История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2023-01-16 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
6. Назовите основные позиции в культурологической мысли по отношению к массовой культуре. С какой из них вы бы согласились?
Феномен массовой культуры понимается по-разному. Некоторые исследователи трактуют ее буквально, т.е. как культуру масс, создаваемую массами, тем самым отождествляют с народной культурой. Иногда ее рассматривают как профессиональную, институционализированную культуру, заменившую якобы окончательно ушедшее в прошлое традиционное народное творчество в его классическом (историческом) варианте. Есть точка зрения, согласно которой массовая культура предстает как всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры (в масштабах планеты), когда профессиональная (классическая), модернистская и пр. культурные ипостаси превращаются в субкультуры. Каждая из них заключена в своем ограниченном социокультурном пространстве и ориентирована на узкую аудиторию. Соглашусь, что массовая культура – это культура создаваемая массами.
7. Заполните таблицу:
Виды культур | Достоинства | Недостатки |
Массовая | Широкий круг потребителей | Крайне низкое качество |
Элитарная | Высокое качество произведений | Узкий круг потребителей, люди с очень высоким вкусом |
9. Каково соотношение понятий “массовая культура” и “народная культура”?
Народная культура – это фольклор. Пример народной культуры – это песни, мифы, сказки.
Массовая культура появилась вместе с изобретением средств массовой информации – кино, радио, эстрады, телевидения, видео.
10. Расположите указанные понятия в логической последовательности по степени убывания от общего к частному, указав нужную цифру.
1.Субкультура 5
2. Культурно – исторический тип 6
3. Доминирующая культура 3
4. Общечеловеческая культура 1
5. Контркультура 4
6. Культура личности 7
7.Национальная культура. 2
11. Можно ли согласиться с утверждением о том, что массовая культура – это фольклор индустриальной эпохи? Обоснуйте свою точку зрения.
Думаю, что нет. Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, зародившееся глубоко в древности, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка , танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Может быть в будущем это определение будет уместно.
12. Почему философы (А.Я.Флиер) называют школу феноменом массовой культуры?
Общеобразовательную школу можно выделить как одно из основных проявлений и направлений массовой культуры. Она приобщает учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания.
13. Какова диалектика массовой и элитарной культуры?
Массовая культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям более того она использует эстетические нормы, технологические приемы многих разновидностей культуры и даже вытесняет другие разновидности культуры имея основательную техническую и финансовую базу. Но может и взаимодействовать с этими культурными разновидностями. Элитарная культура - это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).
14. Дайте краткую характеристику одной из субкультур.
Панк, панки (англ. punk — перен. разг. «нехороший», «дрянной») — молодёжная субкультура, возникшая в конце 1960-х — начале 1970-х годов, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости.
15. Когда и как зародилось массовое общество в России?
Период зарождения массового общества - 80-90-е гг. XIX века. Он тесно связан с пореформенным промышленным подъемом в России, строительством заводов и железных дорог, формированием единого всероссийского рынка, ростом национального и иностранного капитала. Решающим фактором в этот период явилось возникновение массового фабричного производства и массового потребителя. Создавались целые отрасли производства, обслуживающие новые (массовые) общественные потребности, например, "кузнецовский" фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастерские по производству готового платья, винодельческие предприятия. Качественный уровень этих изделий в то время был достаточно высок, ничуть не уступая европейскому, что и было засвидетельствовано организаторами многих международных промышленных выставок и ярмарок. В художественных мастерских, открытых промышленником-меценатом С. Мамонтовым в Абрамцево, в Строгановском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования — и зарождались первые отечественные школы дизайна. Появление дагерротипа и телеграфа сделали возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Открывалось множество частных типографий.
Контрольный тест
1. Как переводится латинское слово, от которого происходит термин "цивилизация":
2. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов:
3. Кто из европейских мыслителей написал работу "Закат Европы", ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологии:
4. Как называется научное направление, ориентированное на философское постижение культуры как уникального и всеобъемлющего общественного феномена:
5. Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой - она выступает как:
6. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:
7. В чем состоит специфика социокультурного знания:
8. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, продукт культуры:
9. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:
10. Какая из функций культуры нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания общества или его части:
11. Какую из перечисленных культурных ценностей можно отнести к первобытной морали
12. Что такое культурология:
13. Как называется механизм поддержания и сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов, действие, которого заключается в непосредственной передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколению и соблюдении строго следования таким формам:
14. Как называется уровень развития личности, характеризующийся мерой освоения духовного богатства и представляющий собой совокупность образованности, самостоятельности мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их, активного стремления и умения учиться и пополнять знания, творческого подхода к любому делу:
15. Кто из исследователей культуры полагал, что культура "слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества":
16. Как называется подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь:
17. Назовите одно из направлений изучения культурологии:
18. Как понимается цивилизация в рамках культурологического подхода в первой половине ХХ в. (по О. Шпенглеру):
19. Л. Уайт выделил в культуре три аспекта, или подсистемы. Назовите их:
20. Научность культурологии состоит в способности:
Заполните таблицу
Школа, направление, концепция | Исследователь | Факторы, влияющие на возникновение и развитие культуры | Выделяемые типы культур |
Немецкая классическая идеалистическая философия | Г. Гегель (1770-1831) | культура есть реализация мирового разума или мирового духа. | Мировая культура |
Марксистская | К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924) | В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией | Социализм Коммунизм |
Психоаналитичес-кая | З. Фрейд (1856-1939) | в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечеством (филогенез, родовое развитие - происхождение) | Психология человека. Оно Я Сверх-Я |
К. Юнг (1875-1961) | создал учение о «коллективном бессознательном» человечества, которое является своего рода хранилищем опыта всех поколений людей. Это родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия | Архетип | |
Общественно-историческая | Н. Данилевский (1822-1885) | наличие у племени или наро-да близкого по фонетической основе языка. Политическая независимость. Выработка каждым культурно-историче-ским типом только ему при-сущих черт, не передаваемых по наследству и не воспри-нимаемых "в полной мере" другими цивилизациями. Разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип. Процесс развития культурно-исторических типов подобен "тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу" | 1. египетский 2. китайский 3. ассирийско-вавилонофиникий-ский или древносимитский 4. индийский 5. иранский 6. еврейский 7. греческий 8. римский 9. новосимитский или аравийский 10. германо-романский или европейский |
О. Шпенглер (1880-1936) | наличие кризисов - закон всемирной истории | мифо-символическая ранняя культура; метафизикорелиги-озная высокая куль-тура; поздняя цивилизационная структура. | |
А. Тойнби (1889-1975) | цивилизаций есть посто-янный процесс "вызовов-и- ответов". В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова) | Цивилизации | |
Социологическая | М. Вебер (1864-1926) | решение проблемы взаимодействия социально-политических, экономических и идеологических и, прежде всего, религиозных, факторов. | идеальный тип |
П. Сорокин (1899-1968) | Сорокин анализирует историческую действительность как целостное единство различных культурных систем | три суперсистемы: идеациональная и чувственная и идеалистическая культуры | |
Типологическая | Ф. Ницше (1844-1900) | понятие «жизнь», основу которой образует воля | элитарная концепция культуры. сверхчеловек |
Н. Бердяев (1874-1948) | Бердяев отстаивает достоинство человека как творца культуры. | мыслит в русле христианской традиции | |
К. Ясперс (1883-1969) | единое происхождение человечества и единую историю культуры. | Прометеевская эпоха. Эпоха великих культур древности. Осевое время. Эпоха развития техники | |
Структуралисти-ческая | К. Леви-Стросс (р. 1908) | С точки зрения структурализма, все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы | первобытные и современные культуры |
Игровая | Й. Хёйзинга (1872-1945) | человеческая культура возникает и развертывается в игре как игра | культура Ренессанса (эпоха Возрождения) |
Экзистенциальная | Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) | Являлся беспощадным критиком массовой культуры | «живая» культура |
Этическая | А. Швейцер (1875-1965) | характеризует современную западную культуру, как культуру, в которой исчезли этические нормы, а гуманизм заменен принципом техни-ческой целесообразности и материальной эффективности | делит культуры на этические и неэтические (последние, как антигуманные, не могут претендовать на то, чтобы считаться культурами) |
Заполните таблицу, подбирая соответствующие приведенным в левом столбце понятиям имена из следующего списка: П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, К.Ясперс, Э. Кассирер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Й. Хейзинга.
Культурные сверхсистемы | П. Сорокин |
«Осевое время» | К.Ясперс |
Цивилизация как смерть культуры | О. Шпенглер |
Культурно – исторические типы | Н. Данилевский |
«Вызов» и «ответ» | А. Тойнби |
«Дионисийское» и «аполлонийское» начала | Ф. Ницше |
Символические формы культуры | Э. Кассирер |
Игра как культурно-историческая универсалия | Й. Хейзинга |
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!