ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ: все ли они от Бога, и как не ошибиться — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ: все ли они от Бога, и как не ошибиться

2023-02-03 44
ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ: все ли они от Бога, и как не ошибиться 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чудеса и святоотеческое Предание

В наше время часто можно слышать, что различные факты чудес, знамений, видений и пророчеств упоминаются в рассуждениях о вере, для свидетельства истинности той или иной веры. Таинственная и сверхъестественная природа этих явлений побеждает любые аргументы, тем более, что реальность благоухающих потоков мира, кровотечений и исцелений не вызывает сомнения: большинство таких фактов имеет свидетелей, заверено документально, или даже подтверждено научной экспертизой. Однако, задумаемся: каким образом мироточивые иконы, экзорцизм, исцеления и всевозможные знамения в равной степени наблюдаются среди взаимоисключающих конфессий, которые Церковь Христова признает раздорническими, раскольническими или полностью еретическими? Причем наш современник, не всегда достаточно осведомленный в Православном вероучении, испытывает соблазн рассматривать эти явления как действие Божией благодати и в других конфессиях.

Но даже те, кто имеют вполне православные взгляды и на основании святоотеческого учения знают, что все без исключения еретические сообщества вовсе лишены спасительной Благодати, подчас испытывают затруднения в понимании природы еретических чудес. Притом, как будет показано ниже, усматривать в этих чудесах исключительно подлог или сатанинское действие далеко не всегда уместно.

Особенно исчерпывающе об этом написано у преподобного Никона, игумена Черной горы, подвизавшегося возле Антиохии Великой в XI в. и при жизни еще почитавшегося учителем Церкви. Его книги «Пандекты» и «Тактикой» являются тематическими сборниками по актуальным нравственным и каноническим вопросам.

Излагая святоотеческое учение о природе различных чудотворений, преподобный разделяет их следующим образом: 1) чудеса, происходящие у православных, 2) чудеса у еретиков, 3) чудеса у нехристиан. Мы так же будем придерживаться такой последовательности, и, для начала, процитируем вступление к 33-му Слову книги «Пандекты»:

О тех, кто совершает знамения и пророчествует, или видит видения, по попущению Бога; и что этому не следует придавать значения, или считать признаком святости; но принимать во внимание только Правую веру и соблюдение Господних заповедей. Также, о том, что многие из верных, живущих развращенно, совершили и совершают знамения и чудеса, получают откровения и пророчества, дабы посредством знамений многих обольстить и увлечь своими лукавыми деяниями, выдавая свой путь за путь жизни, для чего подобные знамения и совершаются. И некоторые из них, имея помощь от демонов, порождают явственные ереси. Также, что не следует быть легковерными, но если увидим кого-нибудь из верных, или неверных, которые проходят великое телесное подвижничество, или обитают в пустыне, искусные в Писании, или неученые, или сочиняющие собственные писания; или какое-нибудь тело, не разрушившееся за многие годы, или что-нибудь подобное: то не рассматривать это как признак святости, если при этом не увидим наличия совершенного исполнения Господних заповедей и даров Духа, указанных Апостолом, а также, совершенной ненависти тщетной мирской славы, и полного исповедания Православой веры; — без чего все является действием демонов, при попущении Бога, Ему Одному известными судами.

Таким образом, достоверность и спасительность любых чудес и подвигов благочестия преподобный Никон определяет двумя критериями: присутствуют ли в той или иной ситуации чистота Православия и исполнение Божиих заповедей.

Выводы

Постараемся вкратце подытожить содержание цитированных мест из творений преподобного Никона.

1.Чудеса, совершаемые грешниками Православного исповедания, не свидетельствуют об их добродетели и святости.

2. Чудотворения еретиков вовсе не подтверждают истинности их веры.

3. Среди еретиков встречались искренние подвижники, которые старались исполнять заповеди, но при этом были лишены общения с истинной Православной Церковью. Одни из них за труды своего подвижничества получили дар чудотворений, а другие совершали знамения по вере приступающих или по неведомому Промыслу Божию. О тех и других сказано в Евангелии: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7, 22-23).

4. Сами по себе все вообще чудеса, н^могут служить критерием истины, но приобретают смысл в зависимости от того, кто и зачем их совершает.

5. Единственным критерием истины является чистота Православия и соблюдение Божественных заповедей.

6. Посредством ложных чудес демоны стараются ввергнуть людей в заблуждение или относительно нравственности, или относительно вероисповедания.

8. Свидетельство из старообрядческой апологетики

Вдобавок ко всему изложенному, интересно процитировать, в переводе, один из источников старообрядческой апологетики XIX века. К сожалению, отсутствует возможность точного его атрибутирования, — это один из гектографов Рогожской библиотеки. На вопрос новообрядческого миссионера, указывающего на чудеса в никонианской церкви, наш полемист отвечает:

— К чудесам и чудотворениям возможно различное отношение: одни им полностью доверяют, и даже считают доказательством православия того общества, в котором они иногда совершаются, а другие — наоборот, никогда не признают их критерием истины. Мы же, при достаточных признаках истинности, чудес отрицать не станем, но и не будем рассматривать их в качестве свидетельства истинности и православия того общества, где бы они ни совершались. Ибо история Церкви показывает, что чудеса иногда происходили также среди людей, которых Православная Церковь считала еретиками и не правомыслящими.

Далее, — всякое произвольное дело, подразумевает какую-либо, заранее поставленную цель; подобно тому и любое известное чудо, должно иметь сознательное и разумное основание: не только видимую, но и действительную необходимость. При этом, исцеление человека, страдающего по попущению Промысла Божия, не может быть окончательной целью. Цель всегда обнаруживается в необходимости посредством какого-либо чуда, что-нибудь подтвердить или уверить кого-нибудь в истине Божией. Когда еще недостаточно была распространена письменность, или вследствие маловерия, существовала необходимость в сверхъестественных знамениях, подобно тому, как во времена языческой Руси, митрополит Михаил поставил в огонь Евангелие, которое не сгорело. «Чудеса бо не только тех ради страждущих, — читаем в недельном Учительном Евангелии, — но много множае зрящих ради и слышащих творяше Христос, да привлекутся тех ради и друзии».

В церковном словаре Петра Алексеева, на слово «чудотворения» прежде всего приводится 13 глава из Первого послания к коринфянам, которая толкуется следующим образом: на сию главу имеются примечания, что дары чудотворения, по распространении и довольном утверждении Евангельского учения, быть престали. Чудеса прекратились еще до времен Августина, как это видно из его книги «Об истинном благочестии» (глава 25). Они даны были для неверных, а для верных — Писание. Первенствующая Церковь изобиловала чудесами, для призвания неверных. А Церковь последних времен, состоящая из верных, более основывается на Писании, нежели на чудесах. Поэтому в настоящее время в чудесах отпала необходимость. Священное Писание и Священное Предание, как живой голос Православной Вселенской Церкви, намного достовернее знамений и чудес: «Паче мёртвых востающих, Писания достовернейша суть», — говорит святой Иоанн Златоуст. «Если

чудотворец неправо учит, — мы не должны его слушать» (Маргарит, слово 4). Темны и непонятны чудеса, потому что совершали их также и грешники, и еретики, и даже язычники: волхвы творили их и творят. Но в каких случаях и какой силой чудеса совершаются, — это выходит за пределы нашего познания. Так, известно, что некоторые изгоняли бесов, не будучи учениками Христа. Языческие императоры Веспасиан и Адриан, по свидетельству молвы, творили чудеса: исцеляли слепых и больных различными болезнями. Были известны и мнимые чудеса Аполлония Тианского. В книге Никона Черногорца рассказывается о таких ложных чудотворцах, как епископ-еретик, который совершал чудеса; монах-блудник чудодействовал после смерти; другой монах творил чудеса посредством хартии; прелюбодейка, убитая мужем, творила чудеса; еретик-армянин совершал чудеса при жизни и после смерти. И в Прологе на 9 января, повествуется о подобном «чудотворце». Также, спустя двести лет после отпадения Римо-католической церкви от восточного Православия, один католический священник, по имени Фульк, творил чудеса: изгонял демонов, исцелял слепых, немых, глухих, хромых, кому хотел, доставлял благодеяния, а других, кого хотел — наказывал (Робертс, История христианской церкви, 1891 г., стр. 131). Далее, в той же «Истории» говорится и о других чудотворцах католической церкви. Поэтому, свидетельствовать Православие Церкви и богоугодность жизни человека, одними только чудесами, — весьма погрешительно, т.к. противоречит учению св. Церкви.

Заключение

Теперь мы приблизились к важному выводу: если, по словам преподобного Никона, посредством многочисленных ложных чудотворений диявол старается вовлечь легковерных в какое-нибудь заблуждение, нравственное или вероисповедное, то справедливо задаться вопросом: каков общий смысл чудес нашего времени, наблюдаемых одинаково, в самых различных конфессиях и исповеданиях? Не требуется особой проницательности, чтобы заключить, что князь этого мира успешно распространяет очередной миф:

— «Бог есть повсюду», остальное — выдуманные ограничения и условности;

— границы Церкви не объемлются одним Православным исповеданием;

— святые и благодать есть в каждой конфессии;

— добродетели общего характера важнее чистоты Православия;

— важнее всего «общечеловеческие ценности».

Такие взгляды вполне соответствуют духу времени. Здесь мы имеем дело с подменой истинного учения о Церкви — экклезиологической ересью современности. Тем самым, христианство лишается первой заповеди (о любви к Богу; см. Мф. 22, 37-38), становясь всего лишь гуманистическим учением, которое насаждает князь этого века, посредством ложных чудес. Несмотря на обилие печатного слова, современный христианин не всегда еще в достаточной степени знаком со Священным Преданием, отчего он часто предается иллюзиям, сводя содержание веры к общим нравственным нормам и «общечеловеческим ценностям». На примере писаний преподобного Никона, можно убедиться, что Православное Предание (т.е. Учение св. Церкви), столь неприятное и неизвестное для наших современников, чуждо подобного «гуманизма» и решительно его отвергает.

 

ЧУДЕСА И ЗНАМЕНИЯ: все ли они от Бога, и как не ошибиться

Иерей Михаил Родин (РПСЦ)

Крайне актуальное, подробное и аргументированное размышление о природе чудес и знамений, которая, к сожалению, далеко не всегда божественная.
1. Вступление

В человеческой жизни иногда имеют место явления, называемые знамениями или чудесами: видения, откровения, неожиданные и сверхъестественные исцеления, умножение плодов, мироточение икон и т.п. Чудеса происходят вопреки естественным законам природы и не объяснимы с научной точки зрения, т.к. источник их происхождения — в духовном, а не материальном мире. По объяснению блаж. Феофилакта, «знамением называется то, что совершается сообразно с природой, только необыкновенным образом. Таково внезапное исцеление тещи Петра, больной горячкой. Здесь исцеление горячки есть дело, сообразное с природой; оно совершилось необыкновенным образом: как только коснулся Христос, горячка прошла. А чудо есть действие, совершаемое над тем, что бывает не сообразно с природой. Таково исцеление человека, слепого от рождения».

Подлинные чудеса подаются по неизреченному человеколюбию Божию и имеют определенную спасительную цель: утверждение неверных душ в Вере, избавление от врагов, исцеление страждущих душевными и телесными недугами… Многочисленные примеры подобных чудес мы видим как в Ветхом, так и в Новом Завете: прохождение еврейского народа через Чермное море, питание израильтян небесной манной, поражение неприятельского войска Ангелом Божиим (Ветхий Завет); умножение хлебов, укрощение бури, исцеление больных и воскрешение мертвых Христом (Новый Завет).

Диявол, искони ненавистник рода человеческого, также способен являть «чудеса»: чтобы кануть, погубить, увести от истинного Богопознания, а также от Правой Веры и православного Богопочитания. Таковы были «чудеса» египетских магов, состязавшихся с Моисеем (Ветхий Завет); «чудеса», творимые Симоном волхвом во время евангельской проповеди апостола Петра (Новый Завет).

Отличать подлинные, Божии чудеса от мнимых, бесовских, необходимо для каждого из нас, чтобы не увлечься и не впасть в обольщение.В рассуждении о чудесах следует опираться на учение св. Церкви: Священное Писание (особенно святое Евангелие) и Священное Предание (наследие свв. Отцов).

Обратимся к истокам христианской истории. Святой евангелист Марк, завершая свое Евангелие, говорит, что апостолы по вознесении Господа «проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мр. 16, 20). «Видишь — поясняет блаженный Феофилакт, — везде сначала наше (действие), а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало: а когда не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда слово утверждали последующие дела и знамения». Апостолы обращались к Богу с молитвой: «Дай рабам Твоим со всею смелостию говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Исуса» (Деян. 4, 29-30).

Св. апостол Павел также говорит о покорении язычников вере «словом и делом, силою знаний и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15, 19). «Поскольку же знамения и чудеса бывают и силою бесов, то присовокупил: силою Духа Божия», — читаем в Толковом Апостоле. Таким образом, знамения Божии даваемы были в содействие слову Божию (т.е. проповеди Евангелия). При содействии дивных знамений апостолы быстро распространили Веру Христову по вселенной: знамения были ясным и сильным доказательством истины христианства и для варварских, и для образованных народов. Когда же распространено было слово Евангелия и насаждена повсеместно Вера, тогда отъяты знамения, как окончившие свое служение, и перестали действовать в обширном размере и повсюду: совершали их редко избранные святые Божии. Иоанн Златоуст, св. Отец и писатель IV в., говорит, что в его время уже перестало действовать дарование знамений, хотя еще были по местам, преимущественно между иноками, мужи знаменосные. Святитель Григорий Двоеслов, св. Отец VI в., пишет: «Знамения и чудеса были необходимы при начале Церкви Христовой, для распространения веры; подобно как и мы, насаждая деревья, дотоле только поливаем их водою, пока они укоренятся, а когда они вырастут и пустят глубокие корни свои в землю, то перестаем их поливать».

И апостол Павел свидетельствует, что способность говорить на разных языках есть «знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14, 22), «ибо верующие не нуждаются в них, потому что они уже веруют», — поясняет блаженный Феофилакт.

Рассмотрим теперь, каковы по своей сути чудеса и знамения, являемые в наше время, и как учат относиться к ним богоносные Отцы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.