Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2023-02-03 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Холодные волны вздымает лавиной
Широкое Черное море.
Последний матрос Севастополь покинул,
Уходит он, с волнами споря.
И грозный соленый бушующий вал
О шлюпку волну за волной разбивал.
В туманной дали не видно земли,
Ушли далеко корабли. } 2 раза
Друзья-моряки подобрали героя,
Кипела вода штормовая.
Он камень сжимал посиневшей рукою
И тихо сказал, умирая:
«Когда покидал я родимый утес,
С собою кусочек гранита унес
Затем, чтоб вдали от крымской земли
О ней мы забыть не могли». } 2 раза
Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,
Что с честью носить его будет.
Он первым в любимую бухту вернется
И клятвы своей не забудет!
Тот камень заветный и ночью, и днем
Матросское сердце сжигает огнем.
Пусть свято хранит мой камень-гранит,
Он русскою кровью омыт! } 2 раза
Сквозь бури и грозы прошел этот камень,
И стал он на место достойно.
Знакомая чайка взмахнула крылами,
И сердце забилось спокойно.
Взошел на утес черноморский матрос,
Кто Родине новую славу принес.
И в мирной дали идут корабли
Под солнцем родимой земли. } 2 раза
Ведущий: История этой песни такова. Летом 1943 года Борис Мокроусов был проездом в Москве. На одной из улиц он остановился у витрины, где была вывешена газета «Красный флот». Его внимание привлек броский заголовок — «Севастопольский камень». С Севастополем композитора связывало многое. В первые же дни войны он был направлен сюда в распоряжение Политуправления Черноморского флота. Здесь сблизился с моряками — будущими участниками обороны Севастополя, полюбил суровую романтику Черного моря. Еще тогда Мокроусов и поэт Александр Жаров задумали написать песню о черноморских моряках. Но военная судьба разлучила авторов, им не удалось тогда осуществить свой замысел. И вот сейчас, спустя два года газетный заголовок вновь напомнил композитору о его мечте.
|
Так о чем же рассказывала газета? ...Последние часы героической обороны Севастополя. Фашистская артиллерия ведет ураганный огонь по полуразрушенному городу. Один из вражеских снарядов ударил в набережную близ памятника «Погибшим кораблям» и отбил от гранитного парапета небольшой осколок. Этот кусок серого гранита подобрал неизвестный моряк — один из тех, кто, сдерживая бешеный натиск гитлеровцев, бился против десяти, против ста. Уходя из Севастополя, он поклялся вернуться сюда и положить камень на место. Но моряку не суждено было это сделать — его сразила фашистская пуля. Умирая, он передал осколок своим боевым друзьям с наказом: «Камень должен вернуться на свое место — в Севастополь!» Воин, принявший драгоценную реликвию, — это был снайпер — погиб в засаде, успев передать севастопольский камень своему другу-разведчику. От него камень попал к связисту, затем побывал у артиллеристов, пулеметчиков, летчиков.... И у кого бы ни находился, он всегда был в крепких надежных руках воинов, поклявшихся выполнить завет неизвестного матроса — вернуть гранитный осколок на родную землю....
Легенда о севастопольском камне, рассказанная в газете писателем Леонидом Соловьевым, произвела огромное впечатление на композитора. «Образ последних легендарных защитников Севастополя, — вспоминал он впоследствии, — стал преследовать меня денно и нощно. Кто же этот последний матрос-герой?»
Да, подвиг черноморских моряков достоин песни! И композитор принялся за работу. Постепенно рождалась полная истинного драматизма мелодия «Заветного камня», которой суждено было стать одной из лучших песен Великой Отечественной войны. Именно мелодия, ибо слов еще не было, — случай сравнительно редкий в композиторской практике. Когда музыка была готова, текст написал Александр Жаров (проекция портрета). Вот что рассказывает об этом поэт: «После того, как Мокроусов показал мне музыку, стихи я написал почти залпом, потому что был подготовлен к этому еще в те дни, когда мы оба были в Севастополе. Там в частях и на кораблях встречал я своих ровесников — представителей новой поросли комсомола, воинов-героев, о которых писал в песнях».
|
Легенда о Севастопольском камне не была легендой в обычном понимании этого слова. Многие матросы, покидая по приказу командования священную землю Севастополя, брали с собой горстку земли или кусочек гранита и клялись вернуть их обратно, возвратиться в город с победой.
Закончив песню, мы показали ее в редакции газеты «Красная звезда», где она и была напечатана. Вскоре ее передали по радио. Но настоящий успех пришел после того, как песню исполнил Леонид Утесов (проекция портрета). «Когда я услышал «Заветный камень», — рассказывал народный артист СССР Л.О. Утесов, — меня песня необычайно взволновала. Взволновала потому, что это рассказ о судьбе человека, о мужестве наших моряков, о вере в победу, о любви к Родине. Она как бы предсказывала грядущую победу. И как радостно было петь, когда Севастополь был освобожден».
В 1948 году композитор Б.А. Мокроусов был удостоен Государственной премии СССР за несколько своих песен — в их числе и песня «Заветный камень».
А как задушевно звучит лирическая песня «Огонек» в обработке Мокроусова.
В исполнении солиста звучит песня, аккомпанирует аккордеон (баян).
ОГОНЕК
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!