Методика проведения экологической экскурсии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Методика проведения экологической экскурсии

2023-01-16 23
Методика проведения экологической экскурсии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экскурсия в природу — традиционная, но и сегодня не утратившая своего значения форма организации учебной деятельности школьников. Эффективность данной формы связана с тем, что она является полифункциональнойи имеет комплексный характер. Тематическая природоведческая экскурсия (зоологическая, ботаническая, географическая, фенологическая) знакомит учащихся с элементами экосистем (особенностями рельефа, водоемов, растительного и животного мира), с взаимосвязями в природе, что повышает целесообразность этой формы для решения задач экологического образования. Однако экологические экскурсии имеют определенную специфику.

Экологические экскурсии, помимо образовательных задач и целей формирования экологической грамотности, направлены на выработку навыков оценочной деятельности, совершенствование ценностных ориентаций, развитие навыков экологически сообразного поведения в окружающей среде. На экологических экскурсиях происходит становление навыков природоохранной деятельности, решаются посильные младшим школьникам экологические проблемы своей местности, т.е. приобретается первоначальный опыт участия в охране природы. Например, учащиеся могут выполнить какие-либо работы, связанные с обнаружением нарушений н природной среде: выявлением загрязнения территории парка, сквера, двора, пришкольного участка, последствий негативного воздействия человеческой деятельности на растительный покров и т.п. Учащиеся могут также провести посильную природоохранную работу: уборку мусора (соблюдая гигиенические правила), расчистку муравейника, сбор семян и плодов для зимней подкормки птиц, ремонт и развешивание кормушек для птиц, уход за деревьями и кустарниками и др.

Технология подготовки и проведения экологической экскурсии мало отличается от методики экскурсионной работы по окружающему миру

[11; с. 266].

При проведении экскурсии, ее назначении обязательно следует проинформировать родителей; кроме того, нужно постараться привлечь некоторых из них к участию в экскурсии.

Процесс непосредственного проведения экскурсии можно разделить на три части в соответствии с дидактическими целями:

1) вводная часть, в ходе которой учитель еще раз информирует детей о цели, маршруте экскурсии и т.п.;

2) рабочая часть, которая включает проведение наблюдений, самостоятельную работу детей, сбор материала и пр.;

3) заключительная часть, в ходе которой подводятся итоги работы.

Постэкскурсионный этап не менее важен, чем предыдущие, по окончании экскурсии, учащиеся готовят отчет, который может быть представлен в форме стенгазеты, мультимедийной презентации, серии рисунков и фотографий, выставки. Проводится итоговая беседа, закрепляются знания, уточняются умения и навыки, которыми овладели школьники; организуется рефлексия деятельности. Обязательно надо показать детям, как и дальнейшем будут использованы материалы экскурсии в учебном процессе, во внеурочной деятельности [11; с.157].

Наблюдения во время проведения экскурсии. Во время экскурсий и природу проводятся метеорологические, геоморфологические, гидрологические, фенологические наблюдения, в ходе которых учитель продолжает формировать умение наблюдать, опираясь на знание алгоритма. На подготовительном этапе наблюдений формируются в основном регулятивные УУД. Сущность данного этапа состоит в следующем:

1) определение цели наблюдения;

2) выбор объекта наблюдений;

3) выбор способа достижения цели наблюдения;

4) определение способа оформления полученных результатов;

5) фиксация состояний объекта и явления;

6) обработка и интерпретация полученной информации;

7) формулирование выводов и оформление отчета.

Непосредственно при проведении наблюдений формируются познавательные и коммуникативные УУД, а на завершающем этапе — познавательные и регулятивные УУД. Наблюдения имеют исключительно большое значение при обучении начальному естествознанию как с познавательной точки зрения, так и с психолого-педагогической,

Методические требования к проведению экскурсий были сформулированы Б.Е. Райковым и М.Н. Римским-Корсаковым в книге «Зоологические экскурсии». Вот основные из них:

1) экскурсия должна быть предварительно подготовлена;

2) на экскурсии учитель должен говорить только о том, что может показать и не превращать ее в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, не сопровождающегося изучением объектов, следует избегать;

3) изучаемый объект должен быть, по возможности, не только в руках у учителя, но и у каждого участника экскурсии;

4) учитель обязан обеспечить активность участников экскурсии. Ученики должны выполнить ряд самостоятельных заданий, а не пассивно следовать за руководителем и слушать его объяснения;

5) материал экскурсии должен быть закреплен в памяти учащихся последующей его проработкой. В противном случае экскурсия остается незавершенной.

Также природоведческие экскурсии содержат обычно структурные элементы (этапы, части), такие как:

1) организационный момент (подготовка к экскурсии) (1-2 мин.);

2) выдвижение на место проведения экскурсии;

3) инструктаж или вводная беседа (объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе) (3-5 мин.);

4) основная часть с выделением ряда самостоятельных работ (основное время занятия);

5) обобщающая беседа по результатам самостоятельных работ (5-10 мин.);

6) подведение итогов (2-3 мин.);

7) домашнее задание (1-2 мин.);

8) возвращение в класс[12; с.110-111].

При организации экскурсии в природу задачей учителя является выбор места проведения, разработка маршрута и содержания экскурсии. Район проведения экскурсии должен обладать транспортной доступностью иди располагаться недалеко от школы; быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для данной местности. Для детей младшего возраста экскурсии, как правило, проводятся на пришкольном участке, в ближайшем парке или лесном массиве. Многие школьники проживают и крупных городах. R подобных условиях подготовка экскурсии имеет свои особенности: учителю надо тщательно выбрать место проведения экскурсии, постараться показать характерные экологические проблемы. В сельской местности или небольших населенных пунктах учащихся, конечно, проще «приблизить» к природе, но и здесь маршрут должен отвечать требованиям техники безопасности (не подходить близко к оврагам, обрывам, берегам водоемов).

После изучения местности учитель приступает к разработке содержания экскурсии в соответствии с предполагаемыми целями: определяет перечень объектов природы для научения, живописные места для об юра, точки на маршруте, где будут производиться практические работы, и др. Особое внимание следует обратить на объекты и процессы, иллюстрирующие влияние человека на природу. Необходимо наметить места для отдыха и проведения игр. Далее технологией предусмотрена работа со школьниками.

Теоретическая подготовка детей к экскурсии заключается в актуализации знаний и умений, которые получены ранее, но будут активизированы в ходе экскурсии. Эта работа проводится в классе перед началом экскурсии, гак как малолетние учащиеся не способны длительное время находиться на маршруте, да и погодные условия могут помешать.

Практическая подготовка детей заключается в обучении тем приемам работы, без овладения которыми они не смогут выполнять задания во время экскурсии, ведь при проектировании экскурсии учитель может предусмотреть проведение ряда практических работ.

О проведении экскурсии, ее назначении обязательно следует проинформировать родителей; кроме того, нужно постараться привлечь некоторых из них к участию в экскурсии[11; с.156].

Организационная подготовка школьников является исключительно важным для успешного проведения экскурсии этапом. С темой экскурсии и заданиями детей следует познакомить заранее. Желательно класс разбить на бригады по 5–6 человек, с ними проводится подробный инструктаж, рассматриваются рисунки и читаются описания природных объектов, с которыми дети могут встретиться на экскурсии. Подбирается экскурсионное оборудование, атласы-определители. Учитель продумывает, как будет отчитываться каждая бригада. Кроме того, оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.).

Проведение экскурсии. Перед выходом из школы учитель напоминает тему и цели экскурсии, раздает бригадам учебное оборудование. Учащимся напоминаются правила поведения в природе. Если до места экскурсии приходится добираться общественным транспортом, то нужно повторить правила поведения в транспорте и на улице. На месте экскурсии не следует сразу начинать беседу. Попросите детей послушать звуки природы. Любую экскурсию следует начать образным описанием общего вида природного ландшафта, создающего у учащихся определенный эмоциональный настрой.

После вступительной беседы учитель разводит бригады по местам их самостоятельной работы. В каждой группе следует выбрать «бригадира», ответственного за выполнение заданий, и «секретаря», ведущего записи результатов наблюдений. Обычно записи на экскурсии ведутся в блокнотах карандашами. Рассмотренные объекты зарисовываются или фотографируются. Природный материал собирается в ограниченном количестве и только тот, который необходим для работы на последующих уроках. Гербарии дикорастущих растений, коллекции насекомых и других животных собирать запрещено. Учитель по очереди контролирует работу каждой бригады. По окончании работы каждая группа на месте отчитывается о результатах проведенных наблюдений. Затем организуется обобщающая беседа, на которой подводятся итоги проделанной работы. При этом делаются выводы о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую природу, намечаются меры по ее охране, доступные для выполнения.

Обработка результатов экскурсии проводится по возвращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный природный материал систематизируется. Очень важно провести закрепление материала экскурсии. Учитель должен «восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя, и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали складываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле». При таком проведении экскурсий у младших школьников вырабатываются первоначальные умения, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах[5; с.230, 232-233].

Экологическая экскурсия способна стать частью исследовательского проекта. Например, школьники могут провести опрос среди посетителей городского парка с целью определения отношения людей к внешнему виду и состоянию парка, оценки собственного образа действий горожан в природе, знания правил поведения в парке.

Темы исследований на экологической экскурсии следует подбирать исходя из реалий, окружающих младшего школьника, т.е. использовать краеведческий принцип. Изучаемое должно стать для ребенка личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний о своем крае.

Самый важный результат экскурсии — появление у ребенка потребности общаться с живой природой, развитие интереса к познанию окружающего мира; формирование убеждений в необходимости бережного отношения к природе, участия и природоохранной деятельности [11; с.272].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитание экологической грамотности и осознанного отношения к окружающему миру – это долгий и целенаправленный процесс, в основе которого лежат дидактические принципы педагогики и законы природы. Процесс воспитания экологически грамотной личности обеспечивает развитие у младших школьников морально-ценностных ориентаций, нравственных качеств, соответствующего отношения к природе как к универсальной ценности.

Экологическая грамотность является важной составляющей всесторонне развитой, гармоничной личности. Человек должен осознавать значимость природы и беречь природные ресурсы, действовать с опорой на знание принципов и законов в области экологии. Высокий уровень экологической грамотности – это есть осознание личностью себя как части окружающего мира, единства с миром природы, принятия на себя ответственности за развитие цивилизации.

В изучение исследования, была поставлена цель раскрытие и описание педагогических условий для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников, цель была достигнута. Таким образом, работа по формированию правильного взаимодействия человека и природы у младших школьников является естественным направлением для решения обозначенной ФГОС НОО проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к экологии и окружающей среде осмысленным и привлекательным, она является актуальной для младшего школьника.

Цель формирования экологических представлений младших школьников заключается в воспитании основ экологической культуры личности. Первичные элементы экологической культуры формируются, основываясь на взаимодействии учащихся под руководством учителя с предметно-природным миром, окружающим их; растениями, животными, средой обитания, предметами, которые изготовлены человеком из природных материалов.

Решая первую задачу, мы изучили учебную литературу и разобрали понятие экологической грамотности. Экологическая грамотность направлена на осознание природы как ценности, на формирования бережного к ней отношения, желания заботиться и сохранить её. Таким образом, успешность педагогической деятельности в области формирования экологической грамотности зависит от того, насколько в результате заинтересован сам учитель, и сможет ли он заинтересовать ученика.

Решая вторую задачу, мы выяснили методику формирования экологической грамотности младших школьников.

Решая третью задачу, мы как проанализировали характеристику экологической экскурсии.

Решая четвертую задачу, что мы выяснили методику проведения экологической экскурсии. 

Экскурсии в природу имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями, научатся бережному отношению к природе. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у младших школьников интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств - своей Родины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/6/0380/6_0380-87.shtml(дата обращения: 13.12.2021)

2. Апокина Л.Ю Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников // Человек-природа-общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии – 2018. – №3 [Электронный ресурс] Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников (elibrary.ru)(дата обращения: 13.12.2021)

3. Биран С.В. Формирование экологической грамотности [Электронный ресурс] –3.5.1.БИРАН_Формирование эколог_грамотности_ дошкол-11.pdf (bspu.by)(дата обращения: 13.12.2021)

4. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы / Н.Ф. Вино­градова. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192 с.

5. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун – та, 2015. – 283 с.

6. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб, пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина,
Г. Н. Аквилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

7. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360с.

8. Нестерова И.А. Экологическая грамотность // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс] https://odiplom.ru/lab/ekologicheskaya-gramotnost.html(дата обращения: 13.12.2021)

9. Педагогика. 2017. №8. Общепредметная экологическая грамотность школьников Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный [Электронный ресурс]Obshhepredmetnaya-e`kologicheskaya-gramotnost-shkolnikov.pdf (bsu.by)(дата обращения: 13.12.2021)

10. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.

11. Смирнова М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата/  
Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Н.А. Рыжова [и др.]; под общ. ред.
М.С. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 306с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

12. Цюпка В.П. Методика преподавания естествознания в начальных классах: учеб. пособие / В.П. Цюпка. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 172 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.