Часть вторая КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Часть вторая КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

2023-02-03 46
Часть вторая КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция liI

СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБЗОРА. ДВЕ ГЛАВНЫЕ ОСИ В· СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАКОВ И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

18. Цели семиотических таксономий. Принципы классификаций зна­ковых систем и знаков. - 19. Две главные оси систематизации зна­ков и знаковых системы: физическая природа плана выражения и генезис семиотик. - 20. Оптические знаки. - 21. Слуховые (зву­ковые) знаки. - 22. Знаки, связанные с восприятием запахов. ­23. Тактильные знаки. - 24. Знаки, связанные с вкусовыми ощуще­ниями. - 25. Две физические оболочки языкового знака: самодоста­точность и автономность звуков и букв

18

 Цели семиотических таксономий. Принципы классификаций знаковых систем и знаков. Мир знаков и знаковых систем (природных и социальных) бесконечно разнообразен; его единство носит характер континуумаl. Чтобы представить границы мирового семиотического континуума, его свойства и закономерности существования, необходимо рассмот-

l Континуум (лат. coпtiпuum - 'непрерывное, сплошное') - непрерывность, неразрывность явлений, процессов (например, связное множество в математи­ке, сплошная среда в физике, семантическая непрерывность внутри многих сино­нимических рядов в языке, ер. туман, дымка, мгла, дым, марево и т.п.). В общенауч­ном смысле континуум - это непрерывная, или связная, совокупность объек­тов, различия между которыми носят градуальный (ступенчатый) характер и определяются местом объектов в данной совокупности. Для континуума харак­терно то, что расположенные рядом его объекты различаются между собой не­значительно, в то время как взаимно удаленные объекты - кардинально, вплоть до полной противоположности. Ср. континуум газетно-публицистических и бы­товых определений и перифраз к концепту 'писатель/поэт/автор': гениальный, великий, выдающийся, знаменитый, замечательный, маститый, талантливый, одарен­ный, оригинальный, способный, преуспевающий, плодовитый, переuмчивый, бойкий, лов­кий, подражательный, вторичный, бездарный, графоман. Соседствующие в рамках континуума эпитеты гениальный и великий, или талантливый и одаренный, или бездарный и графоман - это почти синонимы, в то время как на границах конти­нуума находятся полярные противоположности. В одном английском словаре по социологии приводится следующий пример континуума: отрезок горизонталь­ной прямой, на его крайних точках написано: мужчина, женщина, а посередине ­гермафродит.


96 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

реть в одной системе терминов (понятий) разные классы знако­вых систем и знаков, классифицировать их и затем определить взаимоотношения между классами, построив, таким образом, так­сономию данной области действительности.

Основные объекты семиотической таксономии - это знако­вые системы, а не знаки, поскольку в общесемиотическом кон­тинууме знаки характеризуются прежде всего своей принадлеж­ностью той или иной семиотикеl. В систематизации знаковых сис­тем первостепенное значение имеют три группы свойств (призна­ков ) отдельных семиотик.

А. Физическая (материальная) природа плана выражения зна­ков, что определяет также и сенсорный канал (сенсорную мо­дальность) их восприятия. По данному основанию различаются пять видов знаков и знаковых систем (по числу основных органов чувств): а) оптические (воспринимаемые зрением); б) слуховые (воспринимаемые слухом); в) знаки, связанные с восприятием запахов (воспринимаемые органом обоняния); г) тактильные знаки (воспринимаемые осязанием); д) знаки, связанные со вку­ совыми ощущениями (воспринимаемые органом вкуса)2.

Б. Генезис знаковых систем; по данному основанию различа­ют три главных рода семиотик: а) природные (биологические, или врожденные) семиотики (это прежде всего «языки животных, но не только они); б) небuологические (культурные) и при этом ес­тественные семиотики (это этнические языки; поведение, одеж­да, этикет; религии; искусства); в) искусственные семиотики, Т.е. сознательно и целенаправленно созданные людьми (например, математическая символика, географическая карта, дорожные знаки и многое другое).

В. Строение (структура) знаковых систем; по данному основа­нию, в зависимости от того, сколько иерархических подсистем образуют конкретную семиотику, различают два больших класса

I Вторая по значимости характеристика знака связана с его принадлежно­стью к одному из трех классов в классификации Ч. Пирса (распределение знаков в зависимости от характера взаимоотношений между означающим знака и его означаемым на знаки-индексы, знаки-иконы и знаки-символы). Об этой классифи­кации говорил ось в п. 9; подробно см. в лекции У.

2 Возможности человеческой сенсорики шире: кроме {<классических,> пяти чувств есть также чувство гравитации (оно позволяет различать, например, тя­желые и легкие предметы); соматическая (телесная) чувствительность (позволя­ющая организму воспринимать собственное состояние, например, чувствовать боль, повышение температуры тела, голод (когда сосет под ложечкой), нехватку кислорода, плотскую радость или, напротив, соматический дискомфорт и т.п.); биоэлектрическая чувствительность. Однако в сфере той знаковой коммуника­ции, о которой сегодня достоверно известно науке, используются пять указан­ных сенсорных каналов и, соответственно, пока различают пять видов физичес­кой оболочки знаков.


Л е к Ц u я JfI. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 97

семиотик: а) одноуровневые семиотики (например, крики обезь­ян, дорожные знаки и др.) и б) уровневые (или многоуровневые) семиотики (этнические языки, арабские цифры, большинство искусств и др.); подробно о строении знаковых систем см. в лек­ции XHI.

19

 Две главные оси систематизации знаков и зна­ковых систем: физическая природа плана вы­ражения и генезис семиотики. КОНТИlfYY1'.1 знаковых систем удобно представить в таблице 5, организованной по двум глав­ным основаниям в классификации семиотик.

Последовательность, в которой расположены строки таблицы 5: 1) зрение, 2) слух, 3) обоняние, 4) осязание, 5) вкус, - соот­ветствует степени важности для сознания отдельных сенсорных модальностей в направлении от самого важного канала (зрение) к менее важным. Эта последовательность является о б р а т н о й по отношению к относительной хронологии формирования соответ­ствующих органов в эволюции жизни на Земле (см. п. 25).

Последовательность, в которой в таблице 5 расположены столбцы, отражает относительную хронологию появления отдель­ных классов семиотик. То, что последовательность именно тако­ва, будет показано ниже (в лекциях IV, ХIV-XVПI). Пока же необходимо указать на три крупных упрощения (в табличной за­писи), связанных с линейным, а не многомерным представлени­ем исторического процесса.

А. В относительной хронологии трех классов семиотик «<Религия», «Искусства», «Естественные (этнические) языки») принимались во вни­мание данные археологии, которые относятся к тем зародышевым формам соответствующих семиотик, по отношению к которым не впол­не применимы термины религия и искусства. Применительно к эпохе раннего палеолита речь может идти не о религии, а только о маmи и ритуале еще бессловесных неандертальцев. Однако в табличной записи любые семиотики, передающие Фидеистическое содержание, представ­лены как один класс и обозначены термином религия.

Б. В силу синкретизма первобытной ритуально-магической и художе­ственной практики термин искусство применительно к его зачаткам у неандертальцев также применим весьма условно: в лучшем случае, это протоискусство, и оно пр е Д ш е с т в о в а л о появлению звукового язы­ка. Однако в записи таблицы 5 искусство и протоискусство представлены как один класс семиотик.

В. «Табличная хронология» не может отразить того фундаментального факта, что искусство слова - и исторически, и логически - в т о р и ч­н о по отношению к языку. В целом в многотысячелетней истории ис­кусств язык фактически предшествовал сложению различных форм ис­кусств и участвовал в их зарождении и становлении. Тем не менее, с учетом данных о ритуалах и «протоискусстве» неандертальцев, в ХРОНО­4 МечкоескаR


Таблица 5

генезис семиотических систем и сенсорные каналы, по которым осуществляется восприятие знаков

 

Сенсорные каналы, по которым воспринимается план ыражения знаков.

 

Основныс классы знаковых систем, различающиеся по своему генезису

 
Биологические

Культурные семиотики( являются плодом социальной истории человества))

 

(врожденные)

Семиотики

Естественные (но не врожденные) семиотики

 

 

Примеры искусственных семиотик

Естественные (но не врожденные) семиотики

 

Языки животных

Жесты,мимика, панто -

мимика,

Поведение,

Одежда,,

этикет

Религии

Искус-

ства

 

 

Есттественные

(этнические))

языки

Матемзm-

ческая

символика

Семиотика

Географичес-

Кой карты

Знаки

дорожного

движения

интонация

А

В

С D Е F G Н 1

1

Зрение

+

 

+

+ + + + + + +
2 Слух +

+

+ + + + - - +
3 Обоняние +

-

+ + - - - - -
4 Осязание +

-

+ + - - - - -
5 Вкус +

-

+ + - - - - -
                       

Л е к Ц u я /11. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 99

логической схеме семиотические классы «Религию> и «Искусства» долж­ны предшествовать классу «Естественные языки».

Знак «плюс» В клетке указывает на то, что в семиотическом континууме имеются знаки с соответствующими двумя признака­ми, «минус» - на отсутствие знаков данной физической приро­ды, относящихся при этом К данному классу семиотик (объеди­ненных сходством генезиса). Например, в семиотиках искусствен­ного происхождения практически не используются знаки, вос­принимаемые органами вкуса, обоняния и осязания, поэтому в соответствующих клетках таблицы стоит «минус». Следует иметь в виду, что в трех столбцах, представляющих искусственные семио­тики, имеются в виду именно указанные три конкретные семио­тики, однако в реальности во всем пестром мире искусственных семиотик встречаются (хотя и редко) знаки, воспринимаемые осязанием и обонянием.

Далее, в п. 20 - 24, в виде комментариев к таблице 5 приводят­ся примеры конкретных семиотик, входящих в тот или иной класс. Номер комментария включает цифровой индекс, соответствую­щий одному из пяти каналов восприятия знаков (как это пред­ставлено в таблице 5), а затем буквенный индекс класса семио­тик, объединенных сходством генезиса (также с сохранением таб­личных индексов). Например, группа знаков 3С - это те воспри­нимаемые о б о н я н и е м знаки, которые относятся к бытовому поведению, одежде, этикету.

20

 Оптические знаки. Люди давно уверены, что Лучше один раз увидеть, чем три раза услышaть (так говорят пословицы многих народов). Однако у некоторых низших живот­ных первенствует не зрение, а обоняние. Это говорит о том, что в эволюции жизни зрение не было филогенетически первым (са­мым древним) органом чувств.

Несмотря на то что зрение (хотя бы в зародышевой форме светочувствительных клеток) известно на всех ступенях эволюцион­ной лестницы, есть основания считать его поздним органом чувств. Потому что, как заметил Ричард Грегори, крупнейший в мире спе­циалист по психологии зрения, «глаза нуждаются в разуме». В свою очередь, из всех органов чувств зрение в наибольшей мере содей­ствовало формированию интеллекта. «Очень вероятно, что мозг ­каким мы его знаем - не мог бы развиться без притока информа­ции об отдаленных объектах, информации, поставляемой други­ми органами чувств, особенно зрением. < ... > Глаза нуждаются Е разуме, чтобы опознать объекты и локализовать их в простран­стве, но разумный мозг вряд ли мог бы возникнуть без глаз. Мож­но без преувеличения сказать, что глаза освободили нервную си­стему от тирании рефлексов, позволив перейти от реактивного к


100 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

тактическому, планируемому поведению, а в конечном счете и к абстрактному мышлению» (Грегори 1972, 12-13).

У человека из пяти сенсорных каналов, по которым воспри­нятая информация передается в центральную нервную систему, зрение представляет собой самый важный канал с максималь­ными пропускными (разрешающими) возможностями благода­ря возможности воспринимать объекты глазом на расстоянии, различать цвета, мелкие подробности формы и, благодаря фе­номену «бокового зрения», возможности видеть достаточно ши­роко. Зрение доставляет мозгу человека 80-85 % сенсорной ин­формации.

Оптические знаки и семиотики бесчисленны и бесконечно раз­нообразны.

1А. Оптические знаки в коммуникации животных. Приведем не­сколько примеров.

1) Так называемые «танцы пчел·'>: круговые (точнее, веретено­- и спиралеобразные) узоры движений рабочих пчел-разведчиц, сообщающих остальным пчелам, куда лететь за сладу-лм кормом ­в каком направлении, как далеко и много ли там корму (т.е., многим ли надо лететь в указанном направлении). Впрочем, «танцы пчел» - это не только оптические, но и слуховые знаки: суще­ственны не только «фигуры танца», но также и интенсивность и высота жужжания (звука, издаваемого вибрацией крылышек на­секомых).

2) Позы доминирования и позы подчиненuя: в них проявляется и сохраняется биологическая иерархия в сообществах животных. Сильные самцы берут себе лучшую часть пищи, лучших самок и лучшие участки территории; их движения, позы, мимика свобод­ны и властны. Однако эволюция «привила» (т. е. сделала инстинк­тивным) сильным особям щадящее и покровительственное отно­шение к слабым, в первую очередь к невзрослым особям. Это не только инстинктивная забота о молодняке, но и также инстинк­тивное «понимание» того, что слабые (менее проворные, менее наблюдательные) нужны сообществу в качестве добычи ДJIЯ жи­вотных других видов, это своего рода «откуп», «дань» или «жерт­ва» стаи, сохраняющая жизнь сильным).

Позы доминирования и позы подчинения есть в коммуника­ции рыб, птиц и высших стадных животных.

Например, чайки, в том числе самцы, выражая покорность, имити­руют поведение молодых самок: приседают и трепещут крыльями. Ино­гда они, как птенцы, раскрывают клюв, словно просят их накормить. Мыши в знак покорности встают на задние лапки и открывают для уку­сов свое самое уязвимое место - незащищенный живот. Галки и вороны в знак покорности поворачивают к сородичу высокого ранга затылок. Волки приседают перед сильнейшим, поджав хвост и подставляя ему


Лекция 11/. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 101

свое горло1• Сильный в таких ситуациях не клюнет, не вцепится в горло, не укусит слабого (Подробно СМ.: Акимушкин 1999,45-49).

В поведении высокоранговых самцов угроза и запугивание выража­ются в особых позах, походке и некоторых «шумовых эффектах». «Враж­дебно настроенные самцы шимпанзе вздыбливают шерсть, особой рас­качивающейся походкой передвигаются на двух ногах, размахивают ру­ками, трясут ветви деревьев, швыряют тяжелые камни, а иногда бегом устремляются в сторону оппонента, волоча за собой по земле огромные ветви и сучья. При этом губы соперников крепко сжаты, а пристальный взгляд ycтpe1.'JIeH на противника»2 (Панов 1980, 124). По данным голланд­ского этолога Я. ван Хооффа, у шимпанзе имеется около 60 различных поз, телодвижений и сопровождающих их звуков, используемых в каче­стве знаков в коммуникации этих животных (Панов 1980, 123).

3) В оптической коммуникации животных важен также цвет. У самца рыбки колюшки с приходом поры размножения брюшко приобретает ярко-красный цвет. Для колюшки красный цвет ­это релизерЗ: на красное продолговатое пятно реагируют и самки, и самцы. В опытах этологов самец отгонял от своей норы (приго­товленной для самки) любой продолговатый предмет, красный снизу, а «самка тоже реагировала на грубую модель самца (лишь бы брюшко у модели было красное). < ... > А если подвести модель, а за ней и самку, которая не отстает от подделки, к дну аквариу­ма, а затем, подражая самцу, положить раскрашенную фанерку плашмя, самка будет тыкаться носом в песок, искать вход в гнез­до, даже если его и нет» (Акимушкин 1999, 72).

Как известно, птенцы многих певчих птиц - желторотые: с желтым клювом и желтизной около клюва. Для их родителей, под­летающих с кормом в клюве к гнезду, желтый цвет (хорошо за-

I Ср. русскую идиому поджать хвост 'стать скромнее, стать менее самоуве­ренным в своих действиях', в которой общеизвестность собачьих повадок послу­жила основой для образной характеристики поведения человека. Ср. также при­словья Повинную голову меч не сечет; Лежачего не бьют и т.п. как свидетельства давности представлений о том, что надо щадить слабых и виноватых.

2 Следы этой семиотики сохранились в поведении человека, хорошо извест­ны ему, и поэтому отражены в лексике и фразеологии. Слова вразвалку, вразва­лочку идет или сидит говорятся чаще о мужчинах (ер. подтверждающее исключе­ние из И. Тургенева: [Феничка] ходила немножко вразвалку, но и это к ней приста­ло), о их самоуверенном или властном поведении, ср.: [Сеня] вошел в КОА1Нату и сел на стул. Но сел уже не робко, а всем телом, вразвалку (Л. Леонов); Алексей шел вразвалку, с небрежным ухарством (Б. Горбатов). (Примеры из ССРЛЯ, П, 789). С другой стороны, ер. образные обозначения робкого поведения: по одной половице ходить 'робко, неуверенно вести себя, держаться'. Ср. у Даля: «Он у меня по струнке, по ниточке ходит, в строгом послушании» ОУ, 556).

з Релизер - это сигнал, который инстинктивно продуцируется животным и зызывает инстинктивные реакции других животных (от англ. 10 release - 'выпус­кать, делать информацию доступной для восприятия (о новостях, фильмах и т.п.)'.

 


102 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

метный в полумраке гнезда) - это тоже релизер. Он указывает птице, куда надо направить свой клюв с кормом.

lВ. Жестикуляции и мимика являются оптическими знаками по определению. В этот же семиотический круг (1В) включают проксемику (от лат. proxiтo 'приближаюсь, близко подхожу'; зна­ковые явления, связанные с дистанцией между собеседниками во время коммуникации), тактильные движения (рукопожатия, по­хлопывания по плечу, поглаживания, объятия, поцелуи и подоб­ные явления, связанные со значимым касанием другого человека (и, следовательно, воспринимаемые двумя органами чувств ­тактильно и оптически); (см. специально: Крейдлин 1999; Крейд­лин 2000), а также взгляд!. А. Пиз, ссылаясь на книгу американ­ского психолога Э. Гесса «Выразительные глаза» (Hess Е. The Теl1­Tale Еуе. - New York, 1975), утверждает, что «с помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают централь­ное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо» (Пиз 1992, 155)2. Жестикуляция, мими­ка, а также феномен интонации (не относящийся к оптическим знакам) в совокупности образуют паралингвистический (невер­бальный, «околоязыковой» ) компонент речевой коммуникации, или паралингвистику3.

lС. Оптические знаки в поведении; семиотически значимые различия в одежде (например, праздничная одежда, парадная фор­ма в отличие от будничной и повседневной) воспринимаются именно зрением; ер. также молчаливые «реплики» сына-гимнази­ста в рассказе Чехова «Толстый И тонкий»:

1 В. Нёт, автор наиболее полного руководства по семиотике, в главу «Невер­бальная коммуникация» включает следующие разделы (в соответствии с разно­видностями не вербальной коммуникации): «Жесты» (<<Body Lапgиаgе», Кiпesics), «Мимика>, (Facia/ Sigпa/s), «Пристальный взгляд» (Gaze), «Тактильная коммуни­кация>" «Проксемика: семиотика пространства>} (Proxeтics: The Seтiotics о/ Space), «Хронемика: семиотика времени» (Chroпeтics: The Seтiotics о/ Тiтe; к хронемике автор относит различные темп оральные аспекты коммуникации и этикета: про­должительность разговора при представлении, при первом визите, время ответ­ного визита и т.п.). См. Ni5th w: Handbook of semiotics. - Indiana University Press, [1985] 1990. - Р. 387 -420). Схожий круг феноменов «языка тела>, представлен в книге Г.Е.КреЙДЛина «Невербальная коммуникация» (см.: Крейдлин 2002), од­нако помимо «беззвучных» (оптических) явлений не вербальной коммуникации автор относит к «языкам тела>} также речевой голос и тон.

2 Имеется в виду независимость зрачков от воли человека. Люди издавна уве­рены в том, что «глаза- зеркало души», что можно <<по глазам,> видеть I читать, однако как раз «точность» этих сигналов, их однозначная «переводимость>} вы­зывают сомнения (подробней см. в п. 86).

3 Опаралингвистике - см. Николаева, Успенский 1966, Колшанский 1974, Горелов 1980, Григорьева, Григорьев, Крейдлин 2001; о преимущественно «зву­чащей» паралингвистике - см. Потапова 1998.


Л е те Ц u я 11/. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 103

Нафанаил немного подумал и снял шапку ...

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца ...

Нафанаил вытянулся во фрунт И застегнул все пуговки своего мун­дира ...

Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.

lD. Оптические знаки в релитиозной пра:ктике разнообразны и многочисленны: ритуальные жесты и позы (например, крестное знамение, особые позы и жесты молящИ{Сся, в том числе жест адорации - воздетые кверху руки!, поклоны разного вида), осо­бая одежда священников (часто дифференцированная по сану); иконы, ритуальная утварь, скульптуры, храмовая архитектура.

lЕ. Оптические знаки в искусствах: про изведения изобразитель­ных искусств, по определению, - это произведения, восприни­маемые зрением. Что касается сценических (кинетических) ис­кусств, то здесь роль оптических знаков различна «по удельному объему или весу» (ср. пантомиму и музыку), но в любом случае существенна. Например, при восприятии симфонии в концерт­ном зале источником эстетического наслаждения может быть не только слышимая музыка, но и вся «видимая» сторона ее испол­нения: облик оркестрантов, их лица, фигуры, одежда; облик, жесты и телодвижения дирижера; вид музыкальных инструмен­тов, интерьер зала и т. д.

lF. Оптические знаки в естественных языках - это письмо (о взаимоотношениях звука и буквы см. п. 25), а также пальцевый алфавит и мануальный (ручной, от лат. тaпus 'рука') язык в ком­муникации и обучении глухонемых, а также в сурдопереводе2

Знаки пальцевой азбуки кодируют отдельные б у к вы алфави­та того или иного естественного языка (подобно азбуке Морзе, где каждой букве соответствует своя комбинация точек и тире).

Первые пальцевые алфавиты были разработаны в Испании (1550) и во Франции (1620) для обучения глухонемых письму3. В России первые руководства по пальцевой азбуке появились в ЗО-х гг. XIX в4• Те или иные версии пальцевых алфавитов иногда встречаются в наших обычных шко­лах (в IV - V классах) как забава и отчасти для подсказок. Некоторые знаки таких азбук имитируют графический облик соответствующих букв (например, для передачи буквы т вытянутый вертикально указательный

t Лат. adoratio 'обожание, поклонение'; от adoro 'обращаться, молить, мо­литься'; 'поклоняться, обожествлять'. Этнологи небезосновательно указывают на биопсихологические истоки поз и жеста адорации - это фигура ребенка, двумя руками снизу вверх тянущегося к матери.

2 В дефектологии параллельно используется также иная терминология: дак­тилология ('пальцевый алфавит') и жестовая речь ('мануальный язык') (см.:

Зайцева 2000).

3 Noth W: Handbook ofsemiotics. - Indiana University Press, 1990. - Р. 281. 4 См. подробно: Зайцева 2000.


104 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

палец ПОДНОСИТСЯ под «горизонталь,> рта; букву о обозначают раскрытым вытянутым ртом, что мотивировано не только графикой буквы, но и артикуляцией звука); другие основаны на мнемонической подсказке слов, которые начинаются с соответствующей буквы - дотронуться до бро­ви; п - дотронуться до носа; я - дотронуться до своей груди) и Т.д.

В мануальном языке отдельные знаки соответствуют не бук­вам, а с л о в а м и сериям слов, связанных контекстуально и те­матически. План содержания такого знака сопоставим с и е р о г­л и Ф о м: например, один знак передает слитное представление о действии, включая само деЙствие, его ИНСТР)'1l-fент, объект или результат.

Так, один знак «<этимологически» восходящий К имитации движе­ния, ключевого для всего представления) передает значение 'рубить+ топор + дрова I дерево I мясо'; знак с общим значением 'украшения' объединяет знаки, обозначающие разновидности украшений ('кольцо, браслет, бусы') и т.Д. При этом, как показа.пи американские исследова­тели коммуникации глухонемых, семантика знака 'украшения' мыслит­ся не как пер е ч е н ь объектов, стоящих за жестами, а именно как о б­щ е е пр е Д с т а в л е н и е с устойчивым планом выражения. Это под­тверждается высказываниями с отрицанием относительно одного из ви­довых (частных) представлений. ер. вербальную передачу семантики та­ких сообщений:

+ купить + новое + молоток + отвертка + гаечный ключ + отвертка + пет', что означает 'Я купил себе новый набор инструментов, но без отвертки'·.

+ любить + кольцо + браслет + бусы + разное + браслет + .чет', что означает 'Я люблю всякие украшения, но не люблю браслетов' (цит. по:

Фрумкина 2001,1'50). В приведенных высказываниях отрицание касается представлений 'отвертка' и 'браслет', однако соответствующие знаки со­храняются в составе обобщенных ('инструменты' и 'украшения').

Наглядное представление о русском варианте мануального языкa может дать «Краткий словарь жестового языка», помещенный в пособии по сурдопедагогике Г. Л. Зайцевой. Словарь содержит 200 жестов с соответствующими рисунками и вербальными определе­ниями (см.: Зайцева 2000, 132-190).

lG. Оптические знаки в дорожных знаках составляют подавля­ющее большинство (о звуковых знаках в дорожной сигнализации см. в п. 21, 2G).

-Н. Географическая карта и математическая символика ис­пользуют только оптические знаки. В целом в искусственных семи­отиках оптические знаки составляют подавляющее большинство.

2

 Слуховые (звуковые) знаки. Слух у человека и боль­• шинства животных - это второЙ (после зрения) по пропускной способности канал восприятия информации.


Лекция I!I. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И ~ПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 105

2А. Звуковые знаки в коммуникации животны-х. Примеры: лай, визг и скуление собаки; мычание коровы; мяукание, а также угро­жающее шипение кошки; крики обезьян, волчий вой и т.д. Звуко­вые сигналы животных не всегда исходят из пасти (рта): ср. звуки вибрации крьшьев насекомых или стрекот у сверчков, кузнечи­ков, ПРОИЗВОДИ:МЫЙ специальны},fИ «органами стрекотания»; ис­пуганное хлопанье крыльями гуся, «заражающее» все стадо; хлопки в ладоши, а также следующий «звуковой жест» в «танце» или ритуале угрозы у горилл: «Гори.i1Jта попеременно то одной ру­КОЙ, то другой бьет себя ладонями в грудь. Та гудит, как хороший барабан!,> (Акимушкин 1999, 24).

Системы ЗВУКОВЫХ сигналов в кормуникации разных видов ЖИВОТНЫХ занимают разное по значимости место. Наиболее замет­на роль звукового общения у певчих ПТИЦ (недаром в русском языке есть даже фразеологизм птичий язык со значением 'непо­нятный язык')I. Степень близости птичьего пения к человеческо­му языку ПО ЭВОЛЮЦИОННЫМ меркам очень значительная, во вся­ком случае ни у какого другого биологического вида звуковая ком­муникация не занимает такого важного место в жизни, как у птиц. Это проявляется, во-первых, в том, что только у певчих птиц имеет место о б у ч е н и е пению (у обезьян отмечено обучение жестовому языку, но не звуковым сигналам). Во-вторых, сходство пения птиц с языковым общением людей подтверждается анато­мически: у певчих ПТИЦ, как и у человека, сформировалась а с и м­метрия полушарий головного мозга (у птиц, как и у чело­века, левое полушарие является доминантным, управляющим зву­ками коммуникации). Характерно, что межполушарная асиммет­рия, хотя и менее выраженная, чем у певчих птиц, отмечена только у некоторых видов высших крупных обезьян2

2В. Слуховые знаки не принадлежат сфере жестикуляции и мимиК'кf.

2С. Слуховые знаки в поведении и этикете. Если не говорить о вербал:ьной части поведения и этикета (разумеется, всегда суще­ственной, а часто и главной), то в поле зрения оказываются нор­мы поведения, состоящие, во-первых, в запрете некоторых дей­ствий (прежде всего физиологических), сопровождаемых звуками (не чавкать во время еды, не сопеть, не икать и т.п.), или В умень­шении шумности действий (не греметь столовыми приборами, не

I Оборот приведен у Даля и в ССРЛЯ. Ср. контекст из «Бьтое и думы,> А. И. Гер­цена: lvJолодые философы приняли, напротив, какой-то условный язык ... Я имею пра­во это сказать, пото.МУ что, увлеченный тогдашним потоком, я сам писал точно так же да еще удивлялся, что известный астроном Перевощиков назвал это «птичьим языком» (ССРЛЯ, XI, 1642).

2 Спрингер с., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга. - М., 1983. - С. 164-175.


106 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

слишком шумно сморкаться, не СЛИШКО1>-f ШУ?-iНО проходить по коридору или комнате в "-'ужом доме и т. п.); во-вторых, В предпи­сании некоторых действий (предупредить леГКIOvf стуком в дверь о своем вхождении в помещение); а также действие, которое ДО революции называлось щелкать каблукаJ~fU (шпора.ми) ИJIИ шар­кать и относилось к мужско:му дворянскому ЭТ-икету (придвигать одну ногу к другой, слегка ударяя каблуком о каблук в знак веж­ливости, приветствия, благодарности и т.п.) (см.: ССРЛЯ, ХУП, 1281) ..

Слуховые знаки в ДИПJIOматическом этикете: в честь прибытия главы государства может звучать артилл:ерийский салют и гимн; иногда звонят колокола.

2D. Слуховые знаки в религиозной практике: не только в со­ставе звучащей речи, храмовой музыки, но также и звук..ч колоко­ла; особые возгласы муэдзина, с минарет-а сзывающего rvfYсуль­ман на молитву, и др.

2Е. Слуховые знаки в сфере искусств: музыка; все искусства, содержащие музыкальный и вербальный компоненты (вербаль­ные музыкальные жанры - песня, опера, оратория и др.), - те­атр, кино (в том числе музыкальное сопровождение немого кино).

2F. Слуховые знаки в естественном языке: филогенетически естественный язык - это прежде всего звуковой язык СУIдествен­но, однако, что центральный орган языкового (фонематическо­го) слуха не совпадает с мозговыми механизмами восприятия всех других видов звуков (включая музыку). Зоны фонематического слуха сформировались позже обычного слуха; они локализованы в коре левого полушария, в то время как неязыковые звук·й воспринима­ются правым полушарием.

Н.И. Жинкин называл фонематический слух метаязыковым, Т.е. направленным на язык, и связывал с ним принципиаJIьное (эволюци­он ное) отличие языка человека от коммуникации животных. В отличие от животного, которое производит звуковые сигналы и реагирует на слы­шимые сигналы, но не анализирует их, человек вслушивается в произ­носимые звуки и регулирует процесс звукообразования, Т.е. уп­равляет этим процессом. «Это значит, что наряду с языком стал фор­мироваться метаязык. Метаязык и есть то принципиально новое, что по­явилось у человека и из чего вырос человеческий язык в целом. < ... > Фонематический слух - это метаязыковой слух - слух о правильности своего слуха,> (Жинкин 1998, 75).

Акустико-артикуляционные диапазоны звуковой (фонематиче­ской) речи на естественных языках характеризуются замечатель­ным разнообразием: ни один вид животных или певчих птиц не превосходит человека по возможностям тонкой дифференциации производимых им звуков речи. Вместе с тем, в силу значительной избыточности средств кодирования речевого сообщения (имею-


Л е к Ц u я 11/. СЕМИОТИЧЕСКИЙ КОНТИНУУМ И СПОСОБЫ ЕГО ОБРАЗА 107

щей место на всех уровнях языка), звуковое сообщение может быть воспринято в условиях существенноЙ р е Д у к Ц и и акусти­ко-артикуляционной реализации фоне:мапrческой структуры со­общения. Самый обычный пример такоЙ сокращенной фонации ­это шепотная речь.

Существуют, однако, и более экзопrческие и вместе с тем бо­лее регулярные и необходимые (нежели шепот) способы замести­тельноЙ передачи фонеПIЧески и фоне:маnrчески редуцированного звучания: это языки свиста и африканские языки барабанов, свис­товые и барабанные «З&\оfестители языков» (surrogates), как их на­звал Т. Себеок. Языки: свиста представляют собой МОДИфfщирован­ные версии естественных фонологических систем, которые исполь­зуются при общении на большом расстоянии, не преодолимом для обычного громкого голоса (наПрlf1I.fер, если части социума разделе­ны проливом Кi1И ущельем). Известно несколько десятков языквB (на всех континентах), обладающих подобными редуцированных система?vfИ свистовой презентации зв)'чашеЙ речиl.

Вот что пишет современный автор о двух свистовых языках на роман­ской основе - в деревне Ас (во французских Пире неях) и на острове Гомера (один из семи главных островов Канарского архипелага). «Что поразительна, между языками свиста деревни Ас и Гомеры есть много общего. Прежде всего, разговорные языки (беарнскиЙ и испанский), на которых строятся свистяшие модуляции, имеют единое - лапшское ­происхождение. < ... > Гомеранцы свистят столь же пронзительно, сколь и асцы, - с силой от 110 до 120 децибелов, что едва ли не превышает допустимый предел ДJIЯ человеческого слуха. Вот почему на том и на другом языке можно обшаться на поиспше огромных расстояниях. < ... > Помимо того, канарские пастухи, как и асские, начинают насвистывать любую весть с междометия «ой!», прибегает таким образом к себе вни­мание. Вместе с тем, несмотря на очевидное сходство (кстати, дать тому объяснение должным образом до сих пор никто и не смог), между обо­ими языками свиста сушествуют определенные различия. Во-первых, гомеранцы свистят очень четко и разборчиво, а значит, свист легко за­помнить. Так, один мой знакомыЙ, знавший испанский, довольно легко научил:ся разговаривать по-гомерански» (цит по: Жан 2002, 155 -157). Во- вторых, гомеранский язык до сих пор сохраняется полнее, чем асс­кий, хотя оба свистовых языка сужают сферы своего использования и теряют слова. Но еще в середине XIX в. по-гомерански могли звучать даже псал:мы: сохранил:ось известие о том, что «в Рождество 1862 г. мэр Сан-Себастьяна, столицы Гомеры, распорядился запереть на ключ цер­ковь, чтобы тупа не проникли местные пастухи, иначе во время торже­ственного богослужения они наверняка бы не удержалисьи принялись распевать псалмы на свой - свистят-ций - манер» (там же, 157).

l Подробно СМ.: Sebeok Th. А . Contributions to the Doctrine of Signs.

ВIoomington, 1916. - Р. 189-199.


108 Ч а с т ь В Т О рая. КЛАССЫ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ

Если в свистовом сооб


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.