Гаятри-джаянти (явление Гаятри Деви) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Гаятри-джаянти (явление Гаятри Деви)

2023-02-03 36
Гаятри-джаянти (явление Гаятри Деви) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гаятри-джаянти (явление Гаятри Деви)

Тривикрам / Джйештха. Гаура-экадаши.

Подробное описание праздника

Гаятри-таттва (часть первая)

Браджабаси дас

В качестве очередной статьи на тему «Рамаяны» я хотел написать о том, как в ее тексте чудесным образом закодирована мантра гаятри, слоги которой служат маркерами для каждой тысячи стихов этой великой поэмы о деяниях Господа Рамы. Но, приступив к работе, я понял, что вначале нужно объяснить некоторые технические моменты касающиеся гаятри-мантры, а прежде всего — количества ее слогов. Работая над ними, я обнаружил, что важных для объяснения подтем становится все больше, в результате чего появилась очередная серия статей. Надеюсь, она будет полезной и интересной тем, кто имеет счастливую возможность повторять эту сокровенную мантру и тем, кто интересуется тонкостями ведических писаний.

 

Что означает «гайатри»?

Гāйатрӣ это поэтический размер состоящий из двадцати четырех слогов в трех строках, по восемь слогов в каждой. Это самый короткий размер в Ведах, то есть именно в ведийских самхитах, которые обычно известны как «четыре Веды» (в более поздней литературе, например, в кавйе, изредка можно встретить размеры еще меньше). Хотя по частоте употребления в мантрах «Ригведы» размер гаятри уступает размеру триштуп (4 строки по 11 слогов), тем не менее именно он стал самым священным размером Вед. Его статус подтверждается славой гаятри, как «матери Вед», описанной в Ведах и Пуранах и а также прямым утверждением Самого Господа Кришны в «Бхагавад-гите» (10.35):

гāйатрӣ чхандасāм ахам

«Из размеров Я — гаятри».

Хотя гаятри — это общее название размера, к которому относится огромное количество стихов и мантр, оно стало нарицательным именем одной из них — самой известной мантры Вед, приведенной в «Ригведе» 3.62.10:

тат савитур варен̣йам̇
бхарго девасйа дхӣмахи
дхийо йо нах̣ прачодайāт

«Мы медитируем на превосходнейшее сияние Господа, Савиты (о том, кто имеется в виду — ниже). Пусть оно побудит наш разум к действию».

Помимо «Ригведы» эта мантра также содержится во множестве других шрути. Она несколько раз приводится в «Таиттирийа-самхите» и «Ваджасанейи-самхите», принадлежащим к «Яджур-веде», а также в «Сама-веде» (2.812) и в различных брахманах и упанишадах.

То, что именем «гаятри» называют именно эту мантру среди множества других мантр в этом же размере гаятри можно сравнить с происхождением одного из названий лотоса – панкаджа. Буквально оно означает «рожденный из ила». Из ила может расти много разных растений, но среди них именно лотос (падма), раскрывающийся днем, стал известен как панкаджа, тогда как даже разновидность лотоса, который раскрывается ночью (кумуда), не называют именем панкаджа. Это пример значения слова, в котором соединяются этимологическое и устоявшееся значения (йога-рӯд̣хи). Подобно этому, хотя гаятри – это целая категория гимнов или стихов в определенном размере из 24 слогов, только один из них имеется в виду, когда речь идет о «гаятри-мантре».

Эта мантра также известна как «сāвитрӣ-мантра», по имени божества, к которому она обращена. Более подробно о Савите мы поговорим позже.

Она также известна как «брахма-гаятри», очевидно из-за того, что с незапамятных времен ассоциируется с брахманами, которые начинают свой день с медитации на нее. Некоторые грихья-сутры, древние трактаты по самскарам, допускают возможность, чтобы другие два высших сословия, кшатрии и вайшьи, также получали эту мантру во время упанайаны, но остальные (судя по всему, большинство) при этом предписывают для этих варн другие мантры — в размерах триштубх (4х11 слогов) и джагати (4х12 слогов) соответственно, в соответствии с утверждением из шрути гāйатрйā брāхман̣ам аср̣джата тришт̣убхā рāджанйам джагатйā ваиш́йам — «Творец создал брахманов размером гаятри, правителей — триштубхом, а вайшьев — при помощи джагати».

В этой связи стоит также упомянуть одну интересную деталь. У каждой ведической мантры есть девата, ее божество, и риши, который увидел ее в медитации и передал людям (именно поэтому риши ведических мантр не являются их авторами, как считают мирские ученые, а лишь «провидцами», которым мантры открываются в глубоком трансе — р̣шӣх̣ мантра-драшт̣ā). Примечательно, что риши брахма-гаятри-мантры, ставшей одним из главных символов брахманической культуры, является Вишвамитра, родившийся в семье кшатриев, но обладавший качествами брахмана.

У слова гаятри есть еще одно этимологическое объяснение, которое поясняет почему эта мантра известна просто как «гаятри»:

гāйантам̇ трāйате йасмāт гāйатрӣ ту татах̣ смр̣тā

«Из-за того, что она освобождает повторяющего ее, она известна как «гаятри». (Этот стих есть во многих шастрах: «Сканда Пурана», Каши-кханда 9.53, «Вишну-дхармоттара Пурана» 1.65.9, «Гаятри-калпа» в «Вахни Пуране», «Вьяса-смрити»).

Существует множество различных тайных гаятри-мантр, посвященных различным божествам. Они описаны в эзотерических трактатах по поклонению определенным божествам (тантрах и паддхати), но при этом, как правило, описаны непрямо, а при помощи метода который называется мантроддхара, букв. «извлечение мантры» или «выведение мантры». В нем постепенно перечисляются отдельные слоги или слова мантры, а также упоминаются биджи и необходимые падежи для каждого слова. Из таких сокровенных гаятри-мантр для гаудия-вайшнавов самые важные и применяемые в садхане четыре: савитри-гаятри («брахма-гаятри», используется только среди последователей Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура), гуру-гаятри, гаура-гаятри и кама-гаятри. Последняя из них — неотлична от своего деваты, Самого Господа Кришны.

 

Вишванатх Чакраварти Тхакур и 24½ слога кама-гаятри

Мы все знаем, что «Чайтанья-чаритамрита» (Мадхья 21.125-128) описывает кама-гаятри мантру как состояющую из двадцати четырех с половиной слогов. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами отождествляет ее с обликом Господа Кришны, где каждый из ее слогов соответствует луноподобным частям тела Господа. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур составил книгу под названием «Мантрартха-дипика», в которой он объяснил каждую букву кама-биджи и каждый слог кама-гаятри. В самом конце этой книги он описывает проблему, возникшую у него относительно этого утверждения Кавираджа Госвами о двадцати четырех «с половиной» слогах — ведь если посчитать все слоги в кама-гаятри, то получится двадцать пять слогов! Почему же Кавирадж Госвами говорит, что их должно быть двадцать четыре с половиной и где эта половина слога вместо целого? Вишванатх Чакраварти пишет, что этот вопрос долгое время не давал ему покоя и он совершенно не мог понять как такое возможно. Он просмотрел все доступные ему трактаты по грамматике и метрике, но нигде не нашел даже намека на то, чтобы какой-то из слогов можно было посчитать за половину. Даже если за половину слога принять последнюю букву т в слове прачодайат, то нарушится порядок в котором Кавирадж Госвами описал четыре полных луны в лице Кришны и половину луны в виде Его лба, а затем описал двадцать полных лун в ногтях пальцев рук и ног. Вишванатх Чакраварти был настолько обеспокоен тем, что не способен найти ответ на этот вопрос, что оставил еду и питье и просто сидел на берегу Радха-кунды, намереваясь так оставить свое тело. Он рассуждал, что если человеку не проявлены слоги мантры, которой он поклоняется, то как тогда ему проявится Божество этой мантры? Видя такую решимость Вишванатхи, ночью к нему пришла Сама Шримати Радхарани и сказала, что все написанное Кавираджем Госвами – правда, ибо он – Ее близкая спутница и поэтому знает самые сокровенные тайны. Без Ее милости никто не может их узнать. Затем Шримати Радхика указала Вишванатхе на редкую книгу под названием «Варнагама-бхасват», в которой он сможет найти ответ на мучивший его вопрос. Когда Вишванатха вернулся во внешнее сознание, он нашел эту книгу и обнаружил в ней подтверждение такому объяснению Шримати Радхарани и словам Кавираджа Госвами – слог йа перед слогом ви считается за половину слога («кама-девайа видмахе»). Вот так все сошлось.

 

Браджабаси дас

Почему к мантре добавляются дополнительные слова «ом бхур бхувах свах»?

Это предписывают множественные дхарма-шастры и грихья-сутры (например, «Ашвалайана-грихья-сутра» 3.2.3-4, «Ману-смрити» 2.78, и др.). Такое предписание содержится не только в смрити, но также и в изначальных шрути, только не в таком прямом виде, а скорее в зашифрованных формулировках. Например, в «Таиттирийа-аранйаке» (2.11) описаны пять обязательных ежедневных видов жертвоприношений (панча-маха-ягья), последней из которых является брахма-ягья, изучение Вед. Во время брахма-ягьи предписано повторение савитри-мантры в размере гайатри из «Ригведы» (это и есть наша знаменитая «брахма-гайатри», 3.62.10), но предварив ее священным слогом ом и тремя вйāхр̣ти — мистическими словами «бхӯр-бхувах̣-свах̣» и уже в таком виде мантра гайатри содержится в «Ваджасанейи-самхите» (36.3) из «Шукла-яджур-веды». Вйāхр̣ти буквально означает «призывание», «произнесение». Почему эти магические слова стали так называться объясняется в «Курма Пуране»:

бхӯр-бхувах̣-свас татхā пӯрвам̇ свайам эва свайамбхувā
вйāхр̣тā джн̃āна-дехена тасмāт вйāхр̣тайах̣ смр̣тāх̣

«Поскольку слоги ’бхӯр-бхувах̣-свах̣’ были когда-то призваны самим самосущим Господом Брахмой, чье тело состоит из чистого знания, то они стали известны под названием ’вйāхр̣ти’».

«Таиттирийа-аранйака» (2.11) объясняет, что пранава или ом является высшим из всех слогов (парамам-акшарам), символом трех Вед и трех уровней существования (земля, пространство между землей и небесами и сами небеса), а три мистические вьяхрити — суть всех трех Вед и ведического знания, которые также указывают на эти три уровня бытия, но уже более явно, чем омкара.

 

Что такое бхувах̣?

Если слова бхӯр и свах̣ достаточно понятные, так как указывают на землю и райские планеты, то с бхувах̣ не всегда все понятно. Что представляет собой эта часть вселенной? Что это за «пространство между землей не небесами»?

Это вкратце описано в «Шримад-Бхагаватам» 11.24.11-12:

со ’ср̣джат тапасā йукто раджасā мад-ануграхāт
локāн са-пāлāн виш́вāтмā бхӯр бхувах̣ свар ити тридхā

«Господь Брахма, душа вселенной, наделенный гуной страсти, по Моей милости и благодаря силе своей аскезы создал три вида планет – Бхӯр, Бхувар и Свар, вместе с их повелителями.

 

девāнāм ока āсӣт свар бхӯтāнāм̇ ча бхувах̣ падам
мартйāдӣнāм̇ ча бхӯр локах̣ сиддхāнāм̇ тритайāт парам

Сварлока стала обителью богов, бхуварлока – обителью безтелесных духов, а бхурлока — обителью смерных людей. Но обители достигших совершенства живых существ находятся за пределами эти трех систем».

 

Слава вьяхрити

Из приведенного в «Бхагаватам» описания бхуварлоки как обители духов можно сделать вывод, что ее упоминание неблагопритяно, но «Курма Пурана» (2.14.51-54) устраняет эти опасения, не оставляя оснований для подобных выводов:

ом̇-кāрам āдитах̣ кр̣твā вйāхр̣тис тад анантарам
тато ‘дхӣйӣта сāвитрӣм экāгра-ш́раддхайāнвитах̣

«Повторив вначале слог ом и сразу после него – вьяхрити, нужно повторить савитри-мантру («брахма-гайатри»), с сконцентрированной верой.

 

пурā-калпе самутпаннā бхӯр-бхувах̣-свах̣-санāтанāх̣
махā-вйāхр̣тайас тисрах̣ сарвāш́убха-нибархан̣āх̣

Вечные слоги бхӯр, бхувах̣, свах̣ возникли в прошлые времена. Они есть великие вьяхрити, устраняющие все неблагопритяное.

прадхāна-пурушах̣ кāло брахма-вишн̣у-махеш́варāх̣
саттвам̇ раджас тамас тисрах̣ крамāд вйāхр̣тайах̣ смр̣тāх̣

Эти священные слоги вьяхрити представляют собой по очереди: материальную энергию, Верховного Господа и время; Брахму, Вишну и Шиву; благость, страсть и невежество.

 

ом̇-кāрас тат-парам̇ брахма сāвитрӣ сйāт тад акшарам
еша мантро махāбхāга сāрāтсāра удāхр̣тах̣

Слог «ом» – это Верховная Абсолютная Истина и савитри-мантра также является Ею, нетленной истиной. Эта мантра, о удачливый, является сутью самой сути».

Так что, все три вьяхрити очень благоприятны и устраняют все неблагоприятное влияние.

 

Слава гайатри с омкарой и вьяхрити

В «Ману-смрити» (2.76-77) о пранаве и вьяхрити сказано следующее:

 

а-кāрам̇ чāпй у-кāрам̇ ча ма-кāрам̇ ча праджāпатих̣
веда-трайāн нирадухад бхӯр-бхувах̣-свар итӣти ча

«Господь Брахма, повелитель всех существ, выдоил из трех Вед три буквы а, у, м и три священных слога «бхӯр-бхувах̣-свах̣».

трибхйа эва ту ведебхйах̣ пāдам̇ пāдам адӯдухат
тад итй р̣чо’сйāх̣ сāвитрйāх̣ парамешт̣хӣ праджāпатих̣

«Господь Брахма, повелитель всех существ, пребывающий в высочайшей обители, выдоил из каждой из трех Вед по одной строчке мантры Савитри, начинающейся со слова «тат». (Эти же стихи приводятся и в «Вишну-смрити» 55.10-11).

Таким образом, после омкары и вьяхрити произносится савитри-мантра (брахма-гайатри), в которой выражается просьба о том, чтобы превосходнейшее и избавляющее от тьмы сияние Савиты (о том кто здесь имеется в виду мы поговорим позже) «запустило» наш разум либо в ритуальной деятельности (карма), в праведной жизни (дхарме), в медитации на Него (дхйане) или в поклонении Ему (упасане) — в зависимости от адхикары повторяющего.

Одна из древних дхарма-шастр «Баудхайана-дхарма-сутра» (2.5.8.13) цитирует утверждение, в котором весь этот комплекс брахма-гайатри описан как очищающий брахмана от греха:

 

пран̣аво вйāхр̣тайах̣ сāвитрӣ чаитй эте пан̃ча брахма-йаджн̃ā ахар-ахар брāхман̣ам̇ килбишāт пāвайанти

«Слог ом, три вьяхрти и савитри (брахма-гайатри) — эти пять видов брахма-ягьи (жертвоприношений Вед) ежедневно очищают брахмана от греха».

Многократное повторение савитри-мантры вместе с вьяхрити (тысячу раз, например, или многократное ежедневное повторение на протяжении месяца), сопровождаемое пранаямой, предписывается во многих дхарма-шастрах в качестве могущественной прайашчитты за различные грехи, которые могли совершить дваждырожденные.

В «Ману-смрти» (2.81) утверждается:

ом̇-кāра-пӯрвикāс тисро махā-вйāхр̣тайо’вйайāх̣
трипадā чаива сāвитрӣ виджн̃ейам̇ брахман̣о мукхам

«Нужно понимать, что три вьяхрити, приводящие к нетленным результатам, и савитри-мантра из трех строк, предваренные священным слогом «ом», являются устами Вед (ведь с них начинается постижение Вед), а также вратами к достижению Верховного Господа, Высшего Брахмана».

Шрила Мадхвачарья в свойственной ему (как и Шри Чайтанье Махапрабху) традиции объяснять связь всего с Господом Вишну и Его величием, в мангалачаране к своему комментарию к «Ригведе» раскрывает мантру гайатри вместе с омкарой и вьяхрити как непосредственные указания или даже описания Верховного Господа:

ом аш́еша-гун̣āдхāра ити нāрāйан̣о ’пй асау
пӯрн̣о бхӯти-варонанта-сукхо йад вйāхр̣тӣритах̣

«Слог ом есть вместилище бесчисленных добродетелей, он является Самим Нараяной. Вьяхрити также указывают на Него — полного в Себе (бхӯр), обладающего величайшим могуществом и богатствами (бхувах̣) и исполненного безграничного счастья (свах̣)». (Перевод сделан в соответствии с расшифровкой закодированных слов Мадхвы, данной его комментатором Джаятиртхой).

Комментируя эти слова Мадхвы, Джаятиртха также пишет:

пран̣авāртхā вйāхр̣тайа ити вачанāт… вйāхр̣тй-артхатвāд гāйатрйāх̣

«Ибо сказано, что вьяхрити объясняют слог ом… И поскольку гайатри является объяснением смысла вьяхрити».

Далее Мадхва вкратце передает смысл каждой строки гайатри:

гун̣аис татах̣ прасавитā варан̣ӣйо гун̣оннатех̣
бхā-рати-джн̃āна-рӯпатвāд бхарго дхйейо ’кхилаир джанаих̣
прерако ’ш́еша-буддхӣнāм̇ са гāйатрй-артха иритах̣

«Господь, отец всего мироздания (Савита), исполненный всех достояний (тат), является объектом поклонения (варен̣йа) из-за возвышенности Своих добродетелей. Из-за того, что Он излучает сияние, любит развлекаться и исполнен знания, Он известен как Бхарга (каждый слог этого слова указывает на качества Господа: бха = сияние, р = развлечения, га = знание). На Него должны медитировать все люди. Он — побуждает бесчисленные разумные существа. Он является значением гайатри-мантры».

В другом месте Шри Мадхва, ссылаясь на неизвестное в наше время произведение «Сат-таттву», объясняет, что даже само слово «гайатри» также является одним из имен Господа Вишну:

тан-них̣ср̣татвāд ведāнāм̇ гāйакас трāти чāкхилам
ато гāйатри-нāмāсау вāсудево парах̣ пумāн

«Гайатри — это имя Высшего мужчины, Господа Васудевы, потому что Он — певец (гайака) Вед, так как они изошли из Него, а также Он спасает (трати) всех без остатка». (Цитата из «Сат-таттвы», приведенная в комментарии к «Чхандогья-упанишад 3.12.1»).

Итак, все три составляющие гайатри-мантры — омкара, вьяхрити и сама гайатри являются описанием Верховного Господа с разной степенью лаконичности, среди которых каждое описание является объяснением предыдущего.

В соответствии с знаменитым утверждением из «Гаруда Пураны» гāйатрӣ-бхāшйа-рӯпо’сау, «Шримад-бхагаватам» является комментарием на мантру гайатри. Самый первый его стих напрямую связан с ней и точно соответствует ее словам.

 

К кому обращена савитри-мантра (брахма-гайатри)?

Хотя из приведенного выше объяснения Мадхвачарьи ответ на этот вопрос уже получен, тем не менее, я хотел бы подробноее остановиться на этом. К кому же все-таки обращена эта мантра — к богу солнца или к Господу Вишну?

Слово савитā (савитр̣) имеет значение «производящий», «приводящий в движение». Оно происходит от корня сӯ, имеющего значения «производить», «начинать», «творить», «побуждать», «запускать в движение», «оживлять». В Ведах этим именем часто называют солнце, Сурью, чье имя также связано с этими видами деятельности — в «Махабхашье» Патанджали (3.1.114) слово сурья объясняется следующим образом:

саран̣āт вā сувати вā карман̣и ити сӯрйах̣

«Сурья [так зовется] из-за того, что движется или из-за того, что побуждает к деятельности».

Относительно этих двух имен солнца Сайана Ачарья в своем комментарии к «Ригведе» (5.81.4) объясняет:

удайāт пӯрвабхāвӣ савитā удайāстамайавартӣ сӯрйа ити

«До восхода солнце известно как Савита, а после восхода и до заката — как Сурья».

Вопрос, к кому обращена мантра гаятри когда-то давно, в самом начале Кали-юги, задал правнук Господа Кришны своему гуру Маркандейе в «Вишну-дхармоттара Пуране»:

хотавйе вишн̣у-даиватйе сāвитрӣ ме твайодитā
хома-карман̣ӣ сандехо махāн ме бхр̣гу-нандана

«О Маркандейа! Ты рассказал мне о савитри-мантре [гаятри-мантре], которую нужно повторять во время огненного подношения посвященного Господу Вишну. О радость династии Бхригу! У меня возникло большое сомнение относительно совершения такого жертвоприношения.

савитā даиватам̇ тасйāх̣ сāвитрӣтй учйате татах̣
татхā катхам̇ ту картавйам̇ хома-карма ча ваишн̣авам

Божество этой мантры — Савита, солнце, и поэтому она называется «савитри». Как же тогда можно совершать огненное подношение Вишну с этой мантрой?»

В ответ на такой вопрос Ваджры Маркандейа сказал:

са вишн̣ур бхуванāдхāро йасйедам̇ сакалам̇ джагат
варен̣йам̇ тач ча савитур бхарга-вāчйам̇ ту йогинāм
дхйейам̇ парам̇ тад уддишт̣ам̇ бахир-анташ́ ча йāдава

«Он, Господь Вишну, — основа всех миров. Ему принадлежит вся вселенная. Он лучший из всех (варен̣йа), тот изначальный Савита, источник всего, на которого указывает слово «сияние» (бхарга), — высший объект медитации для йогов, описанный как пребывающий вне и внутри всего, о потомок династии Яду.

дхӣ-ш́абда-вāчйам̇ брахмāн̣ам̇ прачодайати йах̣ садā
ср̣шт̣й-артхам̇ бхагавāн вишн̣ух̣ савитā са ту кӣртитах̣

Господь Вишну всегда побуждает Брахму, на которого [в гаятри] указывает слово дхӣ («дхийо…»), к творению материального мира. Поэтому Он известен как Савита».

[Такой же стих содержится в разделе посвященному славе гайатри под названием «Гайатри-калпа» в «Вахни Пуране», известной также как «Агнейа Пурана» или «изначальная Агни Пурана»]

сарва-лока-прасаванāт савитā са ту кӣртйате
йатас тад-дева-даиватйā сāвитрӣтй учйате татāх̣
гāнāд вā трāйате йасмāд гāйатрӣ вā тадā смр̣тā

Так как Он сотворил все миры, Его называют Савитой («творцом»). Поэтому мантра, обращенная к Нему, как к своему божеству, называется «савитри-мантрой». Либо же ее знают как «гайатри», потому что она освобождает когда ее поют». (Вишну-дхармоттара Пурана», 1.165.1,2,6-9).

Поэтому «Савита» в высшем смысле, в своем первоначальном значении, это не кто иной как Господь Вишну, творец всего и побуждающий всех к действию. Уже потом, как вторичный творец и побудитель, под именем «Савита» известен и Сурья.

Это касается не только Савиты — изначально все имена полубогов это имена Господа Вишну и в своем высшем, первоначальном смысле они все указывают на Него. Лишь во вторичном значении, вызванном необходимостью практической стороны существования материального мира, они указывают на полубогов. В этой связи уместно будет рассмотреть похожий пример с именем Агни, который также непосредственно связан с гайатри.

 

Агни как девата размера гайатри

Во многих местах в шастре утверждается, что божеством размера гайатри из 24 слогов является Агни (например, «Шатапатха Брахмана» 1.3.5.4, принадлежащая к «Йаджур Веде» говорит: гāйатрам вā агнеш́ чхандах̣). Не удивительно поэтому, что именно в «Агни Пуране» и «Вахни Пуране» (Вахни — это другое имя Агни) содержится подробное объяснение гайатри-мантры. Не будет излишним в данном контексте упомянуть, что имя «Агни» это не только имя бога огня, но прежде всего (как и все остальные имена богов) является именем изначального источника всех богов, наделившего их всех частью Своего могущества, полномочиями и именами — Господа Вишну. В «Ригведе» (10.82.3) сказано:

йо нах̣ питā джанитā йо видхāтā дхāмāни веда бхуванāни виш́вā
йо девāнāм̇ нāмадхā ека эва там̇ сампраш́нам бхуванā йантй анйā

«Тот, кто является нашим отцом (защитником) и родителем, щедро раздающий и повелевающий, который знает все обители и всех существ, дающий богам имена, единственный — к Нему обращаются другие живые существа с вопросами».

С имени «Агни» и с мантры в размере гайатри, обращенного к Агни, начинается «Ригведа». Последний гимн «Ригведы» также посвящен Агни и потом всем богам. Объясняя первое слово «Ригведы» в своем комментарии к ней, Шрила Мадхвачарья приводит следующие толкования имени «Агни»:

агни-ш́абдо ‘йам агра эвāбхипӯджйатāм
агрйатвам агра-нетр̣твам аттим-ан̇гāганетр̣тāм

1) «тот, кого нужно почитать в первую очередь» (агре āбхипӯджйатāм),
2) «первейший из всех или превосходящий всех» (агрйатвам),
3) «первопричина или перводвигатель всего» (агра-нетр̣твам),
4) «поглощающий все» (аттим),
5) «приводяший в движение все тела» (ан̇га-нетр̣тāм)
6) «приводящий в движение всю вселенную» (ага-нетр̣тāм).

Подобное же толкование имени Агни как изначального имени Вишну Мадхва приводит в 14 местах своих комментариев. Еще в 7 других местах он показывает, как «Агни» может указывать на Лакшми, Ваю, Брахму и Гаруду.

Как видно из этих объяснений (на самом деле это не просто толкования, а этимологии, которые Джайатиртха в своем подкомментарии подтверждает правилами санскритской грамматики), эти значения подходят как полубогу огня Агни, так и Верховному Господу Вишну, но Агни обладает описанными качествами в ограниченном количестве, тогда как в Господе Вишну они неограничены, поэтому «Агни» это прежде всего имя Вишну и только потом имя бога огня.

Аналогичным образом, Савита и Сурья — это прежде всего имена Господа Вишну, и только потом имена полубога солнца. Поэтому мантра гаятри обращена прежде всего к изначальному Господу Вишну, творцу и вдохновителю всех и всего.

Если кому-то интересно узнать больше свидетельств того, что мантра гайатри обращена к Верховному Господу Вишну, то стоит обратиться к «Таттва-сандарбхе (22) и «Параматма-сандарбхе» (105) Шрилы Дживы Госвами, а также к его отдельной работе посвященной гаятри-мантре — «Гайатри-вйакхйа-виврити», представляющей собой его комментарий на толкования гаятри-мантры из «Агни Пураны».

 

Браджабаси дас

Сегодня день явления Гаятри Деви, гаятри-джаянти (по одной из распространенных традиций). В этот знаменательный день я заканчиваю серию статей о славе гаятри-мантры описанием того, как она чудесным образом зашифрована в тексте «Рамаяны».

В самом конце «Рамаяны» сказано:

гāйатрйāш́ ча сварӯпам̇ тад рāмāйан̣ам ануттамам

«Та несравненная «Рамаяна» является самой сутью гаятри-мантры». (7.111.17).

А в начале «Рамаяны» сказано:

чатурвим̇ш́ат-сахасрāн̣и ш́локāнāм уктавāн р̣ших̣
татхā сарга-ш́атāн пан̃ча шат̣-кāн̣д̣āни татхоттарам

«Мудрец Валмики поведал 24000 стихов (шлок), а также 500 глав (сарг), шесть книг (канд) и Уттара-канду». (1.4.2)

Некоторые комментаторы «Рамаяны», к числу которых принадлежат прежде всего Говиндараджа (16 век) и Махешвара Тиртха (17 век), соотносят количество стихов в ней с количеством слогов в савитри-мантре (гаятри), отмечая при этом, что каждый слог начинает новую тысячу стихов великой поэмы о деяниях Рамы.

 

Следует отметить, что «тысяча» в некоторых местах — приблизительное число (то есть, не всегда точно 1000), как об этом говорят сами комментаторы. Так, например, Говиндараджа пишет в комментарии к этому стиху 1.4.2:

йадй апй āдхунике пāт̣хе ш́локāнāм̇ саргāн̣āм̇ ча випарйāсо др̣ш́йате татхāпи баху-чатурйугāнтаритатвена виплаво йуктах̣ йад вā сан̇калпа-мāтра-паро ‘йам̇ ш́локах̣ кр̣тавāн карттум удйукта итй артхах̣ грантха-самāпти-даш́āйāм̇ кāпи вр̣ддхир упаджāтети на ко ‘пи виродхах̣ йад вā анйӯнāбхипрāйам идам̇ вачанам, пан̃чаш́ата-саргешу чатурвим̇ш́ати-сахасра-ш́локешу ча на нйӯнатетй артхах̣ йад вā алпӣйасӣм адхика-сан̇кхйāм анāдр̣тйа пракр̣шт̣а-сан̇кхйайā вйападеш́о ‘йам йатхā «манвантарам̇ ту дивйāнāм̇ йугāнāм эка-саптатих̣» итй амарах̣ «чатурйуга-сахасрāн̣и брахман̣о динам учйате» итй укта-брахма-динасйа чатурдаш́а-манв-анусāрен̣а чатурдаш́а-дхā вибхāге манвантарасйаика-саптатй āдхикйāт

«В современных версиях текста «Рамаяны» наблюдается несоотвествие в количестве стихов и глав, это из-за разбежностей, возникших из-за прошествия многих чатур-юг (миллионов лет). Другое возможное объяснение — этот стих представляет собой лишь описание намерения автора (санкалпы), другими словами «создал» имеет значение «собрался создать». Когда в конце, на стадии завершении книги возникает некое увеличение ее объема, то это совершенно не является противоречием. Либо же эти слова были сказаны с намерением «не меньше», то есть «не меньше, чем в 24000 стихов и в 500 главах». Либо же это указание на круглое число, пренебрегая при этом числом, которое всего лишь в незначительной степени больше его, подобно следующему примеру: в «Амара-коше» сказано «Манвантара состоит из 71 дивья-юги», а в другом месте сказано «День Брахмы – это 1000 дивья-юг». Но если разделить день Брахмы на 14 манвантар, то получится немного больше, чем 71 дивья-юга [14.0845]». Затем Говиндараджа приводит точное количество стихов в его версии «Рамаяны» — 24253, что не намного больше чем круглое число 24000, упомянутое в этом стихе.

1. та[т]

В самом начале «Рамаяны» ее автор, великий мудрец Валмики, следуя предписанию тад виддхи пран̣ипāтена парипраш́нена севайā — «узнай эту истину при помощи предания гуру, вопрошания и служения», задает вопрос великому мудрецу Нараде Муни, который по воле провидения оказался рядом с его ашрамом. Помимо этого, его вопрос служит причиной для последующего повествования Нарады о деяниях Рамы, которая является необходимостью, в соответствии с предписанием Ману нāпр̣шт̣ах̣ касйачид брӯйāт — «человек не обязан говорить, не будучи спрошенным» («Ману-смрити» 2.110). На этом сходятся комментаторы. Но при этом первое слово «Рамаяны», тапах, указывает на первый слог гаятри-мантры, таким образом начинаясь вместе с ней:

тапах̣-свāдхйāйа-ниратам̇ тапасвӣ вāг-видāм̇ варам
нāрадам̇ парипапраччха вāлмӣкир муни-пун̇гавам

«Аскет Валмики спросил Нараду Муни, лучшего из мудрецов и знатоков Вед, поглощенного тапасьей и изучением священных писаний». (1.1.1)

Комментируя этот стих, Говиндараджа пишет:

асйа ш́рӣ-рāмāйан̣асйа гāйатрй акшара-сан̇кхйāнусāрен̣а чатурвим̇ш́ати-сахасра-грантха-сан̇кхйайā правр̣ттатвāт пратхама сахасропакраме та-кāрах̣ прайоктавйа ити сатсв апи брахма-вāчакешу ш́абдāнтарешу тапах̣-ш́абдасйаива прайогах̣

«Поскольку Шри Рамаяна следует количеству слогов в гаятри-мантре и составлена из 24000 стихов, в начале первой тысячи должен был использован слог та. И хотя существуют и другие слова, указывающие на абсолютную истину (или Веды), употреблено именно слово тапах̣».

В своем комментарии Говиндараджа очень подробно объясняет каждое слово этого первого стиха, особенно самое первое, тапах̣. Если вкратце, то оно имеет значения «аскеза», «знание», «Веды», «Абсолютная Истина», «философия Веданты», «грамматика санскрита» и проч. Но поскольку гаятри-мантра начинается со слова тат, то в стихе употреблено слово тапах̣, также начнающееся с этого же слога.

Также Говиндараджа приводит еще несколько интересных подробностей, связанных с буквой т в самом начале произведения:

прабандхāдау та-кāра-прайогаш́ чāваш́йаках̣ тасйа вактур вāчакасйа ча саукхйа-каратвāт татхоктам— «васту-лāбха-каро н̣ас ту та-кāрах̣ саукхйа-дāйаках̣» ити сāхитйа-чӯд̣āман̣ау ту—»та-кāро вигхна-нāш́аках̣» итй уктам

«Использование буквы т в начале произведения обязательно. Она приносит ощущение счастья читателю и рассказчику. Об этом сказано так: «Слог н̣а дарует обретение цели, тогда как буква т дарует радость и счастье». В «Сахитья-чудамани» однако сказано также: «Буква т уничтожает препятствия».

Махешвара Тиртха в своем комментарии к первому стиху «Рамаяны» пишет:

атха чатурвим̇ш́атй-акшара-гāйатрйāкхйа-пара-брахма-видйā-вилāса-бхӯтам̇ рāмāйан̣ам̇ чатурвим̇ш́ати-сахасраих̣ ш́локаиш́ чакāра тад идам̇ вйāкрийате — тапах̣-свāдхйāйетй-āди-гāйатрӣ-варн̣а-сахита-ш́лока-сан̇кетах̣

«Итак, Валмики создал «Рамаяну», являющуюся игривым проявлением знания о Высшей Абсолютной Истине (пара-брахмане), известного как «гаятри-мантра из 24 слогов», в 24000 стихов. Она начинается со слов тапах̣-свāдхйāйа, которые являются указателем на слог гаятри-мантры».

Далее Махешвара пишет:

чатурвим̇ш́ати-сан̇кхйāкā гāйатрӣ-варн̣а-сам̇йутāх̣
йе ш́локāх̣ санти тāн атра виликхāми йатхā крамам

«Я последовательно опишу те двадцать четыре стиха, которые наделены буквами из гаятри-мантры.

ш́локе ча прати-сāхасрам̇ пратхаме пратхаме крамāт
гāйатрйāкшарам экаикам̇ стхāпайāм āса ваи муних̣

Мудрец Валмики последовательно разместил один за другим слоги гаятри в первых стихах каждой тысячи шлок, начиная с первой.

гāйатрйāс трӣн̣и чатвāри две две трӣн̣й атха шат̣ крамāт
чатвāри сапта-кāн̣д̣ешу стхāпитāнй акшарāн̣и ту

Так слоги гаятри распределены по семи книгам «Рамаяны» в такой последовательности – 3, 4, 2, 2, 3, 6, 4».

татра тад ити гāйатрйāх̣ пратхам āкшарам — тапах̣-свāдхйāйети

В этом стихе находится первый слог гаятри, «тат»,«тапах̣-свāдхйāйа».

2. са-

Второй слог гаятри находится в стихе 1.30.17, в котором описано как Рама выпустил свое оружие в демона Маричу:

са тена парамāстрен̣а мāнавена самāхатах̣
сампӯрн̣ам̇ йоджана-ш́атам̇ кшиптах̣ сāгара-самплаве

«Маричу, пораженного величайшим оружием манава, отбросило на целых сто йоджан в пучину океана».

С этого стиха начинается вторая тысяча стихов «Рамаяны».

3. -ви-

Третий слог зашифрован в стихе 1.63.3. В этой части описано, как Господь Брахма даровал Вишвамитре статус риши.

там эвам уктвā девеш́ас три-дивам̇ пунар абхйагāт
виш́вāмитро махāтеджā бхӯйас тепе махат-тапах̣

«Произнеся это, Господь Брахма, повелитель богов, вернулся в небесные миры. Вишвамитра, обладающий великим могуществом, снова занялся совершением суровых аскез».

До этого стиха закончилось две тысячи стихов «Рамаяны».

4. -ту[х̣]

Четвертый слог гаятри находится в стихе 2.14.37. В этой части Васиштха, прибывший во дворец Дашаратхи для коронации Рамы, перечисляет министру Сумантре все благоприятные ингредиенты для этой церемонии:

чатур-аш́во ратхах̣ ш́рӣмāн нистрим̇ш́о дханур уттамам

«…здесь также есть величественная колесница, запряженная четырью лошадьми, а также меч и пр<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.