Церковь и государство в XI - XVI веках — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Церковь и государство в XI - XVI веках

2023-01-16 21
Церковь и государство в XI - XVI веках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Структура Русской Православной церкви с течением времени неоднократно и сильно изменялось. По мере утверждения христианства, его проникновения в сельскую местность и окраинные районы Руси увеличивалось число епархий, (в Русской православной церкви церковно-административная территориальная единица.)

Если в ХI веке их было не более десятка, то ко времени нашествия монголо - татар(1237 года) - уже 15. В ХIV – начале ХVвв. значительная часть земель, входивших в состав Древнерусского государства, перешла под власть Великого княжества Литовского и Польши. Под давлением местных светских властей православные иерархи этих земель время от времени выходили - из-под юрисдикции митрополита Киевского, образовав собственную, Литовскую митрополию (церковно-административный округ, находящийся под управлением митрополита). Вопрос о «двоении» митрополии вызывал затяжные и ожесточенные конфликты церковно-политического характера. Положение осложнялось, тем, что еще 1299 году из-за сильного разорения Киева татарами глава русской церкви перенес свою резиденцию на северо-восток Руси, во Владимир - на - Клязьме. Однако и там было скудно и неспокойно. Примерно с середины ХIV века постоянным местопребыванием митрополита стала Москва - новая столица северо-восточной Руси. Это вызывало недовольство Литовских князей.

В начале ХIV века, жилая подчеркнуть свою власть над всеми православными епархиями, митрополит Киевский добавил к своему титулу – многочисленную формулу «и всея Руси». Позднее это словосочетание равно как и связанные с ним претензии на власть, ввели в свой титул и великие князья московские.

В отличие от своих ближайших предшественников, Петра (1308-1326 гг. – здесь и далее указанны годы правления) и Феогноста (1328-1353 гг.) митрополит Алексий (1354- 1378 гг.),сын любимого боярина Ивана Калиты ,решительно использовал политическое влияние и духовный авторитет церкви в интересах московских князей. Эта деятельность Алексия, а также явное стремление Московских князей превратились митрополичью кафедру в послушное орудие для достижения своих политических целей, вызывали глубокий внутрицерковный кризис, продолжавшийся 12 лет с 1378 по 1398 год. Великий князь московский Дмитрий Иванович и его наследник Василий I не смогли в полной мере осуществить свои планы относительно церкви. Выходцы из Византии, митрополиты Киприян (1381-1382 гг. и 1390-1406 гг.) и Фотий (1408 -1431гг.) вели себя достаточно независимо по отношению к великому князю. Однако быстрый рост военно-политического могущества Москвы. Упадок Византийской империи, а также общий ход событий в Восточной Европе неуклонно ввели к ликвидации политической самостоятельности церкви.

В 1437 году в Москву прибыл присланным патриархом Константинопольским новый митрополит Исидор(1437-1441 гг.). Вместе с другими византийскими иерархами, он в 1439 году подписал акт Флорентийской унии (объединение)с папским престолом. Однако в Москве не признали унию, усмотрев в ней измену православию. По приказу великого князя московского Василия II митрополит Исидор был арестован и брошен в темницу. Несколько лет спустя, в 1448 году в собор русских епископов избрал первого автокефального (самостоятельного) митрополита- Иона, эпископа Рязанского. После захвата Константинополя турками в 1453 году связи русской церкви с патриархией почти полностью прекратились.

После целого ряда острых конфликтов с высшими чинами церкви великий князь московский Иван III(1462-1505 гг.) добился окончательного подчинения митрополичьей кафедры своей власти. С конца XV века назначение на высшие ступени церковной иерархи зависит исключительно от воли «державного», как называли великого князя придворные льстецы. Одновременно, уступая воли самодержца, церковь постепенно санкционирует обожествления личности – «помазанника Божьего». Эта тенденция отчетливо проявилась в 1498 году в обряде коронации митрополитом Симоном (1495- 1511 гг.) внука Ивана III-Дмитрия, а также в «венчание на царство» Ивана IV митрополитом Макарием (1542-1563 гг.) в 1547 года.

Следуя примеру своих отца и деда, Василий III (1505-1533гг.) и Иван IV (1547-1584гг.) жестко контролировали лояльность церкви по отношению к крепнувшему российскому самодержавию. Однако они хорошо понимали роль церкви как одного из устоев социальной стабильности и законопослушания. Сурово карая строптивых иерархов, не желавших примириться с проявлениями жестокости российских государей, они тем не менее сохраняли за церковью монополию в вопросах вероисповедания и всячески демонстрировали свое личное благочестие.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.