ни с чем, то есть – следуя принципу “прямого действия”. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

ни с чем, то есть – следуя принципу “прямого действия”.

2023-01-16 22
ни с чем, то есть – следуя принципу “прямого действия”. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

6. Назовите основные позиции в культурологической мысли по отношению к массовой культуре. С какой из них вы бы согласились?

Феномен массовой культуры понимается по-разному. Некоторые исследователи трактуют ее буквально, т.е. как культуру масс, создаваемую массами, тем самым отождествляют с народной культурой. Иногда ее рассматривают как профессиональную, институционализированную культуру,  заменившую якобы окончательно ушедшее в прошлое традиционное народное творчество в его классическом (историческом) варианте.  Есть точка зрения, согласно которой массовая культура предстает как всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры (в масштабах планеты), когда профессиональная (классическая), модернистская и пр. культурные ипостаси превращаются в субкультуры. Каждая из них заключена в своем ограниченном социокультурном пространстве и ориентирована на узкую аудиторию. Соглашусь, что массовая культура – это культура создаваемая массами.

7. Заполните таблицу:

Виды культур Достоинства    Недостатки
  Массовая   Широкий круг потребителей     Крайне низкое качество
  Элитарная   Высокое качество произведений     Узкий круг потребителей, люди с очень высоким вкусом

 

 

9. Каково соотношение понятий “массовая культура” и “народная культура”?

Народная культура – это фольклор. Пример народной культуры – это песни, мифы, сказки.

Массовая культура появилась вместе с изобретением средств массовой информации – кино, радио, эстрады, телевидения, видео.

10. Расположите указанные понятия в логической последовательности по степени убывания от общего к частному, указав нужную цифру.

1.Субкультура 5

2. Культурно – исторический тип 6

3. Доминирующая культура 3

4. Общечеловеческая культура 1

5. Контркультура 4

6. Культура личности 7

7.Национальная культура. 2

 

11. Можно ли согласиться с утверждением о том, что массовая культура – это фольклор индустриальной эпохи? Обоснуйте свою точку зрения.

  Думаю, что нет. Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, зародившееся глубоко в древности, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка , танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Может быть в будущем это определение будет уместно.

 

12. Почему философы (А.Я.Флиер) называют школу феноменом массовой культуры?

  Общеобразовательную школу можно выделить как одно из основных проявлений и направлений массовой культуры. Она приобщает учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания.

13. Какова диалектика массовой и элитарной культуры?

  Массовая культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям более того она использует эстетические нормы, технологические приемы многих разновидностей культуры и даже вытесняет другие разновидности культуры имея основательную техническую и финансовую базу. Но может и взаимодействовать с этими культурными разновидностями. Элитарная культура - это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).

 

14. Дайте краткую характеристику одной из субкультур.

   Панк, панки (англ. punk — перен. разг. «нехороший», «дрянной») — молодёжная субкультура, возникшая в конце 1960-х — начале 1970-х годов, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости.

 

15. Когда и как зародилось массовое общество в России?

   Период зарождения массового общества - 80-90-е гг. XIX века. Он тесно связан с пореформенным промышленным подъемом в России, строительством заводов и железных дорог, формированием единого всероссийского рынка, ростом национального и иностранного капитала. Решающим фактором в этот период явилось возникновение массового фабричного производства и массового потребителя. Создавались целые отрасли производства, обслуживающие новые (массовые) общественные потребности, например, "кузнецовский" фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастерские по производству готового платья, винодельческие предприятия. Качественный уровень этих изделий в то время был достаточно высок, ничуть не уступая европейскому, что и было засвидетельствовано организаторами многих международных промышленных выставок и ярмарок. В художественных мастерских, открытых промышленником-меценатом С. Мамонтовым в Абрамцево, в Строгановском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования — и зарождались первые отечественные школы дизайна. Появление дагерротипа и телеграфа сделали возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Открывалось множество частных типографий.

 

Контрольный тест

 


1. Как переводится латинское слово, от которого происходит термин "цивилизация":

  • полис
  • мегаполис
  • ойкумена
  • город.

2. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов:

  • культурные аспекты
  • культурный императив
  • культурные различия
  • универсалии культурные

3. Кто из европейских мыслителей написал работу "Закат Европы", ставшую одним из фундаментальных теоретических обоснований современной культурологии:

  • Ф. Ницше
  • О. Шпенглер
  • Г. Спенсер
  • Дж. Фрэзер

4. Как называется научное направление, ориентированное на философское постижение культуры как уникального и всеобъемлющего общественного феномена:

  • философия культуры
  • социология культуры
  • идеология культуры
  • социодинамика культуры

5. Как реализует себя личность в своей взаимосвязи с культурой - она выступает как:

  • носитель культурных ценностей
  • субъект культурного творчества
  • творец культурного процесса
  • субъект культурного воздействия

6. Что лежит в основе марксистской концепции генезиса человека и культуры:

  • сознание
  • игра
  • труд
  • деятельность

7. В чем состоит специфика социокультурного знания:

  • носит энциклопедический характер
  • отличается прагматическим характером
  • ему присущи ценностные установки
  • характеризуется дидактическими установками

8. Какое название получило нечто, возникшее вне природных процессов, созданное человеком, обществом, продукт культуры:

  • архаизм
  • артефакт
  • архе
  • архетип

9. Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:

  • антропопатизм
  • антропосоциогенез
  • антропоморфизм
  • антропогенез

10. Какая из функций культуры нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания общества или его части:

  • организационно-регулятивная
  • коммуникативно-информационная
  • адаптационная
  • функция социализации

11. Какую из перечисленных культурных ценностей можно отнести к первобытной морали

  • обрядовое действие
  • система табу
  • ритуальный танец
  • формы мифологического творчества

12. Что такое культурология:

  • теория, объясняющая взаимовлияние различных культур в результате их общения
  • система физических упражнении с различными отягощениями (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры
  • научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации
  • общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры

13. Как называется механизм поддержания и сохранения устойчивости культурных норм, ценностей, образцов, действие, которого заключается в непосредственной передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколению и соблюдении строго следования таким формам:

  • традиция культурная
  • традиция социальная
  • традиция национальная
  • традиция народная

14. Как называется уровень развития личности, характеризующийся мерой освоения духовного богатства и представляющий собой совокупность образованности, самостоятельности мышления, понимания приоритета общечеловеческих ценностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их, активного стремления и умения учиться и пополнять знания, творческого подхода к любому делу:

  • интеллектуальная культура
  • интеллектуальные достижения
  • интеллектуальное развитие
  • интеллектуальный уровень

15. Кто из исследователей культуры полагал, что культура "слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества":

  • Л. Морган
  • Э. Тайлор
  • О. Шпенглер
  • Б. Малиновский

16. Как называется подход, который рассматривает культуру как систему конкретно-исторических типов социально-культурного развития, прослеживает их эволюцию и взаимосвязь:

  • психологический
  • социологический
  • этнографический
  • исторический

17. Назовите одно из направлений изучения культурологии:

  • исторические аспекты развития природы
  • исторические вопросы становления жизни на Земле
  • исторические проблемы становления геологического строения Земли
  • культурные аспекты различных областей общественной жизни, особенно духовная сфера

18. Как понимается цивилизация в рамках культурологического подхода в первой половине ХХ в. (по О. Шпенглеру):

  • уровень развития науки, достигнутый в определенный отрезок времени
  • начало культурного развития человечества, совпадающее с возникновением человека
  • высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти
  • культурология не может заниматься исследованием цивилизации: это дело специальной отрасли знания - цивилиологии

19. Л. Уайт выделил в культуре три аспекта, или подсистемы. Назовите их:

  • постиндустриальная, этическая, национальная
  • техническая, эстетическая, идеалистическая
  • индустриальная, рациональная, локальная
  • технологическая, социальная, идеологическая

20. Научность культурологии состоит в способности:

  • осуществлять сбор фактического материала
  • открывать основные закономерности развития культуры
  • делать эмпирические заключения
  • гибко применять математико-статистические методы

 

 

Заполните таблицу

 

 

Школа, направление, концепция Исследователь Факторы, влияющие на возникновение и развитие культуры Выделяемые типы культур
Немецкая классическая идеалистическая философия Г. Гегель (1770-1831) культура есть реализация мирового разума или мирового духа. Мировая культура
Марксистская К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924) В 40-х годах XIX века    классовая борьба между пролетариатом       и буржуазией Социализм Коммунизм

Психоаналитичес-кая

З. Фрейд (1856-1939) в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечеством (филогенез, родовое развитие - происхождение) Психология человека. Оно Я Сверх-Я
К. Юнг (1875-1961) создал учение о «коллективном бессознательном» человечества, которое является своего рода хранилищем опыта всех поколений людей. Это родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия Архетип

Общественно-историческая

Н. Данилевский (1822-1885)  наличие у племени или наро-да близкого по фонетической основе языка. Политическая независимость. Выработка каждым культурно-историче-ским типом только ему при-сущих черт, не передаваемых по наследству и не воспри-нимаемых "в полной мере" другими цивилизациями. Разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип. Процесс развития культурно-исторических типов подобен "тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу" 1. египетский  2. китайский  3. ассирийско-вавилонофиникий-ский или древносимитский  4. индийский  5. иранский  6. еврейский  7. греческий  8. римский  9. новосимитский или аравийский 10. германо-романский или европейский
О. Шпенглер (1880-1936) наличие кризисов - закон всемирной истории мифо-символическая ранняя культура; метафизикорелиги-озная высокая куль-тура;   поздняя цивилизационная структура.
А. Тойнби (1889-1975) цивилизаций есть посто-янный процесс "вызовов-и- ответов". В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова) Цивилизации

Социологическая

М. Вебер (1864-1926) решение проблемы взаимодействия социально-политических, экономических и идеологических и, прежде всего, религиозных, факторов. идеальный тип
П. Сорокин (1899-1968) Сорокин анализирует историческую действительность как целостное единство различных культурных систем три суперсистемы: идеациональная и чувственная и идеалистическая культуры

Типологическая

Ф. Ницше (1844-1900) понятие «жизнь», основу которой образует воля элитарная концепция культуры. сверхчеловек
Н. Бердяев (1874-1948) Бердяев отстаивает достоинство человека как творца культуры. мыслит в русле христианской традиции
К. Ясперс (1883-1969) единое происхождение человечества и единую историю культуры. Прометеевская эпоха. Эпоха великих культур древности. Осевое время. Эпоха развития техники
  Структуралисти-ческая   К. Леви-Стросс (р. 1908)   С точки зрения структурализма, все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы   первобытные и современные культуры
Игровая Й. Хёйзинга (1872-1945) человеческая культура возникает и развертывается в игре как игра культура Ренессанса (эпоха Возрождения)
Экзистенциальная Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) Являлся беспощадным критиком массовой культуры «живая» культура
Этическая А. Швейцер (1875-1965) характеризует современную западную культуру, как культуру, в которой исчезли этические нормы, а гуманизм заменен принципом техни-ческой целесообразности и материальной эффективности делит культуры на этические и неэтические (последние, как антигуманные, не могут претендовать на то, чтобы считаться культурами)

 

 

Заполните таблицу, подбирая соответствующие приведенным в левом столбце понятиям имена из следующего списка: П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, К.Ясперс, Э. Кассирер, Н. Данилевский, Ф. Ницше, Й. Хейзинга.

 

Культурные сверхсистемы         П. Сорокин
«Осевое время»         К.Ясперс
Цивилизация как смерть культуры         О. Шпенглер
Культурно – исторические типы         Н. Данилевский
«Вызов» и «ответ»         А. Тойнби
«Дионисийское» и «аполлонийское» начала         Ф. Ницше
Символические формы культуры         Э. Кассирер
Игра как культурно-историческая универсалия         Й. Хейзинга

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.