Психофизиологический метод развития зрительного восприятия — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Психофизиологический метод развития зрительного восприятия

2023-02-03 19
Психофизиологический метод развития зрительного восприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краткое обоснование метода. Анализ экспериментальных данных, полученных в лаборатории нейрофизиологии Института дефектологии АПН СССР (Л. А. Новикова, Л. П. Григорьева, Н Н. Зислина, В. А. Толстова, Л. И. Фильчикова, 1975—1988) привел нас к убеждению о необходимости поиска специальных методов, направленных на активацию механизмов пластичности и улучшение функционального состояния нервных сетей зрительной системы слабовидящих и частичновидящих детей.

В соответствии с теорией Е. Н. Соколова, повторная ритмическая стимуляция глаз богатым набором изображений приводит к положительным сдвигам в макросостоянии нервной сети, состоящим в структурных и функциональных изменениях нервных клеток. Эти изменения осуществляются при участии генетического аппарата нервной клетки, который включается и выключается под влиянием приходящих сигналов.

Молекулярные изменения соединений между нервными клетками (синапсов) — базовый механизм формирования сенсорных функций под воздействием внешней среды. Дозированная ритмическая стимуляция глаз различными изображениями сопровождается улучшением состояния синапсов и тем самым как бы «упражняет» базовый механизм формирования сенсорных функций. Это положение, разработанное на основе экспериментов, проведенных с животными, подтвердилось в исследованиях зрительных функций слабовидящих детей. Было установлено повышение световой чувствительности под влиянием ритмической стимуляции глаз (В. И. Лубовский, Л. П. Григорьева), а также увеличение временной разрешающей способности зрительной системы (Е. Н. Соколов, Л. П. Григорьева). Ритмическая повторная стимуляция снимает Депривационный эффект, т. е. позволяет активизировать в зрительной системе те нервные клетки и связи между ними, функционирование которых было подавлено вследствие неупотребления.

Активация успешна при условии повторения в течение длительного времени дозированной стимуляции глаз объектами, содержащими вариации основных информативных признаков.

51

Эта актива-Чия способствует структурному образованию новых элементов нервных клеток, а также увеличению числа соединений (синапсов) между ними. В результате улучшается состояние нервных сетей, что обеспечивает более широкие возможности для формирования функциональных объединений нейронов, ответственных за восприятие изображений. Облегчается запечатление и сохранение в памяти признаков большого числа объектов, опосредованные структурными и функциональными изменениями нервных клеток (М. R. Rosenzweig, 1985).

Все изложенные данные являются экспериментальным обоснованием использования психофизиологического метода ритмической стимуляции с целью компенсации нарушений зрительных функций и различимости простых признаков изображений у слабовидящих и частичновидящих детей.

Содержание метода. Для того, чтобы обеспечить вариации формирующихся в мозгу образов в соответствии с реальными преобразованиями объектов, используются стимулы, признаки которых изменяются в широких пределах. Яркость варьируют от слабо различимой до высокой, но не вызывающей ощущений визуального дискомфорта. Изменяют черно-белый контраст — от 10 до 100%, размер от 1 до 10°, цветовой тон — в диапазоне видимого спектра от 662 до 438 им, используя максимально насыщенные цвета с шириной полосы, равной 10 нм, а видимостью — 3 лог. ед. над порогом.

Наиболее предпочтительный хроматический контраст чистых спектральных цветов — красно-зеленый, сине-желтый и красно-синий. Вариации формы осуществляются в ходе предъявления различных геометрических фигур и предметных изображений. Местоположение объекта в поле зрения изменяется при смещении точки фиксации вправо, влево, вверх, вниз от центра стимула на 10, 15 и 20°. Расстояние объекта от глаз по горизонтали — 30 см. Фоновое освещение-—400—600 лк. Каждый объект предъявляется 10 раз с частотой в 1 Гц (один раз в секунду). На одном занятии дается не более 12 изображений. Занятие длится 15 минут с перерывами между стимуляцией в зависимости от индивидуальной утомляемости. Занятия проводятся два раза в неделю в течение первых трех лет школьного обучения.

Аппаратура. Для реализации психофизиологических методик может быть использован любой отечественный фотостимулятор. В его состав входят источник белого света типа Е с линейным спектром излучения, дающий вспышки с длительностью не менее 0,1 с; электронная система управления источником света, обеспечивающая подачу стимулов с частотой в 1 Гц; экран, на котором предъявляются изображения (располагается на расстоянии 30 см от глаз); наборы нейтральных фильтров различной оптической плотности; наборы цветных фильтров в диапазоне видимого спектра; наборы стимульных изображений различной формы и размера] (геометрические фигуры, предметные изображения).

52

Занятия по этим методикам может проводить тифлопедагог или медсестра, прошедшие специальную подготовку в кабинете ох-

раны и развития остаточного зрения московской средней школы-интерната № 1 для слепых детей.

Экспериментальная проверка метода. Апробация метода в комплексе с психологическими методиками проведена по специальной программе в московской средней школе-интернате № 1 для слепых детей в 1984—87 гг. (Л. П. Григорьева, С И Кондратьева, С В. Сташевский).

В экспериментальную группу вошло 40 детей 8—9 лет с осложненными аномалиями рефракции и среды глаза, заболеваниями сетчатки и зрительного нерва. Среди них были выделены слабовидящие (visus 0,05—0,2) и частичновидящие (visus 0,01—0,04) После 2—3 лет коррекционных занятий с ними были проведены контрольные исследования опознания изображений как применявшихся в тренировочных сериях, так и совершенно новых. Стимулы относились к двум классам — геометрических фигур и предметных изображений. Результаты исследований показали, что после 3 лет коррекционных занятий вероятность опознания цветового тона стимулов достигает уровня возрастной нормы у слабовидящих и существенно повышается у частичновидящих.

У слабовидящих значимо расширяется диапазон зрительной эффективности при опознании формы изображений малых (1—2°) и больших (9°) угловых размеров.

У частичновидящих совершенствуется опознание формы изображений в диапазоне угловых размеров от 1 до 9°.

Интегральное опознание объектов по двум признакам (цвету и форме) приближается к возрастной норме у слабовидящих и существенно улучшается у частичновидящих.

Таким образом, анализ результатов контрольных исследований выявил улучшение различимости информативных признаков, облегчение формирования целостного образа и интегрального опознания объекта после систематических коррекционных занятий с психофизиологическими методиками.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.