Этап 3. Догматизм и беспомощность — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Этап 3. Догматизм и беспомощность

2023-01-16 19
Этап 3. Догматизм и беспомощность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Главным следствием прогрессирующего отказа от чувств у многих мужчин является склонность к абстракции. Или это даже стоит назвать принуждением к абстракции? По сути, использование абстрактных идеологий в качестве поддержки своих поступков является вынужденным следствием отказа в доступе к собственным чувствам. Каждый, кто не может воспринимать внутренние побуждения к действию, зависит от получения инструкций извне или от общих принципов или оснований. Это не означает, что любые связанные с идеологией мышление и действия в корне далеки от чувств. Тем не менее догмы, будь то политического, гуманистического или научного характера, особенно хорошо подходят для обоснования действий, которые предпринимаются не из внутренних побуждений. Еще более печально то, что трудный доступ к собственным чувствам всегда приводит к огромной беспомощности и чрезмерным требованиям к мужчинам, поскольку внутренняя мотивация отсутствует. По иронии судьбы беспомощность, с которой мужчины так активно борются, является главным «чувством мужчины». До тех пор пока мужественность продолжает формироваться посредством обходных отождествлений и отторжения эмоций, от этой особой беспомощности мужчинам избавиться невозможно. Еще хуже: не только отсутствие ощущений создает беспомощность – сознательное принятие чувств также приводит к беспомощности у многих мужчин, в данном случае к беспомощности из‑за неизвестности. Мужчина, который впервые сталкивается с некоторыми из своих ранее подавленных чувств, не знает, что делать с этими неизвестными эмоциями.

Тем не менее эта последняя форма беспомощности является более позитивным вариантом: она дает возможность найти способы борьбы с ней, подходящие каждому конкретному мужчине, и опробовать их. С другой стороны, эта форма беспомощности, которая возникает в результате подавления эмоций, подчиняется принципу отторжения эмоций. Поскольку он диаметрально противоречит усвоенному понятию «мужественность», он снова вызывает отторжение. В результате беспомощность – своя собственная и других мужчин – вызывает презрение. Такое осуждение беспомощности и слабости приводит к компенсаторной идеологии власти и подавления, героизма и господства.

 

Этап 4. Мужская дилемма, отношения любви‑ненависти к женщинам и мужская депрессия

 

В конце пути возникает конфликт: эмоциональной живости и внутренней потребности противостоит почти профессиональная защита от чувств. Это притягивает мужчину к чувствам, но и одновременно отталкивает от них. Опасность этой дилеммы усугубляется тем, что она редко бывает действительно осознанной. Для большинства мужчин активное изучение собственной «мужской дилеммы» вряд ли возможно.

Как и при любой дилемме, оба пути ведут в тупик. Если мальчику или мужчине удается воспринимать и переживать свои чувства и потребности, которые считаются женскими, друзья высмеивают его, называя «девчонкой», «слабаком», «плаксой». Женщины его также отвергают: горькие жалобы отдельных мужчин на то, что только бесчувственные мачо пользуются успехом у другого пола, не становятся реже. Ярко выраженная эмоциональная ориентация кажется мужчинам трудным делом не только из‑за социализации, но и из‑за отношения окружающих в повседневной жизни: идея хороша, но мир еще не готов!

С другой стороны, если мужчина последовательно идет по пути отказа от таких импульсов, он теряет свою (внутреннюю) жизнь и, в конечном счете, свое психическое здоровье. Кроме того, у него возникает сильная эмоциональная зависимость от женщин. Потому что, если вы не можете получить доступ к своим собственным чувствам и потребностям, вам нужен другой человек – обычно ваша партнерша, – чтобы хотя бы временно открыть дверь в эту область. Эта крайняя эмоциональная зависимость мужчин от женщин в их жизни будет подробнее рассмотрена в седьмой главе, в разделе «Страх быть брошенным».

Но даже если мужчина не склонен к одной из двух упомянутых крайностей, внутреннее состояние и отношения с женщинами остаются сложными. Ключевое противоречие – потребность мужчины в эмоциях и защита от них – приводит его к отношениям с женщинами, основанным на любви‑ненависти. Потому что женщины воплощают те эмоциональные аспекты, которые мужчина упускает, с одной стороны, и презирает – с другой. Внутренне противоречивое отношение к женщинам ставит перед мужчинами важнейшую проблему: как можно одновременно поддерживать собственное эмоциональное удовлетворение и важный для стабильной идентичности отказ от женственности?

Подростки мужского пола демонстрируют эту противоречивость особенно ярко: в разговоре тет‑а‑тет с девушкой они – сама мягкость, при общении в группе – маленькие «монстры‑сексисты». Эта модель зависимого от ситуации общения с противоположным полом у взрослых мужчин заменяется индивидуально‑зависимой оценкой женщин: «О, женщины могут забыть про все на свете! Исключение – моя жена, она просто ангел!» Благодаря такому интеллектуальному ухищрению мужчина может утолить свою потребность в эмоциях на груди у партнерши, не отказываясь от общего уничижения женственности.

Рано или поздно, однако, возникают такие ситуации, когда мужчины больше не могут обходиться своими стратегиями экстернализации. С их АМБИВАЛЕНТНЫМ отношением к женщинам и усиливающейся защитой от чувств они сталкиваются с проблемами в отношениях с противоположным полом. Критика в их адрес и недовольство ими растут. Отторжение чувств создает эмоциональную пустоту у многих мужчин: хотя они очень «успешны» в профессиональном смысле и, возможно, даже в личной жизни, но одновременно считают свое существование безрадостным и неудовлетворительным, однообразным и бессмысленным. Они страдают от «мужской депрессии».

Этот неологизм американского психотерапевта Терренса Реала очень удачен, поскольку дает понять, что не только мужчин с очевидными психическими или физическими заболеваниями может что‑то беспокоить. Страдания и несчастья таких людей, которые вроде бы «хорошо функционируют» снаружи и «преуспевают» в жизни, также имеют название.

Эти люди не могут дать правильный ответ на вопрос врача «что вас беспокоит?» Тем не менее их что‑то беспокоит, а именно: у них отсутствует прямой взгляд на свой внутренний мир. Одно это полностью объясняет, почему им нужна поддержка (в том числе психотерапевтическая). К сожалению, лишь немногие из этих мужчин обращаются за помощью, и в основном когда уже застряли по самые уши в болоте. Мучительное состояние «я не знаю, что со мной, но так больше не может продолжаться!» не считается достаточной причиной принимать помощь от других.

«Мужская депрессия» может проявляться по‑разному. Скрытая, порой многолетняя боль не может выйти наружу и скрывается за злоупотреблением алкоголем, насилием, социальной изоляцией, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ жалобами, крайним саморазрушением или самоуничижением. В этих случаях мужчины также часто не получают никакой помощи. С их очень специфическими механизмами компенсации они отказываются от всех предложений помощи. Или они скользят по краю социальной терпимости довольно незаметно для себя. Какими бы ни были причины отказа от помощи и поддержки – результат всегда одинаковый. Человек остается один на один со своими страданиями:

1. «Это у меня со спиной проблемы, а не с головой!» (Психосоматик)

2. «Ты хочешь мне помочь – не смеши меня!» (Самоуверенный)

3. «Я все делаю неправильно» (Разрушающий сам себя)

4. «Я вовсе не здесь!» (Уклоняющийся)

5. «Все остальные – свиньи!» (Жестокий)

6. «Не помню!» (Алкоголик)

7. «Я не знаю!» (Страдающий от внутренней пустоты)

Соответственно (несмотря на большее число попыток суицида среди женщин), мужчины в два‑три раза чаще, чем женщины, лишают себя жизни. При таких мрачных описаниях остается неясным, что на самом деле является самым трагическим: страдания, которые эти люди причиняют другим, или их собственное несчастье. Или тот факт, что большинство этих типов отрицания чувств обычно воспринимаются как естественные мужские и, таким образом, продолжают сохраняться в обществе.

Когда катастрофа настолько очевидно неизбежна, обычно возникает вопрос: неужели все должно происходить именно так? С учетом логики описанного процесса социализации мужчин ответ может быть только один: да, и до тех пор пока в описанных обстоятельствах социализации ничего не изменится, это будет происходить с большинством мальчиков и мужчин! Другой вопрос: неужели взрослый мужчина не может ничего изменить? В этом случае ответ очевиден: нет, может!

Но как может выглядеть дальнейший путь, выход из тупика мужской дилеммы? Такой путь будет указан в шестой главе «Общение с «местным жителем». Но сначала мы хотим описать, как все, что было сформулировано выше в основном теоретически, проявляется внутри взрослого мужчины, как он пытается преодолеть мужскую дилемму. Потому что до решения любой проблемы нужно всегда сначала выбрать правильные инструменты.

 

 

Глава третья


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.