Тема: Частные и общественные блага — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема: Частные и общественные блага

2023-01-16 22
Тема: Частные и общественные блага 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Частные и общественные блага

III . Изложение нового материала

Вначале урока учащиеся вспоминают, какие сферы жизни общества существуют (политическая, экономическая, социальная, духовная), отмечают взаимосвязь всех сфер и делают вывод, что государство как важнейший институт политической системы тесно взаимосвязано со всеми сферами, в том числе с экономической.

Зачем экономике государство?

1) Сегодня мы с вами будем говорить именно о рыночной экономике.

- Можно ли управлять экономическими процессами?

- А нужно ли государству регулировать экономические процессы? Насколько это сложно? В истории человечества вопрос ставился и так. Давайте мы с вами на уроке попытаемся разобраться в этих вопросах. Я думаю, вы уже догадались о теме нашего урока.

Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. Ещё в XVIII веке английский учёный экономист А.Смит определил следующие основные функции правительства (слайд)

- обеспечение национальной обороны;

- отправление правосудия;

- организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

- образование юношества;

- сбор налогов для оплаты нужд государства.

Как вы думаете, актуальны ли эти функции сегодня?

До XX столетия господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой. Правда ему отводилась некоторая роль как «попечителя общественного интереса». Но лишь в XX веке государство стало рассматриваться как один из основных регуляторов экономической жизни.

Это связано с кардинальными изменениями, произошедшими в обществе.

Какие сложные и масштабные проблемы появились в XX веке, с которыми справиться под силу только государству?

(обсуждение)

1) загрязнение окружающей среды; (слайды)

2) массовая безработица;

3) экономические кризисы;

4) образование крупных монополий (монополизация)

5) свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов – богатству и бедности.

И в результате, появилась точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу обществу.

- Так какие же экономические задачи должны решать государства в современном мире? (слайд)

- Перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;

- Защита прав собственности;

- Перераспределение ресурсов страны в интересах общества;

- Забота о том, чтобы каждый имел работу;

- Организация производства общественных благ (охрана здоровья и окружающей среды, бесплатное образование, оборона, общественный транспорт и др.)

- Как вы считаете, нужно ли государству управлять экономикой? Почему?

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

 

Налоги.

Мы выяснили, что у государства множество обязанностей, но возникает вопрос

- На какие деньги государство должно существовать? (А что такое налоги? Определение записываем в тетрадь)

Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.

Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.

Налоги появились на свет с возникновением, образованием государства. Скажите, а какие налоги вы знаете из истории?

(Примеры налогов из истории)

В современном мире существует целая система налогов, но она мало отличается от той, которая использовалась ещё в Римской империи. Большинство стран мира пользуются прямыми и косвенными налогами.

(Чертим схему на доске)

Задание. Составьте схему и объясните, что такое прямые и косвенные налоги.

(Прямые налоги, то есть те самые деньги, которые мы заработали и отдали в виде части от своего дохода в пользу государства. В России один из самых низких в Европе подоходных налогов и составляет 13%. Доходы от собственности, от предпринимательской деятельности, налог на имущество, на землю.

Косвенные, то есть налоги, скрытые в цене товара. Обычно они существуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (спиртные напитки, табачные изделия). Таможенный сбор: из-за границы ввозится товар, который, возможно, производится и внутри этого государства. Вот для того, чтобы поддержать своего производителя, государство устанавливает некоторый барьер в виде таможенного побора. Товар, соответственно, будет стоить дороже. Но дороже за него платит потребитель, то есть, по сути, государство как бы облагает налогом потребителя, который не хочет поддержать отечественного производителя.

 

 

Система налогообложения имеет древние корни, однако до сих пор идут споры как её совершенствовать. С одной стороны, чем большую долю доходов граждан государство будет взимать в виде налогов, тем больше средств у него будет на развитие социальной сферы. С другой стороны, опыт некоторых развитых стран показывает, чем меньше налоговый гнёт на экономику, тем лучше она развивается. Давайте посмотрим, что думают об уплате народов граждане некоторых стран.

Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Найдите понятие прогрессивный и пропорциональный налог. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный подоходный налог (13%).

Посмотрите какие налоги существуют в Германии. На примере Германии становится ясно, как высокие налоги сковывают развитие производства.

Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновре­менно высока эффективность бизнеса. Финляндия - социаль­но-ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных).

Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на решение соци­альных проблем.

Бюджет

Теперь вырисовывается некая система: люди работают, передают часть заработка государству, а государство, аккумулировав эти средства, должно их справедливо распределить, израсходовать. Но государство не является экономическим игроком, оно не должно зарабатывать деньги. Оно должно те деньги, которые собрало, разумно и справедливо потратить не на себя, а на общество. Эти накопленные деньги называются бюджет. Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette», то есть сумы, которую министр финансов Британии вешал себе на пояс и хранил в ней всевозможные документы, связанные с налогами британцев. Потом он эти документы зачитывал перед Парламентом или монаршей особой. Постепенно это слово перекочевало в другие языки и стало экономическим и социальным термином.

Так что же такое государственный бюджет?(определение записываем в тетрадь)

Гос. бюджет – финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определённый период.

Сейчас бюджет – это закон и очень масштабный документ. Например, российский бюджет – это документ, включающий в себя тысячу, а иногда и две тысячи листов. Там очень скрупулёзно записаны все статьи доходов и расходов государства. Он утверждается парламентом, т.е. высшей законодательной властью страны. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей. Доходная часть, показывает, откуда поступают средства, расходная – на какие цели направляются государственные средства. Иными словами в бюджете есть статьи дохода и статьи расхода (начало схемы на доске).

Бюджеты бывают разные. В настоящее время мы можем говорить о таких двух типах бюджета, как дефицитный и профицитный. Представим себе бюджет: документ, в котором есть доходные статьи (то есть статьи, по которым государство получает средства) и расходные. Если в доходной части условно десять рублей, а в расходной части, когда подсчитаны все необходимые траты государства, получилось условно двенадцать рублей, получится ситуация, о который мы говорим, что бюджет дефицитный. То есть государству средств для решения всех социально значимых задач не хватает, оно испытывает дефицит денег. Если же в доходной статье десять рублей, а в расходной – восемь, то бюджет профицитный, то есть доходов больше, чем расходов. В случаях, когда доходы и расходы равны, бюджет считается бездефицитным.

Задание. Используя информацию Напишите конкретные статьи дохода и статьи расхода

( Статьи дохода: налоги, от использования государственного имущества, от внешней торговли, административные платежи и сборы, продажа государственного имущества.

Статьи расхода: оборона, поддержка отраслей промышленности, выплата внутреннего долга, поддержание правопорядка, социальная сфера и др.)

Далее учащиеся рассматривают на экране иллюстрации: «Образование», «Энергетика», «Космическая промышленность», «Армия» и отвечают на вопрос: Почему данные институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству?

 Ответ: Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

 Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление, автором является английский экономист Дж. Кейнс.. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского характер

Кейнсианство – один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике.

Монетаристы – освобождение экономики от опеки государства, сокращение налогов и государственных расходов

Т.о важнейшим звеном экономической политики государства Является выбор методов регулирования экономики

Какими путями государство должно регулировать экономические процессы?

Через налогообложение и государственный бюджет)

Тест

1.Что представляет собой экономическая политика государства?

а/ процесс реализации его экономических функций;

б/ государственная монополия на государственную деятельность;

в/производство общественных благ;

г/ компенсация побочных эффектов производства.

2.Общественные блага - это-

а/ связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц;

А/ закона;

б/рекомендации;

в/декларации;

г/конвенции.

6. Функции государства в рыночной экономике:

 

1) стабилизация экономики;

 

2) закрытие убыточных предприятий;

 

3) планирование производства;

 

4) защита прав собственности;

 

5) регулирование денежного обращения;

 

6) определение ценовой политики;

 

7) перераспределение доходов через налогообложение;

 

8) производство общественных благ.

Налоги — это

1) добровольные платежи, осуществляемые гражданами для обеспечения функционирования государства

Вставьте пропуски

Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.

(1) ……в………. направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к (2) ……д…... В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать (3) ………е, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает (4) ……г…... Государство может решить эту проблему дополнительной (5)…б….. Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к (6) …ж…. Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется (7) ………а………

А. государственный долг.

Б. эмиссия.

В. бюджетная политика.

Г. экономический рост.

Д. дефицит бюджета.

Е. кредиты.

Ж. инфляция.

Тест

1.Что представляет собой экономическая политика государства?

а/ процесс реализации его экономических функций;

б/ государственная монополия на государственную деятельность;

в/производство общественных благ;

г/ компенсация побочных эффектов производства.

2.Общественные блага - это-

а/ связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц;

б/ товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах;

в/ компенсация внешних эффектов;

г/ осуществление контроля за экономикой.

3.Главные направления, существующие в государственной экономической политике-

а/внешнее и внутреннее;

б/прямое и косвенное;

в/стабилизационное и структурное;

г/ административное и дисциплинарное.

4.Позиция монетаристов заключается в том, что:

а/ нужно освободить экономику от опеки государства;

б/необходимы правительственные меры в экономике;

в/нужно увеличить норму обязательных резервов в банках;

г/ нужно уменьшить учетную ставку процента в банках.

5.Государственный бюджет имеет форму:

а/ закона;

б/рекомендации;

в/декларации;

г/конвенции.

6. Функции государства в рыночной экономике:

Налоги — это

1) добровольные платежи, осуществляемые гражданами для обеспечения функционирования государства

2) обязательные платежи, взимаемые с граждан и предприятий в государственные и местные бюджеты

3) плата за использование государственной собственности

4) обязательные платежи, взимаемые только местными ор­ганами власти в местные бюджеты

Вставьте пропуски

Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.

(1) ……в………. направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к (2) ……д…... В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать (3) ………е, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает (4) ……г…... Государство может решить эту проблему дополнительной (5)…б….. Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к (6) …ж…. Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется (7) ………а………

А. государственный долг.

Б. эмиссия. В. бюджетная политика. Г. экономический рост.

Д. дефицит бюджета.

Е. кредиты.

Ж. инфляция.

Тема: Частные и общественные блага


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.