Внешняя политика: курс на мировую революцию. Деятельность Коминтерна. Проблема царских долгов. Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Внешняя политика: курс на мировую революцию. Деятельность Коминтерна. Проблема царских долгов. Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г.

2023-01-16 34
Внешняя политика: курс на мировую революцию. Деятельность Коминтерна. Проблема царских долгов. Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глубинной предпосылкой массовых репрессий 1936-1938 гг. были противоречия, возникшие в ходе модернизации.

Индустриализация изменила структуру советской экономики, способствуя быстрому увеличению городского (в том числе рабочего) населения за счёт сельского. Однако вчерашним селянам было трудно приспособиться к жёсткой трудовой дисциплине в заводских условиях, необходимости соблюдать чёткий ритм работы. Всё это влияло на качество производимой продукции, процент брака был высоким во всех отраслях экономики.

Сказывалась некомпетентность партийного аппарата. Партийцы, мобилизуя малообразованные массы на трудовые свершения, не понимали, что закупленные на Западе станки и оборудование могут работать лишь при соблюдении жёстких технических норм их эксплуатации. Политика побуждения рабочих к постоянному перевыполнению планов приводила к тому, что оборудование портилось, изнашивалась техника, учащались аварии и транспортные катастрофы. Всё это воспринималось властями как преднамеренное вредительство и стало одной из предпосылок массовых репрессий 1936-1938 гг.

К середине 1930-х гг. численно выросла прослойка технически грамотных управленцев. Большинство из них получили образование в годы культурной революции и были выдвиженцами из рабочих и селян. Они вступали в конфликт со старым, технически малограмотным партийным аппаратом, усвоившим лишь «азбуку революции». Усиливалась молодая технократическая элита управленцев, претендовавшая на руководящую роль в управлении страной. Общую атмосферу подозрительности, возникшую в СССР, новая элита использовала для укрепления собственных позиций.

Реальное, серьёзное противодействие всевластию И.В. Сталина в ВКП(б) 1930-х гг. отсутствовало. В то же время негативные последствия политики коллективизации, просчёты в осуществлении пятилетних планов, несоответствие теоретической позиции Сталина исходным марксистским идеям способствовали развитию оппозиционных взглядов. Так, один из «старых» большевиков, член Президиума ВСНХ М.Н. Рютин выступил с обращением «Ко всем членам ВКП(б)», в котором обвинял Сталина в узурпации власти, установлении диктатуры фашистского типа и извращении идей ленинизма. В 1937 г. Рютин был расстрелян.

В 1935-1938 гг. репрессии обрушились на руководящие кадры партии, государства, армии, карательных органов, Коминтерна. Из 1967 делегатов XVII съезда ВКП(б), состоявшегося в 1934 г., несмотря на то что съезд поддержал политику Сталина, 1108 было репрессировано.

В назидание остальным членам партии прошли судебные процессы над лидерами антисталинских «оппозиций» 1920-х гг., завершившиеся тем, что к высшей мере наказания были приговорены Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев (1936), Н.И. Бухарин и А.И. Рыков (1938). Был казнён и возглавлявший Наркомат внутренних дел СССР Г.Г. Ягода. Благодаря активности преданного И.В. Сталину нового наркома внутренних дел Н.И. Ежова массовые репрессии привели к разгрому всего старого аппарата власти и управления.

Наиболее катастрофичными по последствиям были репрессии, охватившие Красную армию. Сложная международная ситуация середины 1930-х гг. обострила проблему обороноспособности СССР, вызвала серьёзные дискуссии о путях её обеспечения. Маршал М.Н. Тухачевский и многие его сторонники считали, что сталинский ставленник, нарком обороны К.Е. Ворошилов, препятствует модернизации Вооружённых сил, и требовали его отставки.

И.В. Сталин воспринял это как заговор. Его подозрения по поводу М.Н. Тухачевского усугубились после того, как германская разведка представила через якобы нейтральные каналы фальсифицированные данные о намерении Тухачевского захватить власть в СССР.

В ходе расследования «дела Тухачевского» (1937-1938) репрессии охватили высший командный состав армии, а также военных учёных и конструкторов (А.Н. Туполева, С.П. Королёва и др.). Почти полностью были уничтожены кадры внешней разведки. 90% высшего командного звена Красной армии, от командующих войсками военных округов до командиров полков, профессионально наиболее подготовленные и имевшие опыт участия в боевых действиях, были брошены в лагеря.

В 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О всеобщем обязательном начальном обучении". Вводилось повсеместное обязательное четырехлетнее обучение детей, а также подростков, не получивших начального образования. В мае 1934 г. были установлены общие для всей страны виды общеобразовательных учреждений – 4-классная начальная школа, 7-классная неполная средняя и 10-классная полная школа. На базе старших классов общеобразовательной школы образованы техникумы и школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1934 г. в школах ввели новые программы обучения, включающие восстановленные предметы – историю и географию; огромными тиражами издавали новые учебники, усилилась регламентация учебного процесса. К концу 1930-х годов около 70% всего взрослого населения страны умели читать и писать. В 1940 г. по количеству школьников и студентов Советский Союз занял первое место в мире. Это стало возможным благодаря целенаправленной государственной поддержке развития системы народного образования, расходы на которую увеличились за период с 1928 по 1938 г. в 14 раз.

Серьезные успехи были достигнуты в области высшего образования. Необходимо было удовлетворить резко возросший в условиях форсированной индустриализации спрос на квалифицированных специалистов. К концу первой пятилетки число вузов в стране достигло 700. Состав студенческой аудитории пополнялся за счет представителей рабоче-крестьянской молодежи. В результате принятых мер новая советская интеллигенция, подготовленная в вузах страны, составила до 90% от общей ее численности. Большое значение для организации вузовской науки имело постановление СНК СССР от 13 января 1934 г. "Об ученых степенях и званиях" [1] .

После постановлений ЦК ВКП(б) "О журнале “Под знаменем марксизма”" и "О работе Комакадемии" методологические проблемы истории и развития общества оказались в центре внимания самого Сталина. По его указанию была осуждена вульгарно-классовая историческая концепция "псевдонаучной" школы Μ. Н. Покровского, а с 1934 г. началось формирование советской академической и вузовской исторической науки: открылись исторические факультеты, были учреждены историко-философско-филологические вузы в Ленинграде и Москве (МИФЛИ и ЛИФЛИ). В 1936 г. ликвидирована Коммунистическая академия, а в системе АН СССР создан Институт истории. С 1938 г. катехизисом советских обществоведов стала книга "История ВКП(б). Краткий курс". Все, что не укладывалось в рамки сталинизма – педология, социология, психоанализ и другие направления научной мысли, – беспощадно преследовалось. В условиях индустриального рывка особое значение имели научные исследования в области естественных и технических наук, результаты которых могли найти непосредственное практическое применение. И хотя эти отрасли знаний также испытывали на себе негативные последствия вмешательства партийных и карательных структур ("вредными" были объявлены такие науки, как генетика, молекулярная биология, кибернетика, а также гелиобиология, основоположником которой был А. Л. Чижевский), они смогли достичь заметных успехов и продолжить славные традиции отечественной науки. Мировое признание получила в эти годы советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики). Советские физики начали интенсивные исследования атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.). В разработке теоретических проблем освоения космического пространства важную роль в СССР сыграли исследования К. Э. Циолковского, которые начиная с 1933 г. развивались в Реактивном НИИ, где работали С. П. Королев и Ф. А. Цандер. Ранее, в 1930 г., Цандером были созданы реактивные двигатели на бензине и сжатом воздухе ОР-1 и ОР-2. Крупный вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс и других ценных органических продуктов. Значительные успехи были достигнуты отечественными биологами Д. Н. Прянишниковым, В. С. Пустовойтом, В. Р. Вильямсом. Продолжал свои исследования признанный патриарх физиологов всего мира академик И. П. Павлов. Важным событием в развитии биологических исследований стало создание в 1929 г. Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), в системе которой были созданы 12 научных институтов. Первым президентом новой академии стал выдающийся ученый-генетик Н. И. Вавилов. В рамках ВАСХНИЛ продолжал работу известный селекционер И. В. Мичурин.

Отношения СССР и Финляндии в период между двумя мировыми войнами были сложными и противоречивыми. Пропаганда коммунистических идей в Финляндии была под запретом. С приходом к власти нацистов новое руководство Германии рассматривало СССР как возможного военного противника, а Финляндию - как своего будущего союзника. Несмотря на заключенный в 1932 году Договор о ненападении, правящие круги Финляндии вели враждебную Советскому Союзу кампанию. Поддерживалась открытая пропаганда нападения на СССР и захвата его территорий. Кратко ознакомимся, как развивались дальнейшие события.

Для Москвы было очевидным, что территория Финляндии была бы удобным плацдармом для вероятных противников СССР (особенно Германии) при нападении. Протяженность общей границы с Финляндией составляла в тот период 1400 км. Граница находилась всего в 30км от Ленинграда. Вполне логичным было мнение Москвы, что отнесение границы подальше от северной столицы, обеспечит ее безопасность.

С 1938 года страны вели переговоры. СССР предлагал заключить секретное соглашение, которое предусматривало участие советских войск в обороне финского побережья. Было предложено передвинуть рубежи двух государств подальше от Ленинграда. Также было заявлено о желании арендовать на долгий срок некоторые острова и полуостров Ханко. В качестве компенсации была предложена территория в восточной части Карельской ССР, гораздо больше по площади, чем финская. Но финская сторона сочла такой обмен невыгодным. Земли финской территории были хорошо освоены, с развитой инфраструктурой, с теплым мягким климатом. Районы Восточной Карелии, напротив, были почти дикой, болотистой местностью с более суровыми климатическими условиями и потребовали бы значительных вложений для их развития.

Согласно договору, в состав СССР отныне входил ряд финских территорий, граница была отодвинута. Зимняя война, длившаяся 105 дней, унесла жизни 127 тыс. красноармейцев. Почти 250 тыс. бойцов РККА получили ранения, обморожения и контузии. В мировой общественности советско-финский конфликт вызвал бурю негодования. Советский Союз был назван государством-агрессором с последующим исключением его из Лиги Наций. Такой была цена мирного договора.

Война обнажила все недостатки и просчеты Красной Армии. В Германии, пристально следившей за военным противостоянием, сложилось мнение, что ее войска без труда смогут справиться с Красной Армией. Кремль, получив жестокий урок в этой войне, тоже сделал соответствующие выводы. Во главе РККА был поставлен новый нарком обороны. Была разработана и стала осуществляться целая программа по укреплению обороноспособности страны. Несмотря на мирный договор, Финляндия не стала относиться дружественнее к Советскому Союзу. Когда Германия объявила войну СССР, Финляндия не стала сохранять нейтралитет и выступила на стороне фашистов.

Нарастание агрессии в мире. Агрессия Японии против Китая в 1931–1933 гг. НСДАП и А. Гитлер. «Пивной» путч. Приход нацистов к власти. Поджог Рейхстага. «Ночь длинных ножей». Нюрнбергские законы. Нацистская диктатура в Германии. Подготовка Германии к войне.

«Народный фронт» и Гражданская война в Испании

Борьба с фашизмом в Австрии и Франции. VII Конгресс Коминтерна. Политика «Народного фронта». Революция в Испании. Победа «Народного фронта» в Испании. Франкистский мятеж и фашистское вмешательство. Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства». Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.