Мария (БУЖАК), рясофорная инокиня — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Мария (БУЖАК), рясофорная инокиня

2023-01-16 28
Мария (БУЖАК), рясофорная инокиня 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

(1907 г., Бессарабская губ., Российская империя – ? г.)

После революции в России в связи с присоединением Бессарабии к Румынии оказалась в эмиграции. Переселилась из Румынии в Югославию. Известно, что в 1946 г. она была рясофорной инокиней женского русского монастыря Пресвятой Богородицы Пречистой (гор. Кичево, Македония, Югославия). Вероятно, была старшей сестрой монахини Евфалии (в миру Бужак Гликерии), которая вместе с другими насельницами женской обители была выслана из Югославии в Албанию. Возможно, что второй сестрой рясофорной инокини Марии (Бужак) была тоже рясофорная инокиня Татьяна (Бужак). Они не присоединились к группе монахинь, высланных в Албанию. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Источники и литература:

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 730, л. 78 об.

 

Мария (ВЫРУБОВА Анна Александровна, урожд. Танеева), монахиня

 

(16.07.1884 г., Российская империя ‑20.07.1964 г., гор. Хельсинки, Финляндия)

Отец будущей монахини – Александр Сергеевич Танеев – был главноуправляющим Императорской канцелярии. Мать – Надежда Илларионовна (урожд. Толстая) – являлась праправнучкой фельдмаршала М.И. Кутузова. В 1901 г. Анна Александровна была представлена императрице Александре Феодоровне. В 1902 г. А.А. Танеева сдала экзамен при Петербургском учебном округе на звание домашней учительницы. В том же году она перенесла заболевание брюшным тифом в тяжелой форме с очень серьезными осложнениями, которые привели к потере слуха и речи. После того, как ей приснился отец Иоанн Кронштадтский, болезнь прошла. В январе 1903 г. получила шифр (почетный знак) и стала фрейлиной императрицы Александры Феодоровны. Впоследствии А.А. Танеева стала близкой подругой царицы, с того времени она много лет находилась рядом с августейшей семьей. В 1904 г. обучалась на курсах сестер милосердия. В том же году вышла замуж за морского офицера Александра Васильевича Вырубова. Брак оказался недолговечным и уже на следующий год распался.

С начала Первой мировой войны Анна Вырубова работала в госпитале сестрой милосердия вместе с императрицей и ее дочерями. Участвовала в различных мероприятиях, направленных на оказание помощи фронту и солдатам‑инвалидам. 02/15.01.1915 г., выезжая из Царского Села в Петроград, Анна Вырубова попала в железнодорожную катастрофу, получив тяжелейшие увечья (у нее был травмирован череп, раздроблены ноги и спина). Впоследствии она, на удивление лечащего врача, постепенно стала поправляться. После катастрофы она могла передвигаться лишь в инвалидном кресле‑каталке или на костылях, но в последующие годы научилась передвигаться и с помощью палочки. На денежную компенсацию за полученную травму (100 000 рублей) Анна Вырубова организовала в Царском Селе лазарет для солдат‑инвалидов, где они обучались всякому ремеслу. Из лазарета выходили мастеровые, сапожники, переплетчики. Такие инвалиды уже в будущем могли себя сами прокормить. С 1916 г. А.А. Вырубова трудилась в Серафимовском лазарете‑убежище, предназначенном для искалеченных воинов. В августе 1916 г. совершила паломничество в Тобольскую губ. В феврале 1917 г. заболела корью. Сразу после ареста императора Николая II и его семьи Анна Вырубова была заключена в Петропавловской крепости (март 1917 г.). Несмотря на ее инвалидность, она содержалась в тяжелейших условиях одиночной камере по подозрению в шпионаже и предательстве. Однако за отсутствием состава преступления, она была выпущена на свободу. Потом неоднократно подвергалась арестам и допросам. Около года она скрывалась у знакомых и друзей.

07.10.1919 г. Анну Вырубову повели на расстрел, но она совершила побег. В декабре 1920 г. вместе с матерью по льду перешла Финский залив и оказалась в Финляндии. 14.11.1923 г. в Смоленском скиту Валаамского монастыря приняла монашеский постриг с именем Мария. Ее духовным отцом был иеросхимонах Ефрем (Хробостов). По состоянию здоровья она не могла поступить в монастырь и была вынуждена стать монахиней в миру. Долгое время проживала в Выборге. Вела уединенный образ жизни и почти ни с кем из соотечественников не общалась. Изредка переписывалась с фельдмаршалом Маннергеймом, с которым познакомилась еще в 1908 г., когда он был еще полковником царской армии. В 1927 г. в СССР был издан т. н. «Дневник Вырубовой», который являлся пропагандисткой фальшивкой. С публичным опровержением его подлинности пришлось выступить самой мои. Марии (Вырубовой). Жила она в эмигрантских условиях очень скромно, постоянно испытывая материальную нужду. В 1937 г. умерла ее мать. В 1939 г. в связи с угрозой захвата Выборга Красной армией переехала в Швецию. В следующем году вернулась в Финляндию. Долгое время проживала в гор. Хельсинки вместе с подругой Верой Запеваловой. Похоронена на православном Ильинском кладбище в Хельсинки.

Сочинения:

Страницы из моей жизни. Берлин, 1923.

Опровержение лжедневника // Возрождение, 1928.

Источники и литература:

Верная Богу, Царю и Отечеству: Анна Александровна Танеева (Вырубова) – монахиня Мария / Автор‑сост. Ю.Ю. Рассулин. СПб., 2006.

Гибель Царской семьи. Материалы следствия по делу об убийстве Царской семьи (Август 1918 – февраль 1920) / Сост. Н. Росс. Франкфурт‑на‑Майне, 1987. С. 497^99, 502, 503. Шевченко Т.И. Игумен Харитон. М., 2011. С. 520.

Фотография могилы.

 

Мария (ДОХТОРОВА Лидия Александровна, в монашестве Диодора), схиигуменья

 

(26.05.1896 г., г. Киев, Российская империя – 21.05.1978 г., гор. Клисуры, Болгария)

Четыре года обучалась на историко‑филологическом факультете Московского университета. До окончания учебы оставался еще один год, но родители отправили ее в Рим для завершения образования и совершенствования в языках. В 1919 г. оказалась за границей в Греции. С Афин началось ее странничество по Италии, Франции, потом снова по Италии. В 1920 г. оказалась в Королевстве СХС, сначала в Черногории, а в 1921 г. поселилась в Сербию, в русском Леснинском монастыре (мест. Хопово). В том же году отправилась пешком в Бессарабию (Румыния), в Жабский монастырь. В этой обители через некоторое время приняла обет молчания. Там же 17.12.1922 г. была пострижена в рясофор (иночество). В 1923 г. молодая инокиня покидает Жабский монастырь. В 1924 г. она вновь оказалась в Сербии (Королевство СХС), где ее духовником стал архиепископ Полтавский Феофан (Быстров). Весной 1925 г. получила в управление монастырь святых мучеников Кирика и Иулитты около Цариброда (ныне Димитровград), после чего в эту обитель к ней из гор. Кишинева переехало 20 сестер. Летом 1925 г. приняла постриг в малую схиму с именем Диодора. Была возведена в сан игуменьи. В Сербии (Югославия) она обновила и распространила монашескую жизнь в 7 сербских женских монастырях. Была настоятельницей женского русского монастыря Пресвятой Богородицы Пречистой (гор. Кичево, Македония, Югославия). В последние годы управляла одновременно 3‑мя монастырями.

После Второй мировой войны в 1946 г. иг. Диодора (Дохторова) со всем монастырем перешла в юрисдикцию Московского патриархата. Кроме того, она приняла советское гражданство. Иг. Диодора надеялась на переселение в СССР, поэтому писала в Москву следующее: «Горячо любя Россию, мы просим принять нас и дать скромный монастырь в каком‑нибудь краю нашего великого Отечества, где бы мы могли все свои силы посвятить на пользу церкви, среди родного народа. В советском посольстве обещали помочь, но на деле вопрос этот не решался. В этот период иг. Диодора приняла великую схиму с именем Мария.

В связи с конфликтом между И.В. Сталиным и И.Б. Тито из Югославии после 1948 г. стали изгоняться не только отдельные русские люди с семьями, но и эмигрантские монашеские общины. В феврале 1950 г. югославские власти потребовали от монахинь и настоятельницы м. Марии (Дохторовой) покинуть страну. При этом монастырь был изгнан в полчаса, и насельницы монастыря вынуждены были оставить практически все имущество: церковные облачения, библиотеку, технику, одежду и другое. Сестер погрузили в товарный вагон и депортировали в Албанию. Настоятельница поселилась вместе с сестрами в монастыре Святого Власия в гор. Дураццо. Она была возведена в сан игуменьи. Православным монахиням было трудно жить в неправославной стране – в Албании. В 1950 г. схиигумения Мария, вновь обращалась к советскому дипломату г. Парийскому со следующими словами: «Нас изгнали из Югославии, потому что мы подданные СССР и потому, что мы не скрывали, что любим свою Родину». И далее продолжала настоятельница «Просим Вас походатайствовать пред Его Святейшеством о приеме. Попросите принять нас под свой покров и дать нам где‑нибудь уголок, где бы мы могли служить Богу, православной церкви и народу…».

В ноябре 1950 г. на приеме у председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова патриарх Алексий I (Симанский) предложил разместить 16 сестер в Рижском женском монастыре, на что предварительно было получено согласие митрополита Рижского Вениамина (Федченкова). Однако в данной ситуации не помогло даже ходатайство предстоятеля Русской Церкви. Из письма Г.Г. Карпова от 28.07.1952 г., адресованного министру иностранных дел А.Я. Вышинскому, видно, что на самом деле оба ведомства считали нецелесообразным переселение эмигрантским монахинь в СССР. Советские органы пытались и дальше решить судбу монастыря по своему усмотрению. В упомянутом письме Карпов просил Вышинского о следующем: «В связи с этим Совет, до постановки этого вопроса в Правительство СССР, просит Вашего указания о выяснении мнения Посольства СССР в Варшаве о целесообразности поселения в православном монастыре Польши…». Однако митрополит Варшавский Макарий (Оксиюк), предстоятель ППЦ, высказался против таково переселения. Поэтому сестры были вынуждены оставаться в Албании.

В этот период полной неопределенности у некоторых сестер возник конфликт со схиигуменией Марией. В итоге несколько насельниц обители расстались со своей настоятельницей. М. Мария, не дождавшись возращения на Родину, в 1954 г. вместе с оставшимися с нею сестрами переехала в Болгарию. Там русские монахини поселились в обители во имя прей. Параскевы‑Петки в с. Клисуре (около гор. Софии). С того времени схиигумения Мария состояла в юрисдикции БПЦ.

Источники и литература:

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 730, л. 76 – 104, 112; д. 974, л. 56 – 57, 61 – 63.

Шкаровский М.В. История русской церковной эмиграции. СПб., 2009. С. 90.

 

Мария (ЕРШОВА Марфа), монахиня

 

(01.09.1873 г., Тверская губ., Российская империя – ? г.)

После революции в России в связи с изменением государственных границ оказалась в эмиграции в Финляндии. Проживала и трудилась при монастыре на Валааме. В разгар советско‑финской войны 1939–1940 гг. Ершову Марфу вместе с другими трудницами и богомольцами эвакуировали вглубь Финляндии. Впоследствии она была келейно пострижена в монашество с именем Мария.

Источники и литература:

VLA. Aktit 1953. Еа: 116, д. 2.

 

Мария (КОМСТАДИУС (урожд. Неклюдова) София Владимировна), игуменья

 

(1872 г., Российская империя – 1949 г., Польская Народная Республика)

Происходила из аристократической русской семьи, имевшей близкие отношения с императорской фамилией. София Владимировна с ранней юности хотела уйти в монастырь, однако, согласно воле родителей, вышла замуж за потомка шведских иммигрантов. После смерти мужа все свои силы она направила на помощь страждущим. Во время Первой мировой войны она окончила курсы сестер милосердия и ухаживала за ранеными. Впоследствии давняя мечта Софии Владимировны осуществилась, и она приняла монашеские обеты в Псково‑Печерском монастыре с именем Мария.

После окончания Второй мировой войны в Польше возникла идея создать первый женский православный монастырь. В молодой республике, сформированной в середине 1940‑х гг. в новых территориальных границах, число православного населения уменьшилось в разы (по сравнению с довоенным периодом). Эпоха расцвета женского монашества на польской земле закончилась в начале XX в. Во время Первой мировой войны все польские православные женские монастыри были эвакуированы с территории боевых действий на восток. Монастыри эти не возвратились в свои порушенные обители. В 1947 г. по благословению архиепископа Белостокского и Бельского Тимофея (Шреттера) на святой горе возле пос. Грабарка (воевод. Подляское) была образована иноческая община в честь жен‑мироносиц праведных Марфы и Марии. Первой игуменьей женской обители была назначена сестра Мария (Комстадиус). В конце 1947 г. на Грабарку прибыли еще две сестры: Юлиана Лентяева и Феодора Сергиевская. Насельницы приступили к организации монастыря в юрисдикции ППЦ. Первое время в обители не было постоянного духовника, не было нормальных условий для жилья и для совершения богослужений. Монахини поселились в сторожке. Постепенно при игуменье Марии монашеская жизнь на святой горе налаживалась, а число насельниц увеличилось.

Источники и литература:

Маханько Д. Грабарка. Гора крестов // Православный паломник. 2012. № 8. С. 106–108. Русские храмы и обители в Европе/Авт. – сост.: В.В. Антонов, А.В. Кобак. СПб., 2005. С. 181.

 

Мария (ЛЕСКОВИЧ Ксения Стефановна), монахиня

 

(24.01.1893 г., Гродненская губ., Российская империя – ? г.)

Поступила в Леснинский женский монастырь в 1913 г. После революции в России оказалась в эмиграции. Поселилась в Югославии. Известно, что после Второй мировой войны была монахиней женского русского монастыря Пресвятой Богородицы Пречистой (гор. Кичево, Македония, Югославия). Перешла в юрисдикцию Московского патриархата и приняла советское гражданство.

В связи с конфликтом между И.В. Сталиным и И.Б. Тито из Югославии с конца 1940‑х гг. стали изгоняться русские люди. В феврале 1950 г. югославские власти потребовали от монахинь покинуть страну. Сестер погрузили в товарный вагон и депортировали в Албанию. Мон. Мария поселилась вместе с сестрами в монастыре Святого Власия в гор. Ду‑раццо. Православным монахиням было трудно жить в неправославной стране – в Албании. Однако и советское правительство не желало принимать монахинь на свою территорию. Вероятно, переселилась вместе с сестрами в другую страну.

Источники и литература:

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 730, л. 78, 112, 130; д. 974, л. 58.

 

Мария (МИХАЙЛОВА Юлия Федоровна), инокиня

 

(03.12.1920 г.‑? г.)

Проживала в Болгарии. Состояла в юрисдикции Московского патриархата. Вошла в число первых сестер новообразованного женского монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы в мест. Княжево (пригород Софии, Болгария), настоятельницей которого была игуменья Серафима (Ливен). Священный Синод РПЦ МП своим определением от

08.11.1952 г. упразднил русское благочиние и передал все русские церковные общины, включая монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в юрисдикцию Болгарской Церкви. В 1968 г после перехода Болгарской

Православной Церкви на новый богослужебный календарь (новоюлианский) часть русского духовенства высказала свой протест патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову) и объявила о выходе из канонического подчинения БПЦ. Из юрисдикции Болгарской Православной Церкви вышли также сестры Княжевского Покровского женского монастыря, в числе которых, вероятно, была инокиня Мария (Михайлова).

Источники и литература:

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 974, л. 80 об.

 

Мария (МУСАТОВА), рясофорная послушница

 

(20.07.1876 г., д. Аликако, Калужская губ., Российская империя – 13.10.1947 г., Палокки, муниципалитет Хейнявеси, Финляндия)

После революции в России оказалась в эмиграции в Финляндии. В сентябре 1927 г. поступила в Линтульский Свято‑Троицкий женский монастырь. Во время советско‑финской войны 1939–1940 гг. была эвакуирована вглубь Финляндии. В 1940 г. монахини Линтульской обители вместе с сестрой Марией временно поселились в крестьянской усадьбе в селе Пунтари, в вол. Кухмалахти. В 1946 г. они переехали в мест. Палокки (муниципалитет Хейнявеси), где был основан женский монастырь с русскими иноческими традициями.

Источники и литература:

VLA. Aktit 1944. Еа: 107, д. 4.

 

Мария (ПИЛЮГИНА), монахиня

 

(? г.‑05.01.1943 г.)

Проживала в Китае. Состояла в юрисдикции РПЦЗ. Относилась к Пекинской епархии.

Источники и литература:

Список Священнослужителей и монашествующей братии Российской Духовной Миссии и Пекинской Епархии, умерших в течении последнего десятилетия // Китайский благовестник. Журнал Российской Духовной миссии в Китае. 1947 г. Август‑сентябрь. С. 3.

 

Мария (ПОРОЖНЯ), инокиня

 

(ок. 1879 г. – ? г.)

Происходила из крестьянской семьи. Переселилась из России в Китай, где в 1906 г. вошла в число сестер Свято‑Покровской женской монашеской общины при Пекинской Духовной миссии. 11/24.06.1909 г. приняла иноческий постриг.

Источники и литература:

АМРК. Кор. 951‑1, Z‑50‑7. Китайский благовестник. 1914. № 7–8.

РГИА, ф. 796, оп. 204, д. 9, л. 7.

 

Мария (РОБИНСОН (Robinson) Стелла‑Мария), игуменья

 

(ок. 1898 г., гор. Глазго, Великобритания – 07.11.1969 г., гор. Иерусалим, Израиль)

По национальности шотландка, родом из влиятельного семейства. По вероисповедованию была англиканкой. Получила хорошее образование. В 1929 г. стала англиканской монахиней. В 1933 г. Стелла‑Мария Робинсон вместе с подругой монахиней Катрин‑Франсес Сирот перед отъездом для миссионерства в Индию остановилась на русском Гефсиманском участке в гор. Иерусалиме. Но получилось так, что заведовавшая тем участком инокиня Валентина (Цветкова) обратила их в православную веру. В результате обе западные миссионерки решили принять новое для них религиозное учение, навсегда оставив англиканство.

В 1934 г. сестра Стела Робинсон, принявшая монашеский постриг по православному чину с именем Мария, вместе с подругой м. Марфой (Сирот) основала новую монашескую общину в честь Воскресения Христова. Они заручились поддержкой английских властей в Палестине, что положительно сказалось и на судьбе всей Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Власти Великобритании по мере возможности стали содействовать своим подданным и русским эмигрантам в их деятельности в Вифании. Определенную роль сыграло и то, что усыпальницей внучки английской королевы Виктории (сестры последней русской императрицы) вел. княгини Елизаветы Федоровны, стала церковь ев. Марии Магдалины. Данный храм, расположенный в Русской Гефсимании, был под присмотром обители м. Марии. Она на этом своевременно сделала акцент. Сложилась ситуация, при которой сочувствие двух английских монахинь непопулярной в Палестине эмигрантской Русской Церкви, повлекли за собой покровительство ей со стороны Великобитании. Благодаря стараниям м. Марии при новообразованной обители удалось открыть в Вифании школу, в которой число обучающихся детей доходило до 70.

Необходимо отметить, что молодой монастырь, который организовала м. Мария (Робинсон), не стал англоязычным. Уже к моменту принятия православия обе сестры, приехавшие в Иерусалим из Великобритании, уже могли немного читать по‑церковнославянски и знали наизусть некоторые молитвы. Русскому языку их обучала инокиня Валентина (Цветкова).

В 1948 г. в силу важнейших геополитических изменений на Ближнем Востоке Русской Духовной миссии в Иерусалиме пришлось пережить серьезные драматические события. Еще в конце 1947 г. Организация объединенных наций приняла план раздела Палестины. Этот план предусматривал прекращение британского мандата в Палестине к 01.08.1948 г. и рекомендовал создание на ее территории двух государств: еврейского и арабского. Иерусалим и Вифлеем, согласно решению ООН, должны были стать территорией под международным контролем. Советский Союз, пытаясь укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, стремился, в первую очередь, подорвать позиции Великобритании. В мае 1948 г. Израиль провозгласил себя независимым государством. Лига арабских государств объявила Израилю войну. Когда велись военные действия настоятельнице Гефсиманского монастыря игуменье Марии (Робинсон) как британской подданной предложили покинуть страну, но она отказалась оставить свою монашескую общину. При этом в числе тех, кто сразу признал новое правительство, был СССР. Желая отблагодарить СССР Израильское руководство объявило все русское имущество на своей территории брошенным (отчасти оно, действительно, было оставлено монахами и монахинями в период военных действии). Поэтому имущество Русской Духовной миссии и Православного Палестинского Общества, располагавшееся на территории Израиля, было передано СССР.

Монахини Гефсиманского монастыря беспокоились по поводу того, что СССР удастся завладеть и той недвижимостью, которая в ходе данной арабо‑израильского военного конфликта вошла в состав Трансиордании. В связи с этим настоятельница Гефсиманской обители игуменья Мария (Робинсон) в 1949 г. ездила в Великобританию, «чтобы добиться той или иной защиты святых мест от посягательств безбожников». И хотя к этому времени Советский Союз сумел существенно минимизировать влияние англичан в данном регионе, тем не менее Гефсиманский монастырь остался в ведении монахинь, оставшихся в юрисдикции РПЦЗ. При этом, у них он остался даже после Шестидневной войны 1967 г., в ходе которой Гефсимания оказалась на территории Израиля.

Труды и заслуги игуменьи Марии в Русской Палестине трудно переоценить. До конца своей жизни она пребывала в юрисдикции РПЦЗ. Скончалась м. Мария на 72‑м году жизни после продолжительной болезни сердца и легких.

Источники и литература:

ГАРФ, ф. 6991, on. 1, д. 135, л. 40.

Иерусалим // Православная Русь. Jordanville. 28 сентября 1949. № 18 (446). С. 15.

Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 2 т. Т. 2 / Предисл. П. В. Стегния; Сост., вступ. ст., коммент., общ. ред. Н.Н. Лисового. М., 2000. С. 602–603.

Русская Православная Церковь Заграницей (1918–1968) / Под ред. гр. А.А. Соллогуб. В 2 т. Т. 1. Нью‑Йорк‑Иерусалим, 1968. С. 446^156.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.