Раздел 1, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ГЕОДЕЗИИ — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Раздел 1, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ГЕОДЕЗИИ

2023-01-16 13
Раздел 1, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ГЕОДЕЗИИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра геодезии

Инженерная геодезия

Методические указания и задания на выполнение контрольных работ №1 и №2 для студентов всех специальностей заочной формы обучения

Санкт-Петербург

Г

Геодезия: Методические указания и задания на выполнение контрольных работ №1 и №2 для студентов строительных специальностей заочной формы обучения / Сост: М.М. Орехов, В.И. Зиновьев, В.М. Масленников.

Данные методические указания являются необходимой составной частью учебного комплекса по геодезии и включают контрольные вопросы по теоретической части курса, а также рекомендации и примеры по двум контрольным работам.

Содержат 10 контрольных вопросов по каждой теме курса геодезии, варианты контрольных работ в соответствии с шифром студента, примеры выполнения расчетов, таблицы к ним, порядок оформления отчётов по контрольным работам, а также список рекомендуемой литературы.

 

Табл.4 Ил.13 Библиограф.:2

 

Рекомендовано в качестве методических указаний Редакционно-издательским советом СПбГАСУ.

 

 

© М.М. Орехов, 2012

© Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2012

 

Предисловие

Методические указания составлены применительно к требованиям Госу­дарственного стандарта высшего профессионального образования по направле­нию 653500 «Строительство», предъявляемым к инженерной геодезии.

Студенты заочного обучения изучают геодезию самостоятельно по учебни­кам. Предлагаемые методические указания содержат рекомендации по организа­ции этой работы, указания по проработке конкретных тем и разделов курса с воп­росами для самостоятельной работы, а также задания на контрольные работы и пояснения по их выполнению с конкретными примерами, схемами и формулами.

С учетом квалификационных характеристик и требований современного строительного производства к геодезической подготовке инженеров-строителей определены объемы заданий и навыки в обращении с геодезическими прибора­ми, приобретаемые студентами при изучении дисциплины.

В контрольные задания включены вопросы теоретического характера, на которые студенты-заочники СПбГАСУ должны представить ответ в письменной форме.

Студенты, сдавшие контрольные задания, допускаются к участию в зачет­но-экзаменационной сессии. Изучение дисциплины «Инженерная геодезия» за­вершается прохождением учебно-геодезической практики.

Структура и порядок изучения дисциплины

В основу изучения дисциплины положена действующая типовая учебная программа, которая состоит из введения и двух разделов.

Во введении содержатся вопросы, отражающие содержание предмета гео­дезии, ее значение в хозяйстве страны и строительстве инженерных сооружений, а также место дисциплины при подготовке инженеров-строителей.

Раздел 1 содержит темы, раскрывающие общие принципиальные основы и методы инженерной геодезии: сведения о фигуре Земли и системах координат, ориентирование линий; топографические планы и карты; цифровые модели мес­тности, элементы теории погрешности измерений, геодезические измерения на местности и математическая обработка результатов измерений, геодезические сети, топографические съемки. Учебный материал этого раздела является базой для изучения последующих специальных разделов программно-геодезического обес­печения изысканий, проектирования строительства и эксплуатации сооружений.

Раздел 2 содержит темы, относящиеся к геодезическому обеспечению изыс­каний, проектирования и строительства всех видов сооружений, а также геодези­ческого мониторинга деформаций инженерных сооружений при их эксплуатации (эти темы изучают студенты всех специальностей).

Студенты заочной формы обучения изучают инженерную геодезию в сле­дующем порядке: вводная лекция в начале учебного года, самостоятельная рабо­та по изучению литературы, выполнение контрольных работ по индивидуальным заданиям с использованием методических указаний и устных консультаций, ла­бораторные работы в период экзаменационной сессии.

Во вводной лекции по инженерной геодезии освещаются узловые вопросы теории, принципы вывода основных формул, их значение и применение в прак­тике геодезических съемок; излагаются наиболее трудные для самостоятельного изучения вопросы, даются методические указания и рекомендации по самостоя­тельному изучению учебной литературы, краткий обзор по контрольным вопро­сам, на конкретных примерах разъясняется содержание и порядок выполнения контрольных работ.

В процессе изучения курса инженерной геодезии студенты заочной формы обучения выполняют две контрольные работы, которые с краткой пояснительной запиской представляются для рецензирования. Работы высылаются по почте, ре­гистрируются в журнале и передаются преподавателю для проверки. После про­верки работа вместе с рецензией возвращается студенту. Если в рецензии имеют­ся замечания, то студент исправляет работу и представляет ее преподавателю вме­сте с рецензией во время зачета. По результатам выполнения лабораторных работ и контрольных заданий студент получает зачет и допускается к экзамену. После экзаменационной сессии студент-заочник проходит полевую геодезическую прак­тику.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Работа состоит из 2 заданий:

- теодолитная съёмка;

-тахеометрическая съёмка

 

Задание 1. Теодолитная съёмка.

 

Теодолитная съёмка – это плановая съёмка местности в определенном масштабе. Основными этапами теодолитной съёмки являются полевые и классные работы.

Содержание контрольной работы: по данным полевых измерений составить и вычертить план участка местности в масштабе 1:2000.

 

Исходные данные:

 

1. Для съёмки участка на местности был проложен замкнутый теодолитный ход из 5 точек (рис.1) Координаты первой точки хода (X1 Y1) и дирекционный угол ориентирные направления (α1-2) определены в ходе привязки хода (индивидуальное вариантное значение).

В теодолитном ходе при каждой точке хода измерения правые по ходу горизонтальные узлы (β1, β2, β4, β5); измерение также длины всех сторон хода (1ˉ2, 2ˉ3, 3ˉ4, 4ˉ5, 5ˉ6) (рис. 1).

2. Проведена съёмка ситуации участка съёмки. Результаты съёмки приведены абрисами теодолитной съёмки (рис. 2)

 

Определение вариантных данных

 

1 . Координаты X1 Y1 сокращенные условные:

- десятки и единицы километров для всех студентов одинаковые

X=97 Y=84;

 

- сотнями, десятками и единицами метров будут последние три цифры шифра (номера зачётной книжки);

- десятки и сотни значения в координатах – последние две цифры номера зачётной книжки.

 

Примеры:

 

ПГС 04-250     ПГС 04-368

X1=97250,50   X1=97368,68

Y1=84250,50   Y1=84368,68

 

2. Дирекционный угол α1-2 условный:

 

- градусы – последние 3 цифры номера зачётной книжки. Если число равно 360 или большему, то из его величины вычитается 360;

- минуты – последние 2 цифры номера зачётной книжки. Если число 60 или больше, то из его величины вычитается 60;

- десятые доли минут – последняя цифра номера зачётной книжки.

 

Примеры:

 

ПГС 04-250    ПГС 04-368

α1-2=250°50,0'   α1-2 68°08,8'

 

 

β1=105 °24 '

β2=123 °10 '

β3=79 °24 '

β4=140 °39 '

β5=91 °21 '

 

1ˉ2=135,62 м

2ˉ3=159,82 м

3ˉ4=142,15 м

4ˉ5=138,61 м

5ˉ1=153,71 м

 

 

Рис. 1 Абрис съёмного  обоснования теодолитной съёмки

 

 

Рис.2 Абрисы съёмки

 

Примеры вычислений

α1-2=вариантное значение=140°19,5'

α2-3= α1-2+180°-β2испр=140°19,5'+180°-123°10,4=197°09,1'

α3-4= α2-3+180°-β3испр=197°09,1'+180°-79°24,4'=297°44,7'

α4-5= α3-4+180°-β4испр=297°44,7'+180°-140°39,4'=337°05,3'

α5-1= α4-5+180°-β5испр=337°05,3'+180°-91°21,4'=65°43,9'

α1-2= α5-1+180°-β1испр=65°43,9'+180°-105°24,4'=140°19,5'

 

Дирекционные углы   Румбы
α1-2=140°19,5' II 39°39,5'
α2-3=197°09,1' III 17°09,1'
α3-4=297°44,7' IV 62°15,3'
α4-5=337°05,3' IV 22°54,7'
α5-1=65°43,9' I 65°43,9'

 

 

Тахеометрическая съёмка

Тахеометрическая съёмка – это съёмка, при которой совместно определяют плановые и высотные положения объектов и рельефа.

По результатам съёмки получаем план местности с горизонталями – топографический план.

Содержание задания: по данным полевых измерений с одной станции (табл 2) составить топографический план в масштабе 1:1000, сечение рельефа горизонталями 1 м.

Местную ситуацию нанести в соответствии с абрисом. План составляется на листе формата А4 (рис. 7).

Оформление выполняется тушью в соответствии с условными знаками.

Определение варианта высоты станции:

1. Высоту станции приянть условную:

· Десятки и единицы метров высоты – последние 2 цифры номера зачетной книжки;

· Десятые и сотые единицы метров высоты – также 2 последние цифры номера зачетной книжки;

· Пример 04-351

2. Ориентировать план на точке 1 станции по стороне тахеометрического хода I-II, имеющей дирекционный угол α=0°00,0'

 

Рис. 7 Кроки станции

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

Работа состоит из двух частей:

· Обработка материалов геодезического обеспечения, проектирования и разбивки оси линейного сооружения

· Составление продольного и поперечного профиля оси линейного сооружения

1 часть.

Исходные данные:

· Журнал технического нивелирования трассы.

Длина трассы 0,5 км с одним поперечником

· Пикетный журнал

· Углы поворота трассы, радиусы кривизны кривых, румб первого прямого участка трассы

· Отметки реперов в начале и конце нивелирного хода по трассе индивидуальные (вариантные)

Определение вариантности данных:

Высоты начального и конечного репера условные

· Десятки и единицы метров начального репера для всех студентов одинаковы (97)

· Сотнями, десятками и единицами метров начального репера будут последние 3 цифры шифра (номера зачётной книжки)

· Условная отметка конечного репера РП-2 больше условной отметки начального репера на +0,018 м (18 мм)

 

 

Примеры:

ПГС 04-250

РП-1=97,250

РП-2=97,268

 

ПГС 04-368

РП-1=97,368

РП-2=97,386

 

 

Исходные данные


Журнал технического нивелирования трассы   (Таблица 4).


№ станций

Наиме-

нование точек

Отсчеты по рейкам, мм

Превышения, мм

Отметки горизонта прибора (ГП), м

Отметки

точек

H, м

Примечание

задние a передние b

промежуточ

ные ,c

Вычислен ные, hвыч   средние hср  

Исправлен

ные, hиспр

 

1 2 3 4

5

6 7

8

9 10 11

1

Репер 1 2918 7608  

 

 

 

 

     
ПК 0   0805 5491

 

     

2

ПК 0 0103 4789  

 

 

 

 

     
+40    

2987

     
X1   2905 7589

 

     

3

X1 1276 4833  

 

 

 

 

     
ПК 1    

0758

     
+40   2409 5962

 

     

4

+40 0898 5584  

 

 

 

 

     
+80   2888 7572

 

     

5

+80 1155 5840
ПК2    

1818

     
+32 Урез воды  

4528

     
+45 Дно реки  

5428

     
+60 Дно реки  

5530

     
+72 Урез воды  

5430

     
Гор. в.в.    

2900

     
ПК 3   1810 6491

 

     

6

ПК 3 2076 6762
+50   0334 5025

 

     

7

+50 0708 5397
ПК 4    

2661

     
+30   12255911

 

     

8

+30 2704 7386

 

 

 

 

 

     
ПК 5  

0204

4890

       

9

ПК 5 1441 6131

 

 

 

 

 

     
Репер II  

0666

5352

       
                         

 

Поперечник на пикете ПК 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

3

X1 1276    

 

 

 

   

 

ПК 1     0758    
П 10     0210    
П 20     0100    
Л 10     1374    
Л 20     1455    

1.1.2 Отметки реперов в начале и в конце нивелирного хода по трассе:

HRI = 16,325м    HRII = 16,352м

 


1.1.3 Углы поворота трассы, радиусы круговых кривых, румб первого                                 прямого участка трассы:

 

ВУ-1:                                               ВУ-2:                      

(ПК 1+40)                                          (ПК 4+00)       

                              

1.1.4. Пикетажный журнал



Методические указания.

 Продольный профиль следует вычертить на листе миллиметровой бумаги (30х40) в масштабе 1:2000 для горизонтального расстояния и 1:200 – для высот (отметок точек). Поперечный профиль вычертить в масштабе 1:200. На чертеже профилей приводятся только геодезические данные, относящиеся к трассе линейного сооружения.

Профиль вычерчивают разными цветами. Все существующие объекты и относящиеся к ним данные (отметки земли и соответствующие им ординаты, линия вертикального разреза поверхности земли, пикетаж, расстояния) изображают черным цветом, а проектируемые (проектную линию, проектные и рабочие отметки, уклоны, длины элементов профиля, условный план трассы, километровые знаки) – красным, ординаты точек нулевых работ и надписи на них – синим цветом. Толщина линий на чертеже – 0,2 мм, для проектной линии её ординат и плана трассы – 0,5 мм, высота букв и цифр – 2,5-3,0 мм. Чертеж может быть выполнен шариковой ручкой с соответствующим цветом пасты. Образец профиля приведён в приложении 2.

 


Оглавление

Предисловие………………………………………………………………1

Структура и порядок изучения дисциплины…………………………...1

Основные сведения по геодезии. Раздел 1……………………………...3

Основные виды геодезических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений…………………………….10

Контрольные задания:

Контрольная работа №1…………………………………..17

Контрольная работа №2…………………………………..45

Рекомендуемая литература………………………………………………65

 

 

Кафедра геодезии

Инженерная геодезия

Методические указания и задания на выполнение контрольных работ №1 и №2 для студентов всех специальностей заочной формы обучения

Санкт-Петербург

Г

Геодезия: Методические указания и задания на выполнение контрольных работ №1 и №2 для студентов строительных специальностей заочной формы обучения / Сост: М.М. Орехов, В.И. Зиновьев, В.М. Масленников.

Данные методические указания являются необходимой составной частью учебного комплекса по геодезии и включают контрольные вопросы по теоретической части курса, а также рекомендации и примеры по двум контрольным работам.

Содержат 10 контрольных вопросов по каждой теме курса геодезии, варианты контрольных работ в соответствии с шифром студента, примеры выполнения расчетов, таблицы к ним, порядок оформления отчётов по контрольным работам, а также список рекомендуемой литературы.

 

Табл.4 Ил.13 Библиограф.:2

 

Рекомендовано в качестве методических указаний Редакционно-издательским советом СПбГАСУ.

 

 

© М.М. Орехов, 2012

© Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2012

 

Предисловие

Методические указания составлены применительно к требованиям Госу­дарственного стандарта высшего профессионального образования по направле­нию 653500 «Строительство», предъявляемым к инженерной геодезии.

Студенты заочного обучения изучают геодезию самостоятельно по учебни­кам. Предлагаемые методические указания содержат рекомендации по организа­ции этой работы, указания по проработке конкретных тем и разделов курса с воп­росами для самостоятельной работы, а также задания на контрольные работы и пояснения по их выполнению с конкретными примерами, схемами и формулами.

С учетом квалификационных характеристик и требований современного строительного производства к геодезической подготовке инженеров-строителей определены объемы заданий и навыки в обращении с геодезическими прибора­ми, приобретаемые студентами при изучении дисциплины.

В контрольные задания включены вопросы теоретического характера, на которые студенты-заочники СПбГАСУ должны представить ответ в письменной форме.

Студенты, сдавшие контрольные задания, допускаются к участию в зачет­но-экзаменационной сессии. Изучение дисциплины «Инженерная геодезия» за­вершается прохождением учебно-геодезической практики.

Структура и порядок изучения дисциплины

В основу изучения дисциплины положена действующая типовая учебная программа, которая состоит из введения и двух разделов.

Во введении содержатся вопросы, отражающие содержание предмета гео­дезии, ее значение в хозяйстве страны и строительстве инженерных сооружений, а также место дисциплины при подготовке инженеров-строителей.

Раздел 1 содержит темы, раскрывающие общие принципиальные основы и методы инженерной геодезии: сведения о фигуре Земли и системах координат, ориентирование линий; топографические планы и карты; цифровые модели мес­тности, элементы теории погрешности измерений, геодезические измерения на местности и математическая обработка результатов измерений, геодезические сети, топографические съемки. Учебный материал этого раздела является базой для изучения последующих специальных разделов программно-геодезического обес­печения изысканий, проектирования строительства и эксплуатации сооружений.

Раздел 2 содержит темы, относящиеся к геодезическому обеспечению изыс­каний, проектирования и строительства всех видов сооружений, а также геодези­ческого мониторинга деформаций инженерных сооружений при их эксплуатации (эти темы изучают студенты всех специальностей).

Студенты заочной формы обучения изучают инженерную геодезию в сле­дующем порядке: вводная лекция в начале учебного года, самостоятельная рабо­та по изучению литературы, выполнение контрольных работ по индивидуальным заданиям с использованием методических указаний и устных консультаций, ла­бораторные работы в период экзаменационной сессии.

Во вводной лекции по инженерной геодезии освещаются узловые вопросы теории, принципы вывода основных формул, их значение и применение в прак­тике геодезических съемок; излагаются наиболее трудные для самостоятельного изучения вопросы, даются методические указания и рекомендации по самостоя­тельному изучению учебной литературы, краткий обзор по контрольным вопро­сам, на конкретных примерах разъясняется содержание и порядок выполнения контрольных работ.

В процессе изучения курса инженерной геодезии студенты заочной формы обучения выполняют две контрольные работы, которые с краткой пояснительной запиской представляются для рецензирования. Работы высылаются по почте, ре­гистрируются в журнале и передаются преподавателю для проверки. После про­верки работа вместе с рецензией возвращается студенту. Если в рецензии имеют­ся замечания, то студент исправляет работу и представляет ее преподавателю вме­сте с рецензией во время зачета. По результатам выполнения лабораторных работ и контрольных заданий студент получает зачет и допускается к экзамену. После экзаменационной сессии студент-заочник проходит полевую геодезическую прак­тику.

Раздел 1, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ГЕОДЕЗИИ

Студент должен составить ответы на один вопрос по каждой теме из списка вопросов и задач для самостоятельной работы, рекомендуемых в настоящих методических указаниях. Номер вопроса или задачи определяется последней цифрой учебного шифра студента 1,2, 3,..., 9,0 (10). Требования к ответам изложены в общих методических указаниях по конкретным разделам дисциплины.

1. Введение

Предмет и задачи геодезии; значение геодезии в хозяйстве страны, ее обо­роне и при строительстве. Связь инженерной геодезии с другими дисциплинами учебного плана. Краткий исторический очерк развития геодезии. Современные организационные формы геодезической службы в строительстве.

Литералура[1, гл.1,1.1-1.3].

2. Форма и размеры Земли, системы координат, применяемые в геодезии

Понятие о форме и размерах Земли. Уровенная поверхность, геоид. Рефе- ренц-эллипсоид. Метод проекций, применяемый в геодезии. Влияние кривизны Земли на определение горизонтальных расстояний и высот. Системы координат и высот. Система географических координат. Зональная система плоских прямоу­гольных координат. Понятие о равноугольной проекции Гаусса-Крюгера. Систе­ма координат СК-95. Ориентирование линий на местности. Ориентирные углы и связь между ними.

Литература [1, гп. 2, 2.1-2.4, гл. 4, 4.2,4.3].

Указания по изучению темы

Необходимо уяснить, почему обработку геодезических измерений, произ­веденных на земной поверхности, выполняют на поверхности референц-эллип- соида, как результаты измерений искажаются из-за кривизны Земли; как опреде­ляют положение точек на земной поверхности, откуда начинается отсчет высот. Эти вопросы имеют особо важное значение при решении главной задачи геоде­зии - определении координат точек на поверхности Земли.

 

 

Вопросы и задачи для самостоятельной работы

1. Что называют уровенной поверхностью?

2. Что такое геоид, сфероид, референц-эллипсоид?

3. Как влияет кривизна Земли на определение расстояний и высот?

4. В чем сущность зональной системы плоских прямоугольных координат?

5. Что называют истинным и магнитным азимутами, дирекционным углом?

6. Что такое сближение меридианов и магнитное склонение?

7. Как ориентировать линию на местности?

8. Что такое румбы и как ,они вычисляются?

9. Что такое высотная отметка точки?

10. Что такое абсолютная и относительная высоты? Какие высоты исполь­зуют в строительстве?

3. Топографические планы и карты

Понятие о карте, плане, профиле. Масштабы: численный, линейный, попе­речный. Предельная точность масштаба. Условные знаки. Рельеф земной поверх­ности и способы его изображения на планах и картах. Высота сечения рельефа, заложение, уклон линий. Задачи, решаемые на топографических картах. Понятие о цифровых и математических моделях местности; геоинформационные системы.

Литература [1, гл.1, 3-5].

Указания по изучению темы

Необходимо обратить внимание на разницу между картой, планом и про­филем, уяснить понятие предельной точности масштаба, особенно при графичес­ком проектировании на планах и картах. Особое внимание следует обратить на способы изображения и чтение рельефа на планах и картах, построение профи­лей земной поверхности, а также уметь пользоваться масштабами заложений и определять отметки точек и уклоны линий. Глубокое усвоение этих вопросов не­обходимо инженеру-проектировщику при его профессиональной деятельности.

Вопросы и задачи для самостоятельной работы

1. Что такое план и карта? В чем их сходство и различие?

2. Что такое ситуационный и топографический планы?

3. Что такое масштаб карты, его предельная точность?

4. Назовите основные формы рельефа, поясните примерами.

5. Какие способы изображения рельефа приняты на топографических пла­нах и картах, в чем их сущность?

6. Что такое горизонтали, высота сечения рельефа, заложение, уклон?

7. Назовите свойства горизонталей.

8. Как определить отметку точки, лежащей между горизонталями?

9. Как построить линию с заданным уклоном?

10. Что такое электронная карта, цифровая и математическая модели мест­ности?

4. Элементы теории ошибок и математической обработки результатов измерений

Измерение, методы измерений. Ошибки измерений, их виды. Понятие о точности измерений. Оценка точности результатов измерений. Средняя квадратическая ошибка. Оценка результатов многократных равноточных измерений одной величины. Ошибки функций измеренных величин. Обработка результатов равноточных и неравноточных измерений. Предельная ошибка. Допуски.

Литература [1, гл.6].

Указания по изучению темы

Изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация сооружений связаны с различными измерениями.

Инженер-строитель должен иметь понятие о точности измерений, оценке их результатов. Используемая в строительстве система допусков регламентирует геометрическую точность изготовления и монтажа строительных конструкций.

При изучении темы следует обратить внимание на вопросы оценки каче­ства измерений, как равноточных, так и неравноточных; предвычисление ожида­емых ошибок результатов измерений; обоснование методики измерений и при­менений средств измерений в соответствии с требованиями СНиП и государствен­ных стандартов.

Вопросы и задачи для самостоятельной работы

1. Что такое измерение, какие бывают методы измерений, в чем их сущ­ность?

2. Равноточные и неравноточные измерения. В чем их разница?

3. Что такое ошибки измерений, виды ошибок? 4

4. Что такое грубая ошибка (промах), как ее исключить из результатов из­мерений?

5. Назовите свойства случайных ошибок.

6. Что такое арифметическая середина?

7. Что такое абсолютная и относительная ошибки? Приведите примеры из геодезии.

8. Что такое средняя квадратическая и предельная ошибки?

9. Как обрабатывают результаты многократных равноточных измерений?

10.Как обрабатывают результаты неравноточных измерений? Что такое вес?

5. Линейные измерения

Меры длины, эталоны. Мерные приборы для непосредственных и косвен­ных измерений. Компарирование приборов; полевые и стационарные компарато­ры. Мерные ленты и рулетки, измерение расстояний лентами. Нитяный дально­мер, теория, точность. Светодальномеры. Лазерные безотражательные дальноме­ры. Точность измерения расстояний лентой, дальномерами. Измерение недоступ­ных расстояний.

Литература [1, гл. 10].

Вопросы и задачи для самостоятельной работы

1. Что такое метр, его эталон?

2. Что такое компарирование мерных приборов? Какие виды компарато­ров могут использоваться?

3. Как измеряют расстояния мерной лентой и рулеткой?

4. Какие поправки вводят в результате измерений лентой и рулеткой? При­ведите формулы поправок.

5. Что такое нитяный дальномер? Приведите чертеж и формулы.

6. Как определяют поправку за наклон линии, измеренной лентой и нитя­ным дальномером?

7. Что такое поправки за компарирование, температуру? Приведите фор­мулы.

8. Как определяют недоступное расстояние?

9. Принцип действия светодальномера.

10. Что такое лазерная рулетка?

6. Угловые измерения

Принципы измерения горизонтального угла и угла наклона. Принципиаль­ная схема устройства теодолита. Главные части теодолитов, их устройство и ха­рактеристика. Классификация теодолитов. Способы измерения горизонтальных и вертикальных углов. Основные источники ошибок.

Литература [1, гл. 8,9].

Вопросы и задачи для самостоятельной работы

1. Принципиальная схема устройства теодолита.

2. Что такое горизонтальный и вертикальный углы?

3. Назначение цилиндрического уровня, его устройство. Что такое цена деления уровня?

4. Зрительные трубы, их назначение, устройство и характеристики. При­ведите схему.

5. Что такое коллимационная ошибка, как ее выявить и исправить?

6. Как поверить цилиндрический уровень при алидаде горизонтального круга теодолита?

7. Что такое место нуля вертикального круга, как его определяют и исправ­ляют? Приведите формулы.

8. Какие отсчетные устройства применяют в технических теодолитах?

9. Как измеряют горизонтальные углы способом приемов?

10. Как измеряют углы наклона линий?

 

7. Высотные измерения (нивелирование)

Виды нивелирования, их сущность. Применяемые приборы. Геометричес­кое нивелирование: сущность, способы. Нивелирные рейки. Устройство, класси­фикация и поверки нивелиров. Источники ошибок и классы точности геометри­ческого нивелирования. Состав работ при нивелировании на станции, контроль. Порядок нивелирования и вычисления отметок связующих и промежуточных то­чек, контроль хода. Тригонометрическое нивелирование. Определение превыше­ния при измерении расстояний нитяным дальномером, светодальномером и лен­той (рулеткой).

Гидростатическое нивелирование. Другие виды нивелирования.

Литература [1, гл. 11, 12].

Вопросы и задачи для самостоятельной работы

1. Поясните сущность геометрического и тригонометрического нивелиро­вания.

2. Как поверить главное условие нивелира с уровнем?

3. В чем разница между нивелиром с уровнем и нивелиром с компенсато­ром?

4. Каков порядок работы с нивелиром на станции технического нивелиро­вания? Контроль измерений.'

5. Как вычисляют отметки связующих и промежуточных точек при гео­метрическом нивелировании? Что такое горизонт прибора?

6. Как определяют превышения при тригонометрическом нивелировании?

7. В чем сущность гидростатического нивелирования? Какова область его применения?

8. Каково назначение круглого и цилиндрического уровней у нивелира Н-3?

9. Что такое нивелирование из середины и «вперед»? В чем их разница?

10. В чем состоит контроль нивелирования на станции, постраничный кон­троль и контроль нивелирного хода?

Указания по изучению тем 5-7

Инженер-строитель должен самостоятельно работать с основными геоде­зическими приборами и выполнять простейшие геодезические измерения и пост­роения на местности, поэтому ему необходимо знать устройство, поверки и поря­док работы с теодолитом, нивелиром, лазерной рулеткой и т. п. Практические на­выки студенты получают при выполнении лабораторных работ. Знание содержа­ния тем 5-7 обеспечит успешное выполнение контрольных работ, поэтому осо­бое внимание студенты должны уделять изучению именно этих тем.

8. Геодезические сети

Прямая и обратная геодезические задачи в системе плоских прямоуголь­ных координат. Принцип определения координат точек на поверхности Земли. Геодезические сети как система взаимосвязанных точек на поверхности Земли. Назначение, принцип построения и классификация геодезических сетей. Опор­ные и съемочные сети. Спутниковые навигационные системы. Способы закреп­ления и обозначения пунктов геодезических сетей.

Литература [1, гл.13].

Указания по изучению темы

Геодезические сети являются основой для всех видов геодезических работ, выполняемых при изысканиях, проектировании и перенесении проекта в натуру.

В ходе изучения данной темы необходимо уяснить принцип определения координат на поверхности Земли, решение прямой и обратной геодезических за­дач. Важно понять принцип построения геодезических сетей как системы гео­метрически взаимосвязанных точек, закрепляемых и обозначаемых на местнос­ти. Особое внимание следует уделить спутниковым системам, как новому методу определения координат точек на поверхности Земли.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что такое геодезическая сеть?

2. В чем сущность метода триангуляции (трилатерации)?

3. В чем сущность метода полигонометрии?

4. Что такое опорная и съемочная сети?

5. В чем сущность прямой и обратной геодезических задач?

6. В чем сущность спутниковой навигационной системы?

7. Как определяют координаты с помощью GPS?

8. Как исправляют углы и приращения координат при вычислении теодо­литного хода?

9. Как исправляют измеренные превышения при обработке нивелирного хода?

10. Что такое нивелирная сеть?

9. Топографические съемки

Виды топографических съемок. Глазомерная и инструментальные съемки. Наземные и подземные съемки. Плановые, высотные и планово-высотные съем­ки. Выбор масштаба съемки и высоты сечения рельефа. Теодолитная съемка, та­хеометрическая съемка. Нивелирование поверхности (вертикальная съемка). Фо­тограмметрическая съемка. Понятие о цифровых моделях местности.

Лите


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.