МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ АНОМАЛИЯХ РАЗВИТИЯ И ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ АНОМАЛИЯХ РАЗВИТИЯ И ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

2023-02-03 33
МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ АНОМАЛИЯХ РАЗВИТИЯ И ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ АНОМАЛИЯХ РАЗВИТИЯ И ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Анатомо-функциональные особенности культей конечностей у детей.

Методика адаптивной физической культуры детей дошкольного возраста.

Методика проведения подвижных и спортивных игр с детьми.


Анатомо-функциональные особенности культей конечностей у детей

 

 

Специфические особенности формирования культи у детей после ампутации конечностей обусловлены:

· незавершенностью развития всех систем и органов, особенно центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата;

· пластичностью всех тканей, способностью их изменять свою форму и структуру.

 

Характерными последствиями ампутаций конечностей в детском возрасте являются изменения в скелете усеченной и сохранившейся нижней или верхней конечности:

1) отставание в росте сохранившейся части конечности и ее деформация;

2) наблюдается диспропорция роста кости и мягких тканей;

3) трофические нарушения в костной и мышечной тканях;

4) меняются размеры и формы культи, ее ориентация относительно проксимального сегмента;

5) неодинаковая интенсивность роста костей;

6) атрофия и недоразвитие соответствующей половины таза или соответствующей половины плечевого пояса;

7) у детей значительно раньше, чем у взрослых, развива­ется остеопороз и костная атрофия, которые наблюдаются в первые два года после ампутации;

8) основным пороком детских культей (до 70%) является ее патологическая коничность, приводящая к резкому выстоянию кости и прободению мягких тканей;

9) фантомные боли у детей встречаются чрезвычайно редко, что объясняется отсутствием прочных ассоциативных связей коры больших полушарий с подкорковыми структурами головного мозга.


Организационная структура

Адаптивной физической культуры

Лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата

Лица с поражением опорно-двигательного аппарата

 

 

лица с ампутационными поражениями конечностей и врождёнными недоразвитиями конечностей   лица с травмами и заболеваниями спинного мозга   лица с последствиями детского церебрального паралича

6 классов

 

8 классов

 

Ампутации верхних конечнос-тей   Ампутации нижних конечнос-тей

односторонние двустороние   односторонние двустороние

 

смешанные: односторонние, двустороние

Рисунок 1 – Порочные короткие культи бедер в результате минно-взрывного ранения: рубцы, спаянные с окру­жающими тканями

 

Рисунок 2 – Порочные культи бедер в верхней трети в результате минно-взрывной травмы: выстояние костного опила культи Рисунок 3 – Порочная культя голени в средней трети: избыток мягких тканей на конце культи

Различают аномалии развития нижних конечностей и аномалии развития верхних конечностей.

 

Задачи АФК:

· уменьшение выраженности и предупреждение прогрессирования вторичных деформаций опорно-двигательной системы;

· нормализация психомоторного развития в соответствии с темпами онтогенеза нормально развивающихся сверстников;

· формирование двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными нормами;

· подготовка к протезированию и обучение пользованию протезно-ортопедическими изделиями;

· развитие физических способностей, повышение толерантности к физической нагрузке.


Послеоперационный период.

2. Период подготовки к протезированию.

Задачи:

· стимулирование механизмов адаптации, способствующих формированию или компенсации нарушений двигательных функций опорно-двигательной системы;

· активизация двигательной и психической деятельности ребенка в соответствии с возрастом и онтогенетическим развитием;

· увеличение объема движений в сохранившихся суставах пораженной конечности;

· развитие силы мышц плечевого пояса, максимальное вовлечение культи в различные движения;

· формирование компенсаторных захватов и перемещения различных предметов и игрушек с помощью культей;

· формирование у ребенка восприятия протеза как неотъемлемой части тела, необходимой для передвижения;

· повышение общей неспецифической резистентности организма на основе использования факторов внешней среды и закаливающих процедур и др.

Особенности содержания лечебной гимнастики:

1) занятия лечебной гимнастикой проводятся индивидуально с каждым ребенком два-три раза в день;

2) продолжительность занятия – 15 мин;

3) количество упражнений –10-12;

4) вначале используются пассивные упражнения, затем активно-пассивные;

5) большинство упражнений носит имитационный или игровой характер;

6) после каждых двух-трех упражнений целесообразно использовать массажные движения (легкое поглаживание, разминание) с таким расчетом, чтобы к концу занятий был завершен массаж рук, плечевого пояса, спины, нижних конечностей и живота.

 

Наибольшие трудности представляет подбор упражнений для детей с двусторонними вычленениями или высокими ампутациями плеч.

 

Основное внимание на занятиях с такими детьми уделяется формированию самостоятельного перехода в положение лежа, сидя, стоя на коленях, на выпрямленных ногах и компенсаторных захватов и действий с различными предметами.

Используются упражнения для мобилизации подвижности в плечевом суставе и способствующие развитию силы мышц плечевого пояса, культей и туловища.

Кроме занятий лечебной гимнастикой, обязательно организуются игры с мягкими игрушками, мячами различных размеров, кубиками и др., которые проводятся два-три раза в день.


Период овладения протезом

 

Начинается с обучения его надеванию и привыкания к нему. Надевание протеза осуществляется лежа или сидя.

Затем дети обучаются вставанию со стула в протезе. Высота стула должна соответствовать росту ребенка.

В дальнейшем переходят к формированию уверенного устойчивого вертикального положе­ния тела.

 

Для формирования вертикального положения тела используются упражнения:

- с переносом веса тела на сохранную конечность;

- наклоны и повороты головы и туловища в разные стороны (с дополнительной опорой в параллельных брусьях или же с помощью взрослых, затем без нее);

- упражнения, выполняемые с предметами в игровой форме.

 

Обучение ходьбе на протезе:

· начинается с подготовки мышц, участвующих в управлении протезом:

- стоя ребенок обучается выносить протез вперед, назад, в сторону, приставлять к здоровой ноге;

- в брусьях ребенок обучается переносу веса тела на протезированную конечность и удержанию этого положения 2-3 с.

· осваиваются элементы шага, особенно переката через искусственную стопу:

- выполнение опоры на пятку;

- передний толчок;

- перекат;

- задний толчок искусственной стопой.

 


· обучение акту ходьбы:

- вначале должен быть опробован целостный акт ходьбы с дополнительной опорой в виде брусьев, «ходунков».

 

Совершенствование ходьбы осуществляется при помощи упражнений, устраняющих компенсаторные движения:

- ходьба через низкие барьеры для предотвращения задевания носком искусственной стопы за поверхность опоры;

- ходьба вверх по наклонной скамейке для обеспечения переката искусственной стопы и т.д.

 

В процессе обучения ходьбе на протезе бедра выделяются три этапа.

I этап – обучение сохранению вертикальной позы с равномерным распределением веса тела на обе конечности и переносу веса тела с одной ноги на другую; постепенному переходу от положения стоя у неподвижной опоры (у стены, в брусьях) к положению стоя без дополнительной опоры.

II этап – формирование равновесия в двух- и одноопорной фазах шага; обучение управлению протезом.

III этап – закрепление и совершенствование техники ходьбы.

 

При дефектах верхних конечностей в период подготовки к первичному протезированию решаются следующие задачи:

· мобилизация подвижности в плечевых суставах и движений плечевым поясом, развитие силы мышц плечевого пояса и культей;

· расширение и совершенствование имеющихся у ребенка компенсаций, необходимых для самообслуживания, в том числе с исполь­зованием простейших приспособлений;

· развитие координационных способностей, способствующих формированию навыка управления протезами;

· коррекция нарушений осанки;

· коррекция основных движений ребенка - ходьбы, бега, мета­ний, лазанья, подскоков, прыжков и т.д.;

· формирование у ребенка положительного отношения к протезу.

 

Овладение протезом начинается с обучения его самостоятельному надеванию, выполнению наиболее важных движений, необходимых при самообслуживании (прием пищи, питье, рисование, захват и перемещение предметов и др.).

Используются упражнения в ходьбе, беге, прыжках, преимущественно в игровой форме, простейшие акробатические упражнения, обучение падениям и вставанию.

Занятия проводятся ежедневно в группах численностью три-пять человек с использованием индивидуально-группового метода.

Продолжительность занятий для детей 4-5 лет – 25-30 мин, для детей 6-7 лет – 45 мин.


Требования, предъявляемые к играм:

· обязательное регулирование физической нагрузки в соответствии с двигательным режимом ребенка;

· возможность управления физиологическими сдвигами, связанными с эмоциональной окраской игр;

· закрепление выработанных двигательных навыков;

· соответствие и реализация поставленных лечебных задач;

· соответствие игры возрасту ребенка.


Спортивные игры

Обозначения:

А - на протезах,

В - в коляске,

С - с использованием специальных технических средств и приспособлений;

Д - без использова­ния средств протезной техники и специальных приспособлений:

 1 - на костылях; 2 - сидя на полу.

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ АНОМАЛИЯХ РАЗВИТИЯ И ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.