Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2023-01-16 | 13 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Кафедра геодезии
Инженерная геодезия
Методические указания и задания на выполнение контрольных работ №1 и №2 для студентов всех специальностей заочной формы обучения
Санкт-Петербург
Г
Геодезия: Методические указания и задания на выполнение контрольных работ №1 и №2 для студентов строительных специальностей заочной формы обучения / Сост: М.М. Орехов, В.И. Зиновьев, В.М. Масленников.
Данные методические указания являются необходимой составной частью учебного комплекса по геодезии и включают контрольные вопросы по теоретической части курса, а также рекомендации и примеры по двум контрольным работам.
Содержат 10 контрольных вопросов по каждой теме курса геодезии, варианты контрольных работ в соответствии с шифром студента, примеры выполнения расчетов, таблицы к ним, порядок оформления отчётов по контрольным работам, а также список рекомендуемой литературы.
Табл.4 Ил.13 Библиограф.:2
Рекомендовано в качестве методических указаний Редакционно-издательским советом СПбГАСУ.
© М.М. Орехов, 2012
© Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2012
Предисловие
Методические указания составлены применительно к требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 653500 «Строительство», предъявляемым к инженерной геодезии.
Студенты заочного обучения изучают геодезию самостоятельно по учебникам. Предлагаемые методические указания содержат рекомендации по организации этой работы, указания по проработке конкретных тем и разделов курса с вопросами для самостоятельной работы, а также задания на контрольные работы и пояснения по их выполнению с конкретными примерами, схемами и формулами.
|
С учетом квалификационных характеристик и требований современного строительного производства к геодезической подготовке инженеров-строителей определены объемы заданий и навыки в обращении с геодезическими приборами, приобретаемые студентами при изучении дисциплины.
В контрольные задания включены вопросы теоретического характера, на которые студенты-заочники СПбГАСУ должны представить ответ в письменной форме.
Студенты, сдавшие контрольные задания, допускаются к участию в зачетно-экзаменационной сессии. Изучение дисциплины «Инженерная геодезия» завершается прохождением учебно-геодезической практики.
Структура и порядок изучения дисциплины
В основу изучения дисциплины положена действующая типовая учебная программа, которая состоит из введения и двух разделов.
Во введении содержатся вопросы, отражающие содержание предмета геодезии, ее значение в хозяйстве страны и строительстве инженерных сооружений, а также место дисциплины при подготовке инженеров-строителей.
Раздел 1 содержит темы, раскрывающие общие принципиальные основы и методы инженерной геодезии: сведения о фигуре Земли и системах координат, ориентирование линий; топографические планы и карты; цифровые модели местности, элементы теории погрешности измерений, геодезические измерения на местности и математическая обработка результатов измерений, геодезические сети, топографические съемки. Учебный материал этого раздела является базой для изучения последующих специальных разделов программно-геодезического обеспечения изысканий, проектирования строительства и эксплуатации сооружений.
Раздел 2 содержит темы, относящиеся к геодезическому обеспечению изысканий, проектирования и строительства всех видов сооружений, а также геодезического мониторинга деформаций инженерных сооружений при их эксплуатации (эти темы изучают студенты всех специальностей).
|
Студенты заочной формы обучения изучают инженерную геодезию в следующем порядке: вводная лекция в начале учебного года, самостоятельная работа по изучению литературы, выполнение контрольных работ по индивидуальным заданиям с использованием методических указаний и устных консультаций, лабораторные работы в период экзаменационной сессии.
Во вводной лекции по инженерной геодезии освещаются узловые вопросы теории, принципы вывода основных формул, их значение и применение в практике геодезических съемок; излагаются наиболее трудные для самостоятельного изучения вопросы, даются методические указания и рекомендации по самостоятельному изучению учебной литературы, краткий обзор по контрольным вопросам, на конкретных примерах разъясняется содержание и порядок выполнения контрольных работ.
В процессе изучения курса инженерной геодезии студенты заочной формы обучения выполняют две контрольные работы, которые с краткой пояснительной запиской представляются для рецензирования. Работы высылаются по почте, регистрируются в журнале и передаются преподавателю для проверки. После проверки работа вместе с рецензией возвращается студенту. Если в рецензии имеются замечания, то студент исправляет работу и представляет ее преподавателю вместе с рецензией во время зачета. По результатам выполнения лабораторных работ и контрольных заданий студент получает зачет и допускается к экзамену. После экзаменационной сессии студент-заочник проходит полевую геодезическую практику.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Работа состоит из 2 заданий:
- теодолитная съёмка;
-тахеометрическая съёмка
Задание 1. Теодолитная съёмка.
Теодолитная съёмка – это плановая съёмка местности в определенном масштабе. Основными этапами теодолитной съёмки являются полевые и классные работы.
Содержание контрольной работы: по данным полевых измерений составить и вычертить план участка местности в масштабе 1:2000.
Исходные данные:
1. Для съёмки участка на местности был проложен замкнутый теодолитный ход из 5 точек (рис.1) Координаты первой точки хода (X1 Y1) и дирекционный угол ориентирные направления (α1-2) определены в ходе привязки хода (индивидуальное вариантное значение).
|
В теодолитном ходе при каждой точке хода измерения правые по ходу горизонтальные узлы (β1, β2, β4, β5); измерение также длины всех сторон хода (1ˉ2, 2ˉ3, 3ˉ4, 4ˉ5, 5ˉ6) (рис. 1).
2. Проведена съёмка ситуации участка съёмки. Результаты съёмки приведены абрисами теодолитной съёмки (рис. 2)
Определение вариантных данных
1 . Координаты X1 Y1 сокращенные условные:
- десятки и единицы километров для всех студентов одинаковые
X=97 Y=84;
- сотнями, десятками и единицами метров будут последние три цифры шифра (номера зачётной книжки);
- десятки и сотни значения в координатах – последние две цифры номера зачётной книжки.
Примеры:
ПГС 04-250 ПГС 04-368
X1=97250,50 X1=97368,68
Y1=84250,50 Y1=84368,68
2. Дирекционный угол α1-2 условный:
- градусы – последние 3 цифры номера зачётной книжки. Если число равно 360 или большему, то из его величины вычитается 360;
- минуты – последние 2 цифры номера зачётной книжки. Если число 60 или больше, то из его величины вычитается 60;
- десятые доли минут – последняя цифра номера зачётной книжки.
Примеры:
ПГС 04-250 ПГС 04-368
α1-2=250°50,0' α1-2 68°08,8'
β1=105 °24 '
β2=123 °10 '
β3=79 °24 '
β4=140 °39 '
β5=91 °21 '
1ˉ2=135,62 м
2ˉ3=159,82 м
3ˉ4=142,15 м
4ˉ5=138,61 м
5ˉ1=153,71 м
Рис. 1 Абрис съёмного обоснования теодолитной съёмки
Рис.2 Абрисы съёмки
Примеры вычислений
α1-2=вариантное значение=140°19,5'
α2-3= α1-2+180°-β2испр=140°19,5'+180°-123°10,4=197°09,1'
α3-4= α2-3+180°-β3испр=197°09,1'+180°-79°24,4'=297°44,7'
α4-5= α3-4+180°-β4испр=297°44,7'+180°-140°39,4'=337°05,3'
α5-1= α4-5+180°-β5испр=337°05,3'+180°-91°21,4'=65°43,9'
α1-2= α5-1+180°-β1испр=65°43,9'+180°-105°24,4'=140°19,5'
Дирекционные углы | Румбы | |
α1-2=140°19,5' | II | 39°39,5' |
α2-3=197°09,1' | III | 17°09,1' |
α3-4=297°44,7' | IV | 62°15,3' |
α4-5=337°05,3' | IV | 22°54,7' |
α5-1=65°43,9' | I | 65°43,9' |
Тахеометрическая съёмка
Тахеометрическая съёмка – это съёмка, при которой совместно определяют плановые и высотные положения объектов и рельефа.
По результатам съёмки получаем план местности с горизонталями – топографический план.
Содержание задания: по данным полевых измерений с одной станции (табл 2) составить топографический план в масштабе 1:1000, сечение рельефа горизонталями 1 м.
|
Местную ситуацию нанести в соответствии с абрисом. План составляется на листе формата А4 (рис. 7).
Оформление выполняется тушью в соответствии с условными знаками.
Определение варианта высоты станции:
1. Высоту станции приянть условную:
· Десятки и единицы метров высоты – последние 2 цифры номера зачетной книжки;
· Десятые и сотые единицы метров высоты – также 2 последние цифры номера зачетной книжки;
· Пример 04-351
2. Ориентировать план на точке 1 станции по стороне тахеометрического хода I-II, имеющей дирекционный угол α=0°00,0'
Рис. 7 Кроки станции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
Работа состоит из двух частей:
· Обработка материалов геодезического обеспечения, проектирования и разбивки оси линейного сооружения
· Составление продольного и поперечного профиля оси линейного сооружения
1 часть.
Исходные данные:
· Журнал технического нивелирования трассы.
Длина трассы 0,5 км с одним поперечником
· Пикетный журнал
· Углы поворота трассы, радиусы кривизны кривых, румб первого прямого участка трассы
· Отметки реперов в начале и конце нивелирного хода по трассе индивидуальные (вариантные)
Определение вариантности данных:
Высоты начального и конечного репера условные
· Десятки и единицы метров начального репера для всех студентов одинаковы (97)
· Сотнями, десятками и единицами метров начального репера будут последние 3 цифры шифра (номера зачётной книжки)
· Условная отметка конечного репера РП-2 больше условной отметки начального репера на +0,018 м (18 мм)
Примеры:
ПГС 04-250
РП-1=97,250
РП-2=97,268
ПГС 04-368
РП-1=97,368
РП-2=97,386
Исходные данные
Журнал технического нивелирования трассы (Таблица 4).
№ станций | Наиме- нование точек | Отсчеты по рейкам, мм | Превышения, мм | Отметки горизонта прибора (ГП), м | Отметки точек H, м | Примечание | ||||||
задние a | передние b | промежуточ ные ,c | Вычислен ные, hвыч | средние hср | Исправлен ные, hиспр
| |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | Репер 1 | 2918 7608 |
|
|
|
| ||||||
ПК 0 | 0805 5491 |
| ||||||||||
2 | ПК 0 | 0103 4789 |
|
|
|
| ||||||
+40 | 2987 | |||||||||||
X1 | 2905 7589 |
| ||||||||||
3 | X1 | 1276 4833 |
|
|
|
| ||||||
ПК 1 | 0758 | |||||||||||
+40 | 2409 5962 |
| ||||||||||
4 | +40 | 0898 5584 |
|
|
|
| ||||||
+80 | 2888 7572 |
| ||||||||||
5 | +80 | 1155 5840 | ||||||||||
ПК2 | 1818
| |||||||||||
+32 Урез | воды | 4528 | ||||||||||
+45 Дно | реки | 5428 | ||||||||||
+60 Дно | реки | 5530 | ||||||||||
+72 Урез | воды | 5430 | ||||||||||
Гор. в.в. | 2900 | |||||||||||
ПК 3 | 1810 6491 |
| ||||||||||
6 | ПК 3 | 2076 6762 | ||||||||||
+50 | 0334 5025 |
| ||||||||||
7 | +50 | 0708 5397 | ||||||||||
ПК 4 | 2661 | |||||||||||
+30 | 12255911 |
| ||||||||||
8 | +30 | 2704 7386 |
|
|
|
| ||||||
ПК 5 | 0204 4890 | |||||||||||
9 | ПК 5 | 1441 6131 |
|
|
|
| ||||||
Репер II | 0666 5352 | |||||||||||
Поперечник на пикете ПК 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | X1 | 1276 |
|
|
|
| ||||
ПК 1 | 0758 | |||||||||
П 10 | 0210 | |||||||||
П 20 | 0100 | |||||||||
Л 10 | 1374 | |||||||||
Л 20 | 1455 |
1.1.2 Отметки реперов в начале и в конце нивелирного хода по трассе:
HRI = 16,325м HRII = 16,352м
1.1.3 Углы поворота трассы, радиусы круговых кривых, румб первого прямого участка трассы:
ВУ-1: ВУ-2:
(ПК 1+40) (ПК 4+00)
1.1.4. Пикетажный журнал
Методические указания.
Продольный профиль следует вычертить на листе миллиметровой бумаги (30х40) в масштабе 1:2000 для горизонтального расстояния и 1:200 – для высот (отметок точек). Поперечный профиль вычертить в масштабе 1:200. На чертеже профилей приводятся только геодезические данные, относящиеся к трассе линейного сооружения.
Профиль вычерчивают разными цветами. Все существующие объекты и относящиеся к ним данные (отметки земли и соответствующие им ординаты, линия вертикального разреза поверхности земли, пикетаж, расстояния) изображают черным цветом, а проектируемые (проектную линию, проектные и рабочие отметки, уклоны, длины элементов профиля, условный план трассы, километровые знаки) – красным, ординаты точек нулевых работ и надписи на них – синим цветом. Толщина линий на чертеже – 0,2 мм, для проектной линии её ординат и плана трассы – 0,5 мм, высота букв и цифр – 2,5-3,0 мм. Чертеж может быть выполнен шариковой ручкой с соответствующим цветом пасты. Образец профиля приведён в приложении 2.
Оглавление
Предисловие………………………………………………………………1
Структура и порядок изучения дисциплины…………………………...1
Основные сведения по геодезии. Раздел 1……………………………...3
Основные виды геодезических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений…………………………….10
Контрольные задания:
Контрольная работа №1…………………………………..17
Контрольная работа №2…………………………………..45
Рекомендуемая литература………………………………………………65
Кафедра геодезии
Инженерная геодезия
Методические указания и задания на выполнение контрольных работ №1 и №2 для студентов всех специальностей заочной формы обучения
Санкт-Петербург
Г
Геодезия: Методические указания и задания на выполнение контрольных работ №1 и №2 для студентов строительных специальностей заочной формы обучения / Сост: М.М. Орехов, В.И. Зиновьев, В.М. Масленников.
Данные методические указания являются необходимой составной частью учебного комплекса по геодезии и включают контрольные вопросы по теоретической части курса, а также рекомендации и примеры по двум контрольным работам.
Содержат 10 контрольных вопросов по каждой теме курса геодезии, варианты контрольных работ в соответствии с шифром студента, примеры выполнения расчетов, таблицы к ним, порядок оформления отчётов по контрольным работам, а также список рекомендуемой литературы.
Табл.4 Ил.13 Библиограф.:2
Рекомендовано в качестве методических указаний Редакционно-издательским советом СПбГАСУ.
© М.М. Орехов, 2012
© Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2012
Предисловие
Методические указания составлены применительно к требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 653500 «Строительство», предъявляемым к инженерной геодезии.
Студенты заочного обучения изучают геодезию самостоятельно по учебникам. Предлагаемые методические указания содержат рекомендации по организации этой работы, указания по проработке конкретных тем и разделов курса с вопросами для самостоятельной работы, а также задания на контрольные работы и пояснения по их выполнению с конкретными примерами, схемами и формулами.
С учетом квалификационных характеристик и требований современного строительного производства к геодезической подготовке инженеров-строителей определены объемы заданий и навыки в обращении с геодезическими приборами, приобретаемые студентами при изучении дисциплины.
В контрольные задания включены вопросы теоретического характера, на которые студенты-заочники СПбГАСУ должны представить ответ в письменной форме.
Студенты, сдавшие контрольные задания, допускаются к участию в зачетно-экзаменационной сессии. Изучение дисциплины «Инженерная геодезия» завершается прохождением учебно-геодезической практики.
Структура и порядок изучения дисциплины
В основу изучения дисциплины положена действующая типовая учебная программа, которая состоит из введения и двух разделов.
Во введении содержатся вопросы, отражающие содержание предмета геодезии, ее значение в хозяйстве страны и строительстве инженерных сооружений, а также место дисциплины при подготовке инженеров-строителей.
Раздел 1 содержит темы, раскрывающие общие принципиальные основы и методы инженерной геодезии: сведения о фигуре Земли и системах координат, ориентирование линий; топографические планы и карты; цифровые модели местности, элементы теории погрешности измерений, геодезические измерения на местности и математическая обработка результатов измерений, геодезические сети, топографические съемки. Учебный материал этого раздела является базой для изучения последующих специальных разделов программно-геодезического обеспечения изысканий, проектирования строительства и эксплуатации сооружений.
Раздел 2 содержит темы, относящиеся к геодезическому обеспечению изысканий, проектирования и строительства всех видов сооружений, а также геодезического мониторинга деформаций инженерных сооружений при их эксплуатации (эти темы изучают студенты всех специальностей).
Студенты заочной формы обучения изучают инженерную геодезию в следующем порядке: вводная лекция в начале учебного года, самостоятельная работа по изучению литературы, выполнение контрольных работ по индивидуальным заданиям с использованием методических указаний и устных консультаций, лабораторные работы в период экзаменационной сессии.
Во вводной лекции по инженерной геодезии освещаются узловые вопросы теории, принципы вывода основных формул, их значение и применение в практике геодезических съемок; излагаются наиболее трудные для самостоятельного изучения вопросы, даются методические указания и рекомендации по самостоятельному изучению учебной литературы, краткий обзор по контрольным вопросам, на конкретных примерах разъясняется содержание и порядок выполнения контрольных работ.
В процессе изучения курса инженерной геодезии студенты заочной формы обучения выполняют две контрольные работы, которые с краткой пояснительной запиской представляются для рецензирования. Работы высылаются по почте, регистрируются в журнале и передаются преподавателю для проверки. После проверки работа вместе с рецензией возвращается студенту. Если в рецензии имеются замечания, то студент исправляет работу и представляет ее преподавателю вместе с рецензией во время зачета. По результатам выполнения лабораторных работ и контрольных заданий студент получает зачет и допускается к экзамену. После экзаменационной сессии студент-заочник проходит полевую геодезическую практику.
Раздел 1, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ГЕОДЕЗИИ
Студент должен составить ответы на один вопрос по каждой теме из списка вопросов и задач для самостоятельной работы, рекомендуемых в настоящих методических указаниях. Номер вопроса или задачи определяется последней цифрой учебного шифра студента 1,2, 3,..., 9,0 (10). Требования к ответам изложены в общих методических указаниях по конкретным разделам дисциплины.
1. Введение
Предмет и задачи геодезии; значение геодезии в хозяйстве страны, ее обороне и при строительстве. Связь инженерной геодезии с другими дисциплинами учебного плана. Краткий исторический очерк развития геодезии. Современные организационные формы геодезической службы в строительстве.
Литералура[1, гл.1,1.1-1.3].
2. Форма и размеры Земли, системы координат, применяемые в геодезии
Понятие о форме и размерах Земли. Уровенная поверхность, геоид. Рефе- ренц-эллипсоид. Метод проекций, применяемый в геодезии. Влияние кривизны Земли на определение горизонтальных расстояний и высот. Системы координат и высот. Система географических координат. Зональная система плоских прямоугольных координат. Понятие о равноугольной проекции Гаусса-Крюгера. Система координат СК-95. Ориентирование линий на местности. Ориентирные углы и связь между ними.
Литература [1, гп. 2, 2.1-2.4, гл. 4, 4.2,4.3].
Указания по изучению темы
Необходимо уяснить, почему обработку геодезических измерений, произведенных на земной поверхности, выполняют на поверхности референц-эллип- соида, как результаты измерений искажаются из-за кривизны Земли; как определяют положение точек на земной поверхности, откуда начинается отсчет высот. Эти вопросы имеют особо важное значение при решении главной задачи геодезии - определении координат точек на поверхности Земли.
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Что называют уровенной поверхностью?
2. Что такое геоид, сфероид, референц-эллипсоид?
3. Как влияет кривизна Земли на определение расстояний и высот?
4. В чем сущность зональной системы плоских прямоугольных координат?
5. Что называют истинным и магнитным азимутами, дирекционным углом?
6. Что такое сближение меридианов и магнитное склонение?
7. Как ориентировать линию на местности?
8. Что такое румбы и как ,они вычисляются?
9. Что такое высотная отметка точки?
10. Что такое абсолютная и относительная высоты? Какие высоты используют в строительстве?
3. Топографические планы и карты
Понятие о карте, плане, профиле. Масштабы: численный, линейный, поперечный. Предельная точность масштаба. Условные знаки. Рельеф земной поверхности и способы его изображения на планах и картах. Высота сечения рельефа, заложение, уклон линий. Задачи, решаемые на топографических картах. Понятие о цифровых и математических моделях местности; геоинформационные системы.
Литература [1, гл.1, 3-5].
Указания по изучению темы
Необходимо обратить внимание на разницу между картой, планом и профилем, уяснить понятие предельной точности масштаба, особенно при графическом проектировании на планах и картах. Особое внимание следует обратить на способы изображения и чтение рельефа на планах и картах, построение профилей земной поверхности, а также уметь пользоваться масштабами заложений и определять отметки точек и уклоны линий. Глубокое усвоение этих вопросов необходимо инженеру-проектировщику при его профессиональной деятельности.
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Что такое план и карта? В чем их сходство и различие?
2. Что такое ситуационный и топографический планы?
3. Что такое масштаб карты, его предельная точность?
4. Назовите основные формы рельефа, поясните примерами.
5. Какие способы изображения рельефа приняты на топографических планах и картах, в чем их сущность?
6. Что такое горизонтали, высота сечения рельефа, заложение, уклон?
7. Назовите свойства горизонталей.
8. Как определить отметку точки, лежащей между горизонталями?
9. Как построить линию с заданным уклоном?
10. Что такое электронная карта, цифровая и математическая модели местности?
4. Элементы теории ошибок и математической обработки результатов измерений
Измерение, методы измерений. Ошибки измерений, их виды. Понятие о точности измерений. Оценка точности результатов измерений. Средняя квадратическая ошибка. Оценка результатов многократных равноточных измерений одной величины. Ошибки функций измеренных величин. Обработка результатов равноточных и неравноточных измерений. Предельная ошибка. Допуски.
Литература [1, гл.6].
Указания по изучению темы
Изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация сооружений связаны с различными измерениями.
Инженер-строитель должен иметь понятие о точности измерений, оценке их результатов. Используемая в строительстве система допусков регламентирует геометрическую точность изготовления и монтажа строительных конструкций.
При изучении темы следует обратить внимание на вопросы оценки качества измерений, как равноточных, так и неравноточных; предвычисление ожидаемых ошибок результатов измерений; обоснование методики измерений и применений средств измерений в соответствии с требованиями СНиП и государственных стандартов.
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Что такое измерение, какие бывают методы измерений, в чем их сущность?
2. Равноточные и неравноточные измерения. В чем их разница?
3. Что такое ошибки измерений, виды ошибок? 4
4. Что такое грубая ошибка (промах), как ее исключить из результатов измерений?
5. Назовите свойства случайных ошибок.
6. Что такое арифметическая середина?
7. Что такое абсолютная и относительная ошибки? Приведите примеры из геодезии.
8. Что такое средняя квадратическая и предельная ошибки?
9. Как обрабатывают результаты многократных равноточных измерений?
10.Как обрабатывают результаты неравноточных измерений? Что такое вес?
5. Линейные измерения
Меры длины, эталоны. Мерные приборы для непосредственных и косвенных измерений. Компарирование приборов; полевые и стационарные компараторы. Мерные ленты и рулетки, измерение расстояний лентами. Нитяный дальномер, теория, точность. Светодальномеры. Лазерные безотражательные дальномеры. Точность измерения расстояний лентой, дальномерами. Измерение недоступных расстояний.
Литература [1, гл. 10].
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Что такое метр, его эталон?
2. Что такое компарирование мерных приборов? Какие виды компараторов могут использоваться?
3. Как измеряют расстояния мерной лентой и рулеткой?
4. Какие поправки вводят в результате измерений лентой и рулеткой? Приведите формулы поправок.
5. Что такое нитяный дальномер? Приведите чертеж и формулы.
6. Как определяют поправку за наклон линии, измеренной лентой и нитяным дальномером?
7. Что такое поправки за компарирование, температуру? Приведите формулы.
8. Как определяют недоступное расстояние?
9. Принцип действия светодальномера.
10. Что такое лазерная рулетка?
6. Угловые измерения
Принципы измерения горизонтального угла и угла наклона. Принципиальная схема устройства теодолита. Главные части теодолитов, их устройство и характеристика. Классификация теодолитов. Способы измерения горизонтальных и вертикальных углов. Основные источники ошибок.
Литература [1, гл. 8,9].
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Принципиальная схема устройства теодолита.
2. Что такое горизонтальный и вертикальный углы?
3. Назначение цилиндрического уровня, его устройство. Что такое цена деления уровня?
4. Зрительные трубы, их назначение, устройство и характеристики. Приведите схему.
5. Что такое коллимационная ошибка, как ее выявить и исправить?
6. Как поверить цилиндрический уровень при алидаде горизонтального круга теодолита?
7. Что такое место нуля вертикального круга, как его определяют и исправляют? Приведите формулы.
8. Какие отсчетные устройства применяют в технических теодолитах?
9. Как измеряют горизонтальные углы способом приемов?
10. Как измеряют углы наклона линий?
7. Высотные измерения (нивелирование)
Виды нивелирования, их сущность. Применяемые приборы. Геометрическое нивелирование: сущность, способы. Нивелирные рейки. Устройство, классификация и поверки нивелиров. Источники ошибок и классы точности геометрического нивелирования. Состав работ при нивелировании на станции, контроль. Порядок нивелирования и вычисления отметок связующих и промежуточных точек, контроль хода. Тригонометрическое нивелирование. Определение превышения при измерении расстояний нитяным дальномером, светодальномером и лентой (рулеткой).
Гидростатическое нивелирование. Другие виды нивелирования.
Литература [1, гл. 11, 12].
Вопросы и задачи для самостоятельной работы
1. Поясните сущность геометрического и тригонометрического нивелирования.
2. Как поверить главное условие нивелира с уровнем?
3. В чем разница между нивелиром с уровнем и нивелиром с компенсатором?
4. Каков порядок работы с нивелиром на станции технического нивелирования? Контроль измерений.'
5. Как вычисляют отметки связующих и промежуточных точек при геометрическом нивелировании? Что такое горизонт прибора?
6. Как определяют превышения при тригонометрическом нивелировании?
7. В чем сущность гидростатического нивелирования? Какова область его применения?
8. Каково назначение круглого и цилиндрического уровней у нивелира Н-3?
9. Что такое нивелирование из середины и «вперед»? В чем их разница?
10. В чем состоит контроль нивелирования на станции, постраничный контроль и контроль нивелирного хода?
Указания по изучению тем 5-7
Инженер-строитель должен самостоятельно работать с основными геодезическими приборами и выполнять простейшие геодезические измерения и построения на местности, поэтому ему необходимо знать устройство, поверки и порядок работы с теодолитом, нивелиром, лазерной рулеткой и т. п. Практические навыки студенты получают при выполнении лабораторных работ. Знание содержания тем 5-7 обеспечит успешное выполнение контрольных работ, поэтому особое внимание студенты должны уделять изучению именно этих тем.
8. Геодезические сети
Прямая и обратная геодезические задачи в системе плоских прямоугольных координат. Принцип определения координат точек на поверхности Земли. Геодезические сети как система взаимосвязанных точек на поверхности Земли. Назначение, принцип построения и классификация геодезических сетей. Опорные и съемочные сети. Спутниковые навигационные системы. Способы закрепления и обозначения пунктов геодезических сетей.
Литература [1, гл.13].
Указания по изучению темы
Геодезические сети являются основой для всех видов геодезических работ, выполняемых при изысканиях, проектировании и перенесении проекта в натуру.
В ходе изучения данной темы необходимо уяснить принцип определения координат на поверхности Земли, решение прямой и обратной геодезических задач. Важно понять принцип построения геодезических сетей как системы геометрически взаимосвязанных точек, закрепляемых и обозначаемых на местности. Особое внимание следует уделить спутниковым системам, как новому методу определения координат точек на поверхности Земли.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Что такое геодезическая сеть?
2. В чем сущность метода триангуляции (трилатерации)?
3. В чем сущность метода полигонометрии?
4. Что такое опорная и съемочная сети?
5. В чем сущность прямой и обратной геодезических задач?
6. В чем сущность спутниковой навигационной системы?
7. Как определяют координаты с помощью GPS?
8. Как исправляют углы и приращения координат при вычислении теодолитного хода?
9. Как исправляют измеренные превышения при обработке нивелирного хода?
10. Что такое нивелирная сеть?
9. Топографические съемки
Виды топографических съемок. Глазомерная и инструментальные съемки. Наземные и подземные съемки. Плановые, высотные и планово-высотные съемки. Выбор масштаба съемки и высоты сечения рельефа. Теодолитная съемка, тахеометрическая съемка. Нивелирование поверхности (вертикальная съемка). Фотограмметрическая съемка. Понятие о цифровых моделях местности.
Лите
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!