Национальная модель экономики и бизнеса: культурные основы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Национальная модель экономики и бизнеса: культурные основы

2023-01-16 28
Национальная модель экономики и бизнеса: культурные основы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Андрей Викторович Белов

Япония: экономика и бизнес

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=26337421

«Япония: экономика и бизнес: учеб. пособие. / Белов А. В.»: Литагент СПбГУ; Санкт‑Петербург; 2017

ISBN 978‑5‑288‑05716‑8

Аннотация

 

В книге рассмотрены вопросы экономики и бизнеса в современной Японии, раскрыт их переходный характер. Предложена междисциплинарная концепция национальной модели экономики и бизнеса, которую можно применить к исследованию любой страны. Дано описание «японского экономического чуда» и причин замедления темпов экономического роста в начале 1990‑х годов. Приведены характеристики экономической деятельности государства и регионов, предприятий и домохозяйств. Проанализированы конкретные примеры активности компаний на внутреннем рынке Японии. Исследованы черты внешнеэкономических связей и особенности японо‑российской торговли. В результате дана краткая, емкая и точная характеристика экономики и менеджмента Японии, а также определены элементы японского опыта, применимого к развивающимся и переходным странам.

Книга предназначена студентам бакалавриата, обучающимся по направлению «Мировая экономика». Может быть полезна студентам магистратуры, аспирантам и стажерам, а также слушателям курсов переподготовки и преподавателям – всем интересующимся вопросами мировой экономики, международного менеджмента и социально‑экономической ситуацией в Японии.

 

Андрей Белов

Япония: экономика и бизнес

 

Автор благодарит Университет префектуры Фукуи (Япония) и ассоциацию выпускников экономического факультета СПбГУ «Содружество» за финансовую поддержку издания данной книги.

 

САНКТ‑ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Рецензенты:

д‑р ист. наук, проф. А. В. Филиппов (С.‑Петерб. гос. ун‑т),

д‑р экон. наук А. А. Белых (ПАО «Банк «Санкт‑Петербург»)

 

Печатается по решению Учебно‑методической комиссии экономического факультета Санкт‑Петербургского государственного университета

 

Список сокращении

 

ВВП – валовой внутренний продукт

ВИЭ – возобновляемые источники энергии

ВНД – валовой национальный доход

ВНП – валовой национальный продукт

ВСТО – Восточная Сибирь – Тихий океан (нефтепровод)

ВЭС – внешнеэкономические связи

ИЧР – индекс человеческого развития

КК – кружки качества

КУ – корпоративное управление

ЛДП – либерально‑демократическая партия (Японии)

МГП – магистральный газопровод

МСП – малые и средние предприятия

НИОКР – научно‑исследовательские и опытно‑конструкторские разработки

ННН – незаконная, несообщаемая и нерегулируемая (деятельность, торговля и т. п.)

н. д. – нет данных

ОДУ – официально допустимый улов

ОПР – официальная помощь развитию

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

ПИИ – прямые иностранные инвестиции

ППС – паритет покупательной способности

ПСР – преимущественно сельские регионы

СП – совместное предприятие

СПГ – сжиженный природный газ

СРП – соглашение о разделе продукции

ТПП – торгово‑промышленная палата

ТТП – Транстихоокеанское партнерство

АМ – Ameoba Management

BTU – British thermal units

CCS – carbon capture and storage

CPI – consumer price index

НН – Henry Hub

JCC – Japan Crude Cocktail

JETRO – Japan External Trade Organization

JIT – Just in Time

MM – Matrix Management

OECD – Organization for Economic Cooperation and Development

SEJ – Seven & Eleven Japan

TFR – total fertility rate

TPS – Toyota Production System

TQM – Total Quality Management

TQS – Total Quality control System

WVSA – World Values Survey Association

WWF – World Wildlife Fund

 

Введение

 

Первый вопрос, который хотелось бы поставить вначале, заключается в следующем: как изучать экономику страны – России или Узбекистана, США или Украины, Казахстана, Германии, Сингапура, Кыргызстана или Японии? Разумеется, речь идет о том, чтобы получить наиболее точное представление о предмете и не потратить на это полжизни (как пришлось сделать автору этих строк в отношении Японии). Решить такую задачу вполне возможно, если применить несколько специальных приемов. Важнейшим из них, на наш взгляд, является анализ эволюции, т. е. акцент на текущих изменениях и перспективах развития. Известно, что именно в эпоху перемен ярче всего выявляется истинный характер экономической деятельности.

Далее, большую помощь может оказать совместное рассмотрение экономики и бизнеса, макро‑ и микроуровня экономической деятельности, групповой и индивидуальной активности компаний, домохозяйств и государства. Привлечение нескольких экономических дисциплин позволяет глубже понять предмет и при этом сэкономить время и силы. И наконец, особенно важно сопоставление различных стран, выделение совпадающих черт и выявление имеющихся различий. Международные сравнения совершенно необходимы для применения иностранного опыта в реальной жизни. Комбинация этих приемов (базирование на различных дисциплинах) позволяет создать методику исследования национальной модели экономики и бизнеса, которая имеет универсальный характер и применима к любой стране мира.

Второй вопрос, который неизбежно должен у нас возникнуть, звучит так: чем интересна экономика Японии? На него даются самые разные ответы. По‑видимому, их можно подразделить на три группы, признав, что Япония привлекает всеобщее внимание как страна с переходной экономикой, как неисчерпаемый источник опыта и как важный деловой партнер.

Прежде всего подчеркнем, что выражение «страна с переходной экономикой» применимо не только к бывшим социалистическим государствам, но и к Японии тоже. Однако содержание переходных процессов в японской экономике существенно отличается от того, что происходит в постсоциалистических странах. Япония осуществляет переход: 1) от «естественного» к «искусственному» экономическому росту; 2) от «направляемой» к либеральной рыночной экономике; 3) от национальной к глобальной организации экономической жизни. Многие явления, наблюдаемые в Японии, происходят впервые в мире и достигают еще неизвестных науке масштабов. Неудивительно, что зачастую стране приходится играть роль первопроходца и на ощупь искать верный путь. Падающие цены, государственный долг, стареющее население известны многим странам, но именно в Японии принимают наиболее угрожающие формы. Всё это диктует необходимость глубоких реформ, которые начались четверть века назад, продолжаются по сей день и на глазах меняют всю социальную систему страны.

В самом начале упомянутого перехода Япония столкнулась с серьезным замедлением темпов экономического роста. Сначала 1990‑е, затем 2000‑е, а вот уже и 2010‑е годы стали называть «потерянными десятилетиями». Однако, несмотря на это, стране удалось сохранить социальную стабильность, а также обеспечить если не растущий, то достаточно высокий уровень жизни. Устойчивость национальной валюты, осуществление крупнейших инфраструктурных проектов, низкая безработица, высокая продолжительность жизни ярко показывают, что Япония намного лучше других стран справляется с последствиями переходных явлений. По мнению ряда зарубежных специалистов, Японии удалось войти в состояние «комфортабельной депрессии» и предотвратить резкие колебания экономической конъюнктуры и жизненного уровня. Наряду с этим встречаются и однозначно негативные мнения об экономической ситуации в Японии. Мировое общественное мнение (если таковое существует) расколото в отношении состояния и перспектив экономики страны. Полярные оценки, распространенные в зарубежных экономических и политических кругах, еще более усиливают интерес к положению дел в современной Японии.

В ходе многолетней истории Япония накопила уникальный опыт, который может заинтересовать буквально всех: активных государственных деятелей и домохозяек, экономистов‑теоретиков и бизнесменов‑практиков.

Начнем с того, что Япония – это единственная азиатская страна, вступившая в постиндустриальную эру и занявшая место среди наиболее развитых мировых держав. Причем понятие «Азия» в данном случае обозначает не географическое, а социально‑культурное явление, охватывающее религию, историю, человеческие отношения, сложившиеся в обществе институты. Превалирующая в Японии система ценностей основана не на православии, протестантизме или исламе, а на конфуцианской этике. Развитие рыночной экономики и представительной демократии долгое время запаздывало, индустриализация началась позднее и протекала в несколько иных формах по сравнению с США и Западной Европой. И всё же во второй половине XX в. Япония первой из азиатских стран вошла в «клуб развитых государств», достигла высокого уровня жизни, создала современное общество на основе развитой демократии и рыночной экономики, а также начала переход к постиндустриальному типу воспроизводства.

При этом в стране удалось не только сохранить традиционную культуру мастеров своего дела, но и развить на ее основе уникальные системы организации производства. Японские компании и товары Made in Japan появились во всех уголках света и стали синонимом эффективного управления и научного менеджмента, высокого качества и передовых технологий. Вопросы о том, каким образом удалось это сделать, какие меры для этого необходимы, возможно ли применение японского опыта в другое время и в других условиях, уже несколько десятков лет сохраняют актуальность для многих развивающихся и переходных стран.

С позиций наиболее распространенных экономических теорий (mainstream economics) Япония представляет собой очень непростой объект для анализа. В частности, государство в Японии не столько жестко управляет, сколько мягко регулирует экономику, компании не только конкурируют, но и активно координируют свою деятельность, а потребители зачастую предпочитают сбережение потреблению. Следовательно, поведение всех трех основных субъектов экономической деятельности имеет ярко выраженные особенности. Это привлекает к Японии внимание как теоретиков экономической науки, так и практиков‑бизнесменов. По‑видимому, именно знакомство с такой уникальной страной позволяет получить максимум идей для применения в самых разнообразных областях экономики и бизнеса.

И наконец, Япония – это важный деловой партнер для любого из государств бывшего СССР. С точки зрения России и Казахстана, наибольшее значение имеют двустронние торговые связи и прямые инвестиции Японии. Причем не только в добычу природных ресурсов, но и в обрабатывающий сектор: производство автомобилей, энергетического оборудования, строительных материалов, бытовой электроники. Для Украины, Узбекистана и Кыргызстана важное значение имеет японская официальная помощь развитию, направленная на создание современной инфраструктуры, подготовку кадров, распространение передового опыта. Взять хотя бы деятельность японских центров, которые существуют во многих постсоветских странах. Работа таких центров организована с японской тщательностью и направлена не столько на пропаганду культуры и достижений Японии, сколько на повышение уровня занимающихся там стажеров и инвестиции в их «человеческий капитал», играющий ключевую роль в развитии любого человека и любой страны.

К сказанному выше хотелось бы добавить одно важное замечание. Большинство публикаций по экономике Японии носит либо конкретнострановедческий, либо абстрактно‑теоретический характер. Автору этих строк хотелось бы уйти от крайностей и описать экономику страны изнутри, но не глазами исследователя‑япониста, а с точки зрения преподавателя‑практика и постоянного жителя Японии.

Итак, мы приступаем к разговору о национальной системе экономики и бизнеса на примере Японии. В центре нашего внимания лежит эволюция и переходный характер экономики страны, в изложении широко применяются международные сравнения и анализ японских особенностей, а цель работы состоит в изучении накопленного опыта и поиске новых идей. Всё это позволяет лучше понять Японию как делового партнера и способствует расширению взаимовыгодных деловых и гуманитарных отношений между нашими странами.

 

Глава 1

Нация и язык

 

По своим антропологическим характеристикам японцы принадлежат к азиатской монголоидной расе. Точные источники происхождения японской нации, как отмечают специалисты, пока неизвестны. Тем не менее достоверно установлено, что коренными жителями Японских островов, прежде всего их северной части, являлись айны (северный народ, соединяющий черты азиатской и европеоидной расы). Последние испытывали сильное влияние со стороны переселенцев из Юго‑Восточной Азии, проникавших на Японские острова через Филиппины.

Около двух тысяч лет назад на острова японского архипелага через Корейский полуостров переселилось значительное число жителей из северо‑восточных районов Китая и Монголии. Отметим, что до сих пор историческая наука не дала точного ответа на вопрос о причинах такого масштабного переселения народов. Однако именно эти три этнических типа и сформировали современную японскую нацию. Считается, что в южных районах японского архипелага исторически преобладал филиппинский антропологический тип, в центральных – корейский и китайский, а в северных областях во внешности коренного населения можно было проследить влияние особенностей, характерных для айнских народностей (высокий рост, сравнительно светлая кожа, развитый волосяной покров на лице и т. п.).

Перечислим основные этапы формирования японской нации. Период Дзёмон, или период первобытного земледелия, продолжался более 4 тысяч лет, вплоть до III в. до н. э., и получил свое название по веревочным узорам, которыми украшалась глиняная посуда. Период Яёй охватывал примерно 600 лет – с III в. до н. э., до III в. н. э. (Яёй – это название населенного пункта в районе Токио, где обнаружены первые археологические свидетельства появления новой культуры). Главным историческим процессом периода Яёй считается начало массового переселения в Японию выходцев с континента. Путь переселенцев пролегал преимущественно через Корею. Переселенцы принесли на Японские острова рисовую культуру и положили начало орошаемому земледелию. Такой выдающийся технологический рывок дал толчок к развитию разнообразных форм культурной деятельности и началу нового этапа исторического развития. С III в. началось формирование зачаточных политических институтов, которые получили название государства Ямато. Именно в этот период на протяжении примерно 400 лет (с III по VII в.) происходило постепенное формирование национальной общности японцев. Одной из главных специфических черт данного процесса следует считать систематическое заимствование и внедрение элементов китайской культуры, которое началось с письменности и религиозных ритуалов (V–VI вв.). Сфера заимствований постепенно расширялась и к VII–VIII вв. охватывала уже элементы политического и экономического устройства, все возможные для копирования навыки сельскохозяйственного производства, строительства, планирования городского пространства, образования, медицины, естественных наук и т. д. Фактически в Японии была предпринята попытка создать уменьшенную копию великой китайской империи (VII–VIII вв. н. э.).

Долгое время письменность выступала как основной канал получения информации религиозного и социального характера. На этой основе исторически сложилось уважение к написанному слову, высокий престиж образования. При этом заимствования из Китая не уничтожали, а дополняли оригинальный японский опыт и знания. В результате на базе китайской письменности была создана своя собственная, «импортированный» буддизм причудливо соединился с синтоизмом (местной религией), а конфуцианские принципы государственного устройства оказались модифицированы в виде собственного кодекса законов, изданного принцем Сётоку (предположительно 574–622 гг.). В итоге, несмотря на явную культурную зависимость от намного более крупной и развитой страны, в Японии сформировалась полностью самостоятельная и во многом уникальная культура. Способность усваивать иностранные новинки и на их базе формировать нечто самобытное присуща многим народам. Однако японская культура, язык и система ценностей весьма далеко отстоят от китайского «оригинала», и это выделяет Японию из длинного списка народов, осуществлявших масштабные культурные заимствования, а также накладывает отпечаток на всю последующую историю страны. Традиционная роль Японии как страны‑получателя в процессе культурного обмена, добровольное восприятие зарубежного культурного влияния делают ее уникальным объектом для исследования разнообразных культурных влияний.

Японский язык, по мнению филологов, имеет свою собственную уникальную структуру и даже формирует самостоятельную «языковую семью». Грамматика японского языка сходна с корейской и в меньшей степени – с китайской и монгольской. Письменность была заимствована из Китая, но трудности в изучении огромного числа иероглифов привели к формированию собственной слоговой фонетической азбуки хирагана, состоящей из 47 основных знаков и 104 сочетаний. Однако фонетически японский язык очень беден, т. е. в нем сравнительно мало звуков (не более половины из тех, что существуют в русском языке). Например, в нем практически нет закрытых слогов, оканчивающихся на согласный звук. Звуки «р» и «л» полностью слиты, «б» и «в», «с» и «ш», «ф» и «х», «т» и «ц» слиты частично, и японцы могут их путать, когда говорят на иностранных языках. Фонетическая бедность привела к тому, что совершенно разные понятия приходилось обозначать словами с одинаковым звучанием. Китайские иероглифы неплохо подходили для этой цели, а вот собственная японская слоговая азбука оказалась не способна точно отобразить сложные понятия.

Первые опыты создания литературных произведений с помощью хираганы стали значительным культурным событием, но не получили серьезного продолжения. Развитие письменности, как и многих других сфер социальной жизни, пошло путем конвергенции китайского «оригинала» (иероглифов) с японской хираганой. Позднее появилась еще и азбука ка‑такана – дополнительный вид собственного слогового алфавита, применявшийся для записи различных произношений иероглифов или заимствованных иностранных слов. В результате, по выражению некоторых американских специалистов, появилась наиболее трудная и наименее эффективная в мире письменность, созданная на базе китайских иероглифов и двух видов самостоятельно разработанного фонетического слогового алфавита. Иероглифы несут основную смысловую нагрузку, хираганой записываются грамматические конструкции (окончания, суффиксы, предлоги и т. п.), а катакана используется для записи иностранных заимствований и смыслового выделения.

Разумеется, приведенные выше слова о «неэффективности» письменной системы нужно воспринимать критически. Тем не менее простая иллюстрация – ввод японского текста с компьютерной клавиатуры – хорошо показывает, что это означает на практике. Подавляющее большинство японцев предпочитает набирать текст со стандартной для англоязычных стран клавиатуры QWERTY. По определенным правилам на клавиатуре набирается латинская транскрипция японских слогов, и на экране автоматически отображается хирагана. Нажатие специальной клавиши выводит на экран в виде всплывающего меню список иероглифов, имеющих набранное произношение. Список может состоять из нескольких десятков иероглифов (чем проще набранная фонетическая комбинация, тем длиннее список). Наиболее часто употребляемые иероглифы расположены вверху, остается только выбрать нужный знак и указать на него компьютеру. В итоге вместо прямого ввода текста приходится выполнять достаточно сложную трехступенчатую процедуру. С учетом этого просто удивительно, что по скорости набора хорошо знакомые с компьютером японцы практически не отстают от людей, работающих с латиницей и кириллицей.

Пример с компьютером в какой‑то степени иллюстрирует сложность овладения японским языком. Иероглифика, произношение, грамматика, а самое главное – непривычный способ выражения мыслей препятствуют тому, чтобы овладеть японским тем же путем, что, скажем, английским или испанским, т. е. выучив буквы, необходимые слова и элементарные грамматические конструкции. В данном случае потребуются годы систематического труда, чтобы запомнить кроме хираганы и катаканы примерно 1000 наиболее часто используемых в газетах иероглифов (список самых употребляемых из программы средней школы включает 1945 знаков), создать минимально необходимый запас слов, а также выучить максимально распространенные фразы и выражения, которые японцы применяют в повседневном или деловом общении. Это уже совсем не простая задача. Но за ней обязательно последует необходимость изучить различия письменного слога и устной речи, повседневного жаргона и вежливых форм, ньюансы языка в зависимости от социального положения говорящего и того, к кому обращена устная и письменная речь, и т. д. Недаром многие иностранцы считают сложность языка одной из основных причин, по которой так трудно быть полностью принятым и интегрироваться в японское общество.

Отметим еще одну важную черту языка и социальных отношений Японии. Речь идет о существовании лицевой (официальной, правильной, общепризнанной) и оборотной (скрытой, серой, групповой) стороны у многих общественных явлений. Двойное дно человеческих отношений отражено в языке, где существуют несколько пар слов, среди которых наибольшее значение имеют «татэмаэ – хоннэ», «омотэ – ура» и «сото – ути».

«Татэмаэ» означает формально установленный принцип, не всегда соблюдаемый заинтересованными сторонами. «Хоннэ» указывает на действительные желания и намерения, которые невозможно прямо выразить, поскольку существует татэмаэ. Так, например, работник может выражать свою преданность компании, поскольку этого требует татэмаэ, хотя его подлинные намерения (хоннэ), вполне возможно, заключаются в продвижении по карьерной лестнице. Следующая пара слов – «омотэ» (лицевая сторона) и «ура» (изнанка) – имеет близкое значение, хотя ура зачастую подразумевает неправильную, темную, скрываемую или даже нелегальную сторону отношений (неофициальные денежные «вознаграждения» и т. п.). Третья пара – «сото» (внешний, чужой) и «ути» (внутренний, свой) – отражает принадлежность к определенной группе, организации, компании. Содержание и форма отношений серьезно различаются в зависимости от того, где и с кем происходит общение (ути – в компании с работниками – или сото – за ее пределами с посторонними людьми).

Разумеется, подобные различия существуют и в других языках и культурах. Однако в Японии они наиболее глубоко вплетены в ткань социальных отношений. Специалисты отмечают, что любое исследование японского общества является неполным, если берется во внимание лишь внешняя сторона дела (татэмаэ, омотэ, сото). Правильное представление дает дополнительный анализ хоннэ, ура и ути, как реальных движущих сил [Sugimoto, 2010, p. 32–35].

 

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Микроэкономика и фирмы

 

Важнейшую часть национальной модели бизнеса составляет деятельность фирм (компаний или предприятий). Под фирмой мы понимаем деловую организацию, занимающуюся продажей товаров и услуг с целью извлечения прибыли. В экономической науке разработано множество теорий фирмы, объясняющих причины их существования, принципы организации и механизмы деятельности [Spulber, 2009].

С практической точки зрения при разговоре о японских фирмах наибольшее внимание привлекают национальные особенности менеджмента, получившие широкую известность во всем мире. Понятие «менеджмент» объединяет комплекс наук об управлении предприятием. Эти науки включают в себя теории управления производством, персоналом, финансами, продажами, проектами, стратегией развития, инновациями, экологическими аспектами, а также маркетинг, контроллинг и многое другое. Поэтому национальную систему менеджмента можно рассматривать под различными углами зрения: с позиций раскрытого выше содержания менеджмента, с технологической, организационной или культурной стороны [Cole, 2004].

Так как же соединить теорию и практику? Как анализировать особенности фирм и менеджмента в Японии? Приступая к изложению такой обширной и сложной темы, прежде всего постараемся точно определить предмет, объект и метод нашего анализа.

Любую фирму характеризуют множество связей, из которых наибольшее значение имеют отношения собственника и управляющего, связи с компаниями‑партнерами, а также взаимодействия между работниками и работодателями. Поэтому предмет нашего дальнейшего обсуждения можно сформулировать следующим образом: это корпоративное управление, объединения предприятий и трудовые отношения, а также влияние всего этого на управление японскими фирмами.

В любой стране действуют малые, средние и крупные компании. Япония не является исключением. Более того, Японию часто называют «страной малых предприятий» (в дальнейшем мы поясним эту характеристику). Однако когда речь заходит о японском менеджменте, обязательно всплывают названия таких фирм‑гигантов, как Toyota, Sony, Panasonic, Honda, Hitachi, Canon и др. Это неудивительно, поскольку именно на крупнейших предприятиях появились японские системы управления, завоевавшие мировое признание. Следовательно, вполне логично разделить изложение материала на две части: сначала осветить особенности менеджмента в крупных японских фирмах, а затем перейти к анализу положения малых и средних предприятий (МСП). Соответственно, объектом исследования в первой части будут примерно 200 крупных компаний из отраслей материального производства, составляющих фундамент технологического и экспортного потенциала Японии и известных во многих странах.

Исходя из сказанного, мы можем выбрать метод исследования, который будет включать анализ поведения фирм и соответствующих национальных особенностей. Основное внимание уделим изменениям компаний и управления ими под влиянием обсужденных ранее переходных процессов в экономике страны. Отметим, что предприятия Японии изменяются во всех важнейших измерениях: меняются система корпоративного управления, связи с партнерами и трудовые отношения. Следовательно, положение японских фирм вслед за ситуацией в экономике всей страны также можно считать переходным. Ниже мы попытаемся раскрыть этот тезис.

 

Глава 5

Микроэкономика и люди

 

На микроэкономическом уровне действуют не только фирмы, но и люди, семьи, домохозяйства. Поэтому в данной главе мы приступаем к характеристике экономического положения простых японцев. В известном смысле эта тема является одной из важнейших в составе нашего пособия, поскольку развитие человека и удовлетворение его потребностей представляет собой основную цель экономической деятельности.

Изложение вопроса начнем с краткой характеристики населения Японии, а затем продолжим обсуждение главных сторон экономического положения человека – работы, дохода и социальной сферы. Говоря научным языком, рассмотрим вопросы о рынке труда, структуре и динамике доходов, а также о системах социального, медицинского и пенсионного обеспечения. В каждой из этих областей в последние годы происходит множество важных изменений. Известно, что население Японии сокращается и стареет, на рынке труда появляются новые виды занятости, в распределении доходов усиливается неравенство, а социальная сфера испытывает повышенную нагрузку и недостаток финансирования. Причем масштабы происходящих изменений настолько велики, что они не просто отражают переходный характер экономики Японии, но и затрагивают основы национальной модели экономики и бизнеса. Именно эти проблемы и будут находиться в центре нашего внимания.

 

Глава 6

Мезоэкономика и регионы

 

В последние годы в практических и теоретических исследованиях всё чаще используется понятие «мезоэкономика», которое указывает на региональный, т. е. промежуточный между макро‑ и микроэкономикой, уровень экономической деятельности. На мезоуровне регионы, территориальные комплексы, единицы административного деления рассматриваются как самостоятельные агенты экономических отношений наравне с фирмами, работниками и государственными органами. Такой подход позволяет лучше понять особенности национальной модели экономики и бизнеса, оценить важность территориальной стратегии в развитии компаний и отраслей, а также определить пути повышения конкурентоспособности отдельных регионов и страны в целом.

Современная Япония дает уникальный материал для региональных исследований. В 2014 г. в стране приняты специальный Закон о формировании территории, человека, занятости (Мати, хито, сигото сосэй хо) и комплексная правительственная стратегия по его реализации [Электронное правительство Японии, 2016]. В этих документах поставлена долгосрочная цель: к 2060 г. стабилизировать население на уровне 100 млн человек, а также создать благоприятные условия для их проживания во всех регионах страны. В сущности, речь идет о сокращении масштабов экономической деятельности на большинстве территорий и переходе к более компактной пространственной модели расселения. Параллельно с этим ставятся задачи общего улучшения среды обитания, усиления конкурентоспособности крупных мегаполисов и экономического оздоровления малых городов. Повышение качества жизни при сокращении масштабов экономики предъявляет особые требования к региональной политике и привлекает к событиям в Японии внимание теоретиков и практиков всего мира.

Попытаемся кратко осветить важнейшие из перечисленных проблем. В первой части нашего изложения дадим общую характеристику регионального среза японской экономики, во второй – на примере префектуры Фукуи рассмотрим особенности одного из типичных провинциальных регионов страны, а в третьей – разберем три конкретных случая и проанализируем перспективы сохранения местной промышленности через формирование региональных кластеров. Всё это, по нашему мнению, позволит правильно отразить ситуацию и извлечь полезные уроки из опыта Японии.

 

Производство тканей

 

В ткацкой промышленности префектуры Фукуи действуют 584 компании, заняты 15,6 тыс. человек, а отгрузки продукции ежегодно достигают 234,7 млрд иен, или около 2,3 млрд долларов (2014). По первым двум показателям ткацкое производство намного опережает все остальные отрасли префектуры, а по отгрузкам находится на третьем месте, уступая химической промышленности и изготовлению электронных компонентов. Внутри Японии производители префектуры Фукуи лидируют в сфере изготовления тканей из искусственных волокон, вискозы, трикотажа, а также отделочных лент и кружев, фирменных марок и лейблов и т. п. Кроме того, множество компаний заняты специальными видами деятельности, связанными с ткацким производством, т. е. изготовлением волокон и нитей, окраской и термической обработкой, отделкой закраин и нанесением покрытий и т. д. В целом ткацкая промышленность Фукуи представляет собой лидирующий в Японии и широко известный в мире специализированный комплекс производств.

Первое упоминание о ткацком деле в Фукуи содержится в древней японской хронике Ниппон сёки и относится к 712 г. В XVII в. ткацкая отрасль превратилась в главный вид несельскохозяйственной деятельности префектуры. В конце XIX в. в Фукуи появились и начали стремительно расти современные фабрики по производству натуральных шелковых тканей. Доля Фукуи в национальном объеме их производства увеличилась с 1,8 % в 1884 г. до 32,4 % в 1904 г. В период между мировыми войнами компании Фукуи начали изготовление вискозных тканей, а к середине 1930‑х годов в Японии и за рубежом префектура получила известность как «Королевство вискозы» (Дзинкэн ококу).

В 1950 г. в префектуре впервые выпустили продукцию из нейлона, а уже через 10 лет нейлон и полиэстер практически вытеснили вискозу. Новые материалы в больших объемах производили несколько крупных химических компаний, таких как Toray, Teijin, Asahi Kasei. Они же стали и головными предприятиями объединений кэйрэцу, т. е. предоставляли материалы для выработки пряжи и нитей и закупали готовую ткань. Малые и средние предприятия префектуры, став членами кэйрэцу, приобрели стабильных поставщиков и покупателей, но на долгие годы лишились самостоятельности в закупочной и сбытовой политике.

Помощь партнеров по кэйрэцу позволила быстро осуществить полную замену парка оборудования. Началось бурное развитие технологий (тиснение, печать, нанесение покрытий и т. п.). Появились новые виды изделий, такие как трикотаж, кружева, а также специальные ткани для спортивной одежды и обуви, автомобильных сидений и ремней безопасности, строительных упаковок и изоляционных покрытий и многое другое. Возникли специализированные производства узких тканых материалов (отделочных лент, лейблов для одежды и т. п.), которые быстро заняли в Японии лидирующие позиции. В 1970 г. в префектуре производство тканей осуществляли 1423 компании. С количественной точки зрения ткацкая отрасль Фукуи достигла высшей точки своего развития.

Мировой энергетический кризис 1973 г. и усиление конкуренции со стороны корейских и тайваньских производителей дали толчок к снижению спроса на ткани из Фукуи. Резкое повышение обменного курса иены в 1985 г. еще более обострило проблему международной конкурентоспособности. Местные компании пошли по пути конкуренции в области качества и сосредоточили усилия на разработке уникальных видов тканей и внедрении новейшего оборудования. Именно тогда в префектуре появились бесчелночные гидравлические (water jet looms) и рапирные (rapier looms) ткацкие станки, которые сделали возможным снижение расходов и повышение добавленной стоимости в расчете на единицу продукции.

Качественный скачок удалось совершить в начале 1980‑х годов, когда был разработан принципиально новый материал полиэстер‑филамент. В ткацкой промышленности префектуры наблюдались процессы, сходные с происходившими в начале 1950‑х годов, т. е. в период перехода с вискозы на нейлон и другие искусственные волокна. Имеется в виду полная замена парка оборудования и разработка принципиально новых видов изделий. По сравнению с событиями 30‑летней давности к этому добавилась также и определенная переориентация с внешнего на внутренний рынок. Перемены затронули все стадии производства – от изготовления пряжи и нитей до торцевой обработки и окраски готового материала. Изменилась также и система кооперационных взаимосвязей между компаниями ткацкой отрасли. Всё это создало новые возможности для роста. Однако после спекулятивного экономического бума 1985–1989 гг. наступил период длительной депрессии. В 1990‑х годах последовало очередное падение спроса и цен на ткацкую продукцию, в результате чего начался очередной виток обновления ассортимента и технологий производства.

Особенностью 1990‑х годов стало создание головными химическими предприятиями кэйрэцу производственной базы за рубежом. Многие компании Фукуи последовали за головными фирмами, а оставшиеся оказались предоставлены сами себе и вынуждены были выживать самостоятельно. Одной из важных стратегий тех лет явилось ускоренное технологическое развитие. Большую помощь компаниям префектуры оказали Центр промышленных технологий и местные университеты. С их помощью были созданы полиэстер‑филаментные ткани второго <


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.