Методы геоботанических исследований — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методы геоботанических исследований

2023-01-16 87
Методы геоботанических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

Рязань 2009


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина”

 

Утверждено на заседании кафедры

экологии и природопользования

 

Протокол № 5 от 29 декабря 2008 г.

 

Зав. каф. д-р с.- х. наук, профессор

Е.С. Иванов

 

Методы

Экологических

Исследований

(Модуль 2. Изучение растений)

Учебно-методическое пособие

Для специальностей: 013100 – экология

013400 – природопользование

Факультет: естественно-географический

Курс 1, семестр 1, 2 (экология)

Курс 2, семестр 3 (природопользование)

Всего часов (включая самостоятельную работу) (экология) – 150

Всего часов (включая самостоятельную работу) (природопользование) – 130

Составители: Е.С. Иванов, доктор с.-х. наук, профессор

Е.В. Бирюкова, канд. геогр. наук, доцент,

В.В. Черная, канд. геогр. наук, доцент

 

 

Рязань 2009

ББК 28.081я73

Э40

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения высшего профессионального образования “Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина” в соответствии с планом изданий на 2009 год.

 

Рецензент:

       Е.И. Мишнина, канд. геогр наук, доцент кафедры сервиса и туризма Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

М.Н. Мишнин, канд. геогр. наук, старший сотрудник кафедры экономической теории, географии и экологии Академии ФСИН России.

 

Методы экологических исследований (Модуль 1. Изучение растений): учебное пособие / сост.: Е.С. Иванов, Е.В. Бирюкова, В.В. Черная; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, изд-во РГУ, 2009. - 70 с.

 

Учебно-методическое пособие “Методы экологических исследований” составлено в соответствии с основными положениями модульно-рейтинговой системы и предназначено для студентов естественно-географического факультета.

 

 

Ключевые слова: экология; методика биоэкологических исследований; методы биоэкологических исследований.

 

 

ББК 28.081я73

 

 

                                                                                          

 

© Государственное образовательное учреждение

                                                            высшего профессионального образования

                                                            Рязанский Государственный Университет

имени С.А. Есенина, 2009

 

 

Оглавление

 

1. Методы геоботанических исследований          

 

2. Методика сбора гербариев

 

3. Методика описания лишайниковых сообществ

 

 

Литература

 

 

Травяно-кустарничковый покров

Степень проективного покрытия (%) ____________________________

Задернованность (Истинное покрытие): _________________________

Аспект: _____________________________________________________

 

Список видов

Вид растения Ярус Обилие Проективное покрытие Фенофаза Характер размещения
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Мохово-лишайниковый покров

Общее покрытие (%): _______________________________________

 

Вид Проективного покрытие Характер размещение
       
       
       
       

 

Внеярусная растительность (лианы, эпифиты, видовой состав, обилие, высота прикрепления): _____________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Общие замечания для всего фитоценоза: ________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Ф.И.О. и подпись составителя:

Сомкнутость крон.

Сомкнутость - площадь, занятая проекциями крон деревьев без учёта просветов внутри крон. Степень сомкнутости крон определяют глазомерно в десятых долях от единицы или в процентах. Так, степень сомкнутости крон, равная 0,6, означает, что на долю проекции крон приходится 0,6, а на долю просветов 0,4 всей площади.

Высота деревьев.

Измеряется с помощью эклиметра, высотомера или глазомерно.

Диаметр стволов.

Измерение производится с помощью мерной вилки на высоте 1,3 м от основания ствола. При отсутствии мерной вилки диаметр: ствола определяют по данным длины окружности. С этой целью с помощью мягкой сантиметровой ленты измеряют окружность ствола и делят полученную величину на 3,1 (число Пи).

Возраст деревьев.

Возраст определяют путём подсчёта годичных колец (слоёв древесины).

Для установления возраста стоящих на корню деревьев существует специальный бурав Пресслера. К сожалению, приобрести его очень сложно.

Возраст можно определить также по свежим пням или срубленным деревьям. Однако это не всегда удаётся использовать.

Вследствие этого определение возраста деревьев всегда сопряжено с большими трудностями. Можно использовать лесотаксационные данные для района исследования.

Бонитет.

Бонитет (от лат. Воnitas - добротность) - показатель производительности данных условий местообитания. Чем лучше почвенно-климатические условия, тем больше древесины производит насаждение и тем выше его бонитет. Бонитет устанавливается, исходя из возраста и высоты деревьев, по таблицам или графикам.

Возобновление древостоя.

Включает всходы и подрост. Всходами принято считать одно-двухлетние деревца. Лесоводы условно все деревца высотой до 10 см относят к всходам, а более высокие - к подросту, но не выше 1/4 или 1/2 высоты взрослых деревьев. Ни всходы, ни подрост нельзя считать самостоятельными ярусами, так как это молодое поколение деревьев; многие из них погибнут в борьбе за существование, а более сильные со временем достигнут высоты верхнего яруса насаждения, займут место старого древостоя.

Значение изучения всходов и подроста велико, поскольку позволяет судить о степени обеспеченности естественного возобновления, об устойчивости данного фитоценоза, возможности смены древесных пород и т.д.

При характеристике травяного покрова следует обратить внимание на следующие пункты бланка. Общее проективное покрытие.

Это площадь, занятая проекциями надземных частей растений, выраженная в процентах.

При определении проективного покрытия наблюдатель смотрит сверху вниз и учитывает отношение проекции надземных частей всех растений к общей площади, на которой определяется проективное покрытие. Для более точного определения используется сеточка Раменского, разделённая на 10 квадратных клеток обычно со стороной в 1 см.

Аспект.

Аспект - это внешний вид (физиономичность) фитоценоза. Аспект сообщества неоднократно меняется на протяжении вегетационного периода и зависит от фенологического состояния доминирующих видов растений. Этот признак фитоценоза выражается исключительно словесными описаниями. Названия аспектов даются по окраске аспективных видов. Пример записи: аспект жёлтый, вызванный массовым цветением лютика едкого. Для открытых фитоценозов аспект может служить признаком разграничения одного фитоценоза от другого.

Методика сбора гербариев

Правила сбора гербария. Оборудование для сбора. Выбор растений для гербаризации. Основные правила закладки растений. Монтирование гербария. Хранение гербария. Другие виды ботанических коллекций.  Определение растений.  

Коллекции мхов и лишайников

Мхи и лишайники могут сушиться в виде гербария, а могут храниться просто в коробках или конвертах.

В полевых условиях собирать мхи и лишайники следует в заранее приготовленные самодельные конверты из бумаги: лист бумаги складывается вдвое так, чтобы нижняя часть была на 1,5-2 сантиметра длиннее верхней. Затем свободный конец нижней части листа загибается на верхнюю сторону будущего конверта. После этого боковые стороны загибаются на верхнюю сторону так, чтобы одна из них вошла в другую на 2-3 сантиметра.

Перед тем как закладывать в такой конверт образец, на его свободной (нижней) стороне следует написать стандартные "этикеточные" данные, а также явные физиономические признаки. Например: с желтыми апотециями - 1; серый -2.

Лишайники не следует собирать в сухом виде, так как при этом они легко ломаются. Если они сухие, то их нужно немного смочить водой.

Собирать лишайники лучше всего вместе с субстратом - куском коры, древесины, горной породы и т.п., на котором они растут.

Нередко в одной дерновинке лишайников можно встретить два и более видов, иногда даже одного рода, которые при осмотре могут быть не различимы.

При наличии плодоношений следует брать слоевище с плодоношениями, что часто позволяет более быстро и более точно определить растение.

Растения в гербарии должны быть определены. Для определения растений существует специальная литература: определители флор регионов, определители различных групп растений (обработка какого-либо семейства, например). Определение требует навыков, знаний и тренировки, а некоторые группы растений трудны даже для ботаников, так что в кратком руководстве невозможно дать полное представление об этой работе.

Определять лучше свежие растения. Для определения следует иметь: препаровальные иглы (их можно изготовить самим, вставив швейную иглу или булавку в карандаш или любую палочку), лупу, бинокуляр, в некоторых случаях микроскоп, и, конечно, определитель, подходящий для растений Вашей местности.

Любой определитель устроен по признаку теза-антитеза. То есть какие-либо признаки растений перечисляются в тезе, а в антитезе - другие, обычно взаимоисключающие. Обычно теза обозначается числом, а антитеза - прочерком. Например:

1 (теза). Плоды с шипиками

- (антитеза). Плоды гладкие (3)

2.   

- и т.д.

Надо выбрать, какие признаки - тезы или антитезы - подходят к определяемому растению и либо двигаться к следующей тезе (в данном случае - если плоды гладкие - переходить к тезе № 2), либо искать номер тезы, к которому отсылает антитеза (в данном случае - к тезе № 3).

Бывают определители, в которых теза и антитеза располагаются в разных частях текста. В этих случаях теза обозначается числом, а в скобках рядом стоит номер антитезы. Например:

1 (4) листья с прилистниками;

2 (3) прилистники рано опадают – S. philosifolia L.

3 (2) прилистники сохраняются – S. aurita L.

4 (1) листья без прилистников;

5(6)                   

Вначале определяется семейство по таблице для определение семейств, затем надо искать таблицы определения родов семейства и видов рода.

Определительные признаки у разных групп могут быть самые разные. Чаще всего важно строение цветков, соцветий (спорсношений у споровых), подземные части, плоды, наличие опушения.

Перед определением стоит проверить, все ли термины достаточно понятны, на всякий случай хорошо иметь под рукой, кроме определителя, учебник по морфологии растений.

Есть группы растений, сложные для определения, например, злаки, осоки, ивы. Определение мхов и лишайников - работа почти исключительно для специалистов-ботаников.

Для того чтобы начать практиковаться, лучше взять известное Вам растение с крупными цветками.

 

Шапка бланка:

"Название и номер растительного сообщества" - в этой графе необходимо написать название описываемого типа леса по доминантам (например: "ельник-кисличник", "елово-березовый с подростом ели" и т.п.) и номер растительного сообщества, если описа­ние проводится в комплексе с описанием растительности.

"Тип ассоциации" - написать, что описывается тифитная ассоциация.

"№ описания" - номер описания из соответствующей графы бланка описания местообитания эпифитных лишайников (бланка №1).

"Тип местообитания" - написать, что описываются стволы и ветви деревьев и кустарников.

Графы бланка:

"Порядковый №" - в этой графе надо указывать порядковые номера видов лишайников, встречаемых на осматриваемых деревьях.

"Вид лишайника" - указать виды лишайников (по латыни) или их номера в коллекции лишайников, собранных в конверты, для последующего определения в лаборатории.

"Место расположения" - указать, в какой именно части растения встречается данный вид лишайника. Например: в расщелинах коры, основаниях веток и на околопочечных складках.

"Размер талломов min - m ах" - указать диаметры минимального и максимального талломов лишайника этого вида в миллиметрах. Например: 7-5.

"Обилие" - количество деревьев с данным видом лишайника. В полевых условиях счет ведется по так называемой "библиотечной" системе, где:. -1,.. -2,:. -3,:: -4,:: -5,:: -6,:: -7, :: -8,:: -9,:: - ^ 10. Каждая единица (точка) обозначает дерево, на котором встречен данный вид лишайника, независимо от его обилия на дереве и размеров талломов лишайника. Осматривать следует деревья до высоты 2-2,5 метров и не включая корневую воронку, так как она является переходным типом местообитания. Если осмотр деревьев до указанной высоты невозможен, то следует указать в графе "Примечание" бланка описания местообитания эпифитных лишайников (бланка № 1), до какой высоты осматривалась эта группа деревьев. Запись в этой графе выглядит следующим образом: 19/50, что обозначает: осмотрено 50 деревьев, данный вид лишайника встречен на 19 из них.

"Примечание" - в этой графе следует указывать состояние лишайников, наличие плодовых тел и другое существенные отметки. Например: лишайник имеет апотеции, центральная часть талломов лишайника отмирает.

Бланки описаний

Шапка бланка:

"Название и номер растительного сообщества" - в этой графе необходимо написать название описываемого типа леса по доминантам (например: "ельник-кисличник", "елово-березовый с подростом ели" и т.п.) и номер растительного сообщества, если описание проводится в комплексе с описанием растительности.

"Тип ассоциации" - написать, что описывается эпиксильная ассоциация.

"№ описания" - номер описания из графы бланка описания местообитания эпиксильных лишайников.

"Тип местообитания" - написать, что описываются участки стволов с оголенной древесиной.

Графы бланка:

"Порядковый №" - в этой графе надо указывать порядковые номера видов лишайников, встречаемых на осматриваемых деревьях.

"Вид лишайника" - указать виды лишайников (по латыни) или их номера в коллекции лишайников, собранных в конверты, для последующего определения в лаборатории.

"Место расположения" - указать, в какой именно части растения встречается данный вид лишайника. Например: на стволе, в основаниях ветвей.

"Размер талломов min - max " - указать диаметры минимального и максимального талломов лишайника этого вида в миллиметрах. Например: 1-5.

"Обилие" - дать краткую характеристику численности лишайника и его проективное покрытие. Например: покрывает 25% описываемого участка оголенной древесины, причем отдельно растущие талломы составляют до 15%.

"Примечание" - в этой графе следует указывать состояние лишайников, наличие плодовых тел и другое существенные отметки. Например: лишайник имеет апотеции, центральная часть таломов лишайника отмирает.

Шапка бланка:

"Название и номер растительного сообщества" - в этой графе необходимо написать название описываемого выдела по доминантам (например: "ельник-кисличник", "елово-березовый с подростом ели" и т.п.) и номер растительного сообщества, если описание проводится в комплексе с описанием растительности.

"Тип ассоциации" - написать, что описывается эпигейшя ассоциация.

"№ описания" - номер описания из графы бланка описания местообитания эпигейных лишайников.

"Тип местообитания" - написать, что описываются участки почвы.

Графы бланка:

"Порядковый №" - в этой графе надо указывать порядковые номера видов лишайников, встречаемых на площадке.

"Вид лишайника" - указать виды лишайников (по латыни) или их номера в коллекции лишайников, собранных в конверты, для последующего определения в лаборатории.

"Место расположения" - указать, в каких формах микрорельефа встречается данный вид лишайника.

"Размер талломов min - max " - указать диаметры минимального и максимального талломов лишайника этого вида в миллиметрах. Например: 1-5.

"Обилие" - дать краткую характеристику численности лишайника и его проективное покрытие. Например: покрывает 25% описываемого участка оголенной древесины, причем отдельно растущие талломы составляют до 15%.

"Примечание" - в этой графе следует указывать состояние лишайников, наличие плодовых тел и другое существенные отметки.

 

Шапка бланка:

"Название и номер растительного сообщества" - в этой графе необходимо написать название описываемого выдела по доминантам (например: "ельник-кисличник", "елово-березовый с подростом ели" и т.п.) и номер растительного сообщества, если описание проводится в комплексе с описанием растительности.

"Тип ассоциации" - написать, что описывается тилитная ассоциация.

"№ описания" - номер описания из графы бланка описания местообитания эпилитных лишайников.

"Тип местообитания" - указать к какому типу местообитаний относится описываемое местообитание (моренные остатки, скальное пространство, искусственные камни) и расшифровать его название (валуны, скальные обнажения, осыпи и т.д.).

Графы бланка:

"Порядковый №" - в этой графе надо указывать порядковые номера видов лишайников, встречаемых на площадке.

"Вид лишайника" - указать виды лишайников (по латыни) или их номера в коллекции лишайников, собранных в конверты, для последующего определения в лаборатории.

"Место расположения" - указать, на каких пространственных структурах или объектах встречается данный вид лишайника.

"Размер талломов min - max " - указать диаметры минимального и максимального талломов лишайника этого вида в миллиметрах. Например: 7-5.

"Обилие" - написать проективное покрытие данного вида лишайника в процентах от площади площадки или описываемого местообитания.

"Примечание" - в этой графе следует указывать состояние лишайников, наличие плодовых тел и другое существенные отметки. Например: лишайник имеет апотеции, центральная часть талломов лишайника отмирает.

Краткие рекомендации по сбору и определению лишайников

Собирать лишайники следует в заранее приготовленные конверты. Наиболее удобны для этого конверты из непроклеенной бумаги: лист бумаги складывается вдвое так, чтобы нижняя часть была на 1,5-2 сантиметра длиннее верхней. Затем свободный конец нижней части листа загибается на верхнюю сторону будущего конверта. После этого боковые стороны загибаются на верхнюю сторону так, чтобы одна из них вошла в другую на 2 - 3 сантиметра.

Перед тем как закладывать в такой конверт образец, на его свободной (нижней) стороне следует написать дату его сбора, принадлежность к тому или иному описанию, физиономические признаки разных видов и их номера в описании. Например: с желтыми апотециями -1; серый - 2.

Лишайники не следует собирать в сухом виде, так как при этом они легко ломаются. Если они сухие, то их нужно немного смочить водой.

Собирать лишайники лучше всего вместе с субстратом - куском коры, древесины, горной породы и т.п., на котором они растут.

Нередко в одной дерновинке лишайников можно встретить два и более видов, иногда даже одного рода, которые при осмотре могут быть не различимы. Для определения необходимо всегда брать одно растение.

При наличии плодоношений следует брать слоевище с плодоношениями, что часто позволяет более быстро и более точно определить растение. Выбранное растение нужно отделить пинцетом от дерновинки и размочить его в воде, т.к. зачастую только при этом условии оно приобретает естественные форму и цвет. Необходимо помнить, однако, что плодоносящее растение часто не относится к виду, преобладающему в дерновинке, поэтому нельзя без проверки распространять определение, сделанное по растению с плодоношением на всю дерновинку.

Определять лишайники лучше по двум определителям, тем самым проверяя правильность определения.

 

Литература к разделу 1

Алехин В.В. Методика полевого изучения растительности и флоры. - М., 1983.-203 с.

Воронов А.Г. Геоботаника. - М., 1973. - 383 с.

Егорова Н.А. Учебная практика по ботанической географии: Методическое пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 56 с.

Работнов Т.А. Фитоценология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 384 с.

Методика полевых геоботанических исследований. - М.; Л., 1983.-216с.

Методы геоботанических исследований: Методическое пособие (сост. А.С.Боголюбов). Москва, Экосистема, 1996, 21с.

Полевая геоботаника: в 5-ти томах. М.; Л., 1976. - т. 5. Разд. 3.

Раменский Л.Г. Избранные работы. - Л., 1971. - 333 с.

Скарлыгина-Уфимцева М.Д. Методическое руководство по проведению летней практики по ботанической географии. - Л., 1968. - 69 с.

Сукачев В.Н. Избранные труды: в 3-х томах. Л. т.1, 1972. -542с.;т.З, 1975.-418с.

Таскаева Н.Я., Егорова Н.А., Вышивкин Д.Д. Летняя полевая практика по ботанической географии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-156 с.

Шенников А.П. Введение в геоботанику. - Л., 1964. - 447 с.

Ярошенко П.Д. Геоботаника. - М.; Л., 1969. - 197 с.

Литература к разделу 2

Бондарцов А.С. Знакомство с грибными болезнями растений. Общие сведения о грибах и их сборе. СПб, 1907.

«Как составлять гербарий», под ред. Н.А. Комарницкого. М. 1924.

Методика сбора гербариев: Методическое пособие. Н.С.Лазарева, А.С.Боголюбов. Москва, Экосистема, 1996, 22 с.

Старатенкова М.М. и др. Учебно-полевая практика по ботанике. - М.: Высш. шк., 1990.

Сюзев П.В. Гербарий. М.: изд-во МОИП, 1949.

Хохряков М.К. Методическое руководство по сбору, пересылке, определению и составлению коллекций болезней сельхозкультур. Л.: Изд. Всесоюзного ин-та защиты растений, 1936.

Шишкин Б.К. Как составлять гербарий. Изд. АН СССР, 1941.

 

Литература к разделу 3

Голубкова Н.С. Определитель лишайников средней полосы европейской части СССР. М.-Л., 1966.

Еленкин А.А. Флора лишайников Средней России. 1-4 Юрьев, 1906; 1907; 1911.

Методика описаний лишайниковых сообществ: Методическое пособие. Сост. М.В.Кравченко, А.С.Боголюбов. Москва, Экосистема, 1996, 24 с.

Оскнер А.М. Визначник лишайникiв УРСР. Киев, 1937.

Оскнер А.М. Флора лишайниюв Украiни. Киев, 1956.

Комарницкий Н.А., Томин М.П., Красильников Н.А. Определитель низших растений. М., 1960.

Смирнова З.Н. Кормовые лишайники Крайнего Севера СССР (краткий определитель). Л., 1962.

Томин М.П. Определитель кустистых и листоватых лишайников СССР. Минск, 1937.

Томин М.П. Определитель корковых лишайников европейской части СССР (кроме Крайнего Севера и Крыма). Минск, 1956.

 

Учебно-методическое издание

Методы экологических исследований

(Модуль 1. Изучение животных)

Учебно-методическое пособие

Составители

Иванов Евгений Сергеевич

Бирюкова Елена Вадимовна

Черная Виолетта Вячеславовна

 

 

Редактор

Технический редактор

 

Подписано в печать. Бумага офсетная. Формат.

 Гарнитура . Печать.

Усл. Печ. Л. Уч. –изд. Л. Тираж. Заказ

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46

 

Редакционно-издательский центр РГУ

390023, г. Рязань, ул. Урицкого, 22

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

Рязань 2009


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина”

 

Утверждено на заседании кафедры

экологии и природопользования

 

Протокол № 5 от 29 декабря 2008 г.

 

Зав. каф. д-р с.- х. наук, профессор

Е.С. Иванов

 

Методы

Экологических

Исследований

(Модуль 2. Изучение растений)

Учебно-методическое пособие

Для специальностей: 013100 – экология

013400 – природопользование

Факультет: естественно-географический

Курс 1, семестр 1, 2 (экология)

Курс 2, семестр 3 (природопользование)

Всего часов (включая самостоятельную работу) (экология) – 150

Всего часов (включая самостоятельную работу) (природопользование) – 130

Составители: Е.С. Иванов, доктор с.-х. наук, профессор

Е.В. Бирюкова, канд. геогр. наук, доцент,

В.В. Черная, канд. геогр. наук, доцент

 

 

Рязань 2009

ББК 28.081я73

Э40

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения высшего профессионального образования “Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина” в соответствии с планом изданий на 2009 год.

 

Рецензент:

       Е.И. Мишнина, канд. геогр наук, доцент кафедры сервиса и туризма Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

М.Н. Мишнин, канд. геогр. наук, старший сотрудник кафедры экономической теории, географии и экологии Академии ФСИН России.

 

Методы экологических исследований (Модуль 1. Изучение растений): учебное пособие / сост.: Е.С. Иванов, Е.В. Бирюкова, В.В. Черная; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, изд-во РГУ, 2009. - 70 с.

 

Учебно-методическое пособие “Методы экологических исследований” составлено в соответствии с основными положениями модульно-рейтинговой системы и предназначено для студентов естественно-географического факультета.

 

 

Ключевые слова: экология; методика биоэкологических исследований; методы биоэкологических исследований.

 

 

ББК 28.081я73

 

 

                                                                                          

 

© Государственное образовательное учреждение

                                                            высшего профессионального образования

                                                            Рязанский Государственный Университет

имени С.А. Есенина, 2009

 

 

Оглавление

 

1. Методы геоботанических исследований          

 

2. Методика сбора гербариев

 

3. Методика описания лишайниковых сообществ

 

 

Литература

 

 

Методы геоботанических исследований

Основные понятия и термины. Методика геоботанического исследования. Составление списка флоры. Заложение пробных площадей и площадок. Описание фитоценозов. Название ассоциации. Ярусы. Стандартный бланк геоботанического описания. Мозаичность. Списки видов.  Ценотические группы. Обилие.

 

Геоботанические исследования, являясь основной формой работы полевых ботаников, включают в себя комплексное изучение, как самих растений, так и среды их обитания, которые оказывают взаимное влияние и, в определенной степени, «формируют друг друга».

Связано это, в первую очередь, с тем, что произрастание, как отдельных видов растений, так и сформированных ими фитоценозов, напрямую зависит от комплекса физико-географических факторов, в первую очередь - от особенностей рельефа, почв и почвообразующих пород данной территории. Особенно велика, при этом, роль рельефа, который, хотя и косвенно, влияет на растительность и, являясь мощным трансформатором тепла и влаги, оказывает исключительно большое влияние на специфику фигоценозов и их распространение.

В свою очередь растения и сформированные ими фитоценозы изменяют среду своего обитания - макро- и микроклимат, состав, структуру и влажность почвы, подземную и поверхностную гидросеть.

Будучи функционально связанными с комплексом физико-географических условий, растения и их сообщества, могут быть использованы как индикаторы (особенно виды и фитоценозы с узкой экологической амплитудой) различных особенностей природных условий - аэрации и увлажнения почвы, ее засоленности, карбонатности и механического состава, глубины залегания почвенно-грунтовых вод и т.п. Наиболее надежными индикаторами являются не отдельные виды, а группы видов или целиком растительные сообщества.

Методам изучения флоры, как комплекса произрастающих видов растений, и растительных сообществ - фитоценозов, посвящен данный  раздел.

Флора представляет собой совокупность всех произрастающих на территории видов растений. Понятие флоры не является аналогом понятия фитоценоз (сообщество), скорее это формальный список (перечень) видов той или иной местности.

Изучение особенностей флоры составляет предмет флористических исследований.

Без знания и инвентаризации флоры невозможно проводить геоботанические исследования. Таким образом, флористические исследования, флористика, является частью геоботанических исследований.

При геоботанических исследованиях основным объектом изучения является фитоценоз.

В отечественной геоботанической литературе наиболее широко используется определение, данное В.Н.Сукачевым: "Под фитоценозом (растительным сообществом) надлежит понимать всякую совокупность растений на данном участке территории, находящуюся в состоянии взаимозависимости и характеризующуюся как определенным составом и строением, так и определенным взаимоотношением со средой. . .".

Таким образом, фитоценоз - это не случайное собрание видов растений, а закономерная совокупность видов, приспособившихся, в результате длительного подбора к совместному существованию в определенных условия внешней среды.

Часто вместо термина "фитоценоз" употребляется термин "растительное сообщество". Однако, как считает А.Г. Воронов (1973), термин "фитоценоз" целесообразнее сохранить для обозначения конкретных участков растительности, а "растительное сообщество" использовать как термин, не имеющий определённого объёма, как безранговое понятие для обозначения любого таксона в классификации растительного покрова.

Иногда в качестве синонима термина 'фитоценоз" некоторые исследователи используют термин "участок ассоциации".

Каждый фитоценоз характеризуется определённым набором признаков, из которых наиболее важное значение для разграничения одних фитоценозов от других имеют следующие:

1) видовой (флористический) состав;

2) количественные и качественные отношения между растениями, которые определяются разной степенью участия (обилием) различных видов и неодинаковой их значимостью в фитоценозе;

 3) структура - вертикальное и горизонтальное расчленение фитоценоза;

4) характер местообитания - среда обитания фитоценоза.

Совокупность всех фитоценозов определенной территории - называют растительностью, или растительным покровом данной территории.

Для того чтобы разобраться в многообразии фитоценозов, слагающих растительный покров определённого региона, их систематизируют, используя классификацию соподчиненных единиц. Из классификационных единиц приходится иметь дело с ассоциацией (основной низшей таксономической единицей) и типом растительности (высшем таксоном). Другие классификационные единицы (группа ассоциаций, формация, группа формаций, класс формаций) используются в той или иной степени лишь при построении легенды к профилю.

Существует большое количество определений ассоциации - кратких и пространных. Главное, что к одной ассоциации относятся фитоценюы, сходные по видовому составу, структуре и условиям местообитания.

В нашей стране большинством исследователей при отнесении фитоценозов к определённой ассоциации в качестве главного, основного критерия используются доминирующие виды (доминанты) - виды, явно преобладающие в фитоценозе над другими видами, т.е. к одной и той же ассоциации относят фитоценозы с одинаковыми доминантами, но которые могут отличаться по составу видов, имеющих небольшое обилие.

Чтобы получить достаточно полное представление об ассоциации, необходимо описать и проанализировать видовой состав и структуру нескольких конкретных сходных фитоценозов.

Доминантный принцип выделения ассоциаций наиболее доступен и приемлем при кратковременных рекогносцировочных исследованиях.

Однако в полидоминантных сообществах (с большим числом преобладающих видов, например, в луговых и степных) бывает очень сложно отграничить доминанты. Кроме того, доминанты могут резко меняться в течение вегетационного периода или от года к году, и тогда один и тот же фитоценоз в зависимости от того, когда сделано описание, может быть отнесен к совершенно различным ассоциациям.

В настоящее время геоботаники располагают и другими более объективными и универсальными методами выделения ассоциаций. Наиболее перспективным методическим приёмом является использование в качестве основного критерия выделения ассоциации - групп видов, индицирующих экологическую общность объединяемых в одну и ту же ассоциацию фитоценозов. Лишь ограниченность во времени не позволяет обычно применять иные приёмы выделения ассоциаций, так как они требуют не только определённого навыка, но и длительной трудоёмкой обработки полевых описаний фитоценозов.

Перед началом комплексного геоботанического исследования проводят рекогносцировочное изучение флоры - составление списка произрастающих в Данной местности растений по осно


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.22 с.