ЕДИНАЯ НАУЧНО-ТЕИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

ЕДИНАЯ НАУЧНО-ТЕИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

2023-01-16 29
ЕДИНАЯ НАУЧНО-ТЕИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основании этой картины мира лежат следующие положения:

1. Объективно существующий Мир не исчерпывается миром эмпирической материальной действительности - вещным миром, воспринимаемым нашими органами чувств.

2. Наряду с миром материальной действительности существует некая иная реальность с иной формой бытия, лежащая вне области существования материального мира, - Мир высшей реальности. Он действительно существует, ибо мы наблюдаем его реальные проявления в мире материальной действительности, в частности, в виде научно-естественных законов и многочисленных программ.

3. Объектами мира материальной действительности являются, с одной стороны, природные материальные объекты - предметы неживой природы, растения и животные, а с другой стороны - сам человек, рассматриваемый как сложно организованная материальная система.

4. Объектами Мира высшей реальности являются, в частности, эйдосы и программы - некоторые идеальные сущности, имеющие иную, нежели материальные объекты, форму бытия.

5. Важнейшей особенностью мира материальной действительности является наличие у всех материальных объектов двух важных характеристик, привнесенных из Мира высшей реальности: структуры и метаморфии, естественным образом дополняющих друг друга. Под структурой мы понимаем то, что, являясь носителем идеи необходимости, общезначимости и регулярности, составляет сущность любого закона. Метаморфия, в противоположность структуре, является носителем всего случайного, неповторимого, индивидуального, то есть всего того, что в принципе не подчиняется никакому закону и не может быть втиснуто в его жесткие рамки.

6. Наблюдаемый физический мир - мир материальной действительности, в котором мы живем, является вторичным, производным', образно говоря, является "тенью" (в платоновском смысле слова) Мира высшей реальности, существующего объективно, независимо от нашего сознания.

7. Материя не является основой всех вещей и явлений в мире. Материя вторична. Каждый материальный объект является размытым (за счет метаморфии) образом соответствующего идеального прообраза - эйдоса из Мира высшей реальности.

8. Отношения между объективно существующими эйдосами задаются в мире материальной действительности строго определенными физическими структурами, выражающими сущность объективного физического закона.

9. Каждая материальная система является воплощением некоторой идеальной программы, созданной неким творцом - человеком или Богом (Творцом всего Сущего, Демиургом, Высшим Разумом). У каждой программы есть своя цель, нет бесцельных программ, есть вполне определенный смысл, нет бессмысленных программ, и есть автор программы - ее творец.

10. Мир высшей реальности бесконечен, вечен и неизменен. В нем отсутствуют такие категории как пространство и время, движение, эволюция, рождение и смерть.

11. В отличие от Мира высшей реальности, мир материальной действительности конечен, то есть содержит в себе огромное, но конечное число атомов, и конечен в пространстве и во времени. Одновременно с рождением мира материальной действительности в результате Большого взрыва в физическом мире возникли характерные для него категории: пространство и время, движение, эволюция, рождение и смерть.

12. Универсум, то есть Мир, включающий в себя как Мир высшей реальности, так и мир материальной действительности, представляет собой открытую систему.

13. В основании Универсума лежит внешнее по отношению к нему некоторое всеобъемлющее Первоначало - трансцендентный, трансрациональный, непостижимый, сверхличностный Бог (Абсолют), доступный через откровение лишь мистическому знанию.

14. Среди всех идеальных структур и программ, определяющих законы неживой природы и лежащих в основании всего живого, особое место занимает анимистическая программа (от animus - душа), включение которой явилось необходимым условием возникновения человека как личности, обладающего разумом, волей, свободой выбора и способностью к творчеству.

 

ПЕРВИЧНОСТЬ МИРА ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ И ВТОРИЧНОСТЬ МИРА МАТЕРИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Оба эти мира существуют объективно, независимо от сознания и ощущений человека. Поскольку материальные объекты воспринимаются нашими органами чувств, они описываются естественным языком. Для описания идеальных и абстрактных первообразов необходимы специальные языки. Уже древние философы понимали, что таким языком должен быть язык математики. "Никому не постичь божественной науки, если он лишен навыков в математике" (Боэций).

"Вступая на проложенный древними путь, скажем вместе с ними, что, если приступить к божественному нам дано только через символы, то всего удобнее воспользоваться математическими из-за их непреходящей достоверности" [6].

Чтобы наглядно проиллюстрировать соотношение между Миром высшей реальности и тем, что мы называем миром материальной действительности (миром эмпирическим, вещественным, физическим, миром реальным в бытовом смысле слова), представим себе большую платоновскую пещеру, в центре которой горит костер, перед ним танцующую женщину и нас, сидящих спиной к костру и к женщине и наблюдающих за причудливым движением теней на стене пещеры [7]. В этой наглядной модели костер и женщина олицетворяют объекты Мира высшей реальности, невидимого, но реально существующего, а тени на стене пещеры суть материальные объекты, то есть та самая "бытовая реальность", которая дана человеку в его ощущениях.

Таким образом, согласно предлагаемой концепции материальные объекты представляют собой лишь размытую, подвижную, возникающую и исчезающую тень от незримых, но в каком-то смысле более реальных первообразов - протообъектов или эйдосов, освещаемых Божественным светом.

Заметим при этом, что если каждое материальное тело - это лишь размытая тень от реально существующего идеального прообраза, то, может быть, в утверждении Маха о том, что тела - это лишь комплексы наших ощущений, есть определенная и немалая доля истины.

Итак, физический мир, в котором мы живем и который воспринимается нашими органами чувств, является чем-то вторичным, производным от более фундаментального Мира высшей реальности, объективно существующего независимо от нашего сознания.

Однако невозможно переоценить значение для человека этого вторичного материального мира. Ведь наблюдая за поведением теней, можно восстановить (хотя бы частично) образ танцующей женщины. Или, другими словами, именно факт существования размытого, подвижного, изменчивого физического мира позволяет осуществлять чувственно-эмпирическое познание объективно существующего, хотя непосредственно и ненаблюдаемого. Мира высшей реальности.

Как в свое время писал Николай Кузанский: "Все наши мудрые и божественные учителя сходились на том, что видимое поистине есть образ невидимого и что Творца, таким образом, можно увидеть по творению Его как бы в зеркале и подобии" [8].

 

СОДЕРЖАНИЕ И ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ МИРА ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

Как уже говорилось, в Мире высшей реальности для каждого материального объекта из мира материальной действительности имеется один или несколько реально существующих прообразов этого объекта - эйдосов.

Но, наряду с эйдосами, существует еще определенный класс объектов - идеалы, для которых нет материальных образов (один из примеров - трансцендентные или комплексные числа). Множество идеалов - это тоже часть Мира высшей реальности.

Между первообразами Мира высшей реальности (идеалами и эйдосами) существуют отношения всеединства, когда каждый первообраз связан со всеми остальными, ему подобными, одним и тем же фундаментальным соотношением, то есть, можно сказать, что на множестве идеальных первообразов задана определенная структура.

Наличие структуры в Мире абстрактных первообразов проявляется в вещественном мире как некоторый фундаментальный закон, допускающий экспериментальную проверку. Это значит, что структуры, существующие на идеальных объектах в Мире высшей реальности вечно, отражаются в нашем мире материальной действительности в виде приближенных "законов природы", имманентных нашему миру.

Между эйдосами и идеалами нет жесткой границы. Это означает, что эйдосы, с одной стороны, допускают наглядную интерпретацию, а с другой, тесно связаны с самыми абстрактными, непосредственно неинтерпретируемыми математическими понятиями. Отсюда становится понятной та "непостижимая эффективность математики", которая ставит в тупик ученого, стоящего на материалистических позициях и не признающего объективного существования математических структур.

Одних законов, порожденных структурами в Мире высшей реальности, явно недостаточно для существования мира материальной действительности. Необходимо множество программ, определяющих эволюцию и поведение объектов вещественного мира.

Подобно тому, как знание уравнений не обеспечивает решения задачи (нужно еще и знание начальных условий), так и в общем случае наряду с фундаментальными законами должны существовать дополнительные к ним сущности - программы.

Всякая согласованность целого - это реализация определенных программ.

Закон несет в себе идею необходимости. Программа, напротив, несет в себе элемент свободы. При одних и тех же законах может существовать много различных программ.

Человек в своей целенаправленной деятельности, опираясь на законы природы, сам создает себе определенные программы, по которым действует для достижения той или иной цели - строит дом, конструирует радиоприемник или создает компьютер. В отличие от закона, программу можно изменить и даже разрушить. Так, разрушение программы согласованности всего, изначально заложенной (кем? и как?) в природу, вызванное бурным ростом человеческой активности, может привести (и уже приводит) к экологической катастрофе.

Очевидно, что ни законы, ни структуры, ни программы не являются материальными объектами. Они существуют объективно и принадлежат Миру высшей реальности.

Программа-результат свободного творчества творца, Творца - Бога и творца - человека. В частности, выбор определенных значений мировых постоянных - это и есть одна из программ самосогласования всего мира материальной действительности. Другим распространенным частным случаем программ является задание начальных условий.

Программа, в отличие от закона, предполагает определенную цель и создается до своего воплощения в мире материальной действительности. В этом смысле всякая программа телеологична.

Следует ясно осознавать, что при переходе от неживой материи к живым организмам законы природы с неизбежностью должны были быть дополнены соответствующей программой. И тут необходимо признать факт существования Высшего творческого начала - Высшего Творца, так как любая программа, по сути дела, является продуктом творческого акта.

Признавая существование в мире самых разнообразных программ, мы тем самым признаем существование Бога как Высшего Творца. Становится ясен глубочайший смысл первых строк Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог". Ведь Слово - это и есть программа.

Изучение строения хорошо известных еще из средней школы физических законов и евклидовой геометрии привело меня к открытию физических структур, на языке которых все фундаментальные физические законы формулируются единым образом. Это обстоятельство убедило меня в существовании единого принципа или некоторого первоначала, лежащего в основании всей фундаментальной физики.

С другой стороны, Бурбаки показали, что математика также представляет собой некое единое целое, в основании которого лежат три порождающие математические структуры: алгебраическая структура, структура порядка и топологическая структура.

Можно показать, что из теории физических структур вытекают как следствия, как теоремы, "аксиомы" всех глобальных геометрий. Таким образом, начинает просматриваться существование единого первоначала, лежащего в основании точных наук - физики и математики.

Итак, я понял, что физические и математические структуры, лежащие в основании современной физики, имеют общую природу и представляют собой особую форму бытия, отличную от формы бытия материальных объектов. Физические и математические структуры существуют объективно, независимо от открывающих их ученых - физиков-теоретиков и математиков, и представляют собой пример существования принципиально иной реальности.

Возник вопрос: являются ли физические и математические структуры единственным примером проявления новой реальности, принципиально отличной от материальной действительности? В связи с этим возник новый вопрос: "Что такое жизнь?"

Любой живой организм в конечном счете состоит из тех же атомов и подчиняется тем же самым физическим законам, что и неживые материальные объекты. Все отличие между живым организмом и неживым предметом состоит в существовании вполне определенной и осмысленной программы, вложенной (кем? и как?) в определенный момент в до того неживую молекулу ДНК, в виде конкретной последовательности четырех нуклеотидов.

Постепенно я начал проникаться убеждением, что именно осмысленные и целенаправленные программы, а не пресловутый "естественный отбор", определяют собой принципиальное отличие биологии от точных наук, где в основном господствуют физические и математические структуры.

Я понял, что наш Мир подобен огромному компьютеру. Как известно, компьютер представляет собой единство компьютерного оборудования и прикладных программ. Без прикладных программ даже самый совершенный компьютер с самым замечательным периферийным оборудованием оказывается никому не нужным мертвым "железом". Только добротная программа способна вдохнуть "душу" в компьютер и создать удобную и умную машину.

Итак, Мир высшей реальности, как некоторая иерархическая система, содержит по крайней мере две качественно различные, идеальные сущности: структуры, играющие в мире материальной действительности роль законов, и программы, обеспечивающие единство и согласованность Мира, как единого целого (один из их видов - многочисленные программы, лежащие в основе живых организмов).

Далее, весь рационально мыслимый мир - Универсум представляет собой открытую систему, состоящую из двух тесно связанных между собой частей: природного мира, существующего вне и независимо от человека, и мира человека.

При этом мы должны признать, что от всего природного мира человек, будучи частью его, отделен поистине астрономическим расстоянием и такой же астрономической скоростью эволюции.

Что же такое человек как личность? С чисто позитивистских представлений человек - самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. Особое положение человека в животном мире определяется существованием его глубокого и уникального духовного мира.

Духовный мир человека, представляя собой новую по сравнению со структурой и программой идеальную сущность, определяет принципиальное отличие гуманитарных наук от естествознания и, образно говоря, занимает третий этаж в иерархически устроенном Мире высшей реальности.

Однако вся беда в том, что чувственный опыт и рационалистические методы познания ничего не дают для понимания феномена человека. С материалистической точки зрения причина и цель жизни навсегда останутся непроницаемыми для человеческого ума. Но человеческий опыт гораздо шире и разнообразней материалистической науки о человеке.

Помимо внешнего (чувственного) опыта, человеку дан еще "внутренний" опыт. Этот духовный опыт и есть истинный источник знания о "верхних этажах" Мира высшей реальности, источник религиозного знания и всей духовной культуры вообще. Поэтому так важно не утратить духовную культуру предков, не отмахиваться от прозрений, откровений и религиозной культуры предыдущих поколений, а вчитываться и углубляться в содержание сочинений известных теологов, праотеческой литературы, древних преданий и мифов.

"Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками духовного опыта и отвыкло и отучилось пользоваться ими, ослепленное успехами естествознания и техники, охладевшее к религиозным глубинам жизни, оно доверилось всецело (или почти всецело) чувственным ощущениям и вырастающей из них теории и практике" [9].

Весь духовный опыт человечества свидетельствует о том, что в основе внутреннего мира человека лежит трансцендентное, надмирное начало, природа которого принципиально иная, чем у внешнего мира, и что хотя человек - продукт эволюции, но эволюции целенаправленной, сотворившей его "по образу и подобию Божьему". Наша способность к творчеству, к абстрактному мышлению, способность осознавать окружающий нас Мир не есть "свойство высокоорганизованной материи", она представляет собой вложенную в нас частицу Божества. И вовсе не труд, а единственный в своем роде акт одухотворения выделил из семейства гоменидов уникальное творение - человека.

Это очень небольшая крупица - Искра Божия, но она горит в каждом из нас. Благодаря этому человек не только продукт творения, но и сам - творец, наделенный свободой воли и выбора. Творческий источник всей нашей культуры есть Божественное в нас. Через свой духовный опыт, через откровение человек сообщается с высшей Божественной стихией мира.

Человек, теряющий свое Богосыновство, делается бессильным рабом природной необходимости [10]. Приближаясь к Христу, человек освобождается от природного начала и "утрачивает самого себя как только непонятным для своего рассудка образом противится стремлению найти себя в Боге, как только хочет обосновать себя только в себе" [11]. Устремляясь к Богу, человек становится открытым для потока Благодати, питающей его человечность.

Гуманизм, провозглашающий "самодостаточность" человечества, с его лозунгом "Все в человеке, все для человека", не может способствовать расцвету духовной культуры. Смысл человеческого существования намного глубже и интересней, чем выживание и самообслуживание. Человек приходит в этот мир, чтобы трудиться, но не только и не столько над умножением материальных благ и не для наслаждения своими мыслительными или иными способностями. Человек приходит в этот мир, чтобы трудиться над совершенствованием себя и этого мира. Человек должен раскрыть свою творческую природу, осознать себя и оправдать свое призвание - стать помощником Бога в его миротворчестве.

Но может ли быть творчество без свободы? В мире природной необходимости первородная свобода человека приходит в столкновение с сугубым детерминизмом. В этом - трагедия человеческой жизни. Свобода - это очень сложная категория. Незнание, неумение, нежелание постичь ее глубокий смысл порождают немало зла. Большой ревнитель свободы Николай Бердяев писал: "Творчество возможно лишь при допущении свободы, не детерминированной бытием, не выводимой из бытия... Творчество есть ответ человека на призыв Бога" [12].

Зло, этот неизбежный спутник свободы, возникает, когда человек, наделенный свободой воли, свободой в своих поступках и действиях, каким-то образом отпадает от Всемирного потока Божественной Благодати. Я не могу утверждать, что это действие всегда сознательно. Духовная слепота может быть врожденной. Ее можно преодолеть, развивая свою духовность, но порой для этого требуются слишком большие усилия, а жизнь коротка и иногда слишком жестко определяется обстоятельствами...

Свобода - это нелегкое бремя. Мало кому удается выдержать испытания богатством, властью, славой. Человек слаб и подвержен искушениям. В неустанном борении духа происходит становление человека, созидается его человечность, его личность, ибо "Дух есть сила самоопределения к лучшему" (Тейяр де Шарден).

Так что же такое человек? Следуя за глубокими мыслителями прошлого и крупными естествоиспытателями, я не могу ответить на этот вопрос. Но ясно другое: современная наука с ее рационалистическими методами познания не в состоянии продвинуть решение этого вопроса. Наука требует воспроизводимости, строгости, беспристрастности и отбрасывает весь бесконечно разнообразный внутренний духовный мир человека. Но как отдельный человек, так и все человечество в целом - явления уникальные и невоспроизводимые.

Постижение внутреннего духовного мира человека осуществляется главным образом на уровне подсознания через интуицию, озарение, Божественное откровение. Как указывал Гуссерль: "Писать "научно", "логично", "предметно" о человеке больше нельзя. Языком антропологии должен стать символ, метафора, миф, призывая к преодолению логического познания и предрассудков натуралистического объективизма, к плюрализму мудрости и многовариантности, ибо человек глубже, первичнее своего биолого-психологического и социо-культурного начала".

"Учение о человеке нужно строить не снизу от земли, а сверху от неба", - писал Андре Моруа. Человек открывает для себя Мир, созданный Богом, и создает свой мир. Творчество - это созидание нового бытия, продолжение Божьего Творения. "Творчество - вот верительная грамота человека" (Честертон).

Главная цель человека - постичь замысел Творца, Его план, Его проект и сотрудничать с Ним в совершенствовании Мира в соответствии с Его общим замыслом. Полнота Бытия возможна лишь в единении с источником Бытия.

Все мировые религии по-человечески истинны, ибо содержат в себе в целом верно угаданное существование Высшего Бытия. Но библейское Откровение, завершенное в Лице Христа, есть как бы встречное движение Творца к нам.

Религия есть особая форма отношений человека к Богу, совместный продукт Божественного Откровения и человеческого творчества. Бог не охватывается нашими понятиями, предназначенными лишь для выражения результатов Его деятельности. Человек способен осознать сущность Бога лишь как Всевышнего наблюдателя, творящего Мир. Идея Бога, доступного чувственному познанию через Его творения и какой-то особой интуитивной форме познания (ее часто сравнивают с внутренним зрением), как везде­сущего и всюду единого наблюдателя, вполне четко выступает в учении Христианской церкви.

Мир существующий - результат постоянного творческого процесса. Его развитие непредсказуемо. Однако наше устремление к Богу, желание постичь Замысел Творца и следовать этому Замыслу наполняют нашу жизнь содержанием и смыслом.

Как пишет один из крупнейших религиозных философов XX века Семен Франк, "Религия всегда означала веру в реальность абсолютно-ценного, признание Начала, в котором слиты воедино реальная сила бытия и идеальная правда духа. Религиозное умонастроение сводится именно к осознанию космического сверхчеловеческого значения высших ценностей" [3]. Об этом же читаем у Бердяева: "Всякая вера, вера в истину, в смысл, в ценность, в высоту есть лишь вера в Бога".

Правда не откроется нам, если мы не будем всем своим существом устремляться к ней, не будем задавать бесконечные вопросы и искать на них ответы. В то же время, как говорят мудрые, "если вопрос умирает вместе с ответом, то как бы ни был хорош ответ, плох тот вопрос".

За глубоким вопросом всегда стоит новый еще более глубокий вопрос, но это и есть достойный человека путь постижения самого себя и Истины.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.