «Милосердие, совесть, духов­ность — главное в отношении к другому человеку»).

 

 

12. САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМООЦЕНКА

Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) препятствует выполнению указанных функций.

Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. При некоторых условиях расхождения между самооценкой и оценкой окружающих может возникнуть острый внутриличностный конфликт.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

Ввиду роли, которую в методике психологического исследования играет генетический принцип, можно, далее, говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетический метод в психологии, т.е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, - не сопоставляется с наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте.

Автоматическая природа нашей обычной жизни является главным врагом самонаблюдения и самовспоминания. Автоматическая жизнь может использовать и поглотить всю энергию нашего внимания. Целенаправленные занятия самонаблюдением и самовспоминанием могут привести к пониманию того, как эта автоматическая утрата энергии проявляется лично у вас, и это постепенно приведет к восстановлению чрезвычайно больших количеств энергии, которую вы сможете использовать для целей своей подлинной, изначальной природы.

Самовспоминание включает в себя самонаблюдение, так что отрицать, что вы испытываете страх, когда вы действительно его испытываете, - это не самовспоминание, а фантазия. Более того, активное отрицание эмоций иногда приводит к тому, что эти эмоции лишь приобретают дополнительную энергию. Но ведь вы хотите иметь энергию для самонаблюдения и самовспоминания, а не растрачивать ее целиком на свою борьбу со страхом.

Самонаблюдение – это наблюдение за своими действиями, мыслями, чувствами; метод изучения психических процессов, свойств и состояний при помощи субъективного наблюдения за явлениями своего сознания». Самонаблюдение основывается на общей наблюдательности человека.

МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ - получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ними. Субъект самонаблюдения, выступающий в то, же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему особенности, сформировался в конкретной соц.среде.

 

13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ

В области диагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик. Наиболее популярные из них ¾ самоотчеты, идеографические и проективные техники. Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания приводятся в табл. 16.

К стандартизованным самоотчетам относятся прежде всего тест-опросники, состоящие из утверждений, касающихся:

· отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;

· чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни субъекта;

· поведенческих проявлений;

· взаимоотношений с другими людьми.

Способ ответа широко варьируется от двух- до семиальтернативного выбора, с вербальным или невербальным согласием.

Достоинства и недостатки методик психодиагностики самосознания

Класс методик Достоинства Недостатки
     
Стандартизированные самоотчеты Обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора и количественный подход Апеллируют к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержены влиянию стратегий «самопрезентации», кроме того, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений
Нестандартизированные самоотчеты Снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобранных утверждений Более трудоемки и трудны для количественной обработки и более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемых
Идеографические методики Пространство самоописания на языке испытуемого Проблема дифференцированной системы диагностики заключений и их обоснованности
Проективные методики Устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации Отсутствие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения; необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам; теоретическая проблема разработки обоснованной системы категорий кодирования проективного содержания

Нестандартизованные самоотчеты представляют собой развернутое самоописание, в ко


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.