Творчество Н. Г. Чернышевского: роман «Что делать?» 2ч — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Творчество Н. Г. Чернышевского: роман «Что делать?» 2ч

2023-01-15 26
Творчество Н. Г. Чернышевского: роман «Что делать?» 2ч 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Творчество Н. Г. Чернышевского: роман «Что делать?» 2ч

Обзор творчества Чернышевского и общая проблематика романа «Что делать?».

Понятие «тенденциозный» роман

Практические занятия

I. Дайте определения литературоведческим понятиям

Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм.

Род литературы: эпос, лирика, драма.

Жанры: книга, очерк, роман, детектив

Литературные понятия: тема, проблема, идея художественного произведения; портрет, образ-портрет, лирический образ, деталь, предметная деталь, интерьер, гипербола, гротеск; юмор, сатира.

 

II. Задания к уроку

Обзор творчества Чернышевского 1ч.

  1. Прочтите статью в учебнике «Литература» под ред. Г.А. Обернихиной «Особенности развития русской литературыво второй половине XIX века» на с. 109-116  и выпишите материалы о творчестве Н.Г. Чернышевского, составьте сообщение, озаглавьте.

2. На основе статьи учебника составьте в электронном виде таблицу «Периодизация творчества Н.Г. Чернышевского»:

Период творчества Основные темы и мотивы Произведения
     

 

3.Изучите подготовленную преподавателем презентацию о творчестве Н.Г. Чернышевского и ответьте письменно на вопросы, содержащиеся в ней.

4.Посмотрите учебный фильм «Отечества достойный сын» https://youtu.be/GtUS5hUJrq0и подготовьте небольшой рассказ о творческой биографии Н.Г.Чернышевского, составьте  по просмотренному фильму тезисный план-конспект.

5.Индивидуально**[1]Изучите материалы:

· Чернышевский Н.Г. Диссертация Эстетические отношения искусства к действительности http://russkay-literatura.ru/chernyshevskij-ng/436-chernyshevskij-ng-dissertacziya-esteticheskie-otnosheniya-iskusstva-k-dejstvitelnosti.html

· статью Я. А. Никифорова «Механизм социального изменения в творчестве Н. Г. Чернышевского»https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-sotsialnogo-izmeneniya-v-tvorchestve-n-g-chernyshevskogo

Подготовьте доклад (не более 10 мин) и презентацию (не менее 7 и не более 10 слайдов)по проведенному Вами исследованию «Эстетика Н.Г. Чернышевского (по материалам диссертации)»

7.Подготовьтесь ответить на вопрос №3,4,9 учебника под ред. Г.А. Обернихиной, с. 150

 

Общая проблематика романа «Что делать?». Понятие «тенденциозный» роман 1ч.

1. Прочтите роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

2. Изучите подготовленную преподавателем презентацию о романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и подготовьте (письменно) ответы ответьте на содержащиеся в ней вопросы.

Ш. Задания для проверки

1.Прочтите статью в учебнике на стр.с. 109-116 и ответьте на вопросы            № 3,4,9с.150-151 учебника Литература под ред. Г.А. Обернихиной.

2.Индивидуально**[2]Прочтите дополнительную литературу о творчестве Н.Г. Чернышевского подготовьте сообщения по темам:«Отечества достойный сын», ««Новые люди» Н.Г. Чернышевского», «Н.Г. Чернышевский: «диалектика души» - требование времени?» (по выбору обучающегося). Требования к сообщению см. в практикуме (Приложение 5.3.).

3.Изучите подготовленную преподавателем презентацию, подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1) Каково содержание романа «Что делать?»?

2) Каковы тематика и проблематика, идея романа?

3) В чем состоит их особенность?

4) Определите композицию романа, систему образов, в чем их особенность?

5) Дайте развернутую характеристику образа «особенного человека» Рахметова.

6) Сон как ключ к пониманию проблематики романа. 4 сна Веры Павловны: определите значение снов для раскрытия идеи романа.

7) Приемы иносказания в романе «Что делать?» Определите их роль в раскрытии идеи романа?

8) Дайте определение понятиям «тенденция», «тенденциозный роман» ?

9) В чем утопичность идей Н.Г. Чернышевского? Приведите примеры романов – утопий из зарубежной литературы, назовите их авторов.

10) Определите значение романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» на развитие русской литературы, опираясь на мнение критиков.

Ответы подготовьте в виде развернутых тезисов.

IV. Литература, источники

1. Литература. Учебник под редакцией Г.А. Обернихиной, 15-е издание, Москва, Академиа,2017 г.

2. Чернышевский Н.Г. Диссертация Эстетические отношения искусства к действительностиhttp://russkay-literatura.ru/chernyshevskij-ng/436-chernyshevskij-ng-dissertacziya-esteticheskie-otnosheniya-iskusstva-k-dejstvitelnosti.html

3. Отечества достойный сын. Учебный фильм: https://youtu.be/GtUS5hUJrq0

4. Никифоров Я. А. Механизм социального изменения в творчестве Н. Г. Чернышевского // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Социология. Политология. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-sotsialnogo-izmeneniya-v-tvorchestve-n-g-chernyshevskogo

5. Приложение: Приемы иносказания в романе «Что делать?» Полный анализ романа( по материалам сайта)https://knhb.ru/priemy-inoskazaniya-v-romane-chto-delat-polnyi-analiz-romana-chto-delat.html

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблематика

Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать?» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

· Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать?», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: женщина бесправна, хозяин всесилен. Такая участь ожидала  и Веру Паввловну, если бы ее не спас прогрессивный молодой человек – Дмитрий Лопухов. Он относился к ней с позиции равенства (равноправие). Это отношение и является залогом процветания и независимости женщины в современном обществе. И дело тут не феминизме, а в возможности обеспечить себя и детей самостоятельно Писатель обращает внимание на корень зла в современных ему отношениях: недооцененное превосходство одного пола над другим.

· Кризис монархии. Еще со времен восстания на Сенатской площади 1825 года идеи о несостоятельности самодержавия зрели в умах декабристов, но народ тогда не был готов к переворотам такого масштаба. Впоследствии жажда революции только укреплялась и с каждым новым поколением становилась сильнее, чего нельзя было сказать о монархии, которая боролась с этим инакомыслием, как могла, но, как известно, к 1905 году пошатнулась сама, а в 1917-ом уже добровольно сдала свои позиции Временному Правительству.

· Проблема нравственного выбора. Кирсанов сталкивается с ней, когда осознает свои чувства к жене друга. Вера постоянно ощущает ее, начиная с неудавшегося «выгодного брака» и заканчивая отношениями с Александром. Лопухов тоже стоит перед выбором: оставить все так, как есть, или же поступить по справедливости? Все герои романа «Что делать?» выдерживают испытание и принимают безупречное решение.

· Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где женщину ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.

· Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастьеего женитьбу на ее дочери, Вере.  Такое воспитание претит Чернышевскому, и он его едко высмеивает.

Смысл романа

Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, какие необходимы «новые люди» «новой России». Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы: «Что предпринять?», «Кем быть?», «К чему стремиться?» В.И. Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к октябрьской революции 1917года. То есть, главная мысль романа «Что делать?» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.

Настоящий революционер, по мнению Чернышевского, обязан сам жить той жизнью, которой живет простой человек. Люди, стоящие у власти, не должны быть возведены в отдельную элитную касту. Они - слуги народа, который их назначил. Примерно так можно выразить позицию автора, которую он передал и своему «особенному» герою и которую хочет донести через него читателю. Рахметов - аккумуляция всех положительных качеств, можно сказать, «сверхчеловека», как у Ницше. С помощью него выражается идея романа «Что делать?» — светлые идеалы и твердая решимость отстоять их.

Тем не менее, Чернышевский предупреждает читателя о том, что тернист и «скуден личными радостями путь» этих людей, «на который они зовут вас». Это люди, пытающиеся переродиться из человека в отвлеченную идею, лишенную личных чувств и страстей, без которых тяжела и безрадостна жизнь. Писатель предостерегает от восхищения такими Рахметовыми, называя их смешными и жалкими, потому что они пытаются объять необъятное, променять полную земных благ судьбу на долг и безответное служение обществу. Но между тем автор понимает, что без них жизнь совсем потеряла бы свой вкус и «прокисла». Рахметов - не романтический герой, а вполне реальный человек, которого творец рассматривает с разных сторон.

Стилистические особенности

Чернышевский широко использует два средства художественной выразительности – аллегорию и умолчание. Сны Веры Павловны полны аллегорий. Тёмный подвал в первом сне – аллегория несвободы женщин. Невеста Лопухова – это великая любовь к людям, грязь реальная и фантастическая из второго сна – обстоятельства, в которых живут бедные и богатые. Огромный стеклянный дом в последнем сне – иносказание коммунистического счастливого будущего, которое, по мнению Чернышевского, обязательно наступит и подарит радость всем без исключения. Умолчание связано с цензурными запретами. Но некоторая таинственность образов или сюжетных линий ничуть не портит удовольствие чтения: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю». Смутным остаётся смысл финала романа, который трактуют по-разному, образ дамы в трауре. Все песни и тосты весёлого пикника иносказательны.

В последней крошечной главе «Перемена декораций» дама уже не в трауре, а в нарядной одежде. В юноше лет 30 угадывается освобождённый Рахметов. Эта глава изображает будущее, пусть и недалёкое.

( по материалам сайта: https://knhb.ru/priemy-inoskazaniya-v-romane-chto-delat-polnyi-analiz-romana-chto-delat.html)

 

 


[1]Материал повышенной трудности (дополнительный бал)

[2] Материал повышенной сложности (дополнительный балл)

Творчество Н. Г. Чернышевского: роман «Что делать?» 2ч


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.