Финансовое обеспечение и финансовый контроль за оперативно-розыскной деятельностью — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Финансовое обеспечение и финансовый контроль за оперативно-розыскной деятельностью

2023-01-16 41
Финансовое обеспечение и финансовый контроль за оперативно-розыскной деятельностью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Стабильное и достаточное финансирование ОРД является одним из главных вопросов обеспечения негласной работы ОРО. Это связано с тем, что проведение ряда ОРМ, обеспечение использования в ОРД так называемых легендированных объектов, решение вопросов социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие ОРО, обеспечение конспирации объективно требуют значительных финансовых затрат.

Так, для эффективного осуществления ОРД в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих ОРМ, в частности проверочной закупки или контролируемой поставки, нередко осуществляемых в рамках оперативного внедрения, оперативного эксперимента или с использованием легендированных объектов, особенно при выявлении каналов поставки оружия, взрывчатых веществ, наркотиков, фальшивых денежных знаков, драгоценных металлов, требуются значительные финансовые средства. Например, достаточно затратными могут быть проверочные закупки оружия, наркотических средств, в зависимости от их объема и учитывая их реальную стоимость. Практика показывает, что эффективное проведение таких мероприятий может быть прямо пропорционально затратам. Чем больше выделяется денежных средств, тем большую партию оружия или наркотических средств можно закупить, а следовательно, изъять из нелегального оборота, обеспечить выявление не мелкого сбытчика, а выйти на оптового поставщика предметов, изъятых из свободного оборота. И наоборот, из-за крайне ограниченных лимитов финансирования, например, проверочной закупки, как и других ОРМ, может быть сорвано ее проведение, потеряться наступательность оперативных разработок, что в итоге снижает результативность ОРД.

ФЗ об ОРД предусматривает выплату денежного содержания либо вознаграждения гласным и негласным сотрудникам оперативных аппаратов и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении ОРМ. В частности, возмездный характер отношений сотрудничества с конфидентами предусмотрен ст. 15 ФЗ об ОРД. Возможность получения денежного вознаграждения, компенсационных выплат лицами, сотрудничающими с ОРО либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, закреплена в ст. 18 ФЗ об ОРД.

Обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих ОРО, в соответствии с ФЗ об ОРД относится к расходным обязательствам РФ и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями субъектов ОРД, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

Финансовых затрат требует и содержание отдельных оперативных подразделений, осуществляющих исключительно негласную ОРД, что требует обеспечения их глубокой конспирации, в том числе с созданием и обеспечением функционирования легендированных объектов, используемых в качестве организаций прикрытия.

Компенсации подлежат расходы, связанные с оплатой посещений сотрудниками оперативных аппаратов в служебных целях зрелищных заведений, платных мест отдыха, оплатой их проезда на такси и автотранспорте индивидуальных владельцев, и др.

Средства, выделяемые на ОРД, могут быть потрачены на приобретение, оборудование и содержание жилых, служебных и подсобных помещений, обеспечивающих конспирацию деятельности оперативных подразделений; обеспечение безопасности должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие, необходимых транспортных средств, средств маскировки, предметов экипировки; оплату аренды жилых, нежилых и служебных помещений, используемых в оперативных целях.

Затратную часть оперативных расходов составляет закупка технических средств, приспособленных для негласного получения информации (ст. 6 ФЗ об ОРД).

Под финансовым обеспечением ОРД следует понимать целевое финансирование ее расходных статей, обеспечивающих проведение ОРМ, содержание оперативных подразделений ОРО, оплату труда их ШНС, услуг лиц, сотрудничающих с ОРО либо оказавших им содействие в раскрытии преступлений, техническое оснащение, конспирацию деятельности оперативных подразделений.

Статья 19 ФЗ об ОРД закрепляет ограниченный перечень источников финансового обеспечения государственных органов - субъектов ОРД. Это средства федерального бюджета. Закон прямо закрепляет, что обеспечение ОРД, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих ОРО, относится к расходным обязательствам РФ. Это свидетельствует о том, что ОРД финансируется из госбюджета и государство берет на себя все расходы, связанные с ОРД.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях реализации ст. 19 ФЗ об ОРД приказом Минфина России от 10 декабря 2007 г. N 103н утверждено Положение о порядке организации исполнения расходов федерального бюджета на оперативно-розыскную деятельность.

Иные источники финансирования, кроме указанных в ФЗ, не предусмотрены, а следовательно, не могут признаваться законными и допустимыми. Это связано с тем, что ОРО не могут и не должны находиться на финансировании коммерческих организаций, что таит опасность их "приватизации". Кроме того, отслеживание расходов финансовых средств, выделяемых безналичным путем, может повлечь расшифровку негласных источников информации, легендированных и иных объектов, обеспечивающих конспирацию ОРД либо задействованных в этом виде деятельности, что небезопасно с точки зрения обеспечения конспирации в ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД. Осуществляется руководителями субъектов ОРД, а также специально уполномоченными на то представителями Минфина.

Бюджетные статьи ассигнований на ОРД являются составной частью всех финансовых средств, выделяемых в соответствии с бюджетом РФ конкретному государственному органу по его ежегодным заявкам. Эти средства на содержание оперативных подразделений, расходы, связанные с осуществлением ОРД, ее обеспечением, зачисляются на отдельную статью сметы субъекта ОРД и расходуются в порядке, определяемом ведомственными нормативными правовыми актами, которые во избежание бесконтрольного расходования денежных средств в ОРД определяют размеры, порядок выдачи, расходования и списания денежных сумм, выделяемых для обеспечения негласных ОРМ, документирования преступных действий разрабатываемых и др.

Статья 19 ФЗ об ОРД прямо устанавливает, что финансовые средства, выделенные ОРО, расходуются в порядке, устанавливаемом руководителем этих органов. Соответственно, порядок учета, распределения выделенных финансовых средств и отчетности за их использование в МВД России определяет министр внутренних дел, в ФСБ России - директор ФСБ России, во ФСИН - директор ФСИН.

Учет денежных средств и материальных ценностей, используемых в ОРД, ведут сотрудники финансовых служб субъектов ОРД, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, является разновидностью ведомственного контроля за ОРД, но связанного не с законностью и обоснованностью проведения ОРМ, со строгим и точным выполнением нормативных предписаний ведомственных правовых актов, а с соблюдением финансовой дисциплины в финансировании ОРД в целом и отдельных ее направлений либо расходованием средств сметы на отдельные ОРМ или действия, связанные с ОРД.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на обеспечение ОРД, возлагается на руководителя ОРО как распорядителя кредита. Соответственно, это должностное лицо обязано само осуществлять контроль за расходованием денежных средств, утверждать документы на их списание, назначать лиц, ответственных за выдачу денежных средств на оперативные расходы, ведение учетной и отчетной документации, при необходимости создавать комиссии для целей контроля расходования финансовых средств, выделенных на обеспечение ОРД. Вместе с тем контроль за обоснованностью расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, соответствием сумм расходов и их обоснованностью требованиям и основаниям, предусмотренным ведомственными нормативными правовыми актами, вправе и обязаны осуществлять контрольно-ревизионные органы субъектов ОРД.

Компетенция контрольно-ревизионных органов в различных субъектах ОРД определена ведомственными нормативными актами.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, может осуществляться только специально уполномоченными представителями Минфина РФ, имеющими допуск к сведениям, составляющим гостайну, предписание на проведение проверки.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.