Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы

2023-01-16 15
Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипак Чопра

Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы

 

 http://www.universalinternetlibrary.ru/

«Дипак Чопра. Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы»: София; Киев; 2003

ISBN 5‑9550‑0149‑2

 

Аннотация

 

Эта книга принесет огромную пользу как миллионам людей, которые пытаются избавиться от вредных привычек сами, так и миллионам их родных и близких, стремящихся помочь этим людям в решении их проблем.

Доктор Дипак Чопра предлагает совершенно неожиданный взгляд на вредные привычки, на то, что они собой представляют, и на людей, им поддавшихся. Несмотря на то, что вредные привычки приносят нам и физические, и эмоциональные страдания, книга эта — о наслаждении и достатке, любви и надежде, здоровье и счастье.

В сущности, страдающий вредными привычками человек есть искатель счастья, однако ищет он его не там, где нужно, и блуждает — быть может, многие годы — окольными путями.

Истинное же счастье есть возвращение к глубинной гармонии тела, разума и духа — гармонии, которая была свойственна вам при рождении и может быть обретена вновь. Восстановив ее, человек уже не будет испытывать потребности в стимуляторах, депрессантах и всем том, что нужно покупать, прятать, колоть, вдыхать, включать и выключать. Ничто из этого не нужно было вам в детстве, когда солнечного дня и любви близких было достаточно, чтобы переполнить вас счастьем. Эта открытость для любви, эта способность единению с окружающим миром по‑прежнему с вами, и вы может легко и безболезненно возродить ее.

 

Дипак Чопра

Как преодолеть вредные привычки

Духовный путь к решению проблемы

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧТО ТАКОЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ В ПОИСКАХ

 

Среди наиболее серьезных проблем нашего общества, касающихся человеческого здоровья, вредные привычки и их последствия занимают, по моему глубокому убеждению, далеко не последнее место. Сердечно‑сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, многие формы рака, СПИД — вот лишь некоторые недуги, прямой или косвенной причиной которых становятся вредные привычки. Эта небольшая книга, таким образом, представляет собой попытку весьма сжатого рассмотрения чрезвычайно обширной и сложной проблемы. На первый взгляд это может показаться нелегкой задачей. Быть может, кто‑то сочтет попытку разобраться на паре сотен страниц в сложнейших вопросах, связанных с пагубными пристрастиями, некоторой самоуверенностью. И все же я уверен, что даже такая небольшая книжка принесет огромную пользу как миллионам людей, которые пытаются избавиться от вредных привычек сами, так и миллионам их родных и близких, стремящихся этим людям помочь.

Иными словами, отдавая себе отчет в том, насколько разнообразны трудности, возникающие в нашем обществе из‑за вредных привычек миллионов и миллионов людей, я все же приступаю к осуществлению задуманного с оптимизмом и рвением. Причина этого вполне проста: несмотря на то что нам предстоит говорить здесь о глубочайших физических и эмоциональных страданиях, книга эта — о здоровье и счастье, наслаждении и достатке, любви и надежде.

Я понимаю, что сама по себе подобная позитивная установка несколько непривычна. Слишком часто наши усилия по решению проблемы вредных привычек оказываются отравлены злобой, нетерпимостью и отчаянием. Порой это звучит открыто, как, например, в выражениях наподобие «война с наркотиками» или же страшных историях о том, как пагубные пристрастия изломали чью‑то карьеру и разбили кому‑то жизнь. В других случаях такая негативная ориентация проявляется не столь непосредственно: вспомним, например, унылую обстановку многих «центров», где пациентам предлагают самим справиться со своими проблемами и где их ждет кружок пластиковых стульев в комнате с линолеумом на полу и люминесцентным освещением.

Страх перед прошлым, страх перед будущим, страх воспользоваться настоящим моментом для обретения подлинного счастья — сколь многими страхами бывает усеян путь склонного к вредным привычкам человека! Составной частью многих методик избавления от таких привычек также является страх. Однако для большинства людей подход, основывающийся на страхе, не может стать средством достижения долговременного успеха. Поэтому я намерен предложить здесь совершенно иной взгляд на вредные привычки и пагубные пристрастия — на то, что они собой представляют, и на людей, им поддавшихся.

Пристрастившийся человек видится мне искателем, который, увы, сбился с пути. Это человек, ищущий удовольствия, а может, даже своего рода трансцендентного опыта, — и я хочу подчеркнуть, что подобный поиск достоин всяческого поощрения. Такой человек ищет не там и не то, но стремится он к вещам очень важным, и мы не вправе позволить себе игнорировать значение его поиска. По крайней мере поначалу, пристрастившийся надеется испытать нечто чудесное, нечто выходящее за рамки неудовлетворительной, а то и нетерпимой для него повседневной действительности. В таком стремлении нет ничего постыдного. Наоборот, оно становится основой для истинной надежды и подлинного преображения.

Называя пристрастившегося искателем, мне хочется пойти еще дальше. На мой взгляд, человек, никогда не испытывавший тяги к пристрастиям, — это тот, кто не сделал и первого робкого шага к познанию истинного значения Духа. Быть может, в пристрастии и нечем гордиться, однако оно представляет собой стремление к переживаниям более высокого уровня. И хотя достичь такого уровня при помощи таблеток и разного рода одержимости невозможно, сама такая попытка свидетельствует о наличии в человеке чего‑то подлинно духовного.

Согласно Аюрведе, традиционному индийскому учению о человеческом здоровье, каждый из нас хранит в себе память о совершенстве. Эта память запечатлена в каждой из клеток нашего тела. Ее нельзя стереть, но можно заглушить ядами и различного рода загрязнениями. При рассмотрении вопроса о пагубных пристрастиях нашей подлинной задачей является не описание разрушительного действия поведения аддиктивного типа [1], но пробуждение всегда сохраняемого нами сознания совершенства. Будучи школьником, я прочел поэму «Потерянный рай», несомненно являющуюся одним из величайших произведений, созданных на английском языке. Но я понял и то, что рай, находящийся внутри нас, никогда не может быть утрачен в полном смысле этого слова. Мы можем перестать его замечать, но он всегда для нас достижим.

Мне часто приходила в голову мысль, что музыка — это вид искусства, который способен наиболее эффективно ввести нас в соприкосновение с нашим внутренним совершенством. К ней, разумеется, можно подходить с позиций разума и даже воспринимать как некий раздел математики, однако музыка, помимо этого, выводит нас на уровень, в некотором роде более глубокий, чем наши процессы сознательного мышления. Это можно испытать, слушая музыку, а еще более полно — играя ее. Всякий раз, присутствуя на концерте, я бываю поражен тем очевидным воздействием, которое музыка оказывает на исполнителя. То, что он переживает, можно назвать экстазом. Музыкант, в полном смысле слова поглощенный исполнением, перемещается в иную реальность и переживает совершенно безотчетные счастье и радость. Это захватывающее, восхитительное зрелище. Подобный опыт, разумеется, может стать достойной целью для устремлений и в вашей собственной жизни.

В связи с этим мне вспоминается некогда прочитанное жизнеописание Чарли Паркера, талантливейшего музыканта, блиставшего в джазовом мире Нью‑Йорка в 40‑х — начале 50‑х годов. Лучшие из его саксофонных импровизаций были не просто ошеломляюще быстрыми и замысловатыми — они обладали логической связностью и единством. Обожествлявшие Паркера молодые музыканты были готовы на все, чтобы играть так, как он, однако его музыкальные способности казались чуть ли не сверхъестественными. В чем же был секрет его игры, его способности войти в то, не каждому доступное пространство, где он, вне всякого сомнения, пребывал во время исполнения?

Случилось так, что Чарли Паркер был не только великим музыкантом, но и пристрастившимся к героину наркоманом. И хотя лучшие его соло были сыграны, когда он не был зависим от наркотиков, среди целого поколения джазовых музыкантов стало модным употреблять героин в подражание своему кумиру. Их порыв вполне понятен и даже достоин восхищения: им хотелось погрузиться в то сверхъестественное переживание, в котором у них на глазах пребывал другой человек. Однако для многих талантливых людей это имело катастрофические последствия. Героин не только не привел их к главной цели жизни — стать выдающимися музыкантами, но и оказался для них губителен. Им хотелось найти короткий путь в рай, но свернули они явно не на ту тропу. В отношении пагубных пристрастий этот момент — важнейший, идет ли речь о наркотиках, еде, алкоголе, курении, азартных играх, телевизионных мыльных операх или тысячах других искушений, ежедневно присутствующих в нашей жизни. Пристрастие начинается, когда нужную вещь ищут в неподобающем месте. Как показал в своей великолепной книге «Экстаз» последователь Юнга психолог Роберт Джонсон, пристрастие есть не что иное, как донельзя выродившаяся замена истинному переживанию счастья.

 

ВОСПИТАНИЕ ДУХА

 

Не хлебом единым жив человек.

Этот общеизвестный образ фигурирует как в Ветхом, так и в Новом Завете, и смысл его вполне понятен. Фактически, он означает, что наши потребности не ограничиваются удовлетворением лишь материальных нужд. Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное удовлетворение представлено как фундаментальная жизненная потребность, сравнимая с потребностью в пище. По существу, на тех же позициях стоят и все другие религии и духовные традиции: чтобы жить, нам необходима «пища для души».

По моему мнению, это верно в совершенно буквальном смысле. Состояние нашей духовной жизни напрямую связано с функционированием нашего тела, в том числе с обменом веществ, пищеварением, дыханием и всеми остальными видами физиологической деятельности. Но мы нередко пренебрегаем своими духовными потребностями или недооцениваем их. Конечно, имеются некоторые признаки того, что на смену подобному поведению постепенно приходит иное — у людей вновь возникает осознание духовных ценностей. И тем не менее материалистическая ориентация, под влиянием которой мы находились столь длительное время, повлекла весьма серьезные последствия, тесно связанные с распространенностью в современном обществе склонности к вредным привычкам.

Коль скоро мы не в полной мере осознаем необходимость духовных достижений, нет ничего удивительного в том, что многие люди неверно понимают истинные потребности человеческого духа. Они открывают для себя великое множество гиперстимулирующих видов деятельности и такое же количество способов снятия напряжения, заменяя ими состояние «действительно высшего класса» — именно то глубокое переживание, которое Роберт Джонсон называет экстазом.

Это‑то и прискорбно, ведь экстаз нам необходим. Мы нуждаемся в нем так же остро, как в пище, воде и воздухе. Но в современном западном обществе эта основополагающая человеческая потребность не осознается в полной мере. За последние тридцать лет мы существенно продвинулись в понимании того, насколько ухудшилось наше физическое окружение, и в преодолении такого рода тенденций. А вот столь же решительно осознать свои духовные потребности нам пока не удалось. В проблеме вредных привычек я вижу прямое следствие этой фундаментальной оплошности.

В каждой культуре, во все эпохи человеческой истории люди испытывали потребность в экстатическом переживании — в наслаждении того или иного рода, выходящем за рамки повседневной реальности. Различные культуры пытались удовлетворить эту потребность множеством всевозможных способов, и некоторые из этих способов оказывались куда более духовно ориентированными, чем все прочие.

В XIX веке русский писатель Федор Достоевский утверждал, что человек может чувствовать себя удовлетворенным, только получая от общества три вида переживаний — чудеса, таинства и духовное руководство, и что переживания эти куда более важны для него, чем удовлетворение материальных потребностей. Человек, испытывающий то или иное пагубное пристрастие, по всей видимости, верит, что с его помощью он сможет обрести чудеса и таинства, а отсутствие духовного руководства делает такой взгляд еще более соблазнительным. Вместо того чтобы считать пристрастившихся просто‑напросто слабыми людьми, а то и преступниками, я предпочитаю видеть в них тех, кто губительным для них самих, но все же вполне понятным образом откликается на духовный вакуум, скрывающийся за нашим материальным изобилием.

Мы все ощущаем последствия этого духовного вакуума, В зависимости от того, кто мы есть, и от тех обстоятельств, в которых оказываемся, мы откликаемся на него одним из множества способов. Однако в нашем обществе человеческий отклик на духовные в своей сущности устремления сплошь и рядом принимает материальные формы.

Мне вспоминается один мой друг, который, будучи еще совсем молодым человеком, достиг впечатляющих успехов в бизнесе. В его сорок с небольшим лет у него в руках оказались средства, достаточные для того, чтобы делать или иметь буквально все, что ему захочется. И он действительно хотел чего‑то, вот только не был уверен, чего именно. Как бы то ни было, он купил летний домик у озера. Чтобы добираться до этого домика, он приобрел дорогой джип, а чтобы, добравшись, ему было чем заняться, купил катер. Помимо этого, он обзавелся суперсовременным сотовым телефоном, чтобы иметь возможность из джипа или катера следить за ходом своего бизнеса.

Словом, обычная история, множество раз происходившая с финансово успешными индивидуумами. Приобретя дом, автомобиль, катер и телефон, мой друг никоим образом не оказался ближе к подлинной самореализации, чем был до этого. Результатом стало лишь то, что он впал в еще более угнетенное состояние духа, и отдаленные последствия этого наблюдаются до сих пор. Так, например, катер оказался весьма удобным местом для довольно‑таки обильных возлияний.

Мой друг — человек состоятельный и, по большому счету, сильная личность. Вероятно, поэтому его помешательство на приобретениях не причинило ему особого вреда. А вот для человека с меньшими финансовыми возможностями или, скажем, для более уязвимой личности это могло бы иметь довольно пагубные последствия в виде непредсказуемых душевных пристрастий. Алкоголь, наркотики, безрассудство в сексуальной сфере представляют собой по существу материальные отклики на потребности, не являющиеся физическими в своей основе. Но если человек не представляет себе, где кроме сферы простой чувственности ему искать подлинное наслаждение, неудивительно, что он его и не находит.

В своей книге «Утраченный мир Выставки», вышедшей в 1939 году, специалист по компьютерам Дэвид Джелентер использует в качестве отправной точки для анализа тогдашнего общества Нью‑йоркскую всемирную выставку. Сделанные им выводы представляются мне вполне четкими и убедительными. Ближе к концу Великой депрессии и непосредственно перед началом Второй мировой войны Всемирная выставка рисовала картину будущего, поражавшую воображение большинства людей того времени. Еще немного, говорила эта картина, и у каждого будет собственный автомобиль. Более того, у каждого будет гараж, где он сможет этот автомобиль содержать. Жилье, электрические холодильники и даже телевизоры станут доступными всем и каждому.

По словам Джелентера, эта невероятная на первый взгляд перспектива придавала силы американскому обществу в годы войны и в последовавший за ней период роста благосостояния. Постепенно то, что казалось недостижимым идеалом, превратилось в реальный образ жизни множества людей. Но по мере достижения все большего успеха в вопросах удовлетворения материальных потребностей, естественным образом уменьшалось количество вещей, к которым нужно было стремиться. Коль скоро вещи были тем, к чему были обращены наши надежды и ради чего мы трудились, с достижением каждой новой материальной цели у нас оставалось все меньше надежд и меньше целей.

Сегодня мечта, вдохновлявшая нас полвека назад, стала явью. И если эта явь не принесла счастья многим американцам, то не потому ли, что мечта была основана на том, в чем мы нуждались тогда! Теперь же, когда многие из нас получили все сполна, нам необходимо нечто качественно иное. Нам необходимо что‑то большее.

Для миллионов же людей, которые пока что не достигли финансового и материального успеха, ассоциирующегося у нас с сегодняшним днем, ситуация оказывается еще сложней. Склонность к вредным привычкам, несомненно, более характерна для бедных, чем для обеспеченных слоев общества, и ее последствия для людей с ограниченными социальными и личными ресурсами куда пагубней.

Говоря людям, чувствующим себя за бортом материального благополучия, что им следует осознать свои духовные потребности, я затрагиваю весьма непростые проблемы. Мне могут, например, задать вопрос, а не напоминает ли это обращенные к маленькому ребенку увещевания, что быть взрослым вовсе не так прекрасно, как может показаться? Дети все равно будут хотеть испытать это на себе! И все же я уверен, что осознание и развитие Духа необходимо каждому, вне зависимости от его нынешнего положения в обществе, поскольку такое осознание — единственная подлинная и неизменная альтернатива пагубным пристрастиям.

На страницах этой книги я попытался показать, что духовное совершенствование доступно каждому человеку, какова бы ни была его личная история или же материальная обеспеченность. Разумеется, ваши индивидуальные обстоятельства неизбежно окажут свое влияние на выбор пути к духовному совершенству. Однако одним из величайших достоинств Аюрведы является ее гибкость и способность удовлетворить уникальные потребности каждого конкретного человека.

Хочется надеяться, что подзаголовок этой книги в надлежащей мере подчеркивает силу моих чувств по отношению к вредным привычкам. Я говорю о духовном пути к решению проблемы, потому что уверен — это и есть подлинный ответ. В третьей главе я подробней поясню, почему я уверен в этом; в ближайших же главах мы разберемся, каким образом вы сможете найти применение духовному пути в своей повседневной жизни.

 

ВАТА

 

Подобно ветру прерий, Вата все время движется, перемещается, меняя при этом направление. Вата‑тип существенно более изменчив, чем Питта или Капха, и то, каким будет его поведение на следующий день, предсказать гораздо труднее. Для людей Вата‑типа характерны внезапные всплески энергии, как эмоциональной, так и физической, которые столь же быстро прекращаются. Прогуливаясь ли, обедая, решая, идти ли им спать, люди этого типа последовательны лишь в своей непоследовательности. Такая переменчивость также характерна для их пищеварения, настроения, эмоций и общего состояния их здоровья. Вата‑тип, например, особенно уязвим для таких мелких заболеваний, как простуда или грипп.

 

Характеристики Вата‑типа

 

• легкий, худощавый

• все делает быстро

• нерегулярные аппетит и пищеварение

• легкий, непостоянный сон, склонность к бессоннице

• энтузиазм, живость, воображение

• возбудимость, быстрая смена настроений

• быстро схватывает информацию и быстро ее забывает

• склонность к беспокойству

• склонность к запорам

• быстрая утомляемость, склонность к перенапряжению

• умственная и физическая энергия проявляется всплесками

 

Очень характерно для Вата‑типа:

 

• может испытывать голод в любое время дня или ночи

• любит возбуждение и постоянные перемены

• ложится спать каждый вечер в другое время, пропускает приемы пищи и вообще часто меняет привычки

• хорошее пищеварение в один день и плохое в другой

• яркие и несдержанные вспышки эмоций, которые продолжаются недолго и быстро забываются

• быстрая ходьба

 

ПИТТА

 

Питта подобна жаркому неистовому пламени; ее отличительная черта — напор. Такое сходство с жаром проступает даже в физических характеристиках людей Питта‑типа, часто рыжеволосых и краснолицых. По натуре эти люди амбициозны, порой даже одержимы, склонны дерзко самовыражаться и ожесточенно спорить. Находясь в состоянии уравновешенности, люди Питта‑типа нежны и ласковы, лицо их излучает тепло; они просто пронизаны счастьем. Однако когда в игру вступает стресс, неправильное питание или другой дестабилизирующий фактор, начинает заявлять о себе агрессивная, критическая сторона Питты.

 

Характеристики Питта‑типа

 

• среднего телосложения

• острый голод и жажда, мощное пищеварение

• склонность к гневу и раздражению в стрессовых ситуациях

• белая или розовая кожа, нередко в веснушках

• избегает солнца, не любит жаркой погоды

• предприимчивый характер, любит испытания

• острый интеллект

• точная, выразительная речь

• не любит пропускать приемы пищи

• светлые, русые, рыжие (или рыжеватые) волосы

 

Людям Питта‑типа особо свойственно:

 

• испытывать мучительный голод, если обед запаздывает на полчаса

• жить по часам, негодовать по поводу пустой траты времени

• просыпаться среди ночи от жары и жажды

• брать ситуацию под свой контроль или испытывать такую потребность

• убеждаться на опыте, что другие считают его слишком требовательным, саркастическим или бескомпромиссным

• решительная походка

 

КАПХА

 

Капха — самая спокойная и устойчивая доша, выходит из равновесия далеко не так легко, как Вата или Питта. Капха привносит в организм упорядоченность и жизнестойкость; это проявляется в коренастом телосложении многих людей Капха‑типа. По натуре люди Капха‑типа невозмутимы и оптимистичны. Их нелегко рассердить. Прежде чем занять собственную позицию по какому‑либо вопросу, они предпочитают принять во внимание все возможные точки зрения. Выйдя из равновесия, люди Капха‑типа, однако, бывают заторможены и нерешительны. Им идут на пользу диета и энергичные физические упражнения, противостоящие их естественной склонности к ожирению. Несмотря на такого рода слабости, Аюрведа считает людей Капха‑типа весьма счастливыми: они, как правило, любящи и внимательны, а их врожденная физическая стойкость защищает их от всякого рода болезней.

 

Характеристики Капха‑типа

 

• крепкое, мощное телосложение; большая физическая сила и выносливость

• стабильная энергия; медлительность и изящество в действиях

• спокойный, расслабленный характер; не спешит гневаться

• холодная, гладкая, толстая, бледная и часто жирная кожа

• медленно усваивает новое, зато отличается хорошей цепкой памятью

• глубокий продолжительный сон

• склонность к ожирению

• медленное пищеварение, умеренный аппетит

• склонность к собственности и к самодовольству

 

Людям Капха‑типа особо свойственно:

 

• долго обдумывать проблему, прежде чем принять решение

• долго просыпаться, долго лежать в постели, первым делом с утра выпить кофе

• ценить статус‑кво и сохранять его посредством ублажения других

• уважать чувства других людей (если испытывает к ним подлинную симпатию)

• искать эмоциональный комфорт в еде

• влажные глаза, изящество движений, плавная походка — даже при избытке веса

Во второй части мы поговорим о некоторых особо распространенных вредных привычках, уделив особое внимание их связи с дошами. Поскольку неуравновешенная Вата ответственна за импульсивные действия и нервную неустойчивость, успокоение этой доши имеет для преодоления вредных привычек особое значение. Неуравновешенная Питта лежит в основе преувеличенного чувства самоконтроля, свойственного некоторым пристрастившимся, в том числе уверенности из разряда «Я могу бросить, как только захочу» или «Я могу пить сколько хочу, и это не приносит мне никакого вреда». С другой стороны, люди Капха‑типа нередко действительно способны дольше других переносить воздействие вредных веществ. В сочетании с их естественной склонностью к инерции и медлительности это порой побуждает людей Капха‑типа сопротивляться лечению.

Я настоятельно рекомендую вам прочесть все главы второй части, даже если вы лично не имеете никаких вредных привычек. Знакомство с представлением об аддиктивном поведении, отличающимся от вашего собственного, может весьма способствовать расширению вашего кругозора. Кроме того, это поможет вам понять чувства людей, не страдающих пристрастиями, — друзей, родственников, коллег по работе, — которым приходится иметь дело с этим сложным психологическим явлением, несмотря на то что оно, быть может, совершенно чуждо их собственному жизненному опыту.

В третьей части речь пойдет о конкретных стратегиях устранения Вата‑неуравновешенности, лежащей в основе любой вредной привычки. Аюрведические методы позволят целиком и полностью восстановить равновесие в вашем организме. Вы сможете обрести опыт подлинного счастья, благодаря которому в вашей жизни попросту не останется места для какого бы то ни было аддиктивного поведения.

Несмотря на то что эта книга способна принести своему читателю огромную пользу, пожалуйста, имейте в виду, что она никоим образом не может заменить профессиональную помощь врача, если речь идет о проблемах, чреватых серьезной опасностью для здоровья. Вредные привычки обусловлены сочетанием личностных, социальных и экологических факторов. Призывая вас взять на себя ответственность за ваше собственное здоровье, я хочу также, чтобы вы знали о возможном существовании воздействий, неподвластных вашему контролю и даже вовсе вам не известных. В любом случае, прежде чем приступать к новой диете или курсу упражнений, в том числе и к описанным в третьей части, пожалуйста, проконсультируйтесь со своим врачом. Это особенно важно, если из‑за укоренившихся вредных привычек нынешнее состояние вашего здоровья ослаблено.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Опыт пагубных пристрастий

 

АЛКОГОЛИЗМ

 

Алкоголь, в форме пива ли, вина или крепких напитков, с древнейших времен служит в обществе для множества целей. В католической мессе, еврейском пасхальном богослужении, ритуалах многих других религиозных верований алкоголь играет церемониальную, а то и сакральную роль. В Соединенных Штатах, отмечая праздничные события, мы пьем шампанское, а нескончаемая телевизионная реклама раз за разом напоминает нам, что обилие пива — неотъемлемый признак хорошо проведенного времени. Все это есть следствие давней западной традиции. Говоря о важности алкоголя в общественной жизни Англии XVII века, один историк сказал, что питие было «...вплетено в ткань общественной жизни. Оно играло ту или иную роль едва ли не во всякой публичной и приватной церемонии, любой торговой сделке, любом цеховом ритуале, любом событии частной жизни — как торжественном, так и траурном».

Рука об руку с важнейшей социальной ролью алкоголя идет, однако, и давняя традиция враждебности к питию. В Америке она достигла апогея во времена Сухого закона 20‑х — начала 30‑х годов. Но даже без всяких запретов потребление алкоголя населением Америки по‑прежнему имеет общую тенденцию к снижению после достигнутого около 150 лет назад пика. По имеющимся оценкам, в 1830 году потребление чистого спирта на душу населения составляло 7,1 галлона [2], тогда как в 1989 году эта цифра составила всего 2,43 галлона.

Но даже показатель 1989 года в пересчете составляет 576 банок пива на каждого американца, так что, как видим, употребление алкоголя все еще весьма распространено. Однако приходится оно в основном на относительно небольшую часть населения: исследования показали, что пятьдесят процентов всего количества алкогольных напитков потребляется всего десятью процентами от общего числа пьющих. Эти десять процентов составляют группу алкоголиков и зависимых от алкоголя людей, которым в первую очередь и адресована данная глава.

 

ПЛЮСЫ АЛКОГОЛЯ

 

Обсуждая историю моей юной пациентки Эллен, я уже говорил о своем убеждении, что, имея дело с пристрастием к тому или иному веществу, важно знать как о его пагубном воздействии, так и о доставляемом им удовольствии. Несомненно, с алкоголем ассоциируется множество приятных ощущений. Имеются даже документальные свидетельства о его пользе для здоровья. И в то же время, когда «употребление» превращается в «злоупотребление», вред от алкоголя значительно превышает пользу, что, конечно же, дает о себе знать очень скоро.

Кто‑то может задаться вопросом, как вообще люди пришли к употреблению алкоголя? Историки считают, что первобытный человек мог обратить внимание, как разительно меняется поведение животных, которые поели забродивших плодов. Возможно, кто‑то особо любопытный решил выяснить, что же заставляет, скажем, оленя ходить шатающейся походкой. А отсюда уже, пожалуй, недалеко и до того мастерства, даже искусства, которого люди достигли в производстве алкогольных напитков.

За многие тысячи лет алкогольные напитки и техника их приготовления вплелись в ткань человеческой цивилизации. Не так давно в Иране был найден кувшин со следами спирта — это подтверждает, что вино производилось на Среднем Востоке более семи тысяч лет назад. Один историк заметил, что существует только два изобретения, равно присущих всем культурам: та или иная разновидность хлеба либо макаронных изделий и «открытие и использование естественного процесса брожения». Вино, конечно же, часто упоминается в Библии, как с позитивным, так и с негативным смысловым значением.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что правители Персидской империи не выносили окончательного решения ни по одному из важных вопросов, не обсудив его как в трезвом, так и в нетрезвом состоянии. А в одном из прекраснейших диалогов Платона «Симпозиум», где обсуждаются вопросы любви, мы становимся свидетелями непринужденной беседы собутыльников; само греческое слово симпозиум в буквальном переводе означает «пить вместе». Питие также часто упоминается (и прославляется) у Шекспира и занимает важное место в творчестве бесчисленного множества других писателей и художников — не говоря уже о том, что оно значило в их собственной жизни.

Помимо исторического значения собственно алкоголя, питие лежит в основе социальных институтов, сохраняющих свою важность и по сей день. Телевизионное шоу «Будем здоровы!» изображает небольшой кабачок своего рода раем: теплая обстановка, старые друзья встречаются, беседуют, попадают в смешные ситуации... Очень редко действие шоу выносится за пределы этого кабачка, да это и свело бы на нет весь замысел программы. Кабачок способен стать убежищем, безопасным местом, куда можно при случае спрятаться: именно таков смысл названия рассказа Эрнеста Хемингуэя об одном испанском кафе — «Там, где чисто, светло».

Посещение заведений, в основе которых лежит идея коллективного пития, несомненно, способно принести эмоциональную пользу, а всякое переживание радости или расслабления, кроме того, приносит пользу физиологическую. Более того, как медицинские, так и популярные взгляды на алкоголь несколько изменились под влиянием исследований, показывающих, что умеренное употребление алкоголя способно снизить риск сердечных заболеваний. И хотя исследователи связывают такое воздействие алкоголя с изменением химического состава крови, причиной с тем же успехом может быть и снижение уровня стресса.

С доисторических времен алкоголь играл в жизни человека ту или иную, но всегда чрезвычайно важную роль. С одной стороны, он использовался в религиозных таинствах и обрядах в качестве средства установления контакта с богами. С другой стороны, алкоголь помогал людям сблизиться друг с другом. Эта двойственная, священная и мирская функция алкоголя позволяет сравнить его с огнем как структурным началом нашей жизни. И, подобно огню, он легко может выйти из‑под контроля.

 

ОПАСНОСТЬ АЛКОГОЛЯ

 

Алкогольные продукты можно считать напитками, но точно так же их можно рассматривать как наркотики. По существу, алкоголь — это наркотик, злоупотребление которым распространено в Соединенных Штатах гораздо больше, чем каким‑либо другим. Согласно результатам одного замечательного исследования, в Америке на долю алкоголя приходится 85% всех случаев наркотической зависимости. Помимо этого, имеются данные, что под воздействием алкогольного пристрастия в тот или иной период своей жизни пребывают около 13,5% всего населения США.

Последствия этой печальной статистики чрезвычайно серьезны как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Некоторые формы рака, например, напрямую связываются с запойным пьянством, а при раке пищевода следствием употребления алкоголя являются целых 75% смертельных исходов. Нередки и случаи, когда чрезмерное потребление алкоголя приводит к раку печени. Результатом длительного пьянства может быть разрушение поджелудочной железы, желудка, тонкой кишки, не говоря уже об ослаблении мыслительной способности. Поистине, подробный перечень производимых алкоголем разрушений, равно как и счет за соответствующее лечение, занял бы не одну страницу.

Опасности, которые несет с собой алкоголь, не ограничиваются его биохимическим воздействием. Несмотря на достигнутый в последние годы существенный прогресс, общеизвестной остается высокая степень обусловленности употреблением алкоголя автокатастроф; около половины смертельных случаев на дорогах по‑прежнему связаны с пьянством. Алкоголь так или иначе замешан в шестидесяти процентах случаев гибели людей на воде. Помимо этого, около 30 тысяч человек ежегодно гибнут в различного рода вызванных употреблением алкоголя происшествиях, не связанных с механическими транспортными средствами. Важно отметить, что эти цифры относятся не только к жертвам, находившимся в состоянии тяжелого опьянения. В конечном счете любое употребление алкоголя существенно увеличивает вероятность пострадать от несчастного случая.

Проблемы, порождаемые пристрастием к алкоголю, весьма существенны и в не столь зловещей сфере. Так, пьянство часто становится причиной бессонницы. С пьянством может быть связано и ожирение, и разновидность отвращения к пище, распространенная среди горьких пьяниц, которые, бывает, ничего не едят, получая калории только от алкоголя. Довольно‑таки неприятным может быть и похмелье, биохимический механизм которого, несмотря на обилие народных средств от этой напасти, полностью еще не изучен.

Снова‑таки, это лишь мимолетный взгляд в бездну несчастий, которые навлекает на себя тот, кто чрезмерно увлекается алкоголем. Нам, однако, стоило бы более тщательно разобраться, что здесь означает слово «чрезмерно» и в чем состоят различия между потребностью в алкоголе и подлинно аддиктивным поведением.

 

МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ АЛКОГОЛИЗМ

 

 

Первая стадия

 

Употребляя алкоголь, субъект испытывает существенное снижение уровня стресса и напряженности. В течение периода, составляющего от шести месяцев до двух лет, будущий алкоголик, стремясь достичь подобного расслабления, привыкает пить чуть ли не ежедневно. Как правило, восприимчивость к алкоголю у него становит


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.