Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2023-02-03 | 38 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Историческая лингвистика позволила нам реконструировать название одной из самых важных социальных ячеек восточнославянского общества: кон - "род" летописных племен второй половины I-го тысячелетия нашей эры. Примечательно, что восточнославянский "конъ" (с -о корневым) оказался соотносимым с финским "Kong" (род, семья) и балтским (прусским) "Konagis" (князь, старейшина). Та же научная дисциплина открывает перед нами возможность раскрыть содержание ряда слов, понятий, имеющих прямое отношение к кону, а также смоделировать социальные процессы в кривичском обществе указанного времени.
1. "Конъ" - начало. Он в прямом смысле слова являл собой начало - начал всех последующих социальных, демографических, исторических изменений в данном микро-регионе. Несложно представить, как на реке Шлине в бассейне озера Глыби осела одна большая патриархальная семья. Вот "откуда пошел кон земли нашей", "искони" - со времен кона.
2. "Конъ" - предел, граница, очерченное место. Этот патриархальный род-кон закрепил за собой территорию, примыкающую к поселению, в определенных пределах, границах - зону обитания кона, необходимую и достаточную для его существования. Надо полагать, что земля кона была значительной по своим размерам, так как она должна была включать не только ближайшие поля, луга, но и лесные, болотные угодья (места охоты, собирательства), течение реки, берега озера (рыболовные угодья).
3. "Конъ" - участок пашни. Это - возделываемое поле патриархальной семьей-коном как место приложения сил всего коллектива, всех трудоспособных лиц, всего кона; отсюда - переход названия социальной ячейки на пашню.
|
4. "Поконъ" - обычай. Жизнь патриархальной семьи регламентировалась вековыми обычаями, установленными для кона - поконом.
5. "Законъ" - обычное право. В прямом значении слова это - обычное право кона. В рамках кона осуществлялось судебное разбирательство. Поэтому "конь" - также суд.
6. "Конязъ" - старейшина кона-рода, глава патриархальной семьи, обладавший огромной властью над членами рода. Он - выразитель всего кона-рода.
7. "Докончание" - договор. Приставка -до берет свое происхождение от того же предлога, обозначавшего, в частности, объектные отношения. Изначальный смысл "докончания" - договор одного кона по отношению к другому кону, то есть между конами.
8. "Контина" - общественная постройка, добавим - кона.
Патриархальная семья (кон) как социально-биологический организм имел свойство воспроизводить себе подобных. Разрастаясь, один кон давал новые коны - патриархальные семьи - с теми же свойствами, словно он располагал определенным генетическим кодом. В роли последнего был "поконъ", или регламентация вековых обычаев и традиций, обусловленных определенной формой хозяйства, жизненным укладом.
Такое естественное разрастание-воспроизводство, сегментация приводили на определенном этапе к образованию целой структуры из родственных патриархальных семей, сохранявших связи с первоначальной большой семьей. Этнограф М.О.Косвен назвал эту особую родственную группу больших семей, ведущих происхождение от одного предка и носящих общее название, патронимией. Данному научному термину вполне соответствуют четыре маленьких скопления поселений и курганных могильников в верховье реки Шлины. Эти малые скопления мы назовем "кустами".
Однако термин "патронимия" научный, не знакомый древним племенам. Они бы его не поняли. У племен была своя логика словообразования. И если в природе существовала группа родственных конов, то для ее обозначения была бы создан особый термин, производный от слова "конъ", как и все прочие понятия, о которых речь шла выше. Мы знаем лишь одно такое слово - "конецъ". Оно восходит к слову "конъ": недаром во многих языках (см. праславянский лексический фонд) ударение в нем делалось на первом слоге - "кОнец".
|
Слово "конец" в значении сообщества людей, проживающих на определенной территории (община), сохранилось в сердце Новгородской земли - самом Новгороде. Конец - городской квартал. Как мы могли убедиться на материалах Жаровского конца Жабенской волости XIV-XV веков, понятие конец связывалось также с общиной в сельской местности, включавшей группу поселений и общий могильник. Можно предполагать, что слово "конец" к XIV-XV векам изменило свое содержание, сохранив некую оболочку - внешнюю форму. И эта "оболочка" может оказаться весьма прочной. Сопоставив границы Жаровского конца времени писцовых книг с зоной распространения памятников культуры длинных курганов, мы не без удивления обнаружим, что именно в его пределах и размещается крайний восточный "куст" поселений и могильников второй половины I-го тысячелетия нашей эры на озере Глыби. Отсюда можно сделать два вывода: 1) кончанская территория здесь оставалась неизменной с эпохи раннего средневековья; 2) термин конец соотносится не только с группой поселений и могильников XIV-XV веков, но и с "кустом" селищ, курганов VI-IX столетий (так называемой патронимией - группой конов).
Мы уже говорили о двухчастной структуре "гнезд" памятников на Шлине. "Куст" - только половина "гнезда". Следовательно, помимо подразделения кривичского общества на коны и концы имелась более крупная социальная ячейка, состоявшая из двух концов. Что она из себя представляла и как называлась?
Не следует забывать о том, что ветвистая система из конов в каждом "гнезде" в конечном итоге восходит к двум родоначальным древнейшим конам-родам. Два рода, каждый со своим князем, могли образовать только одну структуру - племя. Таким образом, два больших "гнезда" на Шлине (в верховье реки и на озере Глыби) надо трактовать как два кривичских малых племени.
Причины парности родов в племене давно объяснены через призму экзогамности рода, запрета браков внутри рода. В силу этого "покона" племя должно было включать по крайней мере два рода.
|
Образно говоря, племя состояло из двух "брачующихся родов", что обеспечивало ему выживаемость, самостоятельное существование. Дуальность двух племен на Шлине нашла отражения в планировке центральных, самых крупных могильников, состоящих из двух почти параллельных рядов насыпей.
Члены племени разных родов были связаны родственными отношениями через фратрии. "Фратрия" - научный термин, введенный Л.Морганом для обозначения понятия "братство" у индейцев. Но дуально-фратриальная структура характерна не только для примитивного первобытного строя. Институт братства был у многих народов, находившихся на стадии догосударственного развития, в том числе, как выясняется, и у восточных славян.
Л.Морган использовал греческий термин - "фратрия". Но термин "брат" хорошо знаком нашим источникам. В эпоху средневековья он изменил свое содержание и стал обозначать члена общины: улицы, конца, города, села, погоста (об этом см. последнюю главу). К глубокой древности восходят "братчины" - общественные пиры.
Древнейшее упоминание слова "брат" встречено в статье 1 Краткой Русской Правды, содержащей регламентацию обычного права кровной мести. Отмщение предоставляется прежде всего "брату": "Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата...". В средневековье это воспринималось уже в современном понятии родства. Показательно, что именно в данной статье Краткой редакции Правды среди мстителей по крови назван сын сестры. М.Б.Свердлов, обративший внимание на этот факт, подчеркнул "пережиточный характер данной правовой нормы, восходящей, вероятно, к родовому обществу, признающего право на месть члена чужого семейно-родственного коллектива, что указывает на некогда существовавшее право мести всех кровных родственников".
Особо следует отметить, что такая месть была возможна именно в дуально-братской (фратриальной) организации. Она и позволяла детям сестры, ушедшей по законам экзогамии в другой род, принимать участие в кровной мести. Иными словами, дуально-братская структура признавалась кровно-родственной. Остается только напомнить, что сын сестры назывался племянником. Сам термин указывает на то, что кровная месть "братьев" действовала в рамках племени. Слово "племянник" подразумевало не только родственника, но и соплеменника. За убитого члена одного братства (фратрии) племени мог отомстить представитель другого братства (фратрии) того же племени, то есть любой "брат" - любой член племени. Таким образом, в делах кровной мести все племя выступало сплоченно единым коллективом. Все члены племени в такой структуре были "братьями".
Итак, коны-роды объединялись в концы, концы - в малое племя. Несколько малых племен образовывали большое племя. Дуальная структура обеспечивала двойное представительство князей у племен всех уровней. Впоследствии в средневековом Новгороде это нашло завершение в наличии двух должностей: князя и посадника.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!