Классификация информации по делу оперативного учета — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Классификация информации по делу оперативного учета

2023-01-16 35
Классификация информации по делу оперативного учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ потребностей практики позволяет выделить следующие категории информации, собираемой по ДОУ, в зависимости от направлений ее использования.

Информация, которая может быть введена в уголовный процесс в качестве доказательств по уголовному делу. Это сведения, которые отвечают требованию относимости к обстоятельствам, подлежащим доказыванию (ст. 73 УПК), их можно получить из гласных источников (ст. 74 УПК), они могут быть надежно зашифрованы для целей конспирации оперативно-розыскных источников. Речь идет о фактах, предметах, документах, следах, которые устанавливаются оперативно-розыскным путем и убедительно свидетельствуют о преступной деятельности разрабатываемых. Эти факты могут быть установлены и до начала оперативной разработки, и в ходе ее проведения, и при реализации материалов разработки.

В основу следственных и судебных решений должны быть положены только достоверные данные. Известно, что концепция познаваемости объективной истины в процессе доказывания достаточно аргументирована в теории доказательств. Но сохраняется другая проблема, связанная с познавательной функцией доказывания, гарантиями достижения достоверности. Процессуальная форма, регламентирующая ряд методических и тактических аспектов следственной и судебной деятельности, несомненно, создает гарантии познания истины, однако тревоги процессуалистов не беспочвенны. Опыт и практика наглядно подтверждают состояние противоборства, факты маскировки, лжесвидетельства, сокрытия известных обстоятельств недобросовестными свидетелями. Необходимы негласное проникновение в эту сферу специфических отношений, выведывание и констатация осведомленности отдельных лиц и ее пределов, обнаружение тайников и других мест укрытия предметов, которые должны стать вещественными доказательствами.

Очевидно, что оперативно-розыскная информация становится важнейшим гарантом достоверности истинности по уголовным делам, поскольку при оперативно-розыскном установлении обстоятельств совершенного преступления также существуют свои гарантии достоверности. Если в уголовном судопроизводстве критерий практики в наиболее простой непосредственной форме недоступен органам расследования и суду применительно к целостному их представлению о преступлении, то в оперативной разработке в случаях, когда оперативник или агент внедрен в среду преступников, наблюдается как раз иное: критерий практики становится доступным в непосредственной форме.

Предмет познания при оперативно-розыскном установлении обстоятельств совершенного преступления сконцентрирован вокруг предмета доказывания, который определен уголовно-процессуальными нормами, однако по содержанию значительно шире, насыщен фактами, указывающими путь к получению доказательств и раскрывающими доказательственное значение устанавливаемых явлений, событий, обстоятельств, обнаруживаемых предметов, документов и следов. Оперативно-розыскная информация содержит знания о причинной связи между событиями и фактами, цель которых ведет к установлению обстоятельств преступления, круга его соучастников.

И уголовно-процессуальное доказывание, и "технология" получения оперативно-розыскной информации о преступлениях (сыскное доказывание) базируются на единой гносеологической природе методов познания. С помощью оперативного наблюдения, опроса, изучения документов, исследования следов отражаются явления и события на едином познавательном уровне, и нужны лишь процессуальные гарантии для использования установленных фактических данных в процессе уголовно-процессуального доказывания. В структуре оперативно-розыскного познания и уголовно-процессуального доказывания оперативно-розыскная информация включает знания о явлениях, которые свидетельствуют о преступной деятельности конкретных лиц и раскрывают не только механизм преступлений, но и механизм возникновения информации о них. Будучи реальным отражением события преступления, оперативно-розыскная информация при ее дальнейшем использовании в процессе уголовно-процессуального доказывания сохраняет познавательное значение. Оценивая качество оперативно-розыскной информации и ее значение для доказывания, А.М. Ларин отмечал, что "при благоприятных условиях, в частности когда информация исходит из независимых друг от друга источников, когда применены различные методы ее сбора, когда используются научно-технические средства, оперативные данные могут быть весьма точными"*(81).

Информация, имеющая тактическое значение для обеспечения процесса доказывания. В первую очередь - это знание личности разрабатываемых, которые могут стать в уголовном процессе подозреваемыми и обвиняемыми: их прошлого, особенностей психологических свойств, опыта преступной деятельности, осведомленности о методах ОРД и следственной работы, их кругозора, уровня правовых знаний, субъективно значимых для них обстоятельств. Все это помогает избрать эффективную тактику допросов и определить очередность использования иных доказательств в изобличении подозреваемых и обвиняемых.

Существенное значение имеют сведения об известных местах хранения предметов, которые могут стать вещественными доказательствами или на которые может быть наложен арест в обеспечение возможной конфискации имущества. К такого рода сведениям следует также отнести знание расположения помещений, входов в него, наличие возможностей проникновения через чердачные и подвальные помещения. Эта информация помогает осуществлять задержание скрывающихся преступников, проводить обыски в заведомо установленных местах хранения разыскиваемых предметов, документов, ценностей.

Предварительная осведомленность о характере взаимоотношений граждан, которые могут стать свидетелями по уголовному делу, о наличии в окружении разрабатываемых тех, кто их поддерживает или, наоборот, с ними конфликтует, уяснение истоков таких отношений, получение характеристик на будущих свидетелей - все это значительно облегчает выбор последовательности допросов, препятствует лжесвидетельству, помогает избежать ошибок и просчетов при производстве следственных действий.

Информация, имеющая значение для организации и тактики осуществления ОРМ на различных стадиях оперативно-розыскного процесса. Можно констатировать три уровня информационного обеспечения тактических действий:

1) получение информации для диагностики ситуации;

2) выработка информации для определения объема и содержания тактических действий;

3) выработка инструктивной информации для определения функций исполнителей, участвующих в реализации тактического замысла.

Диагностика ситуации предполагает обнаружение всей системы отношений изучаемых лиц, установление их местонахождения на определенных этапах изучения, обнаружение слабых звеньев в сговоре заинтересованных лиц, знание реакций изучаемых на те или иные гласные мероприятия и следственные действия.

Д.В. Гребельский (1977), рассматривая преступника как "источник информационных сигналов", указывал на характерные ситуации, при которых может быть получена необходимая информация: в период подготовки или осуществления преступного действия; при попытках дезинформации; реагировании преступных элементов на изменение тактики борьбы с ними; возникновении конфликтов между участниками преступных групп; при реагировании на меры индивидуальной профилактики.

Во время подготовки информации для определения объема и содержания тактических действий существенное место отводится оценке наличных сил и средств, поиску всех нереализованных потенциальных возможностей. Только при таком подходе представляется возможным наметить и осуществить эффективные тактические действия.

При выработке инструктивной информации оцениваются тактические возможности исполнителей, их опыт, численность, условия выполнения тактических действий.

Информация, имеющая значение для общей и индивидуальной профилактики преступлений, а также решения аналитических задач.

По всем ДОУ представляется возможным получать сведения:

- о действующих преступниках (местных и гастролерах);

- очагах активного действия причин преступности: интенсивности асоциальных проявлений в различных микрорайонах, городах, селах, поселках;

- притонах пьянства и разврата, потребления наркотиков, возникновении групп на почве совпадения антиобщественных взглядов;

- микрогруппах, среда которых способствует формированию негативных свойств личности и возникновению конфликтных ситуаций;

- рецидивистах и вообще ранее судимых: местах проживания, перемещениях, характере и степени криминальной активности;

- группах несовершеннолетних правонарушителей: дислокации, составе, лидерах, направленности, стойкости;

- иных лицах, к которым должны быть приняты меры индивидуальной профилактики (их социальная, нравственная, культурная, психологическая характеристика, связи, скрытые факты аморальности, латентные правонарушения);

- эффективности профилактических мер: негласные данные о реакции на эти меры разных категорий граждан, оказавшихся в сфере общей или индивидуальной профилактики;

- точности выборки, правильности применяемых критериев оценки степени опасности отдельных лиц, к которым применяют меры индивидуальной профилактики.

 

Требования к информации, реализуемой по делу оперативного учета

 

Широкое использование информации по ДОУ базируется на единых научно обоснованных требованиях. Приведем основные.

Эффективность использования всей собранной информации. Она требует придавать всей имеющейся информации значимость определенного уровня, например:

- для изобличения лиц, чья преступная деятельность установлена;

- предупреждения преступлений со стороны иных фигурантов оперативной разработки;

- устранения условий, которые могут быть использованы в преступных целях;

- привлечения к конфиденциальному сотрудничеству конкретных лиц, имеющих связи в антиобщественной и преступной среде;

- устранения организационных и тактических промахов в работе различных подразделений, в частности для устранения разобщенности в работе;

- постановки на оперативно-розыскной учет конкретных лиц, выявленных в ходе разработки;

- информирования вышестоящих ОРО о фактах, событиях и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес.

Интенсивность использования информации. Под интенсивностью понимается частота обращения к информации и плотность потребляемого информационного потока. Для оперативной разработки это означает обязательную концентрацию на разных уровнях ОРО сведений, которая обеспечит доступ к ним всех заинтересованных работников, а следовательно, повысит частоту обращения к информации.

В этом случае (при условии, что по каждой оперативной разработке поступят сведения для общего пользования) обеспечивается и высокая плотность информационного потока, необходимого для обеспечения оперативно-розыскных и профилактических мер борьбы с преступностью.

Обеспечение длительного использования информации. Это требование может быть реализовано при условии, что любые факты, представляющие оперативный интерес и содержащиеся в материалах ДОУ, не будут игнорироваться в ходе сбора и фиксации информации, что каждый из них получит оценку с позиций перспективы последующего обращения к ним. К таким фактам следует отнести:

- формирование ранее неизвестных способов совершения преступлений, приспособление преступников к новым условиям и тактике ОРО;

- данные о местных, а также межрайонных, межобластных, межреспубликанских и международных связях лиц, совместно отбывавших наказание;

- сведения о маршрутах и времени перемещения преступников-гастролеров и лиц, скрывающихся от следственных органов, избираемых ими местах временного пребывания и объектах для совершения преступных посягательств;

- сведения, представляющие оперативный интерес, данные о поручениях, которые дают лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений, тем, кто после совместного с ними содержания освобождается. Их обобщение позволяет составить представление о местах дислокации лиц, связанных с преступниками, концентрации преступников и сбыта имущества, добытого преступным путем;

- адреса притонов разврата и притонов потребления наркотиков;

- данные о способах, местах изготовления и сбыта наркотиков, маршрутах их перевозки;

- сведения о связях воров с наводчиками на квартиры или другие объекты, где хранятся ценности.

Централизация такой информации позволяет быстро устанавливать связь между когда-то полученными сведениями и обстоятельствами совершаемых преступлений, оперировать такой информацией в масштабе района, города, региона.

Как показали проводившиеся исследования, почти во всех ДОУ сосредоточивается информация, имеющая значение не только для разового пользования во время ведения оперативной разработки, но и на длительный период. Например, данные о преступниках, лицах, оказавшихся под влиянием тех, кто не разрабатывался, но фигурировал в оперативных материалах, или о сложившейся в том или ином городе (районе) системе отношений (связях) среди антиобщественных и преступных элементов. Эта информация, нашедшая отражение в ДОУ, в совокупности может длительное время служить источником сведений, имеющих оперативно-тактическое значение при проведении ОРМ.

Как же целесообразнее организовать использование архивной информации, собранной по ДОУ? Первым условием является создание стимула для полного отражения в деле всей ценной информации. Возникает проблема приведения этой информации в определенную систему с тем, чтобы иметь к ней доступ и возможность найти необходимые сведения. Такой подход к отражению информации в материалах ДОУ является определяющим условием сбора ценной оперативно-розыскной информации в централизованных массивах.

По каждому ДОУ целесообразно составлять обобщенные справки, в которых на основании материалов ОРМ отражать сведения о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. Обобщение такой информации в масштабе района, города, субъекта РФ позволит принимать необходимые решения при расстановке негласных сотрудников, организации оперативного прикрытия мест концентрации преступников и мест вероятного появления гастролеров, при разработке дислокаций и маршрутов оперативно-поисковых групп и иные организационно-тактические решения.

Активность использования информации. Это требование предполагает принятие решений на основе поступающих сведений на каждом этапе оперативной разработки. Какие-то данные должны быть уточнены, сверены, пополнены, и это, естественно, требует времени. Но бывают ситуации, когда промедление с использованием поступившей информации может причинить существенный вред целям оперативной разработки и всему делу борьбы с преступностью.

Нельзя, например, пассивно фиксировать факты совершения разрабатываемыми краж или иных преступлений. Сообщение о конкретном преступном намерении, даже не содержащее указаний на место, время и число соучастников, может быть успешно реализовано при организации скрытого наблюдения, привлечении дополнительных сил для задержания виновных в момент покушения или с поличным (если это не грозит жизни, здоровью граждан и существенным имущественным ущербом). Нельзя допускать покушений на поджог, применение оружия при нападении на граждан и должностных лиц и другие особо опасные преступные действия. Даже в ущерб доказыванию вины в подготовке тяжкого или особо тяжкого преступления оно должно быть предотвращено на более ранних стадиях, а оперативная разработка при необходимости продолжена.

Обеспечение конспирации, зашифровки источников информации. Будучи одним из основополагающих принципов всей ОРД, данное требование имеет особое значение для использования информации в ходе и по завершении ДОУ. Безусловное его выполнение позволяет активно использовать ценную информацию уже в ходе проверки и разработки, не изменяя целенаправленности. Обеспечение конспирации, зашифровки источников информации достигается применением комбинационной тактики, использованием специальной техники для документирования разговоров, встреч, снятия копий писем и других документов. При зашифровке истинных источников информации существенную роль играет использование материалов архивных уголовных дел, личных дел осужденных, оформление сообщений, якобы поступающих от администрации ИУ, из ОРО по прежнему месту жительства разрабатываемых лиц. Важно использовать конкретную ситуацию, чтобы предлог для запроса или "инициативное" поступление соответствующих сведений были реальны и оправданы логической последовательностью действий оперативников.

 

Глава 12. Теория оперативной разработки*(82)

 

12.1. Понятие оперативной разработки*(83)

 

Оперативная разработка позволяет концентрированно использовать весь арсенал ее средств и методов, фиксировать всю полезную для целей борьбы с преступностью информацию и конспирировать негласно осуществляемый процесс раскрытия преступлений или розыска лиц, их совершивших. С помощью оперативной разработки удается проникать в тайны преступников, устанавливать факты и обстоятельства, необходимые для их изобличения, получать информацию, обобщение которой способствует рациональной расстановке негласных сотрудников и совершенствованию оперативно-розыскной тактики.

Следует согласиться с В.Г. Бобровым, что оперативная разработка носит ограниченный характер и ее осуществление допустимо только при наличии достаточных данных, свидетельствующих, с одной стороны, о противоправной деятельности таких лиц, с другой - о невозможности пресечения или раскрытия совершаемых (совершенных) ими деяний без проведения комплекса ОРМ. Отступление от этих требований ведет к необоснованному заведению ДОУ, ущемлению охраняемых законом прав и интересов граждан, бесполезному расходованию сил, средств, времени и к другим негативным последствиям.

Достижение конечных целей оперативной разработки обеспечивается путем решения ее основных задач. Их суть сводится:

- к выявлению сообщников разрабатываемых и других их связей, представляющих оперативный интерес;

- установлению конкретных фактов (эпизодов) преступной деятельности разрабатываемых лиц;

- документированию действий, фактов и обстоятельств, представляющих оперативный интерес;

- недопущению продолжения преступных действий разрабатываемых в период осуществления ОРМ по оперативной разработке, выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению;

- созданию условий для обеспечения возмещения материального ущерба, нанесенного преступными действиями отдельным гражданам, государству и общественным организациям;

- обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, могущих оказать содействие в решении задач разработки и изобличения преступников, безопасности участников уголовного судопроизводства (следователь, судья, народные и присяжные заседатели, прокурор и др.), а также самих оперативников, осуществляющих разработку, от преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество всех этих лиц, членов их семей и близких и исключению противоправного воздействия на них со стороны разрабатываемых и их связей.

Определение видов оперативной разработки и, соответственно, ее ДОУ может быть проведено достаточно четко лишь по основаниям их заведения. Что же касается содержания оперативной разработки, то здесь столь четких разграничений провести нельзя, ибо, например, установленных преступников нужно еще разыскивать. Очень часто приходится устанавливать факты преступлений, совершенных преступниками в период укрывательства, выявлять их сообщников. Поэтому можно утверждать, что существует единая природа всех видов оперативной разработки. Это исключительно важно для практики, так как необходимо преодолеть узкоцелевой подход к назначению оперативной разработки (в любом виде).

Цели оперативной разработки выходят за рамки оперативной проверки и "развития" обстоятельств, известных к началу работы по делу оперативного учета. Оперативная разработка, начатая на законной основе, создает возможность (с точки зрения включения всех сил, средств и методов, используемых в ОРД) для получения редкой разновидности социальной информации о скрытых криминогенных процессах, латентной преступности, функционирующих очагах преступности, криминально активной части населения, т.е. обо всем наборе явлений, которые обусловливают самовоспроизводство преступности.

Можно определить четыре направления в назначении оперативной разработки:

1. Организующая функция разработки.

2. Целевая функция, обеспечивающая решение главных задач разработки, т.е. установление преступной деятельности разрабатываемых и недопущение совершения ими новых преступлений.

3. Функция обеспечения развития первичной и иной информации для устранения неопределенности, констатируемой на разных стадиях разработки.

4. Использование возможностей оперативной разработки для получения информации, полезной в решении аналитических и иных задач вне рамок конкретных разработок (за их пределами), в том числе информации для ориентирования других заинтересованных ОРО.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.