Универсальных фотоаппаратов не существует — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Универсальных фотоаппаратов не существует

2023-01-16 42
Универсальных фотоаппаратов не существует 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Чтобы правильно выбрать фотоаппарат, необходимо прежде всего уметь разбираться в его технических характеристиках, понимать их смысл и практическое значение.

Важную роль играют также оснащение и конструкция фотоаппарата. От них в основном зависят его эксплуатационные свойства, т. е. круг возможного применения фотоаппарата. Поясним это на примерах.

Столкнувшись с необходимостью переснять небольшую фотографию или рисунок, вы вдруг обнаружите, что вашим фотоаппаратом сделать это невозможно.

Или другой пример. Любыми фотоаппаратами можно фотографировать спорт и вообще движущиеся объекты. Такая съемка требует коротких выдержек, и для этого все фотоаппараты снабжаются затворами. Но у одних фотоаппаратов затворы могут действовать с предельной скоростью 1/200 с , а у других – 1/1000 с и даже 1/1500 с . Последними можно фотографировать объекты в более быстром движении и в более крупном плане, чем первыми.

Одни фотоаппараты снабжены высокосветосильными объективами, другие – менее светосильными. Первые позволяют фотографировать с более короткими выдержками и в менее благоприятных световых условиях, чем вторые.

Одни фотоаппараты позволяют вести съемку с более коротких расстояний и получать изображение в более крупном плане, чем другие.

Наконец, и это, пожалуй, самое важное, – одни аппараты могут быть легко и просто приспособлены для специальных видов съемки: изготовления репродукций, съемки мелких объектов, макро‑ и микросъемки и т. п., в то время как другие для таких съемок гораздо менее удобны или совсем непригодны.

Каждый фотоаппарат чем‑то отличается от всех остальных и имеет свои особенности. Универсальных фотоаппаратов, пригодных для всех и всяких съемок, не существует.

Выбирая фотоаппарат, надо в первую очередь руководствоваться его эксплуатационными свойствами.

Многие считают, что чем фотоаппарат дороже, тем лучше получаются снимки. Такое мнение основано на простом и, несомненно, логичном соображении, что чем аппарат дороже, тем выше его качество, и это действительно так, но не следует связывать качество фотоаппарата с качеством сделанных с его помощью снимков.

Любой фотоаппарат независимо от его конструкции, технического оснащения и цены дает возможность получить отличные снимки. Качество фотоснимков зависит не столько от фотоаппарата, сколько от того, в чьих руках он находится.

Не обязательно иметь дорогой фотоаппарат. Надо уметь снимать. Имея необходимые знания и опыт, можно сделать отличные снимки с помощью самого простого и дешевого фотоаппарата.

Большинство фотоаппаратов пригодно для широкого круга съемок. Ими можно снимать пейзажи, архитектуру, портреты, группы – одним словом, любые обычные объекты. Это фотоаппараты общего назначения. Но существуют фотоаппараты, специально предназначенные для определенного круга съемок: панорамных, стереоскопических и др. Со временем вас могут заинтересовать и такие фотоаппараты, но, начиная впервые заниматься фотографией, следует обзавестись каким‑нибудь фотоаппаратом общего назначения.

На рис. 21 показан в двух видах один из отечественных фотоаппаратов общего назначения и обозначены его наружные детали. Это недорогой массовый фотоаппарат «Смена‑СЛ», предназначенный для начинающих фотолюбителей. По внешнему виду это типичный современный фотоаппарат, и все другие фотоаппараты, кроме зеркальных камер, имеют примерно такой же внешний вид. Указанные на рисунке детали имеются на всех других фотоаппаратах.

Фотоаппаратам присваивают разные названия, которые обычно не отражают каких‑либо конструктивных или других специфических особенностей фотоаппарата. К этим названиям часто прибавляют число или буквенный шифр, например «Смена‑8М», «Зоркий‑4К», «Зенит‑ЕМ». Эти условные обозначения показывают, что данная модель чем‑то отличается от предыдущей модели той же марки, но это отличие может быть и совсем незначительным и очень существенным. Поэтому, выбирая фотоаппарат, следует менее всего руководствоваться его названием или прибавленным к нему шифром. Надо точно знать, каковы технические характеристики фотоаппарата.

 

 

Рис. 21. Фотоаппарат «Смена‑СЛ»: 1 – счетчик кадров, 2 – шкала выдержек, 31– клемма для установки лампы‑вспышки, 4 – передняя линза видоискателя, 5 – синхроконтакт, 6 – шкала диафрагмы, 7 – объектив, 8 – шкала расстояний, 9 – спусковой рычаг, ю – окуляр видоискателя, 11 – рычаг взвода затвора и подачи пленки, 12 – памятка

Подумайте о формате

 

 

Собираясь приобрести фотоаппарат, прежде всего подумайте о его формате. Под форматом фотоаппарата имеются в виду номинальные размеры негативов, которые он дает.

Через всю историю фотографии красной чертой проходит стремление конструкторов уменьшить формат фотоаппарата. Чем меньше формат фотоаппарата, тем он легче и портативней.

Было время, когда в любительской практике применялись пластиночные фотоаппараты формата 9 x 12 см , которые в свое время назывались складной универсальной любительской камерой .

Словом «складной» подчеркивалась портативность фотоаппарата. Но если учесть, что некоторые современные фотоаппараты с запасом пленки на 25 снимков свободно умещаются на ладони и весят менее 200 г , то можно представить себе, сколь «портативным» был пластиночный аппарат 9 x 12 см , масса которого с запасом заряженных кассет на 12 снимков составляла более 3 кг , а уложить все это хозяйство можно было только в портфель или довольно солидный футляр.

Но времена меняются. Фотоаппараты формата 9 x 12 см совершенно вышли из употребления в любительской практике, и фотопромышленность давно их не выпускает. Самый крупный формат любительских фотоаппаратов сейчас 6 x 9 см , а самый малый – 10 x 14 мм , он вдвое меньше маленькой почтовой марки.

За время существования фотографии установились определенные форматы фотоаппаратов. Некоторые из них стали стандартными.

Выпускаемые сейчас нашей промышленностью фотоаппараты общего назначения можно разделить на четыре группы: крупноформатные, малоформатные, полуформатные и миниатюрные . К первой группе относятся фотоаппараты формата 6 x 6 см, ко второй – формата 24 x 36 мм, к третьей – 18 x 24 мм , к четвертой – 13 x 17 мм .

Самую многочисленную группу представляют малоформатные камеры.

Значение формата фотоаппарата очень велико. Каким бы отличным в техническом отношении ни был негатив, при увеличении качество фотоснимков снижается: повышается зернистость изображения, снижается резкость, всякие мелкие дефекты (точки, мелкие царапины и т. п.), почти незаметные при контактной печати, при увеличении становятся очень заметными. Но при контактной печати фотоснимки, как вы знаете, получаются того же размера, что и негатив, поэтому такой способ печати применим только к негативам достаточно крупного формата и у#?, во всяком случае, не меньше, чем 6 x 6 см.

Негативы меньших форматов, как правило, требуют увеличения и при этом тем большего, чем меньше сам негатив. Все это ставит довольно жесткие пределы увеличения фотоснимков. Уже при 6‑7‑кратном увеличении зернистость дает себя чувствовать, а при большем увеличении часто совершенно портит снимок.

Нет слов, очень приятно носить с собой миниатюрный фотоаппарат, который вы даже не ощущаете в кармане, но для серьезной фотоработы такие фотоаппараты непригодны и на это не рассчитаны. Негодны они и для изучения фотографии. Эти фотоаппараты‑малютки задуманы как своеобразные записные книжки, и работа с ними не столько эффективна, сколько забавна. Рассчитывать на получение такими фотоаппаратами технически удовлетворительных снимков формата больше чем 9 x 12 см, конечно, не приходится.

Иначе обстоит дело с малоформатными фотоаппаратами. Правда, и их формат не очень велик, но при умелом их применении можно достигнуть довольно хорошего технического качества снимков, увеличенных до формата 18 х 24 см и даже больше.

Малоформатные фотоаппараты также достаточно портативны. Правда, не каждый из них можно спрятать в карман, но носить их на наплечном ремешке совершенно необременительно. Другое преимущество таких аппаратов – в том, что они дают возможность сделать на одной пленке 36 снимков, в то время как крупноформатные позволяют получить на каждой пленке максимум 12 кадров формата 6 x 6 см и только восемь кадров формата 6 x 9 см.

Отправляясь на экскурсию или в путешествие с малоформатным фотоаппаратом и имея в запасе три пленки, вы обеспечены материалом более чем на сто снимков. К фотоаппарату формата 6 x 9 см для такого количества кадров вам пришлось бы взять не менее 13 катушек пленки.

Отсюда нетрудно сделать вывод о третьем преимуществе малоформатных фотоаппаратов – их экономичности. Каждый малоформатный негатив обходится в пять‑шесть раз дешевле, чем крупноформатный.

Малоформатные фотоаппараты в большинстве своем более универсальны. Многие из них отлично оснащены, снабжены высококачественными объективами и совершенными затворами, допускают применение сменных объективов, некоторые могут быть приспособлены для репродуцирования, микро‑, макрои многих других специальных видов съемки.

Вы, конечно, не совершите ошибки, если приобретете хорошо оснащенный малоформатный фотоаппарат.

Что касается крупноформатных фотоаппаратов, то, как вы уже знаете, их достоинство – в высоком техническом качестве получаемых снимков. Не случайно фоторепортеры, которые в прошлом пользовались почти исключительно малоформатными фотоаппаратами, давно от них отказались и фотографируют крупноформатными. Но эти фотоаппараты не так универсальны, как многие малоформатные. Сменные объективы в них часто не применимы и для специальных видов съемки (репродукции, микрои макросъемки) они значительно менее удобны.

В каждом фотоаппарате кроме объектива обязательно имеются видоискатель, затвор, устройство для наводки на резкость, лентопротяжное устройство, счетчик кадров и устройство, позволяющее производить зарядку и перезарядку фотоаппарата на свету. Кроме того, в разных фотоаппаратах имеется много других, дополнительных устройств, облегчающих съемку, повышающих ее точность и оперативность или расширяющих круг возможного применения фотоаппарата.

Ознакомимся с основными узлами и механизмами фотоаппарата.

 

Видоискатель

 

 

Видоискателем, или визиром, называется прицельное устройство фотоаппарата, позволяющее определять границы снимаемого кадра. Оно же служит для выбора наиболее удачной точки съемки и композиционного построения кадра.

Существуют разные видоискатели. Наиболее простой из них – рамочный (рис. 22, 1). Он состоит из двух рамок: большой и малой, – расположенных одна от другой на определенном расстоянии. Видоискатель направляют большой рамкой на фотографируемый объект и смотрят со стороны малой рамки.

Рамочные видоискатели удобны тем, что объект съемки рассматривается в них с уровня глаз и без всякой оптической системы, т. е. в натуральную величину. Вместе с тем они не очень точны.

Как самостоятельные рамочные видоискатели сейчас применяются редко. Чаще они присутствуют в фотоаппарате как дополнение к другому видоискателю или визирному устройству.

Зеркальный видоискатель  (рис. 22, 2) состоит из собирательной линзы (объектива), горизонтально расположенной собирательной линзы и зеркала, установленного под углом 45° к обеим линзам.

 

 

Рис. 22. Три типа видоискателей: 1 – рамочный, 2 – зеркальный, 3 – прямой оптический (телескопический)

 

Лучи света, проходя через объектив, отражаются зеркалом под прямым углом и дают на верхней линзе изображение, которое следует рассматривать, глядя на нее сверху. Изображение в таких видоискателях получается сильно уменьшенным и зеркально обращенным слева направо, в чем и заключается их недостаток.

Зеркальными видоискателями снабжены фотоаппараты марки «Любитель», в которых они служат одновременно в качестве устройства для наводки на резкость.

Наиболее часто в аппаратах применяются прямые оптические , или телескопические , видоискатели (рис. 22, 3). Прибор состоит из прямоугольной рассеивающей (обычно плоско‑вогнутой) линзы и собирательной линзы – окуляра. Наблюдение ведется со стороны окуляра, при этом прямоугольная линза ограничивает фотографируемый кадр.

По существу, прямой оптический видоискатель действует подобно театральному биноклю, если смотреть в него со стороны передних, более крупных линз. Изображение предметов получается с правильным расположением сторон, но уменьшенным и как бы удаленным.

Такими видоискателями снабжены фотоаппараты марки «Зоркий», ФЭД и др.

Поскольку видоискатели всегда расположены несколько в стороне от объектива фотоаппарата, границы видимого в них кадра не совпадают с границами кадра, получаемого на снимке.

 

 

Рис. 23. Возникновение параллакса визирования

 

Возникает так называемый параллакс визирования (рис. 23), снижающий точность показаний видоискателя, особенно при съемке с коротких расстояний (крупным планом). Чтобы уменьшить влияние этого недостатка, видоискатели рассчитаны так, что ограничивают поле несколько меньшее, чем поле снимаемого кадра. Иными словами, за пределами того кадра, какой мы видим в видоискателе, остается еще некоторый запас поля. Такими образом, даже при некоторых неточностях в кадрировании нет опасения, что часть изображения объекта может оказаться срезанной.

И все же для поправки на параллакс визирования в видоискателях многих современных фотоаппаратов делаются специальные отметки или дополнительные рамки.

Кроме того, в телескопических видоискателях многих фотоаппаратов имеется так называемое диоптрийное устройство . Дело в том, что людям, страдающим недостатками зрения, подчас очень трудно пользоваться видоискателем. Приходится работать в очках, а очки не позволяют приблизить глаз к окуляру видоискателя, и показания последнего становятся неправильными.

 

 

Рис. 24. Привод диоптрийного устройства на фотоаппарате ФЭД

 

В помощь таким людям и предназначено диоптрийное устройство. Оно состоит из небольшой подвижной рассеивающей линзы, расположенной между линзами видоискателя. Перемещением этой линзы вперед и назад можно в известных пределах изменять оптическую силу видоискателя и подбирать ее по глазам. Эта дополнительная линза перемещается с помощью вынесенного наружу рычажка (рис. 24). Если вы страдаете близорукостью или дальнозоркостью, диоптрийное устройство в аппарате значительно облегчит вам фотографирование.

 

Затвор

 

 

Для получения четких (не смазанных) изображений при съемке быстро движущихся объектов снимать их следует с очень короткими выдержками – порядка сотых и даже тысячных долей секунды.

Понятно, что открыть объектив на такой короткий промежуток времени без специального механизма невозможно.

Таким механизмом и служит фотографический затвор . Затворы бывают центральные и шторные .

Если заглянуть внутрь объектива, то можно увидеть в нем частично перекрывающие одна другую черные створки. Когда затвор спущен, эти створки полностью закрывают объектив, а в момент действия затвора створки быстро расходятся от центра объектива к краям, открывая его, а затем так же быстро сходятся к центру (рис. 25). Отсюда и название затвора – центральный. Обычно створки расположены между линзами объектива, но могут быть и позади него. Число створок в различных затворах разное. Расположение и число створок большого практического значения не имеют.

 

 

Рис. 25. Схема действия трехстворчатого центрального затвора

 

Почти все современные центральные затворы заводные, т. е. требуют предварительного взвода, и снабжены для этого заводным рычагом, а для приведения затвора в действие – спусковым рычагом или спусковой кнопкой.

В некоторых фотоаппаратах центральные затворы одновременно служат и диафрагмой. Створки в таких затвоpax во время съемки открываются не полностью, а до заранее установленного предела. Такое устройство называют затвор‑диафрагмой .

Шторный затвор  устроен и действует иначе. Вместо створок в нем имеется свертывающаяся светонепроницаемая шторка, обычно изготовленная из черной прорезиненной шелковой ткани и расположенная непосредственно перед пленкой. Бывают затворы и с металлической шторкой и затворы веерного типа.

 

 

Рис. 26. Схема устройства шторного затвора

 

На рис. 26 показана схема устройства шторного затвора. Шторка состоит из двух частей, связанных между собой системой тесемок. Расстояние между этими частями определяет ширину щели. При взводе затвора обе части шторки смыкаются и не пропускают света, а при спуске несколько расходятся и образуют щель, которая проходит перед пленкой от одного ее края к другому.

Веерные затворы – это разновидность шторного затвора. Щель в таком затворе образуется секторными, лепестками, сложенными наподобие веера (отсюда и название затвора) и поворачивающимися вокруг общей оси.

 

 

Рис. 27.

 

При нажиме на спуск затвора лепесток 1 (рис. 27) поворачивается направлении стрелки и увлекает за собой лепестки 2 и 3, открывая кадровое окно фотоаппарата (оно на рисунке заштриховано). Вслед за этим приходит в движение лепесток 4 и увлекает за собой лепестки 5 и 6. При этом, в зависимости от установки затвора, между лепестками 1 и 4 образуется щель той или иной ширины.

В каждом затворе имеется устройство, позволяющее регулировать выдержку. В центральных затворах это достигается изменением скорости движения створок, в шторных и веерных – изменением ширины щели.

Основное назначение затвора – отмеривание коротких выдержек, порядка 1/151/30 с и короче, но некоторые затворы работают и с более продолжительными выдержками: 1/8, 1/4, 1/2 и 1 с , и хотя выдержки 1/2 и 1 с можно осуществить от руки, затвор это делает гораздо точнее. Выдержки больше 1 с затвор обычно не отмеряет – они отмеряются от руки.

Предельно короткая выдержка у различных затворов также неодинакова. Одни затворы работают с предельной выдержкой 1/2001/250 с , у других она еще короче.

Конструктивные особенности центральных затворов не позволяют достигнуть выдержки короче 1/500 с . В этом смысле шторные затворы более совершенны. У всех фотоаппаратов, снабженных шторными затворами, предельная скорость их действия не менее 1/500 с , а в некоторых фотоаппаратах и 1/1000 с .

Скорость действия затвора изменяется с помощью регулятора, шкала которого состоит из цифровых и буквенных обозначений и имеет примерно такой вид:

 

Цифры означают продолжительность выдержки в долях секунды. Так, цифра 1 означает одну секунду, 2 – полсекунды, 30 – одну тридцатую секунды и т. д. Буква «В» (начальная буква слова «Выдержка») означает выдержку от руки.

При установке индекса (указателя) регулятора затвора на какое‑либо из цифровых делений шкалы затвор при нажиме на спусковую кнопку или рычажок автоматически отмеряет соответствующую выдержку: при установке на букву «В» затвор при нажиме на спусковую кнопку открывается, а с прекращением нажима закрывается.

С выдержкой от руки работают все затворы, но в некоторых из них, кроме того, имеется устройство, позволяющее оставить затвор открытым на любое время.

Разумеется, что чем шире диапазон выдержек, отмеряемых затвором, тем он лучше и тем шире возможности применения фотоаппарата. Это основная техническая характеристика затворов, но выдержки продолжительнее 1/15 с и короче 1/250 с на практике применяются сравнительно редко. Первые применяются главным образом при плохом освещении и требуют съемки со штатива, вторыми приходится пользоваться при съемке крупным планом очень быстро движущихся объектов. В любительской практике обычно применяются выдержки от 1/15 до 1/250 с, которые отмеряют почти все центральные и шторные затворы, и все они в этом смысле одинаково хороши.

Затворы, особенно центральные, по своей сложности и точности работы не уступают часовому механизму. Обращаться с ними надо осторожно. Разборка и сборка фотографических затворов – дело сложное, требующее специальных знаний, и самим заниматься этим не следует.

Затворы не требуют повседневного ухода. При умелом обращении они долго работают исправно и точно без смазки и чистки.

Некоторые затворы требуют соблюдения особых правил при работе с ними. Например, встречаются затворы, в которых регулировку скоростей действия можно производить только при спущенном положении. В некоторых затворах, регуляторы которых имеют круговую шкалу скоростей, нельзя поворачивать регулятор в промежутке между теми или иными делениями. Необходимые указания об этом всегда даются в инструкции, прилагаемой к фотоаппарату. Во всяком случае, при работе с затвором, как и с другими механизмами фотоаппарата, не следует прилагать больших усилий. При полной исправности фотоаппарата все его детали должны двигаться легко и плавно. Если же деталь движется с трудом или совсем не движется, то механизм неисправен и излишним усилием можно повредить его еще больше.

В последние годы широкое распространение получили электронно‑импульсные осветительные приборы.[8] Эти замечательные приборы дают свет исключительно большой силы, сравнимый со светом солнца, но в виде очень короткой вспышки, продолжительность которой иногда не превышает 1/2000 с .

Применение этих приборов дает эффект только тогда, когда момент вспышки совпадает с моментом полного открытия затвора фотоаппарата. И вот для того, чтобы синхронизировать действие прибора с действием затвора, в последних устанавливаются синхроконтакты – включатели электронно‑импульсного прибора, замыкающие его электрическую цепь и тем самым приводящие его в действие.

На корпусе фотоаппарата или затвора устанавливают небольшой штепсельный разъем, к которому на время съемки подсоединяется кабель импульсной лампы.

В центральных затворах замыкание электрической цепи происходит в тот момент, когда створки затвора полностью открывают объектив, а в шторных и веерных затворах, – когда полностью открыто все кадровое окно фотоаппарата. На многих аппаратах соединение импульсной лампы с затвором производится без кабеля; лампа устанавливается в металлической клемме на корпусе фотоаппарата, и контакт осуществляется через эту клемму. Существуют также лампы‑вспышки одноразового действия.

В отличие от электронно‑импульсной лампы, практически совершенно безынерционной, т. е. дающей вспышку в момент замыкания синхроконтакта, одноразовые лампы дают вспышку с некоторым запозданием. Хотя запоздание это очень невелико, всего несколько тысячных секунды, тем не менее этого достаточно, чтобы момент вспышки не совпал с моментом действия затвора.

Учитывая эту особенность ламп‑вспышек, на фотоаппаратах устанавливают второй синхроконтакт, замыкающий электрическую цепь лампы‑вспышки немного раньше.

Синхроконтакт, предназначенный для электронно‑импульсных ламп, помечается значком в виде молнии или буквой «X», а для ламп‑вспышек – значком в виде электрической лампочки или буквой «М». Первый из них называется «икс‑контакт», а второй – «эм‑контакт».

Но разные лампы‑вспышки обладают разной инерцией, поэтому на фотоаппаратах вместо второго синхроконтакта иногда устанавливают специальное устройство – синхрорегулятор , с помощью которого можно регулировать упреждение синхроконтакта применительно к разным лампам (рис. 28).

 

 

Рис. 28. Синхрорегулятор на фотоаппарате «Зенит»

 

Кроме синхроконтактов и синхрорегуляторов затворы многих фотоаппаратов снабжены так называемым автоспуском.

Автоспуск представляет собой устройство, автоматически приводящее в действие затвор фотоаппарата спустя 10‑15 с после нажатия на спуск. Затвор при этом срабатывает с той выдержкой, на которую он установлен, кроме «В» (выдержка от руки) и «Д» (длительная выдержка).

В шторных затворах для управления автоспуском служат заводной рычаг и спусковая кнопка. Для съемки с помощью автоспуска рычаг после взвода и установки затвора поворачивают до отказа, как показано на рис. 29 слева, а для пуска его в ход нажимают или отводят чуть в сторону спусковую кнопку (на рисунке справа).

 

 

Рис. 29. Автоспуск на фотоаппарате «Киев». Слева момент взвода, справа момент спуска

 

Механизм автоспуска обычно анкерный, издает во время работы характерный звук (жужжание), который длится до тех пор, пока не сработает затвор. Отведенный же рычаг при этом медленно возвращается в исходное положение. Глядя на него, можно предвидеть момент действия затвора. С этой целью рычаг делается довольно крупным, чтобы он был хорошо виден.

На центральных затворах рычаг обычно виден хуже, так как наружу выступает лишь его головка. Для лучшей видимости эту головку окрашивают в красный цвет. На таких затворах автоспуск приводится в действие нажатием на спусковой рычаг (или кнопку) затвора.

С помощью автоспуска можно сфотографировать самого себя. В этом, собственно, и заключается его основное назначение. Приведя автоспуск в действие, вы за время его холостого хода можете занять место перед фотоаппаратом и сфотографироваться, не прибегая для этого к посторонней помощи. Само собой разумеется, что все подготовительные операции необходимо проделать предварительно, а фотоаппарат установить на штативе.

На некоторых фотоаппаратах нет вообще рычага автоспуска или он очень мал, и автоспуск взводится одновременно с затвором. В таких фотоаппаратах рычаг или кнопку автоспуска обычно устанавливают на букву «А». Пользоваться автоспуском удобно и в случаях, когда надо отойти от фотоаппарата, чтобы подсветить объект сбоку или подержать сзади него фон.

Все фотографические затворы снабжены гнездом для ввинчивания гибкого спускового тросика. Этот тросик позволяет приводить затвор в действие очень плавно, без рывков и тем самым устраняет возможное дрожание аппарата в момент съемки.

Учитывая, что на фотоаппаратах давних выпусков синхроконтактов и автоспусков нет, промышленность выпускает их в виде отдельных приборов, которые можно присоединить к любому фотоаппарату.

Синхроконтакт  (рис. 30) представляет собой небольшой прибор с винтовым наконечником, с помощью которого он ввинчивается в гнездо гибкого спускового тросика. В головку синхроконтакта в свою очередь ввинчивается спусковой тросик. В приборе имеется штекерный разъем, к которому подсоединяется кабель электронно‑импульсного осветителя.

 

 

Рис. 30. Приставной синхроконтакт: 1 – винтовой наконечник, 2 – спусковой тросик, 3 – штекерный разъем

 

В фотоаппаратах с центральным затвором синхроконтакт действует надежно при выдержках от 1 до 1/50 с включительно, в фотоаппаратах со шторным затвором – только в пределах от 1 до 1/5 с .

Для правильной работы синхроконтакта необходимо его предварительно отрегулировать; способ регулировки описан в руководстве, прилагаемом к прибору.

Автоспуски бывают механические и пневматические. Механические автоспуски подсоединяют к нажимной кнопке гибкого спускового тросика, пневматические ввинчивают непосредственно в гнездо, предназначенное для этого тросика.

Таким образом, если на вашем фотоаппарате нет автоспуска или синхроконтакта, вы можете восполнить этот недостаток, купив отдельные приборы.

 

Фокусировочное устройство

 

 

Для осуществления наводки на резкость объективы в фотоаппаратах обычно устанавливают в винтовых или червячных оправах, позволяющих передвигать объективы в известных пределах вперед и назад, в зависимости от расстояния, с которого производится съемка.

Существует и другой способ наводки: перемещение не всего объектива, а только передней его линзы так, что расстояние между объективом и поверхностью пленки не изменяется, но изменяется расстояние между линзами объектива.

Такой способ наводки на резкость основан на принципе работы нашего глаза. Объектив часто называют глазом фотоаппарата. Однако правильнее было бы сравнить с глазом весь фотоаппарат. Тогда объектив можно было бы сравнить с хрусталиком глаза, и это сравнение было бы действительно верным. Взгляните на рис. 31 и вы увидите, как велико сходство фотоаппарата с глазом.

 

 

Рис. 31. Фотоаппарат подобен глазу

 

Подобно тому, как объектив «рисует» изображение на пленке, хрусталик нашего глаза, представляющий собой маленькую собирательную линзу, «рисует» изображение предметов на сетчатой оболочке глаза.

Глазное яблоко не обладает способностью ни удлиняться ни сокращаться, однако это не мешает нам видеть одинаково резко как очень близкие, так и очень далекие предметы. Объясняется это способностью хрусталика менять выпуклость своих поверхностей и тем самым изменять свое фокусное расстояние.

По мере выдвижения передней линзы фокусное расстояние объектива уменьшается, что дает возможность приблизить фотоаппарат к объекту съемки и получить его резкое изображение на пленке в более крупном плане. Так, в частности, устроен фотоаппарат «Любитель‑2».

Но для осуществления наводки на резкость наличия этих устройств еще недостаточно. Необходимо фокусировочное устройство, позволяющее в каждом отдельном случае найти точное положение объектива. Существует несколько таких устройств, принципиально различных. Каждое из них имеет свои особенности, свои преимущества и недостатки. Зная эти особенности, вы гораздо легче решите, какой из фотоаппаратов для вас более удобен.

Простейшее из этих устройств – шкала расстояний . Вы уже знаете, что каждому расстоянию от фотоаппарата до объекта съемки соответствует строго определенное расстояние между объективом и фотопленкой, при котором изображение предмета получается резким. Это дает возможность заранее рассчитать и нанести на оправу объектива шкалу, с помощью которой можно производить наводку на резкость. На разных объективах шкала расстояний имеет различный ряд цифр. На нормальных объективах малоформатных камер она может иметь такой вид:

 

 

Цифры шкалы показывают расстояние от фотоаппарата до объекта съемки в метрах. Чтобы произвести наводку на резкость, следует определить расстояние до фотографируемого предмета и совместить указатель с цифрой шкалы, соответствующей этому расстоянию.

Если же предмет находится достаточно далеко (например, для приведенной здесь шкалы дальше 20 м ), то объектив устанавливают на знак оо. Это принятый в математике знак бесконечности, и такая установка объектива называется установкой на бесконечность.

Точность фокусирования объектива с помощью шкалы расстояний зависит от того, насколько точно вы умеете определять расстояние на глаз. Но опыт показывает, что благодаря глубине резкости объектива небольшие ошибки при определении расстояния существенного значения не имеют.

Шкала расстояний есть на объективах всех фотоаппаратов, независимо от того, имеется в них какое‑либо иное устройство для наводки на резкость или нет. Таким образом, наводку на резкость с помощью шкалы расстояний можно производить любым фотоаппаратом, и этим успешно пользуются опытные фотолюбители и фоторепортеры, особенно при съемке событий. При такой съемке дорога каждая секунда, а наводка на резкость с помощью шкалы расстояний осуществляется гораздо быстрее, чем с помощью других устройств.

 

 

Рис. 32. Шкала и значение символов для наводки на резкость

 

Глубина резкости, связанная с величиной отверстия диафрагмы и расстоянием до снимаемого объекта, позволила еще более упростить способ наводки на резкость и вместо шкалы расстояний, содержащей целый ряд цифр, применить символическую шкалу, состоящую всего из трех или четырех, например, таких символов: «Крупный план», «Портрет», «Группа» и «Пейзаж» (рис. 32).

Чтобы произвести наводку на резкость с помощью такой шкалы, достаточно установить объектив на тот или иной символ.

Наличие такой шкалы, конечно, не означает, что фотоаппарат пригоден для съемки только указанных на ней объектов, и понимать эти символы в буквальном смысле, безусловно, не следует. Они выбраны как наиболее часто встречающиеся в практике фотолюбителей и наиболее характерные в том смысле, что портреты обычно снимаются с относительно небольшого расстояния – 1‑1,5 м, группы – с несколько большего, примерно от 3 до 4 м, а пейзажи – с расстояния не ближе 8 м. Таким образом, фотографируя любые объекты, расположенные на указанных расстояниях, надо руководствоваться этими расстояниями и относить объекты к тому или иному символу. Так, снимая объект, размеры которого требуют съемки с расстояния 3‑4 м, следует пользоваться символом «Группа», а снимая здание или другое крупное сооружение, – символом «Пейзаж».

На чем же основан такой способ наводки? Прежде всего на глубине резкости объектива, которая даже и при сравнительно больших отверстиях диафрагмы обеспечивает получение достаточно резких негативов при съемке с указанных расстояний. В расчет принято и то, что при наибольшем отверстии диафрагмы снимают очень редко. Объектив почти всегда диафрагмируют.

Конечно, при таком упрощенном способе наводки на резкость возможны ошибки, избежать которые можно, только умело пользуясь шкалой символов и диафрагмой. Во всяком случае, способ прост и, как показывает опыт, вполне применим.

В разных фотоаппаратах символы могут несколько отличаться по своим изображениям и по расстояниям, которым они соответствуют. Аппараты с наводкой по шкале расстояний называют шкальными .

Гораздо более точен способ наводки на резкость с помощью оптического дальномера. Аппараты с таким способом наводки называются дальномерными .

Дальномерами вообще называются приборы, предназначенные для определения расстояния от наблюдателя до наблюдаемого объекта. Это оптические приборы, действие которых основано на том, что если смотреть на какой‑нибудь предмет с двух точек: А и В, отстоящих одна от другой на некотором расстоянии (рис. 33) и так, чтобы угол а всегда был прямым, то, в зависимости от расстояния, от точки А до наблюдаемого предмета угол b будет изменяться. Чем дальше будет расположен предмет, тем угол b будет больше. Следовательно, по величине угла b можно определить расстояние до предмета.

 

 

Рис. 33. Принцип действия дальномера

 

Расстояние между точками наблюдения А и В называется базой дальномера. Чем больше эта база, тем точнее может работать прибор.

Рассмотрим одну из схем устройства и действия оптического д


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.