Методы работы с кинодокументами как с историческим источником — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методы работы с кинодокументами как с историческим источником

2023-01-16 31
Методы работы с кинодокументами как с историческим источником 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходя из вышеперечисленных особенностей кинодокумента, можно обозначить основные принципы и методы работы с этим видом исторического источника.

В данном плане хочется сделать следующее замечание. Немаловажную роль, при изучении кинодокументов в качестве исторического источника, играет процесс отделения подлинных кинодокументов от инсценировочных (постановочного материала). Под подлинностью кинодокумента обычно принято понимать «действительное происхождение этого источника от определенного учреждения или лица - создателя документа». [12]

Для проведения такого источниковедческого анализа необходимо четко знать, что представляет собой первоисточник.

Первоисточник кинодокумента - неоднозначное понятие. В. М. Магидов предлагает относить к первоисточнику не только отснятый материал в оригинале (не подвергшийся монтажу), но и совокупность съемок, составивших основу кинопроизведения. [12]

Поясним. В качестве первоисточника выступают такие документы, в которых хронологически впервые на пленочных или других носителях посредством кинотехники запечатлена первоначальная информация о действительных исторических событиях и фактах, или это материал, отснятый в соответствии с первым вариантом сценария в игровом кино.

Вернемся к методам работы с кинодокументами.

Первым этапом при работе с данным источником является выявление сохранившихся кинодокументов по избранной теме исследования. Затем производится отбор самых ценных из них по содержанию. При этом нужно учитывать, что при таком отборе необходимым критерием будет выступать значимость событий или фактов, запечатленных на кинопленке, техническое состояние данной кинопленки, наличие сопроводительной документации к ней и прочее. На данном этапе могут возникать трудности, связанные с тем, что не все кинопленки имеют полноценные монтажные листы, в которых и должно содержаться описание киноматериалов с последовательным указанием содержания каждого кадра и его координат на пленке. Также довольно часто отсутствуют важнейшие атрибуты происхождения документов (авторство, место, дата съемки).

Далее, в ходе исследования проводится научная систематизация кинодокументов по нескольким крупным темам, что позволяет сделать вывод о полноте сведений в них и о необходимости привлечения других источников.

Критический анализ кинодокумента производится на последнем этапе работы с ним.

Независимо от целей анализа кинодокумента, он должен сопоставляться по содержанию с другими источниками (например, с материалами периодической печати) либо иными опубликованными и неопубликованными кинодокументами. При этом наибольшее значение, о чем уже говорилось выше, имеет изучение текстовой сопроводительной документации (заявок, монтажных листов, литературного и режиссерского сценариев). Это позволяет выделить существенные этапы съемок, помочь в установлении соответствия между авторским замыслом и окончательным вариантом произведения.

Методику источниковедческого анализа кинодокументов разработал В. С. Листов. Он находит в документальном кино те же функции, что и в письменных источниках: отражать объективные события и служить памятником общественной мысли. Это, по его мнению, обусловливает возможность критики кинодокумента в тех же направлениях (в отношении его подлинности, достоверности, полноты, в вопросах датировки, места создания, авторства и пр.).

Первичной единицей исследования В.С. Листов называет кадр (фотографический снимок на кинопленке, фиксирующий статическое положение снимаемого объекта). Следующей ступенью структуры киноисточника, по его мнению, является план (часть киноленты, состоящая из последовательных кадров, снятая с одной точки и отражающая объект съемки без перерыва во времени). И уже отдельные планы объединяются монтажом, на стадии которого кинорежиссером или оператором осуществляются интерпретация кинодокументальных планов, их авторское толкование, а также могут быть внесены изменения подлинного кинодокумента. [9]

В связи с тем, что в одном документальном фильме могут быть смонтированы планы, снятые в разное время и в разных местах, для атрибуции съемки В. С. Листов предложил использовать киноскрипты (письменные источники, дошедшие до нас в составе изобразительных кадров документального кино) такие, как лозунги, плакаты, вывески, рекламы, таблички с названиями улиц, афиши и другое.

Другим исследователем, который занимался изучением кинодокументов был М. Ферро. Он предложил свой метод определения достоверности кинохроники как исторического источника:

а) анализ материала фильма - изучение угла и ракурса съемки (неподвижность - изменчивость), анализ переходов от крупных к дальним планам (до 1940 г. этот переход был невозможен без монтажа), четкости изображения и освещенности, исследование степени интенсивности событий, анализ контрастности пленки;

б) анализ содержания кадров - идентификация костюмов, предметов, интерьеров;

в) аналитическая критика, сопоставление внешних фактов, имеющих отношение к фильму - данные о фирме, выпустившей хронику, условия производства и проката и пр. [9]

Также изучением кинодокументов и разработкой методов их анализа занимался В. М. Магидов. Он считает одним из наиболее продуктивных методов изучения кинодокументов транспозицию (перенос) зрительного ряда в письменный, поскольку такой метод дает возможность скрупулезного изучения мельчайших деталей изображения в общем анализе происходящего на экране.

 

Виды кинодокументов

Выделяют несколько классификаций кинодокументов.

По способу воспроизведения информации кинодокументы делят на две разновидности:

- изобразительно-статичные (если изображение неподвижно) (диафильмы, эпифильмы);

- изобразительно-динамичные (если изображение подвижно, как в кинофильме).

Основными видами кинодокументов являются:

1) Диафильм (греч. dia - через, приставка, означающая переход от начала и до конца + англ. film - пленка) - расположенные в определенной последовательности позитивные фотографические изображения на кино - или фотопленке, объединенные общей тематикой.

Информацию, содержащуюся в диафильме, воспроизводят посредством фильмоскопов, рассчитанных на индивидуальное пользование, или посредством диапроекторов на экране. Диафильмом также считают немой фильм на рулонной кинопленке, содержащий взаимосвязанное изображение (кадры) по единой теме с текстом. Если текст озвучен на грампластинке или магнитной ленте, диафильм называется диафонофильмом.

Диафильм относят к визуальным документам статистической проекции (изображение неподвижно). [16]

2) Видеофильм (лат. video - смотрю, вижу + film - пленка) - это фильм с записью изображения и/или звука на магнитную ленту или оптический диск для последующего воспроизведения на экране телевизора при помощи видеомагнитофона.

В видеофильмах сочетаются две или три системы записи информации: вербальная, звуковая и матричная. Недостатком его является ограниченность аудитории для показа: при проецировании на большой киноэкран четкость снижается, а при частом показе видеофильма искажается изображение.

Основное содержание видеофильма составляют классика мирового и отечественного кинематографа, выдающиеся произведения театра, концертные программы, очерки о видных деятелях науки, художественной культуры, о спорте, циклы, посвященные различным областям знаний, учебно-вспомогательные курсы и т.д. [16]

3) Кинофильм (греч. kineo - Двигаю, двигаюсь + англ. film - пленка) - совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке (или другом носителе), связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране с помощью кинопроекционной аппаратуры.

Информационные возможности кинофильмов намного шире и богаче, чем любого другого изобразительного документа, поскольку воспринимаемое на экране воздействует на зрителя не только как информация о явлениях, процессах или предметах, но и как их непосредственное адекватное отражение. Это позволяет опускать многие пояснения и подробности и направлять внимание пользователя на главное и существенное, воздействуя на эмоциональную и познавательную стороны восприятия. Кинофильм может демонстрироваться в большой аудитории.

Кинофильмы относятся к визуальным изобразительным документам динамической проекции. Они снимаются на черно-белой или цветной пленках, состоящих из основы и светочувствительного слоя. Иногда в защитных целях пленка покрывается лаком. Изображение на Кинопленке, как правило, более качественное и долговечное, чем на видеопленке. При съемке кинофильма запись изображения и звука идет отдельно, они соединяются в процессе редактирования в специальной кинолаборатории.

По функциональному (целевому) назначению кинофильмы подразделяются на такие виды: художественные (игровые), документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные. Среди основных видов кинофильмов выделяют подвиды.

Основным содержанием хроникально-документальных кинофильмов являются подлинные события. Они содержат богатый фактический материал, являются своеобразной визуальной памятью человечества. Изложение в общедоступной форме основ естественных, технических и гуманитарных наук, ознакомление с их историей, пропаганда достижений науки и техники составляют содержание научно-популярных кинолент разных жанров: кинолекции, географические, этнографические, краеведческие, искусствоведческие и т.п. Фильмы предназначены для самообразования. В подготовке и повышении квалификации кадров активно используются научно-производственные кинофильмы прикладного значения, пропагандирующие новые достижения науки и техники, прогрессивные методы труда. Источником эстетического наслаждения отдыха, средством изучения истории и современного состояния киноискусства являются художественные фильмы.

Таким образом, кино-, диа-, видеофильмы вместе со справочным аппаратом и техническими средствами для их воспроизведения на экран составляют в фондах информационных служб и библиотек фильма видеотеку. [16]

В документальном кино фиксируются все важнейшие события жизни нашей страны. Кино-документацию можно разделить на три группы:

1) кинолетопись;

2) киножурналы;

3) документальные фильмы.

Заключение

В заключение можно сказать, что аудиовизуальные источники могут донести до нас

 

ту атмосферу, которая была отражена в документе. В кинодокументах событие

 

фиксируется в момент его совершения. Это дает возможность восстановить местный

 

колорит, вид городов, облик людей и пр. Кадры документального кино позволяют

 

почувствовать атмосферу большого исторического события, глубже понять образ эпохи.

 

Но одновременно этот же фильм и отчасти субъективен, потому что каждый зритель

 

понимает игру героя по-своему, мысли героя доносятся до него через призму своего

 

мировоззрения. Кроме того, если эпоха, про которую был снят фильм, отстает от

 

настоящего момента времени, в который он был снят, то полностью режиссер не можетпередать все то, что было на самом деле в то время. Поэтому полностью опираться на аудиовизуальные источники для воспроизведения прошлой реальности не следует.

Подводя итоги данного доклада, хочется отметить, что кинодокументирование используются в различных сферах жизненной деятельности, отраслях знаний и являются объектом исследования многих научных дисциплин.

Рассмотрение кинодокументов в контексте развития современной исторической науки в качестве исторического источника и объекта архивного хранения, а также своеобразного культуроведческого феномена позволяет значительно расширить возможности познания реальной действительности и в определенной мере содействовать обновлению исторического мышления при изучении прошлого страны.

Подходя к кинодокументам как комплексу исторических источников и объекту хранения, целесообразно выделить наиболее существенные их свойства, придающие им неповторимость и особую значимость.

Результатом данного исследования стало выявление следующих преимуществ и особенностей кинодокумента:

- кинодокументы возникают в момент событий и на месте событий. Это придает им большую ценность;

- этот вид документов применяются в различных сферах человеческой деятельности: в политике, науке, культуре, искусстве, технике, медицине и т.д.;

- кинодокумент очень точен, информация на нем показана наглядно, и это очень важно, т.к. около 80% информации человек получает с помощью зрения;

Кинодокументы в целом имеют важнейшую историческую ценность и приравниваются к историческим источникам.

Также при изучении темы стало возможным выделить основные недостатки и проблемы связанные с кинодокументированием: способ хранения полученной информации. Современные носители информации не могут обеспечить надежное сохранение информации на долгие годы.

Но наука не стоит на месте, и ученые стараются разработать материальные носители информации с высокой долговечностью, большой информационной ёмкостью при минимальных физических размерах носителя.

Многие тысячи метров киноплёнки в жанре кинохроники, кинопублицистики стали своеобразной летописью отечественной и мировой истории. Кинодокументы были и остаются важнейшими способами фиксации информации.

Таким образом, в данной работе нами было изучено и обобщено историографическое наследие по проблемам кинодокументов.

 

Список литературы

1. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд,2003.

2. Борискин, В.В. Официальное делопроизводство: виды и формы документов: Практ. пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2008.

3. ГОСТ Р.51141 - 98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».- М.: Госстандарт России, 1998.

4. Греков Б.Д. История и кино// Советский исторический фильм.- М.: Госкиноиздат, 1939/

5. Делопроизводство: Учебник / Под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: МЦФЭР, 2006.

6. Декрет СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела» от 01.06.1918. URL: http://base.consultant.ru

7.Листов B.C. О критике кинодокументальных источников (по материалам советских киносъемок 1917-1920 гг.) // Археограф, ежегодник за 1969 г. -М., 1971

8.https://studme.org/43722/istoriya/kinodokumenty_kak_istoricheskiy_istochnik

 

9.Уланов К. А., Екатеринбург (УрФУ)

7. Еремченко, В.А. Основные проблемы работы государственных архивов СНГ с аудиовизуальной документацией // Отечественные архивы. -2001. - №6.

8. Жорж Садуль. Всеобщая история кино. - М.: Искусство, 1958.

9. Запрягаева Л. П. Проблемы комплектования РГАКФД аудиовизуальными документами // Библиотечное дело - XXI век. - 2002. - №2.

10. Кабашов С.Ю. Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях: Учеб. пособие. - М.: Флинта: наука, 2009.

11. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство: Учебное пособие вузов. - 3-е изд.- М.-Новосибирск: ИНФРА-М, Сибирское соглашение, 2002.

12. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. - М.: РГГУ, 2005.

13. Новые диски // Журнал «Мир Фантастики».- 2006.- № 6.

14. Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. - М., 1980.

15. Пензин Э.Ф. История государственного делопроизводства в России: Учебное пособие. - Екатеринбург: МО РФ УрГУ исторический факультет, 2001.

16. Техническое, кино-, фото-, фонодокументирование// Журнал «Документирование».- 2004.- № 11.

17. Устинов А.А. Современные способы хранения аудиовизуальных документов: советы международных организаций // Отечественные архивы.- 2001. - №2.

18. Цаплин В.В. Суверенитет республик и комплектование архивов // Отечественные архивы. - 1991. - № 4.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.