Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632- — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-

2023-01-16 25
Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом

Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой по-

ложил Ф. Бэкон.

Понятия сознания и опыта. Основой формирования

сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Де-

карта), а источником опыта всегда являются ощущения и

рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, до-

ставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внут-

ренние ощущения) доставляются до сознания с помощью

рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размыш-

лений ума. Этот процесс получил название интроспекции

и стал основным методом практического изучения содер-

жаний сознания в интроспективной психологии.

Понятие души. Принцип наблюдения применялся и

к изучению души. Душа, как и все в сознании человека,

является ≪чистым листом≫, и все содержания души воз-

никают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, бо-

жественных идей. Душа рассматривается как пассивная,

но способная к восприятию среда.

Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное

соединение идей, которые, будучи изначально никак

между собой не связаны, в сознании некоторых людей

соединяются и начинают работать как единое целое, со-

провождая друг друга. Примером такой связи, т. е. ме-

ханизма ассоциации, могут являться симпатии и антипа-

тии, вызванные теми или иными людьми. Причиной

установления такой связи может являться сила воспита-

ния и привычки, т. е. внешний источник, прошедший че-

Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704). Слово «эмпирический» образовано от греческого слова «эмпейра», что означает «опыт». Все истинные знания, заявлял Локк, проистекают из опыта, т.е. из восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств. Но «душа» человека не может служить предметом такого восприятия. Сколько бы человек ни старался наблюдать свою «душу», он не в состоянии это сделать. Внутренний опыт дает знания только об отдельных психических состояниях или процессах. Отсюда Локк сделал вывод, что предметом психологии могут быть только психические процессы или состояния, а не «душа». Все свои выводы эмпирическая психология стремилась строить на наблюдении и эксперименте. Эти методы опытного исследования были заимствованы эмпирической психологией из естественных наук, которые стали быстро развиваться в XVII в. Однако в эмпирической психологии эти методы утратили объективный характер (направленность на познание предметов и явлений внешнего мира, мира объектов), превратившись в методы самонаблюдения и субъективного эксперимента (направленность на познание внутренних, субъективных процессов человеческого сознания). Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся методом научного исследования в естествознании, что в психологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, в процессе которой человек может наблюдать только свои собственные психические переживания. Естественно, что метод самонаблюдения вследствие своего субъективного характера не мог обеспечить построение действительно научной психологии. Эмпирическая психология рассматривала сознание как замкнутый в себе непосредственно данный человеку внутренний мир психических переживаний, управляемый своими собственными законами, познание которых возможно лишь путем внутреннего опыта или самонаблюдения. Такое утверждение основывалось на идеалистическом понимании природы психики. Эмпирическая психология стояла на позициях дуализма, т. е. идеалистического учения о том, что мир состоит из двух самостоятельных и не связанных друг с другом начал — духовного и материального. Основным признаком материальных явлений представители дуализма считали протяженность. Психические явления такой протяженностью не отличаются: о мыслях, чувствах, желаниях нельзя сказать, что они имеют размеры, находятся справа или слева и т. п. Отличительным их признаком является то, что они даны только в сознании человека. Это и послужило для философов-дуалистов основанием к выделению этих явлений в особый духовный мир, существующий и развивающийся по своим собственным законам совершенно независимо от явлений протяженного материального мира. Дуализм создал для эмпирической психологии непреодолимые трудности при разрешении так называемой психофизической проблемы. Данные опыта показывают, что между телесными процессами в организме и внутренними психическими процессами существует определенная связь. Нарушение правильного течения физиологических процессов сейчас же приводит к соответствующим изменениям и в течении психических процессов. Например, в зависимости от физического состояния организма человек чувствует то усталость, то бодрость. Необходимость научно объяснить эту связь и составляет существо психофизической проблемы. Для решения этой проблемы в эмпирической психологии было предложено несколько теорий. Теория психофизического взаимодействия утверждала, что между психическими явлениями и материальными процессами в организме существует взаимодействие: физиологические процессы воздействуют на психические и наоборот. Однако этот вывод противоречил основному принципу дуализма, согласно которому психическое, не отличаясь протяженностью, не может переходить в физическое, так же как физическое не может переходить в психическое. Стоя на позициях дуализма, нельзя было одновременно признавать истинность теории психофизического взаимодействия. Теория психофизического параллелизма утверждала, что физиологические и психические процессы протекают лишь параллельно, будучи совершенно независимыми друг от друга. Например, когда во время ходьбы в теле человека совершаются определенные физиологические (нервные и мышечные) процессы, в его сознании одновременно, но совершенно независимо от первых, происходит некоторая смена психических переживаний (человек воспринимает свою ходьбу). По этой теории нервно-мышечные процессы, с одной стороны, и двигательные ощущения — с другой, существуют одновременно, но только как параллельные и по существу никак не связанные друг с другом процессы: ряд материальных явлений в организме и независимо от него существующий ряд психических явлений в сознании человека совпадают друг с другом по времени так, что определенным изменениям в одном ряду соответствуют строго определенные, но полностью независимые от первых, изменения во втором ряду. Эмпирической психологии за время ее существования удалось собрать большой материал по субъективной характеристике отдельных психических процессов, например ощущений, памяти, внимания и др. Однако при всем этом она оказалась полностью несостоятельной и неспособной создать научную психологию, поскольку в понимании предмета психологии стояла на позициях идеализма. В своем развитии эмпирическая психология породила много направлений, по-разному описывавших и объяснявших психические процессы, но согласных между собой в идеалистической трактовке их сущности.

 

Вопрос

Экспер! I психология В. Вундта '

В. Вундт в своей концепции экспериментальной психо-

логии разрабатывал понятие предмета, метода и задач

психологии как науки.

1. Предмет психологии - не поведение и деятельность,

а сам человек, его внутренняя сущность, т. б. сознание и

его содержание - простейшие элементы (ощущения и

чувства), возникающие в непосредственном опыте инди-

вида.

2. Задача психологии - с помощью эксперимента

изучить эти простейшие элементы сознания и связи между

ними через их выделение с помощью метода интроспек-

ции, установление характера и нахождение законов этой

связи.

3. Методы психологии - интроспекция как особая про-

цедура, требующая специальной подготовки и умения от-

влечься от всего внешнего и сосредоточиться на самой

сути сознания, и эксперимент как способ уточнения дан-

ных, полученных в ходе самонаблюдения.

4. Экспериментальная психология делится на две отрас-

ли, имеющие разные методы и объекты исследования:

1) психология индивидуального сознания, где объектом

исследования через метод интроспекции являются прос-

тейшие элементы сознания;

2) ≪психология народов≫, где объектом изучения стано-

вятся высшие психические функции и психическое разви-

тие различных народов, а методами их изучения являются

этнологические наблюдения и анализ продуктов культу-

ры, языка, мифов, нравов.

Понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к

следующему.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.