По просвечиваемости и состоянию поверхности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

По просвечиваемости и состоянию поверхности

2023-02-03 33
По просвечиваемости и состоянию поверхности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По просвечиваемости глазури делят

 

прозрачные

прозрачны по внешнему виду

 

Заглушенные =непрозрачные

 

с однофазной микроструктурой, которые не обнаруживают признаков фазового разделения в световом и электронном микроскопах

Несколько фаз –аморфная (стеклофаза)+кристаллы, либо аморфная (стеклофаза)+газовая фаза (пузырьки воздуха), либо две различные по составу фазы (одна фаза, но разные участки обогащены различными хим.элементами)

сохраняют и усиливают цвет керамического черепка, проявляют ангобную и подглазурную роспись.

маскируют цвет черепка, их раньше называли эмалями. Сейчас эмалями называют только стекловидные покрытия по металлу.

Делятся

По фактуре делятся

блестящие

матовые

бесцветные цветные

Глушение глазурей осуществляется:

  Цветные прозрачные глазури используются для покрытия глиняных изделий, декорированных белым ангобом, керамики из светлых глин, для покрытий по белой заглушенной глазури. Наличием в составе глушителей, таких как SnO2; ТiO2; ZnO; Sb2O3; ZrO2 и др. По различным причинам (дефицитность, высокая стоимость, некоторые неудовлетворительные показатели токсичности и экологические факторы и др.) в промышленности строительной керамики применяют в качестве глушителя только циркон (для них характерен ликвационный принцип глушения - когда стекло делится на области, обогащенные цирконием, а также области с повышенным содержанием кремния.). Вещества - глушители могут просто находится в глазурном стекле во взвешенном состоянии, мешая проникновению света к черепку – твердые включения. Чаще вещества растворяются в глазури во время варки или наплавления, а при охлаждении кристаллизуются в виде оксидов или различных соединений, кристаллы которых имеют отличный от глазури коэффициент преломления света, что приводит к отражению световых лучей. Коэф-т преломления стеклообразной фазы 1,5-1,6. Коэф-ты преломления для наиболее часто применяемых глушителей составляют: TiО2 - 2,6; ZrO2 - 2,2; ZrSi04 - 2; SiO2 – 2; CeO - 2,3. Для обеспечения матовости необходима высокая концентрация этих веществ, при небольших размерах кристаллов. Желательной является такая структура, при которой кристаллы глушителя распределены на поверхности глазурного слоя равномерно. Их число в единице объема, помимо массового содержания, зависит от размеров (мало крупных или много мелких) и состава выделений (сколько атомов в соединении – мало – значит кристалликов будет много, много атомов в соединении – значит кристалликов в объеме будет мало). Оптимальное глушение достигается мелкокристаллическими образованиями (0,1-0,2 мкм), концентрация которых достигает 2,5 шт/мкм2.

Ликвацией.

Ликвация - это расслаивание расплава глазури на два или более состава, различных по коэффициенту преломления света. Глушение ликвацией можно сравнить с получением белой непрозрачной эмульсии при интенсивном смешивании прозрачной воды и прозрачного растительного масла.

Путем искусственного получения в глазурном слое мельчайших газовых пузырьков

Преимущества прозрачных глазурей:

 - возможность их использования при подглазурном и надглазурном декорировании,

 - способность окрашиваться керамическими жаростойкими пигментами и красящими оксидами металлов в яркие, сочные, чистых оттенков цвета.

Недостатки:

 - снижают на 2-3% белизну ангоба или глазури основного слоя,

 - отличаются повышенной склонностью к микротрещинам вследствие невысокой прочности однофазного стекла на растяжение.

Заглушенные глазури в 18 в применяли для изготовления белых расписных изделий из окрашенных глин (майолика). Сейчас заглушенные глазури применяют для облицовочной и санитарно-технической керамики.

           

По состоянию поверхности глазури бывают блестящие, полуматовые, матовые, крупно- и мелкокристаллические, кракле, вспененные и т.д.

В настоящее время повышенный интерес художники -дизайнеры проявляют к матовым и полуматовым, глазурям, предназначенным для декорирования керамических изделий. Предпочтение отдается полуматовым покрытиям с шелковистой фактурой поверхности. Такие покрытия достаточно гладкие, обеспечивают хорошую очищаемость поверхности.

Цветные глазури

Глазури окрашиваются оксидами металлов, керамическими пигментами. Красители в глазурь чаще всего вводятся при помоле, но для получения особенно чистых тонов цветных прозрачных глазурей красители вводят при фриттовании глазури, причем красители добавляют максимально возможное количество. При помоле такой глазури для получения нужного тона ее разбавляют бесцветной глазурью.

Наиболее широко применяются пигменты для окраски глазури, реже применяются глазури, окрашенные оксидами металлов, а также другими материалами, включая отходы производства (кристаллические сланцы, диабазы, гальванические шламы, отработанные катализаторы).

Керамические пигменты это алюминаты и силикаты типа шпинелей, виллемиты, гранаты, корунды, силимониты, в ряде случаев прочно окрашенные фосфаты, молибдаты, вольфраматы и ванадаты.

При приготовлений цветных глазурей пигменты вводятся в количестве от 0,1 до 5% (сверх 100%) в зависимости от интенсивности окраски пигментов к желаемой насыщенности цвета покрытия.

Керамические пигменты красочных заводов имеют достаточную степень измельчения и требуют лишь тщательного перемешивания с глазурью. Более широкая палитра цветных покрытий обеспечивается смешиванием двух или трех пигментов в процессе приготовления цветных глазурей, а также путем использования различных фритт (прозрачных, заглушенных и др.).

Окрашивать можно как прозрачные, так и заглушенные глазури. Но следует помнить, что введение керамических пигментов в прозрачные глазури делает их частично или полностью заглушенными в зависимости от количества красителя.

Аналогичным образом ведут себя и оксиды хрома и никеля, растворимость которых в глазурях весьма низка ( до 1,5%). Оксиды железа, кобальта, марганца, меди сравнительно легко растворяются в прозрачных глазурях в количествах до 5%, окрашивая их в различные цвета и сохраняя прозрачными.

Установлено, что для получения чистого цветового тона покрытия необходимо к каждому пигменту строго подбирать глазурь, так как в противном случае пигмент может разрушиться, в результате чего интенсивность окраски уменьшится или покрытие приобретет некачественную окраску.

!!! Цвет глазури, особенно при окрашивании оксидами металлов, зависит от ее химического состава, температуры обжига, количества красителя, среды обжига.

Оксид меди СиО в количестве 1-4% окрашивает свинцовую глазурь в зеленый цвет, щелочную - в синий, свинцовощелочную - в бирюзовый цвет. В восстановительной среде обжига медные глазури окрашиваются в темно-красный цвет ("бычья кровь") или в цвет металлической меди. Повышение содержания СиО в глазурях выше 5-6% приводит к образованию черной глазури, иногда с металлизированной матовой поверхностью.

Перед добавлением оксидов металлов в глазурь, их полезно прокалить в печи для обжига изделий с этой глазурью и на ту же температуру. Дело в том, что в оксидах меди, кобальта, железа, никеля и особенно марганца металлы, в зависимости от среды обжига, могут менять свою валентность, поглощая или выделяя при этом кислород. Например, при восстановительной атмосфере в печи происходит частичное или полное восстановление металлов с выделением кислорода, который вспучивает глазурь. Такое явление чаще наблюдается в печах открытого пламени (горнах), но марганец вспучивает глазурь и при обжиге в электропечах.

Матовые глазури

 (во многих источниках =глухие глазури с принципом глушения выделением твердых включений в глазури)

 

Блестящие глазури далеко не всегда выявляют форму керамических изделий, блеск глазури часто искажает восприятие композиции, особенно рельефных и тематических изделий с большим количеством деталей.

Матовые глазури способствуют лучшему восприятию формы изделия, имеют тусклый блеск, гладкую шелковистую лил шероховатую поверхность в зависимости от способа получения.

Практически любую блестящую глазурь можно перевести в матовую. Многие глазури (особенно сырые) при недожоге дают интересную шероховатую матовую поверхность. Недостаток - такое покрытие непрочно, легко загрязняется и использовать его можно лишь в декоративных целях.

Матовость - явление оптическое, связанное с присутствием множества плоскостей раздела, от которых свет отражается и рассеивается. Матовость обусловлена выделением в глазурном стекле, а также на поверхности кристаллических соединений с выступающими гранями кристаллов, что обеспечивает высокие показатели химической и термической устойчивости, механической прочности, достаточную стабильность декоративного эффекта.

Матовость глазурного покрытия вызвана мелкозернистой кристаллизацией на поверхности слоя с выделением кристаллических соединений, показатели преломления которых значительно отличаются от показателей преломления стеклофазы: волластонита, анортита, геленита, виллемита, диопсида и др.

!!! Для обеспечения матовости глушеных покрытий необходима высокая концентрация этих минералов при небольших размерах кристаллов. Оптимальный размер кристаллов в матовых покрытиях не должен превышать 2 мкм.

В лучших матовых глазурях с гладкой шелковистой поверхностью матовость обусловлена тонкой кристаллизациейповерхности глазури при охлаждении.

Добавляя в блестящую глазурь карбонаты магния, кальция и др. которые разлагаются при температуре выше 900°С с выделением мельчайших пузырьков СО2,также можно получить матовую или вспененную поверхность.

Свинцовые глазури делают матовыми снижая их кислотность, т.е. снижая количество SiO2 в составе глазури и повышая содержание оксидов Na, Ca, Mg, Zn, Ba.

Легкоплавкие свинцовые глазури хорошо переводятся в матовые в присутствии бария, а глазури с температурой плавления 1000-1180° С - цинка и титана.

!!! Матовые глазури с закристаллизованной поверхностью охлаждают по определенному режиму. При ускоренном охлаждении эти глазури могут остаться блестящими или частично матовыми. Если же изделия охлаждать слишком медленно, особенно в интервале 900-1100°С, то на поверхности глазури или в ее слое могут образовываться нагромождения более крупных кристаллов.

Для каждого состава матовой глазури свой режим охлаждения.

На матовость глазурей в определенной степени влияет и среда обжига. Металлизированные глазури лучше получаются, в слабовосстановительном обжиге.

Титановые глазури в восстановительной среде чернеют и вспучиваются.

Матовые глазури окрашиваются также, как и блестящие, оксидами металлов и керамическими пигментами, сырые матовые глазури наносятся на черепок более толстым слоем, чем фриттованные.

 

*Любая матовая тонкокристаллизующаяся глазурь вполне может быть использована в качестве кристаллической, необходимо лишь экспериментально подобрать режим обжига и охлаждения этой глазури для получения декоративных кристаллов.

Кристаллические глазури.

 Глазури с ярко выраженными кристаллами на поверхности или в слое глазури называются кристаллическими. Глазури с крупными до десятков микрометров кристаллами отличаются шероховатой поверхностью.

Не всякая кристаллизация глазури способна украсить изделие. Подбирая состав глазури, режим обжига и охлаждения, можно получить исключительный эффект кристаллизации.

 Управлять процессом кристаллизации глазури довольно сложно, особенно в больших производственных камерных печах, а в туннельных вообще невозможно, так как для этого необходимо выполнить ряд условий:

1. Процесс кристаллизации глазури из расплава можно сравнить с выпадением кристаллов соли какого-либо металла из его пересыщенного водного раствора. Глазурь также должна быть пересыщена оксидами, способными при охлаждении расплава кристаллизоваться в виде оксидов или их соединений (ZnO, Fe2O3 и др.).

2. Глазурь должна содержать вещества, способные образовывать центры кристаллизации -TiO2; NaSiF6; МoОз; V2O5 и др.

3. Определить конечную температуру обжига глазури и время выдержки при ней, достаточное для растворения всех кристаллов, образовавшихся при плавлении глазури.

4. Определить температуру при охлаждении глазури, оптимальную для роста кристаллов и время выдержки при этой температуре.

5. Среда обжига должна быть окислительной или нейтральной.


 

Кристаллические глазури делятся

мелкокристаллические авантюриновые глазури

Авантюриновые глазури

крупнокристаллические глазури

представляют собой скопление мелких сверкающих кристалликов внутри глазурного слоя или на ее поверхности, кажущимися многочисленными мелкими золотистыми блестками.

 

образуют игольчатые или сферолитовые кристаллы на поверхности или в слое глазури размером от 1 до 40мм (игольчатые). Эти глазури высокотемпературны, обладают сильным декоративным эффектом, напоминающим морозный узор на стекле.

В основном это железосодержащие (до 30% Fе3О4 ) глазури, но подобный эффект дают также марганцевые и хромовые глазурные стекла, но они более сложны в получении.

Содержат до 30% ZnO и до 10% Тi2O .

Глазури окрашиваются оксидами Сu; Fe; Mg; Co; Ni; Сг.

 Интересна особенность кристаллов адсорбировать краситель, создавая весьма живописный декор.

Глазурь, окрашенная 1% оксида кобальта образует после обжига с определенным режимом гладкую блестящую бежевого цвета поверхность с утопленными в нее голубыми игольчатыми или сферолитовыми кристаллами. Фон может быть просто светлее по тону, чем кристаллы. Эта способность кристаллов резко выделяет крупнокристаллические глазури по своим декоративным возможностям.

Железосодержащие авантюриновые глазури бывают

легкоплавкими тугоплавкими
с максимальной Т пл 940-950°С С Т пл1100-1150°С

Авантюриновые глазури всегда окрашены в темный свет, причем обжигаемые на высокую температуру могут быт светлее. Могут быть обожены с достаточным эффектом и без выдержки, если печь не слишком быстро остывает. Температура и время выдержки устанавливается опытным путем.

получить декоративные кристаллы в таких глазурях при температуре обжига менее 1150°С практически невозможно. Максимальная температура обжига, оптимальная температура кристаллизации глазури, время выдержки устанавливается экспериментальным путем для каждого состава в отдельности. На основе практических данных определено, что оптимальная температура роста кристаллов на 150-200°С ниже максимальной температуры обжига глазури, а выдержка составляет 2-4часа.

Железосодержащие кристаллические глазури пригодны для гончарного товара и фаянса.

! предназначены для фарфоро-фаянсовых и каменных изделий и обжигаются на температуру 1200-1300°С

 

Наиболее крупные кристаллы образуются в толстом слое расплава, что опытный керамист обязательно учтет при проектировании изделия. Поверхность изделий можно не сплошь укрывать кристаллами, а лишь в намеченных местах. Для этого подбирают обычную глазурь с аналогичной кристаллической глазури температурой плавления и в сыром состоянии в определенных местах вводят в ее слой ("вклеивают") частицы окрашенной фритты кристаллической глазури. Можно окрасить фон, а кристаллическую глазурь ввести неокрашенную. При хорошем навыке работы с кристаллическими глазурями можно получать покрытия с кристаллами различных типов, форм и размеров, в глазури или на ее поверхности, контрастными по отношению к фону или в одной цветовой гамме с ним, сплошную кристаллизацию или по определенному замыслу, т.е. кристаллические глазури обладают поистене неограниченными возможностями при декорировании керамических изделий.

 

Восстановительные глазури (глазури "восстановительного огня", редукционные глазури).

Глазури данного типа, также как и кристаллические, относятся к глазурям с ярко выраженным декоративным эффектом. Эффект напоминает интерференцию бензиновой пленки на поверхности воды. В состав глазури входят оксиды легко восстанавливающихся металлов, таких как медь, серебро, висмут и др., которые при создании в печи соответствующей восстановительной атмосферы переходят в менее окисленное состояние или восстанавливаются до свободного металла в глазурном стекле. В зависимости от многих факторов декоративный эффект может быть самым различным. Повторить в точности эффект восстановления невозможно. Назовем основные факторы, влияющие на эффект восстановления:
- химический состав глазури-основы;

- наличие легковосстанавливающихся оксидов, их химическая чистота и количество;

- цвет черепка;

- наличие глазури-подложки, ее цвет, состав;

 - чистота печного пространства (наличие легковозгорающихся оксидов в печи от ранее проводимых обжигов);

- толщина слоя глазури;

- максимальная температура обжига глазури в печи;

- место изделия в печи;

- температура введения в печь восстановителя;

- вид восстановителя, его количество;

- степень герметизации печи;

- скорость охлаждения печи.

В качестве глазури основы используют бессвинцовые борнощелочные легкоплавкие (940-960С) Свинец довольно легко восстанавливается и изделие окрашивается в черный цвет, заглушающий все остальные. Глазурь-основа может быть подкрашена оксидами Со, Мп и др., которые не восстанавливаются, но существенно меняют эффект восстановления.

В качестве легковосстанавливающихся компонентов добавляют: либо оксид меди, либо оксид меди с оксидом серебра (2-3% и. 0,1-0,5% соответственно).
Медь, серебро и висмут вводят  в глазурь в виде оксидов или в виде солей, причем, если эти соли растворимы в воде, в глазурь необходимо ввести осадитель, иначе эти соли уйдут с водой в керамический черепок, изменив состав глазури.

Глазурь наносится любым из известных способов, но в целях экономии лучше поливом или окунанием. Предварительно на изделие можно нанести глазурь-подкладку (белую или любую цветную), желательно на ту же температуру плавления и той же вязкости расплава, что и восстановительная. Лучше, если "основа" у восстановительной глазури и глазури-подкладки будет глазурь одного состава.

Глазурованные восстановительной глазурью изделия "устанавливают в печь, которую можно герметично закрыть. Печь закрывают, оставляя смотровое окно и поднимают температуру до разлива глазури. При естественном остывании печи, при температуре, примерно на 300 ° С ниже температуры разлива глазури открывают печь (отверстие в печи) и вводят восстановитель. В качестве восстановителя используют практически любые сгораемые органические вещества - уголь, дерево, жидкое топливо, газ, нафталин, парафин, тряпки, резину и др. Печь тщательно закрывают и замазывают "дымящие" отверстия песчаноглиняной замазкой (4 : 1). Вещество - восстановитель под действием высокой температуры загорается и горит до тех пор, пока в печи есть кислород. Вот почему важна герметизация печи. Без доступа воздуха начинается термичекое разложение и неполное сгорание восстановителя с выделением активного углерода ( С ) и оксида углерода (СО), которые для своего окисления "забирают" кислород у легковосстанавливающихся оксидов, входящих в состав глазури (СuО и др.) и восстанавливают их до металлов или закиси СиО+СО->Си+СОз(улетуч), 2СиО + СО -> Си2О + СОз (улетуч), 2СuО + С -> 2Си + СОз (улетучив).

Для каждого состава глазури нужно определить оптимальную температуру становления и вводить восстановитель в момент перехода глазури из жидкотекучего состояния в твердое. Тогда эффект восстановления будет максимальным. При введении восстановителя при завышенной температуре происходит насыщение поверхностного слоя глазури углеродом, образуется серая матовая пленка с разрывами, иногда глазурь вспучивается, восстанавливается в основном медь до закисной формы ("бычья кровь"). Если восстановитель ввести при заниженной температуре, эффекта восстановления может не быть, или полученная радужная пленка легко стирается пальцем.

При восстановлении в несколько приёмов в качестве восстановителя используют в основном жидкое топливо, так как его можно вводить без открывания печи, через специальную трубку с краном. Во избежание взрывов, лучше использовать дизельное топливо, которое не так быстро испаряется и сгорает, как керосин и бензин. Топливо льют через трубу, конец которой в печи погружен в песок, насыпанный в шамотный тигель. Это не лишняя предосторожность во избежание взрыва паров жидкого топлива при остатке кислорода в печи. Топливо заливают порциями от 0,1-0,2 (первые порции) до 0,5 л в зависимости от объема печи. В небольших печах лучше и безопаснее вводить в печь отходы древисины (бруски, щепки, опилки), оставив предварительно свободное место спереди печи, чтобы дрова не касались изделий. Такой восстановитель лучше вводить один раз, забрасывая и опилки и чурки. Восстановительная среда в печи в этом случая сохраняется очень долго, иногда до момента открытия печи.

Открывать печь после восстановительного обжига можно при температуре ниже 250°С, а лучше оставить закрытой до полного остывания. Если открыть печь, т.е. открыть доступ кислороду при высокой температуре (более 300°С), эффект восстановления может исчезнуть на глазах вследствие обратного процесса окисления при высокой температуре.

В случае неудачного восстановления можно нагреть эти же изделия до соответствующей температуры и повторно ввести восстановитель. Получить эффект восстановления можно и другим способом. Изделия глазуруют основой без добавок легковосстанавливающися металлов. Эти добавки в бумажных пакетах в виде легколетучих солей вводят в печь вместе с восстановителем. В печи при высокой температуре соли возгоняются, разлагаются и уже в виде оксидов осаждаются на расплаве глазури. Далее процесс аналогичен вышеописанному.

Красивы так называемые силадоновые глазури, которые широко использовались в Китае. Эти глазури содержат в своем составе оксид железа и окрашиваются в зеленоватый цвет, напоминающий нефрит. Следует отличать восстановительные глазури от люстров, образующих на блестящей поверхности изделий тонкий слой различных оксидов, а также от жидких и патообразных препаратов золота и серебра. Золото и серебро легко восстанавливаются из их органических соединений в окислительной атмосфере. Скипидара, нитробензола, и др. компонентов входящих в состав этих препаратов, достаточно для их восстановления в обычном обжиге.

При обжиге некоторых восстановительных глазурей требуется попеременная смена окислительной и восстановительной атмосферы. Это можно осуществить в газовых печах, регулируя подачу воздуха для горения газа. Восстановление газом или жидким топливом следует проводить с особой осторожностью, так как даже незначительный подсос воздуха в печь, особенно если она имеет вытяжную трубу, может вызвать взрыв в печи. Печи для восстановительных обжигов должны иметь вытяжной зонт, а помещение - хорошую вентиляцию, так как образующийся при неполном сгорании восстановителя угарный газ (СО) может вызвать серьезное отравление организма вплоть до смертельного исхода.

Глазури-кракле

 

Красивая декоративная сетка (сетка волосяных трещин), украшающая поверхность глазурованного изделия, называется эффектом кракле.

Кракле может быть двух видов

кракле, полученное в результате выявления сетки трещин на поверхности глазури (цековое кракле) кракле, образованное разрывами глазурного слоя уже при сушке изделия
получается при несоответствии КТР черепка и глазури Если покрыть обожённое на политой обжиг изделие глазурью с добавкой декстрина (или другого подобного клеящего вещества), то уже после высыхания слой сырой глазури разтрескивается, а после обжига получим кракле, которое называют "крокодиловой кожей". Понятно, что глазури лучше брать одного состава, высоковязкие (заглушенные), окрашенные в разные цвета.

Размер сетки трещин зависит:

Чем больше КТР глазури, чем КТР черепка, тем мельче сетка трещин на глазури после обжига. Рисунок сетки будет зависеть от количества декстрина в глазури, толщины слоя верхней глазури, температуры обжига.
Таким образом цековой сеткой можно в известной мере управлять, меняя состав глазури и керамической массы. Этим путем на одном изделии на глазури одного цвета можно получить разное по рисунку кракле. На рисунок цекового кракле существенное влияние оказывает:  толщина слоя глазури,  температура обжига, режим охлаждения. В легкоплавкие глазури для образования цека вводят оксиды Na2O и К2О вместо части оксида свинца. В тугоплавкие вводят повышенное количество полевого шпата или пегматита взамен оксидов СаО и МgО. Способы выявления:  1) Для выявления сетки кракле втирают в нее любые цветные чернила, тушь, графит. Можно протереть раствором крепкого чая, сахара и прокалить до обугливания. 2) Красивая, "размытая" сетка получается, если изделие с сеткой трещин по белой глазури протереть раствором соли красящего металла (CO,Mn, Fe, Ni, Cr, Cu) и нагреть изделие до размягчения глазури. 3) Изделие с желательно белой глазурью, давшей крупный цек окунаются в глазурь другого цвета. Глазурь задерживается на поверхности глазурованного изделия по линии трещин в глазури, так как через трещины идет интенсивное всасывание воды из суспензии. После невысокого обжига образуется красивая рельефная контрастная сетка.  

 

Натуральные глазури.

Эти глазури изготавливаются из природных легкоплавких глин, имеющих в своем составе большое количество плавней. В качестве добавок в такие глазури вводят суперфосфат, борную кислоту, карбонаты Са и Мд, оксид марганца, пиролюзит. Легкоплавкие глины, как правило, содержат много железа, поэтому цвет этих глазурей от коричневого до черного, а температура обжига от 1000°С до 1300°С.

Соляные глазури, легколетучие и др. Для глазурования тонкодеталированных изделий с целью сохранения рельефа изделия помешкают в .капсель, покрытый изнутри легколетучей глазурью, как правило, содержащей борные соединения. В обжиге пары глазури тончайшим равномерным слоем осаждается на поверхность изделия. В качестве такой, глазури, можно использовать прокаленную буру, легкоплавкие борносвинцовые и борнощелочные глазури. Глазурование солью осуществляется в отдельной печи. В остывающую печь при температуре 1200-1250°С забрасывают увлажненную поваренную соль (NaCI), калийную соль (КС1) или их смесь из расчета 1 кг соли на 1 м3 печи. Соль в печи при высокой температуре в присутствии паров воды разлагается с образованием оксидов Na2O и К2О и хлористого водорода, который улетучивается: NaCi + Н2О -> Na2O + HCl (улетуч).

Оксиды натрия и калия осаждаются на раскаленный керамический черепок, вступают во взаимодействие с его компонентами и образуют на поверхности черепка остеклованные щелочные алюмосиликаты. Цвет полученной пленки зависит от содержания железа в черепке.

 

Потечные глазури, которые часто бывают цветными, накладывают рядом или друг на друга кистью или пульверизатором; при этом они растекаются, образуя своеобразные оттенки.

Вспученные глазури


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.