Направленность рабочей программы - социально-педагогическая. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Направленность рабочей программы - социально-педагогическая.

2023-02-03 24
Направленность рабочей программы - социально-педагогическая. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На развитие устной и связной речи детей младшего дошкольного возраста влияет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 

Уровень программы: стандартный (ознакомительный)

1.2. Актуальность (новизна и педагогическая целесообразность рабочей)

Известно, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, а развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.

Новизна программы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение детей проводится с трехлетнего возраста, подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой, занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

Очень важно учитывать разный уровень речевого развития детей. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребёнком, а также игровые формы обучения

Отличительные особенности данной рабочей программы от уже существующих программ заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и бросовый материал – прищепки, детали конструктора «Лего». Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ.

 

 

1.3. Цель программы:

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

-знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

- обогащать, активизировать речь детей.

- учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

- побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

- закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

- учить подражать движениям взрослых.

- создавать условия для развития мелкой моторики, воображения, мышления, памяти.

- развивать интерес к народному творчеству.

- развивать чувство ритма, образное мышление детей.

- развивать внимание, зрительное восприятие.

- развивать согласованность движений обеих рук.

- воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы

Участники программы - воспитанники групп ДОУ

· возраст детей, участвующих в освоении данной дополнительной общеобразовательной программы 3-4 года.

· условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (на основании личного заявления родителя – законного представителя ребёнка)

· условия формирования групп: одновозрастные от 8 до 14 человек в одной группе.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие с воспитателем.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 

 

Формы и режим занятий

 

Режим организации занятий по данной рабочей программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)

 

Формы проведения занятий - групповая.

 

Принципы организации занятий:

Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения принципов:

Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Принцип наглядности – осуществляется на восприятии наглядного материала: демонстрационного и раздаточного материала, иллюстраций к сказкам;

Принцип доступности – образовательная деятельность проводится с учетом возрастных особенностей, с использованием принципа дидактики (от простого к сложному);

Принцип проблемной ситуации – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций, возникших в ходе образовательной деятельности;

Методы организации образовательной деятельности:

1. Словесные методы: вопросно-ответная беседа, разучивание потешек, стихотворений, загадок, русских народных песен, текстов пальчиковых игр;

2. Наглядные методы: показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.

3. Практические методы: действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.

4. Музыкальное сопровождение образовательной деятельности.

 

Форма организации образовательной деятельности:

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу: сюрпризный момент (приход сказочного героя), чтение сказок, рассказов, стихов. Постановка проблемной ситуации.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию детей.

Элементы занятий:

- чтение потешек, народных сказок, текстов пальчиковых игр.

- разыгрываются сказки, с использованием мимики.

- игровой самомассаж для развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием прищепок.

- игровой самомассаж с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности. Развития мелкой моторики пальцев рук с использованием конструктора «Лего»

Часть 3. Завершающая

Цель – получение знаний посредством создания совместных игр, а также получение ребенком положительных эмоций на образовательной деятельности.

1.6. Сроки реализации рабочей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Реализация работы по программе (объём и срок освоения программы)

1. Программа составлена для детей младшего дошкольного возраста

(3-4 лет), реализуется через кружковую работу.

2. Срок реализации программы – 1 год

(с сентября по май включительно), 36 часов в год, одно занятие в неделю.

 Продолжительность каждого занятия 15 минут.

3. Состав группы: от 8 до 14 человек

 

1.7. Предполагаемые результаты реализации программы:

1. · У ребенка обогащается активный и пассивный словарь, усваивает малые фольклорные формы (потешки, прибаутки и пр.)

2. · Ребенок осваивает невербальные средства общения, становится более уверенным в себе, умеет преодолевать робость.

3. · Ребенок умеет выражать свои чувства и понимать чувства других

4. · Ребенок проявляет устойчивый интерес к фольклорному материалу, пальчиковым играм.

 

 

Раздел 2. Содержание программы:

2.1. Учебный план на 2021-2022

№ п/п

Тема занятия

Часы (мин)

Форма контроля

всего Теория Практика
1 Диагностика 1 час 5 10 Диагностические задания
2 Диагностика 1 час 5 10 Диагностические задания
3 Диагностика 1 час 5 10 Диагностические задания
4 Диагностика 1 час 5 10 Диагностические задания
5 Потешка «Варись – варись, кашка» 1 час 5 10

Самостоятельное рассказывание потешки

 

6 Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» 1 час 5 10
7 Знакомство с р.н. сказкой «Колобок» (пальчиковый театр) 1 час 5 10 Вопросно-ответная беседа по содержанию сказки
8 Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) 1 час 5 10 Обыгрывание эпизодов сказки
9 Пальчиковая игра «Засолка капусты» 1 час 5 10 Самостоятельное рассказывание пальчиковой игры
10 Потешка «Зайка серенький сидит» 1 час 5 10 Конкурс на лучшее исполнение потешки
11 Потешка «Сидит белка на тележке» 1 час 5 10 Участие в конкурсе «Живое слово»
12 Украинская народная сказка «Рукавичка» 1 час 5 10 Вопросно-ответная беседа по содержанию сказки
13 Пальчиковая игра «Кролик» 1 час 5 10

Самостоятельное рассказывание потешки

14 Потешка «Кот на печку пошел» 1 час 5 10
15 Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. 1 час 5 10 Вопросно- ответная беседа
16 Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). 1 час 5 10 Вопросно-ответная беседа по содержанию сказки
17 Пальчиковая игра «Котик» 1 час 5 10

Самостоятельное рассказывание потешки

18 Потешка Ты, мороз, мороз, мороз» 1 час 5 10
19- 20 Пальчиковая игра «Варежка» 2 час 10 20
21 Потешка «Пекла кошка пирожки» 1 час 5 10
22 Загадывание загадок о зиме 1 час 5 10
23 Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр) 1 час 5 10 Вопросно-ответная беседа по содержанию сказки
24 Пальчиковая игра «Блины» 1 час 5 10 Самостоятельное рассказывание потешки
25 Потешка «Идёт лисичка по мосту»   1 час 5 10 Показ пластического этюда
26 Разучивание заклички «Весна, весна красна» 1 час 5 10 Показ пластического этюда
27 Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» 1 час 5 10 Вопросно-ответная беседа по содержанию сказки
28 Пальчиковая гимнастика «Моя семья» 1 час 5 10 Обыгрывание эпизодов сказки  
29 Потешка «Солнышко» (кукольный театр) 1 час 5 10 Показ пластического этюда
30 Потешка «Курочка-рябушечка» 1 час 5 10  
31- 32 Русская народная сказка «Курочка Ряба» 2 часа 10 20 Вопросно-ответная беседа по содержанию сказки
33 Пальчиковая игра «Дом» 1 час 5 10 Самостоятельное рассказывание пальчиковой игры
34 Диагностика 1 час 5 10 Диагностические задания
35 Диагностика 1 час 5 10 Диагностические задания
36 Диагностика 1 час 5 10 Диагностические задания

Итого:

 

36 3 часа 6 часов  

2.2. Содержание учебного плана 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.