Одиссей. Многоумный и многострадальный герой — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Одиссей. Многоумный и многострадальный герой

2023-02-03 33
Одиссей. Многоумный и многострадальный герой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Среди самых изощренных умом героев особое место занимает царь Одиссей, участник Троянской войны.

Образ Одиссея, раскрываемый в мифах, опоэтизированных Гомером, основан не только на подвигах и мощи героизма, но выражает расцвет классической мифологии, прославляющей человеческий ум и его творческие возможности. Героика мифологии Троянской войны, локализованная в одном месте, у стен Илиона, здесь претерпевает значительные изменения, включаясь в авантюрно‑сказочный сюжет и напоминая собою известные мотивы – путешествие в страну чудес и возвращение мужа к верной жене, ожидающей его долгие годы.

 

215. Одиссей. Фрагмент скульптурной группы 'Ослепление Полифема'. Найдена в Гроте Тиберия на острове Капри. II – I вв. до н. э. Сперлонга. Музей

 

Одиссей – царь маленького островка Итаки, все богатство которого заключается в стадах, имеет довольно сложную мифологическую историю. Он сын Лаэрта и Антиклеи (Ил. IX 308), хотя существовала версия о том, что отцом его был знаменитый хитрец Сизиф, наказанный богами (Еврип. Ифиг. А. 524). Дед Одиссея по материнской линии – Автолик – тоже великий хитрец, сын бога Гермеса, помощника и покровителя умелых, ловких и практически настроенных людей. Однако Одиссей гораздо более сложен, чем обычный хитрец. Он не просто пускается в странствие, а целенаправленно возвращается на родину после окончания Троянской войны. Любовь его к семье и родному очагу самоотвер‑женно преодолевает многочисленные препятствия. На путях дальних странствий герой переносит мучительные страдания и гнев богов, то и дело нарушая установленный ими с давних времен порядок. Само имя Одиссея (odyssomaio – гневаюсь) указывает на человека, испытавшего божественный гнев, он тот, кто "ненавистен" богам (Од. XIX 407 сл.). Судя по ряду фактов, Одиссей проявил себя еще до того, как началась Троянская война. Он тоже выступал одним из претендентов на руку царицы Елены, но скромно удовольствовался ее двоюродной сестрой, Пенелопой. Совсем как будто не воинственный человек и любящий семьянин, Одиссей не хотел оставить жену и сына ради военных подвигов. Известно, что он притворился безумным, но изобличенный Паламедом, вынужден был отправиться под Трою на двенадцати кораблях (Ил. II 631 – 637).

Тогда, в свою очередь, он хитростью заставил участвовать в войне юного Ахилла и также хитростью доставил под Трою героя Филоктета с его бьющим без промаха луком.

 

216. Лаэрт, Антиклея и Автолик. Фрагмент росписи кратера Мастера Сизифа. 420‑410 гг. до н. э. Мюнхен. Государственные античные собрания

 

Однако хитрость Одиссея не примитивна, а направлена на скорейшее взятие Трои. Он устраивает приезд дочери Агамемнона Ифигении в Авлиду, а значит, способствует ее жертвоприношению и, как следствие этого, разрушению Илиона. Он ведет вместе с Менелаем мирные переговоры в Трое. Вместе с Диомедом он пробирается тайно в город и с помощью Елены похищает древнее изображение Афины – палладий (Аполлод. Эпит. V 13) – залог победы для тех, кто им обладает. Ему же принадлежит идея постройки деревянного коня, в который он прячется вместе с другими воинами. Одиссей по праву носит эпитет "разрушитель городов", деля его с Ахиллом. Не раз Одиссей выступает заодно с такими суровыми героями, как Диомед или Аякс. Он совершает ночную разведку вместе с Диомедом или наряду с Аяксом участвует в посольстве к Ахиллу, прося его выйти в бой.

Энергичный, практический, проницательный Одиссей вступает в противоречие и даже соперничество с тяжеловесной мощью раннего героизма. Он, например, жестоко ссорится с Ахиллом (Од. VIII 75‑77). После гибели Ахилла тот же Одиссей получает, как храбрейший, его доспехи, обойдя в этом сомнительном споре Аякса, что приводит великого героя к самоубийству. Даже в царстве мертвых Аякс не может забыть ему этой кровной обиды.

 

217. Аякс, Алкмена и Фетида. Фрагмент рельефа на обороте бронзового зеркала из Палестрины. Конец IV в. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Ряд изложенных здесь фактов оттеняет облик героя, объясняя не совсем понятную жестокость Одиссея, не только устроившего по возвращении на родину побоище женихам Пенелопы, но приказавшего изрубить на куски и бросить на съедение псам пастуха Мелантия и предписавшего сыну Телемаху казнить неверных служанок, повесив их на одном корабельном канате, натянутом во дворе.

Жестокость Одиссея – достояние архаики, относящейся к более старому пласту мифа. В Одиссее более поздних пластов она в основном отступает на задний план, давая место совсем иному, так сказать, интеллектуальному героизму, находящемуся под неусыпным покровительством Афины.

 

218. Самоубийство Аякса. Неоконченная метопа из храма Геры в Пестуме. Около 560 г. до н. э. Пестум. Национальный музей

 

Перед нами новый тип умного, любознательного, многоопытного героя, хитрость которого направлена на познание мира с его чудесами. Эпитет Одиссея "многоумный" включает в себя разнообразную гамму переходов – от элементарной хитрости к сложнейшей работе мысли. Одиссей сам. признается царю Алкиною в том, что славен хитрыми измышлениями, а богиня Афина подтверждает, что в ловкости и выдумках с Одиссеем трудно состязаться даже богу. Он ловок не только в стрельбе из лука, в которой не превзойдет его ни один из живущих людей. Он не только славен копьем. Одиссей велик душой, велик сердцем. Он вдохновенный оратор, возбуждающий боевой пыл воинов и дающий благие советы. Слова устремляются из его уст как снежная вьюга, и ни один из смертных не может с ним состязаться в ораторском искусстве (Ил. III 221‑224). Одиссей очаровывает своими речами богиню Афину, царя Алкиноя и юную Навсикаю, изящно сравнив ее со стройной делосской пальмой, он тонко восхваляет и родителей, и братьев царевны, и ее будущего мужа.

 

219. Полифем. Около 150 г. до н. э. Бостон. Музей изящных искусств

 

Однако проницательный ум, а также страсть к познанию мира ставят Одиссея в столь сложные обстоятельства, что характерное для него благочестие нарушается либо самим героем, либо его спутниками. То по неведению, а то и сознательно Одиссей вступает в конфликт с богами, испытывая гнев Посейдона, Эола, Гелиоса, Зевса, почему и появляется в его жизни мотив страдания. Одиссей многострадальный. Судьба его полна драматических коллизий, и он, несмотря на свою безудержную энергию, скорбит, плачет, тоскуя по жене, сыну и дыму родного очага, обладая как будто бы всеми радостями жизни и любви на острове нимфы Калипсо, и даже отвергает даруемое ею бессмертие – ради своей скудной Итаки. Одиссей не может забыть погибших спутников; его посещают мысли о смерти, и он в конце концов остается в полном одиночестве, с тоской простирая руки к умершим друзьям и матери, проливая слезы в беседе с тенями бывших соратников, которые не очень его долюбливали.

 

220. Ослепление Полифема. Фрагмент росписи кратера. VII в. до н. э. Аргос. Музей

 

Но этот же Одиссей, восхищенный пением слепого певца Демодока, посылает ему почетный кусок мяса, оставив, однако, большую часть себе. Этот же многострадальный герой успевает перевязать сундук с царскими дарами хитрым узлом, как его научила когда‑то волшебница Кирка. А попав на Итаку и погоревав вдосталь о своей судьбе, Одиссей, спохватившись, немедленно пересчитывает богатые дары феаков. Он припадает в умилении к родной земле, но ухитряется сочинить поразительную по выдумке историю, удивив ею даже богиню Афину. "Скорбью безмерной крушась" "в жестокой тоске по отчизне", Одиссей все‑таки со свойственным ему практицизмом по совету Афины прячет свои сокровища в пещеру нимф; а затем они оба, сидя под старой оливой, обдумывают, как бы погубить наглых женихов.

 

221. Ослепление Полифема. Аттическая ваза. VI в. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Здесь раскрываются два мира. Один – древний, полный ужасов, страхов и чудес, с которыми сталкивается Одиссей с опасностью для жизни, но гордый преодолением ужаса. Это явные чудовища, такие, как Полифем – одноглазый сын Посейдона, людоед (его ослепил Одиссей), Скилла и Харибда (Одиссей проплыл мимо них). Сирены тоже людоеды, только сладкоголосые, но Одиссей слушает их пение, привязав себя к мачте. Злая колдунья Кирка не только зачаровывает путников, превращая их в животных, но и сама поддается чарам Одиссея. Что же касается нимфы Калипсо, то она даже как будто не причиняет никакого физического вреда, но зато семь лет не выпускает из любовного плена Одиссея, вполне оправдывая свое имя – "Та, что скрывает". Она уводит человека от дорогой ему жизни. Забвением родины, утерей памяти грозит Одиссею страна лотофагов, а милые и добрые феаки тоже обладают притягательной магией сказочного блаженства. На чудесном кораблике, управляемом мыслью кормчего, за одну ночь доставляют феаки Одиссея на родину. Но они могут и не выпустить полюбившегося им героя, который глубоко задел чувство царевны Навсикаи, мечтавшей именно о таком супруге.

 

222. Ослепление Полифема. Фрагмент росписи горла протоаттической амфоры. Середина VII в. до н. э. Элевсин. Музей

 

Одиссею помогают великие Олимпийские боги, спасая его в мире, полном явных и тайных опасностей. С помощью Гермеса и его волшебной травы Одиссей обращает во благо злое чародейство Кирки. Афина убедительной речью склоняет Зевса вернуть своего любимца на Итаку, а Калипсо повинуется приказу все того же Гермеса, со слезами собирая Одиссея в путь. Мудрая Афина и мудрый Одиссей неразлучны. Особое, интимно‑теплое дружеское чувство привязывает богиню к этому великому выдумщику и многострадальному скитальцу. Афина, можно сказать, прямо любуется Одиссеем как детищем своей выучки. Никогда не появляясь перед ним в своем божественном величии, Афина незаметно следит за Одиссеем, попадается ему на пути то в виде прекрасной девы, то в облике друга и ровесника Одиссея, Ментора, то пастуха в утро высадки Одиссея на Итаке. Ночью перед побоищем женихов Афина сама несет светильник, освещая путь Одиссею и Телемаху, которые прячут оружие в укромном месте. Во время боя с женихами Афина маленькой ласточкой сидит на закопченной потолочной балке, подбадривая своего друга и его товарищей. Наконец, грозная Афина во время последней схватки Одиссея с мятежниками устрашает их и устанавливает мир на Итаке.

Одиссей прославлен в героической мифологии как странствующий герой, который преодолевает стихию древнего ужаса, вступая в союз с мудрыми богами Олимпа.

Более того, наш герой одинаково хорошо орудует веслом и топором, мечом и луком, "многоумный" и "многоопытный", он наподобие мастера‑демиурга пытается сам строить свою судьбу. Помощь богов отнюдь не мешает Одиссею в его самостоятельном, творческом отношении к жизни. Борясь с бурей на море, Одиссей как бы борется с самим Посейдоном, заметившим на море своего врага и наславшим страшную бурю. Когда море затянулось мглой, а волны вздымаются громадами и мачта сломана, Одиссеем овладевает отчаяние, он в кипящей и бурлящей воде тщетно хватается за плот. Морская богиня Аевкотея бросает ему спасительное покрывало, но Одиссей не может расстаться со своим плотом. Уже плот разбит Посейдоном, сам Одиссей носится по бурному морю третьи сутки, и перед ним встают скалистые утесы неведомой земли. Упрямо карабкается Одиссей по прибрежным скалам, обдирая кожу. Афина, изумленная таким мужеством, приходит ему на помощь.

Чего в этой сцене больше – самостоятельности Одиссея или его зависимости от богов? Самостоятельность Одиссея подчеркивается не раз, и боги возвращают его на родину, побаиваясь, как бы этот герой не вернулся на родину, как говорится, "судьбе вопреки". Одиссей распространяет свою самостоятельность и творческую выдумку не только на область повседневной жизни, но и на проникновение в чудеса мира и, главное, на решительное устроение своей судьбы. Мужество героя, его выдержка, его дерзкое право на самоутверждение заставляют богов внимать ему и приходить на помощь. Вот почему Одиссей стал классическим типом интеллектуального героизма, достигшим в этом образе своего наивысшего выражения.

Однако классический героизм развивался еще и по иным направлениям. Одиссей интересен своей собственной судьбой, но были герои, которые воплощали в себе как бы сгусток энергии героизма той или иной части Греции или даже всего греческого мира вообще. К таким героям относятся Тесей и Геракл. Тесей – знаменитый аттический герой, Геракл – общегреческий.

 

Тесей – аттический герой

 

Тесей – сын афинского царя Эгея и Эфры, дочери трезенского царя Питфея, потомка Зевса.

Отец Тесея Эгей был сыном афинского царя Пандиона II, внуком Кекропса II, правнуком Эрехфея. Значит, Тесей имел среди своих предков Пандиона I Эрихтония – автохтона, рожденного из семени Гефеста Землей и воспитанного Афиной – и, наконец, тоже автохтонов Краная и Кекропса – первого аттического царя. Предки Тесея – миксантропические чудовища, полузмеи‑полулюди, мудрые хтонической мудростью, судившие спор между Афиной и Посейдоном, жившие еще до великого Девкалионова потопа и во время него. Однако Тесей оказался представителем чистого героизма, будучи одновременно сыном человека и бога, да еще одного из самых диких и хтонических, а именно Посейдона. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопса, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса.

 

223. Одиссей убивает женихов. Развертка росписи скифоса. V в. до н. э. Берлин. Государственные музеи

 

Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу вопросить о потомстве, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея и, напоив гостя пьяным, уложил его на ночь вместе со своей дочерью Эфрой. Говорили, что в эту же ночь к Эфре сошел Посейдон (Аполлод. III 15, 6‑7) или же он сочетался с ней накануне на острове Сферосе.

Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел, как положено великому герою, двух отцов, земного – Эгея и божественного – Посейдона. Говорили, что Питфей сознательно распространял слух об отцовстве Посейдона, так как этого бога особенно почитали в Трезене. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, но оставил ему свой меч и сандалии, положив их под тяжелым камнем. Когда Тесей возмужал, он по совету матери поднял этот камень, надел сандалии отца, вооружился его мечом и тем самым как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих его действия. Тесей тайно отправился на розыски отца, так как была опасность захвата власти в Афинах Паллантидами, детьми младшего брата Эгея – Палланта, претендовавшего на власть из‑за бездетности Эгея. Еще до своего ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз.

Тесей отправился в Афины по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары и до Афин путников подстерегали разбойники и душегубы, дети и потомки хтонических чудовищ. Так он поочередно убил Перифета, Синиса, Кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон) и добрался до Афин (Плутарх. Тесей 8‑11). Путь Тесея, отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространенного фольклорного мотива – розыски сыном отца (ср., например, розыски Телемахом или Телегоном Одиссея). Тесей на пути в Афины как бы явился двойником Геракла, выполняющим его героические функции, ибо тот находился тогда в Лидии у Омфалы.

А в это же время в Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что ее сын от Эгея, Мед, получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца Гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный и юный, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо, и отец узнал сына, отшвырнул чашу с ядом и, обрадованный, представил Тесея афинянам. По иной версии, Эгей отправил незнакомца на охоту за Марафонским быком, разорявшим поля, и, когда Тесей одолел его, на пиру преподнес ему яд, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Аполлод. Эпит. I 5‑6). Тесею пришлось также бороться с пятьюдесятью Паллантидами, которым он устроил засаду, истребив двоюродных братьев. Так Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя и спаситель Аттики от разорения и бесправия.

Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет приносить в дань семь юношей и семь девушек как искупление за гибель своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (хотя есть сведения об убийстве его в Фивах). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищем Минотавром, на съедение которому обрекались жертвы. Хотя корабль отправился под черным траурным парусом, Тесей, уверенный в победе, повез с собой запасной – белый (Плутарх. Тесей 17).

По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, не менее важное, чем происхождение самого Миноса от Зевса, достав со дна моря перстень, брошенный туда Миносом. Тесей и его спутники были помещены в Лабиринт, где герой убил Минотавра, тем самым подняв руку на чудовище, рожденное быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Герой, рожденный Посейдоном, таким образом, уничтожил чудовище, посланное на землю тем же божеством. Из Лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря нити царской дочери Ариадны, влюбившейся в него, причем герой обещал взять ее в жены.

Эту помощь Ариадна оказала по совету Дедала, строителя Лабиринта и родича Тесея. Ночью Тесей с Ариадной и афинской молодежью тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее богом Дионисом (или оставлена случайно Тесеем), а Тесей, огорченный утратой, отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел черный парус и тем самым уверился в смерти сына (Аполлод. Эпит. I 7‑11).

Тесей, как и другие герои, сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он то ли участвовал в походе Геракла, то ли сам пошел на воинственных женщин походом, похитив царицу амазонок Антиопу или Меланиппу, а может быть, Ипполиту. Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество царицы амазонок, ставшей женой Тесея. Она родила Тесею сына Ипполита, того, в которого влюбилась вторая супруга Тесея, сестра Ариадны Федра, родившая Тесею двух сыновей – Акаманта и Демофонта. Говорили, что Тесей женился вторично еще при первой жене, которая вместе с амазонками напала на свадебных гостей и пала будто бы от руки мужа. Самому Тесею пришлось пережить большое горе, когда отвергнутая Ипполитом Федра оклеветала юношу, обвинив его в насилии, и он, проклятый отцом, погиб на дороге из Трезен в Афины. Разъяренный бык, высланный из моря Посейдоном, нагнал ужас на коней Ипполита, они понесли, и несчастный юноша погиб, влекомый по камням своими же конями.

 

224. Подвиги Тесея. Роспись килика. 440‑430 гг. до н. э. Лондон. Британский музей

 

Так гневный бог по просьбе Тесея расправился со своим же внуком, чтобы потом причинить еще большее горе Тесею, узнавшему о невиновности Ипполита. Однако с точки зрения мифологического сознания жертва Посейдону была совершенно необходима, так как в свое время Тесей убил Посейдонова Минотавра, а это убийство требовало божественного возмездия и восстановления порядка, искони принятого богами, когда ни одно покушение на божественную кровь не проходит бесследно.

 

225. Тесей и Минотавр. Фрагмент росписи аттической амфоры. 540‑530 гг. до н. э. Париж. Лувр

 

Тесей также участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Он участник Калидонской охоты на вепря, возглавленной Мелеагром. Но в походе аргонавтов Тесей не мог участвовать, так как он в это время помогал своему другу, Пирифою, добыть еще одну супругу, самое богиню царства мертвых Персефону (Аполл. Род. I 101‑104). Вот здесь Тесей перешел ту меру действий, которая была установлена богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем.

Он бы так и остался в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы Геракл не спас Тесея и не отправил его в Афины. В этом же дерзком духе совершено похищение Тесеем юной Елены Спартанской, дочери Зевса. Однако в отсутствие Тесея, отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру, мать Тесея, и передав власть в Афинах Менесфею, правнуку по отцу царя Эрехфея, изгнанному Тесеем.

 

226. Тесей и Минотавр. Римская мозаика. I – II вв. н. э. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

 

Дерзостные поступки сыграли роковую роль в жизни Тесея; вернувшись из своего печального похода в царство Аида, он нашел престол занятым Менесфеем, уже вошедшим в силу.

Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у его отца когда‑то были земли. Но царь Скироса Ликомед вовсе не желал расстаться со своей землей и коварно убил гостя, столкнув его со скалы.

 

227. Дворец в Кноссе – 'Лабиринт'. XVI в. до н. э

 

Так окончил от руки злодея свою жизнь герой, сбросивший в давнее время со скалы в море злодея Скирона, сына Посейдона.

Смерть Тесея – это возврат к той стихии, с которой он боролся и которую постоянно стремился преобразить своим героизмом, но которая тем не менее тоже давала себя знать в безудержном удальстве Тесея, в его опасных увлечениях женщинами, в его странствиях за пределами Афин, которые стоили ему жизни и власти, возвращенной его сыновьям, прибывшим из‑под Трои только после смерти Менесфея.

 

228. Ариадна. 1‑я половина II в. до н. э. Париж. Лувр

 

Однако Тесей навсегда остался в памяти афинян как царь, пытавшийся преобразовать Аттику и внести в ее жизнь устойчивость, единство всех сословий и демократический дух.

Тесей собрал всех жителей Аттики и сделал их единым народом, оставив себе место военачальника и стража законов. Он назвал город Афинами, учредил празднества Панафинеи, дал права гражданства всем желающим пришельцам, выделил впервые три сословия – благородных, землевладельцев и ремесленников, – проявил благосклонность к простому люду и даже сложил с себя царскую власть, занявшись устроением общества (Плутарх. Тесей 24‑25). Все эти реформы были проведены Тесеем во цвете лет, и он снискал у всех греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших делах.

 

229. Тесей и Ариадна. Римская мозаика из Зальцбурга. II в. н. э. Вена. Художественно‑исторический музей

 

Он похоронил тела семерых вождей, павших под Фивами, помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, он дал у себя приют гонимому Эдипу и его дочерям. И только будучи уже зрелым пятидесятилетним мужем, Тесей оказался увлеченным стихией недозволенных поступков, приведших к крушению всего дела его жизни.

Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко‑персидской войны, когда, как говорят, в битве при Марафоне воинам явился герой в полном вооружении, предводительствуя греками. Пифия предписала также найти прах Тесея и достойно похоронить его. Кимон в 475 году до н. э. перенес с острова Скироса останки героя, найденные там в могиле вместе с копьем и мечом, которые были торжественно погребены в Афинах как останки Тесея. Место погребения Тесея служило в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных, которым он всегда при жизни покровительствовал (там же 36).

 

230. Федра и Ипполит (слева); справа Мелеагр. Рельеф римского саркофага. I – II вв. н. э. Рим. Музеи Ватикана

 

Образ Тесея в полной мере можно представить как сложный мифологический комплекс, включающий в себя черты зрелой классики (подвиги Тесея и уничтожение хтонизма), рудименты ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона и, следовательно, со стихией безудержного своеволия, которые смыкаются с концом классического героизма, нарушающего установленный богами порядок своей дерзостью, и, наконец, выход за пределы мифологизма и вхождение в систему полисной идеологии с ее демократическими идеями и твердым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и даже символическое истолкование.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.